Тема занятия: е.носов. трудный хлеб голяйкина н.в., учител ь русского языка и литературы мбоуоош 6. — презентация

Урок — педагогическая мастерская по рассказу Е.И. Носова «Трудный хлеб»

Методическая копилка —

Литература

Разработала и провела:Касатых Галина Валентиновна,учитель русского языка и литературыТема: Жалость или помощь? (По рассказу Е.И.Носова «Трудный хлеб»)

Цели:

познакомить с краткими сведениями из биографии Е.И.Носова;
развивать внимание, логическое мышление, речь школьников;
формировать интерес к творческой работе;
формировать коммуникативные качества личности и умение работать в коллективе;
формировать умение сопоставлять близкие по теме произведения в соответствии с поставленной проблемой.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Вступительное слово учителя о писателе Е.И.Носове (работа со стендом «Писатели курского края»)

Мы не раз говорили с вами о том, что писатели, поэты часто обращают наше внимание на то, чему мы просто не придаём значение в повседневной жизни. Им, как никому другому, дан особый дар – умение всматриваться, вслушиваться в тайные причины поступков.Сегодня нам предстоит познакомиться с рассказом одного такого писателя

Это Е.И. Носов. (Рассказ о писателе)Мы будем читать рассказ «Трудный хлеб».

III. Индуктор (наведение).

Прежде чем начнём читать, я хочу познакомить вас с отрывком из одной газетной статьи.

1. Чтение статьи.

«В собачьей практике тоже бывает полное служебное несоответствие. Случается это реже, чем у людей, собаки более ответственны…Небольшую экспедицию из Москвы на Алтай в охотничьем хозяйстве приняли очень радушно и гостеприимно. Хозяйка дома, где остановились гости, метала из печи на стол разные охотничьи яства, одновременно рассказывая про свой дом, быт и житьё.– Вот этот пушистый коврик… мы его очень любим. Правда, красивый?.. Это у нас была собака-лайка Ролик, очень тоже любимая, это в память о ней. Ласковая была до невозможности, право, как пуделёк. Представляете, на лося не пошла, пожалела. Пришлось мужу её пристрелить.– А что делать? – посетовал охотник. – Я не могу содержать тунеядца, хоть он и ласковый. У меня работа, мне помощник нужен.»«Известия», 08. 09. 1995.

2. Обсуждение.

– Мне хотелось бы узнать ваше отношение к поступку охотника.

IV. Самоконструкция

Чтение рассказа Е. Носова «Трудный хлеб».

Перед чтением задать вопрос:

– Что объединяет этот рассказ с тем фрагментом из газеты, который обсуждали в начале урока?

V. Социолизация

1. Обсуждение вопроса на сравнение двух текстов.

2. Беседа по рассказу Е. Носова.

  • Оба охотника вынуждены были решить для себя проблему: что делать с собакой, от которой на охоте мало проку. Как хозяин Чанга обращался с ним во время охоты?
  • Ощущалось ли со стороны, что собака была слепа?
  • Давал ли охотник почувствовать собаке, что она теперь – неполноценный помощник для своего хозяина?
  • Как могла сложиться судьба Чанга, окажись он у иного хозяина?
  • Почему охотник продолжал брать Чанга на охоту, а не оставлял дома?

На одном из уроков возникли предположения:

– Должна быть от собаки хоть какая-то польза!– Собака тосковала бы дома без хозяина.– Хозяину с собакой в лесу не так скучно.– Хозяин Чанга очень хотел, чтобы пёс чувствовал себя настоящей охотничьей собакой.

3. Работа в группах.

1 группа. Кому из отвечавших тебе хотелось возразить? Приведи доводы в защиту твоей позиции.2 группа. С кем ты мог бы согласиться? Приведи доводы в защиту твоей позиции.

Как вы думаете, почему рассказчик «уже не жалел убитую птицу» после того, как узнал историю Чангу?
Как вы понимаете смысл названия рассказа «Трудный хлеб»?
Важно ли, какой «хлеб» есть: трудный, честно заработанный, или лёгкий, не требующий от вас никакой отдачи?
Какой из афоризмов более всего соответствует главной мысли рассказа?
Лучший способ сохранить своих друзей – не предавать их. (У

Мизнер)

Не богатство – друг, а друг – богатство. (И. Стобей)

4. Работа в парах.

Вывод. Помощь бывает разной. Одно дело помочь в чём-то повседневном, привычном. Другое – оказать помощь тому, кто остро в ней нуждается

И в такой ситуации важно подумать, не унижает ли его такая помощь

VI    Рефлексия

Работа в группах.

На что похоже слово жалость? (1 группа)На что похоже слово дружба? (2 группа)

VII. Домашнее задание

Написать письмо-отклик на газетную статью, которую обсуждали в начале урока.Прежде чем писать, решите для себя:Кому оно будет адресовано?– Хозяину убитой собаки.– Коллективу редакции газеты.– Автору статьи.– Детям охотника.Чего ты хочешь добиться своим письмом?Какие мысли, возникшие по ходу чтения и обсуждения рассказа Е. Носова, можно было бы использовать при написании такого письма?

ТАИНСТВЕННЫЙ МУЗЫКАНТ

Однажды после долгого хождения с удочкой по берегу реки я присел отдохнуть на широкой песчаной отмели среди прибрежных зарослей. Поздняя осень уже раздела кусты лозняка и далеко по песку разбросала их узкие лимонные листья. Лишь на концах самых тонких, будто от холода покрасневших веточек еще трепетали по пять-шесть таких же бледно-желтых листков. Это все, что осталось от пышного карнавала осени.

Было пасмурно и ветрено. Вспененные волны накатывались на песчаную отмель, лизали почерневшие водоросли, вытащенные на берег рыбацким неводом.

И вдруг среди этих шорохов и всплесков послышались тревожащие своей необычайностью звуки. Было похоже, что где-то совсем близко играла крошечная скрипка. Порой тоскливая, зовущая, порой задумчивая и покорная, полная светлой печали мелодия робко вплеталась в неугомонное ворчание хмурой реки. Звуки мелодии были так слабы, что порывы ветра иногда обрывали, как паутинку, эту тонкую ниточку загадочной трели.

Популярные сегодня пересказы

  • Краткое содержание поэмы Сказание о старом мореходе Кольриджа Произведения начинается с повествования о группе людей, которые отправляются на свадьбу. Старый мореход останавливает толпу и начинает беседовать с юношей. Он повествует о невероятно интересном приключении
  • Краткое содержание романа Дым Тургенева Непростой выбор, который встал перед героем тургеневского романа «Дым». И он действительно сложен. Такая большая пропасть между спокойной жизнью и светской, не может быть трудной
  • Шагреневая кожа — краткое содержание романа Бальзака Гениальное произведение под названием «Шагреневая кожа» написано французским писателем Оноре де Бальзаком. Краткое содержание этого прекраснейшего роман представлено в данной статье.
  • Краткое содержание сказки Сладкая каша Братьев Гримм Разбирая, только этот полный волшебства рассказ, вы задумаетесь, о том, что нужно развивать память, чтобы не забывать элементарных вещей, будете открывать мир магии, человечности и взаимопонимания.

Смысл рассказа Евгения Носова «Трудный хлеб»

Рассказ Евгения Носова «Трудный хлеб» повествует о жизненных трудностях, вызванных физиологическими лишениями. Сила духа четвероногого друга, способная превозмочь невзгоды и преодолеть сложности.

Произведение начинается с красивого описания осенней природы. Одинокий рыбак на берегу реки сидит в ожидании улова. В воде плавают крохали. Вдруг он слышит выстрел, который сопутствует смерти одной из птиц.

За птицей поплыла охотничья собака, но ее поведение выглядело странным. Крохаля относило течением, а собака этого как будто не замечала, но окрик хозяина заставил собаку развернуться в направлении уплывающей добычи. Крохаль был успешно выловлен, промокшая собака выбралась на берег и стала отряхиваться. Ее хозяин забеспокоился и решил поинтересоваться, не сильно ли Чанг забрызгал рыбака. Так между ними завязался разговор.

Мужчина поинтересовался у охотника, почему собака сразу не увидела крохаля. Выдвинул предположение о неопытности новичка. Последовал ответ, что Чанг уже 5 лет служит верой и правдой, и является незаменимым помощником в охоте. Рыбака такой ответ удивил, но объяснение поразило еще больше. Оказывается, собака была абсолютно слепая, поэтому, потеряв след птицы, он не сразу учуял ее.

Рыбак не поверил рассказам охотника: разве может собака с такими умными светлыми глазами быть слепой? Охотник решил доказать свою правоту, бросив Чангу ломтик хлеба. В отличие от остальных собак, молниеносно бросающихся за лакомством, это животное дождалось падения хлеба на землю, после чего бросилось за угощением. Выяснилось, что Чанг был слепым с рождения, но хозяин долго об этом не знал, пока однажды случайно не выяснил. На предложение рыбака заменить собаку охотник наотрез отказался, сказав, что Чанг свой трудный хлеб лучше других отрабатывает. После этого, охотник со своей собакой удалились в чащу леса.

Смысл рассказа в том, чтобы донести до читателей ценность настоящей дружбы. Несмотря на физиологические лишения пса, хозяин не отказался от него

Он заботился о нем, проявлял внимание и заботу. Это видно по реакции пса на хозяина: он вилял хвостом, когда его хвалили, не видя старика, а почувствовав исходящее тепло от звука его голоса

В современном мире, к сожалению, люди выбрасывают питомцев на улицу, не всегда за увечья, порой просто от скуки. Этот рассказ доказывает силу дружбы между человеком и его четвероногим другом, верность которого ничем не разрушить.

Произведение поднимает такой серьезный вопрос, как способ заработка на хлеб. Каждый живой организм должен приносить свой вклад в пользу общества или конкретного человека, как в случае с Чангом и его хозяином. Слепая собака смогла приспособиться к условиям своего существования и стала полезной хозяину. Ее способность чуять запахи, даже находясь в воде, не раз помогало охотнику получить добычу. В рассказе хорошо описана реакция на предложение рыбака поменять собаку на здоровую. Охотник не променяет верного помощника и друга даже на несколько других псов. Чанг зарабатывает свой трудный хлеб, как может. Оттого он трудный, что достается ему нелегко из-за отсутствия зрения. Но своим упорством и хорошим обонянием он способен дать фору здоровым охотничьим псам.

В рассказе происходит сравнение охотника и рыбака в плане сферы деятельности. Охотник утверждает, что ловля рыбы — это тоже своеобразная охота. Упоминается момент с сорванной с крючка рыбой. Получается, рыбак потерпел на своей «охоте» неудачу. Возможно, таким образом, автор хотел провести параллель между двумя охотами. Ведь Чанг, будучи лишенным зрения, сумел на хорошо развитых инстинктах поймать птицу, а рыбак с хорошим зрением свою добычу упустил.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Популярные сегодня пересказы

  • Краткое содержание повести Неупиваемая чаша Шмелёв Произведение начинается с того, что в одном доме, который был заброшен, висит портрет юной девушки, им любуются посетители. Зрителей поражает удивительная красота изображенной девушки
  • Краткое содержание рассказа Темные аллеи Бунина В один осенний день к ничем неприметной избушке недалеко от Тулы подъехала грязная конная повозка на длинных дрогах с полуоткрытым верхом. Здание было чётко разделено на две части: первая – почта,
  • Два приятеля — краткое содержание повести Тургенева В поместье Вязовны приезжает молодой человек, Борис Анндреевич Вязовнин. Это его родовое гнездо. Мужчина учился в университете, был хорошо воспитан, владел языками. Молодой человек до недавнего времени жил в столице
  • Краткое содержание рассказа Васюткино озеро Астафьева На рыбные промыслы к устью Енисея уходят рыбаки. Их бригадиром был Григорий Афанасьевич Шадрин. Они останавливаются в хижине, которая когда-то была построена учёными.

ТРИДЦАТЬ ЗЕРЕН

Ночью на мокрые деревья упал снег, согнул ветви своей рыхлой сырой тяжестью, а потом его схватило морозцем, и снег теперь держался на ветках крепко, будто засахаренная вата.

Прилетела синичка, попробовала расковырять намерзь. Но снег был тверд, и она озабоченно поглядела по сторонам, словно спрашивая: «Как же теперь быть?»

Я отворил форточку, положил на обе перекладины двойных рам линейку, закрепил ее кнопками и через каждый сантиметр расставил конопляные зерна. Первое зернышко оказалось в саду, зернышко под номером тридцать — в моей комнате.

Синичка все видела, но долго не решалась слететь на окно. Наконец она схватила первую коноплинку и унесла ее на ветку. Расклевав твердую скорлупку, она выщипала ядро.

Всё обошлось благополучно. Тогда синичка, улучив момент, подобрала зернышко номер два…

Я сидел за столом, работал и время от времени поглядывал на синичку. А она, все еще робея и тревожно заглядывая в глубину форточки, сантиметр за сантиметром приближалась по линейке, на которой была отмеряна ее судьба.

— Можно, я склюю еще одно зернышко? Одно-единственное?

И синичка, пугаясь шума своих собственных крыльев, улетела с коноплинкой на дерево.

— Ну, пожалуйста, еще одно. Ладно?

Наконец осталось последнее зерно. Оно лежало на самом кончике линейки. Зернышко казалось таким далеким, и идти за ним так боязно!

Синичка, приседая и настораживая крылья, прокралась в самый конец линейки и оказалась в моей комнате. С боязливым любопытством вглядывалась она в неведомый мир. Ее особенно поразили живые зеленые цветы и совсем летнее тепло, которое овевало озябшие лапки.

— Ты здесь живешь?

— Да.

— А почему здесь нет снега?

Вместо ответа я повернул выключатель. Под потолком ярко вспыхнула электрическая лампочка.

— Где ты взял кусочек солнца? А это что?

— Это? Книги.

— Что такое книги?

— Они научили зажигать это солнце, сажать эти цветы и те деревья, по которым ты прыгаешь, и многому другому. И еще научили насыпать тебе конопляных зернышек.

— Это очень хорошо. А ты совсем не страшный. Кто ты?

— Я — Человек.

— Что такое Человек?

Объяснить это маленькой глупой синичке было очень трудно.

— Видишь нитку? Она привязана к форточке…

Синичка испуганно оглянулась.

— Не бойся. Я этого не сделаю. Это и называется у нас — Человек.

— А можно мне съесть это последнее зернышко?

— Да, конечно! Я хочу, чтобы ты прилетала ко мне каждый день. Ты будешь навещать меня, а я буду работать. Это помогает Человеку хорошо работать. Согласна?

— Согласна. А что такое работать?

— Видишь ли, это такая обязанность каждого человека. Без нее нельзя. Все люди должны что-нибудь делать. Этим они помогают друг другу.

— А чем ты помогаешь людям?

— Я хочу написать книгу. Такую книгу, чтобы каждый, кто прочитает ее, положил бы на своем окне по тридцать конопляных зерен…

Но, кажется, синичка совсем не слушает меня. Обхватив лапками семечко, она неторопливо расклевывает его на кончике линейки.

Дневник летнего чтения: Евгений Носов «Трудный хлеб»

В списках летнего чтения для учеников 4-5 классов есть имя Евгения Ивановича Носова, русского и советского писателя, Героя Социалистического Труда, участника Великой Отечественной войны, пережившего нацистскую оккупацию в шестилетнем возрасте. Он стал инициатором акции «Покормите птиц зимой», просил людей кормить птиц в зимнее время, потому что другого пути выжить и прокормиться у птиц не было, эта инициатива переросла в целое движение и праздник «День зимующих птиц».

Главные темы в творчестве Евгения Носова – деревенская и военная. Писатель посвящает свои повести и рассказы труженикам села, русской природе, а в военной прозе значимой в литературе XX века «окопной правде».

Рассказ «Теплый хлеб», относится к «деревенской» прозе писателя. Главными героями рассказа являются Охотник – владелец собаки, Чанг – слепой, охотничий пес, и автор-рассказчик – рыбак, любитель природы, от имени которого ведется рассказ.

Сюжет рассказа состоит в том, что Рыбак, который уже не раз приходит к реке ловить рыбу, рассказывает о встрече с незрячей собакой и её хозяином. Он сидел у реки, внезапно услышав выстрел. Это кто-то из кустов, охотник подстрелил птицу, плавающую по реке. Рыбак увидел собаку, которая подплыла к птице и вытащила ее на берег и положила рядом с рыбаком. Вышел из кустов ее хозяин. У них завязался разговор, из которого рыбак узнал, что собака слепая и руководствуется только нюхом. Таким образом она зарабатывает свой хлеб. Хозяин сказал, что ценит ее и никогда не променяет: «…я за него двух зрячих не возьму. Как-никак пять лет вместе»

Одним из запоминающихся моментов в рассказе стал «опыт с хлебом», который провел хозяин-охотник с Чангом, и его слова, о том, что хлеб Чанга «трудный, но честный» и он не променяет свою собаку, не на какую другую…

В рассказе поэтично описано удивительное преображение природы, связанное с наступлением осени: деревья, поменявшие свой цвет на золотой, птицы, покидающие родной край, поведение птиц на озере.

Главной мыслью рассказа является то, что каждый должен сам добывать свой хлеб, в силу своих возможностей и таланта, но каждому из нас бывает нужна поддержка близкого человека.

Автор своим рассказом хочет сказать, что не только собака, но и человек может приносить пользу обществу, не имея слуха или зрения… Главное работать — ограниченные возможности не повод опускать руки. Некоторые трудности закаляют характер, делают нас сильнее, а также учит любить природу, животных и птиц. Учит верности, дружбе, ответственности перед своими питомцами. Учит заботиться о больных.

Произведения Е.И. Носова написаны понятным и простым языком, все его повести и рассказы легко читаются и взрослыми, и детьми. Почитатели его литературы находят в его произведениях не только описание крестьянской жизни и природы, но и философское осмысление жизни. Жизненный опыт и мастерство, а также широта его интересов очень натуральны, богаты и разнообразны. Его произведения и сегодня актуальны и находят своего читателя.

Geum.ru

Программа «Вокруг тебя — Мир», разработанная Международным комитетом Красного Креста совместно с Российским обществом Красного Креста, замечательна и подбором гуманистических по содержанию произведений талантливых русских и зарубежных писателей, и соответствием их интересам детей и подростков определённого возраста, и разработками интересных и воспитывающих вопросов и заданий. Тем не менее при работе с конкретным классом часто возникает потребность изменить даже тщательно разработанную методику, что я и позволила себе в данном случае, да простят мне такое своеволие авторы данного учебного пособия.

Цели урока.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: