«муму»: рассказ тургенева

Краткое содержание рассказа «Муму» Тургенева

В Москве, в богатом доме на Остоженке живет властная барыня. У неё много крепостных крестьян, часть из которых живет в деревне, а часть – вместе с ней в московском доме. Среди ее городской челяди особенно выделяется дворник Герасим – под два метра ростом, богатырского телосложения и при этом глухонемой от рождения. Когда-то барыня, объезжая свои владения, заприметила его в деревне и велела забрать с собой в город. Герасим сильно тосковал по родным местам, ему было непривычно и неуютно в городе, ведь родных людей рядом не было, а новыми знакомствами, в силу своей немоты, он особо обзавестись не мог. Но постепенно он привык, и работу свою всегда выполнял исправно.


Музей И. С. Тургенева (дом Муму)

Вскоре обитатели барского дома заметили, что Герасим проявляет знаки внимания к прачке Татьяне. Молодая женщина побаивалась могучего дворника, но и не отвергала его робкие ухаживания. Герасим же с воодушевлением ждал, когда ему справят новый кафтан, чтобы он мог явиться перед светлы очи барыни в пристойном виде и просить разрешения на свадьбу. Однако у хозяйки свои планы: она вдруг решает, что Татьяну следует выдать замуж за вечно хмельного башмачника Капитона, авось, семейная жизнь развлечет пьяницу, и он будет меньше пить.

Дворецкий, опасаясь непредсказуемой реакции Герасима, подговаривает Татьяну притвориться захмелевшей, чтобы дворник сам разочаровался в девушке и не препятствовал свадьбе. Ведь всем известно, что Герасим на дух не переносил пьяных. План дворецкого сработал: могучий богатырь более суток сидел в своей каморке, переживая крах любви, но чинить препятствий браку не стал.

Прошел целый год. Замысел барыни не увенчался успехом: Капитон окончательно спился, и барыня решила отослать его вместе с женой Татьяной в деревню. Герасиму велено было проводить башмачника с супругой, что он и сделал. На обратном пути дворник заметил в Москве-реке щенка, которого кто-то, видимо, решил утопить. Мужчина спас собачонку, принес в свою каморку, выходил и оставил себе. Он назвал щенка Муму – это было одно из словосочетаний, которые он мог произнести. Благодарная за спасение собачка привязалась к своему хозяину, и Герасим тоже полюбил ее все душой, найдя в питомице верного друга и отдушину для своей израненной души.

Со временем Муму подросла и стала симпатичной собачкой. Ее полюбили все дворовые люди, и она тоже ко всем относилась дружелюбно, но была предана только Герасиму. Наконец, настал день, когда о существовании собаки узнала барыня. Однако ее попытка знакомства с дворняжкой окончилась провалом. Непривыкшая к неповиновению кого бы то ни было старуха приказал в сей же день избавиться от псины. Перечить барыне не смел никто. Герасим был вынужден отвезти Муму на базар и продать собачку. Однако план не удался: преданная собака через сутки сбежала от нового хозяина и вернулась к дворнику. Челядь как могла на жестах объяснила Герасиму, что барыня сердится. Он понял и пообещал решить проблему.

«Муму». Художник Владимир Табурин

Финал рассказа трагичен. Герасим пошел с доверчивой Муму в трактир, накормил ее щами с мясом, затем отправился к Москве-реке, сел в лодку и, привязав к шее собаки камень, отпустил любимицу в воду. После он вернулся в свою каморку, собрал вещи и самовольно вернулся в родную деревню. Герасим был хорошим работником, но до конца жизни жил бобылём. Собак больше никогда не заводил.

Вариант 4

Муму — это собачка главного героя рассказа. Они подружились и стали по-настоящему близкими друг для друга существами в этом жестоком мире. Герасим был крепостным крестьянином, да еще и глухонемым. В силу своего положения он не смог защитить своего друга. Рассмотрим, что мы узнаем о собачке из рассказа.

Муму была спасена Герасимом еще будучи щенком. Она могла бы утонуть, если бы дворник ее не заметил. С тех пор они были неразлучны. Герасим дал щенку кличку Муму. Они были верными и преданными друг для друга. Собачка не давала никому ее погладить, только своему хозяину. Даже барыня не смогла этого сделать, за что и невзлюбила питомца.

Сначала хозяйка предложила продать ее. Но Муму убежала от нового хозяина и вернулась к Герасиму. Тогда-то и решилась жестокая барыня на то, чтобы приказать убить животное. Чтобы смерть была не такой мучительной, мужчина смиренно выполнил это распоряжение.

Произведение учит меня тому, что человек в своей жестокости может стать на уровень ниже обыкновенного животного. В данном случае простая собачка проявила себя более по-человечески, чем злая хозяйка: она была преданная своему другу, умна и безобидна.

Мне нравится1.1 k.Не нравится673

История создания

Реальная история произведения «Му-му» разыгралась недалеко от имения автора, так что все события, изложенные в нем, — далеко не вымысел. Соседка Тургеневых, Софья Герасимовна, стала прототипом деспотичной барыни. Это женщина отличалась нервным, даже истерическим характером, «прелести» которого вымещала на крепостных крестьян. В числе душ, принадлежащих дворянке, выделялся Герасим Орлов, который в жизни ничуть не глух, ни на одно ухо, и прекрасно говорит, хоть и не со всеми. И считался чуть ли не самым образованным из крестьян, много писал. Он был также силен, как литературный двойник, жил уединенно, вызывал уважение, а иногда и страх. Именно перу Герасима, тому, который реально существовал, принадлежат работы по изучению произведений Тургенева, даже перевод «Му-му» на различные языки.

Но вернемся к поместью, а в нем барыня Софья, для того чтобы лучше управляться со своими тремя сотнями душ, завела огромнейшую собаку, отличавшуюся свирепостью, вследствие чего она приносила крепостным тяжелые увечья. Не обошла она стороной и Герасима, укусив его несколько раз за причинное место. После чего Герасим будто онемел, и единственное, что мог произнести, было – «Му-му». От укусов собаки он пострадали и остальные крестьяне. Некоторые даже сошли с ума. Тогда Герасим решил действовать, заманив собаку в лодку, он попытался ее утопить, но в неравной борьбе сам погиб в воде. В отличие от жестокой действительности, в тургеневском произведении отношения дворника и собаки наполнены нежностью, безотчетной преданностью, которую герой выражает без слов, она видна во взгляде и поступках мужчины. Му-му отвечает ему тем же.

Почему Тургенев изменил финал Муму? Он был очень огорчен известием о смерти Герасима. Произведение стало благодарностью за всю помощь, полученную от этого простого работящего мужика. Финал рассказа был изменен для того, чтобы подчеркнуть и физическую силу, и силу духа главного героя.

Направление, жанр и композиция

Тургенев стремился отобразить в своем рассказе действительность. Его персонажи похожи на настоящих людей. «Муму» по литературному направлению относится к реализму.

Произведение написано в жанре рассказа, в котором автор затронул небольшой промежуток времени и включил несколько действующих лиц. Лишние подробности Тургенев не вставил в текст, лишь стараясь подчеркнуть типажи и характеры персонажей. Композиция рассказа:

  1. Экспозиция. Повествуется о жизни героя в сельской местности и переезде в Москву.
  2. Завязка. Показано отношение крестьянина к прачке.
  3. Кульминация. Прощание Герасима и Татьяны, гибель Муму.
  4. Развязка. Дворник, выполняя чудовищный приказ помещицы, сбегает из города в родное село.
  5. Финал. Смерть барыни и дальнейшая жизнь крепостного крестьянина.

Основной конфликт сказки заключается в безысходной борьбе с миром за личное счастье. Главный герой оказывается заложником ситуации и вынужден выполнять капризы богатой помещицы. Для пересказа рассказа «Муму» план можно составить следующим образом:

  1. Муму попадает к Герасиму.
  2. Описание крестьянина и его жизни.
  3. Профессиональные качества героя.
  4. Дрессировка и обучение собаки.
  5. Любовные чувства Герасима.
  6. Характеристика хозяйки, Капитона и Татьяны.
  7. Требование помещицы избавиться от Муму.
  8. Гибель собаки.
  9. Побег Герасима.
  10. Смерть барыни.

Автор порицает жестокость, эгоистичность, легкомысленность и пьянство. Описывая безнравственное общество, где господствуют неравенство, злоба и невежество, Тургенев показывает, как не нужно жить. Человек не вправе полностью распоряжаться другим живым существом.

Привязанность – зло

Судя по вышесказанному, именно к такому мнению должны прийти люди. Возможно, привязанность – это действительно зло. Особенно, когда дело касается крестьян, ведь нельзя забывать о том, в какое время писался рассказ, столь знаменитый в наши дни. «Муму» – произведение, доказывающее, что обычным, бедным людям крайне опасно привязываться к чему-то или кому-то. Более того, зачастую не только бедняки страдают.

Чтобы было проще осознать, можно привести пример посовременнее. Сколько снято фильмов, где детей или других близких людей берут в заложники ради выкупа или другого выполнения каких-либо требований? Бесчисленное множество. И все они идеально показывают, что к кому бы человек ни был привязан – к женщине, ребёнку или животному, – это делает его слабее, уязвимее, беззащитнее в глаза других. Те, у кого никого нет, сильнее других в моральном плане. У них нет слабостей, им нечего терять.

Разумеется, нельзя отрицать важность близких людей в наших жизнях. Без них любому будет скучно, одиноко и тяжело

Однако если человек работает на опасных людей, способных на страшные поступки благодаря своему влиянию и своим связям, нужно быть предельно осторожным в собственных привязанностях.

Смысл

В образе главного героя заключен весь русский народ. Он изображается со всей своей честностью, порядочностью и болью. Герасим умел, и любить, и жалеть, и заботиться. Он трудился не покладая рук, даже если и знал, что его труд не оценят. Душа его была чистой и честной, даже после вех унижений и грязи, единственное, что он сделал, это закрылся от всех. Герасим был достойным человеком, именно эти качества Тургенев и воспевал. То есть главная идея рассказа в том, чтобы передать правящему классу (тогда читателями были только дворяне) всю глубину страдания народа, который кормит страну, а получает лишь жестокое и несправедливое отношение «хозяев».

Но есть и другая мысль, которая, как многие считают, является основной в произведении. Она и отвечает на частый вопрос: почему Герасим утопил Му-му? А дело в том, что Муму — это единственное слово, которое может сказать Герасим. Это все лучшее, что есть у него в жизни. Все добро, все счастье, единственное дорогое ему существо. Так вот, если не убить свое «Му-му» свободным человеком стать нельзя. Первый акт освобождения – это убить все, что ты любишь, что держит тебя. Если ты убил – ты свободен. Пока у Герасима есть Муму, он не может уйти от барыни, но и остаться он не в силах, потому что собаку у него отбирают

Эту дилемму немой дворник разрешает по-своему: он избавляется от всего, что любимо и важно, чтобы рискнуть жизнью (барыня могла наказать его за побег, как угодно) и покинуть дом, где его тиранят. Теряя любовь, он обретает независимость

Это сложнейшая тургеневская мысль, которую никакому ребенку в школе не объяснишь, убить душу, по Тургеневу, значит стать свободным. И лучшие любимые тургеневские герои не свободны.

Но независимость – не синоним счастья. Конечно, в уходе Герасима из Москвы в деревню мы видим протест героя против жестокости барыни, но финал произведения не жизнеутверждающий, а вовсе наоборот:

И живет до сих пор Герасим бобылем в своей одинокой избе; здоров и могуч по-прежнему, и работает за четырех по-прежнему, и по-прежнему важен и степенен. Но соседи заметили, что со времени своего возвращения из Москвы он совсем перестал водиться с женщинами, даже не глядит на них, и ни одной собаки у себя не держит.

Анализ рассказа И.С. Тургенева «Муму»

Анализ рассказа «Муму» И. С. Тургенева

Одной из наиболее ярких литературных работ Ивана Сергеевича Тургенева по праву считается рассказ «Муму». Анализ произведения позволит лучше понять глубину социальных проблем, раскрытых писателем. К тому же, тщательный разбор по плану «Муму» поможет ученикам 5 класса при подготовке к уроку по литературе, а для выпускников станет важным подспорьем к ЕГЭ.

История создания «Муму»

Рассказ Тургенева «Муму» был написан весной 1852 года. У прочитавших его он вызывал, без исключения, очень сильные, порой, противоречивые эмоции и чувства. Опубликован он был лишь в 1854 году в третьем номере журнала «Современник», после долгой борьбы с цензурой.

В основу рассказа легли реальные воспоминания Тургенева о своем детстве и юношеских годах. Мать писателя, Варвара Петровна, имела славу тяжелой, бескомпромиссной женщины. Именно с нее была списана модель поведения барыни, вобравшая все отрицательные черты помещичьего класса.

Прототипом Герасима был крепостной Варвары Петровны, дворник Андрей по прозвищу Немой. Он также был крупным, трудолюбивым мужчиной с недюжинной силой.

Имела место быть и история с собакой по кличке Муму, однако финал ее был несколько иным. По приказу Варвары Петровны Андрей утопил свою любимицу, однако не покинул жестокую барыню, продолжая и далее безропотно служить ей.

В своем произведении Иван Сергеевич, всегда тяжело переживавший за тяжелую судьбу крепостных, сделал главного героя более сложным и драматичным. В нем он видел весь простой народ, угнетенный помещичьим режимом, и мечтал, что рано или поздно он скинет оковы рабства.

Тема

Главная тема произведения

– тяжелое положение крепостных в России. Сейчас трудно себе это представить, но всего полтора века назад крепостной крестьянин был собственностью помещика, и находился в полной зависимости от него: его могли продать, проиграть в карты, подарить, а побег зачастую карался смертью.

По сути, Герасим – это собирательный образ русского народа, вобравший в себя самые лучшие черты: трудолюбие, доброту, выносливость, неисчерпаемые запасы физической и духовной силы, способность сопереживать. Однако вся эта мощь безропотно соглашается с угнетенным положением, и даже не стремится обрести свободу. В этом заключается основная мысль произведения

исмысл названия – крепостные были так же безмолвны, как и Герасим, и единственным ответом на жестокое обращение было безропотное «мычание».

История жизни Герасима в поместье барыни и его трогательная привязанность к Муму заканчивается трагично: Герасим, не способный пойти на конфликт, собственноручно топит собаку. В этом поступке заключена рабская привычка беспрекословно подчиняться господской воле. И лишь пережитое сильное душевное потрясение пробуждает в Герасиме внутренний протест. Тем самым автор наталкивает читателей на вывод – только потеряв все самое дорогое, можно обрести свободу.

Кроме того, автором поднята и проблематика

человека в социуме (немота Герасима сделала его изгоем в обществе), любовь и преданность (сильная любовь Герасима к Татьяне и привязанность к Муму, которой он не изменил на протяжении всей жизни). Но, несмотря на все пережитые жизненные испытания, Герасим не ожесточился, не перестал быть добрым и отзывчивым человеком. Это то, чему учит произведение – при любых обстоятельствах нужно оставаться человеком.

Щенок в жизни главного героя «Муму»

В тяжелый момент жизни, когда главному герою особенно грустно и больно на душе, вдруг виден луч света

Образ Герасима продолжает раскрываться перед читателем, а анализ «Муму» дополняется важной деталью — вот она, надежда на счастливые минуты, маленький милый щеночек. Герасим спасает щенка, и они привязываются друг к другу

Щенка зовут Муму, и собака всегда со своим большим другом. По ночам Муму сторожит, а с утра будит хозяина.

Кажется, что жизнь наполняется смыслом и становится радостнее, но барыне становится известно о щенке. Решив подчинить себе Муму, она испытывает странное разочарование — щенок ее не слушается, но барыня не привыкла приказывать дважды. Можно ли приказать любить? Но это уже другой вопрос.

Барыне, привыкшей видеть, как ее указания исполняются в ту же минуту и безропотно, не перенести непослушания маленького существа, и она приказывает убрать с глаз долой собаку. Герасим, образ которого здесь хорошо раскрывается, решает, что Муму можно спрятать в своей каморке, тем более, что к нему никто не ходит, но своим лаем щенок обнаруживает себя. Тогда Герасим понимает, что ему ничего не остается, как только прибегнуть к решительным мерам, и он убивает щенка, который стал его единственным другом. На вопрос «Почему Герасим утопил Муму» мы ответим в другой статье, а пока в анализе «Муму» Тургенева подчеркнем, что в образе Герасима автор показал несчастного крепостного мужика. Крепостные «немые», они не могут заявить о своих правах, они просто подчиняются режиму, но в душе такого человека есть надежда, что когда-нибудь его угнетению придет конец.

Настоятельно рекомендуем вам к прочтению полную версию произведения или хотя бы в ознакомительных целях краткое содержание рассказа . Надеемся, для вас оказалась полезной эта статья, в которой мы показали анализ «Муму» Тургенева и образ Герасима.

Одной из наиболее ярких литературных работ Ивана Сергеевича Тургенева по праву считается рассказ «Муму». Анализ произведения позволит лучше понять глубину социальных проблем, раскрытых писателем. К тому же, тщательный разбор по плану «Муму» поможет ученикам 5 класса при подготовке к уроку по литературе, а для выпускников станет важным подспорьем к ЕГЭ.

Вариант 5

Самый популярный вопрос, которые задают практически все читатели рассказа И.С. Тургенева «Муму» — это почему Герасим утопил Муму? Ведь он вполне мог бы не послушаться барыню. Если уж он решил сбежать от хозяйки, мог бы взять с собой и собачку. Почему мужчина выполнил приказ, а не пошел против воли барыни?

Современный человек мыслит так, что выход для него кажется очевидным — ослушаться приказа начальницы и забрать собаку с собой. Но мы живем совсем в другие времена. В прошлом крепостные с детства были обучены слушаться своих хозяев. Слово барыни — это закон. В сознании мужчины даже не могла возникнуть мысль о том, чтобы поступить иначе. Такое мышление взращивало в крепостных с детства. Крепостной человек был полностью во власти хозяина.

Возможна и другая трактовка его решения. Может быть, он подумал, что утопить собачку нужно, чтобы избавить ее от неминуемой еще большей жестокости, которая бы исходила от других людей, желающих исполнить приказ начальницы.

Возможен и такой вариант: сначала Герасим не додумался о том, что можно сбежать. Такое решение пришло ему в голову уже после казни. Если бы он решился на этот шаг раньше, то наверное взял бы своего питомца с собой.

Как бы то ни было, читая рассказ, мы еще раз убеждаемся в том, что жестокие и злые люди не должны иметь власть над добрыми и человечными. Это не приносит никакой пользы, а лишь только ненужные страдания.

Мне нравится856Не нравится534

Темы

Что воспевает Тургенев? Это, конечно же, сострадание. Герасим умел проявить милосердие и доброту, хоть его в этом всегда обделяли. Но, несмотря на жестокосердие помещицы и равнодушие дворни, он не разучился сопереживать чужому горю: жалел Татьяну, спас собаку и т.д. Это и есть главная тема рассказа. Все остальные описаны ниже:

  • Любовь и преданность. Герой полюбил Татьяну всем сердцем. После ее утраты он всю жизнь прожил один. То есть, это чувство, по Тургеневу, незаменимо: если мы теряем любимого, то эту утрату не восполнить. Только тогда можно говорить об истинной нравственности.
  • Человек и общество. Герасим не прижился среди людей и избегал их, потому что видел в их глазах отражение собственного недуга. Будучи непохожим на других, он стал изгоем, которого не брали в расчет. Именно из-за его немоты барыня не приняла в расчет его намерение жениться, ведь в ее мировоззрении он – убогий, значит, и плодить потомство ему не стоит. Но автор уравнивает в правах всех людей. Его Герасим добрее, милосерднее и сильнее, чем здоровые мужики, чей потолок – пьянство в кабаке.
  • Отношение к братьям нашим меньшим. По-настоящему нравственный человек хорошо относится к животным, умеет ценить их доверие и ласку, заботится о тех, кого приручил.
  • Город и деревня. Автор сравнивает городскую и деревенскую среду, выявляя ту, что лучше для физической и духовной жизни. Сельская местность идеализируется, там герой жил спокойно и удовлетворенно, а вот «мегаполис» заставил его осознать собственное одиночество, ведь в толпе жителей он так и не нашел родственную душу. Все горожане зациклены на себе и своих пороках, они равнодушны друг к другу.

История создания «Муму»

Прежде всего стоит сказать, что И.С. Тургенев был ярым противником крепостного права и всю жизнь ратовал за его отмену. Это было первой причиной написания рассказа. 

Непосредственным же толчком к созданию произведения стал арест писателя в 1852 году. Весной того года Иван Сергеевич опубликовал некролог в память о Н.В Гоголе, хотя любые упоминания о Николае Васильевиче были в тот момент запрещены цензурой. Тургенев был помещен под стражу и содержался в заключении целый месяц. По стечению обстоятельств камера писателя находилась прямо напротив экзекуторской, где секли розгами крепостных слуг, присланных хозяевами-помещиками для наказания. 

И вот, стоя в тесной каморке возле тюремного окна, Тургенев слушал визг розг, стоны крестьян, окрики палачей и в его душе всколыхнулись все детские воспоминания о крепостных. Сколько раз он доказывал матери Варваре Петровне Тургеневой (которая и стала прототипом барыни в рассказе «Муму»), что крепостные – это тоже люди, но живут они нечеловеческой жизнью. Что ни одни человек не имеет право властвовать над жизнями и судьбами других людей. Что нельзя живыми людьми распоряжаться как вещами: продавать и покупать их, насильно женить и разводить, физически наказывать….

Варвара Петровна Тургенева

Все 30 дней, что Тургенев провел в заключении, он писал рассказ. Полицейские всерьез обеспокоились тем, что писатель все время что-то строчит на бумаге. Они даже выкрали его рукописи, опасаясь, что он описывает работу полицейского участка. Но не увидев в записях ничего, что бы порочило работу полиции, вернули писателю бумаги. 

Таким образом, осенью 1852 года Иван Сергеевич дал прочитать уже готовый рассказ Аксакову – читал не только писатель, а всё члены его семьи, и они пришли в восторг от произведения. Однако опубликовать «Муму» Тургенев смог лишь в 1854 году в журнале «Современник». Цензоры и тут чинили много препятствий, но в итоге рассказ все же увидел свет. 

История написания

В произведении поднимается проблема крепостничества и тяжелейшего положения людей, чьи жизни были подвластны дворянству. Из-за острой социальной направленности писателю удалось опубликовать свой рассказ в официальных источниках только после нескольких неудачных попыток. Свой рассказ «Муму», основанный на реальных событиях, Тургенев закончил в 1852 году. История, описанная в нем, произошла в московском доме матери писателя.

Во время создания произведения Иван Сергеевич находился в ссылке за публикацию некролога на смерть Гоголя, которого царская власть не жаловала. За этот поступок Тургенева заключили под стражу, а затем сослали в Спасское-Лутовиново. Рассказ «Муму» был написан на петербургской «съезжей», где автор находился под надзором частного пристава. Будучи под арестом, Иван Сергеевич соседствовал с экзекуционной, где секли присылаемых хозяевами крепостных. Произведение создавалось под крики измученных крестьян и хлест розог.

Во время пребывания в Спасском Иван Сергеевич сообщил издателю Аксакову о готовности прислать работу. Издательство обещало опубликовать новую статью в «Московском сборнике», но подготовленный к печати текст был запрещен цензурой.

Через год повесть опубликовали в журнале «Современник». Первым ответом на «Муму» стал рапорт чиновника главного управления цензуры и рецензента. В сообщении министру народного просвещения указывалось, что рассказ неуместен в печати. Когда к делу подключился критик Анненков, начались длительные переговоры. Спустя три года главное управление цензуры разрешило издать рассказ в собрании сочинений. Прототипами героев произведения стали реальные люди:

  • мать Тургенева Варвара Петровна;
  • немой дворник Андрей.

Типажи дворецкого и домашнего врача также копировались с реальных людей. Жизнь матери писателя была нелегкой: сначала она жила в нищете, переносила унижение отчима, родного дяди и сводных сестер. После кончины дяди женщина получила в наследство богатство и крепостных, затем вышла замуж за состоятельного помещика.

Вариант №2

Рассказ Тургенева — о добре и зле – хватает за душу, заставляет сочувствовать главному персонажу. У автора часто встречаются тяжелые сцены, поэтому читать непросто, а в конце трудно не заплакать. «Муму» учит нас быть добрее, задуматься о судьбах других людей, противостоять несправедливости, если это возможно.

Писатель знакомит нас с простым мужиком — бедным, обделенным судьбой глухонемым. Мы видим сложную жизнь раба – без прав, без голоса. Герасим числился у барыни дворником. Он никогда не отлынивал от работы, добросовестно выполнял свои обязанности. Этот большой добряк, но очень одинокий, у него нет любимой, нет даже друзей.

В доме служила прачка Татьяна, глухонемой относился к ней с симпатией. Автор показывает нам, как раскрывается душа главного героя от любви. Когда он видел девушку, всегда улыбался, как бы светился изнутри, готов был многое сделать ради нее. Но госпожа поступает по своему усмотрению — выдает крепостную замуж за пьяницу. Глухонемой очень переживает разлуку, но все равно идет провожать девушку и на прощание дарит ей платок. Своим поведением, добрым поступком герой вызывает симпатию читателей.

Однажды Герасим находит маленькую, сжавшуюся от холода, собачонку и берет ее к себе. Теперь он каждый вечер спешит в свою каморку, ухаживает, кормит, играет с щенком, который получил кличку «Муму». Это маленькое существо стало спасением для мужчины. Как-то раз собака залаяла на барыню, и она тут же велела слуге убрать пса. Пришлось увести беднягу со двора. Но через какое-то время дворняга нашла дорогу назад. Злая хозяйка приказывает убить собаку за то, что она лает.

Герасим всю жизнь привык беспрекословно подчиняться, поэтому не может ослушаться и топит животное в реке. Так он расстается со своей любимицей. Это было самым горьким и жалостливым в рассказе. И хотя крепостной выполнил требование эгоистичной, жестокой повелительницы, но уже не может ей служить и возвращается в свою родную деревню.

«Муму» посвящен жизни одинокого крепостного, который даже в трудной ситуации остается настоящим человеком. Рассказ Тургенева направлен против рабства, жестокости, несправедливости.

Главные герои

Главные герои «Муму» в большинстве своём отражают образы эпохи крепостного права. Описание и характеристика персонажей:

  1. Герасим — глухонемой от рождения, сложенный богатырём мужчина двенадцати вершков роста, родившийся и выросший в деревне, одарённый необычайной силой и привыкший к тяжёлой полевой работе. Если бы не его немота, любая девушка пошла бы за него замуж. Он трудолюбив, доброжелательно настроен к людям, добр к животным — не только к Муму, но и к гусям во дворе. Чистоплотен и хорошо выполнял свои обязанности дворника: при нём во дворе никогда не валялось ни соринки, ни щепки. Всегда выполняет то, что ему приказано. Несмотря на внешнюю угрюмость, он способен на настоящие сильные чувства, трепетно заботлив к тем, кого любит.
  2. Барыня — основной отрицательный персонаж произведения. Пожилая вдова, одиноко доживающая свой век в большом доме, тогда как все её сыновья отправились служить в Петербург, а дочери вышли замуж. Капризна, своенравна, упряма, вспыльчива и вздорна. Желает, чтобы всё её капризы немедленно исполнялись. Иногда на неё находит «весёлый час», в продолжение которого она смеётся и шутит, требуя от своих подданных того же, но вскоре он сменяется кислым расположением духа. Она легко может вершить судьбы своих крестьян, не догадываясь, что этим может бесповоротно сломать их жизнь. Единственной положительной чертой её можно считать умение вести хозяйство в большом доме.
  3. Татьяна — искусная и учёная прачка, которой поручается стирать только тонкое бельё. Женщина лет двадцати восьми, маленькая и худая, белокурая, имеет на левой щеке родинки, которые на Руси считаются плохой приметой — предвещают несчастную судьбу. С самого детства она не видела никакой ласки, её держали в чёрном теле, плохо одевали и давали самое маленькое жалование. Родственников у неё почти не было — только один дядя, старый ключник, оставленный в деревне. Когда-то она слыла красавицей, но красота с неё быстро сошла. Запуганная, смирная, думает только о том, как бы поскорее закончить свою работу. Боится барыню, но та даже не знала её в глаза. Боится и Герасима за его рост и силу, хотя только от него получала настоящую защиту. Не имеет собственного мнения, не смеет перечить своей хозяйке, из-за чего и рушится её судьба. Портрет героини включает в себя все основные черты типичных крестьянских женщин XIX века.
  4. Капитон Климов — легкомысленный башмачник, носит истасканный оборванный сюртук, заплатанные панталоны, дырявые сапоги. Считает себя образованным. Когда-то был в Петербурге на учении, старается выражаться заумной «лакейской речью». В некоторой степени труслив. Горький пьяница: пьёт, поскольку считает, что он существо обиженное и недооцененное. Не имея достаточной силы воли и стремлений, в итоге превращается в пропойцу и бездельника, которого не может исправить даже женитьба.
  5. Гаврила Андреич — главный дворецкий. Судя по одним его жёлтым глазкам и утиному носу, сама судьба определила его занимать начальствующие позиции. Простоват, но хорошо знает своё дело, во всём слушается барыню и надеется, что его заискивание поможет ему остаться в плюсе и извлечь для себя выгоду. Его нельзя назвать злым, но исполнив приказ барыни и сыграв непосредственную роль в гибели собаки и разрушении жизни Герасима, он становится отрицательным персонажем.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: