«серая шейка»

Краткое содержание — Финист Ясный Сокол — народная волшебная сказка

Автор, жанр, год издания, главные герои

Название: “Финист Ясный Сокол”

Жанр: волшебная сказка

Тема произведения: любовь и верность

Число страниц: 12

Главные герои и их характеристика

Марьюшка. Младшая дочь. Работящая и добрая, красавица. Стойкая, верная, отважная, самоотверженная.

Финист — ясный сокол. Добрый молодец, красавец.

Царица. Жадная до всего яркого и красивого.

Баба-Яга. Три сестры, три волшебницы. Справедливые, хотя и страшные.

Старшие сестры. Жадные, завидущие, коварные, злые.

О чем произведение (1-2 предложения – кратчайшее содержание)

Марьюшка получила в подарок перо финиста, которое превращалось в красивого парня, но злые сестры изранили финиста. Пришлось Марьюшке идти вслед за любимым за тридевять земель.

Краткое содержание

Подарил крестьянин Марьюшке перо финиста и стал к ей прилетать по ночам добрый молодец.

Сестры из зависти изрезали финиста, и тот улетел, а Марюшка отправилась в дальний путь, чтобы вернуть любимого.

Встретились ей три Бабы-Яги, и каждая подарила Марьюшке драгоценные волшебные вещи.

Помог Марьюшке и Серый волк, и нашла она царицу, которая опоила Финиста и сделала его своим женихом.

Марюшка нанялась к ней работать, а царица в обмен на ночь с Финистом выменяла у Марьюшки волшебные подарки.

Слезы Марьюшки разбудили Финиста, и они вернулись домой, потому что народ решил, что настоящая жена та, которая не продает мужа.

Понравившийся эпизод

Мне понравился суд, который устроила царица, мечтая вернуть Финиста. На суде Марьюшка рассказала, как царица торговала Финистом, и как она долго его искала. И судьи решили, что только Марьюшка настоящая жена Финисту.

План произведения для пересказа

  1. Работящая Марьюшка
  2. Долгожданный подарок
  3. Зависть сестер
  4. Израненный Финист
  5. Марьюшка отправляется в путь
  6. Первая Баба-Яга
  7. Вторая Баба-Яга
  8. Третья Баба-Яга
  9. Серый волк
  10. В хрустальном дворце царицы
  11. Первая ночь у Финиста
  12. Вторая ночь у Финиста
  13. Слезы Марьюшки
  14. Справедливый суд

Главная мысль (вывод, мнение)

Главная мысль

Настоящая любовь не продается и не покупается.

Чему учит эта книга

Сказка учит любить верно и беззаветно, не думая о себе, а думая о том, чтобы был счастлив любимый человек. Учит не бояться трудностей, учит не сдаваться, учит стремиться к своей мечте. Учит не быть жадными, завистливыми и жестокими

Мне очень понравилась эта сказка, и больше всего мне понравилась героическая девушка Марьюшка, которая себя не жалела, чтобы спасти своего Финиста. Она показала себя очень храброй, упорной, настойчивой. К тому же она была доброй и трудолюбивой. Так что кончилась сказка справедливой свадьбой влюбленных.

Новые слова и выражения

Полушалок — шаль небольшого размера.

Терем — царский дворец.

Уста – губы.

Пословицы к произведению

Настоящая любовь в огне не горит и в воде не тонет.

Дорогу осилит идущий.

В лихости и в зависти нет ни прока, ни радости.

Для милого дружка и семь верст не околица.

Любовь всякий страх изгоняет.

Приключения зайца, Эдуард Шим — рейтинг книги по отзывам читателей, краткое содержание

Категория:

Человек и окружающий мир

Детям и родителям

Краткое содержание

Писатель Эдуард Шим перевел язык птиц и зверей на человеческий. В его произведениях лесные обитатели сами рассказывают про свои лапки и шерстку, привычки и повадки, о своем житье-бытье и даже о приключениях. Просто удивительно, какая бурная, деятельная, интересная жизнь кипит под покровом леса! Познавательные и веселые рассказы и сказки Эдуарда Шима — это настоящая энциклопедия животного мира. Для детей младшего и среднего школьного возраста.

  • Смотр конкурс уголков конструирования в доу

      

  • 138 детский сад казань на карте

      

  • Краткое содержание поломка на линии

      

  • Стихотворение листопад 4 класс школа россии

      

  • Новогоднее оформление из изолона в детском саду

Краткое содержание произведения

С наступлением осени все птицы, в том числе и семейство уток, начали собираться лететь на юг, где они смогут переждать холода. Но юная уточка Серая Шейка не могла лететь с остальными, так как ещё весной лиса схватила её и переломила ей крыло. К счастью, тогда её спасла мать — Старая Утка, которая смело бросилась на лисицу и отбила у неё утёнка.

Наконец, утки собрались в косяк из трёхсот штук. Мама-утка несколько раз порывалась остаться зимовать вместе с дочерью, но всё же должна была лететь со всей группой, чтобы заботиться об остальных детях. Кода птицы улетели, маленькая уточка осталась совсем одна, и ей стало страшно и одиноко.

Однажды она познакомилась с Зайцем — таким же беззащитным зверьком, который постоянно спасался от врагов бегством. Они вместе разговаривали, он давал ей советы о том, что нужно быть осторожнее.

Уточка плавала в середине реки, где вода не замёрзла и образовалась полынья, но свободного места для плаванья оставалось всё меньше, ведь река стремительно замерзала. Она понимала, что однажды ей некуда будет деться. В это время каждый день начала приходить Лиса, проверяя, не замёрзла ли полынья полностью. Она садилась у воды и начинала звать уточку на берег ласковыми словами, часто подбиралась по льду к самой полынье, но не могла добраться до своей добычи, потому что лёд у самого края был ещё очень тонок. Испуганная птица в эти моменты со страху ныряла под воду.

Вероятно, в итоге Лиса и съела бы её, но как-то раз в лес пришёл охотник — старик Акинтич. Он собирался подстрелить зайцев на шубу для своей старухи, но все зайцы разбежались. Затем он увидел Лису, крадущуюся по льду, и решил подстрелить её — на воротник для старухиной шубы.

Но и Лиса сумела убежать после выстрела, зато на реке старик заметил птицу со сломанным крылом и решил взять её для своих внучков, не сомневаясь, что такой питомец обязательно им понравится. А зайцы были свидетелями всего этого: они посмеялись над Лисой и порадовались счастью спасённой утки.

План для пересказа

Текст произведения разделён на 4 главы, на основе чего можно сформировать и план для краткого пересказа из нескольких частей:

  • Описание сборов птиц перед полётом на юг.
  • Одиночество уточки.
  • Знакомство с Зайцем и страх перед Лисой, начавшей приходить каждый день.
  • Попытка нападения Лисы и счастливое спасение охотником.

Характеристика главных героев

Основные герои сказки:

Серая Шейка — юная уточка, которая весной стала жертвой Лисы, сломавшей ей крыло, и из-за этого осенью не сумела отправиться на юг вместе с косяком. Она добрая и очень любит маму-утку и всю свою семью — об этом говорится в отрывке, в котором она прощается с остальными утками перед полётом и говорит, что будет постоянно думать о них

Она слушается мать и по её наказу старается быть осторожной. Она умеет дружить, так как подружилась с Зайцем

Испытывает страх, одиночество, сомнение и отчаяние, но всё же не сдаётся и проявляет храбрость и мужественность.
Старая Утка — её заботливая мама, которая самоотверженно отбила её от лисицы. Благодаря материнскому инстинкту очень любит свою дочь, с трудом расстаётся с ней и надеется, что она сможет перезимовать.
Селезень — ленивый и ворчливый отец уточки, который склонен философски рассуждать и серьёзно смотреть на мир. Хоть он и жалеет дочку, но считает, что прежде всего нужно заботиться о здоровых членах семейства, из-за чего выглядит равнодушным.
Заяц — весёлый и неунывающий зверёк, который становится хорошим другом для уточки, не позволяет ей пасть духом и даёт советы о том, что нужно быть осторожнее с Лисой. Ему тоже постоянно приходится бороться за свою жизнь и спасаться от многочисленных опасностей, подстерегающих в лесу.
Лиса — хитрая, злая и очень опасная. Именно из-за неё, напавшей на уточку весной, с главной героиней и случились все неприятности. Настойчива, упряма, терпелива и нетороплива: не сомневается, что добыча никуда от неё не уйдёт, ведь ей будет просто некуда деваться. Поэтому ежедневно терроризирует утку, издевается над ней, выманивает на берег и наслаждается её бессилием.
Старик Акинтич — опытный охотник, сгорбленный и подслеповатый деревенский житель, который любит свою жену-старуху и своих внучков. Добрый, заботливый и сострадательный: увидев замерзающую одинокую утку на реке, он не может пройти мимо, жалеет её, демонстрируя благородные качества своего характера, и берёт её с собой в подарок внукам.

Все, кроме Лисы, главные герои Серую Шейку жалеют, сочувствуют ей. В повествовании все персонажи-животные очеловечены: они испытывают совершенно человеческие эмоции, а в конце сказки уточка разговаривает со стариком-охотником, и он прекрасно понимает её.

Чему учит нас сказка?

На самом деле многому. И это даже несмотря на то что сказка — произведение детское. Тут и материнские чувства, и равнодушие отца. Сколько таких семей, где родители заряжены по отношению к ребенку полярно? Тут есть и памятник человеческому, подростковому мужеству. Краткое содержание сказки «Серая Шейка» (по крайней мере, хочется в это верить) присоединяет, заставляет сопереживать читателя мытарствам уточки.

Она и сама понимала, что шансов выжить у нее немного. Но стоит отдать должное ее мужеству и стойкости. Она не запаниковала, не совершила самоубийство, бросившись в пасть Лисы, а мужественно боролась до самого конца, и удача улыбнулась ей.

Хемингуэй как-то сказал: «Жизнь – трагическая штука с заранее предрешенным финалом». Действительно, все мы смертны. Но из этого не вытекает, что люди должны сдаваться на милость сильным, хищникам и всем тем, кто хочет нас победить. Тот же Хемингуэй написал в своем эпичном произведении «Старик и море»: «Человека можно убить, но победить его нельзя».

Ценнее всего то, что все эти моральные императивы (посылки, установки, предписания) «вмонтированы» в детскую сказку. Таким образом, ребенок, читая ее, становится чуть человечнее и добрее. Он понимает, что мир не так уж плох и зол, как представляют сейчас различные ток-шоу.

Таким получилось краткое содержание рассказа «Серая Шейка». Мы не только пересказали содержание, но и раскрыли моральное содержание произведения Мамина-Сибиряка.

План пересказа

  • Родители Серой Шейки спорят. Мать жалеет, что дочь не может улететь с ними в теплые края, потому что в детстве лиса сломала ей крыло. Отец жалеет дочь, но втайне от жены хочет, чтобы она в этот день умерла в лапах лисы.
  • Мор рассказывает Серому Шейке, как лучше вести себя зимой на реке. Она показывает дочери место, где вода не замерзает даже зимой.
  • Утки летят на юг. Серая Шейка тоскует по своим родным. Чтобы немного расслабиться, она гуляет по лесу.
  • На прогулке серая шея встречает зайца. Он становится ее другом, советует утке беречься от холода. Тогда лиса сможет подобраться к Грохальсену на льду.
  • Приближается зима. Каждый день к утке приходит лиса. Она даже зовет Грея Шейку выйти на лед. Тогда лиса может съесть утку.
  • Однажды в лес приходит охотник Акинтыч. Мечтает пострелять зайцев, чтобы сшить пальто жене.
  • Когда зайцы разбегаются, старый охотник замечает притаившуюся на реке лису. Он стреляет и бежит к своей добыче.
  • Где была лиса, Акинтыч находит серую шею. Он спрашивает ее, почему она здесь. Анда рассказывает о своем несчастье.
  • Охотник приносит утку домой. Он говорит, что внукам она понравится, а весной утка сможет принести на его ферму утят.

Интересные темы

  • Бажов — Синюшкин колодец Простой парень Илья получил в наследство от покойной бабушки три перышка: белое, черное и рыжее. Он их носил в шапке как память. И еще одно наставление, чтобы он не гонялся за богатством,так
  • Гайдар — Чук и гек Однажды почтальон принес домой к мальчишкам Чуку и Геку послание от отца, который трудился в дальней тайге. Папа приглашал их к себе на рождественские праздничные дни. Но дети несколько опаса
  • Монологи персонажей и их роль в пьесе Вишневый сад В пьесе «Вишневый сад» можно встретить много монологов, что не подходит для драматических произведений. Монологи полностью раскрывают образы героев в произведении, а через монологи читатель п
  • Чехов — Толстый и тонкий Однажды на вокзале встречаются два старых приятеля. Теперь они чиновники. Тонкий радостно улыбается, называет друга по имени, Они вместе вспоминают о своих детских шалостях.

Читательский дневник по сказке «Серая шейка» Дмитрия Мамина-Сибиряка

Название работы: «Серая шея»

Количество страниц: 10

Жанр: приключения

Характеристика главных героев:

  • Серая Шейка — добрая и смелая утка. Ей удалось выжить, хотя у нее было ранено крыло. Находчивая и бесстрашная.
  • Лисица хитрая, ловкая и злая. Она хотела съесть серую шейку, но чуть не умерла от выстрела.
  • Заяц веселый, жизнерадостный. Настоящий друг.
  • Дрейк — отец Шейки. Жесткий, неумолимый.
  • Дак — мать Шейки. Добрый, отзывчивый. Любящий.

Характеристика второстепенных героев:

Старик добрый и милосердный.

Спас утку и взял ее с собой.

План рассказа:

  1. Коллекция уток.
  2. Судьба седой шеи.
  3. Грех матери.
  4. Один в реке.
  5. Встреча с зайцем.
  6. Лиса хитрая.
  7. Полынья замирает.
  8. Охота на зайцев.
  9. Фокс выстрелил.
  10. Шейка находит дом.

Основная мысль сказки «Серая шейка»

Основная идея истории заключается в том, что все проблемы можно преодолеть, если вам помогут друзья.

Основная мысль сказки в том, что не нужно отчаиваться, все может измениться к лучшему.

Конспект урока внеклассного чтения во 2 классе «Борис Заходер «Серая Звездочка»

  • Конспект урока внеклассного чтения во 2 классе
  • «Борис Заходер «Серая Звездочка»

подготовила

Блинова Ирина Валерьевна

  1. Фролово
  2. 2013
  3. Конспект урока внеклассного чтения во 2-м классе
  4. Тема: Борис Заходер «Серая Звездочка»
  5. Цели:
  1. Познакомить учащихся с творчеством писателя, главными героями рассказов и сказок, которого являются животные.
  2. Развивать навыки выразительного чтения, умение размышлять над прочитанным и отвечать на вопросы; давать характеристики героям произведения, делать выводы, аргументировать свое мнение.
  3. Воспитывать разумное отношение к окружающей действительности, умение замечать интересные события в повседневной жизни; умение слышать и слушать друг друга.

Оборудование:

  1. портрет Б. Заходера; листы “Биография писателя. Б. Заходер;
  2. предметные картинки: герои сказки Б. Заходера “Серая Звездочка”;
  3. текст сказки “Серая Звездочка”; выставка книг Б. Заходера; карточки
  4. для дифференцированной работы; кроссворд по сказке (для работы в паре);
  5. объемная бабочка для физминутки;
  6. жетоны трех цветов: красный, желтый, зеленый.
  • Ход урока
  • I. Эмоциональный настрой учащихся
  • – Предлагаю наш урок начать с рукопожатий.

– Возьмите друг друга за руки. Пожелайте своим друзьям интересной работы и успехов на уроке. Не забывайте: тот, кто с товарищем дружен, вдвойне умней и сильней!

II. Подготовка к восприятию

Учитель читает стихотворение:

Добрую сказку помню я с детства.Хочу, чтобы эту сказку прочитали и вы.Пусть подкрадется к самому сердцу

И зародит в нем зерно доброты.

– Все дети с раннего детства любят слушать сказки. Проходит время. Малыши идут в школу и начинают читать их сами. Читая сказки, вы проникаете в загадочный, чудесный, таинственный мир. Ведь в сказках совершаются самые невероятные чудеса. И сегодня нас с вами ожидает интересная встреча со сказкой.

  1. – Напомните, ребята, какое произведение вы самостоятельно читали дома.
  2. (Сказку Б. Заходера “Серая Звездочка)
  3. III. Работа с темой урока

Знакомство с биографией Б. Заходера.

Анализ произведения

Произведение вошло в сборник «Аленушкины сказки», его жанр — сказка. Название пошло от прозвища главной героини — Серая Шейка.

Действующие лица и план пересказа

Автор переносит характеристики животных на людей. В произведении описаны главные и второстепенные персонажи. К ним относятся следующие герои:

  1. Серая Шейка — героиня отличается добротой и наивностью. У нее поврежденное крылышко.
  2. Лиса — опасная, злая, коварная, выносливая, терпеливая хищница.
  3. Заяц — трус, но при этом веселый и беззащитный знакомый уточки.
  4. Селезень с Уткой — родители главной героини.
  5. Охотник — добрый старик, спасший утку.

Чтобы не потерять нить повествования, необходимо ознакомиться с планом пересказа. Он поможет в задании, когда нужно озаглавить сказку, и состоит из следующих пунктов:

  1. Подготовка птиц к перелету.
  2. Сломанное крыло.
  3. Уточка остается одна.
  4. Обретение друга Зайца.
  5. Опасность в виде Лисы.
  6. Полынья и замерзший лед.
  7. Встреча с Охотником.
  8. Спасение уточки.

Краткое содержание

Наступила осень и перелетные птицы собрались на юг. Им предстоял долгий путь. У Селезня с Уткой среди всего выводка был покалеченный птенец по имени Серая Шейка. Ему весной Лиса повредила крылышко, и из-за этого уточка не способна летать.

Со временем стая улетела, а Серая Шейка осталась одна. Но у нее был один знакомый — трусливый зайчишка. Как-то у полыньи оказалась Лиса, она тут же узнала свою жертву и пыталась ее подманить, но уточка была умнее, не подплывала к ней.

Заяц предупредил свою спутницу, что Лиса очень коварна, поэтому Серая шейка стала более осторожной, остерегалась хищницу. Мороз крепчал каждый день, река покрывалась льдом

Лиса ежедневно проверяла крепость льда, чтобы добраться до беззащитной птицы.

Это могло бы произойти, но произошло удивительное событие. Однажды в лесу оказался Охотник. Он хотел подстрелить животных на шубу супруге. Только звери бросились врассыпную, охотник остался ни с чем. В этот момент мужчина увидел рыжую Лису с пушистым хвостом, и выстрелил в нее. Охотник подбежал к полынье, и увидел вместо хищницы уточку. Она поведала мужчине про свое горе, он сжалился над ней, забрал с собой и принес домой.

Основная мысль

В своем произведении автор хочет показать, что спасение часто приходит оттуда, откуда не ожидаешь. В сказке есть чему поучиться:

  • терпению;
  • милосердию;
  • смирению;
  • стойкости;
  • доброте;
  • умению добиваться своих целей;
  • любви;
  • состраданию;
  • заботе о детях и ближних.

В любой ситуации можно найти выход. Также в сказке можно увидеть, что добро побеждает зло. Это видно из эпизода, когда Охотник спас уточку от Лисы. Он выходил птицу, подарил своим внукам. На примере героев писатель показал, что нельзя никого бросать в беде. Мир не без добрых людей. В сложных обстоятельствах и неприятностях всегда найдутся те, кто поможет.

https://youtube.com/watch?v=kprIp5OkdPQ

Читательский дневник по сказке «Серая шейка» Дмитрия Мамина-Сибиряка

Название произведения: «Серая шейка»

Число страниц: 10

Жанр: сказка

Главные герои: Серая Шейка, Селезень, Старая Утка, Заяц, Лиса.

Второстепенные герои: охотник.

Характеристика главных героев:

Серая Шейка — добрая и отважная уточка.

Сумела выжить, хоть и была с раненым крылом.

Находчивая и бесстрашная.

Лиса — хитрая, ловкая и злая.

Хотела съесть Серую шейку, но чуть не погибла от выстрела.

Заяц — весёлый, неунывающий. Верный друг.

Селезень — отец Шейки. Суровый, неумолимый.

Утка — мать Шейки. Добрая, отзывчивая.

Любящая.

Характеристика второстепенных героев:

Старик — Добрый и милосердный.

Спас уточку и забрал её с собой.

Краткое содержание сказки «Серая шейка»

Осенью утки собиралась улетать на юг.

Не могла с ними лететь только Серая Шейка, у которой одно крыло было сломано лисой.

Мать сильно жалела дочку, но отец был неумолим. Им надо было лететь.

Мать-утка рассказала дочери, как выжить зимой, плавая в полынье.

Они улетели, и Шейка осталась одна.

Уточка сильно тосковала, но вскоре подружилась с зайцем.

Тот рассказал, что вокруг бродит лиса.

И лиса появилась.

Она не могла добраться до Шейки, но ждала, пока полынья не замёрзнет.

Лиса часто приходила к полынье и издевалась над уточкой.

И вот полынья стала совсем крошечной.

Лиса поползла к уточке.

В это время старик охотился на зайцев, те разбежались и привели старика к полынье.

Охотник увидел лису и выстрелил.

Он промахнулся, лиса убежала.

Но старик подобрал уточку и принёс домой, где она выздоровела.

План рассказа:

  1. Сборы уток.
  2. Судьба Серой Шейки.
  3. Жалость матери.
  4. Одна в речке.
  5. Встреча с зайцем.
  6. Коварство лисы.
  7. Полынья замерзает.
  8. Охота на зайцев.
  9. Выстрел в лису.
  10. Шейка находит дом.

Основная мысль сказки «Серая шейка»

Главная мысль сказки в том, что любую беду можно пережить, если тебе помогают друзья.

Основная идея сказки в том, что не надо отчаиваться, всё может измениться в лучшую сторону.

Чему учит сказка

Произведение учит быть добрым, отзывчивым, бдительным, сопереживать другим.

Учит не терять надежды и верить в лучшее.

Учит дружбе.

Краткий отзыв по произведению «Серая шейка» для читательского дневника:

Прочитав эту сказку, я подумала о том, как важно для человека или животного иметь друга. Иметь того, кто поддержит морально и поможет в трудную минуту

Иметь того, кто поддержит морально и поможет в трудную минуту.

Для уточки-калеки таким другом стал заяц, столь же беззащитный и несчастный.

Он тоже боялся лисы, но ещё больше возмущался, видя жестокость рыжей хищницы.

Это очень интересная и увлекательная сказка со счастливым концом.

Автору удалось рассказать о том, как проводят зиму различные животные.

Как они справляются с холодами и снегом.

Мне очень понравился добрый заяц, который поддерживал свою подружку и не давал уточке совсем приуныть.

Но и сама Шейка мне тоже понравилась.

Она была мужественной и смело смотрела в лицо опасности.

Уточка знала, что спасти её может только чудо, но боролось до конца.

Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что какой бы безвыходной нам ни казалась ситуация, надежду терять всё равно нельзя.

Если человек сам не сдаётся, он непобедим.

И у него всегда остаётся шанс переломить ситуацию в свою пользу.

Ещё читательские дневники по произведениям Дмитрия Мамина-Сибиряка:

  • Рассказ «Приёмыш»
  • Сборник «Алёнушкины сказки»
  • «Сказка про храброго Зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост»
  • «Сказочка про Козявочку»
  • «Сказка про Комара Комаровича — длинный нос и про мохнатого Мишу — короткий хвост»
  • «Ванькины именины»
  • «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу»
  • «Сказка о том, как жила-была последняя Муха»
  • «Сказочка про Воронушку — чёрную головушку и жёлтую птичку Канарейку»
  • Сказка «Умнее всех»
  • «Притча о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке»
  • «Пора спать».
  • Краткая биография Дмитрия Мамина-Сибиряка и презентация

Библиотека читательских дневников автора пополняется.

Анализ сказки .Мамин Сибиряк

Сказки писателей 19-20 веков для детей.

Прочитайте сказки:

Д.Н.Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»,

В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница»,

Е.Шварц “Сказка о потерянном времени”.

Проанализируйте все произведения, выполнив следующие задания:

1. Докажите, что произведение относится к жанру сказки.

2. Определите тип сказки (о животных, волшебная, бытовая).

3. Сформулируйте идею сказки?

ОТВЕТЫ:

Д.Н.Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»

Проанализируйте все произведения, выполнив следующие задания:

1.Докажите, что произведение относится к жанру сказки. Произведение относится к жанру авторской сказки о животных. «Серая Шейка» — это небольшое произведение, которое отличается своей сюжетной завершенностью, фантастичностью, занимательностью и морально-нравственной направленностью.

2.Определите тип сказки (о животных, волшебная, бытовая). Авторская сказка о животных

3.Сформулируйте идею сказки? Главная идея сказки «Серая шейка» в том, что нельзя поддаваться обстоятельствам. Необходимо всегда бороться с ними и верить в свою победу.

Так случилось и с серой шейкой. Она до последнего плавала в своей полынье, чтобы вода в ней не замёрзла. До последнего боролась за свою жизнь и надеялась на лучший для себя исход.

Так и получилось. Пришёл охотник и выстрелом прогнал лису. Да ещё к тому же решил, что лиса превратилась в уточку.

Также очень важно, что в этой сказке никто никого не убил, никто не умер, и даже коварная лиса отделалась всего-то лёгким испугом. То есть, автор щадит молодых читателей и не затрагивает тему смерти ни в чём

То есть, автор щадит молодых читателей и не затрагивает тему смерти ни в чём.

В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница»

Проанализируйте все произведения, выполнив следующие задания:

1.Докажите, что произведение относится к жанру сказки. Это произведение является сказкой, т.к. в ней переплетаются нереальные события. К примеру, те же говорящие лягушки.

2.Определите тип сказки (о животных, волшебная, бытовая). Авторская сказа о животных

3.Сформулируйте идею сказки? Сказка «Лягушка-путешественница» о том, как нехорошо хвастаться, обманывать других и гордиться собой.

Лягушка слишком была горда, высокомерна и самоуверенна, и за счёт уток решила слетать на юг, где тепло, много болот и множество насекомых. Она придумала лететь на прутике, два конца которых будут в клювах уток, а лягушка посередине. Она обрадовалась сама своей идее, и даже люди удивлялись, когда пролетали утки и лягушка мимо них. Лягушка не выдержала, квакнула, и сразу же упала и там осталась навсегда, а утки уже больше не прилетали. В этом и заключается идея сказки.

Е.Шварц “Сказка о потерянном времени”.

Проанализируйте все произведения, выполнив следующие задания:

4.Докажите, что произведение относится к жанру сказки. Это волшебная сказка, так как в этом художественном произведении есть вымысел и элементы фантастики.

5.Определите тип сказки (о животных, волшебная, бытовая). Авторская волшебная сказка

6.Сформулируйте идею сказки? Основная мысль произведения Е.Л.Шварца «Сказка о потерянном времени» в том, что человек, напрасно теряющий время, не замечает, как стареет. Главная мысль — цените каждое мгновение жизни, нельзя ничего откладывать на завтра.

II

Старая Утка ввиду близившейся разлуки относилась к дочери-калеке с удвоенной нежностью. Бедняжка еще не знала, что такое разлука и одиночество, и смотрела на сборы других в дорогу с любопытством новичка. Правда, ей иногда делалось завидно, что ее братья и сестры так весело собираются к отлету, что они будут опять где-то там, далеко-далеко, где не бывает зимы.

— Ведь вы весной вернетесь? — спрашивала Серая Шейка у матери.

— Да, да, вернемся, моя дорогая… И опять будем жить все вместе.

Для утешения начинавшей задумываться Серой Шейки мать рассказала ей несколько таких же случаев, когда утки оставались на зиму. Она была лично знакома с двумя такими парами.

— Как-нибудь, милая, пробьешься, — успокаивала старая Утка. — Сначала поскучаешь, а потом привыкнешь. Если бы можно было тебя перенести на теплый ключ, что и зимой не замерзает, — совсем было бы хорошо. Это недалеко отсюда… Впрочем, что же и говорить-то попусту, все равно нам не перенести тебя туда!

— Я буду все время думать о вас… — повторяла бедная Серая Шейка. — Все буду думать: где вы, что вы делаете, весело ли вам? Все равно и будет, точно и я с вами вместе.

Старой Утке нужно было собрать все силы, чтобы не выдать своего отчаяния. Она старалась казаться веселой и плакала потихоньку ото всех. Ах, как ей было жаль милой, бедненькой Серой Шейки… Других детей она теперь почти не замечала и не обращала на них внимания, и ей казалось, что она даже совсем их не любит.

А как быстро летело время… Был уже целый ряд холодных утренников, а от инея пожелтели березки и покраснели осины. Вода в реке потемнела, и сама река казалась больше, потому что берега оголели, — береговая поросль быстро теряла листву. Холодный осенний ветер обрывал засыхавшие листья и уносил их. Небо часто покрывалось тяжелыми осенними облаками, ронявшими мелкий осенний дождь.

Вообще хорошего было мало, и который день уже неслись мимо стаи перелетной птицы… Первыми тронулись болотные птицы, потому что болота уже начинали замерзать. Дольше всех оставались водоплавающие. Серую Шейку больше всех огорчал перелет журавлей, потому что они так жалобно курлыкали, точно звали ее с собой. У нее еще в первый раз сжалось сердце от какого-то тайного предчувствия, и она долго провожала глазами уносившуюся в небе журавлиную стаю.

«Как им, должно быть, хорошо», — думала Серая Шейка.

Лебеди, гуси и утки тоже начинали готовиться к отлету. Отдельные гнезда соединялись в большие стаи. Старые и бывалые птицы учили молодых. Каждое утро эта молодежь с веселым криком делала большие прогулки, чтобы укрепить крылья для далекого перелета. Умные вожаки сначала обучали отдельные партии, а потом всех вместе. Сколько было крика, молодого веселья и радости… Одна Серая Шейка не могла принимать участия в этих прогулках и любовалась ими только издали. Что делать, приходилось мириться со своей судьбой. Зато как она плавала, как ныряла! Вода для нее составляла все.

— Нужно отправляться… пора! — говорили старики вожаки. — Что нам здесь ждать?

А время летело, быстро летело… Наступил и роковой день. Вся стая сбилась в одну живую кучу на реке. Это было ранним осенним утром, когда вода еще была покрыта густым туманом. Утиный косяк сбился из трехсот штук. Слышно было только кряканье главных вожаков. Старая Утка не спала всю ночь, — это была последняя ночь, которую она проводила вместе с Серой Шейкой.

— Ты держись вон около того берега, где в реку сбегает ключик, — советовала она. — Там вода не замерзнет целую зиму…

Серая Шейка держалась в стороне от косяка, как чужая… Да, все были так заняты общим отлетом, что на нее никто не обращал внимания.

У старой Утки изболелось все сердце, глядя на бедную Серую Шейку. Несколько раз она решала про себя, что останется; но как останешься, когда есть другие дети и нужно лететь вместе с косяком?..

— Ну, трогай! — громко скомандовал главный вожак, и стая поднялась разом вверх.

Серая Шейка осталась на реке одна и долго провожала глазами улетавший косяк. Сначала все летели одной живой кучей, а потом вытянулись в правильный треугольник и скрылись.

«Неужели я совсем одна? — думала Серая Шейка, заливаясь слезами. — Лучше бы было, если бы тогда Лиса меня съела…»

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: