Конспект открытого урока по литературному чтению. а. п. чехов. «белолобый», 4 класс, умк система развивающего обучения л.в. занкова. план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Краткое содержание рассказа

Старая волчица вышла на охоту, чтобы покормить волчат и поесть самой. Из-за слабого здоровья ей редко удавалось поймать добычу, и она всё чаще довольствовалась падалью или похищала маленьких зайчат.

Недалеко от волчьей норы располагалось зимовье Игната, который нередко ходил на охоту в лес со своей собакой. Летом у зимовья бродили овцы, и волчица намеревалась пробраться туда в надежде найти ягнят.

Пробравшись на крышу сарая, волчица разгребла солому и попала в хлев. Она схватила то, что подвернулось ей первым. Поднялся шум. Волчица услышала собачий лай и свист сторожа.

Волчица быстро удалялась от зимовья. По запаху добычи она поняла, что несла в зубах не ягнёнка. Бросив добычу на снег, она захотела было начать трапезу, но отпрянула. Перед ней был щенок. Он был чёрным, только на лбу было белое пятно.

Волчица побежала к своим волчатам. До рассвета она уже была в логове. Щенок прибежал за ней. Волчата обрадовались ей, стали сосать молоко. Сама волчица погрызла старую кость. Её раздражал лай щенка, и в какой- то момент ей даже захотелось разорвать его.

Между тем волчата и щенок подружились. Они весело играли в снегу, покусывали друг друга понарошку. Волчица решила, что так её детёныши научатся отбиваться от собак. Уставшие волчата заснули. Поскулив от голода, Белолобый присоединился к ним.

Волчица решила всё-таки съесть его и приблизилась. Тот лизнул её, и волчица отошла подальше от псиного запаха. Вечером она выбралась на охоту, а Белолобый убежал домой. Волчица догнала его, подходя к зимовью.

Когда волчица поднялась на крышу зимовья и стала разбирать заделанную дыру снова, щенок бросился к ней с весёлым лаем. На шум выскочил Игнат. Он закричал и пальнул из ружья. Старик пошёл к сараю посмотреть, что случилось. В хлеву он увидел Белолобого, но волчица была уже далеко в лесу.

Вернувшись в дом, Игнат рассказал гостю, что щенок вчера убежал из хлева, сделав в крыше дыру, а сегодня снова пробрался в хлев через это место. Утром старик оттаскал щенка за уши, приговаривая, чтобы ходил отныне через дверь.

Краткое содержание Чехов Белолобый для читательского дневника

В рассказе «Белолобый» действуют очеловеченные герои: волки, собаки… Есть тут, конечно, и люди, но они не играют большой роли. Главная героиня – старая волчица, которой нужно кормить своих детей. Ей очень тяжело – она плохо видит, подводит нюх, мучает постоянный голод.

Надеясь на хорошую добычу и забыв страх, она влезает в хлев и ворует барашка, который оказывается на её удивление – щенком. Не самым, видимо, умным, но, зато, добрым – он позволяет себя утащить в логово, играет с волчатами. Голодная волчица хочет его съесть, но не переносит собачьего духа.

В итоге, белолобый щенок возвращается домой, а на него хозяин сваливает вину за беспорядок и поломанную крышу – волчица спасена, к счастью, и может вернуться к своим ещё беспомощным детям.

Чему учит рассказ Чехова Белолобый

Основная мысль рассказа – в доброте, которая спасает и помогает, даже если она не идёт рядом с умом. Наивный щенок помогает волчице, которая просто хочет выжить, не стараясь никому специально навредить.

Читать краткое содержание рассказа Белолобый Чехова

В этом рассказе несчастная волчица много думает, но, естественно, о том, как добыть еду, как прокормить и защитить волчат. Она вспоминает былые годы, жалеет о своей ушедшей силе… Поиграв с волчатами, она уходит на охоту, когда дети заснули. Даже решается подойти к людским домам. Её влечет теплый запах из хлева.

Разворошив крышу, она падает на что-то теплое и мягкая. Надеясь, что это и есть долгожданная добыча, волчица убегает. Скоро она понимает, что «ягненок» тяжелый слишком. Положив добычу на снег, она видит щенка – белолобого, задорного. По своей наивности он не понимает, в какой опасности находится.

Щенок начинает задорно лаять, поэтому волчице приходится унести его быстрей, чтоб он не навел собак на ее след.

Обратите внимание

В логове она думает его съесть, но не может. Тогда она решает отдать его волчатам – пусть учатся играть. Белолобый играет, веселится, не понимая грозящей ему участи. Он по своей наивности, незнанию жизни ничего не боится.

Будь на его месте сторожевая собака, она бы подняла шум, начала драку и, наверное, погибла бы. А щенок даже ощетинившуюся волчицу может по простоте своей в нос лизнуть, посмотреть чистыми глазами… И слишком уж он похож по возрасту на её волчат.

Благодаря своей искренности и наивности, Белолобый остаётся в живых.

Проголодавшись, беззаботный щенок сам отправляется домой – на зимовье. Его хозяин – дед Игнат подумал, что весь беспорядок устроил щенок, наказал бестолкового пса. А волчица осталась, благодаря Белолобому, невредимой. Она должна была бы его благодарить. С другой стороны, в этот (второй) раз, подняв лай, бестолковый щенок помешал ей снова пробраться в хлев – утащить настоящего ягненка.

Кстати, Игнат вовсе не злой, даже е очень строгий, поэтому, вряд ли, он серьезно наказал щенка за шалость – только оттрепал за уши, уча выходить на улицу через дверь. Игнат когда-то работал на паровозе, поэтому сам себе постоянно приказывал громким голосом, мол, полный ход или стоп, машина.

Чехов создал удивительный психологический рассказ о природе, больше похожий даже на сказку.

Рассказа «Белолобый» краткое содержание

Старая голодная волчиха поздно ночью отправилась на охоту, чтобы прокормить своих детей. Трое волчат в это время свернулись клубочком и крепко спали. На землю пришла весна, однако по ночам было еще всё так же холодно. Волчихе такие холода давались особенно тяжело, ведь здоровье уже часто подводило ее. Кроме того, она ужасно переживала за своих волчат и боялась надолго отходить от своего логова.

В рассказе Чехова «Белолобый» узнаём, что уже на протяжении долгого времени у волчихи были проблемы со слухом. Она уже не могла учуять следы зверей, как в молодости, и даже иногда принимала след лисы за собачий. По этой причине она не могла как прежде охотится на крупных животных, а довольствовалась маленькими зайчатами, отобранными у зайчихи, или ягнятами, которых воровала из хлева.

Недалеко от логова волчихи стояла избушка, в которой проживал местный сторож Игнат. Как в рассказе Тургенева «Собака» с ним жила Арапка. Старику было уже больше семидесяти лет, он часто разговаривал сам с собой и постоянно кашлял. Складывалось впечатление, что раньше он работал механиком, поскольку периодически, гуляя по лесу, он произносил фразы типа «Стоп машина!», «Задний ход!» и тому подобное. Проходя мимо зимовья сторожа, волчиха вспомнила, что несколько месяцев назад у него был баран и две овцы. Это означает, что сейчас в хлеву могут быть маленькие ягнята. Тогда она решила запрыгнуть на соломенную крышу хлева, прорыть ее лапами и залезть внутрь.

В произведении «Белолобый» Чехова читать можем, что, когда она свалилась в дыру, то упала на что-то живое и мягкое. Тут же в хлеву раздались громкие звуки и, испугавшись, волчиха взяла первое, что попалось под руку, и убежала. В это же самое время собака Игната уже учуяла хищника и начала громко лаять, разбудив тем самым сторожа. Волчиха бежала со всех ног, опасаясь старика. Как только она выбилась из сил, то решила остановиться и немного передохнуть. Положив свою ношу на снег, она заметила, что из хлева она утащила не ягненка, а маленького щенка, который, вероятно, был детенышем Арапки. Внешне он напоминал обыкновенную дворняжку черного цвета с большим белым пятном на лбу.

Маленький щенок начал зализывать раны от укуса волчицы и уже через несколько минут, словно ничего не произошло, размахивал хвостом перед хищницей. Волчица начала убегать от своей добычи, однако маленький щенок бежал следом за ней. Он громко лаял на весь лес, как будто бы играясь с ней. Утром волчица уже добрела до своего логова, которое образовалось вследствие падения старого дряхлого дерева. Увидев свою мать, волчата начали весело махать хвостами.

Из рассказа Антона Чехова «Белолобый» узнаем, что, когда щенок увидел детенышей волчихи, он стал лаять на них до хрипоты, как будто на чужих. Немного позже, когда он понял, что на него никто даже не смотрит, он начал потихоньку подходить к логову. Волчата тут же стали махать хвостами, а еще через несколько минут начали бегать и играть вместе со щенком. Волчиха же всё это время думала о том, что той ночью в хлеву она учуяла запах молодого ягнёнка. Чувство голода ей настолько надоело, что она даже захотела съесть щенка. Однако от запаха псины ей стало немного не по себе, и она отошла от него. Произведение Антона Павловича Чехова «Белолобый» рассказывает, что целый день маленький щенок игрался с волчатами. Однако, как только солнце зашло за горизонт, он вернулся обратно к себе домой. Чуть позже той же ночью волчица снова отправилась на охоту. Подойдя к хлеву Игната, она думала только о том, чтобы сейчас не появился маленький щенок, и не помешал ей. К своему удивлению волчица заметила, что дыра в крыше, которую она прорыла прошлой ночью, была заделана. Ей пришлось снова раскидать солому, чтобы попасть в хлев. Однако, как только волчица запрыгнула на крышу, тоже появился детеныш Арапки. Он стал громко лаять, чем разбудил сторожевую собаку и старого Игната.

Волчица едва ли успела убежать, испугавшись свиста пуль из ружья сторожа. Тот же в свою очередь долго присматривался, но так и не смог понять, отчего лает Арапка. Когда к старику подошёл странник, который этой ночью попросился у него переночевать, то Игнат сказал ему что во дворе всё спокойно. Он подумал, что такой шум поднялся из-за маленького щенка, который почему-то решил забраться в хлев через крышу. Он отправился спать, а рано утром отругал Белолобого за непослушание и приказал ему впредь входить в хлев только через дверь.

Открытый урок по литературному чтению на тему: А.П.Чехов «Белолобый»

Тема урока: А.П.Чехов «Белолобый». Цели урока: 1.Образовательные: познакомить детей с биографией и творчеством А.П.Чехова; провести анализ главных героев произведения «Белолобый».

совершенствовать навыки беглого, правильного, осознанного чтения; развивать умения составлять план текста; 2.

Развивающиеся: развивать устную речь учащихся, творческое воображение; умение анализировать, обобщать; расширять кругозор детей; развивать наблюдательность за поведением животных. 3.

Воспитательные: воспитание интереса к миру детской художественной литературы; бережного отношения к природе. Оборудование: портрет А.П.Чехова, выставка книг А.П.Чехова, кроссворд, раздаточный материал — таблички с цифрами для заполнения в соответствии с заданием, учебник Л.А.Ефросининой «Литературное чтение 3 класс», рабочая тетрадь №1 по литературному чтению.

Ход урока.

I. Орг. момент. Ты улыбкой, как солнышком, брызни, Выходя поутру из ворот Понимаешь, у каждого в жизни Предостаточно бед и забот. Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться И ответную искру зажечь. Подарите улыбки друг другу… — Улыбнитесь друг другу. Поприветствуйте наших гостей. Начинаем урок литературного чтения II. Актуализация опорных знаний учащихся.

— Ответьте на мои вопросы, и вы узнаете, с творчеством какого писателя мы познакомимся сегодня на уроке. (Дети заполняют кроссворд.) 1.Кто называет зиму «чародейкой»? (Ф.И.Тютчев) 2.

Назовите фамилию поэта, автора строк: «Кот поет, глаза прищуря, Мальчик дремлет на ковре, На дворе играет буря,

Ветер свищет на дворе». (А.А. Фет)

Совет

3. Кому из поэтов принадлежат строки: «У каждого дома Вдоль нашей деревни Раскинули ветви Большие деревья…»? (В.Солоухин) 4. Автор рассказа «Прыжок»? (Л.Н. Толстой) 5. Детский писатель, знаток творчества Н.А.Некрасова. ( К.И.Чуковский)

(На доске появляется портрет поэта и годы жизни 1860 – 1904)

III. Знакомством с биографией А.П.Чехова.

А.П.Чехов — знаменитый русский писатель. Родился он 29 января 1860 г. на берегу Азовского моря в г. Таганроге, в маленьком домике на Полицейской улице. В этом доме Антон Чехов начинал постигать мир, делал первые шаги, произносил первые слова. Отец, Павел Егорович, был купцом и имел бакалейную лавку. Мать, Евгения Яковлевна – домохозяйка. Открыта лавка была с пяти часов

утра до одиннадцати ночи, и когда отец куда-нибудь уходил, в лавке по очереди

сидели дети. Детей было шестеро: пять сыновей и одна дочь. Когда Антоше исполнилось восемь лет, его отдали в гимназию, где уже учились старшие братья.

Правда, Антон не блистал в гимназии, где восьмилетний курс прошел за десять лет, задерживаясь в третьем и пятом классах по два года. Но дело было не в нерадивости. Ему просто некогда было учиться.

Мальчик был занят в церковном хоре и отцовской лавке.

В 1879 г. Окончив гимназию, Антон поступил на медицинский факультет

“Осколках”. После окончания в 1884 г. университетского курса в звании уездного

врача писатель приступил к лекарской деятельности и до конца жизни искренне считал, что медицина — главное его дело и призвание. Большая семья Чеховых существовала главным образом на средства, поступавшие от литературной работы

и врачебной практики Чехова. В 1892 г. он купил недалеко от Москвы прекрасное

https://www.youtube.com/watch?v=F9n_Lcedd3Q

имение Мелихово, где, наконец, обосновались все его ближайшие родственники. В круг детского чтения вошли рассказы и повести «Ванька», «Беглец», «Мальчики», «Каштанка», «Налим» и др. Последнее десятилетие жизни Чехов болел, часто лечился за границей. Врачи предписали ему перемену климата, и в 1898 — 1904г.г.

он жил на собственной даче Ялте. Его здоровье резко ухудшалось. По совету врачей он отправился на лечение в курортный немецкий городок Баденвейлер. Здесь 15 июля 1904 года Антон Павлович Чехов скоропостижно скончался. Тело его было перевезено в Москву и похоронено на Новодевичьем кладбище недалеко от могилы его отца.

Герои рассказа

Главные герои рассказа «Белолобый» — животные. Все события читатель видит глазами волчихи и иногда Белолобого. Так раскрывается психология животных. Чехов описывает физическое состояние волчихи. Она немолода, слаба здоровьем, у неё ослабело чутьё, её постоянно мучит голод. Однако она не может пересилить отвращение к запаху псины «по слабости здоровья», поэтому не трогает щенка. По первоначальному замыслу Чехова, Белолобый должен был прожить с волками целый год. Но писатель ограничился двумя сутками: этого оказалось достаточно, чтобы раскрыть психологию героев-животных.

Как и все волки, волчиха щёлкает зубами, глаза её светятся в темноте. При этом она обладает человеческими чертами характера, может рассуждать. Волчиха помнит, что летом около зимовья паслись овцы, и рассуждает, что должны быть ягнята. Она предвкушает, как будет есть ягнёнка, задумывается, зачем щенок бежит за ней. У волчихи разбаливается голова от собачьего лая, совсем как у матери семейства от капризов детей.

Чуть менее подробно описана психология Белолобого. Основное качество его личности – глупость. Об этом свидетельствует бугор на белом лбу, «какой бывает у очень глупых собак», и чрезвычайно глупое выражение всей морды. Его поведение напоминает поведение ребёнка в рассказах Чехова: оно непонятно взрослым (волчихе), но каким-то странным образом оказывается разумным. Ведь именно глупый Белолобый отогнал волчиху от зимовья.

Старый сторож Игнат так же жалок, как и голодная волчиха, он кашляет и разговаривает сам с собой. Но ход его мыслей совершенно не раскрыт, сам он, похоже, считает себя паровозом, потому что даёт себе самому паровозные команды. Автор между прочим замечает, что Игнат раньше был механиком. Сторож не может обнаружить сбежавшую волчиху и кажется читателю не венцом творенья, а более глупым и беспомощным, чем Белолобый.

«Белолобый», анализ рассказа Чехова

Рассказ «Белолобый» был напечатан в журнале «Детское чтение» №11 в 1895 г. Замысел сюжета возник примерно за год до написания, во время работы над повестью «Три года».

Это единственный рассказ, написанный специально для детей и напечатанный в детском журнале.

Брат Чехова вспоминал, что в Мелехове у Чехова были чёрные дворовые собаки и среди них «среднего роста пёс – Белолобый», которого Чехов обессмертил.

Проблематика

Основная проблема рассказа – милосердие ко всему живому. Животные в рассказе не менее разумны и «человечны», чем люди. И те, и другие вызывают сочувствие, потому что жизнь их нелегка и каждую минуту может оборваться от голода, холода, болезни, пули.

Другая проблема связана с волей случая. Волчиха случайно перепутала белолобого с ягнёнком, Игнат случайно не обнаружил волка, ружьё случайно дважды дало осечку. Все эти случайности складываются в причудливую цепь событий, называемую жизнью.

Герои рассказа

Главные герои рассказа «Белолобый» — животные. Все события читатель видит глазами волчихи и иногда Белолобого. Так раскрывается психология животных. Чехов описывает физическое состояние волчихи. Она немолода, слаба здоровьем, у неё ослабело чутьё, её постоянно мучит голод.

Однако она не может пересилить отвращение к запаху псины «по слабости здоровья», поэтому не трогает щенка. По первоначальному замыслу Чехова, Белолобый должен был прожить с волками целый год.

Но писатель ограничился двумя сутками: этого оказалось достаточно, чтобы раскрыть психологию героев-животных.

Волчиха помнит, что летом около зимовья паслись овцы, и рассуждает, что должны быть ягнята. Она предвкушает, как будет есть ягнёнка, задумывается, зачем щенок бежит за ней.

У волчихи разбаливается голова от собачьего лая, совсем как у матери семейства от капризов детей.

Чуть менее подробно описана психология Белолобого. Основное качество его личности – глупость.

Об этом свидетельствует бугор на белом лбу, «какой бывает у очень глупых собак», и чрезвычайно глупое выражение всей морды.

Его поведение напоминает поведение ребёнка в рассказах Чехова: оно непонятно взрослым (волчихе), но каким-то странным образом оказывается разумным. Ведь именно глупый Белолобый отогнал волчиху от зимовья.

Старый сторож Игнат так же жалок, как и голодная волчиха, он кашляет и разговаривает сам с собой.

Сторож не может обнаружить сбежавшую волчиху и кажется читателю не венцом творенья, а более глупым и беспомощным, чем Белолобый.

Сюжет и композиция

Критики отмечали простоту и незамысловатость сюжета. Волчиха пробралась в хлев, раскопав солому в крыше, и вместо ягнёнка утащила щенка, Белолобого.

Щенок целый день играл с тремя её волчатами, а вечером ушёл домой. Ночью волчиха снова попыталась пробраться в сарай, но Белолобый залаял. Сторож Игнат выстрелил несколько раз, но не попал.

Утром сторож поучил Белолобого хворостиной, думая, что это щенок повадился ходить через крышу.

У рассказа открытый финал. Сторож не убил волчиху, но дальнейшая её судьба остаётся непонятной, ведь она голодает.

Стилевые особенности

События рассказа читатель видит глазами волчихи. Порой это вызывает комический эффект, как размышления волчихи о том, что дед часто падает от ветра, но читатель понимает, что от водки.

Важны детали, такие как выпуклый белый лоб щенка, старая кость, которую грызёт волчиха, чтобы заглушить голод, запах навоза и овечьего молока, привлекающий волчиху, запах псины, мешающий ей съесть щенка, тощий живот, который сосут голодные волчата. Самая важная деталь – ружьё, дважды давшее осечку и спасшее жизнь волчихе.

  • Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»
  • «Смерть чиновника», анализ рассказа Чехова, сочинение
  • Как вы понимаете термин «футлярный человек»?
  • «Гриша», анализ рассказа Чехова
  • «Горе», анализ рассказа Чехова
  • «В аптеке», анализ рассказа Чехова
  • «Дома», анализ рассказа Чехова
  • «После театра», анализ рассказа Чехова
  • «Не в духе», анализ рассказа Чехова
  • «Ариадна», краткое содержание произведения Чехова
  • «Ариадна», анализ рассказа Чехова
  • «Святая простота», анализ рассказа Чехова
  • «Альбом», анализ рассказа Чехова
  • «Тоска», анализ произведения Чехова, сочинение
  • «Толстый и тонкий», анализ рассказа Чехова
  • По произведению: «Белолобый»
  • По писателю: Чехов Антон Павлович

Главные герои и их характеристика

В рассказе немного главных героев:

  1. Волчица — она постарела, здоровье её ухудшилось, но она по-прежнему заботливая мать для своих волчат.

  2. Волчата — беспечные малыши.

  3. Белолобый — весёлый щенок, бестолковый, любитель поиграть.

  4. Игнат — старый и опытный охотник.

Краткое содержание рассказа

Старая волчица вышла на охоту, чтобы покормить волчат и поесть самой. Из-за слабого здоровья ей редко удавалось поймать добычу, и она всё чаще довольствовалась падалью или похищала маленьких зайчат.

Недалеко от волчьей норы располагалось зимовье Игната, который нередко ходил на охоту в лес со своей собакой. Летом у зимовья бродили овцы, и волчица намеревалась пробраться туда в надежде найти ягнят. 

Пробравшись на крышу сарая, волчица разгребла солому и попала в хлев. Она схватила то, что подвернулось ей первым. Поднялся шум. Волчица услышала собачий лай и свист сторожа.

Волчица быстро удалялась от зимовья. По запаху добычи она поняла, что несла в зубах не ягнёнка. Бросив добычу на снег, она захотела было начать трапезу, но отпрянула. Перед ней был щенок. Он был чёрным, только на лбу было белое пятно.

Волчица побежала к своим волчатам. До рассвета она уже была в логове. Щенок прибежал за ней. Волчата обрадовались ей, стали сосать молоко. Сама волчица погрызла старую кость. Её раздражал лай щенка, и в какой- то момент ей даже захотелось разорвать его.

Между тем волчата и щенок подружились. Они весело играли в снегу, покусывали друг друга понарошку. Волчица решила, что так её детёныши научатся отбиваться от собак. Уставшие волчата заснули. Поскулив от голода, Белолобый присоединился к ним. 

Волчица решила всё-таки съесть его и приблизилась. Тот лизнул её, и волчица отошла подальше от псиного запаха. Вечером она выбралась на охоту, а Белолобый убежал домой. Волчица догнала его, подходя к зимовью.

Когда волчица поднялась на крышу зимовья и стала разбирать заделанную дыру снова, щенок бросился к ней с весёлым лаем. На шум выскочил Игнат. Он закричал и пальнул из ружья. Старик пошёл к сараю посмотреть, что случилось. В хлеву он увидел Белолобого, но волчица была уже далеко в лесу.

Вернувшись в дом, Игнат рассказал гостю, что щенок вчера убежал из хлева, сделав в крыше дыру, а сегодня снова пробрался в хлев через это место. Утром старик оттаскал щенка за уши, приговаривая, чтобы ходил отныне через дверь.

Главная мысль произведения

Основная тема рассказа заключается в том, что животные, не умеющие говорить, тоже способны на чувства, сострадание, жалость. 

Волчица не съела щенка, пожалела. Он для неё был таким же детёнышем, как и её волчата.

Чему учит рассказ

Антон Павлович Чехов написал «Белолобого» для детей. В рассказе описан мир диких животных, у которых также полно проблем, забот. Учащиеся начальных классов видят в произведении не злого волка, о котором они привыкли читать в сказках. 

Автор показал, что и дикие звери способны на тонкие чувства. Волчице жалко Белолобого, она не видит в нём добычи. Ничто не мешало ей съесть щенка, но материнский инстинкт взял верх. 

Рассказ учит быть добрым, гуманным, учит состраданию к беззащитным животным.

Пословицы к рассказу А.П. Чехова «Белолобый»

В качестве иллюстраций к поступкам старой волчицы хорошо подходят следующие пословицы:

  • «У кого детки, у того и заботы».
  • «Ради деток мать готова себя продать».
  • «Жалость матери меры не знает».
  • «Матери все дети равны – одинаково сердцу больны».

Смысл рассказа Чехова «Белолобый»

Впервые рассказ «Белолобый» был опубликован в 1895 году. У главного героя есть прообраз в виде дворового пса А.П. Чехова, который жил с ним в Мелехово и звали пса одноименно с героем рассказа — Белолобый.

Повествование о происходящем ведется от лица старой волчицы и мир мы видим ее глазами. Автор очеловечивает волчицу словами «думала», «помнила», «соображала». В некоторых моментах это выглядит смешно. Например, когда волчица предполагала, что старик Игнат часто падает от ветра. Но падения Игната были вызваны совсем иными причинами.

Очеловечивание животного очень важный прием, поскольку наше мировоззрение часто субъективное и мы понятия не имеем, как выглядит правда конкретной ситуации с другой стороны, со стороны нашего оппонента. Так можно намного лучше понять мотивы действий и поступков. Рассказ написан для детей. Чехов хотел озадачить маленьких читателей идеей о том, что животные, как и люди, умеют мыслить, они так же рождают деток и должны о них заботиться, так же, как мама и папа какого-нибудь Пети или Васи. Он жаждал показать маленькой формирующейся личности, что нужно проявлять уважение к животным, не злорадствовать над ними, а быть более сострадательными и чуткими.

Порой и дикий зверь может прийти к человеку, взывая о помощи, словно понимая подкоркой глубинного сознания, что человек обязательно поможет. И пусть волчица рождена хищницей, ей не чуждо иметь разум и чувства. Она отправилась в зимовье к людям, чтобы прокормить волчат. Здесь уже было не до этических вопросов, забота о потомстве превыше всего. Она хорошая мама. Разве не то же самое делают люди для своих собственных детишек? Как говорится, «ради деток мать готова себя продать».

Главный смысл рассказа «Белолобый» в том, что животные умеют испытывать чувства в зависимости от сложившихся обстоятельств: жалость, ненависть, заботу, любовь, стеснение, страх. Животным не чуждо ничего из мира людей, единственное — они не могут говорить о своих переживаниях и выражают их присущими им повадками.

В рассказе «Белолобый» говорится о старой волчице, которая отправилась на охоту, чтобы позаботиться о троих волчатах и накормить их вкусной едой. Ей надоело питаться падалью и холодной мартовской ночью волчица решила полакомиться сама и побаловать своих волчат ягненком. Былая ловкость ее уже покинула и в хлеву Игната она устроила большой переполох. Впопыхах мать-волчица схватила в зимовье вместо ягненка щенка и уворачиваясь от расторопной сторожевой собаки Арапки, спешно покинула место происшествия.

Не смотря на чувство досады от такого поворота событий волчица сжалилась и не стала убивать щенка, хотя от него и несло ненавистным запахом псины. Ничто ей не мешало съесть щенка, но она не видит в нем добычи, т.к. материнский инстинкт взял верх. Ну а волчатам новый товарищ пришелся по душе и до самого вечера они с ним играли, пока не уснули без сил. Что сказать, дети есть дети. Даже в детеныше животного, наблюдая за ним, видишь ребенка, которого нужно накормить, умыть, выучить, защитить. Никаких принципиальных различий с человеческим дитем. Единственное она его не достаточно хорошо кормила, отчего щенок по прозвищу Белолобый сам вернулся к людям. Несмотря на то, что щенок этот потенциально опасен и для нее, и для ее потомства (ведь щенок вырастет и превратиться в противника, препятствующего в получении легкой добычи у людей) она проявила сострадание к нему и его несмышленому возрасту.

Рассказ призывает уважать и любить животных, потому что они также имеют душу и право на жизнь, и люди не обладают полномочиями распоряжаться не принадлежащей им жизнью. Как большой и более могучий брат человек должен бескорыстно помогать младшим братьям. Но самое главное, что нужно уяснить человеку, это то, что ценность жизни каждого существа на земле столь же велика, как и его. Жизнь бессловесных животных также полна забот, тягот, лишений и прочими проблемами. Автор просит быть внимательней к окружающему миру и проявлять сочувствие к его обитателям. А.П. Чехов старается переубедить молодых читателей и забыть об образе страшного и злого серого волка, который нам часто рисуют русские сказки. Он призывает повзрослеть и реалистично смотреть на жизнь, видеть в событиях всю подноготную, а не поверхностную мишуру.

Кража собаки

Ранней весной, когда природа еще не отошла от зимнего периода, голодная старая волчица, чтобы сытно накормить собственный выводок направляется к хижине человека. Она намеревается украсть из хлева маленького барашка. В давние времена зверь охотился на крупных животных, но теперь силы быстро покидают его.

Около ее логова у оживленной дороги есть зимовье, в котором обитает пожилой сторож Игнат. У него есть проблемы со зрением, и он любит поговорить сам с собой, выговаривая странные фразы. Мужчина ходит со старым охотничьим ружьем по лесу и прогоняет диких животных. В хижине вместе с ним живет большая псина по имени Арапка.

Волчица уже долгое время проживала в этом лесу и знала, что у сторожа в хлеву находятся овцы, у которых совсем недавно появилось потомство. Она задумала выкрасть и съесть одного ягненка. Ночью зверь забрался на крышу сарая, разгреб гнилую солому и попал внутрь. Он упал на что-то мягкое и теплое. Начался переполох и животное, ухватив за шкуру неизвестное существо, выбежало из помещения.

Спустя некоторое время волчица поняла, что груз слишком тяжелый для барашка и пахнет совершенно иначе.

Настало утро, но Белолобый так и сидел у логова волчицы и громко лаял. У нее сильно разболелась голова от этого тявканья, и она была жутко голодна. Малыши с интересом смотрели на нового товарища и захотели поиграть с ним. При этом они поднимали много шума.

Популярные сегодня темы

  • Выражение «Краткость – сестра таланта» — это точно про Чехова. Антон Павлович умел в коротеньком рассказе отобразить настолько полную картину жизни современного ему общества, для которой другим писателям
  • Кто из детей не любит сладенькое. Но когда любимые вкусности готовит мама, это особенно волнительно и желанно. Я витаю в мечтах, когда смогу вдохнуть аромат разливающийся по нашей маленькой кухне

    5 стр., 2060 слов

    •Беседа с психически больным человеком может осложняться тем, что не все больные добровольно обращаются за помощью к врачу, у них может вообще отсутствовать желание и способность вступать в контакт, многие из них склонны скрывать свои душевные переживания. По этой причине, отношения между врачом и больным в психиатрии оказывает значительное влияние на то, что больной расскажет доктору о своем …

  • Я люблю дикую природу. Когда у меня начинаются летние каникулы, папа берет отпуск и мы отправляемся в большое путешествие по России. Он работает фотографом. Мы успели побывать в самых разных природных
  • Музыка очень плотно вошла в жизнь современного человека. Она окружает нас повсюду: в магазине, в метро, да и просто на улице можно услышать ее мотивы. Мы настолько привыкли к ней, что подчас она не только совпадает с нашим настроением, но и делает его.
  • «Слово о полку Игореве» — одно из самых значимых произведений русской литературы. Оно доказывает величие культуры средневековой Руси. Кроме того, это произведение актуально и сейчас.

Статья: Образы детей в рождественских рассказах Ч. Диккенса и святочных рассказах …

… веселья, счастья и любви. Мотив «божественного дитя» явно прослеживается в рассказе Н.П. Вагнера «Христова детка» (1888). Подкидыш, найденный и спасенный, этот младенец в канун Рождества символизирует идею …

«Белолобый» — краткое содержание рассказа А.П. Чехова для читательского …

… щенка, но материнский инстинкт взял верх. Рассказ учит быть добрым, гуманным, учит состраданию к беззащитным животным. Пословицы к рассказу А.П. Чехова «Белолобый» … из ружья. Старик пошёл к сараю посмотреть, что случилось. В хлеву он увидел Белолобого, …

Что рассказать детям о весне? Описание весны в художественном стиле Составить небольшой …

… небе проносятся легкие перистые облачка. Сочинение Подснежник 4 класс Подснежник — красивый цветок весны. Все вокруг просыпается после … журчание ручьев, веселое щебетание птиц – все говорит о наступлении тепла и радостных перемен. Снега с каждым …

Реферат по рассказу кладовая солнца

… эта стрелка тебе добрей матери: бывает, небо закроется тучами и по солнцу в лесу ты определиться не можешь, пойдешь наугад — … Митраша говорил это уже в дверях. Настя во время рассказа вспомнила: у нее от вчерашнего дня остался целый, нетронутый …

Главная мысль рассказа муму тургенева кратко. Чему учит рассказ муму

… жил всю жизнь один. Чему учит рассказ Муму? После прочтения рассказа можно понять, что крепостное право в те … эту социальную несправедливость необходимо искоренить. Чему учит рассказ Муму Тургенева Рассказ русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева. …

Рассказ Чехова «Белолобый­»: о чем, какой составить план для читательского дневника

Написать план к рассказу А. П. Чехова «Белолобый» следует пошагово в соответствии с его сюжетом.

В этом интересном рассказе известный русский писатель А. П. Чехов повествует о старой волчице, вывевшей волчат в логове, и о щенке собаки.

В произведении идет речь о том, как волчица забралась в сарай, чтобы добыть себе пропитание, а вместо ягненка с перепугу унесла щенка собаки.

Предлагаю составить следующий план к рассказу А. П. Чехова «Белолобый»:

  1. Старая голодная волчица
  2. Зимовье Игната
  3. Волчица пробралась в хлев
  4. Странная добыча
  5. Возвращение в логово со щенком.
  6. Щенок играет с волчатами
  7. Волчица не стала есть щенка
  8. Щенок вернулся в зимовье
  9. Неудачная вылазка волчицы
  10. Переполох
  11. Игнат ругает щенка за разобранную крышу хлева.

Какой написать план к рассказу Чехова «Белолобый­«?

План пересказа:

  1. Старая волчица голодная, она хочет попасть в зимовье Игната.
  2. Волчица думает, что поймала ягненка, на самом деле это оказался щенок.
  3. Щенок преследует волчицу и оказывается в ее логове.
  4. Щенок подружился с маленькими волчатами и играл с ними.
  5. Возвращение щенка в зимовье.
  6. Волчица снова хочет проникнуть в зимовье.
  7. Щенок учуял волчицу и поднял тревогу.
  8. Игнат стреляет, волчица пугается и убегает.
  9. Игнат винит в поломке крыши щенка.

Любой план пересказа к произведению должен быть подробным и понятным, он должен отражать всю суть повествования. И вот как он выглядит к рассказу с названием Бололобый по произведению Антона Чехова.

  • Старая волчица, которая голодна;
  • Немного про зимовье Игната;
  • Решение волчицы идти к зимовью;
  • Волчица пришла туда и зашла в хлев;
  • Пробралась туда волчица через крышу;
  • Она видит, что унесла щенка из хлева;
  • Щенок бежит за волчицей до ее логова;
  • Щенок играет с волчатами;
  • Щенок убежал и волчица идет за ним;
  • Стороже Игнат стреляет;
  • Сторож ругает щенка по кличке Белобокий;
  • Волчица в испуге от выстрелов убежала.
  • Рассказ о том, как волчица неудачно ходила на охоту, в силу своего возраста, да и собаки ей мешали.
  • 1)Волчица и три волчонка.
  • 2)Волчица слабая, идет в хлев к сторожу Игнату ловить ягнят
  • 3)У сторожа Игната есть хлев, сарай
  • 4)Волчица через крышу забралась в хлев и уносит добычу
  • 5)Волчица принесла щенка, волчата с ним играют
  • 6)Щенок убегает домой, волчица снова идет в хлев
  • 7)Собаки лают, волчица убегает
  • 8)Сторож ругает Белолобого
  • Рассказ «Белолобый» весьма забавный и интересны, а план можно написать следующий:
  1. Волчица голодная и ищет себе добычу.
  2. Старик Игнат и его верная собака Арапка.
  3. Волчица хоть и слабая, но все же находит силы проникнуть в хлев.
  4. Волчица тащит добычу из хлева, думая, что ей попался молодой ягненок, а на деле это щенок белолобый.
  5. Щенок оказывается у волчицы, он игриво играет с ее детенышами.
  6. Белолобый возвращается к Игнату.
  7. Волчица снова пытается унести ягненка, вот только ее планы рушит щенок, он начинет заливисто и громко лаять, тем самым будит Игната и Арапку.
  8. Игнат думает, что во всем виноват молодой щенок.

План рассказа Антона Павловича Чехова » Белолобый » .

  1. Голодная и старая мать-волчица отправляется на охоту.
  2. Бывший механик сторож Игнат .
  3. Страстное желание волчицы полакомиться ягнёнком.
  4. Испуганная волчиха в хлеву с неизвестной добычей.
  5. Глупый и игривый щенок.
  6. Встреча Белолобого с волчатами.
  7. Детские забавы маленьких зверей.
  8. Неудавшаяся попытка съесть щенка.
  9. Белолобый возвращается домой.
  10. Щенок спутал планы волчицы.
  11. Переполох в зимовье.
  12. Игнат наказывает Белолобого.

План для пересказа рассказа А.П.Чехова «Белолобый» у меня получился следующим:

  1. Старая волчица.
  2. Зимовье Игната.
  3. Волчица что-то унесла с хлева.
  4. Оказалось, что волчица унесла щенка.
  5. Знакомство щенка с волчатами.
  6. Щенок уходит обратно к зимовью.
  7. Вторая попытка волчицы.
  8. Щенок своим лаем будит Арапку и деда Игната.
  9. Игнат решает, что это Белолобый разворотил крышу хлева.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: