Краткое содержание рассказа М. Шолохова «Судьба человека»
Наступила первая послевоенная весна. Автор вместе с приятелем отправляется в станицу на бричке. По бездорожью они с трудом добрались до переправы через реку Еланку, по ту сторону которой в сарае их ждала машина. Вместе с шофёром автор рассказа переправился на утлой лодчонке на другой берег, товарищ остался ждать на берегу. За ним водитель отправился обратно, обещая вернуться через два часа. Повествователь тем временем решил сделать перекур.
В этот момент к машине подошёл мужчина с маленьким мальчиком. Это и был главный герой рассказа Андрей Соколов с Ванюшкой, приёмным сыном. Соколов принял его за хозяина машины, а поскольку Андрей и сам был шофёром, то хотел поговорить об автомобилях. Повествователь слукавил и сказал, что он шофёр. Тогда Соколов угостил его табаком, и они разговорились. Не совсем приятно было рассказчику, что он обманул человека, поэтому молчал, а новый знакомый заговорил о себе.
До войны
Андрей рассказал о голоде в начале 20-х, из-за которого его родные умерли. Он выжил, потому что подался на Кубань и работал на кулаков. Через год Андрей вернулся в родной дом, но решил продать его и отправиться в Воронеж. Там устроился на работу, а потом женился на девушке-сироте. Звали её Ирина, была она весёлая и скромная. Тяготы жизни Ирина познала уже с детства, что и сформировало её характер. Жена стала для Андрея самым близким и родным человеком.
Соколов вспоминал, что иногда уставал на работе и приходил злой. Жена никогда не отвечала грубостью. Она всегда была ласкова и приветлива, и от этого герой сам приходил в доброе расположение духа. Когда он являлся домой пьяным, Ирина не бранила его. Андрей вспоминал жену только добрым словом.
Родилось у них трое детей. Сначала сын, а потом две дочки. После рождения ребятишек Соколов думать забыл о выпивке. Построил свой дом, а потом стал водить грузовик. Всё было хорошо до тех пор, пока не началась война. Соколов ушёл на фронт. Ирина, провожая его, чувствовала, что больше не увидит мужа.
Плен
На войне Соколов был шофёром, дважды его легко ранило. Однажды во время боя он повёз снаряды к одной гаубичной батарее и попал под артобстрел. Грузовик взорвался, Андрей потерял сознание, а когда очнулся, то понял, что попал в окружение. Сначала он притворился мёртвым, но потом увидел, что на него идут фашисты. Андрей встал, решив, что умрёт с достоинством. Но всё, что понадобилось фрицам, его обувь. Убивать советского солдата они не стали, оценив его крепкие мускулы: нужна была рабочая сила для великой Германии.
Детство и юность
Адам Мицкевич родился на хуторе Заоссе, вблизи городка Новогрудок. За 3 года до появления автора на свет эти земли принадлежали Речи Посполитой, а затем были присоединены к Российской империи. Сегодня территория принадлежит Беларуси, поэтому о творчестве поэта знают и местные жители.
Адам родился 24 декабря 1798 года. Отец мальчика, Миколай, был выходцем из старинного литовского рода. Когда-то он принадлежал к знати, но семья обеднела и не располагала состоянием. Мицкевич-старший вел адвокатскую практику, чтобы прокормить семью. В 1794 году мужчина поддержал восстание Тадеуша Костюшко и в своих сыновьях он воспитывал любовь к родине и уважение к шляхтичам. Мать Барбара, еврейка по происхождению, принадлежала семье мелкого служащего.
12 февраля 1799 года мальчика крестили в Новогрудском костеле Преображения Господня. С 1805 по 1815 годы он учился в доминиканской школе, основанной при храме Святого Архангела Михаила, и там увлекся литературным творчеством. Первые стихотворения Мицкевич написал в подростковом возрасте. Ему нравилось учиться.
Тяга к знаниям и усердие помогли получить казенную стипендию и отправиться в Виленский университет, студентом которого он стал в 1815 году. Сначала основным направлением Мицкевича были физика и математика, но через год молодой человек перевелся на историко-филологический факультет. Интерес к литературе и истории оказался сильнее.
На новом факультете студент начал читать античные произведения в оригинале, изучал иностранные языки и посещал лекции именитых педагогов. Преподаватели помогли сформировать мировосприятие, собственное отношение к фактам и происходящему в мире. Классицистские идеи в их лекциях смешивались с новомодными романтическими тенденциями, которые подпитывали юношей.
С 1817 года Мицкевич был в рядах студентов, участвовавших в создании патриотических университетских объединений: филоматов и филаретов. Патриоты родной страны, они боролись за сохранение родного языка и национальное достоинство, пропагандировали помощь нуждающимся. Позднее их убеждения сформировались в политическую программу.
Получив в 1819 году диплом об окончании университета, Мицкевич обрел возможность педагогической практики. Его направили в город Ковно, ныне Каунас. Прибегнув к такому шагу, чиновники, главенствующие в Виленском университете, попытались оградить поэта от участия в тайных организациях. Своеобразная ссылка положила начало созданию произведений в духе романтизма. Мицкевич писал баллады и поэмы, описывающие его взгляды и мировоззрение.
Борьба между долгом и чувствами
В начале произведения главный герой показан трудолюбивым парнем, отличающийся горячим нравом, который он унаследовал от своих предков. В нем текла и казачья, и даже турецкая кровь. Восточные корни одарили Гришку яркой внешностью, способной вскружить голову не одной донской красавице, а казачье упорство, местами граничащее с упрямством, обеспечили стойкость и непоколебимость его характера.
С одной стороны, он проявляет уважение и любовь к родителям, с другой, не прислушивается к их мнению. Первый конфликт между Григорием и родителями случается из-за его любовной связи с замужней соседкой Аксиньей. Чтобы прекратить греховную связь между Аксиньей и Григорием, его родители решают женить его. Но их выбор в роли милой и кроткой Натальи Коршуновой не решил проблемы, а лишь усугубил ее. Несмотря на официальный брак, любовь к жене не появилась, а к Аксинье, которая, мучаясь от ревности, все чаще искала с ним встречи, лишь разгоралась.
Шантаж отца домом и имуществом заставил горячего и импульсивного Григория в сердцах покинуть хутор, жену, родных и уйти с Аксиньей. Из-за своего поступка гордому и непреклонному казаку, род которого испокон веков обрабатывал собственную землю и выращивал свой хлеб, пришлось пойти в наемники, отчего стыдно и мерзко было Григорию. Но он должен был отвечать теперь и за Аксинью, бросившую из-за него мужа, и за ребенка, которого она носила.
Очень краткий пересказ рассказа «Судьба человека»
Автор рассказывает о своей встрече с сорокапятилетним Андреем Соколовым в послевоенные годы. Случайный знакомый оказывается одним из многих солдат, что сражался за свою страну не жалея жизни. Он рассказывает автору свою жизнь.
- Сначала — это прекрасная история жизни простого человека. Рассказ о его молодой семье, где царит согласие, и родились долгожданные дети.
- Затем — жестокая война. Прощание с близкими. Соколову довелось пережить и голод, и плен, и потерю самых дорогих людей — жены и дочерей. В живых остался только сын главного героя, но и он трагически погиб за свою родину.
- В завершении — это победа сильного характера главного героя над всеми ужасами, что случились с ним в военные годы. Не очерствел душой истерзанный физически и морально солдат и, встретив мальчика, который остался, как и он, сиротой, назвал его приёмным сыном и взялся его воспитывать и оберегать.
Жизненные дороги
- В 1807 – 1815 годах Адам обучался в школе при храме Архангела Михаила. Он любил литературу, математику, историю. Особенно его интересовали времена рыцарей, крестовых походов.
- 1815 – 1819 – годы обучения в Виленском университете, вначале на физико-математическом, а затем на словесном факультете, где патриотически настроенная молодёжь организовала кружки филоматов и филаретов.
- В 1820 году среди кружковцев стало популярным стихотворение Мицкевича «Ода к юности». Сам автор вольнолюбивого произведения в это время жил в городке Ковно. Там с 1819 по 1823 годы он служил школьным учителем.
- С октября 1823 года по октябрь 1824 Адам Мицкевич испытал первые столкновения с властями из-за вольнодумия («Дело филоматов»). Дело было состряпано и раздуто в наущение молодёжи. Это вылилось в полгода тюрьмы. Затем была высылка из Литвы. Путь лежал в Россию.
- С 1825 по 1829 годы, живя в России, изгнанник побывал в Одессе, в Крыму, в Москве и Петербурге. Это было время неудачной попытки жениться и весьма успешной службы с 1825 по 1828 годы в канцелярии московского генерал-губернатора.
- Главным же в жизни польского патриота стало знакомство с будущими декабристами, русскими писателями, прежде всего с Пушкиным и Вяземским. Пётр Вяземский первым перевёл «Крымские сонеты» Мицкевича на русский язык.
- Наступившее после расправы над декабристами время правительственной реакции и подавления любого инакомыслия в России заставило уйти со службы и эмигрировать. В мае 1829 года Адам Мицкевич покинул Петербург и уехал за границу.
- Он совершил поездку по Европе, некоторое время жил в Швейцарии, Германии, Италии. В 1831 году тяжело пережил неудачу Польского восстания, имевшего целью добиться выхода Польши из состава Российской империи. Несколько месяцев прожил в Дрездене.
- С 1832 по 1855 годы жизнь Адама Мицкевича была связана с Францией. Он поселился в столичном Париже. Среди соотечественников стал выразителем освободительных идей на страницах «Польского пилигрима» – эмигрантской газеты. Язык его публицистических выступлений говорил о гражданской позиции патриота, горячо любящего свою родину.
- С 1839 по 1845 годы польский поэт вёл преподавание в Коллеж де Франс (Лозанна) и стал в нём первым профессором-славистом. Причиной отстранения от чтения лекций стало использование их для пропаганды мыслей польского проповедника Анджея Товяньского.
- В 1845 году за распространение идей товянизма о миссионерстве избранной нации Мицкевича лишили права преподавать, а в 1852 году он был отправлен в отставку. Власти среагировали и на сочувственное отношение к Наполеону, и на политические публикации.
- В 1855 году, осенью, Адам Мицкевич покинул Францию и направился к берегам Турции, в Константинополь. За полгода до этого он похоронил жену, что тоже укрепило его в мысли оставить Европу. В его планах была организация польско-еврейского легиона для совместной борьбы с англичанами и французами против имперской России в Крымской войне.
- Причиной неожиданной смерти 26 ноября 1855 года стало заражение холерой, хотя существует и версия об отравлении. Поэт-патриот был похоронен на парижском кладбище в Монморанси. В 1890 году его прах перезахоронили в Кракове. Он покоится в саркофаге в Вавельском кафедральном соборе, где находятся усыпальницы польских королей и выдающихся соотечественников.
Поэт Адам Мицкевич
Действующие лица рассказа и их краткая характеристика
Главные герои
Андрей Соколов – главный герой произведения. На его долю выпало много лишений и невзгод. Рассказ Андрея о своей судьбе раскрывает его как человека сильного духом. Он расправился с предателем, чтобы спасти молоденького взводного, мужественно держался перед комендантом лагеря, ожидая расстрела, дважды бежал из плена. Во втором побеге сумел доставить к своим «языка».
Ванюшка – сирота, родители которого погибли на войне. Шестилетний мальчик пережил за свою недолгую жизнь лишения, но остался ребёнком, которому всё интересно. Ванюшка счастлив, что нашёл своего отца, которым ему назвался Андрей Соколов.
Второстепенные герои
Ирина — жена Андрея Соколова. У неё было сиротское детство, рано узнала «почём фунт лиха стоит», и нрав имела смирный, весёлый, угодливый. Соколов признавал её очень умной: она понимала, как правильно обращаться с подгулявшим мужем, чтобы сохранить лад в семье. Провожая Андрея на фронт, предчувствовала, что больше не увидит его. Предчувствие её не обмануло.
Мюллер – комендант лагеря, настоящий фашист, жестокий до садизма, в жестокости проявлял немецкую педантичность. Очень хорошо говорил по-русски, перед экзекуцией переходил на забористый русский мат, не понимая, что тешит слух наших мужиков. Когда вызванный им Соколов проявляет мужество и отказывается пить за победу немцев, выбирая смерть, Мюллер решает сохранить ему жизнь. Комендант оценил смелость и отвагу солдата.
Легенда об утонувшем городе
Есть все основания полагать, что легенда об ушедшем на глубину городе имеет под собой реальные исторические события. А город Свитязь являлся столицей полулегендарного княжества Дайнова, которое к концу 13 века вошло в состав Великого Княжества Литовского.
Согласно растиражированной легенде князь Свитязя был союзником князя Миндовга против галицко-татарского нашествия в 1258 году. В это время киевский татарский наместник Бурундай совместно с галицкими войсками под руководством Василько Романовича совершили один из самых кровавых набегов раннего средневековья на Литву.
Озеро Свитязь
Но столицу государства – Новогрудок им взять не удалось. Тому способствовало, что в литовское войско под знаменем Миндовга были собраны все союзные князи с сильными дружинами. Но была и другая сторона этого события. Менее крупные города, такие как Свитязь, остались без защиты, точнее без профессиональной защиты. В оставшемся без дружинников городе надеялись на мужчин, которые по слабости здоровья не ушли с князем и на крепкие деревянные, а возможно и каменные стены. Но вера в благополучный исход растворилась, когда у стен города появилось огромное галицко-татарское войско.
Татары шли в набег на Литву вместе с галицкими дружинами
Жителям ждать пощады не приходилось, им уготована была страшная судьба пленников. Поэтому княжна вышла на главную площадь, где находилось древнее капище и с помощью волхвов начала призывать на помощь божественные силы. И вот когда разъяренные всадники ворвались в город, город начал проседать, из-под земли появились огромные волны. Через несколько минут вместо красивого города появилось круглое озеро, покрытое большим количеством кувшинок. Каждая кувшинка символизировало погибшую душу невинного жителя города.
Школьное сочинение
Когда же свободы заря заблестит, –
Дневная ли бабочка к солнцу взлетит,
В бескрайнюю даль свой полет устремляя,
Иль мрака создание — совка ночная?
Творчество известного польского поэта и мыслителя Адама Мицкевича имело большое значение для развития национальной и мировой культуры. Певец дружбы народов и свободы людей, друг декабристов и Пушкина, во многих своих произведениях он выступал как истинный патриот, преданный своей родине, озабоченный судьбой своего народа. Его стихотворения, баллады, поэмы отражают стремления людей, их национально-освободительную борьбу. И сам поэт постоянно находился в центре этой борьбы, всегда был тесно связан со всем миром, с человеком и человечеством.
В своих произведениях Мицкевич часто подчеркивал тяжелое положение народа, выступал с критикой крепостнического строя:
Я долго прожил в отчизне,
Но радости в ней не встретил,
Не видел счастливой жизни.
Я видел страданья правых
И горе с нуждою в хатах,
Ничтожность сердец лукавых
И жадность в глазах богатых.
Поэт всегда стремился воспеть “правду люда”, противопоставляя ее “мертвым правдам”, несправедливым законам и догмам. “Чувство и вера” в поэзии Мицкевича всегда брали верх над холодным мудрствованием. Поэт утверждал право на личное счастье, протестовал против морали богатых и сытых, отрицал терпение и покорность. Бунт одиночного героя постепенно перерастал в творчестве писателя в бунт общественный. Так, в поэме “Гражина” он впервые реализовал идею страстного служения родине, призвал к сплочению, объединению в борьбе за самостоятельность и свободу. Свою героиню автор наделил самыми высокими моральными качествами, мужеством, героизмом, благородством и глубоким патриотизмом.
Намек на патриотические чувства содержится и в эпиграфе к его “Крымским сонетам”: “Кто хочет поэта постичь, должен отправиться в его страну”. Для Мицкевича природа Крыма стала союзницей, фоном для его раздумий, источником душевного равновесия. Но образ отчизны всегда присутствовал рядом с ним:
Передо мной страна волшебной красоты,
Здесь небо ясное, здесь так прекрасны лица,
Так почему ж душа в далекий край стремится,
В былые времена влекут меня мечты.
Даже в Млечном пути автор видит слезы пленницы, выражение беспредельной тоски по родине. В “Крымских сонетах” основным мотивом является тоска по родному краю, по гармонии, по полноценной жизни. Б последующих же произведениях поэт все чаще провозглашает безоглядность действий и поступков во имя свободы отчизны — так как человек не может быть счастлив, если родина в неволе.
В поэме “Конрад Валленрод” Мицкевич также выдвигает главную идею — борьбу с самодержавием. Его герой ценой собственной жизни уничтожает крестоносцев — поработителей Литвы — и добивается независимости для своей страны.
Судьба отчизны, людей, всего человечества всегда оставалась основной темой в творчестве Мицкевича. Он воспевал героические подвиги народа во время восстания, поддерживал моральный дух его участников. Он остро ощущал себя голосом, совестью народа. И свою задачу как поэта видел именно в том, чтобы быть “трубой, зовущей к бою”, соединяющей в одно целое времена и народы, выражающей народные надежды и стремления. Поэт и родина для него одно и то же. Он — народ, так как страдает за народ.
Ковчег завета не подвластный самым
Безудержным ударам силы вражьей;
О песнь народа, ты стоишь на страже
Перед его воспоминаний храмом,
Архангельские крылья простирая
И меч его подчас в руке вздымая.
Мицкевич глубоко переживал, видя рабское положение и страдания народа, но он верил в великое будущее, утверждал, что народ “полон свежести, здоровья и силы”.
Глубокую оценку прошлого, настоящего и будущего страны и людей поэт представил в поэме “Пан Тадеуш”. Здесь слышатся торжественные ноты, направленные на поднятие духа народа. И, хотя надежды на завоевание свободы пока живут только в душах героев, автор утверждает, что вера в сердце — главный шаг на пути к поискам утраченной родины.
Адам Мицкевич по своим настроениям и убеждениям всегда оставался революционером. Он призывал рабочих к революционной борьбе с буржуазией, предостерегал от уступок и смирения, открывал перспективы, которые несет крестьянству революция, предсказывал гибель эксплуататорского класса. Несмотря на страдания, отчаяние, нужду, которые пришлось испытать ему в жизни, он всегда нес в своем сердце негаснущий огонь Прометея.
Ранние годы
Адам Мицкевич родился в семье человека, который вместе с Тадеушем Костюшко сражался за освобождение Польши. Кроме Адама, в семье было ещё трое детей. Отец семейства приобрёл для семьи усадьбу вблизи за Новогрудком, где построил добротный дом.
У детей была няня, которая занималась их воспитанием и рассказывала им сказки, легенды и пела песни. Благодаря ей Мицкевичи познакомились с литовским фольклором, а затем во время учёбы Адам начал писать стихи.
Отец поэта надеялся, что французы во главе с Наполеоном разгромят российскую армию. Сыновья слушали и отца и поддерживали его позицию. Когда французы убежали с позором, Адам пережил настоящую трагедию. Одновременно с этим отца не стало и поэту пришлось самому заботиться о себе. Он начал заниматься с детьми.
Несмотря на то, что у Мицкевича не было денег, чтобы учиться в Виленском университете, он смог стать студентом на государственной основе и начал изучать физику и математику. Правда, уже через год он захотел изучать языки и историю. И уже очень скоро талантливый студент прекрасно говорил на нескольких язык, а памятники античной литературы мог прочитать в оригинале.
Адам отличался активной гражданской позицией. Вместе с товарищами он хотел, чтобы родной язык процветал, а все обездоленные получили необходимую помощь. Так появилось «Общество филоматов», а затем и «Общество филаретов».
Учеба в университете
Как уже упоминалось выше, семья Мицкевичей особыми богатствами не владела, а потому выучиться профессии за деньги Адам даже не помышлял. Ему, впрочем, несказанно повезло: благодаря своему усердию, тяге к знаниям и трудолюбию молодой Мицкевич получил казенную стипендию и смог попасть в Виленский университет. Согласно биографии Адама Мицкевича, его обучение там началось в 1815 году.
Забавно при этом, что поначалу юноша выбрал в качестве предмета своего интереса физику с математикой, невзирая на явное тяготение к литературе. Было очень сложно. Тем не менее год на подобном профиле выдержать он смог, а затем все ж таки перевелся на историю и филологию. Именно на этом факультете — словесном — сложилось собственное и однозначное мировосприятие Мицкевича.
Биография Мицкевича
Адам Мицкевич появился на свет 24 декабря 1798 г. на хуторе Заосье Литовской губернии Российской империи. Сейчас эта территория находится в составе Белоруссии. Он рос в семье обедневшего шляхтича Николая Мицкевича и его супруги Барбары, еврейке по национальности, принадлежавшей к семье мелкого служащего.
Детство и юность
В 7-летнем возрасте родители отдали Адама в доминиканскую школу при храме Михаила Архангела, где он проучился 8 лет. Тогда же он начал писать свои первые стихи. После получения аттестата он успешно сдал экзамены в Виленский университет на физико-математическое отделение.
Однако точные науки не сильно прельщали Мицкевича, поэтому он вскоре решил перевестись на словесный факультет. Одновременно с этим, он читал античные произведения в подлиннике, учил иностранные языки и слушал лекции известных педагогов.
В студенческие годы Адам был среди основателей патриотических кружков – филоматов и филаретов. Молодые люди боролись за сохранение родного языка и национального достоинства. Позже их взгляды были преобразованы в политическую программу.
После окончания вуза Мицкевич был определен учителем в Ковно. Биографы заявляют, что руководство университета решилось на такой шаг, чтобы оградить его от связи с тайными сообществами. Такая «ссылка» привела к тому, что поэт начал писать баллады и поэмы в жанре романтизма.
Анализ произведения
История создания
История создания произведения интересна. Михаил Шолохов был на охоте, где встретился с незнакомцем. Они разговорились, и малознакомый человек открыл писателю душу, рассказав свою жизнь. Шолохов не смог остаться равнодушным к услышанному, трагическая судьба этого человека потрясла его. Писатель захотел рассказать эту историю, но к работе приступил только спустя 10 лет.
Он вынашивал идею, думал, как лучше написать. Когда же решил всё перенести на бумагу, то выполнил задуманное за несколько дней. Рассказ напечатали в канун нового 1957 года в газете «Правда», а затем его зачитали по Всесоюзному радио. Последовал взрыв читательских откликов. Произведение задело душу каждого советского человека: война была ещё жива в памяти, и ни одну семью не миновало горе, принесённое ей.
Тема, идея, проблематика
Главная тема рассказа — человек на войне.
Война ставит людей в крайние обстоятельства, при которых раскрывается вся глубинная сущность каждого человека. До войны Андрей Соколов жил, как большинство советских людей, ничем не выделялся. Жестокие испытания показали, на что способен этот человек, какова сила его духа.
Идея (основная мысль) рассказа: простой советский солдат, прошедший мясорубку войны, плен, концлагерь, потерявший самое дорогое — семью, остался чутким человеком, и судьба его похожа на судьбы миллионов советских людей, сумевших вернуться к нормальной жизни и сохранить в себе человечность.
Проблематика:
- Нравственный выбор, который каждый делает сам: не согнуться перед врагом, выдержать или стать предателем.
- Человечность — одна из проблем. Главному герою Соколову приходится столкнуться с трудностями, потерять близких, но он не ожесточился, не хочет мстить. Он увидел сироту и пожалел его.
- Любовь проходит через весь рассказ. Соколов хранит в сердце память о своей семье, и даже смерть родных не может стереть эту память, в основе которой любовь.
- Семья — одна из главных человеческих ценностей. Семья – это опора, без которой жить трудно. Когда Соколов потерял семью, он потерял смысл жизни. Появился маленький мальчик, ставший его новой семьёй, и у героя появился смысл жизни. Автор донёс мысль, что и Родина – это большая семья всех советских людей, которую надо беречь и защищать.
- Взаимовыручка — необходимость во взаимоотношениях людей, особенно находящихся в плену. Многие люди смогли сохранить в себе человечность, помогая друг другу.
- Способность к подвигу показана без пафоса и излишней патетичности. Автор показывает, что подвиг заключается в выполнении своих обязанностей перед семьёй и Родиной. Андрей сделал всё, что было в его силах, чтобы принести пользу родной стране.
- Особое место занимает проблема счастья. Автор показал, что люди хотят быть счастливыми в любое время. И сражались они на войне за счастье всех людей.
- Сила духа русских людей, которая позволила одержать победу над немецко-фашистскими захватчиками.
- Война и всё, что связано с ней, без прикрас.
- Проблема измены Родине показана через отношение людей к предателю. Он не получает поддержки и чувствует себя одиноким среди всех, оставшихся верными отечеству.
- Нечеловеческая жестокость фашистов, с которой не может смириться главный герой.
Жанр и направление
Писатель сам определил жанр своего произведения, назвав его рассказом. События происходят за небольшой промежуток времени, задействовано небольшое количество героев и персонажей. Однако глубина рассказа такова, что его можно смело назвать эпопеей, так как широко обобщение. Такой была судьба многих советских людей в годы войны.
Рассказ написан на основе реальных событий. У всех героев есть свои прототипы. Поэтому направление рассказа реалистическое.
Заключение и выводы по произведению
Рассказ «Судьба человека» — свидетельство того, что дух человека сильнее его физической составляющей, сломить его невозможно, если человек в любых обстоятельствах остаётся верен своей совести — нравственной категории, позволяющей безошибочно отличить дурное от доброго. Андрей Соколов ни разу не пошёл против совести и выстоял.
Глава 5. Конец плена
В 1944 Соколов стал опять работать шофером. Его задачей была перевозка немецкого майора-инженера. Последний с Андреем общался хорошо, в некоторых случаях, когда была возможность, даже делился едой.
29 июня, рано утром майор приказал Соколову отвезти того за город, конкретнее – по направлению к Троснице, поскольку именно там он занимался руководством – строили укрепления. Выехали.
Пока ехали, у Андрея возник план. Он оглушил майора, забрал оружие, и поехал прямиком туда, где были военные действия. Когда из блиндажа выскочили автоматчики, тот специально замедлил ход для того, чтобы они увидели – едет не кто иной, как майор. Те подняли крик, показывать начали, что проезд запрещен. Андрей же сделал вид, что ничего не понимает, и поехал еще быстрее – 80 км/ч. Пока те поняли, в чем дело, начали по автомобилю бить прямо из пулеметов.
Сзади немцы стреляют, свои, не понимая, в чем дело, навстречу – из автоматов. Ветровое стекло пробито, радиатор полностью прополот пулями… Но увидел Соколов лесок над озером, наши помчались к автомобилю, а тот заехал в этот лесок, открыл дверь, упал на землю, целует, плачет, задыхается…
После всех событий Андрей был отправлен в госпиталь – ему нужно было немного откормиться и подлечиться. Как только прибыл в госпиталь, тут же жене отправил письмо. А спустя 14 дней получил ответ – но не от жены. Писал сосед. Как оказалось, в 1942 году, в июне, в их дом попала бомба. Обе дочки и жена погибли на месте, а сына дома в тот момент не было. Когда узнал, что всей его семьи нет в живых, он решил пойти на фронт в качестве добровольца.
После того, как Соколов выписался из госпиталя, ему предоставили отпуск длиною в месяц. Спустя неделю смог добраться к родному Воронежу. От дома осталась одна воронка. Посмотрел Андрей на то место, где был его дом, где был он раньше счастлив – и сразу же поехал на вокзал. Назад, в дивизию.
Поэзия
Первое изданное стихотворение Адама Мицкевича называлось «Городская зима» (1818). Спустя 4 года была опубликована первая часть его дебютного поэтического сборника «Поэзия», в котором присутствовал знаменитый цикл «Баллады и поэмы».
Примерно через год свет увидела вторая часть сборника, где находились поэмы «Дзяды» и «Гражина». Тогда же Мицкевич был задержан и отправлен за решетку по «Делу филоматов». Через несколько месяцев ему удалось выйти на свободу, благодаря поручительству своих друзей.
В скором времени Адама сослали в Санкт-Петербург. После этого он посетил немало городов, успев побывать в Одессе, Крыму и Москве. В 1825 г. он сочинил нашумевшее стихотворение «Когда в час веселья…», оказавшее заметное влияние на культуру того времени.
Интересен факт, что музыку к этому стиху написали свыше 20 композиторов, включая Римского-Корсакова, Шопена, Глинку, Чайковского и др. Назад в Петербург поэт вернулся в конце 1828 г. Почти сразу тут была опубликована его поэма «Конрад Валленрод», в которой рассказывалось о противостоянии Литвы с крестоносцами.
К тому моменту биографии Мицкевич познакомился с видными декабристами и со многими представителями творческой интеллигенции, включая Александра Пушкина. Весной 1829 г. он выехал за рубеж, посетив Италию, Швейцарию и Германию.
В 1830-1831 гг. в Польше произошло Ноябрьское восстание. Адам пытался возвратиться на родину, но все его попытки не возымели успеха. В результате, он был вынужден обосноваться в Париже, где занимался политической публицистикой.
В 1834 г. во Франции был издан крупнейший труд Мицкевича – эпическая поэма «Пан Тадеуш». Данное произведение состояло из 12 частей, общим объемом около 10 000 строк! Сейчас оно считается польской национальной эпопеей и шедевром словесной живописи.
Примечательно, что в период 1944-2004 гг. «Пан Тадеуш» являлся наиболее издаваемым в Польше произведением польской художественной литературы – 155 изданий общим тиражом 9,7 млн копий. Адам Мицкевич был очень продуктивным писателем.
Наследие классика состоит из множества произведений различных стихотворных форм. Издав 2 тома сборника сочинений, он разработал и представил собственную программу, в основу которой легли народные мифы и традиции.
Наиболее популярными работами данного направления стали «Парис», «Романтика», «Свитезь» и «Свитезянка». Годы биографии, проведенные в России, вдохновили Мицкевича на создание «Крымских сонетов», в которых делался акцент на воссоединении человека с природой.
Поэмы «Повесть Вайделота» и «Альпухара» имели признание у русского читателя, хотя и не обладали такой же смысловой нагрузкой. В ходе путешествий по Европе Адам занимался созданием поэмы «Дзяды», в которой также были упомянуты народные сказания, верования и обычаи.
Важно отметить, что Мицкевич крайне негативно отзывался о политическом устройстве России, не принимая царской тирании по отношению к народу. В своем стихе «Русским друзьям» он пытался сказать читателю, что призывает к борьбе не с русским народом, а с царским деспотизмом, от которого страдают как поляки, так и русские
В произведении Адам взывал к русским поэтам, спрашивая у них: продали ли они свою душу императору или же остались верными своим свободолюбивым идеям. Похожие настроения прослеживаются в его «Дзядах» и в «Книге польского народа и польского пилигримтсва».
Мицкевич заявлял, что польский народ может успешно противостоять царскому гнету. В 1841 г. на него оказал серьезное влияние польский миссионер Анджей Товяньский. Это привело к тому, что за распространение товянизма в 1845 г. французские власти отстранили Адама от чтения лекций в Коллеж де Франсе, а в 1852 г. он был и вовсе уволен оттуда.
По мнению литературного критика Ксенофонта Полевого, Пушкин очень уважал Мицкевича. Более того, гений русской литературы, занимавший лидирующую позицию в кругу литераторов, в присутствии Адама вел себя гораздо скромнее.
Пушкин обращался к Адаму за советом или спрашивал его мнения по ряду разных вопросов, так как считал его более образованным и ученым. Любопытно, что после выхода «Конрад Валленрода», поэт Василий Жуковский как-то сказал Александру Сергеевичу: «Знаешь, брат, ведь он заткнет тебя за пояс», на что Пушкин ответил: «Ты не так говоришь, он уже заткнул меня».
Пушкин написал в честь Адама Мицкевича немало произведений, включая «В прохладе сладостной фонтанов» и «Он между нами жил». Интересен факт, что после его отъезда из Российской Империи весной 1829 г., Александр Сергеевич написал: «…Он вдохновлен был свыше и свысока взирал на жизнь».