Краткое содержание рассказа Антона Чехова «Каштанка» с отзывом для читательского дневника | Литерагуру
(713 слов) В основу читательского дневника прекрасно ложится краткое изложение рассказа Антона Чехова «Каштанка».
Наимудрейший сайт Литера Гуру представляет читательской аудитории отзыв по этому произведению, в котором четко прослеживаются его основная мысль и главная мораль.
Хоть содержание «Каштанки» и сокращенное, но в нем изложены все важные события и действия персонажей книги. Итак, рассмотрим коротко рассказ «Каштанка».
В этом рассказе главной героиней является молодая собачка, которая имеет схожесть с лисой, но на деле – она гибрид таксы и дворняги. Живет псина у столяра Луки Александрыча.
Поскольку столяр был большим любителем заложить за воротник, разносили заказы они долго, и к концу разносов Лука становился уже сильно пьяным.
По пути домой он потерял свою собаку. Они повстречали переходящий полк, и потерялись. Хозяин, чтобы не мерзнуть, искать собаку не стал, а быстренько ушел домой.
А Каштанка, наоборот, искала его, но зря, только замерзла и оголодала. На грани смерти ее нашел один из заказчиков ее хозяина и выходил, поселил у себя.
Поначалу собака не могла определиться, в каком дворе ей жилось лучше – в жилище столяра витало множество запахов и ароматов, а у нового хозяина – нет. Однако ее кормили, как на убой, и ее не били, не издевались, как сын предыдущего хозяина Федор – он привязывал к куску мяса нитку, ждал, когда Каштанка проглотит его, а потом дергал за нитку и вытаскивал наружу.
Потом собака познакомилась с остальными домашними животными, обитающими в доме – с котом, гусем, и свиньей. Также Каштанку новый хозяин называет Теткой, кота – Федором Тимофеевичем, гуся – Иваном Ивановичем, а свинью – Хавроньей Ивановной.
Как оказалось, новый хозяин Каштанки-Тетки является цирковым дрессировщиком. Дрессирует и новую «работницу». В процессе «обучения» животные сдружились.
Фирменным номером нового хозяина была своеобразная пирамида – на свинью вставал гусь, на гуся залезал кот. Но теперь гуся заменяла собака.
Но представление срывается – Каштанка вдруг услышала голос хозяина Луки и побежала на зов. И вправду, Лука с сыном звали ее. Она побежала к ним, а всю жизнь в новом доме мигом позабыла.
Отзыв
Мне пришелся по нраву рассказ Антона Чехова о Каштанке. Ведь в нем заложено нечто большее, чем простая история об отношениях человека с животными. Так, возникает вопрос – что двигало Каштанкой в ее судьбоносные моменты – собачья преданность, или же привычка. Из этого истекает другой вопрос, более насущный и жизненный – а как же люди? Аналогично?
Вообще же, рассказ меня впечатлил – писатель в своей манере показал нам историю собаки, историю чьей-то жизни, причем – ее же глазами.
Кроме того, она наблюдает за остальными животными. Например, гуся она посчитала очень умным поначалу, ведь он довольно много говорил, хотя потом стала считать его тем еще болтуном.
- Свинья отличалась добрым и спокойным нравом, она всегда радовалась появлению хозяина.
- Кот был уже побит жизнью и несколько недолюбливал эту самую жизнь.
- Таким образом, мое мнение о Каштанке не столько радостное, сколько сочувственное.
Но, зная тягу Чехова к представлению в своих произведениях «маленького человека», я вижу сходство с этим образом. Ведь Каштанка, будучи не обделенной талантами собакой, выбрала жизнь, которую благополучной не назовешь, вместо той, где она бы жила и не тужила, а работала, лишь проявляя себя.
Трудно сказать, что же двигало действиями собаки: преданность или привычка? Но, так или иначе, она возвращается к прежней жизни, в которой почти не было ничего хорошего, ведь прежние хозяева издевались над ней.
Поэтому мне даже обидно за Каштанку, ведь она достойна большего – ласки, внимания, заботы, которых она не получала от хозяев.
Но Чехов как тонкий психолог таким концом произведения, да и всем своим рассказом учит нас ценить и беречь любящих нас и преданных нам родных и близких людей и животных.
Сюжет рассказа «Каштанка» по главам
Краткое содержание Чехов «Каштанка» с описанием каждой главы:
Глава 1
С утра хозяин собаки Каштанки, столяр Лука Александрыч, взял ее с собой и пошел к заказчику. По дороге мужчина не единожды заходил в трактир и к знакомым. Когда столяр с собакой оказались на «незнакомом тротуаре», мужчина уже был изрядно пьян. Мимо них прошел полк солдат, играя на ходу. Каштанка, не вынося музыки, «заметалась и завыла» и «бросилась через дорогу на другой тротуар». Когда она опомнилась, хозяина уже не было – ей не удалось его отыскать даже по следу. «Когда стало совсем темно, Каштанкою овладели отчаяние и ужас».
Глава 2
Каштанка «от изнеможения погрузилась в тяжелую дремоту». Неожиданно к ней подошел какой-то мужчина и позвал собаку за собой. «Не больше как через полчаса она уже сидела на полу в большой светлой комнате». Незнакомец ел и бросал Каштанке лакомые кусочки.
Перед сном незнакомец принес маленький матрасик, положил его у дивана и сказал собаке спать на нем. Каштанка разлеглась на матрасике и с грустью вспомнила Луку Александрыча и Федюшку. Мальчик «заставлял ее ходить на задних лапах», сильно дергал за хвост, «давал ей нюхать табаку». Особенно мучительно было, когда Федюшка давал собаке, привязанный на ниточку кусок мяса, а затем «с громким смехом вытаскивал его обратно из ее желудка». Постепенно Каштанка заснула.
Глава 3
«Когда Каштанка проснулась, было уже светло». Она обнюхала все углы в комнате, зашла в спальню незнакомца, а затем и в ведущую оттуда маленькую комнатку. Там собака «увидела нечто неожиданное и страшное» – на нее, шипя и растопырив крылья, шел серый гусь. В стороне на матрасике лежал белый кот. Увидев Каштанку, он вскочил и тоже зашипел. Каштанка залаяла на кота, и тот ударил ее лапой. Услышав шум, проснулся мужчина и разогнал животных.
Незнакомец называл кота Федот Тимофеич, а гуся Иван Иваныч. Каштанку мужчина назвал Тетка.
Глава 4
Немного погодя незнакомец и принес какую-то «странную вещь, похожую на ворота и на букву П. На перекладине этого деревянного, грубо сколоченного П висел колокол и был привязан пистолет». По команде мужчины гусь выполнял всяческие трюки: кланялся, делал реверанс, прыгал через барьер и сквозь обруч, прикидывался мертвым, дергая за специальные веревки, стрелял из револьвера и звонил в колокол.
Затем незнакомец попросил старуху позвать Хавронью Ивановну. Женщина впустила «черную, очень некрасивую свинью». По команде незнакомца животные изображали «египетскую пирамиду»: гусь взбирался на свинью, а кот на гуся. Потом мужчина учил ездить Ивана Иваныча на коте, а кота курить.
Глава 5
Каждый день незнакомец по три-четыре часа тренировал животных. По вечерам мужчина обычно куда-то уезжал с котом и гусем.
Когда Каштанка «совсем уже свыклась с новой жизнью и из тощей, костлявой дворняжки обратилась в сытого, выхоленного пса», хозяин сказал, что будет и из нее делать «артистку». Мужчина научил ее стоять, ходить и прыгать на задних лапах, а затем плясать, «бегать на корде», выть под музыку, звонить, стрелять и даже заменять кота в «египетской пирамиде».
Глава 6
Тетка проснулась от пронзительного крика Ивана Иваныча. Гусь умирал – днем на него наступила лошадь. Расстроенный хозяин пытался напоить гуся водой, но голова птицы «так и осталась лежать в блюдечке». «Когда совсем рассвело, пришел дворник, взял гуся за лапы и унес его куда-то».
Глава 7
«В один прекрасный вечер» хозяин взял с собой Тетку и Федора Тимофеевича: собака должна была заменить покойного Ивана Иваныча. Мужчина сильно переживал, что номер не выучен, было мало репетиций и ничего не получится. Они приехали к «большому странному дому, похожему на супник». Зайдя с животными в маленькую серую комнатку, хозяин загримировался, надел парик и костюм клоуна.
Пришло время выступления хозяина, или как его объявили, M‑r Жоржа. Мужчина спрятал животных в чемодан и вышел. В начале представления мужчина открыл чемодан. Выскочившая Каштанка «забегала вокруг своего хозяина и залилась звонким лаем». Помня предыдущие уроки, собака начала выполнять команды мужчины.
Неожиданно посреди выступления где-то наверху «кто-то громко ахнул» и позвал Каштанку. Собака узнала в кричавших своих бывших хозяев и быстро побежала к галерке. «Спустя полчаса Каштанка шла уже по улице за людьми, от которых пахло клеем и лаком». Все случившееся: учение, цирк «представлялось ей теперь, как длинный, перепутанный, тяжелый сон…».
«Злоумышленник» – юмористический рассказ, в котором писатель поднял глобальные проблемы России образца XIX века: халатность, безответственность, недобросовестное отношение к государственной собственности. В этой статье представлено краткое содержание «Злоумышленника» А. П. Чехова.
Чехов «Каштанка» читательский дневник 4 класс
Читательский Дневник
Автор J.G. На чтение 3 мин Обновлено 27 ноября, 2021
«Каштанка» читательский дневник 4 класс может использовать, чтобы вспомнить краткое содержание, определить какая основная мысль и жанр. Анализ произведения поможет составить план и написать отзыв.
«Каштанка» читательский дневник
Автор — Антон Чехов (тот кто написал «Каштанку»)
Год написания — 1887
Жанр: рассказ
Сколько страниц — 39
Тема рассказа «Каштанка» — отношение человека к животному.
«Каштанка» главные герои и их характеристики
- Каштанка — рыжая, молодая собака, умная и преданная, дружелюбная.
- Лука Александрыч — старый столяр, пропойца. Первый хозяин собаки
- Федюшка —сын столяра.
- Мсье Жорж — клоун в цирке, дрессировщик. Добрый, задумчивый мужчина.
- Иван Иванович — дрессированный гусь. Болтливый и надоедливый.
- Федор Тимофеевич — дрессированный кот; брезгливый и вечно всем недовольный.
- Хавронья Ивановна— дрессированная добродушная свинья.
«Каштанка» план рассказа
- Каштанка потерялась.
- Поиски хозяина
- Встреча с незнакомцем.
- В новом доме
- Питомцы циркового артиста.
- Новое имя.
- Обучение цирковому мастерству.
- Смерть гуся.
- Первое выступление в цирке
- Встреча со старым хозяином
Отзыв на рассказ «Каштанка»
Это интересный рассказ Чехова для детей. Автор показывает нам мир глазами собаки, которая сильно переживала потеряв хозяина. Ей было хорошо у нового хозяина, он сытно кормил Каштанку, никогда её не обижал, но она всё равно она скучала по своему родному дому и столяру, где жила прежде. Поэтому, увидев, столяра на цирковом представлении она радостно бросилась к нему и его сыну Федюшке. Рассказ учит нас, что если к животным проявлять любовь, то они ответят вам преданностью, верной дружбой и любовью.
Пословицы к рассказу «Каштанка»
- Старый друг лучше новых двух.
- Человек собаке друг.
- Хорошая собака без хозяина не останется.
«Каштанка» краткое содержание для читательского дневника
Краткое содержание 5-6 предложений
Молодая, рыжая собака Каштанка потеряла своего хозяина Луку Александровича, и плакала у какого-то подъезда.Каштанку подобрал цирковой артист, привет ее домой, накормил и называл собаку Теткой.Собака познакомилась с гусем (Иван Иваныч), котом (Федор Тимофеевич) и некрасивым черным поросенком (Хавронья Ивановна), которые смотрела репетировали перед цирковым выступлением.Прошло еще три месяца, Каштанка из худого пса превратилась в красивую собаку с лисьей мордой.
Хозяин начал ее тоже учить различным трюкам, готовить к выступлению на арене цирка.На первом выступлении; Каштанка выполняла команды, но когда увидела своего потерянного хозяина, то бросилась к нему.Каштанка с радостью уходит с Лукой Александровичем и его сыном Федей.
Образы героев
Главными героями «Каштанки» являются люди и животные. Оценку им следует начать с Каштанки, вокруг которой строится сюжет. Автор не зря дает собаке такое имя. Каштановый цвет ассоциируется с солнцем, теплом, положительными эмоциями. Очеловечивая животное, он наделяет его умением сравнивать, рассуждать. Глазами собаки описываются отдельные этапы произведения.
Единственное, чего не выносит дворняга, — это музыка, которая ее нервирует. Из-за резких звуков она оказывается одна в незнакомом месте. Основные черты характера главной героини — преданность, умение дружить и сопереживать братьям меньшим, таким же, как она сама.
Хозяином «помеси дворняги и таксы» является Лука Александрыч, который создает впечатление грубого и неотесанного человека. Он тяжким трудом содержит семью и много времени проводит за верстаком. Заказчики ценят его работу, поэтому он всегда может заработать на кусок хлеба. Поглощенный заработком, он мало времени уделяет «насекомому существу», не всегда заботится о его прокорме. Однако собака — его отдушина и нередко единственный собеседник во время работы. Он по-своему привязан к ней и счастлив, увидев ее на цирковой арене.
Незнакомец, который приютил Каштанку, — короткий и толстый мужчина с бритым лицом. Он работает клоуном и дрессирует животных, для которых в его квартире есть отдельная комната. Обращается с найденным животным бережно, сочувствует ему. Вступился за Каштанку, когда ее неприветливо встретили кот и гусь. Кот зашипел на новую соседку и ударил ее по голове, а гусь клюнул в спину. Однако хозяин утихомирил питомцев и сказал, что жить нужно дружно.
Кот белого цвета — Федор Тимофеевич, он мудр и стар. На приказания хозяина реагирует вяло и лениво. Всем своим видом демонстрирует, что ему уже ничего не нужно, кроме сна. Гусь Иван Иванович эмоционален и горяч. Говорит быстро и непонятно. Первоначально Каштанка считала, что он умный, однако впоследствии убедилась в обратном и даже стала журить его за длинные речи.
По сюжету книги в парке культуры и отдыха Таганрога 1 сентября 2008 г. был установлен памятник «Египетская пирамида», автором которого стал скульптор Дмитрий Лындин. Композиция изображает известный эпизод, в ходе которого животные по просьбе дрессировщика приняли интересную позу. На спине Хавроньи располагается гусь. На нем на задних лапах стоит кот Федор Тимофеевич.
Чему учит рассказ Чехова «Каштанка»
Многие с детства помнят детский рассказ «Каштанка». Это одно из самых трогательных повествований о преданности и верности животных. Сердцещипательный рассказ, о рыженькой собаке по кличке Каштанка. Чтобы разобраться в судьбе и характере собачки рассмотрим краткое содержание повести. Она теряет своего владельца, который относился к ней плохо: кормил плохо, бил, кричал, избивал и не любил. Случайно Каштанка находит другого хозяина – он обеспечивает её заботой, ласков с ней, прекрасно кормит и любит. Собачка живёт у него один месяц, но тоскует по своему прежнему владельцу. При первой же возможности она возвращается к нему.
Первый хозяин – Лука Александрович (столяр) и Федор(его сын) очень жестоко относятся к Каштанке. Столяр не желает ей добра, больно таскает за уши и ругает. Прилично набравшись, Лука Александрович теряет её и нисколько не переживает. Федя таскает её очень больно за хвост, поэтому собачка беспомощно пищит и скулит. Эта забава у него именуется «изображать колокол», в довершение мальчишка принуждает её вышагивать на передних лапках, держа за задние.
От всяческих издевательств у собачки кружится голова и мутнеют глаза. Один болезненный, невыносимый и причиняющий боль трюк Феди – к ниточке привязать небольшой ломтик мяса и позволить собачке его проглотить, а потом вытащить его обратно, потянув за кончик нитки. Даже за такое издевательство и унизительное обращение Лука Александрович не встает на защиту своей верной и преданной Каштанки. Складывается впечатление, что в этой жестокой семье – собаку не считают за личность и члена семьи. Она для них как игрушка. А ведь она живое существо, которое тоже чувствует боль и тоску.
Второй владелец Каштанки – фокусник. Он наоборот, обожает питомцев, уважает их и лелеет. У фокусника живут – свинья, кот и гусь – он обращается к ним по имени отчеству. Вкусно, полезно кормит и балует их. Не обижает, ласково разговаривает с ними и кормит вкусненькими и свежими продуктами. Происходит печальное происшествие – погибает Иван Иваныч гусь, дрессировщик всей душой переживает и искренне и неподдельно рыдает. Он обращается к животным с любовью и почтением, видит и уважает в них личность. С Каштанкой он добр и благосклонен сначала и до конца. Даёт ей кличку – Тётка. Он обучает её разным фокусам и трюкам.
Примечательно то, что она, находясь у фокусника в тепле и сытости, на мягкой лежанке, очень сильно скучает по родному дому и хозяевам. По тому месту, где она каждый день терпела издевательства и унижения. Часто собачка видит сны, в которых прежние владельцы. Каштанка не мешкая, ни секунды бежит к Луке Александровичу и Федору, увидев их на выступлении в цирке. Она не задумываясь ушла с ними домой, вспоминая о циркаче, как о смутном сне.
Выводы:
Антон Павлович Чехов в этой повести показывает нам – подневольную, психику. Психологический момент доходчиво показан нам в рассказе Каштанка. Для неё человечество распределились на две категории: заказчики и хозяева. Хозяева — бьют и измываются, а заказчиков она кусает, лает на проходящих мирно людей. Она покоряется и боготворит жестоких, а тех, кто к ней добр она не уважает. Но даже получая ежедневные тычки и тумаки, терпя плохое отношение своих прежних хозяев – Каштанка не держит зла на них. Возможно, они раскаялись и тоже переживали, что собачка потерялась, так как были несказанно рады, увидев её.
Этот рассказ о личности, которая свободна, натуральна и естественна. О важных жизненных факторах: внутренней гармонии, уважении к окружающим, любви и верности, человеческой доброте и преданности. В заключение хочется сказать – любите своих питомцев, ласкайте их и лелейте. А взамен они подарят вам свою любовь, ласку и тепло. Независимость и неподверженность — необходимы человеку для сбалансированной, уверенной и спокойной жизни. Отсутствие желания выражать свои ощущения могут быть причиной горя.
Насколько публикация полезна?
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0
Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.
Темы и проблемы
Основная тема произведения — взаимоотношения человека и животных. В рамках этой темы рассматриваются серьёзные проблемы и тематические ответвления.
- Проблема ответственности человека за тех, кто предан нам всей душой. Увы, столяр и его сын не могут оценить преданности и любви животного, поэтому не следят за ним должным образом.
- Проблема доброты, душевной чуткости людей, которые способны в любую минуту протянуть руку помощи. Именно с таким человеком читатель встречается в рассказе. Он действительно достоин преданности Каштанки, но ее сердце принадлежало грубому хозяину. Однако истинно добрый человек не ждет благодарности за то, что получается у него само собой.
- Тема сочувствия. Чувство сострадания не позволяет ожесточиться, потерять способность сопереживать другому существу, разделять его беду. Сочувствие, жалость к чужому несчастью испытывают и животные. Когда ночью Тётка услышала странный крик Ивана Иваныча, она поняла, что происходит что-то неестественное. Ей стало страшно. Кто-то чужой и невидимый поселился в темноте. Когда же она увидела две зелёные искорки подошедшего так близко гуся, она всем своим существом поняла, что свершается что-то непоправимое. И только когда блестящие капельки поползли по щекам хозяина, стало понятно, что гусь умер. Тётке захотелось плакать.
- Проблема восприятия Каштанкой окружающего мира. Сравнивая обстановку квартиры у незнакомца и столяра, она никому из хозяев не отдаёт предпочтения, находя у одного и другого положительные стороны: у незнакомца обстановка бедная, а у старого хозяина набита вещами; зато незнакомец даёт много есть.
Ключевая мысль
Главным замыслом рассказа является преданная бескорыстная любовь. Упор в этой фразе следует сделать на слове «бескорыстная». Ничто не заменит ее Каштанке, поскольку она заполняет душу животного целиком и делает его счастливым.
Вспоминая о прошлом, собака грустит. Здесь она окружена заботой и сыта. После встречи в цирке с хозяином, от которого несло клеем и лаком, она приобретает спокойствие и уверенность в завтрашнем дне.
Независимость нужна человеку для благополучия и полного душевного равновесия. Базовой идеей произведения становится следующая мысль: чтобы жить с собственными питомцами в любви, необходимо предоставлять им выбор места и условий жизни, а не запирать их в грязных комнатах. В каждую из своих работ Чехов закладывает этот смысл. Жить надо в уважении, добре и свободе.
А. П. Чехов учит бережливости к окружающему миру, к братьям нашим меньшим, которые не способны на предательство
Для бережного отношения к природе важно понимание, что человек — это ее частичка. В ней проживают другие создания, которым необходима наша помощь и любовь
Невозможность и нежелание выражать эмоции и ощущения могут служить источником горя.
Таков краткий анализ рассказа «Каштанка». Его могут использовать при написании сочинения ученики 5—6 классов. В этот период они проходят рассматриваемый материал и стараются вникнуть в его суть. Также этот обзор будет полезен всем, кто интересуется творчеством Чехова.
История создания
Судя по читательским отзывам, «Каштанка» Чехова многими воспринимается как душещипательная история о собачке, однажды потерявшей хозяина. История создания произведения гласит, что писатель обратился к этой теме неслучайно. Он любил животных. Более того, однажды даже приручил настоящего журавля. К слову, был у Антона Павловича и кот по имени Фёдор Тимофеевич: видимо, прототип флегматичного и презирающего всё вокруг артиста из рассказа «Каштанка».
В отзывах тех, кто более глубоко знаком с творчеством Антона Чехова, представлен, как правило, скрытый смысл произведения. На примере поведения животных автор якобы указал на распространенные человеческие пороки. Так или иначе, прозаика на написание рассказа вдохновила история, которая когда-то приключилась с Владимиром Дуровым. Дрессировщик подключил к своим выступлениям собаку, которая когда-то принадлежала столяру. Эта история имеет продолжение. Дуров судился со столяром, в результате пес остался жить у него.
«Каштанка», отзывы о которой представленный ниже, в свет вышла в 1887 году. Стоит вспомнить содержание этого произведения для того, чтобы понять, есть ли в нём действительно философский подтекст. Но прежде познакомимся с отзывами о книге «Каштанка», которые оставили литераторы конца XIX столетия.
Беспокойная ночь
Однажды происходит несчастный случай. После выступления гусь, который гордо именуются Иваном Иванычем, получает травму. К вечеру умирает. Благодаря этому событию дополняется характеристика дрессировщика. Для него животные не просто источник дохода. Они для него друзья. Смерть одного из них для артиста настоящая потеря.
В этой главе Чехов также удивительным образом смог передать переживания главного персонажа. Каштанка словно чувствует близкую смерть своего друга. Ей кажется, что рядом возникло что-то страшное, но незримое. И только на следующий день, когда Иван Иваныч умирает и его тело уносит дворник, непонятное жуткое существо исчезает.
Художественные образы
Каштанка
В качестве главной героини своего рассказа А. П. Чехов выбрал собаку. Критики считают, что автор использовал аллегорию. В образе собаки нетрудно узнать «маленького человека», мелкого чиновника, мещанина, существа зависимого и не имеющего права голоса. Такому человеку обязательно нужен «хозяин», то есть, тот, кто будет управлять его действиями, его жизнью
Боль, причиняемая «хозяином», воспринимается не как наказание, а как внимание со стороны «господина», его участие в судьбе «раба»
Сама Каштанка, по словам автора, делит всех людей на хозяев и заказчиков. Первая, немногочисленная категория имела право её мучить. Вторую категорию людей собака могла кусать за икры. Таким образом автор намекает на то, что «маленький человек» также имеет возможность «отвести душу» и кого-нибудь «укусить».
В образе Каштанки Чехов представляет не какого-то конкретного человека, а большинство жителей Российской империи. Автор рассказа видит перед собой мёртвую, инертную массу. «Маленькие люди» постоянно жалуются на свою тяжёлую участь, ругают обижающих их «хозяев», но никак не пытаются изменить свою жизнь. «Рабы» выбрали путь бесконечных страданий и унижений только потому, что он привычнее и не требует никаких особенных усилий с их стороны. Унижения не так страшны, как отсутствие руководителя. Ведь в таком случае ответственность за свою жизнь придётся взять на себя, а это слишком трудно для того, кто привык жить чужим умом.
Лука Александрыч
Первый хозяин Каштанки, Лука Александрыч, является типичным представителем разорившегося дворянства, переехавшим жить в город и ставшим столяром. Имя хозяина собаки – Лука – ассоциируется с глаголом «лукавить», то есть, «обманывать», «не говорить всей правды». Выбрав такое имя, автор решил показать недоброжелательное отношение к своему персонажу. Лука Александрыч олицетворяет собой того самого «хозяина», без которого не представляют своей жизни «маленькие люди». Он груб, жесток, нередко бывает пьян. Не имея особых радостей в жизни, столяр самоутверждается, унижая более слабого.
Под стать столяру и его сын Федюшка. Несмотря на то, что мальчику ещё не много лет, все его действия говорят о том, что в будущем он станет таким же жестоким и грубым человеком, как и его отец. В самом конце рассказа на Федюшке можно видеть картуз Луки Александрыча, что можно расценивать как намёк автора на то, что на смену старым «хозяевам» подрастает не менее деспотичное молодое поколение, уже успевшее «надеть отцовский картуз».
Мистер Жорж
В образе клоуна нетрудно рассмотреть представителей прогрессивной интеллигенции второй половины XIX века. Примечательно, что настоящее имя этого человека читатель так и не узнаёт. Имя не имеет для автора никакого значения. Таких людей в стране тысячи, и все они похожи друг на друга. Несмотря на то, что автор симпатизирует этому персонажу, указывая на его мягкий и добрый характер, он не может сдержать иронии по отношению к Мистеру Жоржу. Новый хозяин Каштанки работает клоуном. Почему же для положительного персонажа Чехов выбрал такую несерьёзную, не вызывающую особого уважения профессию?
Прогрессивная интеллигенция предлагала низшим слоям населения более достойную жизнь. Однако в глазах малограмотных мещан их деятельность выглядит как нелепая клоунада. «Клоунов» никто не ценит. Они нужны только для того, чтобы развлекать толпу, служа для неё весёлым незамысловатым зрелищем. Как только у Каштанки появляется возможность вернуться к прежнему хозяину, она немедленно оставляет клоуна и всю ту непонятную жизнь, которую он ей предлагает.
Второстепенные персонажи
К второстепенным персонажам относятся дрессированные животные, с которыми выступает Мистер Жорж. За этим образами автор «спрятал» подражателей интеллигенции. Эти люди не согласны с существующим режимом. При этом найти истину самостоятельно подражатели не способны. Им нужен лидер, «хозяин» нового типа, обладающий свойствами, противоположными свойствам лидеров старого типа. Следовательно, такие люди мало чем отличаются от каштанок, подчиняющихся старым «хозяевам».
К подражателям автор относится без симпатии. Они не имеют никакой ценности ни для невежественной толпы, ни для всего государства. Иван Иваныч умирает нелепой смертью, будучи убитым лошадью. Его место немедленно занимает Каштанка.
Работая над своим рассказом, Чехов, безусловно, предвидел будущие революционные потрясения. Однако Антон Павлович не ожидает от революции ничего хорошего. Когда старые «хозяева» уйдут, страна останется в руках трусливых каштанок и интеллигентов-клоунов.
4.6 5 ( 31 голос )