«Ивиковы журавли» краткое содержание
«И́виковы журавли» (нем. Die Kraniche des Ibykus) — баллада Фридриха Шиллера (1797). Баллада пересказывает легендарный сюжет о том, что убийцу поэта Ивика видели чёрные журавли и позже указали на него перед собранием всех греков.
«Ивиковы журавли» краткое содержание
На Истмийские игры, которые проводились в честь Посейдона, шел Ивик, известный своей дружбой с богами. Он хотел увидеть забег лошадей и поучаствовать в соревновании среди певцом. Песенным талантом Ивика наградил бог Аполлон, поэтому юноша вооружился лирой и легким посохом и отправился в Истму. Когда он подошел к Посидонову лесу, уже вдали виднелись Акрокоринф и горы. Вокруг была тишина, только в небе летел ключ журавлей, направляющийся в теплые края. Ивик обратился к птицам, чтобы они стали ему хорошей приметой перед соревнованиями, ведь они также везде ищут приюта. Он воззвал к Зевсу, чтобы тот охранял странников от разных бед.
Ивик идет по лесу глухой тропинкой и встречает на своем пути убийц. Он готов был защищаться, но умел только упражняться со струнами лиры, а не с луком. Ивик обращается к богам и людям со словами сожаленья, ведь он умрет молодым, не будучи похоронен и оплакан друзьями, а убийцы никем не будут наказаны. Перед самой смертью он вновь услышал журавлей. Ивик обращается к ним, как к свидетелям, чтобы они накликали гром Зевса на голову врагов. Вскоре труп певца был обнаружен, его прекрасное лицо было обезображено, и лишь коринфский друг смог его опознать.
Приятель очень опечален кончиной Ивика, ведь он уже представлял, как будет певцу одевать на голову сосновый венец победителя на играх. Вся Греция опечалена смертью наперсника Аполлона и требует смертельной казни, чтобы род убийц не продолжался. Люди ругают богов в Посидоновом храме, поскольку не знают врага в лицо. Они размышляют, кто мог совершить преступление: бандит, презренный или тайный враг. Только солнце знало правду, видя все с высоты. Может быть, среди возмущенной толпы находился и убийца, хладнокровно наблюдавший за происходящим, или преклоняет колени в капище и поджигает ладан, или стоит на ступеньках Амфитеатра за спинами людей. Народу собралось очень много: из ближних и дальних земель, из Афин, Спарты, Микин, Азии, Эгейского моря и Фракийских гор. По традиции, чтобы почтить умершего, выступающий хор должен был пройти медленной ходой с опущенными головами по внутреннему периметру амфитеатра. Дальше поющие стали в круг и запели гимн о казни для убийцы, облаженности невиновного, о страшной мести, неотступной как тень. Они уверяли, что не примут покаянье, а от плача и страданий врага будут веселиться.
Когда гимн завершился, народ застыл в тишине, а хор неспешно удалился. Неожиданно все услышали журавлей, небо стало темным от большого количества птиц, воздух наполнился шумом крыльев. Один из убийц не выдержал и вскрикнул, что это журавли Ивика, таким образом выдав себя. Птицы указали на злодеев. Хоть они покаялись и плакали, но их судьи приговорили к смертельной казни.
Особенности размножения
Размножение у птиц начинается после возвращения с южных мест домой. Самцы исполняют особый танец с криками, а женские особи в ответ передвигаются грациозной походкой. Журавли хлопают себя крыльями, подпрыгивают. Этим они дают понять, что готовы к спариванию. Подобные пляски были переняты человеком. В Японии и Корее был создан особый культовый танец, его исполнители подражали журавлям.
Птицы известны своей верностью. Они выбирают себе одного партнера и живут с ним до самой смерти. Мигрируют пернатые тоже парами, рьяно защищая свою территорию и гнездо. Размножение начинается после возвращения домой, когда наступает влажный период
В это время корма для журавлей достаточно, а это очень важно для молодого потомства
Гнезда пернатые прячут в высокой траве на берегах водоемов или возле болот. Птицы строят их из палочек и веточек, укрепляют мокрой землей и устилают сухой травой. Каждый раз они откладывают 2 яйца, только в редких случаях их может быть от 3 до 5. Скорлупа отличается расцветкой. Она бывает голубой, белой, но в любом случае покрыта темными пигментными пятнами.
Самки высиживают яйца примерно месяц, затем появляются птенцы, покрытые пухом. Уже через 60−90 дней их оперенье меняется на более крепкое. Молодняк растет довольно быстро, но половой зрелости достигает только в четырехлетнем возрасте. Среди других видов выделяются белые журавли. Они могут размножаться только с шести лет.
Продолжительность жизни птиц составляет 20 и более лет. В неволе их существование продлевается. Максимальный зафиксированный показатель — 80 лет. Такого возраста достиг журавль в одном из заповедников.
Питание журавлей
Журавли питаются практически всем, что находят. Рацион зависит от времени года и местности, в которой находятся птицы. Большая часть меню — растительная пища:
- картофель;
- кукуруза;
- ячмень;
- горох;
- ячмень;
- пшеница.
Молодые особи до первой зимовки находятся на содержании у своих родителей. Взрослые пернатые добывают им пищу. Эту информацию также можно добавить в краткий доклад.
Летом в рацион журавлей добавляются насекомые. Они поедают кузнечиков, личинок, жуков и гусениц. Иногда птицы нападают на ящериц, опустошают их гнезда в поисках яиц. Птенцов они кормят в основном насекомыми, так как им необходим белок для нормального роста и развития.
Анализ стихотворения Жуковского «Ивиковы журавли»
В 1813 г. поэт перевел с немецкого балладу Шиллера, в основу которой лег архаический сюжет о возмездии за убийство, наступающем при содействии персонажей из мира природы – растений, животных, птиц. Романтическая трактовка сюжета, созданная немецким классиком, была близка Жуковскому.
Талантливый поэт Ивик, направлявшийся на Истмийские игры, призывает стаю журавлей быть «добрым знамением», живым талисманом. В лесной глуши путник встречает убийц. Умирая, Ивик завещает журавлям быть свидетелями преступления. Жители страны поражены трагической гибелью известного поэта, они жаждут мщения, но понимают, что найти злодеев будет трудно. Возможно, убийцы находятся среди зрителей спортивных и музыкально-поэтических состязаний – на собрании, в храме или на ступеньках амфитеатра.
Центральная сцена баллады – выступление хора эриний, богинь-мстительниц. Реминисценции, связанные с этим эпизодом, восходят к древнегреческому наследию, среди которого выделяются трагедии Эсхила и Сенеки. В версии Жуковского «страшный хор» предстает более зловещим, чем в немецком источнике. «Поникшие главы», бледные «мертвые» лица, в которых «крови нет», запавшие глаза – актеры мастерски входят в образ. Описание внешнего облика труппы завершается фантастической деталью: в волосах героев вьются змеи, показывая раздвоенные языки и «страшный ряд зубов».
Не менее ужасающим выглядит выступление хора. Оно «вонзает боязнь» в души зрителей, а преступникам в «диком» пении слышится неотвратимая «казнь». Тема музыкального произведения также посвящена возмездию: неизбежное отмщение несет горе убийцам и «веселье» «ужасным созданьям тьмы».
Громкое пение сопровождается «тишиной глубокой», которая достигает кульминации в конце выступления: безмолвие зрителей сравнивается с молчанием «над могилой». Оцепенение и страх, порожденные хором эриний, вызывают размышления о божественной природе возмездия, которая скрыта от человеческого разума, но ощущается сердцем.
В полной тишине раздается испуганный голос одного из злодеев. Впечатленный пением, он выдает себя, лишь заслышав отдаленные журавлиные крики. Появление стаи птиц предваряет сцену суда и вынесения смертного приговора.
Воздействие музыки и художественного слова на человеческие души столь велико, что способствует саморазоблачению преступников. Жуковский развивает оригинальный мотив силы истинного искусства, присутствующий в шиллеровском стихотворении.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Баллады ✑ Длинные стихи ✑
Баллады
Сочинения
Есть в русской литературе, да и в нашей жизни, очень душевное, до боли сердечное произведение — стихотворение Журавли, написанное дагестанским поэтом Расулом Гамзатовым. Оно было положено на музыку и теперь, каждый год мы слышим его в дни, посвященные воспоминаниям. Мы его слышим, когда вспоминаем погибших на войне родных дедов и прадедов и просто неизвестных солдат, которые отдали свои жизни, защищая Родину.
Невозможно читать и слушать стихотворение Р. Гамзатова Журавли без слез. Оно берет за душу, прорывается глубоко внутрь, в самые глубины сердца и начинаешь вспоминать не только тех, кто погиб в годы войны, вспоминаются близкие люди, которые ушли в мир иной и теперь, как те журавли в небе летят и выкрикивают наши имена, напоминая нам о себе.
Р. Гамзатов: Журавли
Познакомившись с Гамзатовым и его произведением Журавли, я сейчас хочу сделать его анализ, поделившись своим видением. Когда я слышу песню или читаю стих Гамзатова, мне кажется, что произведение как та молитва, как гимн погибшим и умершим. Оно принесло славу и известность писателю, хотя, как по мне, оно дало больше. Оно дало всем веру в то, что родные и близкие рядом и, несмотря на то, что тела под землей, души всегда летят стаей журавлей.
Писатель так и предполагает, что не в земле солдаты, они журавлями парят по небу. Они подают свой клич, выкрикивая чьи-то имена. При этом образ журавлей, у которых действительно клич печален и пронзителен, заставляющий задуматься о вечности, был взят неспроста. Чтобы понять, почему именно их образ автор использует в произведении, достаточно обратиться к истории.
История создания стихотворения Журавли
История создания Журавлей связана была с поездкой в Японию в 1965 году. Тогда писатель в составе советской делегации посещал разные мероприятия, в том числе побывал он у мемориального комплекса, что посвящен жертвам Хиросимы и Нагасаки. Среди памятников, поэт увидел памятник девочке, которая была поражена лучевой болезнью, вызванной взрывом атомной бомбы. В руках она держала журавля. Услышав историю ребенка, Гамзатов уже не мог спать спокойно. Он все время в голове держал услышанный рассказ о том, насколько сильно девочка верила легенде. Согласно ей, она должна была сделать из бумаги тысячу белых журавлей и тогда бы болезнь отступила. Но ребенок умер до того, как сделал этих журавлей. Эти птицы стали для писателя символом смерти, а тут еще, когда он летел обратно в Дагестан, он узнает о смерти матери и слова стихотворения, пронзенные болью, сами появлялись на бумаге, где и появился образ журавлей. При этом писатель также вспоминал о погибшем брате, который воевал под Севастополем, вспоминал близких, что не вернулись с войны.
Стихотворение писалось на аварском, позже оно было переведено Гребневым. Дальше это стихотворение заметил Бернес, который немного изменяет слова и вместо джигитов появляются солдаты. По просьбе Бернеса, Френкель пишет музыку и в 1969 Марк Бернес исполняет песню на сцене, которая до сих пор поражает до глубины души.
Продолжая анализ стихотворения, мы видим, что писатель в журавлином клине видит пустое место, некий промежуток. Поэт предполагает, что возможно это место как раз для него. Он понимает, никто не вечен и придет время, когда и его душа займет место среди стаи журавлей. Он также полетит по мгле и будет звать по-птичьи всех тех, кого он оставит на земле.
- Анализ стихотворения «Я — Гамлет…» Блока
- Анализ стихотворения Лермонтова «Пророк»
- Анализ стихотворения «Сороковые» — Самойлов
- Анализ стихотворения Лермонтова «Ангел»
- Анализ стихотворения Заболоцкого «Сентябрь»
- Анализ стихотворения Симонова «Родина»
- Анализ стихотворения Державина «Памятник»
Детство и юность
Иоганн Кристоф Фридрих фон Шиллер родился 10 ноября 1759, Марбах-на-Неккаре (Германия). Будущий писатель был вторым из шести детей в семье офицера Иоганна Каспара, состоящего на службе у вюртембергского герцога и домохозяйки Элизабет Доротеи Кодвайс. Глава семейства хотел, чтобы его единственный сын получил образование и вырос достойным человеком.
Именно поэтому отец воспитывал Фридриха в строгости, наказывая мальчика за малейшие прегрешения. Ко всему прочему Иоганн с юных лет приучал наследника к лишениям. Так во время обеда или ужина, глава семейства намеренно не давал сыну то, что ему хотелось отведать.
Высшими человеческими добродетелями Шиллер — старший считал любовь к порядку, аккуратность и неукоснительное послушание. Однако, нужды в отцовской строгости не было. Худенький и болезненный Фридрих разительно отличался от своих сверстников-друзей, жаждущих приключений и постоянно попадавших в неприятные ситуации.
Будущему драматургу нравилось учиться. Мальчик мог сутками корпеть над учебниками, изучая те или иные дисциплины. Преподаватели отмечали его прилежание, тягу к наукам и невероятную работоспособность, которую он сохранил до конца жизни.
Стоит отметить, что Элизабет была полной противоположностью скупого на эмоциональные проявления мужа. Умная, добрая, набожная женщина изо всех сил пыталась смягчить пуританскую строгость супруга и часто читала детям христианские стихи.
В 1764 году семья Шиллеров переехала в Лорх. В этом старинном городке отец разбудил в сыне интерес к истории. Эта страсть в итоге и определила дальнейшую судьбу поэта. Первые уроки истории будущему драматургу преподал местный священник, который оказал на ученика такое сильное влияние, что Фридрих в один момент даже всерьез задумался о том, чтобы посвятить жизнь богослужению.
К тому же, для мальчика из небогатой семьи это был единственный способ выбиться в люди, поэтому родители поощряли желание сына. В 1766 году глава семейства получает повышение и становится герцогским садовником замке, расположенном в окрестностях Штутгарта.
Замок, а самое главное, придворный театр, который бесплатно посещал работавший в замке персонал, произвел на Фридриха впечатление. В обители богини Мельпомены выступали лучшие актеры со всей Европы. Игра лицедеев воодушевила будущего поэта, и он вместе с сестрами вечерами стал часто показывать родителям домашние спектакли, в которых главная роль всегда доставалась ему. Правда, новое увлечение отпрыска ни отец, ни мать всерьез не восприняли. Они видели сына только на церковной кафедре с библией в руках.
Когда Фридриху исполнилось 14 лет отец отдал горячо любимое чадо в военную школу герцога Карла Евгения, в которой отпрыски небогатых офицеров бесплатно постигали тонкости обеспечения всем необходимым герцогского двора и армии.
Пребывания в этом учебном заведении стали для Шиллера – младшего кошмаром наяву. В школе царила казарменная дисциплина, учением запрещалось встречаться с родителями. Ко всему прочему, существовала система штрафов. Так за незапланированную покупку еды полагалось 12 ударов палкой, а за невнимательность и неопрятность — денежное взыскание.
В то время утешением для автора баллады «Перчатка» стали его новые друзья. Дружба стала Фридриха своеобразным эликсиром жизни, который давал писателю силы для того, чтобы двигаться дальше. Примечательно, что годы, проведенные в этом заведении не сделали из Шиллера раба, наоборот они превратили писателя в бунтаря, чье оружие — выдержку и силу духа у него никто не мог отобрать.
В октябре 1776 года Шиллер перевелся на медицинское отделение было опубликовано его первое стихотворение «Вечер», а после того преподаватель философии дал талантливому ученику прочитать творения Уильяма Шекспира, произошло, как потом скажет Гете, «пробуждение шиллеровского гения».
Тогда под впечатлением от работ Шекспира Фридрих и написал свою первую трагедию «Разбойники», ставшей отправной точкой в его карьере драматурга. В этот же момент поэт загорелся желанием написать книгу, которая заслужила бы участи быть сожженной.
В 1780 году Шиллер окончил медицинский факультет и покинул ненавистную военную академию. Затем по приказу Карла Евгения поэт отправился полковым лекарем в Штутгарт. Правда, долгожданная свобода не радовала Фридриха. Как врач он никуда не годился, ведь практическая сторона профессии никогда его не интересовала.
Скверное вино, отвратительный табак и дурные женщины – вот что отвлекало не сумевшего реализовать себя писателя от дурных мыслей.
Описание птицы
У высокого журавля длинные ноги и шея. Он внешне похож на цаплю или аиста. Но при этом птица не строит гнезда на деревьях, а ее телосложение гораздо изящнее. Во время полета пернатые вытягивают шею, распрямляют ноги. Становится заметен их красный пропорциональный клюв. На земле они складывают крылья и распушают хвост, состоящий из длинных перьев, окрашенных в белый или серый цвет. А на голове журавля есть неоперенные участки яркого оттенка.
Первые птицы появились в Америке, постепенно переселились в Азию, затем осели в Европе. Сегодня их практически не осталось в США и Канаде. Но на других материках пернатые сумели адаптироваться к разным природным условиям.
Весной журавлей можно узнать по их характерному крику, который еще называют курлыканьем. Обычно пернатые стараются трубить парами, тогда их слышно далеко за пределами места обитания.
Журавли упоминаются во многих сказках и мифах. Писатели воспевают их грациозность и красоту. Особенно часто эти птицы фигурируют в культуре североамериканских индейцев.
Сочинение на тему журавль
Эссэ Берегите серого журавля! Как красиво летят в небесах журавли Рассекая воздушную мякоть Земли. Над опавшей листвой, сделав медленный круг Попрощавшись со мной, уплывают на юг. За седой океан путь высок и далёк, Но у каждого тлеет в груди уголёк Той прекрасной и тёплой, но чуждой земли, Что от сердца они оторвать не смогли. Алексей Чибисов Журавль — птица знаменитая. В сказках и баснях, в песнях и пословицах часто упоминается журавль. Да и вообще нет, пожалуй, человека, который не знал бы эту птицу. В нашей стране обитает семь видов журавлей, из которых наиболее распространен серый журавль. Я живу в небольшом живописном городке среднего Урала – Верхний Тагил, а совсем недалеко находится знаменитый Висимский заповедник, где мы и можем встретить серого журавля. Это как раз тот самый журавль, чьи звонкие крики слышатся высоко в небе весной и осенью. Меня поразила необычная красота этой птицы. Общая окраска журавля серая, более темная, почти черная на концах крыльев. От глаз по бокам шеи спускается заметная белая полоса; остальная часть головы и шеи черная, а на затылке и темени участок голой красной кожи, слабо покрытый тонкими и жесткими волосовидными перьями. Он мне напомнил щёголя во фраке. Журавли — птицы «разговорчивые» и криками часто выдают свое присутствие. И в то же время птицы эти очень осторожны. Например, во время кормежки одна или две птицы обязательно стоят «на часах», наблюдают за тем, что творится вокруг, и в случае малейшей опасности предупреждают криками остальных. Гнездятся главным образом в болотистой местности: кочковатых болотах, окружённых лесом, в заросших осокой или камышом лугах, в заболоченных поймах рек. Меня удивило то, что серые журавли моногамны, держатся вместе и сохраняют пару в течение жизни. Вот бы людям бы поучиться такой верности! А какое удивительное явление в жизни птиц — журавлиные танцы! Танцуют все журавли — и серые, и красавки, и черные. Они становятся в круг, и несколько птиц «пляшут» в середине этого круга. Потом танцоры становятся в ряды зрителей, а в круг выходят новые. А как красиво летят журавли!!! Журавли летят стаями, выстроившись клином, в дневное время и обычно на большой высоте. О журавлином клине написано много песен. Мне больше всех нравится песня «Журавли», в которой есть такие прекрасные слова: Летит, летит по небу клин усталый Летит в тумане на исходе дня, И в том строю есть промежуток малый, Быть может это место для меня. Настанет день и с журавлиной стаей Я поплыву в такой же сизой мгле, Из-под небес, по-птичьи окликая, Всех вас кого оставил на земле. Как и другие виды журавлей, серый журавль начинает свой полёт с разбега, как правило, по ветру, быстро ускоряясь и раскрывая крылья перед взлётом. Летит плавно, делая движения крыльями в определённом ритме, неторопливо опуская их вниз и резко поднимая вверх. Несмотря на то, что в нашей стране серый журавль ещё достаточно сохранился, охота на этого журавля запрещена, а сам он нуждается в особой охране. Численность его сокращается. Эти замечательные птицы очень нуждаются в помощи и защите человека. И если люди не предпримут решительных шагов по спасению журавля, эта птица исчезнет с лица земли, а с нею вместе её красивые танцы, завораживающее курлыканье и улетающий вдаль журавлиный крик. Фадеева Валерия 7Б класс МБОУ СОШ №8 г. В. Тагил
referat5vip.ru
Василий Андреевич Жуковский — замечательный русский поэт, одним из первых отечественных лириков стал развивать в своем творчестве жанр баллады. Пожалуй, при жизни Жуковский-балладник пользовался большей известностью, чем лирик. Его баллады — это своеобразный “театр страстей”, в котором все эмоции и страсти доведены до предела, поступки героев непредсказуемы, а их чувства изменчивы. “Ивиковы журавли” — перевод баллады Шиллера. В основу ее положена легенда, согласно которой странствующий древнегреческий певец Ивик, живший в VI веке до нашей эры в Южной Италии, был убит разбойниками по дороге на общегреческий праздник — состязание. По преданию, убийство было раскрыто благодаря появлению свидетелей — журавлей. Для легенды, которая дошла до нас, характерна идея неотвратимого возмездия. Шиллер ввел новый мотив — убийца невольно выдает себя под впечатлением искусства, глубоко воздействующего на человеческую душу. Жуковский устранил важную для Шиллера психологическую мотивировку, но зато усилил идею мощного воздействия искусства на человека. У Шиллера убийца разоблачает себя при виде журавлей, тогда как у Жуковского — услышав приближение птиц. Начало баллады Жуковского обычно, почти повседневно: На Посейдонов пир веселый. Куда стекались чады Гелы Зреть бег коней и бой певцов, Шел Ивик, скромный друг богов. Баллады Жуковского познакомили Россию с европейскими народными преданиями. Поэт расширял идейный и художественный кругозор русского общества, “усваивая отечественной литературе еще не обжитый ею художественный мир”. Многие переводы и переложения Жуковского стали классическими, хотя поэт не стремился к точной передаче смысла подлинника. О спутники, ваш рой крылатый, Досель мой верный провожатый, Будь добрым знамением мне. Сказав: прости! родной стране, Чужого брега посетитель. Ищу приюта, как и вы; Да отвратит Зевес-хранитель Беду от странничьей главы. Жуковский прежде всего улавливал тон и дух образца, переживая драматические ситуации, проникаясь чувствами героев. Он решался отступать от подлинника или дополнять его; так это случилось и с балладой “Ивиковы журавли”. Поэт чувствовал себя полноправным творцом, он как бы сочинял балладу на заданную тему, и уверенная рука мастера оставляла на них печать самобытного дарования, в чем поэт отдавал себе полный отчет. В одном из писем Гоголю он писал: “Я часто замечал, что у меня наиболее светлых мыслей тогда, как их надо импровизировать в выражение или дополнение чужих мыслей”. Да, действительно, это скорее не переводы, а импровизации на тему, талантливые, самобытные, интересные. И все, и все еще в молчанье… Вдруг на ступенях восклицанье: “Парфений, слышишь?.. Крик вдали — То Ивиковы журавли! И небо вдруг покрылось тьмою; И воздух весь от крыл шумит; И видят, черной полосою Станица журавлей летит. Рано или поздно, по убеждению Жуковского, гуманность предъявит свой строгий счет, тайное становится явным, и всем воздастся по заслугам. Таков общий благой и мудрый закон, управляющий миром. Всевидящая судьба всегда защищает невинных. Древнегреческий певец Ивик убежден, что жизнь разумна, что законы Зевса святы и нарушивший их будет наказан. И хотя убийство Ивика свершилось без свидетелей, наказание все же настигло преступников. И бледен, трепетен, смятенный, Внезапной речью обличенный, Исторгнут из толпы злодей: Перед седалище судей Он привлечен с своим клевретом; Смущенный вид, склоненный взор И тщетный плач был их ответом; И смерть была им приговор. Наперекор жестокому веку Жуковский в балладах строит свою особую Вселенную, где все совершается по справедливости, как в сказке. И если зло неотвратимо, как в сюжете баллады “Ивиковы журавли”, то, по крайней мере, оно будет наказано. В его поэтическом мире царит принцип высокой человечности. Блажен, кто незнаком с виною. Кто чист младенчески душою! Мы не дерзнем ему вослед; Ему чужда дорога бед… Но вам, убийцы, горе, горе! Как тень, за вами всюду мы, С грозою мщения во взоре. Ужасные созданья тьмы.
Более новые статьи:
- Жуковский «Невыразимое» — .
- Герои и сюжеты баллады Жуковского «Светлана» — .
- Герои и сюжет баллады В. А. Жуковского «Светлана» — .
- Война 1812 года в стихотворениях В. А. Жуковского «Певец во стане русских воинов» и К. Н. Батюшкова «К Дашкову» — .
- Василий Андреевич Жуковский — .
- В. Жуковский и К. Батюшков — первые русские поэты-романтики — .
- Баллады «Людмила» и «Светлана» — .
- Баллада В.А. Жуковского «Светлана» — .
Сюжет[ | ]
Поэт Ивик был смертельно ранен убийцами (по исходной легенде, подосланными к нему властителями, недовольными его популярностью в народе, — этот мотив в балладе отражения не нашёл) в безлюдном месте по дороге на Истмийские игры. Умирая, Ивик увидел в небе стаю журавлей и воззвал к ней с просьбой изобличить убийц. Множество людей, собравшихся на игры, были потрясены и возмущены убийством, однако не видели способа его раскрыть. Перед собравшимися была разыграна трагедия «Эвмениды» со впечатляющим хором эриний, поющим о неотвратимости возмездия преступникам. Бесчисленные зрители замерли, осмысляя представление, и в это время вдали раздался журавлиный клик — и тут один из убийц вскрикнул, обращаясь к другому: «То Ивиковы журавли!» — таким образом изобличив себя. Выдавшие себя преступники были немедленно приговорены к смертной казни.
Шиллер описывает кульминацию так:
Сочинение Баллада «Ивиковы журавли»
Вы, журавли под небесами, Я вас в свидетели зову! Да грянет, привлеченный вами, Зевесов гром на их главу. В. Жуковский Василий Андреевич Жуковский — замечательный русский поэт, одним из первых отечественных лириков стал развивать в своем творчестве жанр баллады. Пожалуй, при жизни Жуковский-балладник пользовался большей известностью, чем лирик. Его баллады — это своеобразный “театр страстей”, в котором все эмоции и страсти доведены до предела, поступки героев непредсказуемы, а их чувства изменчивы. “Ивиковы журавли” — перевод баллады Шиллера. В основу ее положена легенда, согласно которой странствующий древнегреческий певец Ивик, живший в VI веке до нашей эры в Южной Италии, был убит разбойниками по дороге на общегреческий праздник — состязание. По преданию, убийство было раскрыто благодаря появлению свидетелей — журавлей. Для легенды, которая дошла до нас, характерна идея неотвратимого возмездия. Шиллер ввел новый мотив — убийца невольно выдает себя под впечатлением искусства, глубоко воздействующего на человеческую душу. Жуковский устранил важную для Шиллера психологическую мотивировку, но зато усилил идею мощного воздействия искусства на человека. У Шиллера убийца разоблачает себя при виде журавлей, тогда как у Жуковского — услышав приближение птиц. Начало баллады Жуковского обычно, почти повседневно: На Посейдонов пир веселый. Куда стекались чады Гелы Зреть бег коней и бой певцов, Шел Ивик, скромный друг богов. Баллады Жуковского познакомили Россию с европейскими народными преданиями. Поэт расширял идейный и художественный кругозор русского общества, “усваивая отечественной литературе еще не обжитый ею художественный мир”. Многие переводы и переложения Жуковского стали классическими, хотя поэт не стремился к точной передаче смысла подлинника. О спутники, ваш рой крылатый, Досель мой верный провожатый, Будь добрым знамением мне. Сказав: прости! родной стране, Чужого брега посетитель. Ищу приюта, как и вы; Да отвратит Зевес-хранитель Беду от странничьей главы. Жуковский прежде всего улавливал тон и дух образца, переживая драматические ситуации, проникаясь чувствами героев. Он решался отступать от подлинника или дополнять его; так это случилось и с балладой “Ивиковы журавли”. Поэт чувствовал себя полноправным творцом, он как бы сочинял балладу на заданную тему, и уверенная рука мастера оставляла на них печать самобытного дарования, в чем поэт отдавал себе полный отчет. В одном из писем Гоголю он писал: “Я часто замечал, что у меня наиболее светлых мыслей тогда, как их надо импровизировать в выражение или дополнение чужих мыслей”. Да, действительно, это скорее не переводы, а импровизации на тему, талантливые, самобытные, интересные. И все, и все еще в молчанье. . . Вдруг на ступенях восклицанье: “Парфений, слышишь?. . Крик вдали — То Ивиковы журавли! И небо вдруг покрылось тьмою; И воздух весь от крыл шумит; И видят, черной полосою Станица журавлей летит. Рано или поздно, по убеждению Жуковского, гуманность предъявит свой строгий счет, тайное становится явным, и всем воздастся по заслугам. Таков общий благой и мудрый закон, управляющий миром. Всевидящая судьба всегда защищает невинных. Древнегреческий певец Ивик убежден, что жизнь разумна, что законы Зевса святы и нарушивший их будет наказан. И хотя убийство Ивика свершилось без свидетелей, наказание все же настигло преступников. И бледен, трепетен, смятенный, Внезапной речью обличенный, Исторгнут из толпы злодей: Перед седалище судей Он привлечен с своим клевретом; Смущенный вид, склоненный взор И тщетный плач был их ответом; И смерть была им приговор. Наперекор жестокому веку Жуковский в балладах строит свою особую Вселенную, где все совершается по справедливости, как в сказке. И если зло неотвратимо, как в сюжете баллады “Ивиковы журавли”, то, по крайней мере, оно будет наказано. В его поэтическом мире царит принцип высокой человечности. Блажен, кто незнаком с виною. Кто чист младенчески душою! Мы не дерзнем ему вослед; Ему чужда дорога бед. . . Но вам, убийцы, горе, горе! Как тень, за вами всюду мы, С грозою мщения во взоре. Ужасные созданья тьмы. .