«сага о форсайтах» или 100-летняя историю о собственности, ее передачи, обмане, отказе и вине

Голсуорcи «Сага о Форсайтах» — краткое содержание

Голсуорcи

— все произведения Страница: (Трилогия) (Роман, 1906) Собственник Действие происходит в Лондоне в 1886—1887 гг. В доме старого Джолиона семейное торжество, прием в честь помолвки мисс Джун Форсайт с мистером Филиппом Боснии. Гостей собирается множество, семья весьма многочисленна. Внутри форсайтского клана, как и в обществе, царит закон конкуренции, шестеро братьев — Джолион, Джемс, Сушин, Николас, Роджер и Тимоти — соперничают, кто из них богаче. Их отец \»гордый Досеет\», из фермеров, прибыл в Лондон в начале столетия, работал каменщиком, подрядчиком, строит дома. У него было десять детей, и все до сих пор живы, следующее поколение насчитывает уже 21 молодого Форсайта. Семья принадлежит теперь к верхушке английской буржуазии, среди ее членов — финансисты, юристы, рантье, члены акционерных обществ. Всех их отличает собственническая самоуверенность, разговоры в их среде вечно вертятся вокруг курса акций, дивидендов, стоимости домов и вещей. Собравшиеся выглядят парадно и блистательно, респектабельно, но ощущается некоторое напряжение, вызванное инстинктивным чувством непосредственной близости чего-то необычного и ненадежного. Объектом недоверия является человек, ради знакомства с которым они собрались здесь. Боснии — архитектор, у него нет никакого состояния, он артистически небрежен в одежде и несколько эксцентричен. Джордж — сын Роджера — называет его \»пиратом\» и это прозвище закрепляется среди родни. Старый Джолион с неодобрением относится к выбору внучки, в которой души не чает, хлебнет она горя с этим безрассудным, непрактичным юнцом, но Джун — крошка с характером и очень упряма. Старый Джолион пытается наладить отношения с сыном, отцом Джун, с которым не виделся четырнадцать лет. Тогда молодой Джолион во имя \»недозволенной\» по форсайтским нормам любви ушел от семьи, живет он скромно, работает страховым агентом, пишет акварели. Отец, подстроив как бы случайную встречу в клубе, приглашает сына к себе, потом наносит визит к нему в дом, где его сердцем завладевают внуки — малыши Джолли и Холли. У сына Джемса Сомса неблагополучно в семье, хотя он всячески это скрывает. Форсайты воспринимают его жену как нечто необычное и чуждое для их круга. Золотоволосая, темноглазая Ирэн похожа на языческую богиню, она исполнена обаяния, отличается изысканностью вкуса и манер. После смерти отца — профессора Эрона — молодая девушка осталась без средств и, в конце концов, была вынуждена уступить Сомсу, полтора года упорно добивавшемуся ее руки. Холодность жены и нескрываемая неприязнь к нему доводят Сомса до бешенства. Преуспевающий в делах Сомс поручает Боснии строительство нового загородного дома в Робин-Хилле. Его все более тревожит симпатия, возникшая между его женой и молодым архитектором, постепенно перерастающая во взаимное глубокое чувство. Напрасно Ирэн заводит разговор о разводе, муж полагает, что имеет право собственности на жену и не намерен потакать ее сумасбродству. Четыре года назад Сомса захватила волнующая красота Ирэн, и он не желает расставаться с тем, что завоевано. Страница:

«Остров Фарисеев» (Джон Голсуорси)

Этот роман является одним из интересных и социально значимых произведений писателя. «Остров Фарисеев» раскрывает пороки английского буржуазного общества. В романе рассказывается о молодом аристократе Дике Шелтоне, кторый после обручения с девушкой из состоятельной семьи вынужден по просьбе ее родителей на время разлучиться с невестой, чтобы проверить свои чувства. По воле случая он знакомится с людьми из народа и узнает об их заботах, тревогах и проблемах.

В результате молодой человек решается отказаться от помолвки и порвать с высшим обществом, которое предстало перед ним в самом неприглядном свете.

Судьбоносная встреча

Незадолго до того, как писатель получил диплом Оксфорда, его пригласили на свадьбу двоюродного брата. Майор Артур Голсуорси собирался вступить в брак с Адой Купер. Эта была очень привлекательная девушка, которая, будучи бесприданницей, решила пойти под венец, чтобы избавиться от нищеты.

Семейная жизнь пары не сложилась. Да и как могло быть иначе. Ада была незаконнорожденной, и муж ее матери желал поскорее от нее избавиться. Миссис Купер была вынуждена объехать с дочерью 74 городов в поисках жениха. Однако состоятельные молодые люди не стремились взять в жены девушку без гроша за душой. Единственным претендентом на ее руку оказался Артур, который не вызвал у нее никаких нежных чувств.

Библиография[ | ]

  • От четырёх ветров (сборник рассказов) (1897г.)
  • Джослин. роман (1898г.)
  • Вилла Рубейн. роман (1900г.)
  • Остров фарисеев. роман (1904г.)
  • »Сага о Форсайтах»: I. Собственник. роман (1906г.)
  • Последнее лето Форсайта (1918г.)

II.

  • В петле. роман (1920г.)

Пробуждение (1920г.)
III.

  • Сдаётся в наём. роман (1921г.)

Усадьба. роман (1907г.)
Братство. роман (1909г.)
Справедливость. пьеса (1910г.)
Патриций. роман (1911г.)
Старший сын. пьеса (1912г.)
Темный цветок. роман (1913г.)
Фриленды. роман (1915г.)
Полный месяц. пьеса (1915г.)
Сильнее смерти. роман (1917г.)
Гротески (1917-1918гг.)
Путь святого. роман (1919г.)
Мёртвая хватка. пьеса (1920г.)
»Современная комедия»:

  • I. Белая обезьяна. роман (1924г.)

Идиллия (1926г.)
II.

  • Серебряная ложка. роман (1926г.)

Встречи (1926г.)
III.

  • Лебединая песня. роман (1928г.)

»Последняя глава»:

  • Девушка ждёт. роман (1931г.)

Пустыня в цвету. роман (1932г.)
На другой берег. роман (1933г.)
Сборник поэзии Джона Голсуорси (1934г.)

СДАЕТСЯ ВНАЕМ (ТО LET)

Роман (1921)

Действие происходит в 1920 г. Джолиону уже семьдесят два года, его третий брак длится двадцать лет. Сомсу шестьдесят пять лет, Аннет — сорок. Сомс души не чает в дочери, Флер целиком заполнила его сердце. С женой они абсолютно чужие, люди, его даже не волнует, что вокруг Аннет увивается богач бельгиец Проспер Профон. О родственниках теперь он мало что знает. Тетки умерли, нет больше форсайтской биржи, из старшего поколения остался только Тимоти, который из-за маниакальной боязни инфекции долгие десятилетия был почти невидимым для остальных Форсайтов, ему сто один год, и он впал в старческое слабоумие. Вэл вернулся, продав ферму в Южной Африке, и купил имение в Сассексе.

Сомс заделался заядлым коллекционером, в понимании картин он уже не ограничивается знанием их рыночной цены. Как-то в выставочном салоне, владелицей которого оказывается Джун, он встречает Ирэн с сыном. К его великому неудовольствию, Флер и Джон знакомятся. Сомс вынужден потом объяснять дочери, что они с этой родней находятся в давней вражде.

Флер и Джон случайно оказываются вместе в гостях у Вэла и Холли. Среди идиллии деревенской природы завязывается их роман. Хозяева всячески избегают разговоров о причинах вражды — таково было наставление Джолиона.

Сомс встревожен увлечением дочери. Он отдает явное предпочтение другому ее поклоннику — Майклу Монту, будущему обладателю титула и земельных владений, настойчиво добивающемуся ее благосклонности. Он постоянно внушает Флер, что не хочет иметь ничего общего с той ветвью семьи Форсайтов. Ирэн также обеспокоена, стремясь разлучить влюбленных, она увозит сына на пару месяцев в Испанию. Джун, опекающая оставшегося в одиночестве Джолиона, упрекает отца в малодушии, нужно было рассказать Джону все как есть. Если молодые люди действительно любят друг друга, зачем же делать их несчастными во имя прошлого.

Флер находит у отца фотографии молодой женщины, в которой узнает Ирэн, и мучается догадками, что за всем этим кроется. Мсье Профон охотно раскрывает ей семейную тайну. Сомс уговаривает Флер отступиться, ничего все равно не получится, те двое его ненавидят. Как ужасно, что Флер унаследовала страсть к сыну Ирэн. Но его чувству уже тридцать пять лет, а их знакомство длится всего два месяца. Он советует дочери оставить это безумие, которое заведомо ничем хорошим не кончится.

Джолиону с каждым днем все хуже. Предчувствуя, что серьезного разговора с сыном может не состояться, он пишет Джону письмо, где сообщает всю правду о прошлом и требует расстаться с Флер. Если он не покончит с этой любовью, то сделает свою мать несчастной до конца ее дней. Жестокое, темное прошлое обрушивается на Джона, но объясниться с отцом он не успевает, Джолион умирает. Узнав о его кончине, Сомс расценивает ее как возмездие: двадцать лет его враг наслаждался отнятыми у него женой и домом.

Флер проявляет цепкое упорство. Ей все же удается уговорить отца отправиться с визитом к Ирэн. Снова Сомс в Робин-Хилле. Вот и дом, выстроенный для него и Ирэн, дом, строитель которого разрушил его семейный очаг. Какая-то ирония судьбы в том, что Флер может войти в него хозяйкой. Ирэн перекладывает решение на Джона. Тот же решительно объявляет, что между ним и Флер все кончено, он должен выполнить предсмертную волю своего отца. Хотя Сомс испытывает удовлетворение, что этого противоестественного, на его взгляд, брака не будет и что он вернул свою дочь, пусть даже ценой ее счастья, он не может побороть недоумения и досады: его дочь эти люди тоже отвергли.

Флер дает наконец согласие выйти замуж за Майкла Монта, однако, не подавая виду, глубоко переживает случившееся. Празднуется пышная свадьба, молодые отправляются в свадебное путешествие.

Умирает Тимоти. На достопамятном форсайтском доме появляется табличка: «Сдается внаем». С аукциона распродаются веши, на которые немного охотников, поскольку они не отвечают современному вкусу, но с ними у Сомса связано столько воспоминаний, он с горечью думает о том, что исчезает последний уют старого мира. Сомс заходит в галерею, где выставлены акварели Джолиона Форсайта. Здесь в последний раз он видит Ирэн — Джон купил землю в Британской Колумбии, и она уезжает к сыну. Дом в Робин-Хилле продается.

А. М. Бурмштрова

Мне нравитсяНе нравится

Социальная позиция

Всю свою творческую жизнь Джон Голсуорси, книги которого издавались многомиллионными тиражами, половину своих заработков отдавал на благотворительность. Он активно боролся за пересмотр законов о цензуре, избирательном праве для женщин, разводе и минимальной зарплате. По личному распоряжению писателя его Нобелевская премия была передана основанному им ПЕН-клубу. При этом в 1917 году Голсуорси отказался принять от короля Георга Пятого рыцарское звание.

После смерти писателя его произведения стали постепенно терять свою популярность. Интерес к ним был возрожден после того, как было сделано несколько удачных экранизаций «Саги о Форсайтах». Творчество Джона Голсуорси относится к лучшим страницам английской литературы.

Ада Голсуорси пережила супруга на тринадцать лет. Перед смертью она сожгла все любовные письма, которые Джон когда-либо ей писал. Осталось лишь одно стихотворение, которое писатель посвятил своей возлюбленной подруге и жене.

Теперь вы знаете, какую огромную роль сыграла любовь в творчестве Джона Голсуорси, а также историю создания монументальной «Саги о Форсайтах».

Новое завещание

Престарелый Джолион ради примирения с сыном переделывает завещание, восстановив его в правах на наследство. Он сам испытывает глубокое удовлетворение от своего поступка. Он его расценивает как месть времени, всем невзгодам, которые выпали на его долю. А также презрению, которым он вместе с остальными родственниками все эти годы награждал сына.

Сомс все-таки подает иск против Босини. Но на процессе архитектор отсутствует. Пропадает и Ирэн, которая уходит из дома, оставив драгоценности и все свои вещи. Ее муж не может смириться с мыслью, что она окончательно пропала из его жизни. Посетившая судебное заседание Джун спешит предупредить Филипа о происходящем, хочет поддержать его. В его квартире она встречает Ирэн, высказывая ей все, что у нее накипело за это время. Ведь раньше она была в дружеских отношениях с женщиной, которая теперь разбила ее жизнь.

Серебряная ложка

1924 год. В дом Флер и Майкла приехал Френсис Уилмот. Он передал письмо от Джона и рассказал и женитьбе на его сестре. Флер предложила Френсису пожить у них в доме. Майкл Монт ушел из издательства и теперь стал депутатом парламента, где продвигает фоггардизм. Основными идеями фоггардизма были — прекращение импорта продовольствие, развитие сельского хозяйства и обеспечение страны своими продуктами, и детская иммиграция, согласно которой 14-15 летних детей нужно отправлять в доминионы развивать там сельское хозяйство. Автором идей был сэр Джеймс Фоггарт, его книга «Опасное положение Англии».

Майкл получил письмо от миссис Бергфелд, немки. Все их сбережения были изъяты и они хотели их вернуть, а сейчас жили впроголодь. Майкл навестил их и заодно увидел, как живут другие безработные бедняки.

Флер возобновила своей салон, и в газете появилась анонимная статья с намеком на Флер и ее салон. На очередном приеме Сомс услышал, что светская львица внучка маркиза Маджори Феррар назвала Флер выскочкой, а Сомс назвал ее предательницей и выгнал из дома. Флер написала несколько писем своим друзьям, где назвала Маджори змеей. По наставлению своего ухажера и тайного жениха Маджори подала в суд на Флер и Сомса.

Майкл Монт решил привести фоггардизм в действие и построить небольшую ферму по разведению кур, куда пригласить Бергфелдов и еще двоих безработных.

Френсис Уилмот уехал из дома Флер в отель и встретил там Маджори. Он влюбился в нее и они стали встречаться. Маджори хотела, чтобы Сомс выплатил ей полторы тысячи фунтов, а Флер написала извинения. Сомс был согласен заплатить, но Флер отказалась писать извинения. Главное целью Маджори было получить деньги, так как она была в долгах, ее отец был в долгах. А обручилась она с Мак-Гауном чтобы он выплатил ее долги.

Сомс решил собрать на Маджори побольше сведений как о безнравственной особе. На ферме Майкла Бергфелд покончил с собой, его жена переехала работать в приют, и в результате разводить кур остался только один человек.

На суде выяснилось, что Маджори имела связи до брака, и Флер выиграла процесс. Однако общество отвернулось от нее и Флер потеряла свой салон. Флер захотела поехать в кругосветное путешествие, но Майкл не мог бросить парламент и в путешествие с Флер поехал Сомс.

Популярные сегодня пересказы

  • Хрустальный ключ — краткое содержание рассказа Крюковой Главными персонажами рассказа являются дети, Даша и Петька, приехавшие на летние каникулы к бабушке в деревню, в которой имеется болото под названием Ведьмино. От местных жителей ребята узнают древнюю легенду
  • Легенда о манкурте — краткое содержание рассказа Айтматова Легенда о манкурте рассказывает про стрелочника по имени Едигей, который несет свой трудовой долг на степном железнодорожном разъезде. Он трудится там после войны и вдруг получает известие про гибель друга детства.
  • Медведь — краткое содержание рассказа Чехова У помещика Попова есть жена Елена Ивановна. Он умер, она осталась вдовой. Никуда не выходит, ни с кем не встречается. Слуга уговаривает её не кручиниться уж так сильно. Ведь жизнь продолжается. Муж, как выяснилось
  • Жалобная книга — краткое содержание рассказа Чехова Сюжета в «Жалобной книге» Антона Чехова совершенно нет, она является коллекцией записей о разных посетителях, а сама книга лежит на железнодорожной станции, там можно прочитать о курьезах

Белая обезьяна

1922 год. Майкл Монт работает в издательстве. Его отец сэр Лоренс Монт – автор трех книг, последняя из которых называется «Дуэт» — беседы между тенями Гладстона и Дизраэли. Друг Майкла поэт Уилфрид Дезерт – автор успешной книги «Медяки» влюблен в Флер, жену Майкла. У себя в доме Флер устраивала светский салон и приглашала деятелей искусства и разных знаменитостей. С детьми Флер хотела пока подождать, и пожить для себя. Уилфрид спрашивал у Флер о взаимности его чувств, и если нет, то он уедет на Восток. Флер не хотела терять такой ценный экспонат своей гостиной и поощряла ухаживания. Уилфрид назначил встречу у себя в квартире. Старый Форсайт – Сомс и Старый Монт – сэл Лоренс заседали в правлении Общества Гарантийного Страхования, куда Сомс вошел по приглашению Лоренса. Главой правления общества был Элдерсон и остальные члены правления все вместе учились, поэтому доверяли друг другу. Сомс видел, что из-за иностранных контрактов, особенно германских дела в обществе идут не слишком хорошо, и что пайщики могут остаться без дивидендов, поэтому он предложил на собрании ограничиться только английскими контрактами.

В издательстве был пойман вор – упаковщик Бикет таскал «Медяки» Дезерта и продавал. Бикет просил не увольнять его и объяснил свой поступок тем, что его жена была больна воспалением легких и деньги нужны были на лекарства и усиленное питание. Майкл пытался заступиться за Бикета, но владелец издательства уволил Бикета. Бикет пытался найти работу, но ничего не получалось и он стал продавать воздушные шары у собора Святого Павла. Выручки хватало только на аренду и питание, а Бикет мечтал уехать в Австралию.

Дезерт признался Монту, что влюблен в Флер и их дружба закончилась. Сомс узнал, что Джордж Форсайт тяжело болен и навестил его дома, где тот лежал при смерти. На стене у Джорджа висела занятная китайская картина. На ней была изображена белая обезьяна, которая ела апельсин и разбрасывала вокруг кожуру. У обезьяны были очень пронзительные глаза. Сомс решил купить картину и подарить ее Флер.

Майкл был расстроен из-за ситуации с Дезертом и Флер. Но старался не подавать виду. Сомс намекнул, что неплохо бы завести ребенка.

Немецкая марка стала стремительно падать. К Сомсу пришел клерк Баттерфилд из страхового общества и заявил, что слышал разговор председателя о том, что тот получает комиссионные за немецкие контракты. Сомс хотел все рассказать членам правления, но Лоренс его остановил, сообщив что надо все проверить, потому что в обществе все доверяют друг другу, потому что вместе учились. Баттерфилда уволили из общества и Сомс устроил его в издательство продавать книги.

Викторина, жена Бикета пришла к Майклу Монту в издательство просить, чтобы мужа наняли обратно. У нее было очень необычное лицо и Майкл предложил ей стать натурщицей и дал адрес художника Обри Грина. Викторина стала получать за день 10-15 шиллингов, которые она хотела накопить на поездку в Австралию. Позировала она обнаженной. Поначалу ее это смущало, но потом она привыкла.

Майкл увидел, как Флер зашла в квартиру Дезерта. При встрече на квартире Флер чуть не нарушила супружескую верность, но отвергла Дезерта. У дома Дезерта Майкл столкнулся с Джун и та рассказала, что у Флер была юношеская любовь к Джону. Майкл понял, что он лишь второй номер и сказал Флер, что она может поступать, как посчитает нужным. Уинфрид уехал на Восток, Майкл попрощался с ним на перроне.

Миссис Бикет насобирала уже приличную сумму на поездку и последние 10 фунтов ей отдолжил Майкл. В галерее Джун выставили картину «Сон Дриады» на которой была изображена обнаженная Викторина. Бикет увидел фото в газете, пошел в галерею и никак не мог поверить, что это не Викторина. Когда та показала ему деньги, который якобы отдолжил ей Майкл, тот пошел к нему и узнал, что Викторина была натурщицей. Бикет считал, что она не только позировала голой, но и оказывала художникам сексуальные услуги. Майкл опроверг это заявление. Викторина была рассержена таким подозрением. В конце концов Бикет признался что воровал ради нее и они уехали в Австралию.

Сомс посчитал, что из-за падения марки общество терпит убытки в 250 тысяч фунтов. Он организовал слежку за председателем. Председатель узнал о слежке и сбежал, а Сомс созвал собрание пайщиков. На собрании пайщики решили во всем обвинить Сомса, и он вышел из правления вместе с Лоренсом. В конце романа Сомс и Майкл, взявшись за руки, ожидают рождение ребенка. Флер родила сына Кристофера, 11-ого баронета.

Собственность как обман

Выезд на автомобиле, начало 1900-х

Фото: ТАСС

Выезд на автомобиле, начало 1900-х

Фото: ТАСС

Собственность необходимо защищать, но и сама она в картине мира Форсайтов гарантирует защиту от чужой и огромной массы неимущих и всего, что с нею связано: неприличия и нечистоты, неустройства и недостатка в чем-либо, безобразий и безобразности, унижений и бесправия. Все атрибуты собственности — особняки на лучших улицах Лондона, выезды, прислуга, клубы, в которых состоят Форсайты, драгоценности и наряды дам, семейные торжества — помимо прямого назначения выполняют функцию сторожевых башен, обозначают границу, отделяющую «форсайтов» от тех, кто ими не является.

Однако достаточно лишь впустить на эту огороженную территорию человека, который собственности не ценит, и крепость оказывается карточным домиком. Сомс, самый образцовый из молодого на момент начала романа поколения Форсайтов, окажется первой жертвой хрупкости мира собственности.

Отчасти он виноват в этом сам: в «собственнике» Сомсе есть изъян, о котором никто, и прежде всего он сам, не подозревает,— в нем неизвестно откуда есть способность любить и жажда прекрасного, которым предстоит сильно усложнить его жизнь.

В девушке из приличной, но обедневшей семьи он видит не только редкую красоту, но и изысканность, незаурядность, которых не бывает в его кругу. Сомс женится на ней и будет любить ее страстно и мучительно, рассчитывая, пусть не на взаимность (она вышла за него от безвыходности), но на уважение, благодарность и соблюдение ею супружеского долга. Ни одно из этих ожиданий не оправдается. Он будет бесконечно страдать — но перестать любить ее не сможет.

Он наймет для строительства загородного дома нищего архитектора без имени, разглядев в нем талант, и вновь по-форсайтовски будет рассчитывать, что тот будет послушен и благодарен,— и вновь обманется: архитектор окажется своеволен и высокомерен, тратя больше денег, чем было оговорено, не сочтет нужным оправдываться — Cомс в ярости, однако работой архитектора против воли восхищен.

Но когда выяснится, что его холодная жена и наглый архитектор без памяти влюблены друг в друга, что жена решила ради него оставить Сомса, он дойдет до последнего отчаяния. Самое страшное для него в том, что он не может не понимать: преступные любовники действительно сделаны из одного материала — полностью чуждого собственности.

Но это история не о том, что за деньги не купишь любви и таланта, а о том, что деньги не могут защитить от презрения, скандала, позора, страшного унижения и презрения к себе.

Это самый яркий, но далеко не единственный случай в «Саге», где чувства и обстоятельства (совсем не обязательно романтические или трагические) без труда пробивают броню собственности, и Форсайты с изумлением обнаруживают себя столь же незащищенными, как и простые неимущие смертные.

Слухи и пересуды

Проблемы в семье Сомса становятся темой для обсуждения в доме Тимоти. Его самого при этом сильно раздражает, что Босини постоянно тратит сверх сметы, он планирует через суд предъявить тому иск, чтобы взыскать убытки и разорить выскочку.

Еще больше Сомса выводит из равновесия то, насколько к нему равнодушна и холодна Ирэн. Однажды ночью, когда роман между любовниками был в самом разгаре, ему удается настоять на своем, сломив сопротивление своей официальной жены.

Уже на следующий день Джордж становится свидетелем тайного свидания влюбленных, во время которого Ирэн рассказывает, что произошло. Затем он из обычного любопытства следует за Босини, который в сильнейшем волнении носится по городу, не зная, что предпринять. Он отчаянный человек, который не может понять, где укрыться от горя.

ПОСЛЕДНЕЕ ЛЕТО ФОРСАЙТА. ИНТЕРЛЮДИЯ (INDIAN SUMMER OF A FORSYTE)

Повесть (1918)

Проходит четыре года. Старый Джолион купил злополучный дом своего племянника Сомса и поселился там с семьей. Джун с отцом и мачехой отправилась в путешествие по Испании, а старик, скучая, ожидает их возвращения и охотно потакает фантазиям оставшихся с ним внуков. Он любит сидеть в тени дуба перед террасой дома, любуясь прекрасным видом. Красота природы находит глубокий отклик в его душе, здесь, в Робин-Хилле, он перестает ощущать свой возраст, а ведь ему уже восемьдесят пять.

Прогуливаясь майским днем по окрестностям, старый Джолион встречает Ирэн, которая наведывается в эти места, где некогда была счастлива. Он невольно поддается обаянию этой необыкновенной женщины, приглашает ее отобедать, наносит визит в ее скромную квартирку, они вместе посещают оперу. Ирэн подкупает его сердечная теплота, ласковое участие, радует возможность говорить об умершем возлюбленном. Если раньше старый Джолион тосковал, то теперь он ждет возвращения сына и Джун чуть не со страхом. Как объяснит он эту странную дружбу, видимо, придется признать себя стариком, сдаться на милость забот и любви. Но ведь он не вынесет, если у него отнимут возможность видеть Ирэн. Он живет этими встречами, а не прошлым, как люди его возраста. Жарким июльским днем, накануне возвращения родных, в ожидании приезда Ирэн он засыпает в своем кресле вечным сном.

А. М. Бурмистрова

Отцы и дети

Между тем в романе «Собственник» Голсуорси престарелый Джолион рассчитывает наладить отношения с сыном, отцом Джун. Они не виделись уже 14 лет. Почти полтора десятилетия назад юный Джолион ушел из семьи из-за недозволенной, по представлениям Форсайтов, любви. Теперь он живет весьма скромно, пишет картины акварелью, работает страховым агентом.

Отец подстраивает как будто бы случайную встречу в клубе, во время которой приглашает сына навестить его. Затем приезжает к нему с ответным визитом, влюбившись в внуков, которых до этого еще не видел. Их зовут Холли и Джолли.

Проблемы в семье у Сомса, сына Джемса, которые он всячески скрывает от отца. Его супругу все остальные Форсайты воспринимают как что-то чуждое и необычное для их круга. Темноглазая и золотоволосая женщина по имени Ирэн окружающим сильно напоминает языческую богиню, отличаясь при этом изысканным манерами и вкусом.

После смерти ее отца — профессора Эрона она осталась практически без средств к существованию, в результате была вынуждена уступить Сомсу, который добивался ее руки на протяжении полутора лет. Замуж при этом она вышла без любви, поверив, что если брак не удастся, то супруг предоставит ей неограниченную свободу. О том, какую ошибку она совершила, Ирэн понимает уже в самом начале своего замужества. Ее все тяготят в браке, в котором ей отвели роль прекрасной вещи, обладание которой исключительно льстит тщеславию ее супруга, добавляя ему уверенности в себе. Жена к нему относится с неприязнью и холодно, чем доводит до бешенства.

Теперь он переживает из-за искры, которая проскочила между Босини и Ирэн. Он нанял архитектора для строительства своего загородного дома. Симпатия между его женой и зодчим перетекает в сильное взаимное чувство. Но Сомс не собирается давать жене развод. Красота девушки его пленила 4 года назад, он не собирается расставаться со своим трофеем. Джун тяжело переживает перемены в отношениях с Филипом, чувствуя, что ему неловко рядом с ней.

Примечания[ | ]

  1. 123 Краткая литературная энциклопедия — М.: Советская энциклопедия, 1962. — Т. 2.
  2. 12 идентификатор BNF (фр.): платформа открытых данных — 2011.
  3. Encyclopædia Britannica (англ.)
  4. 12Кагарлицкий Ю. И. Голсуорси Джон // Большая советская энциклопедия: / под ред. А. М. Прохорова — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1972. — Т. 7 : Гоголь — Дебит. — С. 39.
  5. Источники ударения на первом слоге:
  6. Агеенко Ф. Л., Зарва М. В. Словарь ударений для работников радио и телевидения: Ок. 75 000 слов / Под ред. Розенталя Д. Э. — 5-е изд. — М.: Русский язык, 1984. — 804 с.

Источник ударения на третьем слоге:

Агеенко. Ф. Л. Словарь собственных имён русского языка. Печатное издание М.: ООО «Издательство «Мир и Образование»», 2010. Электронная версия, «ГРАМОТА.РУ», 2011.

John Galsworthy (англ.). wordsworth-editions.com. Дата обращения 27 ноября 2020.
М. Тугушева. Конец главы // Д. Голсуорси. Конец главы. Трилогия. — Л.: Лениздат, 1978. с. 718.
Joseph Conrad, Frederick R. Karl (and Laurence Davies) (ed.), The Collected Letters of Joseph Conrad Volume 2, 1898—1902, (Cambridge, 1986), цит. по Open University Архивная копия от 19 октября 2013 на Wayback Machine
Энциклопедия кино. 2010

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: