Образ насти в повести пушкина «барышня-крестьянка»

Краткое содержание

Два соседа-помещика, Григорий Иванович Муромский и Иван Петрович Берестов, не ладят друг с другом многие годы. Муромский – большой почитатель всего английского – считает Берестова провинциалом, уничижительно называя его «медведем».

Кроме отцов двух враждующих семейств, героями «Барышни-крестьянки» являются:

  • Лиза, дочь Муромского;
  • Алексей, сын Берестова;
  • Настя, горничная Лизы.

Хитрости с переодеванием

В отцовскую усадьбу приезжает Алексей. Восхищенная молва о нем, как о красивом, воспитанном, дошла до ушей Лизы. Познакомиться с юношей у нее не было никакой возможности, так как их отцы не жаловали друг друга. Тогда, с подачи Насти, Лиза переодевается в крестьянское платье и «случайно» знакомится с Алексеем, представившись дочерью кузнеца Акулиной. Таким образом, раскрывается смысл названия повести «Барышня-крестьянка». Талантливая, не лишенная актерских способностей девушка, предстает сразу в двух ипостасях: образованной богатой наследницы и простой крепостной.

Завязывается общение, приносящее удовольствие обоим. Алексей влюбляется в чистую, чуть робкую девушку. Лиза отвечает ему тем же. Юноша даже учит «необразованную» крестьянку читать и писать, с удивлением отмечая удивительную сообразительность Акулины. Она все схватывает на лету и через три дня постигает сложную науку. Молодые люди начинают переписываться, и это добавляет романтики в их отношения.

Неожиданное примирение

Однажды на конной прогулке лошадь Муромского, испугавшись зайца, сбрасывает седока. Проезжавший мимо Берестов помогает соседу, привозит его к себе и угощает завтраком. Утреннее приключение примиряет многолетних недругов. Расстаются они почти лучшими друзьями, намереваясь продолжить общение и познакомить своих детей.

Лиза от этой идеи приходит в ужас. Испугавшись, что обман раскроется, она предстает перед гостями в виде напудренной донельзя, жеманной, постоянно хихикающей девицы в парике, позаимствованном у гувернантки-англичанки. Алексей, не узнав ее, вынужденно галантен и учтив с дочерью новообретенного друга отца. Однако, мысли его то и дело возвращаются к Акулине, искренней и умной.

Поэтому, когда спустя несколько дней его отец ставит перед ним выбор – или жениться, или лишиться наследства – он не думает долго. Юноша отправляется в поместье Муромских, чтобы извиниться и отказаться от намеченной свадьбы и… встречает там Лизу-Акулину. Он произносит слова, ставшие эпиграфом ко всей повести: «Во всех ты, Душенька, нарядах хороша».

Алексея, целующего девушке руки, застает Григорий Иванович, крайне довольный таким развитием событий.

Барин и крепостная

Написание произведения происходило в 1830 году, в Болдинскую осень писателя. Жанр — повесть. Больше всего работ было создано Пушкиным в этот период. Главные вопросы и смысл в анализе «Барышни-крестьянки» — обман и любовь.

Неравный роман

В провинциальное имение Берестовых прибывает из Петербургской столицы молодой аристократ Алексей, сын владельца поместья. Барин красив, получил великолепное образование, хорошо воспитан.

В скором времени вся деревня только и говорит о юноше. Муромская Елизавета из соседнего поместья тут же желает узнать Алексея поближе. Но барышня не знает, как это можно устроить. Настя, крепостная при дворянке, старается научить её, как следует поступать.

Елизавета надевает на себя крестьянскую одежду и тайно организует «случайное» свидание с Алексеем в лесной чаще. Она назвалась кузнецкой дочерью.

Надо отметить, платье служанки очень подошло юной аристократке. Парень и девушка испытывают друг к другу взаимные нежные чувства. Лизавета опасается, что молодой человек прознает, кто она на самом деле, и захочет прекратить любое общение.

После некоторых неловких ошибок с перевоплощением в крепостную тайное становится явным. Обман раскрыт, но завершается любовная история благополучно. Батюшки Лизаветы и Алексея приходят к согласию, давняя вражда заканчивается.

Главная мысль повести:

  • Обман всегда будет раскрыт.
  • Истинная любовь крепче лжи и размолвок. Быть правдивым с окружающими — это неоспоримая добродетель, которую необходимо соблюдать.

Характеристика основных героев

Нет препятствий для большой любви, она главнее каких-либо пересудов. Конфликт двух дворянских семей был в короткие сроки легко устранён. Значит, любовь всё превозможет. Пушкин утверждает жизнь этим финалом.

Главные персонажи:

  1. Елизавета.
  2. Алексей.
  3. Старший Берестов.
  4. Старший Муромский.

Елизавета Муромская — девушка семнадцати лет. Хотя чопорно воспитывалась, но обладает весёлым нравом. Она романтична, любит посмеяться. В ней есть сильный и волевой характер, внутренний стержень. Она так талантливо преобразилась в крепостную девушку, что никто не заметил обмана.

Алексей Берестов получил великолепное университетское образование. Планирует стать военным, но его отец сопротивляется этому. Юноша любит жизнь, обладает незаурядным умом. Он романтичная натура, способен на настоящие большие чувства.

Берестов Иван Петрович — в прошлом военный, почитаем в деревенской округе. Его жена умерла, теперь он всё своё время уделяет личному имению. Берестов собственной деятельностью обогатил и приумножил имущество. Помещик горд собой и своим уважаемым прошлым.

Муромский Григорий Иванович обладал огромным состоянием, но успел прокутить и растерять почти весь собственный капитал. Дворянин душой тяготеет к английской культуре и ко всему, что с ней связано. Вокруг его поместья посажен сад на английский манер. Он обожает всевозможные новшества. Скептически относится к консервативному соседу Берестову. Полагает, что тот дремуч и невежествен, если так агрессивно настроен по отношению к новаторским идеям.

Автор в своём произведении раскрывает образ простого человека. Герои великого классика искренни, чисты душой, привлекательны, полны жизни. Лизавета и Алексей преодолевают все сложности. Их чувства подлинны, для них не играют роли какие-либо условности, поэтому эта пара награждена счастьем.

«Повести Белкина» — сборник прозаических работ, создание историй в духе реализма. В этот цикл вошло и произведение «Барышня-крестьянка», ставшее самым романтичным по сравнению с остальными. Некий вымышленный рассказчик Иван Петрович Белкин доносит до читателей события, которые якобы происходили ранее. Ситуации, изображаемые в литературном труде, описывают действительную жизнь.

«Повести Белкина»:

  1. Гробовщик.
  2. Метель.
  3. Выстрел.
  4. Барышня-крестьянка.
  5. Станционный смотритель.

В литературном произведении роман неравных по своему происхождению, образу жизни и мировосприятию людей автор завершает счастливо. Преграды между любящими героями исчезают, впереди их ждёт хоть и заведомо банальная, но благополучная судьба.

Тема любви в повести

Название литературного произведения неразрывно созвучно сюжетной линии. Барышня-крестьянка — это центральный персонаж произведения Елизавета Муромская. Облачившись в наряды простолюдинки, барышня встречает свою любовь.

Неблагоприятный союз

Именно любовная тема — это основная тема и главная мысль «Барышни-крестьянки». На любви всё основано, и вокруг нее происходит всё действие. При взаимной симпатии разрешаются длительные конфликты, исчезают любые трудности.

В литературной работе присутствует немалая доля комизма и иронии. Например, весьма анекдотично перевоплощение юной барышни в простую крестьянку, где её никто не уличил во лжи. Дворянин Муромский увлечён англоманией, что совершенно типично для помещиков пушкинского времени.

Повесть своим сюжетом отрицает предубежденные идеи русской общественности, в этом случае провинциальной. Разумеется, в зависимости от сословного происхождения существуют негласные порядки и правила для образа жизни и ежедневного режима.

Эти условности имеют место, но нельзя мириться с укладом, если он не по душе. Обязанность вступать в брак по чужой воле — безусловно, варварские и дикие пережитки.

Победа настоящих чувств

Главная тема пушкинской истории состоит в тяготении личности к преодолению предрассудков, к тому, чтобы быть вправе самостоятельно делать выбор. После прочтения повести напрашивается вывод: если превозмочь условность, то можно обрести истинное счастье. Жизнь персонажей под знаменем главных ценностей: семейственность, дружба, истинная любовь.

Пушкин утверждает жизнь, он убеждает в существовании искренних чувств и в том, что они сильнее всех трудностей.

Автор говорит, что следует быть собой, а не притворяться тем, кем желает видеть сословный класс. В таком случае общество будет воспринимать не безликий социальный статус, а саму индивидуальность. Так и случилось с основными персонажами Елизаветой и Алексеем, которые полюбили друг друга за личные качества, а не за внешние ярлыки.

Их отношения полностью бескорыстны, нет предвзятости и выгоды. Сословное неравенство не должно быть камнем преткновения для двух влюблённых. Сюжет всецело захватывает читателя, потому что в повести демонстрируются подлинные чувства, нет драматичной концовки, нет нагромождения обстоятельств.

В произведении есть загадки с перевоплощением юной девушки. Душевные порывы героев близки и понятны читателю. Александр Сергеевич Пушкин в малом по объёму литературном произведении показывает настоящий быт и порядки дворянства России в XIX веке.

Литературный труд «Барышня-крестьянка» отличается своей трогательностью и романтичностью. Герои верны себе и своим чувствам, несмотря на враждебность общества по отношению к неравным союзам.

Нельзя заранее выбрать случайный предмет для обожания, будь то барышня или крепостная. Лёгкий рассказ о конфликтующих, а после подружившихся семействах. В этом присутствует подражание шекспировскому произведению «Ромео и Джульетта» с противостоянием Капулетти и Монтекки.

Счастливое завершение истории

«Барышня-крестьянка» — это повесть, преисполненная оптимизма и доброты. Читатель радуется прекрасному финалу.

Эпиграфом к произведению стали строки: «Во всех ты, Душенька, нарядах хороша». Центральный персонаж Елизавета появляется перед читателем в различных одеждах. Эпиграф, конечно же, относится к Лизе Муромской. Она то предстаёт в образе простой деревенской девушки, то становится жеманной кокетливой барышней. Ей весьма удаются обе такие разные роли.

Алексей Берестов — храбрый молодой человек. Он заслуживает уважения, ведь его мужественное решение для любви пренебречь материальными благами его батюшки весьма опасно. Юноша рискует остаться без средств к существованию и навсегда потерять доброе имя в дворянском обществе. Как чудесно, что всё счастливо завершилось.

Если предположить, что Лизавета действительно крепостная крестьянка, то итог этой романтической истории был бы трагичен. Для того времени это был бы крупный скандал, вопиющий вызов устоявшемуся укладу патриархальной России. В таких случаях от дворянина отворачивался привычный круг общения, он переставал быть наследником имущества родителей. Но автор оставляет читателю веру в любовь.

Сердечная приязнь Алексея и Елизаветы представляет собой торжество над социальным неравенством, над мнимыми предрассудками. Любовь — вечная ценность, которая воссоединяет миропорядок, она абсолютна и неоспорима.

Барышня-крестьянка: смысл повести

В произведении Пушкина поднимается сразу несколько весомых проблем. Описание помещичьего быта Берестова дает представление о людях, бездумно поклоняющихся английским ярлыкам. Человек, для которого красивая обертка важнее содержимого, сам со временем становится лишь оберткой. Эта проблема актуальна и в современном мире, где этикетка с надписью «Made in…» зачастую стоит на первом месте.

Но главенствующей темой, проходящей красной линией через все произведение, является, конечно, тема любви:

  • запретные чувства между двумя разными сословиями (барином и условной «крестьянкой»);
  • насильное нежеланное сватовство (чувства – не главное, главное – воля отца).

Но для умеющих искренне и по-настоящему любить, не существует преград. Алексей готов был отказаться от денег, наплевать на условности и даже разрушить отношения с отцом, чтобы быть рядом с любимой, пусть и дочерью кузнеца. Лиза – смешливая и чуть легкомысленная девушка, способна, однако, на смелые решительные поступки. Когда двое любят, когда без сомнений и раздумий движутся навстречу друг другу – финал может быть только один. Безоговорочная победа любви.

Пушкин создал яркие образы и рассказал захватывающую историю, легкую и элегантную, поднимая при этом множество проблем, актуальных по сей день. Что важнее: внешняя красота или внутренняя, любовь или материальные блага? Каждый делает выбор сам. И получает, согласно этому выбору.

Главные герои и их характеристика

Анализ произведения следует начинать с рассмотрения характеров ее персонажей. Количество действующих лиц «Барышни-крестьянки» невелико, и эта черта камерности присуща всем новеллам цикла.

Главные герои Описание
Григорий Иванович Муромский Вдовец, владелец села Прилучино, промотавший половину имения, а оставшуюся заложивший в Опекунский совет. Увлеченный идеей хозяйствования на западный манер: на вырученные от залога деньги устроил в Прилучине английский сад, нарядил своих конюхов в жокейские костюмы и нанял гувернантку-англичанку для дочери. Однако, несмотря на все старания, его новомодные идеи не приносят заметных экономических плодов. Муромский по-прежнему в долгах.
Лизавета Муромская Единственная дочь Григория Ивановича, весьма образованная, но избалованная юная фантазерка и шалунья.
Иван Петрович Берестов Сосед Муромских, владелец деревни Тугилово, также вдовец. Твердый хозяин, убежденный русофил, он уверенно ведет дела, не предаваясь пустым фантазиям. Кроме прибыли от сельского хозяйства, получает хороший доход от построенной в его селе суконной фабрики.
Алексей Берестов Сын Ивана Петровича, выпускник университета, мечтающий о военной карьере.
Второстепенные персонажи Описание
Настя Крепостная девушка, служанка и наперсница Лизы, участвующая во всех ее проказах и шалостях.
Мисс Джаксон Гувернантка Лизы, чопорная старая дева, которой никак не удается сделать из своей воспитанницы холодную английскую леди.

Алексей и Лиза молоды. С точностью Пушкин указывает лишь, сколько лет Лизавете, называя ее семнадцатилетней барышней. О возрасте остальных главных героев можно судить приблизительно.

Поскольку автор упоминает о том, что Иван Петрович Берестов вышел в отставку в 1797 году, ему к моменту событий, описываемых в повести, должно было быть около 50 55 лет, и Муромский, судя по всему, был его сверстником.

Характеристика текста

Главной темой произведения является любовь. В сочетании с ней прослеживается основная проблематика текста, а именно отражение моральных и социальных аспектов.

В повести сложно выделить несколько проблем, например:

  1. Обман.
  2. Дружба.
  3. Разница между крестьянами и высшими сословиями.

Основной идеей повествования является то, что рано или поздно любой обман обнаруживается, поэтому автор говорит, не стоит врать, даже если это во благо. Пушкин учит и призывает своих читателей к тому, что настоящая любовь и дружба сильнее ссор. Для того чтобы отношения между людьми были чистыми и ничем не омраченными, нужно быть честным и справедливым.

Композиционное построение произведения не сложное, но, тем не менее имеет свои особенности. Сюжет развивается линейно, начинается традиционно с экспозиции. Эта часть самая объемная, так как автор старался описать каждую деталь быта и привычек помещиков. Развязка повести размыта, Пушкин дает возможность каждому сделать вывод самостоятельно.

Повесть «Барышня-крестьянка» — анализ сюжета

В основе сюжета – любовная история двух молодых людей, которые не могут даже познакомиться из-за давней вражды отцов.

Экспозицией является рассказ о старых помещиках. Завязкой – приезд Алексея и решение Лизы посмотреть на молодого барина. Развитие действия происходит летом и осенью, когда молодые герои встречаются в роще и постепенно влюбляются друг в друга. При этом Лиза Муромская выдаёт себя за Акулину, дочь Василия-кузнеца.

Кульминация – это неожиданный приезд Алексея в дом Муромских и узнавание в Лизе своей Акулины. О развязке Пушкин считает писать излишним, так как она очевидна для читателей.

Тест с ответами: “Барышня-крестьянка” А.С.Пушкин

1. Берестов читает это периодическое издание: а) Сенатские ведомости + б) Московские ведомости в) Губернские ведомости

2. По политическим убеждениям отставной гвардеец Берестов считает себя: а) либералом б) консерватором + в) демократом

3. Сын Берестова, Алексей: а) служит драгуном б) помогает отцу по имению в) учится в университете +

4. При встрече с Алексеем Лиза выдает себя за: а) дочь кузнеца + б) дочь конюха в) дочь служанки

5. На Лизу в роще напал(а): а) волк б) лиса в) собака +

6. Григорий Муромский увлечен этой страной: а) Германия б) Англия + в) Франция

7. Подружку Лизы зовут: а) Полина б) Акулина в) Настя +

8. Молодой Берестов при встрече с Лизой притворился: а) камердинером + б) лесничим в) конюхом

9. Имение Берестовых называлось: а) Аксаково б) Киреево в) Тугилово +

10. Муромского и Берестова примирило: а) ранение Муромского на охоте б) падение с лошади Муромского + в) падение с лошади Берестова

11. Какое произведение читала по слогам Акулина уже на третьем уроке: а) «Наталья, боярская дочь» + б) «Слово о полку Игореве» в) «Бедная Лиза»

12. Воспитательницу Лизы звали: а) мисс Кларксон б) мисс Жаксон + в) мисс Масьен

13. Чем намеревался заниматься Алексей: а) поступить на военную службу + б) заниматься хозяйством в) продолжить учёбу

14. Чему принялся обучать Акулину Алексей: а) французскому языку б) стрельбе из ружья в) грамоте +

15. Что заставило Алексея укрепиться в своём решении просить руки Акулины: а) сообщение отца о решении его женить на Лизе Му­ромской + б) предстоящая свадьба Акулины в) предстоящий отъезд Алексея

16. Как на английский манер называл Лизу отец: а) Бетти б) Бетси + в) Тутси

17. Что похитила Лиза из «арсенала» своей воспитательницы, чтобы предстать перед Алексеем в новой роли же­манницы: а) краски и сурьму б) белила и пеньку в) белила и сурьму +

18. Произведение «Барышня-крестьянка» вошло в этот цикл: а) «Проза Пушкина» б) «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» + в) «Повести Пушкина»

19. О ком эти слова: «в молодости своей служил он в гвардии, вышел в отставку в начале 1797 года, уехал в свою деревню и с тех пор он оттуда не выезжал»: а) о Григории Ивановиче Муромском б) о Владимире Берестове в) об Иване Петровиче Берестове +

20. О ком эти слова: «был настоящий русский барин. Промотав в Москве большую часть имения своего и на ту пору овдовев, уехал он в последнюю свою деревню, где продолжал проказничать, но уже в новом роде»: а) о Трофиме б) о Григории Ивановиче Муромском + в) о Алексее Берестове

21. Дочь Муромского звали: а) Лиза + б) Акулина в) Настя

22. Дочери Муромского было столько лет: а) 18 б) 17 + в) 16

23. «Сорокалетняя чопорная девица, которая белилась и сурьмила себе брови, два раза в год перечитывала «Памелу», получала за то две тысячи рублей и умирала со скуки в этой варварской России» -это: а) Настя б) Лиза в) мисс Жаксон +

24. Имение Муромских называлось: а) Отрадное б) Прилучино + в) Лысые Горы

25. Выберите верное толкование слова «горелки» в ниже представленном предложении: «Вот вышли мы из-за стола и пошли в сад играть в горелки, а молодой барин тут и явился». а) приборы для сжигания газообразных и жидких горючих материалов б) прыжки через горящий костёр в) подвижная игра, в которой стоящий впереди ловит по сигналу других участников, убегающих от него поочерёдно парами +

26. О ком идет речь в ниже представленном предложении: «Стройный, высокий, румянец во всю щеку…» а) кузнец Василий б) Алексей Берестов + в) Иван Петрович Берестов

27. На кольце, которое носил Алексей Берестов, было изображено: а) мёртвая голова + б) жёлтый тюльпан в) красная роза

28. Кто сшил Лизе лапти: а) Алексей Берестов б) кузнец Василий в) Трофим +

29. Какого цвета был сарафан у Лизы: а) синий + б) коричневый в) красный

30. Где первый раз встретились Лиза и Алексей: а) в доме Муромского б) в роще + в) в доме Берестова

Герои повести Пушкина «Барышня-крестьянка»

Александр Сергеевич Пушкин в повести «Барышня-крестьянка» показал помещиков и крестьян. Главные герои – Лиза Муромская и Алексей Берестов – оба помещики, которые влюблены друг в друга, однако их история не так проста, как кажется. Это своеобразная история Ромео и Джульетты, но с хорошим концом.

Главные герои повести Пушкина «Барышня-крестьянка»

Алексей Иванович Берестов – красивый молодой человек с добрым сердцем. Он, как и многие люди его возраста, жизнерадостен, любит веселье и различные развлечения. Алексей – умный и образованный человек, который хочет поступить на военную службу, однако отец его был против этого. Персонаж красив и привлекателен, что очаровывает всех девушек вокруг. Алексей – совершенно не горделивый молодой человек, он не смотрит на социальное положение людей, может спокойно играть в игры с крестьянками. Даже то, что он влюбился в Лизу, которая претворялась крестьянкой, показывает, что для него не важен статус человека, для него главное – человеческие качества. Он готов отказать от всего богатства, которое у него есть, ради бедной девушки, которую он любит.

Другим главным персонажем является Елизавета Григорьевна Муромская. Она с детства была любима своим отцом, который всячески ей во всем потакал. Поэтому автор дает ей характеристику – балованное дитя. Лиза – девушка довольно романтическая, которая мечтает о счастливой и необычной любви. И такой идеал она находит в образе Алексея Берестова. Героиня не хочет простого знакомства, в ней говорит романтическая душа. Поэтому она решает нарядиться в крестьянку, и в таком виде встречаться с возлюбленным. Лиза, с детства знакомая с жизнью крестьян, отлично справляется со своей ролью. Возлюбленный отвечает ей взаимностью.

Обман героини раскрывается, и это не ведет за собой трагичную развязку, а, наоборот, автор говорит, что не будет излишне «описывать развязку», то есть она была счастливая для обоих молодых людей.

Второстепенные герои повести Пушкина «Барышня-крестьянка»

Как говорилось ранее, история любви главных героев схожа с трагедией Шекспира «Ромео и Джульетта». В первую очередь эта схожесть проявляется в том, что семьи влюбленных не ладили друг с другом и конфликтовали.

Иван Петрович Берестов – отец Алексея. После смерти своей жены нашел утешение в домашнем хозяйстве: он сам построил дом, вырастил сад. Герой богат, является одним из самых богатых и влиятельных помещиков губернии. Автор замечает, что Ивана Петровича все любили, хотя и считали гордым. Этот человек достаточно консервативных взглядов на жизнь. Брак для него должен был быть не по любви, а по расчету родителей. Поэтому он говорит своему сыну, что лишит его всего наследства, если он женится на простой крестьянке. Берестов-старший – любитель всего русского, он не любит никаких нововведений и не поддерживает любви ко всему иностранному. Именно это является основным конфликтом данного героя с отцом Лизы.

Григорий Иванович Муромский – отец Лизы, первоначальный противник Ивана Петровича. Как управляющий он не особо хорош, хозяйство не приносит ему большие плоды, так как он довольно легкомысленный человек. Однако в деревне его любят, в первую очередь за склонность к различному новаторству. Герой, как и отец Алексея, вдовец, один растит свою единственную дочь Лизу и всячески ее балует. Называет Григорий Иванович свою дочь Бетси – на английский манер. Герой очень любит нововведения и увлекается английской культурой, на что указывает образ жизни героя. Поместье его обустроено в иностранном стиле. Даже слуги помещика одеты на английский манер.

Именно различное отношение к англомании становится противоречивым в отношениях двух помещиков, отцов влюбленных друг в друга молодых людей. Однако в конце повествования герои мирятся и даже становятся близкими друзьями, готовыми посватать своих детей.

Настя – еще один второстепенный персонаж произведения. Это служанка Лизы, которая находится с ней в довольно доверительных отношениях. Именно она помогает главной героине познакомиться с Алексеем. Для Лизы простая крестьянка Настя вызывает больший авторитет, чем ее гувернантка мисс Жаксон.

Мадам Жаксон – сорокалетняя англичанка, которая обучает Лизу. Также является второстепенным персонажем. Она очень строга и не может вытерпеть все шалости семнадцатилетней Лизы, которые свойственны ее возрасту.

Главные герои

Лиза обманчиво близка к героиням сентиментализма

Тут важно помнить, что её крестьянский наряд и деревенские манеры – обман, её внешняя простота наигранна. Она умна, находчива, предприимчива

Её сознание не сковано стереотипами. Лиза − пружина развернувшейся интриги. Алексей, несмотря на столичное образование, на образ разочарованного в жизни героя, который он создаёт для уездных барышень, выглядит намного более наивным и не искушённым в романтических отношениях. Главное, что привлекает в обоих героях, − жизнерадостность, искренность чувств, желание быть счастливыми, не поддаваться обстоятельствам.

Чему учит повесть «Барышня-крестьянка»? (Пушкин А. С.)

«Барышня крестьянка» – последняя повесть в сборнике И. П. Белкина. Произведение чем-то напоминают трагедию Шекспира, «Ромео и Джульетта», где две семьи препятствуют тайным свиданиям влюблённых молодых людей. А. С. Пушкин переносит нас «в обстановку» «дворянского гнезда» где происходит маскарад со стороны провинциальной барышни. Лиза Муромская воспитывается под надзором гувернантки мисс Жаксон, которая прививает ей английские манеры, сдержанность, этикет, правила хорошего поведения, учит иностранным языкам.

Но, Лиза по характеру бойкая, шустрая, умная, и предприимчивая девушка, которой несвойственна слабоволие и мечтательность. Она любит жизнь во всех её проявлениях, и ей не чужды деревенские праздники, и сельские посиделки. Барышня дружит с горничной Настей и узнаёт от неё все новости, которые происходят в деревне.

Героиня радуется каждому дню, встаёт ни свет не заря, и ей доставляет удовольствие слушать пение птичек, встречать рассвет, и прогуливаться по лесу.

Ближайшими соседями Муромских, являются Берестовы, которые давно между собой конфликтуют. Сын Берестова Алексей приезжает к отцу в деревню. Он воспитывается в столичном университете, и хочет посвятить себя военной службе, но отец категорически против. Парень разочарован жизнью, его ничего не радует, и он не желает ни с кем знакомиться. Всё это было чрезвычайно ново для губернии, где никогда не встречались пессимисты.

По сюжету, Лиза и Алексей неожиданно встречаются, но она предстаёт в образе не образованной деревенской крестьянки, собирающий в лесу грибы. Начинается водевиль с переодеванием, но в этом и заключается вся прелесть этого рассказа. Лиза превращается в Акулину и оказывается, что ей к лицу крестьянский наряд: «Лиза примерила обнову и призналась перед зеркалом, что никогда ещё так мила самой себе не казалась». Она сразу без малейшего усилия усваивает себе милый говорок крестьянской девушки и кокетливое лукавство.

Лиза играет роль простой девушки и ей присуща вся русская народная грация, которая прежде скрыта была модными туалетами и английскими манерами. Сердце Алексея было покорено, и он полюбил Акулину, не думая о подвохе. Увидев потом Лизу в её обычной одежде, он продолжает звать её Акулиной, и не верит, что перед ним барышня. Маскарад послужил тому, что обнаружилась русская душа, и герои нашли родственные души.

Повесть учит нас не отказываться от своих чувств, верить, надеяться и ждать, тогда все образуется и придет долгожданное счастье. Лиза и Алексей не отказались от своей любви друг к другу. Хотя в начале, Алексей даже готов был отказаться от наследства. К счастью, потом ему этого не понадобилось делать. Они сыграли свадьбу, а их враждующие отцы примерились.

«Барышня крестьянка» главная мысль выражена в эпиграфе к повести Пушкина: не платье красит человека, а подлинная красота – это красота Души, и она не зависит от положения человека в обществе.

«Барышня крестьянка» главная мысль

Тема: история любви двух молодых людей, детей дворян.

Это произведение о том как богатая барышня, представилась крестьянкой и хотела женить на себе богатого красивого молодого графа. Девушка вынуждена была пойти на это, так как их родители не общались. В конце всё разоблачается, они женятся и живут долго и счастливо.

Эта повесть о вечных ценностях: любви, взаимопонимании, прощении, красивых человеческих отношениях без обмана, без притворства. Глубина повести в том, что Пушкин провозглашает главными ценностями в человеке простоту, ум, живость, способность быть верным своим чувствам, таких людей автор «награждает» счастьем.

Мы убедились в том, что простое на первый взгляд произведение Пушкина обладает глубиной: оно говорит о ценности простоты в человеке, естественности в проявлении чувств, о верности в любви.

Основная мысль повести Пушкина «Барышня-крестьянка» показать читателю, как разные случаи и ситуации в жизни могут повлиять на судьбу человека. Что перед чувствами меркнут все условности. Ведь Берестов носивший дворянский титул, был готов жениться на простой крестьянке, что было немыслимо для того времени. Он был готов отказаться от богатой жизни, от наследства, пойти против воля отца ради своей любви.

Жанр

«Автору», Ивану Петровичу Белкину, помещику, от скуки занявшемуся писательством, этот занимательный рассказ поведала «девица К.И.Т.». Она же была источником сюжета «Метели». Две истории не зря связаны таким образом. Обе они о любви, в обеих соединены черты романтизма и сентиментализма. Однако, если «Метель» − романтическое повествование с оттенком готической мистики, то приключение Лизы Муромской по жанру скорее напоминает сентиментальную пастораль. Наивная и чистая любовь «простой поселянки» и дворянина, закончившаяся счастливым браком, − сюжет типичный для сентиментальной литературы. Встречи персонажей, как и положено по жанру, проходят на фоне сельских пейзажей. Постоянно упоминаются атрибуты крестьянской жизни (маленькие пёстрые лапти, сарафан, корзинка, игры сельских девушек и проч.). В общем, при всём реализме пушкинского стиля перед читателем имитация пасторального жанра, типичное сентиментальное повествование, напоминающее «Бедную Лизу» Карамзина даже в деталях. Другое дело, что просвечивающая сквозь ткань повести авторская ирония, не даёт забыть, что это всего лишь очень талантливая пародия. Ведь даже главная героиня с самого начала относится к задуманному как к розыгрышу. Она подсовывает столичному франту устаревший к тому времени сентиментальный стереотип: любовь крестьянки и аристократа.

Анализ повести «Барышня-крестьянка»

3.2

(5)

«Барышня-крестьянка» — повесть из цикла «Повести и.п.Белкина». в ней автор сумел выразить свою мечту о высокой морали, о любви, не знающей социальных преград.

Попробуем проанализировать повесть, ответив на ряд вопросов:

1. Когда и где была написана повесть «Барышня-крестьянка» ? «Барышня-крестьянка» была написана осенью 1830 года в Болдине. Точнее, 20 сентября 1830 года. Именно эту дату поставил Пушкин в конце произведения.

2. Объясните название повести. Лиза была барышней, дочкой помещика, а переодевшись, притворилась крестьянкой.

3. Почему Лиза так поступила? Она хотела познакомиться с Алексеем Берестовым: их отцы были в ссоре.

4. Чем была вызвана ссора помещиков? Причина ссоры отцов не очень понятна детям. Они говорят, что Берестов был бережливый, а Муромцев — расточительный. Один втрое увеличил свои доходы, а Муромцев входил в долги. Учащиеся должны почувствовать пушкинскую иронию в изображении обоих помещиков. Ее объясняет учитель. Самомнение Берестова выражалось в том, что он сам «почитал себя умнейшим человеком во всем околотке, что никак не является признаком действительно умного человека». Соседи лишь «не прекословили ему в этом. Весьма нешироки были его культурные интересы: он ничего не читал, кроме «Сенатских ведомостей»

Попутно обращаем внимание на черты старинного дворянского быта, знакомые им по «Дубровскому». Как и к Троекурову в Покровское, соседи Берестова « … приезжали к нему гостить со своими семействами и собаками»

Можно остановиться и на англомании Муромского, которая говорит о знакомом уже учащимся по «Дубровскому» преклонении русских помещиков перед иностранцами.

5. Чем занималась мисс Жаксон в приютившей ее стране? Она почти ничего не делала. Два раза в год перечитывала английский роман, получала за это две тысячи рублей, немалые по тому времени деньги, и «умирала» от скуки В этой «варварской России».

6. Каким Пушкин изображает Алексея Берестова? Автор с симпатией рассказывает о нем, но вместе с тем и с насмешкой. Алексей «был молодец», хорошо скакал на коне, хотел идти на военную службу. Он был молодым и веселым человеком, а говорил об «утраченных радостях и об увядшей юности» и носил черное кольцо с изображением мертвой головы.

7. А как относится Алексей к Акулине? Алексей искренне полюбил Акулину, учит ее грамоте. Он вопреки желанию отца, который угрожал лишить его наследства, решил жениться на Акулине и жить своим трудом.

8. Вспомните, как закончилась ссора между двумя помещиками и какие общие замыслы сделали их друзьями. Вспоминаем о том, как помирились помещики и как они решили поженить своих детей. И именно эта общая затея сделала их друзьями.

9. Чем привлекает нас Лиза? Лиза «смелая», «простая в обращении с Настей», «шаловливая». Она находчивая: нашлась, как поступить, когда Алексей должен был приехать к ним.

10. В чем своеобразие композиции повести «Барышня — крестьянка»? После того как Лиза в облике Акулины встречается с Алексеем, мы все время следим за поведением Алексея. Мы знаем, кто Лиза, а он не знает. Когда отцы помирились, Лиза попадает в затруднительное положение. Мы не знаем, как она из него выйдет, и с интересом ожидаем ее появление среди гостей. В последней сцене Алексей узнал то, что давно было известно читателю: Акулина это и есть Лиза. На этой сцене можно показать детям прием «непрямой внутренней речи». О радости Алексея, узнавшего в Лизе Акулину, говорит автор, но говорит так, как сказал бы об этом Алексей.

В «Барышне-крестьянке» нет и следов романтической поэтики, в ней нет ничего таинственного, неожиданного, в ней все просто: и любовь, и герои, и атмосфера деревенской жизни. Здесь звучит шутка, озорство, лукавство. Пушкин шутит непосредственно, шутит без оглядки. «Барышня-крестьянка» — это легкий рассказ, построенный на реально-бытовой основе с незамысловатым сюжетом и со счастливым концом. Некоторые критики, современники Пушкина, считали повесть недостойной пушкинского таланта, осуждали ее -несерьезность». «Но они не заметили в ироническом пафосе рассказа положительного, художественно-созидающего начала».

«Барышня-крестьянка» — повесть, по своим литературным целям вполне серьезная. Пушкин — писатель, художник, который умел сочетать правду в изображении реальной жизни с исключительной поэтичностью выражения, с несравненной и подлинной простотой. Пушкин же с сочувствием показывает дворянина, который хочет жениться на крестьянке. Но пусть учащиеся задумаются над тем, кончилась бы повесть так хорошо, если бы Акулина была не барышней Лизой, а действительно дочерью прилучинского кузнеца.

3.2 / 5. 5

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: