В тени Муми-дола
Слава тяготила Туве Янссон, она все больше мечтала об уединении. Став одной из самых богатых женщин Финляндии, она смогла осуществить свою мечту и приобрела небольшой остров – Кловхарун – в Финском заливе, где проводила каждое лето с 1964 по 1992 год. Жизнь на острове была абсолютно лишена не только роскоши, но даже обычных бытовых удобств. Но Туве самозабвенно любила эти скалы, бушующее море и крики чаек, парящих над волнами.
При всей многогранности своего таланта, Туве Янссон всегда мечтала реализовать себя в первую очередь как живописец. Однако слава, которая буквально обрушилась на нее после мирового успеха книг о муми-троллях, сделала ее мечту едва осуществимой, ведь придумывание новых сюжетов и рисование иллюстраций занимало почти все свободное время. Туве Янссон закончила писать истории о муми-троллях в 1970 году – в год смерти матери. Позднее она писала только «взрослую» прозу: в основном повести и рассказы о человеческих взаимоотношениях, их хрупкости и уязвимости, о дружбе, любви и одиночестве. Помимо уже упомянутых «Летней книги» (1972) и «Дочери скульптора» (1978), это сборники «Умеющая слушать» (1971), «Путешествие налегке» (1987), «Честная игра» (1989), «Письма Клары» (1991), «Серый шелк» (1971-1991). Последним опубликованным произведением Туве Янссон стала автобиографическая дневниковая проза «Записки с острова» (1996).
Фенхель. Картина маслом Туве Янссон. 1970-е годы. Фото: tovejansson.com
Туве Янссон умерла в Хельсинки в июне 2001 года в возрасте 87 лет. За свою долгую жизнь она была удостоена множества национальных и международных премий. В 1966 году Янссон получила Премию имени Ханса Кристиана Андерсена — высшую награду в области детской литературы:
«Стать лауреатом Международной Золотой Медали, носящей имя Ханса Кристиана Андерсена, — необычайно ответственно, — сказала она. — Но, как это ни странно, я не ощущаю привычного бремени, которое налагает чувство ответственности. Я просто счастлива».
Персонажи книг о муми-троллях на фюзеляже самолёта финской авиакомпании Finnair. Фото: wikipedia.org
Истоки
Туве Янссон в 1923 году. Фото: wikipedia.org
Туве всегда подчеркивала огромную роль родителей, семьи в своем становлении как художника и писателя. Семья Янссон принадлежала к кругу шведоязычной интеллигенции Финляндии. Шведский язык, который по сей день сохранил статус второго государственного языка Финляндии (хотя своим родным языком его считают 5,5% жителей страны), в XIX – первой трети XX вв. был языком образованной части общества, художественной литературы и культуры.
Туве Янссон выросла в богемной семье: отец – Виктор Янссон (1886-1958) – был известным скульптором, мать – Сигне Хаммарштен (1882-1970), урожденная шведка, – видной художницей и иллюстратором. Туве с раннего детства начала рисовать, возможно, она научилась этому раньше, чем говорить. Младшие братья Туве также впоследствии выбрали творческие профессии: Пер-Улоф (1920—2019) стал фотографом, а Ларс (1926—2000) – художником и писателем. Мир искусства, творчества, в котором росли дети, прекрасно показан в автобиографических новеллах из сборника «Дочь скульптора».
Девочка выросла среди скульптур отца. Виктор Янссон любил приглашать в дом своих друзей-художников, при свете свечей и керосиновой лампы они играли на гавайской гитаре и балалайке, пировали. Его авторитет был в доме непререкаем, и матери приходилось подчас нелегко, ведь на ее плечи ложилось не только ведение хозяйства и воспитание детей, но и зарабатывание денег (любивший пошиковать Виктор Янссон быстро спускал свои гонорары).
Янссон и её мать на Кловхару, острове в архипелаге Порвоо, где у Янссонов был летний домик,1958 г. Фото: wikipedia.org
Сигне Хаммарштен родилась и выросла в Швеции, начала там работать учителем рисования. В возрасте двадцати восьми лет поехала учиться в Париж, где и познакомилась с молодым финским скульптором. После свадьбы молодые люди один год прожили в Париже, а затем переехали в Хельсинки. Стабильный доход семье приносила работа Сигне: она сотрудничала с журналами и книжными издательствами как иллюстратор, а в 1920-е гг. была принята на неполный рабочий день на должность художника в типографию Финляндского Банка, печатавшую банкноты. Сигне Хаммарштен также разрабатывала дизайн почтовых марок и более чем за тридцать лет работы создала около 200 почтовых марок Финляндии.
Дом-мастерская в Хельсинки, где выросла Туве, оказал огромное влияние на всю ее дальнейшую жизнь и творчество. Она была очень привязана к родительскому дому, который оставила лишь в двадцать семь лет. Отношения с матерью были очень близкими. На ее коленях Туве и научилась рисовать. Будучи еще совсем ребенком, в возрасте около десяти лет, она осознанно начала помогать маме, и ее работы принимались издательством.
Важнейшей частью детских воспоминаний, вошедших в художественный мир Туве Янссон, стали летние каникулы. Она часто проводила лето у бабушки – на острове недалеко от Стокгольма. Эти впечатления легли в основу автобиографической повести «Летняя книга», в которой девочка София уезжает на лето на далекий остров вместе с бабушкой, сохранившей, несмотря на свой возраст, страсть к приключениям, чувство юмора и неиссякаемую фантазию.
Туве Янссон
– Смотрите! Тянет! Я абсолютно уверен, что тянет! – Панталошка! – завопил Снифф.
– Теперь самый момент проявить выдержку, – с деланным спокойствием произнес Снорк. – Мертвая тишина! Вот он!
Туго натянутая леса провисла, и глубоко внизу, в темно-зеленой толще воды, что-то забелело. Неужели брюхо Панталошки? Что-то вздымалось к поверхности, словно горный хребет с таинственного ландшафта морского дна… Что-то громадное, грозное, неподвижное. Зеленовато-замшелым стволом гигантского дерева скользнуло оно наверх под киль лодки.
– Сачок! – крикнул Снорк. – Где сачок?
И в то же мгновение воздух наполнился ревом и пеной. Громадная водяная гора подняла «Приключение» на своем горбу, ящик для перемета так и заплясал по настилу. Затем так же внезапно все стихло.
Лишь оборванная леса сиротливо свешивалась с борта, да огромные водовороты указывали путь чудо-рыбы.
– Ну теперь-то ты видишь, что это за окунь? Такой рыбы мне больше не попадется. И настоящей радости мне уже тоже не испытать.
– Он сорвался вот тут, – пояснил Хемуль, поднимая конец лесы. – У меня такое ощущение, что нитка была слишком тонка.
– Иди купайся, – сказал Снорк, закрыв лапами лицо.
Торрес, хосе
Хемуль хотел что-то ответить, но Снусмумрик вовремя толкнул его ногой. Воцарилось молчание
Затем фрекен Снорк осторожно сказала:
– Может, попробуем еще разок? Фалинь-то наверняка выдержит.
Снорк лишь презрительно фыркнул.
– А крючок? – немного погодя спросил он.
– Твой складной нож, – ответила фрекен Снорк. – Если выпустить разом лезвие и штопор, отвертку и шило, уж на что-нибудь он непременно подденется!
Снорк отнял лапы от лица и спросил:
– Ну допустим. А наживка?
– Оладья, – ответила сестра.
Краткое содержание андерсен стойкий оловянный солдатик для читательского дневника
Снорк задумался. Все ждали затаив дыхание. Наконец он сказал:
- – Да будет известно каждому: если только Панталошка ест оладьи, охота продолжается!
- Складной нож крепко-накрепко привязали к фалиню куском стальной проволоки, оказавшейся у Хемуля в кармане, на лезвие насадили оладью и нож бросили в море.
- Охотничий азарт разбирал фрекен Снорк не меньше других, и она даже попискивала от волнения.
- – Ты вылитая Диана, – сказал Муми-тролль, любуясь ею.
– Кто это? – польщенная, спросила фрекен Снорк.
– Богиня охоты! – сказал Муми-тролль. – Красивая, как деревянная королева, и умная, как ты.
– Гм!.. – отозвалась фрекен Снорк.
В это мгновение «Приключение» сильно качнуло.
– Тсс! – произнес Снорк. – Он клюет!
Последовал еще более резкий толчок, а за ним сильнейший рывок, от которого все попадали на стлани.
– Караул! – завопил Снифф. – Он нас всех слопает!
«Приключение» зарылось носом в волну, выровнялось и с бешеной скоростью понеслось в открытое море. Перед его носом, натянутый как струна, уходил в воду фалинь, распуская по сторонам усы белой пены.
Сочинение на тему: «сказки а.с. пушкина в моей жизни»
Оладья явно пришлась Панталошке по вкусу.
– Тишина! – крикнул Снорк. – Тишина на борту! Каждый на своем посту!
среда, 5 августа 2021 г.
Янссон Т. «Мемуары папы Муми-тролля»
Жанр: сказочная повесть
Читайте краткое содержание других сказок Туве Янссон: «Муми-тролль и комета» «Шляпа волшебника»
Главные герои сказки «Мемуары папы Муми-тролля» и их характеристика
Чему учит сказка «Мемуары папы Муми-тролля»
Сказка учит радоваться жизни, наслаждаться ее каждым мигом. Учит жить полной жизнью, учит не бояться перемен и приключений. Учит находить друзей. Учит верить в лучшее. Учит не скучать и не лениться.
Отзыв на сказку «Мемуары папы Муми-тролля»
Пословицы к сказке «Мемуары папы Муми-тролля»
Яблоко от яблони недалеко падает. Хочешь узнать человека, соверши с ним путешествие. Поживи на свете, погляди чудес. Не тот знает больше, кто дольше жил, а тот, кто больше повидал. Не хвались отъездом, хвались приездом.
Однажды муми-папа сильно заболел и приготовился умирать. Но выздоровел и решил написать мемуары, чтобы в памяти других остались истории, которые он знал.
Уступая просьбам семейства муми-папа начинает писать мемуары.
Будущего муми-папу подкидывают младенцем в дом подкидышей, где он получает тринадцатый номер. Муми-папа рос как обычный малыш муми-тролль, задавал много вопросов и не понимал почему мир устроен именно так. Как-то весной он понял, что вырос и нарушив запрет хемулихи, хозяйки дома подкидышей, вышел на берег реки. Он посмотрел на свое отражение во льду, топнул ногой и провалился в воду. Что-то коснулось его хвоста, и муми-папа стремглав выбрался на берег. Муми-папа понял, что больше не может оставаться в доме подкидышей, написал хемулихе прощальное письмо, и удалился в ночь. Он добрался до леса и с удивлением рассматривал огромные деревья. Узнав у местной ежихи, что в лесу нет хемулей, муми-папа решил построить здесь свой дом. Он начертил его на песке и сильно проголодался. Тогда муми-папа пошел к ежихе и рассказал, что построил красивый дом. Ежиха захотела взглянуть на дом и муми-папа показал ей чертеж. Ежиха фыркнула и ушла, а муми-папа обрадовался, что не стал строить дом здесь, рядом с ежихой. Он дошел до ручья и увидел водяное колесо. Здесь он познакомился с Фредриксоном с длинными ушами. Тот стал лучшим другом муми-папы, и для начала угостил его бутербродом.
Корабль долго плыл по реке, пока вид одного залива не пробудил в Юксаре дурные предчувствия. Друзья услышали охотничий крик морры и увидели, как кто-то в страхе бегает по берегу. Муми-тролль прыгнул за борт, и стал толкать к берегу кастрюлю, ранее выброшенную за борт Шнырьком вместо якоря. Он спас Хемулиху и та сразу стала наводить на корабле порядок. Она заставляла друзей штопать носки и решила заняться их воспитанием. Муми-папа горько раскаялся в том, что спас хемулиху. В дельте реки корабль окружила стая клипдассов, животных общительных, но любящих кусать все незнакомое. Хемулиха стала громко ругаться на них, а клипдассы схватили ее и утащили в море. Корабль встал на якорь у скалистого берега и путешественники стали решать, плыть ли им в открытое море вслед за флотилией хатифнаттов, всегда стремящихся уплыть за горизонт. Однако утро избавило путешественников от выбора. Корабль уже плыл в море. Оказалось, что маленький клипдасс спрятался в каюте и ночью перегрыз якорный канат.
Путешественники наслаждались морскими видами, когда их догнала туча и спокойно уселась на палубе. Это было удивительно. Два дня корабль плыл по спокойному морю, но на третий налетел шторм. Корабль болтало из стороны в сторону, друзья в ужасе хватались за все подряд, когда вдруг волнение прекратилось. Туча взлетела в воздух и потянула за собой корабль. И теперь он плыл по воздуху. Сам корабль имел печальный вид, мачта сломана, водяные колеса смыты. Но все были живы и это главное. Вскоре туча мягко опустила корабль на море и уснула на палубе. Впереди виднелся остров. И тут у Юксаре опять появились дурные предчувствия. Едва корабль коснулся берега и путешественники сошли на берег, как над ними навис дронт Эдвард, почему-то ужасно злой, и закричал, что нашел их.
Глава 5
Солнышко поднималось все выше. К дому Муми-троллей потянулись разные существа, утверждавшие, что в погребе есть варенье. Муми-тролль разрешил достать его. Малышка Мю запретила кому-либо подходить к пещере – там спала ее сестра. Вечером Муми-тролль аккуратно разбил одно из окон в доме и пригласил всех переночевать здесь. Только пес Юнк отказался. Он хотел походить на волков, поэтому остался на улице слушать их вой.
Утром всех разбудили громкие звуки рога – в него трубил Хемуль, ехавший на лыжах с горы. Спустившись, он облюбовал полянку, на которой Муми-папа выращивал табак, для своего снежного жилища, и гости дружно принялись возводить его.
Тем временем Хемуль купался в речке, потом делал гимнастику. После еды он надел лыжи, забрался на очень высокий склон и спустился с него. Малышка Мю была в восторге! Она стала повторять за Хемулем все движения. Он предложил Муми-троллю научить его катанию на лыжах, но у того не было желания. Тогда кто-то столкнул Муми-тролля, его ноги перепутались, и он упал. Хемуль предложил попробовать еще, но Муми-тролль наотрез отказался.
На следующей неделе гости вместе с Туу-тикки ловили рыбу. Хемуль раздражал многих, он надоедал своими разговорами и утомлял шумным поведением. Только Мю следовала за ним по пятам, да робкая крошка Саломея очень хотела дружить с Хемулем. Однако он не замечал ее.
Один раз Саломея услышала разговор Муми-тролля и Туу-тикки: они намеревались прогнать Хемуля. Саломея решила рассказать ему об этом, но уснула раньше, чем успела это сделать. Утром Муми-тролль, встретившись с Хемулем, посоветовал ему отправиться в Пустынные горы. Однако вскоре передумал, потому что они довольно опасны. Но переубедить Хемуля уже было невозможно.
Саломея проснулась и пошла предупредить Хемуля, попала в пургу и сбилась с пути. Все гости волновались о ней, однако никто, кроме Хемуля, не решился отправиться на поиски. Хемуль обнаружил ее в куче снега, откопал и посадил за пазуху.
Хемуль рассказал Муми-троллю о предстоящем путешествии с Саломеей в Пустынные горы – после урагана там будет много снега. Муми-тролль принес ему на прощание банку варенья.
По дороге в горы Хемуль встретил Юнка и спас его от волков. Пес составил ему компанию в путешествии.
Муми-тролли
Это семейство, как торжественно называет их Туве Янссон, – центр, средоточие ее сказочных повестей. Мама, папа и сын – дружные и безусловно друг друга любящие, слегка безалаберные, гостеприимные и тонко чувствующие красоту существа. Их круглый голубой дом на берегу реки всегда полон гостей, которые приходят без приглашения и живут, сколько им вздумается.
К муми-троллям тянутся все – от громкоголосых хемулей до маленьких, пугливых зверьков. Именно к ним Тофсла и Вифсла тащат свой таинственный чемодан, к ним возвращается каждую весну свободолюбивый Снусмумрик и Туу-Тикки приводит малютку-невидимку, пострадавшую от теткиной критики, а хемуль и филифьонка решают прийти в гости, хотя и не знакомы лично с хозяевами, маленький хомса мечтает о муми-маме и Муми-Далене. И даже одинокая и вечно холодная Морра приползает посмотреть на огонек их лампы.
В чем секрет муми-троллей, почему они так популярны среди мелких зверьков? А всё просто: их секрет в любви.
Муми-папа любит муми-маму. Он редко выражает свою любовь, да и делает это своеобразно. Но если приглядеться – сколько в этом уважения и нежности! Когда мама хочет купаться, папа сажает в лодку всю семью и отправляется в плаванье. А перед путешествием на маяк он запрещает ей грузить вещи: она должна ступить на борт налегке
И на маяк она входит первой: папа как бы отмечает в самые важные моменты, что мама – это точка отсчета, это самое главное и важное, что есть у него
А муми-мама выполняет очень важную задачу: она согревает и освещает тех, кто рядом с ней. Это сложно: порой маме хочется отдохнуть и посвятить немножко времени самой себе: «Больше всего на свете она любила спать, когда дождь барабанит по крыше» («Шляпа волшебника»); «Следующей весной я должна проснуться раньше всех, – повторила мама. – Чтобы немного пожить спокойно и делать всё, что захочется» («Волшебная зима»).
Лично меня пример муми-мамы вдохновляет. Она всегда спокойна. Она поддерживает своих близких, причем делает это так деликатно, щадя их чувства, что они ощущают себя значительными, а свои свершения – исполненными смысла. Мама молча приносит карамельки папе, занятому литературным трудом. Она умеет подбодрить Муми-тролля, когда ему тяжело, говоря простые, но очень мудрые слова:
(«Папа и море»).
Муми-мама никогда всерьез не сердится. Зато она обладает удивительным даром – умеет видеть прекрасное в обыденном и наслаждаться мелочами. И поэтому ее жизнь, которая, в сущности, вся отдана служению семье, не кажется ей тоскливой и однообразной.
(«Папа и море»).
Муми-мама умеет видеть во всем хорошее и верить в добро даже в самой отчаянной ситуации. Когда в Муми-Дален приходит наводнение, она спокойно сидит со своей сумкой на крыше.
– Какая же должна быть скучная жизнь у этих бедняг! – удивилась мама».
(Опасное лето)
Муми-тролли наивны в своей доброте. Они живут, не видя зла, полностью доверяют друг другу, поддерживают тогда, когда другие ругаются, спорят и обижаются. Вот мама, заметив, что папа разбил миску, радуется: «Это была ужасно некрасивая миска». Вот Муми-тролль думает, как хорошо лежать в кровати, когда ты болеешь и все за тобой ухаживают, но потом решает встать, ведь «будет еще интереснее позаботиться о маме, развлечь ее»
А папа, вечно вынашивающий в голове глобальные проекты и философские идеи, понимает, что быть с родными – самое важное, важнее даже путешествий и открытия неизведанных земель
Семья в сказочных повестях Туве Янссон – это место безусловной любви. Там примут тебя любым, там не упрекнут, а приласкают. Поэтому и тянутся в Муми-Дален все одинокие и обиженные существа – отогреться там, где не задают лишних вопросов, а любят и заботятся.
Сюжет
Однажды весенним утром Муми-тролль и его друзья находят шляпу волшебника. Они приносят её с собой домой, но они и не подозревают, что теперь будет. Муми-папа примеряет шляпу, но она оказывается ему велика и к тому же вызывает у него головную боль. Поэтому домочадцы решают использовать её в качестве корзины для бумаги.
Муми-тролли едят яйца, а скорлупу выбрасывают в шляпу волшебника. Скорлупа превращается в маленькие управляемые облака, плотные, как вата, на которых можно кататься по воздуху.
Однажды из-за непогоды Муми-тролль и его друзья остаются дома и играют в прятки. Муми-тролль прячется под шляпой и превращается в нескладного урода. Он принимает свой прежний вид только после того, как Муми-мама признаёт, что это её сын. Догадавшись о свойствах шляпы, Муми-тролль решает отомстить муравьиному льву, превратив его во что-нибудь с помощью шляпы. После пребывания в шляпе муравьиный лев превращается в крошечного ёжика. Муми-мама и Муми-папа, узнав о свойствах шляпы, решают избавиться от неё, сбросив её в реку. Однако Снусмумрик и Муми-тролль ночью тайно выходят из дома, находят шляпу и прячут её в гроте Сниффа.
Ондатр устал от взбалмошной Муми-семьи и решил переехать жить в Грот. Там он кладёт свои вставные челюсти в шляпу, где они превращаются в нечто (автор не сообщает, во что именно, предоставив читателям возможность додумать это самим), и когда семья муми-троллей приходит на берег к его новому жилью, чтобы принести ему еду, они находят Ондатра в истерике, а таинственное существо из шляпы исчезло. Зато на берегу они находят лодку, которую решают окрестить «Приключение». На ней они отправляются в путешествие на остров хатифнаттов. Хемуль, который теперь стал ревностным ботаником, попадает в окружение хатифнаттов, но Снусмумрик сумел ему помочь. Хемуль, решив наказать хатифнаттов, забирает с собой их барометр. Барометр показывает, что надвигается сильная буря, и все строят палатку, чтобы укрыться от непогоды. Ночью хатифнатты пробираются в палатку в поисках своего барометра. Поднимается суматоха, палатка переворачивается, и остаток ночи все проводят под открытым небом. На следующий день все обходят берег в поисках вещей, которые выбросило море во время бури, и делают интересные находки. Снифф находит пробковый пояс, Снорк — золотые россыпи, Фрёкен Снорк — деревянную королеву (фигуру, украшавшую нос корабля), а Муми-тролль таинственный талисман, принесённый волнами из далеких стран.
В конце июля Снорк, Муми-тролль, Снусмумрик, Снифф, Хемуль и Фрекен Снорк из-за страшной жары поселяются в пещере на морском берегу. В их отсутствие Муми-мама делает уборку и нечаянно роняет часть гербария Хемуля в шляпу. В пещере решают порыбачить. Снорк ловит Мамелюка. Они возвращаются домой и видят, что он зарос тропическими джунглями. Всем, кроме Хемуля, удается залезть в дом. Там они играют до тех пор, пока волшебство не исчезает. В это время Хемуль решает согреться, разжигает костер и зажаривает Мамелюка…
В Муми-доле появляются новые персонажи — скитальцы-близнецы Тофсла и Вифсла. Они носят с собой огромный чемодан, однако никому не показывают его Содержимое. Ночью в Муми-дом наведывается чудовище — Морра, которая охотится за Содержимым чемодана. Снорк устраивает судебное разбирательство, в ходе которого появляется Морра. Муми-мама догадывается предложить шляпу волшебника в качестве выкупа за Содержимое. Морра соглашается, забирает шляпу и уходит. Муми-мама устраивает пир по поводу своей сумки, потерявшейся и снова найденной. На пиру Тофсла и Вифсла открывают чемодан — его Содержимое только теперь становится известным: это Королевский Рубин, величайшее сокровище на Земле. Волшебник, давным-давно искавший этот рубин, в это время находится на Луне, где осматривает кратеры в надежде отыскать Короля Рубинов. Увидев его сияние с Луны, Волшебник сразу догадывается, чем вызван этот свет, и спускается в Муми-дол на чёрной пантере. Он пробует получить Королевский рубин у Тофслы и Вифслы, но те не желают ни отдавать, ни продавать камень. Тогда волшебник начинает исполнять желания обитателей Муми-дола. Тофсла и Вифсла решили загадать не для себя, а для волшебника, и пожелали для него такой же рубин, как и у них — так волшебник получил рубин Королевы.
Об авторе
Янсонн Туве – это финская писательница, творившая на шведском языке. Также, была художницей.
В возрасте 15 лет Янсонн уехала на обучение в Швецию. Проходила стажировку в стенах художественных школ Франции, Италии и Германии. После обучения за границей вернулась на родину.
Творчество Янсонн начала с иллюстрации книг и рисования карикатур по заказу издательств. мировую известность ей принес книжный сериал о муми-троллях. Это были существа, проживающие в Муми-долине. О муми-троллях было написано 8 повестей, сборник рассказов и выпущено 4 книги в картинках. Троллей писательница позаимствовала из шведских сказок, однако их образы были значительно переработаны. Дело в том, что образ жизни троллей похож на семейную жизнь Янсонн – непонятно, откуда появляются продукты питания и предметы первой необходимости. Писательница показывает в комиксах дом, в котором присутствует любовь и взаимопонимание, где тебя всегда ждут. Например, Муми-мама за накрытым обеденным столом в спокойствии дожидалась концовки путешествий Муми-тролля. Поэтому, можно сказать, что влияние шведских сказок было минимальным. Однако, вскоре Янсонн надоедает заниматься данными комиксами, и она передает эту работу своему брату, который в дальнейшем придумывал сценарии муми-комиксов около 20 лет. Причиной этого стало то, что писательница больше позиционировала себя как художника, несмотря на то, что именно комиксы принесли ей большую популярность и значительный доход. Возле г. Наантали даже основан парк под названием «Страна муми-троллей».
Что касается творчества Янсонн как художницы, то известными ее работами являются: фрески здания мэрии Хельсинки, настенные росписи здания мэрии г. Хамин, росписи алтаря церкви г. Теува. Также, была написана картина «Натюрморт с нарциссами». Много художница рисовала саму себя и своих родственников. При чем, автопортреты имели биографический характер, так как художница рисовала себя с юных лет до преклонного возраста.
Источник