Джон Фаулз. Башня из черного дерева
…Et par forez longues et lees
Par leus estranges et sauvages
Et passa mainz felons passages
Et maint peril et maint destroit
Tant qu’il vint au santier tot droit…
Chretien de Troyes,»Yvain»
1
Дэвид приехал в Котминэ в среду во второй половине дня, через сутки после того, как причалил в Шербуре и, нигде не задерживаясь, повел машину в Авранш, где заночевал. Это позволило ему оставшуюся часть пути проехать при свете дня, полюбоваться чарующей, как сновидение, картиной шпилевидных скал вдоль отдаленных берегов Мон сен Мишель, побродить по улицам Сен Мало и Динана; потом он свернул на юг и выбрался на шоссе, прорезавшее живописную сельскую местность. Стояла чудесная сентябрьская погода. Его сразу пленили мирные пейзажи с ухоженными фруктовыми садами и полями – задумчивыми и уставшими от бремени урожая. Дважды он останавливался и наносил на бумагу особенно приятные сочетания красок – параллельные полосы акварели разных тонов и оттенков, – помечая своим четким почерком масштаб. Хотя в этих его пометках и содержались некоторые указания на внешнее сходство с натурой (одна цветная полоска – поле, другая – освещенная солнцем стена, третья – отдаленный холм), он ничего не рисовал. Лишь записывал число, месяц, время дня и погоду, потом ехал дальше.
Он испытывал легкие угрызения совести от того, что так приятно проводит время один, без Бет, после бурного объяснения накануне отъезда; однако прелестная погода, новые впечатления и, конечно, беспокойная и вместе радостная мысль о цели путешествия, к которой он приближался, – все создавало приятную иллюзию холостяцкой свободы. Последние мили пути, пролегавшие по Пемпонскому лесу – одному из нетронутых еще обширных массивов Бретани, были поистине чарующи: прямые, зеленые и тенистые дороги с редкими солнечными просветами в узких просеках, рассекавших бесконечные заросли деревьев. Его представление о крае, где старик прожил последние годы и где обрел наибольшую славу, сразу приняло конкретные очертания. Сколько ни читай, каково бы ни было воображение, ничто не может заменить то, что видишь глазами. Еще не добравшись до цели, Дэвид уже знал, что ехал сюда не напрасно.
Скоро он свернул на совсем узенькую и пустынную лесную дорогу – voie communale2 и, проехав около мили, увидел искомую надпись: Manoir de Coetminais. Chemin prive.3 Далее путь преграждали белые ворота, которые ему пришлось самому открыть и закрыть. Еще с полмили – и снова ворота, как раз в том месте, где поредевший лес открывал вид на залитый солнцем запущенный сад. На перекладине ворот – деревянная табличка с надписью. Дэвид улыбнулся – под французскими словами «Chien mechant»4 стояли английские: «Без предварительной договоренности посетителям въезд строго запрещен». Словно в подтверждение серьезности этой надписи на воротах изнутри висел замок. Похоже было, что его приезда никто и не ждал. На мгновение он растерялся: чего доброго, старый хрыч вообще забыл о своем приглашении. Дэвид, отойдя в холодок, смотрел на освещенные солнцем ворота. Нет, не мог он забыть – ведь еще на прошлой неделе Дэвид послал ему записку с напоминанием о предстоящем приезде и выражением благодарности. Сзади раздалась птичья трель, похожая на неумелую игру на оловянной дудке. Он оглянулся, но птицы не увидел. Птица явно не английская, подумал Дэвид. Но сам то он англичанин, и не к лицу ему бояться какой то собаки. Надо действовать. Не может же он… Дэвид вернулся к машине, заглушил двигатель, запер дверцы и, подойдя снова к воротам, перелез на другую сторону.
Он шел по дорожке среди старых яблонь, усыпанных плодами красных сидровых сортов. Кругом была тишина, ничто не говорило о присутствии собаки. На солнечной поляне, среди моря гигантских дубов и буков, одиноко стояла manoir.
О книге
Погружая себя в ежедневные рутинные заботы, современный человек должен помнить о своём душевном настроении и о том, как можно его поднять. Одним из наиболее эффективных способов, без сомнения, является чтение книг. С книгами жизнь становится интереснее и веселей, а многие жизненные неурядицы кажутся не такими уж и серьезными.
Книга Фаулза Джона Роберта «Башня из черного дерева» – отличный образец подлинного искусства в жанре классическая проза. В своей работе автор детально рассматривает серьезные вопросы взаимоотношений между людьми и то, как это влияет на нашу жизнь в целом
Детально проработанные персонажи, удивительный сюжет и тонкое описание чувств и эмоций — всё это непременно отвлечет Вас и завладеет Вашим вниманием
Выбор
Поставленный в предлагаемые Бресли обстоятельства, художнику предстоит сделать выбор как жить дальше. У него есть вариант поддаться своей страсти, освободить прекрасную девушку и изменить свою жизнь. Но его сдерживают моральные устои, супружеский долг по отношению к жене, которая ему не так и нужна, а также страх самого выбора, либо же ответственности, которую ему придется на себя взять.
И только по дороге назад он понимает, к чему привело его бездействие – страх, заставляющий его держаться за старые, не вполне работающие, хоть и крепкие смыслы его жизни, убивает в нем истинную личность, которой необходимо проявиться. Но он неспособен рискнуть, из чего Дэвид делает вывод, что его выбор – выбор посредственности. Его же кумир Бресли как раз известен своим безрассудством, что в большой степени определяет его успех.
Здесь Фаулз ставит еще проблему творческой свободы. Ведь для него самого, как для творца, возможность творить, по идее, перевешивает все социальные обязательства, которые навязываются обществом извне. Именно потому, что Бресли делает выбор в пользу творчества, он имеет и признание, и даже некоторую власть. Уильямс же обречен на посредственное существование и дальше, а его амбициям не суждено сбыться.
Мир сдвинулся с места
Если описывать «Темную Башню» совсем кратко, то в ее основе лежит бесконечно долгая история о том, как суровый и немногословный мужик с револьверами пытается спасти мир. Вначале — свой, похожий на странную комбинацию Дикого Запада и постъядерных Пустошей; потом — наш; потом все миры вообще.
Согласно кинговской мифологии, все сущее держится на некоей Темной Башне, которую удерживают от разрушения Лучи. Если уничтожить Лучи — падет и Башня, и все сущее. Собственно, темные силы в романе всеми силами стараются приблизить этот момент, а стрелок — им помешать. Фэнтези? Да. Урбанистическая фантастика? Да. Мистический триллер? Да. А еще — хоррор, вестерн, научная фантастика, детектив и вообще любой жанр, который только можно себе вообразить
При этом «Темная Башня» — это не цикл отдельных романов, а один большой, со сквозными героями и сюжетом, пусть и разбитый на отдельные тома (это важно)
«Башня» по структуре и тематике разительно отличается от всего остального, написанного Кингом. Большая часть этого самого остального относится к так называемому «магическому реализму». То есть автор дотошно, до мелочей описывает реальный мир, а затем аккуратно, почти незаметно вводит в него элемент сверхъестественного или ненормального. Собственно, именно это и сделало Кинга популярным во всем мире: сколь бы невероятными не казались его истории, читая их ты не просто включаешь фантазию, ты сразу же начинаешь в них жить.
С «Темной Башней» все иначе. Действие первой книги цикла, под названием «Стрелок», происходит в неназванном параллельном мире, где все чуждо и непонятно, где главные роли вместо домохозяек и американцев среднего класса играют ковбои и черные колдуны. Читается она достаточно тяжело, и, несмотря на мизерный по меркам Кинга объем, многие поклонники писателя так и не смогли осилить эту повесть до конца. Но уже во второй книге писатель смешивает чужой мир с нашим: у него всегда были проблемы с автономными вселенными, живущими по законам, отличным от законов одноэтажной Америки.
Как любую другую успешную книжную серию, «Темную Башню» тут же попытались протащить на большой экран.
В отличие от остальных книг писателя, «Башня», казалась идеальной для экранизации. В конце концов, мы живем в эпоху сиквелов и блокбастеров, и раз уж «Хоббита» умудрились растянуть на три полнометражных фильма, «Темную Башню» можно и вовсе доить целую вечность. Однако ни один фильм по Кингу не сталкивался с таким количеством трудностей, как «Темная Башня».
На протяжении десяти лет менялись концепции, режиссеры и киностудии, актеры и сценаристы, а фильма так не было. «Темная Башня» то превращалась в телефильм, то становилась целой серией полнометражек; образ Роланда на себя примеряли Хавьер Бардем и Рассел Кроу… и все впустую. По разным причинам один проект «Башни» отменяли за другим: так парадоксальным образом киносудьба саги отражала ее книжный путь.
Но, как бы там ни было, в какой-то момент стало ясно, что фильм, похоже, все-таки появится. Роль стрелка неожиданно досталась Идрису Эльбе (что оказалось очень хорошей идеей), а Человека в черном сыграл хамелеон Мэтью МакКонахи. Сюжет охватывает лишь небольшую часть цикла, причем его срединную часть. Большая часть действия пройдет не в мире Стрелка, а в нашей с вами реальности. Если проект удастся, последуют продолжения, если нет — он так и останется законченной историей. Еще вроде как запланирован сериал о юности стрелка, основанный на четвертом томе «Башни», но это не точно.
Описание
Британский писатель Джон Фаулз сделал себе имя за счет написания невероятно проницательных и трогающих до глубины души повестей. Его герои всегда ведут себя по-разному, не дают читателю предугадать их следующий шаг. Именно поэтому повести считались настоящим даром автора. Сборник «Башня из черного древа» содержит в себе все самое лучшее, что когда-либо было создано Джоном. В этих работах грань между реальным и вымышленным миром настолько тонка, что порой забываешь о неправдивости всего происходящего. Это произведение однозначно обязательно к ознакомлению истинным ценителям литературной классики!
Сказки у костра
Стивен Кинг — не столько «писатель», сколько рассказчик. Вот почему его книги так многословны и объемны, и вот почему написание «Темной Башни» затянулось на треть века. Кинг редко продумывает сюжеты книг от начала и до конца, в отличие от того же Джорджа Мартина, в голове которого «Игра престолов» уже давным-давно закончилась. Для Кинга гораздо важнее сам рассказ, чем его логическое завершение. А долгий путь Роланда (так зовут Стрелка) и его ка-тета (ближайших соратников, с которыми он ищет пресловутую Темную Башню) гораздо важнее их самих.
Кингу неинтересна конечная цель этого похода, ему интересен сам поход. Именно поэтому лучшими книгами цикла считаются вторая и третья. И та, и другая, по сути, — гениальные роуд-муви, в которых щедрый на потрясающие сюжетные миниатюры Кинг рассказывает так, что в книжке хочется буквально раствориться: о безногой девушке с раздвоением личности, о гигантском медведе-роботе Шардике, о безумном поезде, который больше всего на свете любит загадки.
«Темная Башня» — это апофеоз творческого метода Кинга, то есть бесконечная история без начала и конца. Именно тем она и прекрасна. Его можно упрекать в разных вещах, но в одном ему действительно до сих пор нет равных в мире беллетристики: он — гений бытописательства. «Темная башня» — это портрет не эпохи даже, а сразу нескольких эпох на фоне красочного противостояния Роланда Дискейна и его извечного противника, Человека в черном. Мы следим за тяжелой поступью стрелка, а вместе с этим — за тем, как на протяжении этих трех с половиной десятков лет менялась наша жизнь. В этих двух плоскостях (отличная история и почти летописная хроника второй половины двадцатого века) и кроется волшебство саги.
Человек в черном спасался бегством через пустыню, а стрелок преследовал его
Когда меня спрашивают, стоит ли смотреть «Темную Башню», я честно отвечаю: «не знаю». Сам Кинг долгое время не хотел, чтобы такой фильм появился: писатель говорил, что сотни тысяч людей на протяжении десятилетий видели каждый своего Фродо, а теперь для всей планеты он выглядит как Элайджа Вуд. Мне, признаюсь, казалось, что снять кино, достойное книги невозможно по причинам, которые я описал выше.
«Башня» была хороша в контексте того времени, когда писался тот или иной том. Как можно перенести удивительный мир «Пустошей», третьего тома саги, на циничный киноязык современности? Но потом появились трейлеры, и стало ясно, что проект как минимум любопытный. Отличные актеры, неожиданный и многообещающий режиссер, адекватная картинка… черт его знает, возможно, у этих парней что-то и выгорит.
В любом случае, книжки-то останутся. И их-то как раз точно стоит прочитать: и все семь томов основного цикла, и спин-офф, «Ветер сквозь замочную скважину», и тесно связанные с основной сюжетной линией «Талисман», «Черный дом», «Бессонницу» и «Сердца в Атлантиде», и великолепный роман «Оно», и мрачную повесть «Смиренные сестры Элурии», и, конечно же, блистательное «Противостояние». Я искренне завидую тем, кому этот путь только предстоит: «Темная Башня», без шуток, — один из главных эпосов двадцатого века, великие приключения великих героев, описанные одним из лучших рассказчиков наших дней.
Как и положено эпосу, здесь есть не только древние машины и двери в другие миры, но и ярчайшее противостояние добра и зла; одна из лучших историй о дружбе, предательстве, смысле жизни и высших предназначениях. Причем, в отличие от большинства других настолько же масштабных историй, она о том, что человек, возможно, не так уж и плох.
Есть и другие миры, кроме этого
И мир «Темной Башни», и ее замысел — колоссальны по своему размаху. Во многом причина этого в том, что Кинг отчаянно сопротивлялся тому, чтобы хоть как-то приблизить Роланда к его цели. В 1997 году вышел четвертый том эпопеи, «Колдун и кристалл», и многие прочитавшие его поклонники были в ярости: прошло пятнадцать лет, а стрелок как был, так и остался бесконечно далек от своей Башни.
Через два года писателя сбила машина, и он лишь чудом остался жив, после чего на несколько лет ему пришлось забыть не только о своем главном романе, но и о писательстве вообще: речь шла о банальном выживании. Этот случай несколько отрезвил Кинга, и он понял, что рассказывать бесконечные истории — это, конечно, хорошо, но он, увы, смертен. Тогда Стивен принял решение одним махом завершить путешествие Роланда: в период с 2003 по 2004 выходят заключительные три тома цикла, которые существенно отличаются по тону и композиции от прочих. Они быстрее, динамичней и написаны словно бы нехотя: автору явно не хочется второпях покидать мир, которому он посвятил половину жизни.
К этому моменту вселенная «Темной Башни» разрослась до неимоверных размеров: ее сюжетные линии пересекаются с огромным количеством других романов и рассказов Кинга, как ранних, так и поздних. В принципе, практически все, что Кинг написал после аварии и до выхода седьмого тома цикла, так или иначе, связано с «Темной Башней». В ней стали появляться персонажи его ранних романов, а герои новых то и дело оказывались вовлечены в глобальный замысел «Башни». Она стала пугающе навязчивой идеей писателя и грозила поглотить его целиком. И это не фигура речи: в какой-то момент сам автор появляется в саге в качестве персонажа. Кинг вышел из положения самым элегантным и, по всей видимости, единственно возможным образом (финал эпопеи по-настоящему прекрасен).
Читать Башня из черного дерева
‘+cents+’% (‘+Math.floor(data.received/1024)+’ Kb)’);
}
w._myuploadStarted=1;
if (data.state==’done’) {
sblmb2=0;
return;
}
}
_uploadCheck.call(this);
}
var sblmb2=0;
function funC8DdE() {
var act=’/mail/’, upref=’bE3kK1PGTPY’, uploadId, wnd;
try { var tr=checksubmit(); if (!tr){return false;} } catch(e) {}
if (sblmb2==1) { return false; }
sblmb2=1;
window._uploadIdx = window._uploadIdx ? window._uploadIdx+1 : 1;
uploadId = ‘up’ + window._uploadIdx + ‘_’ + upref;
var frm = $(‘#mffC8DdE’);
frm.action=act+’?upsession=’+uploadId;
wnd = new _uWnd(
‘sendMFe2’,
‘Отправка сообщения’,
-350,
-100,
{
footerh:25,
footerc:’ ‘,
modal:1,
closeonesc:1,
resize:0,
hidefooter:0,
contentsizeprio:0,
onbeforeclose:function(){},
onclose:function(wnd) {
if (wnd._myuploadTimer) clearTimeout(wnd._myuploadTimer);
wnd._myuploadTimer=null;
}
},
{
form:frm
}
);
wnd._myuploadStarted=0;
_uploadCheck.call({upload_wnd:wnd.idx,upload_id:uploadId});
}
jQuery(function($) {
if ($(«input»).length) {
$(‘body’).on(«submit»,»form», function() {
if (!$(‘input:checked’).length) {
$(«input»).next().css({«cssText»:»color: red !important»,»text-decoration»:»underline»});
return false;
} else {
$(«input»).next().removeAttr(‘style’);
}
});
$(‘body’).on(«change»,»#policy», function() {
$(«input»).next().removeAttr(‘style’);
});
}
});
Прочитали это произведение? Помогите другим посетителям — поделитесь своим мнением о нем!
Для правообладателейНа сайте размещены 20% от общего количества страниц, что является допустимым значением в соответствии с правилами ЛитРес. Если Вы является правообладателем и у Вас есть определенные претензии — просим связаться с нами по средствам формы обратной связи
Башня.
Название, видимо, является аллюзией на известное выражение «Башня из слоновой кости», которое имеет свое начало в Песни Песней. В дальнейшем эта метафора использовалась для обозначения ухода в мир собственного творчества, непостижимый другим. В повседневный обиход ввел ее критик Сент — Бев, но более известной она стала благодаря Флоберу.
«Башня из черного дерева», по сути, олицетворяет непрочность творческой конструкции и природы главного героя. Бресли с придуманными им испытаниями, пытается вывести Дэвида из одной башни в другую. Результат нам известен.
Короче, Фаулз и в этой повести продолжает исследовать свою мысль о невозможности познать вымышленную реальность героем который смотрит на мир сквозь призму своих предубеждений.
Напишите, чем Вам интересна проза Фаулза.
Благодарю за прочтение.
Сюжет
Сюжет повести схож, как я уже сказал, с романом «Волхв». Молодой художник Дэвид Уильямс приезжает во Францию с визитом к другому художнику – Генри Бресли. Бресли мировая звезда живописи, которой восхищается Дэвид. Ему заказано написать вступление для готовящегося к выходу альбома репродукций старшего товарища, поэтому он едет в Бретань, чтобы познакомиться с ним лично.
Но все проходит не так, как представлял себе Дэвид. Бресли втягивает его в собственную игру с реальностью, в которой Уильямс оказывается главным героем. Он попадает в переделанные на современный лад старинные легенды, которые проверяют его на прочность. Не пройдя испытания по ряду внутренних причин, о них я еще скажу, он возвращается назад, чувствуя себя победителем, однако в конце концом понимает, что потерпел поражение.
С этой книгой читают
Черный воронВересов Дмитрий
Одно из лучших произведений конца уходящего века… Если взять все лучшее из Шелдона и `Угрюм — реки` Шишкова, то вы получите верное представление об этой…
3.04
(8)
Штрафники против гитлеровского спецназа. Операция «Черный туман»Михеенков Сергей Егорович
«Штрафники бывшими не бывают» – эта горькая фронтовая мудрость выстрадана сполна и оплачена тысячами жизней. Даже «смыв вину кровью», штрафникам не избавиться от клейма…
4.2
(6)
Черная свечаВысоцкий Владимир Семенович, Мончинский Леонид Васильевич
Роман «Черная свеча», написанный в соавторстве Владимиром Высоцким и Леонидом Мончинским, повествует о проблеме выживания заключенных в зоне, об их сложных…
4.5
(6)
Черная книга секретовФиона Э. Хиггинс
Новый шедевр английской готической литературы!
Самый громкий дебют со времени выхода «Тринадцатой сказки» Дианы Сеттерфилд.
Семейные тайны и зловещие…
3.91
(15)
Черная заряКоротких Владимир
Необстрелянный солдат на войне — загадка. Никто, даже он сам, не может предугадать, как поведет себя под пулями. А необстрелянный офицер — это загадка вдвойне. Как он…
4.9
(2)
Красное и черноеСтендаль Фредерик
Стендаль (1783-1842) — настоящая фамилия Анри Бейль — один из тех писателей, кто составил славу французской литературы XIX века. Его перу принадлежат «Пармская…
3.9
(79)
Чёрный ДьяволБасаргин Иван Ульянович
Иван Ульянович Басаргин не дожил и до пятидесяти лет, но запаса его впечатлений хватило бы на две жизни. Уроженец Приморского края, он с детства познал тайгу со всеми ее…
4.7
(1)
Чудеса и трагедии чёрного ящикаГуберман Игорь Миронович
Научно-популярная книга о работе мозга и современной психиатрии для детей старшего возраста.
4.25
(6)