Былина Илья Муромец и Добрыня, краткое содержание
Богатырь Добрыня служил в войсках князя Владимира. Это один из известных богатырей, который отличался не только силой, но и умом. Прославился он своей силой по всей русской земле, дошел слух и до Ильи Муромца. И решил Илья испытать Добрыню, на самом ли деле он так силен. Отправился Илья в Рязань, где жил Добрыня, но дома его не застал. Мать Добрыни отговаривала богатыря от поединка, и Илья собрался уже ехать назад, но услышал во дворе бахвальство Добрыни и предложил ему сразиться. Сражались они в трех поединках. В первом никто не победил, во втором, сломались сабли, в третьем, оба ушли по колено в землю. Закончилось все тем, что Добрыня победил, оказавшись на груди Ильи Муромца. Так и познакомились богатыри.
«Илья Муромец и Соловей разбойник» очень краткое содержание
Русский эпос — Илья Муромец и Соловей разбойник былина краткое изложение:
Отстояв заутреню в Муроме, Илья отправляется в путь, чтобы успеть к обедне в стольный град Киев. По дороге он освобождает от осады Чернигов и один разбивает целую вражескую армию. Он отказывается от предложения горожан стать в Чернигове воеводой и просит указать ему дорогу в Киев. Те отвечают богатырю, что эта дорога заросла травой и по ней давно уже никто не ездит, потому что у Чёрной Грязи, близ речки Смородины, неподалёку от славного Леванидова креста, сидит в сыром дубу Соловей-разбойник, Одихмантьев сын, и своим криком и посвистом убивает в округе все живое.
Но богатырь не боится встречи со злодеем. Он подъезжает к речке Смородине, а когда Соловей-разбойник начинает свистать по-соловьиному и кричать по-звериному, Илья стрелой выбивает разбойнику правый глаз, пристёгивает его к стремени и едет дальше.
Когда он проезжает мимо жилища разбойника, его дочери просят своих мужей выручить отца и убить мужика-деревенщину. Те хватаются за рогатины, но Соловей-разбойник убеждает их не биться с богатырём, а пригласить в дом и щедро одарить, только бы Илья Муромец его отпустил. Но богатырь не обращает внимания на их посулы и отвозит пленника в Киев.
Князь Владимир приглашает Илью отобедать и узнает от него, что богатырь ехал прямой дорогой мимо Чернигова и тех самых мест, где обитает Соловей-разбойник. Князь не верит богатырю, пока тот не показывает ему пленённого и раненого разбойника.
По просьбе князя Илья приказывает злодею вполсилы засвистать по-соловьиному и зареветь по-звериному. От крика Соловья-разбойника кривятся маковки на теремах и умирают люди. Тогда Илья Муромец увозит разбойника в поле и срубает ему голову.
Это интересно: Стихотворение-баллада «Илья Муромец» Толстого была написана в 1871 году. Большая ее часть представляет собой монолог Ильи Муромца, испытывающего обиду оттого, что князь Владимир забыл одного из лучших своих богатырей, не пригласив на пир, забыл о его былых заслугах. Для подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Илья Муромец» для читательского дневника.
Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)
Побил всех врагов Илья Муромец, за это черниговцы позвали его воеводой в свой город. Поблагодарил богатырь их за честь, но отказался быть воеводой, потому что торопился в Киев-град. Попросил он указать прямоезжую дорогу туда.
Поведали черниговцы, что дорога эта заросла травою и завалена деревьями. Все ходят теперь окольным путём.
Поселился на прямоезжей дороге возле реки Смородинки Соловей-разбойник. Сидит в дубу, свищет по-соловьему, кричит по-звериному. От того свиста и крика жухнет трава, деревья клонятся к земле, а люди погибают.
Отговаривали черниговцы богатыря ехать той дорогой. Илья не послушался их совета и поехал прямоезжей дорогой.
Заметил его Соловей-разбойник, засвистал по-соловьему, закричал по-звериному.
Выстрелил славный богатырь из лука по чудовищу и ранил его в правый глаз. Упал Соловей-разбойник на землю. Илья приторочил его к седельной луке и повёз злодея мимо его логова.
Увидели три дочери Соловья, что везёт их отца мужик-деревенщина, и послали своих мужей убить мужика.
Сказал Соловей своим зятьям, чтобы не трогали мужика, а позвали его в своё гнёздышко да угостили на славу для того, чтобы отпустил он Соловья. Зятья стали звать Илью в своё гнёздышко, но он не поехал к ним, а повёз Соловья в Киев-град.
Приехал туда Илья и направился на княжеский двор. Там Владимир-князь садился с князьями и боярами за обеденный стол.
Оставил Илья коня на дворе, зашёл в палату столовую. Осенил себя крестом, поклонился на четыре стороны, а великому князю поклонился по-особому.
Спросил князь Владимир кто он таков. Ответил богатырь, что он Илья Муромец из города Мурома, из пригородного села Карачарова.
На вопрос давно ли он выехал из Мурома, Илья ответил, что выехал утром, хотел успеть в Киев-град к обедне да замешкался в дороге. Сказал богатырь, что ехал прямоезжей дорогой мимо Чернигова и речки Смородинки.
Рассердился князь, подумал, что приезжий над ним насмехается. Сказал он, что не верит словам богатыря, потому что под Черниговом стоят полчища врагов. А прямоезжая дорога заросла, потому что губит там прохожих и проезжих Соловей-разбойник Одихматьев сын.
Ответил Илья Муромец князю, что рать вражья побита под Черниговом, а Соловей-разбойник на его дворе притороченный к конскому седлу.
Князь выбежал на крыльцо, увидел пленённого Соловья-разбойника и велел ему засвистать по-соловьему, зарычать по-звериному.
Ответил ему злодей, что послушает только Илью Муромца. Князь попросил богатыря приказать злодею засвистать да закричать.
Славный богатырь приказал Соловью-разбойнику засвистать в полсвиста соловьего, закричать в полкрика звериного.
Соловей сказал, чтобы Илья велел поднести ему чару зелена вина, потому что от раны у него рот пересох. Чару он попросил немалую — в полтора ведра.
Поднял злодей одной рукой чару и выпил за один раз. Засвистал он по-соловьему, зарычал по-звериному. От этого покривились на теремах маковки, оконные рамы рассыпались, люди на дворе упали замертво, а князь укрылся шубою.
Рассердился Илья Муромец, вывез в чисто поле злодея да отрубил ему голову, чтобы не губил больше добрых людей, не оставлял их жён вдовами, не сиротил детушек.
Очень краткое содержание для читательского дневника
Поехал Илья Муромец в Киев-град ранним утром. По дороге увидел, что город Чернигов осаждают враги. Разбил он вражью рать, и черниговцы попросили его быть воеводой. Богатырь отказался и попросил указать дорогу прямоезжую.
Черниговцы предупредили, что там поселился страшный разбойник, губящий людей своим свистом и рыком. Но Илья Муромец поехал этой дорогой. У речки Смородинки увидел его Соловей-разбойник, страшно засвистал и зарычал. Но богатырь выстрелил из лука, поранил ему глаз, привязал к седлу разбойника и привёз на княжеский двор.
Князь Владимир не поверил, что Илья ехал дорогой прямоезжей, так как там сидит Соловей-разбойник. Богатырь показал ему пленённого разбойника. Попросил князь, чтобы Илья приказал Соловью засвистать да зарычать.
Приказал богатырь пленнику засвистать в полсвиста и закричать в полкрика. От этого много чего порушилось, люди на княжеском дворе погибли, а князь спасся, потому что укрылся шубой.
Рассердился Илья, вывез разбойника в поле и срубил ему голову, чтобы не губил он людей.
В городе Киеве
Следующий важный момент в произведении – это описание столицы, куда приехал герой вместе со своим страшным, но поверженным пленником. В этой сцене нашли отражение исторические реалии жизни того времени. Перед читателем встают картины городского быта, княжеские палаты, хоромы, двор, свита, храбрая дружина. Одно из главных мест в этой сцене занимает князь Владимир Красное Солнышко, любимый герой народных сказаний. Именно к нему во дворец и приезжает богатырь и рассказывает о своем подвиге. Слушатели дивятся сказанному, и тогда Илья Муромец ведет их во двор, где находится его связанный противник. Он приказывает ему продемонстрировать свою силу, и тогда злодей в присутствии князя и его дружины снова свистит и кричит по-звериному. Тогда главный отрубает ему голову. Сравнительный анализ былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник» с другими произведениями про этого богатыря показывает, что этот любимый народный персонаж по-разному описывался в песнях. Он именуется то старым славным казаком, то храбрым воином или простым деревенским жителем. Однако главная черта этого героя – несокрушимая сила и готовность бескорыстно защитить Русскую землю от врагов красной нитью проходит через цикл сказаний о нем.
2 вариант
Былина « Илья Муромец и Соловей – разбойник» повествует читателю об одном из величайших русских богатырей. Рассказывает, откуда он родом и как превратился в такого могущественного и славного воина.
Былина – значит быль и это отличает её от сказки. Илья существовал на самом деле, его никто не выдумывал. Родился он в маленьком селе Карачарове, которое находилось под градом Муромом, оттуда и взялось прозвище Ильи.
Илья родился в семье обыкновенных крестьян, немолодых уже людей. Единственный сын просидел, не вставая, 33 года, не имея возможности подняться на ноги, ввиду своей неизлечимой болезни. Так бы и просидел он всю свою жизнь, но судьба распорядилась иначе и приготовила ему другую долю. По счастливой случайности мимо их села проходили старцы, они дали Илье напиться заговоренной воды и случилось чудо — он поднялся. Старцы напророчили ему стать прославленным защитником всей великой Руси. Впервые встав на ноги, Илья почувствовал в себе первые проблески силы, храбрости и веры в собственные силы и способность защищать русскую землю.
Любой герой оттого и назван героем, потому как совершает героические подвиги. Один из злодеев, с которым пришлось вступить в схватку Илье Муромцу стал Соловей – разбойник. Вот этот кровожадный персонаж выдуман целиком и полностью. Некоторые предполагают, что это какое-то мифическое существо, другие думают, что он обычный разбойник, обладающий возможностью свистеть с неимоверной силой. Стоило ли сомневаться, что из продолжительного боя с ним Илья выйдет полным победителем.
Повез богатырь разбойника в стольный Киев град, чтобы предоставить к ногам Великого князя. Велел он злодею Соловью посвистеть в «пол-свистка», продемонстрировав свои способности. Собравшиеся бояре и дворяне стали прятаться под столы и лавки от испуга и ужаса. А Соловей – разбойник взял да свистнул со всей силой, на которую был способен. Тут уж никто не устоял, крыши с домов полетели, один только Илья Муромец не дрогнул и наконец покончил со знаменитым разбойником.
Илья Муромец не жаждет ни наград, ни почестей со стороны князя. Ему не нужны ни титул, ни богатства. Он борется со злом исключительно ради Руси – матушки, ради всего русского народа и видит именно в этом свое предназначение. Недаром, когда он подъезжает к распутью трёх дорог, не долго думая выбирает дорогу, которая непременно должна привести к гибели. Но богатырь твердо знает, что к нему это не относится, ведь впереди его ждёт ещё много зла, которое он непременно должен искоренить.
Илья Муромец и Святогор
Илья Муромец едет по полю, выезжает на Святые горы и видит могучего богатыря, который дремлет, сидя на коне. Илья удивляется, что тот спит на ходу, и с разбега сильно ударяет его, но богатырь продолжает спокойно спать. Илье кажется, что он нанёс недостаточно сильный удар, он бьёт его ещё раз, уже сильнее. Но тому все нипочём. Когда же Илья изо всей силы бьёт богатыря в третий раз, тот наконец просыпается, хватает Илью одной рукой, кладёт себе в карман и возит с собой двое суток. Наконец конь богатыря начинает спотыкаться, а когда хозяин корит его за это, конь отвечает, что ему трудно одному возить двоих богатырей.
Святогор братается с Ильёй: они меняются нательными крестами и становятся отныне крестовыми братьями. Вместе ездят они по Святым горам и однажды видят чудо чудное: стоит большой белый гроб. Начинают они гадать, для кого предназначен этот гроб. Сначала в него ложится Илья Муромец, но Святогор говорит ему, что этот гроб не для него, и ложится в него сам, а названого крестового брата просит закрыть его дубовыми досками.
Илья Муромец и Калин-царь
Стольный князь Владимир гневается на Илью Муромца и сажает его на три года в глубокий погреб. Но дочь князя не одобряет решение отца: тайком от Него она делает поддельные ключи и через своих доверенных людей передаёт богатырю в холодный погреб сытную еду и тёплые вещи.
В это время на Киев собирается идти войной Калин-царь и грозит разорить город, сжечь церкви и вырезать все население вместе с князем Владимиром и Апраксой-королевичной. Калин-царь отправляет в Киев своего посланника с грамотой, в которой сказано, что князь Владимир должен очистить все улицы стрелецкие, все дворы и переулки княжеские и всюду наставить полных бочонков хмельных напитков, чтобы было чем разгуляться татарскому войску. Князь Владимир пишет ему в ответ повинную грамоту, в которой просит у Калина-царя три года, чтобы очистить улицы и припасти хмельных напитков.
Проходит указанный срок, и Калин-царь с огромным войском осаждает Киев. Князь отчаивается, что нет в живых Илья Муромца и некому защитить город от неприятеля. Но княжеская дочь говорит отцу, что богатырь Илья Муромец жив. Обрадованный князь выпускает богатыря из погреба, рассказывает ему про беду и просит постоять за веру и отечество.
Реклама:
Илья Муромец седлает коня, надевает доспехи, берет лучшее оружие и отправляется в чистое поле, где стоит неисчислимая татарская рать. Тогда Илья Муромец отправляется на поиски святорусских богатырей и находит их в белых шатрах. Двенадцать богатырей приглашают его вместе с ними отобедать. Илья Муромец рассказывает своему крестному батюшке, Самсону Самойловичу, что Калин-царь грозит захватить Киев, и просит у него помощи, но тот отвечает, что ни он, ни остальные богатыри не станут помогать князю Владимиру, который поит и кормит многих князей и бояр, а они, святорусские богатыри, никогда ничего доброго от него не видели.
Илья Муромец в одиночку нападает на татарское войско и начинает топтать врагов конём. Конь же говорит ему, что одному Илье с татарами не справиться, и рассказывает, что татары сделали в поле глубокие подкопы и этих подкопов три: из первого и второго конь сможет вывезти богатыря, а из третьего — только сам выберется, а Илью Муромца вывезти не сумеет. Богатырь сердится на коня, бьёт его плёткой и продолжает сражаться с врагами, но все случается так, как и говорил ему конь: из третьего подкопа он не может вывезти хозяина, и Илья попадает в плен.
Реклама:
Татары заковывают ему руки и ноги и отводят в палатку к Калину-царю. Тот приказывает расковать богатыря и предлагает ему служить у него, но богатырь отказывается. Илья выходит из палатки Калина-царя, а когда татары пытаются его задержать, богатырь хватает одного из них за ноги, и, размахивая им как дубиной, проходит сквозь все татарское войско. На свист богатыря к нему прибегает его верный конь. Илья выезжает на высокую гору и оттуда стреляет из лука в сторону белых шатров, чтобы калёная стрела сняла крышу с шатра и сделала царапину на груди его крестного батюшки, Самсона Самойловича Тот просыпается, догадывается, что стрела, которая сделала царапину ему на груди, — это весть от его крестника, Ильи, и приказывает богатырям седлать коней и ехать к стольному городу Киеву на помощь Илье Муромцу.
В чистом поле к ним присоединяется Илья, и они разгоняют все татарское войско. Калина-царя они берут в плен, привозят к князю Владимиру в Киев, и тот соглашается не казнить врага, а брать с него богатую дань.
Реклама:
Анализ произведения
Описание содержания
Действие былины начинается с того, что Илья Муромец собирается в путь: постояв «заутреню во Муроме», он к обедне хочет поспеть «в стольный Киев-град». Перед Черниговом встречается ему вражеское войско, которое он разбивает. Черниговские «мужички» просят его стать воеводой в городе, но Илья Муромец отказывается и едет дальше по опасной прямой дороге в Киев, несмотря на предостережения об обитающем там Соловье-разбойнике — он губит путников «посвистом соловьим» и «покриком звериным».
Богатырь ранит и берет в плен разбойника, а затем, приехав в Киев, оставляет его на княжеском дворе связанным. Князь Владимир не верит в рассказ о том, что гость проехал по прямой дороге в Киев и победил Соловья-разбойника. Удивленный тем, что грозный враг, действительно, пленен, князь просит его показательно посвистеть. Когда тот производит своим свистом разрушения в городе, Илья Муромец вывозит его в чисто поле и казнит.
Очень краткий пересказ былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник»
Выехал Илья Муромец ранним утром из Мурома, стремясь к обедне прибыть в Киев. Проезжая мимо Чернигова, богатырь освободил этот город от осаживающих его врагов. Отказавшись от воеводства, он поехал дальше по опасной прямой дороге, где Соловей-Разбойник губит всех злобным свистом.
Не испугался Илья Муромец, вступил в схватку с Соловьем-Разбойником и пробил злодею стрелой глаз. Затем привязал его к стремени, продолжив путь. По дороге отказался от приглашения зятьев Соловья посетить их гнездо. В Киеве рассказал о своих приключениях князю Владимиру. Тот не поверил, приказав Соловью издать убийственный крик и посвист. Когда Илья Муромец разрешил, разбойник засвистел, да так, что все люди во дворе замертво упали. Рассердился богатырь, вывез в поле Соловья. Там душегубу отсек голову, положив конец его злодеяниям.
Место и время действия
Действие разворачивается в эпоху Древней Руси, до монголо-татарского нашествия, то есть примерно в X – XII веках.
Типичный древнерусский город 10-го века
В тексте фигурирует Князь Владимир, что, на первый взгляд, могло бы ограничить датировку периодом его правления — концом X–началом XI века. Дело происходит после крещения Руси в 988 году, так как в тексте упоминаются заутреня (народное название раннего богослужения) и обедня (народное название литургии).
Однако фольклористы указывают, что Владимира, персонажа былин киевского цикла, не следует отождествлять с реальной исторической личностью, а значит и соотносить время действия в былине с периодом его правления — некорректно. Датировка остается размытой, определить её более точно не представляется возможным.
Действие происходит в «неназванном» государстве, но по монархическому государственному образованию (княжеству под управлением князя) и географическим названиям населенных пунктов легко определить Русь.
Былины киевского цикла, к которому относится былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник», объединены местом действия — городом Киевом, столицей древнерусского государства.
Так выглядел Киев в 10-м веке.
Помимо Киева, события былины разворачиваются ещё в нескольких реальных городах Древней Руси: городе Муроме и находящемся в его окрестностях селе Карачарово, родине Ильи Муромца, а также городе Чернигове.
Основные события происходят на пути между Киевом и Черниговом (то есть на территории современной Украины). В тексте присутствует гидроним — река Смородина, возле которой по сюжету былины и промышляет Соловей-разбойник. Это мифическая река, не соотносится с каким-либо реально существующим водоёмом.
«Та река свирепая, свирепая река, сама сердитая, — Из-за первоя же струйки как огонь сечет,Из-за другой же струйки искра сыплется,Из-за третьей же струйки дым столбом валит,Дым столбом валит, да сам со пламенью…»
Исцеление Ильи Муромца
В городе Муроме, в селе Карачарове, живёт Илья, крестьянский сын. Тридцать лет сидит он сиднем и не может подняться, потому что не владеет ни руками, ни ногами. Однажды, когда его родители уходят и он остаётся один, под окнами останавливаются двое калик перехожих и просят Илью отворить им ворота и пустить в дом. Тот отвечает, что не может встать, но они повторяют свою просьбу. Тогда Илья поднимается, впускает калик, а те наливают ему чарку медового питья. Сердце Ильи разогревается, и он чует в себе силу. Илья благодарит калик, а те говорят ему, что отныне он, Илья Муромец, будет великим богатырём и ему не грозит смерть в бою: он будет биться со многими могучими богатырями и побеждать их. Но со Святогором калики не советуют Илье сражаться, потому что Святогора сама земля через силу носит — так он дороден и могуч. Не должен Илья биться и с Самсоном-богатырём, потому что у того на голове семь волосов ангельских. Калики также предостерегают Илью, чтобы тот не вступал в единоборство с родом Микуловым, ибо этот род любит мать-сыра земля, и с Вольгой Сеславичем, потому что Вольга побеждает не силой, но хитростью. Калики учат Илью, как добыть богатырского коня: надо купить первого попавшегося жеребчика, держать его три месяца в срубе и кормить отборным пшеном, потом три ночи подряд выгуливать по росе, а когда жеребчик станет перепрыгивать через высокий тын, на нем можно ездить.
Читаем самостоятельно
Прочитайте самостоятельно былину «Илья Муромец и Соловей разбойник». Ответьте на следующие вопросы:
1. К какому циклу былин можно отнести прочитанную вами былину. Какой теме она посвящена?
Киевский цикл. Тема былины — защита Руси от врагов, доблесть богатыря.
2 . Почему Илья Муромец отказался стать черниговским воеводой и что помогло «славному богатырю святорусскому» победить Соловья-разбойника? Как в былине выражается отношение народа к богатырю и что сближает его с героями народных сказок? Каким предстает перед нами Илья Муромец? Постарайтесь нарисовать устный портрет героя, используя текст былины.
Илья Муромец не захотел стать черниговским воеводой, так как ценил свою свободу и торопился в Киев Он не хотел служить кому-то. Ему помогло победить его стремление делать только добрые дела, а как известно, что добро славный всегда побеждает зло.
Народ относится к нему с уважением и добротой. Именно это и сближает его с героями народных сказок. Образ Ильи Муромца стал народным образом.
Илья Муромец — удаленький добрый молодец, богатырь, старый казак, мужик-деревенщина. У него «белы ручушки». Эти эпитеты позволяют представить главного героя сильным, здоровым, смелым персонажем.
3. В тексте часто встречаются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Какую роль они выполняют?
Выражают симпатию. (например, Царя к богатырю).
4. Какие черты характера Ильи Муромца проявились во время боя? Что, кроме, бесстрашия помогает ему одолеть Соловья-разбойника? Как он говорит об этом сам?
Помимо бесстрашия богатырь проявил свою решительность, мудрость, умение контролировать ситуацию. Илья в конце былины говорит о том, что хватит уже Соловью-разбойнику такие бесчинства устраивать, да песни ему воспевать.
5. Как вы понимаете концовку былины?
Илья Муромец показал убийством Соловья-разбойника то, что он положит конец всему злу и врагам на Руси.
Экранизации
Мотивы былины и образы её главных героев неоднократно воплощались в отечественном кинематографе и мультипликации. Художественный фильм-сказка «Илья Муромец», снятый Александром Птушко в 1954 году, объединяет мотивы нескольких фольклорных сюжетов о русском богатыре, в том числе и былины «Илья Муромец и Соловей разбойник».
Одноименные мультфильмы, основанные на сюжете былины, в СССР и России создавались дважды.
Рисованный мультфильм режиссера Ивана Аксенчука по сценарию Михаила Волгина вышел в 1976 году, является продолжением мультфильма «Илья Муромец. Пролог» (1975).
В 2007 г. выпущен мультфильм «Илья Муромец и Соловей Разбойник» режиссера Владимира Торопчина, позиционируется как вторая часть трилогии о русских богатырях. Сюжет мультипликационного фильма многим отличается от фольклорного оригинала, дополнен сюжетами и событиями, которых нет в классическом тексте, однако основная фабула сохранена.
Главные герои и их характеристика:
- Илья Муромец — Благородный бесстрашный богатырь, воплощает образ справедливого святорусского добра молодца — заступника слабых, униженных и угнетенных людей. Обладание невероятной силой и добрым сердцем не позволяет храброму герою пройти мимо чужой беды и горя. Благодаря смелости и отваге славный богатырь не свернул с опасной дороги, а поехал биться со страшным злодеем.
- Соловей Разбойник — этот герой олицетворение злобы, коварства, разрушительной силы. Владение смертоносным оружием, каким служит его могучий свист, позволило этому злодею безжалостно убивать всех людей, проезжающих мимо него. Но после того, как Илья Муромец взял его в плен, Соловей разбойник проявил решительность, находчивость и показное смирение. Он даже потребовал, чтобы его дочери накормили и наградили богатыря. Хитрость и изворотливость не помогли опасному душегубу во дворе князя Владимира, где он погубил свистом многих людей. Но не справился с Ильей Муромцем, от меча которого и погиб.
Илья Муромец и Соловей-разбойник
Отстояв заутреню в Муроме, Илья отправляется в путь, чтобы успеть к обедне в стольный град Киев. По дороге он освобождает от осады Чернигов и один разбивает целую вражескую армию. Он отказывается от предложения горожан стать в Чернигове воеводой и просит указать ему дорогу в Киев. Те отвечают богатырю, что эта дорога заросла травой и по ней давно уже никто не ездит, потому что у Чёрной Грязи, близ речки Смородины, неподалёку от славного Леванидова креста, сидит в сыром дубу Соловей-разбойник, Одихмантьев сын, и своим криком и посвистом убивает в округе все живое. Но богатырь не боится встречи со злодеем. Он подъезжает к речке Смородине, а когда Соловей-разбойник начинает свистать по-соловьиному и кричать по-звериному, Илья стрелой выбивает разбойнику правый глаз, пристёгивает его к стремени и едет дальше.
Брифли существует благодаря рекламе:
Когда он проезжает мимо жилища разбойника, его дочери просят своих мужей выручить отца и убить мужика-деревенщину. Те хватаются за рогатины, но Соловей-разбойник убеждает их не биться с богатырём, а пригласить в дом и щедро одарить, только бы Илья Муромец его отпустил. Но богатырь не обращает внимания на их посулы и отвозит пленника в Киев.
Князь Владимир приглашает Илью отобедать и узнает от него, что богатырь ехал прямой дорогой мимо Чернигова и тех самых мест, где обитает Соловей-разбойник. Князь не верит богатырю, пока тот не показывает ему пленённого и раненого разбойника. По просьбе князя Илья приказывает злодею вполсилы засвистать по-соловьиному и зареветь по-звериному. От крика Соловья-разбойника кривятся маковки на теремах и умирают люди. Тогда Илья Муромец увозит разбойника в поле и срубает ему голову.
Читательский дневник по русской народной былине «Садко»
Название произведения: «Садко».
Число страниц: 38.
Жанр произведения: русские былины.
Главные герои: купец Садко, Царь морской,
Второстепенные герои: святой Николай.
Характеристика главных героев:
Садко — поначалу был бедным музыкантом.
Добрый, и за свой талант был награждён несчётным богатством.
Был настоящим патриотом и пожертвовал собой.
Морской царь — буйный, сильный, могучий.
Любит музыку и танцы.
Характеристика второстепенных героев:
Николай Можайский — святой, заступник новгородцев.
Краткое содержание русской былины «Садко»
В Новгороде жил гусляр по имени Садко.
Однажды на Ильмень-озере Садко встретил царя Морского, который полюбил музыку гусляра и оказал ему покровительство.
Благодаря этому Садко разбогател и стал купцом.
Он снаряжал многочисленные суда за товаром.
Садко так возгордился, что стал спорить, что купит весь товар в Новгороде.
Однако, скупив всё в первый день.
На следующий день Садко увидел, что лавки снова полны.
Однажды, Садко плыл по морю и разыгралась буря.
Попытки умаслить морского царя ни к чему не привели.
Тогда бросили жребий и вышло, что морской царь требует к себе Садко.
Пришлось тому спускаться на дно и играть для морского царя.
Подводный царь развеселился, стал плясать, а на море поднялась буря.
Гибли люди.
К гусляру явился святой Николай и посоветовал порвать струны и выбрать в жены Чернаву.
Так Садко и сделал. Сломал гусли, а когда морской царь стал предлагать ему жениться, выбрал Чернаву.
И очнулся на берегу Чернавы, возле Новгорода.
План былины:
- Встреча на озере.
- Выигранный спор.
- Богатство.
- Проигранный спор.
- Морская буря.
- Жребий брошен.
- В подводном дворце.
- Явление святого Николая.
- Возвращение Садко.
Основная мысль былины «Садко»
Главная мысль былины заключается в том, что за всё приходится платить.
Морской владыка однажды помог гусляру и вытащил его из бедности, за это Садко ему играл на гуслях.
Основная идея былины в том, что богатство приходит и уходит, а совесть остаётся.
Человек должен помогать другим, тогда он получит вознаграждение за всё.
Чему учит былина
Былина учит ни гордиться, ни думать, что ты лучше всех.
Учит стремиться достичь совершенства во всём.
Учит настойчивости и упорству.
Учит не быть эгоистом, помогать другим людям.
Учит отдавать долги и не делать новых.
Краткий отзыв о былине «Садко» для читательского дневника
Прочитав эту былину, я подумала, что в одном тексте объединены три истории.
Это история встречи с Морским повелителем, после которой гусляр разбогател.
Её суть в том, что став мастером, человек добивается и успеха.
Вторая история спора Садко о том, что он может выкупить город.
Это история о непомерном самомнении, о том, как портит человека богатство.
Третья история о путешествии Садко на морское дно.
Герой не показан в ней храбрецом и героем.
Он подчиняется обстоятельствам, которые выше его.
И только помощь святого спасает купца-гусляра.
Это очень интересное произведение древнерусской литературы.
Мне нравится удачливый и умелый герой в начале и конце былины.
И мне не нравится жадный герой в середине.
Но в целом, это положительный герой, который добился успеха благодаря своим рукам и голове.
Я всем советую прочитать эту былину и подумать о том, что добившись успех, человек не должен забывать кем он был.
Не должен забывать старых друзей и считать себя лучше других.
Пословицы к произведению:
- Родной край — сердцу рай.
- Богат — не хвались, беден — не отчаивайся.
- Обещание выполнением ценится.
- Каков голосок — таков и отголосок.
- Кто спорит, тот ничего не стоит.
Ещё читательские дневники по русским былинам:
- Сборник «Русские богатыри и героические сказки»
- «Ильины три поездочки»
- «Три поездки Ильи Муромца»
- «Вольга Всеславьевич»
- «Святогор-богатырь»
- «Микула Селянович»
- «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча»
- «Алёша Попович и Тугарин Змеевич»
- «Про прекрасную Василису Микулишну»
Библиотека русской былины пополняется.
Текст сказки Богатыри на Соколе-корабле
По морю, морю синему, По синему, но Хвалунскому Ходил?гулял Сокол?корабль Немного– немало двенадцать лет. На якорях Сокол?корабль не стаивал, Ко крутым берегам не приваливал, Желтых песков не хватывал. Хорошо Сокол?корабль изукрашен был: Нос, корма – по?звериному, А бока зведены по?змеиному,
Еще вместо очей было вставлено Два камня, два яхонта, Да еще было на Соколе на корабле: Еще вместо бровей было повешено Два соболя, два борзые; Да еще было на Соколе на корабле: Еще вместо очей было повешено Две куницы мамурские; Да еще было на Соколе на корабле: Еще три церкви соборные, Да еще было на Соколе на корабле:
Еще три монастыря, три почестные; Да еще было на Соколе на корабле: Три торговища немецкие; Да еще было на Соколе на корабле: Еще три кабака государевы; Да еще было на Соколе на корабле: Три люди незнаемые, Незнаемые, незнакомые, Промежду собою языка не ведали. Хозяин?от был Илья Муромец, Илья Муромец сын Иванов, Его верный слуга – Добрынюшка, Добрынюшка Никитин сын, Пятьсот гребцов, удалых молодцов. Как издалече?далече, из чиста поля Зазрил, засмотрел турецкой пан, Турецкой пан, большой Салтан, Большой Салтан Салтанович. Он сам говорит таково слово: «Ай вы гой еси, ребята, добры молодцы, Добры молодцы, донские казаки! Что у вас на синем море деется? Что чернеется, что белеется? Чернеется Сокол?корабль, Белеются тонки парусы. Вы бежите?ко, ребята, ко синю морю, Вы садитесь, ребята, во легки струги, Нагребайте поскорее на Сокол?корабль, Илью Муромца в полон бери; Добрынюшку под меч клони!» Таки слова заслышал Илья Муромец, Тако слово Добрыне выговаривал: «Ты, Добрынюшка Никитин сын, Скоро?борзо походи на Сокол?корабль, Скоро?борзо выноси мой тугой лук, Мой тугой лук в двенадцать пуд, Калену стрелу в косы сажень!» Илья Муромец по кораблю похаживает, Свой тугой лук натягивает, Калену стрелу накладывает, Ко стрелочке приговаривает: «Полети, моя каленая стрела, Выше лесу, выше лесу по поднебесью, Не пади, моя каленая стрела, Ни на воду, ни на землю, А пади, моя каленая стрела, В турецкой град, в зелен сад, В зеленой сад, во бел шатер, Во бел шатер, за золот стол, За золот стол, на ременчат стул, Самому Салтану в белу грудь; Распори ему турецкую грудь, Расшиби ему ретиво сердце!» Ах тут Салтан покаялся: «Не подай, Боже, водиться с Ильей Муромцем, Ни детям нашим, ни внучатам, Ни внучатам, ни правнучатам, Ни правнучатам, ни пращурятам!»
В городе Муроме, в селе Карачарове, живёт Илья, крестьянский сын. Тридцать лет сидит он сиднем и не может подняться, потому что не владеет ни руками, ни ногами. Однажды, когда его родители уходят и он остаётся один, под окнами останавливаются двое калик перехожих и просят Илью отворить им ворота и пустить в дом. Тот отвечает, что не может встать, но они повторяют свою просьбу. Тогда Илья поднимается, впускает калик, а те наливают ему чарку медового питья. Сердце Ильи разогревается, и он чует в себе силу. Илья благодарит калик, а те говорят ему, что отныне он, Илья Муромец, будет великим богатырём и ему не грозит смерть в бою: он будет биться со многими могучими богатырями и побеждать их. Но со Святогором калики не советуют Илье сражаться, потому что Святогора сама земля через силу носит — так он дороден и могуч. Не должен Илья биться и с Самсоном-богатырём, потому что у того на голове семь волосов ангельских. Калики также предостерегают Илью, чтобы тот не вступал в единоборство с родом Микуловым, ибо этот род любит мать-сыра земля, и с Вольгой Сеславичем, потому что Вольга побеждает не силой, но хитростью. Калики учат Илью, как добыть богатырского коня: надо купить первого попавшегося жеребчика, держать его три месяца в срубе и кормить отборным пшеном, потом три ночи подряд выгуливать по росе, а когда жеребчик станет перепрыгивать через высокий тын, на нем можно ездить.
Калики уходят, а Илья отправляется в лес, на поляну, которую надо очистить от пней и коряг, и справляется с этим в одиночку. Наутро его родители идут в лес и обнаруживают, что кто-то сделал за них всю работу. Дома они видят, что их немощный сын, который тридцать лет не мог подняться с места, ходит по избе. Илья рассказывает им о том, как выздоровел. Илья отправляется в поле, видит хилого бурого жеребчика, покупает его и ухаживает за ним так, как его научили. Через три месяца Илья садится на коня, берет у родителей благословение и выезжает в чистое поле.