А. солженицын «матрёнин двор»

Читать краткое содержание Матренин двор Солженицына по главам

Глава 1

Автор-рассказчик в 1956 году возвращается из «мест не столь отдаленных» в Россию. Его никто не ждет, и торопиться ему ни к чему. У него возникает большое желание быть учителем где-нибудь в таежной глубинке. Ему предлагают поехать в Высокое Поле, но там ему не поглянулось, и он добровольно попросился в местечко «Торфпродукт».

На самом деле – это село Тальново. В этом населенном пункте автор на рынке встретил добрую женщину, которая помогла ему найти кров. Так он стал квартирантом Матрены. У Матрены в избе жили мыши, тараканы да колченогая кошка. А еще на табуретках стояли фикусы, и они тоже были членами семьи Матрены.

Ритм жизни Матрены был постоянен: она вставала в 5 утра, потому что не надеялась на часы (им было уже около 27 лет), кормила козу и готовила завтрак квартиранту.

Матрене рассказали, что вышел указ, согласно которому можно получать пенсию. Она стала добиваться пенсии, но контора была далеко, а там, то печать не в том месте, то справка устарела. В общем, все не получалось. В целом в Тальново жили люди в бедности. И это несмотря на то, что село окружали торфяники. Но земли принадлежали тресту, и чтобы не замерзнуть зимой, люди были вынуждены воровать торф и прятать его в укромных местечках.

Матрену часто просили односельчане о помощи на приусадебном участке. Она никому не отказывала и оказывала помощь с удовольствием. Ей нравился рост живых растений.

Раз в 6 месяцев подходила очередь Матрены кормить пастухов, и это мероприятие вгоняло Матрену в большой расход. Сама она питалась скудно.

Ближе к зиме Матрене насчитали пенсию. Соседки стали ей завидовать. Матрена справила себе новые валенки, пальто из старой шинели и 200 рублей спрятала на похороны.

Наступило Крещение. В это время к Матрене пришли ее младшие сестрицы. Автора удивило, что до этого они к ней не приходили. Матрена, получив пенсию, стала радостней и можно сказать «душой расцвела». Единственное омрачение было, что в церкви кто-то забрал ее ведерко со святой водой, и она осталась и без ведра и без воды.

Глава 2

Всех соседок Матрены интересовал ее постоялец. Она же в силу своей старости пересказывала их вопросы ему. Рассказчик поведал Матрене, что был в тюрьме. Матрена тоже не особо охотно о своей жизни рассказывала. О том, что вышла замуж, что детей родила 6, но все они в младенчестве умерли. Муж с войны не воротился.

Как-то раз к Матрене пришел Фаддей. Он просил за своего сына перед рассказчиком. Вечером автор узнает, что Фаддей – брат умершего мужа Матренушки.

В этот же вечер разоткровенничалась Матрена, рассказала как любила Фаддея, как вышла замуж за его брата, как Фаддей вернулся из плена и она повинилась перед ним. Как Фаддей позже женился на другой девушке. Эта девушка родила Фаддею шестерых деток, а Матрены ребятишки не заживались на этом свете.

Потом, по словам Матрены, началась война, муж пошел воевать и больше не вернулся. Тогда Матрена взяла племянницу Киру и воспитывала ее целых 10 лет, пока девочка не повзрослела. Так как у Матрены было слабое здоровье, то она рано задумывалась о смерти, соответственно написала завещание и в нем отсулила горницу-пристрой Кире.

Кира приезжает к Матрене и рассказывает о том, что чтобы получить землю в собственность надо на ней построить что-нибудь. Вот и Фаддей начал уговаривать Матрену, чтобы пристрой перевезти к Кире в село. Матрена долго сомневалась, но все-таки решилась. Тогда Фаддей с сыновьями начали отделять горницу от избы.

Погода была ветреная и морозная, поэтому горница в разобранном виде пролежала у избы Матрены довольно долго. Матрена горевала, да еще и кошка ко всему впридачу пропала.

В одиен прекрасный день автор пришел домой и увидел, как Фаддей грузит на сани горницу, чтобы перевезти ее на новое место. Матрена решила проводить горницу. Поздно ночью автор услышал голоса и узнал страшную весть, что на переезде паровоз налетел на вторые сани и сын Фаддея и Матрена погибли.

Глава 3

Рассвело. Привезли тело Матрены. Идут приготовления к похоронам. Сестры ее горюют «от людей». Только Кира грустит искренне, да жена Фаддея. На поминках старика не было – он пытался доставить сани с досками и бревнами домой.

Матрену похоронили, избу ее забили досками, а рассказчик был вынужден переехать в другой дом. Вспоминал он Матренушку всегда добрым словом да с лаской. Новая хозяйка всегда осуждала Матрену. Рассказ заканчивается словами: «Все мы жили рядом с ней, и не поняли что она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит ни село. Ни город. Ни вся земля наша».

Александр Исаевич Солженицын «Матренин двор»

Оцените произведение:

3.73

Голосов: 212 Читать краткое содержание Матренин двор. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Краткое содержание рассказа «Матренин двор» подробно по главам

Глава 1

Повествование ведется от первого лица, и главный герой является рассказчиком. Это мужчина средних лет, который запоздало возвращается в Россию. Герой хочет начать работу учителя где-нибудь подальше от суеты, а вот конкретное место выбирает практически наугад. В первой деревне, которую мужчина выбрал, не пекли хлеб, поэтому герой решил отправиться дальше. Он остановился в селе под названием Тальново и снял комнатку у женщины лет шестидесяти – Матрёны.

Хозяйка избы, в которой поселился герой, всегда занята делами. Она встает рано, кормит немногочисленное хозяйство, состоящее из козы и хромой кошки, готовит завтрак постояльцу и идет работать. Женщина держит небольшой огород, однако земля не слишком плодородна, поэтому урожай получается скудным.

Часто Матрену зовут помочь с огородом соседки, и женщина никогда не отказывает. Она с чистой душой и искренней радостью целый день может провести за сбором чужого урожая, при этом не взяв с хозяев ни копейки. Раз в шесть недель настает очередь Матрены кормить пастухов. Но даже в этом случае женщина показывает широту своей души: она закупается мясом, сахаром и прочими продуктами, которые сама себе не позволяет даже по праздникам. Женщина питается только тем, что сама и вырастит.

Однажды от своих соседок Матрена узнает о пенсионной реформе, которая позволит ей получать выплаты от государства. Женщина пытается получить эти выплаты, однако этот процесс оказывается весьма сложным: для оформления пенсии требуется подписать множество документов в конторах, которые находятся на большом расстоянии друг от друга. Так Матрена могла потратить целый день всего на одну подпись.

К зиме женщина наконец получает пенсию, что делает ее жизнь немного легче. Матрена даже смогла купить себе валенки, пальто и отложить на черный день.

Глава 2

Сельские жители часто расспрашивали Матрену о ее постояльце, а женщина передавала эти вопросы главному герою. Однако он не слишком распространятся о своем прошлом, как и не расспрашивал Матрену о ее собственном. Он знал только то, что она вышла замуж и стала в этом доме хозяйкой, а все ее шестеро детей умерли еще в младенчестве.

Однажды в дом Матрены заходит старик – Фаддей. Он просит главного героя, который уже работает в школе учителем, за своего сына. Его рассказчик считает наглым и ленивым, однако и Матрена часто просила посодействовать парню в учебе. После ухода гостя главный герой узнает, что Фаддей должен был стать мужем Матрены. Однако он ушел на фронт и пропал, а семья Матрены настояла, чтобы женщина вышла замуж за его младшего брата. Женщина так и поступает, однако в скором времени Фаддей возвращается домой. Мужчина не прощает Матрену и женится на девушки из соседнего села – тоже Матрёне.

После этого муж Матрены уходит на фронт и не возвращается. Жена Фаддея часто навещает Матрену и жалуется о том, что муж ее бьет и унижает. Позже «вторая Матрена» отдает женщине на воспитание одного из своих шестерых детей – девочку Киру. Матрена растит ее на протяжении 10 лет, а затем та выходит замуж и покидает село.

Однажды Кира возвращается, чтобы навестить названную мать и попросить о том, чтобы Матрена сейчас отдала часть избы, которую завещала девушке. С этой же целью часто наведывается Фаддей.

Однажды вечером, когда рассказчик возвращается домой, он видит, что Фаддей пригнал сани и грузит на них разобранную часть избы. Матрена отправляется с ними, чтобы довести горницу до места, однако не возвращается. Ночью герой узнает, что вторые сани, которые из жадности Фаддей присоединил к первым, застряли на железнодорожных путях и были сбиты поездом. Погиб машинист, сын Фаддея и сама Матрена.

Глава 3

В этой главе герои рассказа «Матренин двор» полноценно раскрывают свои личности. По Матрене горюет лишь ее названная дочь Кира, остальные только делают вид. Фаддей в этой ситуации волнуется лишь о том, чтобы вернуть сани домой.

Избу Матрены заколачивают, а рассказчик селится у золовки Матрены, которая часто вспоминает женщину, однако далеко не лестно.

После описанных событий рассказчик понимает, что вся русская земля держится на таких людях как Матрена: добрых, бескорыстных и открытых душой. Образ Матрены – это образ человека, который незримо создает основу целому селу своей помощью, добротой и поддержкой.

Краткое содержание рассказа «Матренин двор» подробно по главам

Глава 1

Повествование ведется от первого лица, и главный герой является рассказчиком. Это мужчина средних лет, который запоздало возвращается в Россию. Герой хочет начать работу учителя где-нибудь подальше от суеты, а вот конкретное место выбирает практически наугад. В первой деревне, которую мужчина выбрал, не пекли хлеб, поэтому герой решил отправиться дальше. Он остановился в селе под названием Тальново и снял комнатку у женщины лет шестидесяти – Матрёны.

Хозяйка избы, в которой поселился герой, всегда занята делами. Она встает рано, кормит немногочисленное хозяйство, состоящее из козы и хромой кошки, готовит завтрак постояльцу и идет работать. Женщина держит небольшой огород, однако земля не слишком плодородна, поэтому урожай получается скудным.

Часто Матрену зовут помочь с огородом соседки, и женщина никогда не отказывает. Она с чистой душой и искренней радостью целый день может провести за сбором чужого урожая, при этом не взяв с хозяев ни копейки. Раз в шесть недель настает очередь Матрены кормить пастухов. Но даже в этом случае женщина показывает широту своей души: она закупается мясом, сахаром и прочими продуктами, которые сама себе не позволяет даже по праздникам. Женщина питается только тем, что сама и вырастит.

Однажды от своих соседок Матрена узнает о пенсионной реформе, которая позволит ей получать выплаты от государства. Женщина пытается получить эти выплаты, однако этот процесс оказывается весьма сложным: для оформления пенсии требуется подписать множество документов в конторах, которые находятся на большом расстоянии друг от друга. Так Матрена могла потратить целый день всего на одну подпись.

К зиме женщина наконец получает пенсию, что делает ее жизнь немного легче. Матрена даже смогла купить себе валенки, пальто и отложить на черный день.

Глава 2

Сельские жители часто расспрашивали Матрену о ее постояльце, а женщина передавала эти вопросы главному герою. Однако он не слишком распространятся о своем прошлом, как и не расспрашивал Матрену о ее собственном. Он знал только то, что она вышла замуж и стала в этом доме хозяйкой, а все ее шестеро детей умерли еще в младенчестве.

Однажды в дом Матрены заходит старик – Фаддей. Он просит главного героя, который уже работает в школе учителем, за своего сына. Его рассказчик считает наглым и ленивым, однако и Матрена часто просила посодействовать парню в учебе. После ухода гостя главный герой узнает, что Фаддей должен был стать мужем Матрены. Однако он ушел на фронт и пропал, а семья Матрены настояла, чтобы женщина вышла замуж за его младшего брата. Женщина так и поступает, однако в скором времени Фаддей возвращается домой. Мужчина не прощает Матрену и женится на девушки из соседнего села – тоже Матрёне.

После этого муж Матрены уходит на фронт и не возвращается. Жена Фаддея часто навещает Матрену и жалуется о том, что муж ее бьет и унижает. Позже «вторая Матрена» отдает женщине на воспитание одного из своих шестерых детей – девочку Киру. Матрена растит ее на протяжении 10 лет, а затем та выходит замуж и покидает село.

Однажды Кира возвращается, чтобы навестить названную мать и попросить о том, чтобы Матрена сейчас отдала часть избы, которую завещала девушке. С этой же целью часто наведывается Фаддей.

Однажды вечером, когда рассказчик возвращается домой, он видит, что Фаддей пригнал сани и грузит на них разобранную часть избы. Матрена отправляется с ними, чтобы довести горницу до места, однако не возвращается. Ночью герой узнает, что вторые сани, которые из жадности Фаддей присоединил к первым, застряли на железнодорожных путях и были сбиты поездом. Погиб машинист, сын Фаддея и сама Матрена.

Нравственная проблематика рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор»

В начале 20 века Россия подвергалась тяжелым испытаниям. Война и голод, бесконечные восстания и революции оставили свой отпечаток на судьбах людей. Бедам и радостям русского народа посвящено все творчество А.И. Солженицына. В своем рассказе «Матренин двор» (1959) он описал положение русской деревни в послевоенные годы. С уверенностью можно сказать, что этот писатель был одним из первых, кто открыл правду о судьбе крестьянства, изобразил трагическую жизнь русского человека и причины его несчастья.

Жители деревни Тальново, в которой происходит действие рассказа, существуют в ужасных условиях. У них отсутствует электричество, больницы, магазины. Вот как описывает Солженицын дом главной героини: «Изгнивала щепа, почернели от старости бревна сруба и ворота, когда-то могучие, и проредилась их обвершка», «темноватая изба с тусклым зеркалом, в которое совсем нельзя было смотреться, с двумя яркими рублевыми плакатами о книжной торговле и об урожае, повешенными на стене для красоты».

Сюжет рассказа концентрируется вокруг события, происшедшего «на сто восемьдесят четвертом километре от Москвы по ветке, что идет к Мурому и Казани». Рассказчик прошел путь к Матрениному двору «из пыльной горячей пустыни». Судьба привела его к «одинокой женщине лет шестидесяти», бедной и измотанной «черным недугом». Именно в этой «темноватой избе» рассказчик находит не только желанную тишину, уют, но и особую жизнь («безмолвная, но живая толпа» фикусов, заполняющая «одиночество хозяйки»).

В рассказе «Матренин двор» автор изобразил народный характер, сумевший сохранить себя в страшной смуте 20 века. Жизнь Матрены была нищенской: «…Год за годом, многие годы, ниоткуда не зарабатывала…ни рубля. Потому что пенсии ей не платили… А в колхозе она работала не за деньги – за палочки». «Много было у Матрены обид», с ней «наворочено было много несправедливостей». Но, привыкнув, героиня остается «простодушной», «доброжелательной», «лучезарной», «просветленной».

Главным в образе Матрены является доброта («доброе расположение духа», «добрая улыбка»), побеждающая в ее душе все тяготы и заботы. Никакие враги («…воровали раньше лес у барина, теперь тянули торф у треста», «Из канцелярии в канцелярию…гоняли ее два месяца…») не могли надолго «омрачить» настроения героини. «Верным средством вернуть» внутренний свет была для нее работа. Матрена работала для колхоза, «для любой родственницы дальней или просто соседки». Все это она делала бескорыстно («Не берет она денег»).

Солженицын показывает, что крестьянство не могло пользоваться продуктом своего труда. Все доставалось государству: «рычали кругом экскаваторы на болотах, но не продавалось торфу жителям, а только везли начальству». Бабы вынуждены были воровать торф, чтобы выжить зимой.

Государство отрезало огороды у тружеников, лишало их платы за тяжелый труд. Поэтому в народе к нему не было доверия: «А что – пенсия? Государство – оно поминутное. Сегодня, вишь, дало. А завтра отымет».

Героиня в рассказе оказывается в центре вечного противостояния добра и зла, пытаясь «совестью своей», самой жизнью соединить края пропасти. Кульминацией является момент гибели Матрены на переезде во время перевоза сруба своей горницы: «На переезде – горка, въезд крутой. Шлагбаума нет. С первыми санями трактор перевалил, а трос лопнул, и вторые сани… застряли… туда же… понесло и Матрену».

Трагические события предвещают и страх Матрены перед поездом («Боялась… больше всего почему-то…»), и пропажа котелка на водосвятие («…как дух нечистый его унес»), и то, что «в те же дни кошка колченогая сбрела со двора…». Даже природа противится перевозу – двое суток кружит метель, после чего начинается оттепель: «Две недели не давалась трактору разломанная горница!»

Среди своих односельчан Матрена остается «непонятой», «чужой». Но, если ранее в речи героев использовались пословицы, отразившие горький опыт народной жизни («Незнайка на печи лежит, а знайку на веревочке ведут…», «Две загадки в мире есть: как родился – не помню, как умру – не знаю»), то в финале рассказа народная мудрость становится основой для оценки героини: «…она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село».

В чем суть праведности Матрены? В том, что жизнь ее строится на правде. Матрена испытывает на себе все трудности советской сельской жизни 1950-х годов: проработав всю жизнь, вынуждена хлопотать о пенсии не за себя, а за мужа, пропавшего с начала войны. Не имея возможности купить торф, который добывается везде вокруг, но не продается колхозникам, она, как и другие, вынуждена брать его тайком. Но, несмотря ни на что, эта героиня сохранила все самое светлое, сохранила свою душу.

История создания

Произведение Солженицына автобиографично. Писатель после ссылки подрабатывал учителем в деревне Мильцево (в рассказе она носит название Тальново) и на самом деле снимал комнату у женщины, которую звали Матрена Васильевна Захарова.

В рассказе автор описал не только судьбу одного человека, но и использовал идею становления всей страны. Смысл названия произведения раскрывает основную мысль. Рамки двора раздвигаются до масштабов целой страны, и идея нравственности перевоплощается в общие проблемы человечества. Из всего этого можно сделать вывод, что «Матренин двор» — это произведение не об одной конкретной деревне, а о новом взгляде на жизнь и власть, которая управляет простыми людьми.

Композиция

События того времени описаны от лица постороннего человека, квартиранта, жившего в доме Матрены.

Рассказчик начинает свое повествование с того времени, как он искал работу учителя, стараясь найти для жительства глухую деревушку. По воле судьбы, попал он в деревню, где жила Матрена, и определился к ней на постой.

Во второй части, рассказчик описывает нелегкую судьбу Матрены, с самой юности не видевший счастья. Тяжелой была ее жизнь, в повседневных трудах и заботах. Всех своих родившихся шестерых детей ей пришлось схоронить. Много мук и горя вытерпела Матрена, но не озлобилась, и не очерствела ее душа. Она все так же трудолюбива и бескорыстна, доброжелательна и миролюбива. Она никогда и никого не осуждает, ко всем относится ровно и с добром, по – прежнему, трудится на своем подворье. Погибла, стараясь помочь своим родственникам перевести свою же часть дома.

В третьей части, рассказчик описывает события после смерти Матрены, все то же бездушие людей, близких и родных женщины, которые после смерти женщины, налетели, как вороны, на остатки ее двора, стараясь побыстрее все растащить и разграбить, осуждая Матрену за ее праведную жизнь.

Темы и проблемы

Солженицын в рассказе «Матренин двор» рассказывает о быте жителей русской деревни, о системе взаимоотношений власть-человек, о высоком смысле бескорыстного труда в царствии эгоизма и алчности.

Из этого всего ярче всего показана тема труда. Матрена – человек, который не просит ничего взамен, и готов отдать себя всего на благо другим. Её не ценят и даже не пытаются понять, а ведь это человек, переживающий каждый день трагедию: поначалу ошибки юности и боль утраты, после – частые болезни, надрывный труд, не жизнь, а выживание. Но от всех проблем и тягот Матрена находит утешение в работе. И, в конце концов, именно работа и непосильный труд приводят её к смерти. Смысл жизни Матрены – именно это, а ещё забота, помощь, желание быть нужной. Поэтому деятельная любовь к ближним – основная тема рассказа.

Так же важное место в рассказе занимает проблема нравственности. Материальные ценности в селе превозносятся над человеческой душой и ее трудом, над человечностью вообще

Понять глубину характера Матрены второстепенные герои просто неспособны: алчность и желание обладать большим застилает им глаза и не позволяет видеть доброту и искренность. Фадей потерял сына и жену, зятю грозит заключение, но мысли его занимает то, как уберечь брёвна, которые не успели сжечь.

Помимо этого, в рассказе есть тема мистики: мотив неопознанного праведника и проблема проклятых вещей – которых касались люди, полные корысти. Фадей сделал горницу избы Матрены проклятой, взявшись валить её.

Последняя праведница

Она умела радоваться чужому счастью. Не накопив за всю свою жизнь добра, не ожесточилась, сохранила способность сострадать. Ни одна тяжелая работа в селе не обходилась без ее участия. Несмотря на свою болезнь, она помогала другим женщинам, впрягалась в соху, забывая о своем преклонном возрасте и недуге, который ее мучил более двадцати лет.

Эта женщина никогда не отказывала ни в чем своим родственникам, и ее неспособность сохранить собственное «добро» привела к тому, что она лишилась горницы — единственного своего имущества, не считая старого прогнившего дома. Образ Матрены в рассказе А. И. Солженицына олицетворяет бескорыстие и добродетель, которая отчего-то не вызывала ни уважения, ни ответной реакции со стороны окружающих.

Анализ рассказа Солженицына «Матрёнин двор»

статьи

школьная программа

В статье вы найдете анализ рассказа Солженицына «Матренин двор», который может быть использован для написания школьных сочинений. Рассмотрены основные проблемы, поднятые автором в произведении, и образ главной героини.

Название рассказа «Матрёнин двор» можно понимать по-разному: как уклад жизни самой Матрёны, как судьбу её дома, а также как историю главной героини и всех тех людей, которые были с ней связаны. В рассказе поднимается большое количество проблем нравственного и этического характера. Проблема самопожертвования является одной из ключевых в данном рассказе.

Матрена была отзывчивой и человечной, ей было свойственно альтруистическое поведение, и этим она отличалась от окружающих её людей. К сожалению, её стремление бескорыстно работать на благо других, помогать им, не встречало понимания. Окружающие просто пользовались этим.

Также, нельзя не отметить наличие проблемы корысти и отсутствия моральных принципов: сёстры Матрёны «объявлялись» в её доме только в хорошие времена, так, чтобы Матрёне нечего было от них просить. Сами они претендовали на наследство от неё. Когда Матрёна отдала горницу, сёстры жестоко её обругали. Фаддея, за которого Матрена должна была выйти замуж, тоже нельзя назвать хорошим человеком: он даже не явился на поминки былой возлюбленной. Для него гораздо важнее было забрать всё, что он мог получить после смерти Матрёны. Только Кира, воспитанница главной героини рассказа, искренне страдает из-за её гибели.

Жизнь простого человека, показанная в рассказе на примере Матрёны, не была простой. На протяжении долгого времени Матрёна не могла добиться пенсии, а выплату по потере кормильца было чрезвычайно сложно получить. Она была одинокой женщиной, что осложняло её и без того нелёгкую жизнь: её муж, Ефим, пропал без вести, и ей было довольно трудно вести хозяйство в одиночку.

Я думаю, что Матрену можно назвать архетипом: она является многогранным персонажем, вобравшим в себя много важных черт, свойственных простому человеку её времени. И, в какой-то мере, это идеализированный образ: образ праведника, который своими силами и деятельностью сберегает уклад жизни. Особого внимания здесь заслуживает само слово праведник, которое издавна понималось как стремление к совершенству, сообразному с совершенством Бога. В разные эпохи дефиниции этого слова немного видоизменялись, но его основная суть заключала в себе высшую степень нравственности, пребывание под покровом провидения, исполнение человеком всех заповедей, благочестие и безгрешность.

Некоторые критики отмечали некоторую схожесть жизнеописания Матрёны с житием святых: Т.А. Лопухина-Родзянко ссылалась на «рамочность» композиции, что композиционно сближает «Матрёнин двор» с эти жанром. Рассказ полон реминисценций из классической русской литературы, многие отсылки (к Тургеневу, Некрасову, Пушкину и Лермонтову) очевидны: например, к произведениям Пушкина «Зимний вечер» и «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы». Тем самым, мысль об архетипическом, народном характере Матрёны всё более подтверждается.

Анализ произведения предоставлен albalabaeva.

Советую почитать:

Анализ рассказа Валентина Распутина «Уроки французского»

Сочинение-рассуждение по рассказу Астафьева «Людочка»

Сочинение «Как в эпоху перемен раскрываются нравственные качества людей»

Главные герои и их характеристика

Система образов в рассказе «Материнин двор» изложена Многомудрым Литреконом в формате таблицы.

герои рассказа «материн двор» характеристика
матрёна обычная русская крестьянка. добрая, отзывчивая и покорная старушка, всю свою жизнь жертвовавшая собой ради других. после того, как её жених – фаддей, без вести пропал, под давлением его семьи вышла замуж за его брата – ефима. к сожалению, все её дети умерли, не прожив и трёх месяцев, так что многие начали считать матрёну «порченной». тогда матрёна взяла на воспитание киру – дочь фаддея от второго брака, и искренне полюбила ее, завещав ей часть своей избы. Матрена часто работала задаром и посвящала всю свою жизнь людям, довольствуясь малым. Она приютила у себя колченогую кошку и взяла постояльца, которого никто не хотел брать. Доброты старушки хватает на всех. Только вот ее за это никто не ценит.
кира простая деревенская девушка. до замужества воспитывалась матрёной и жила вместе с ней. единственный человек, кроме рассказчика, который искренне скорбит по погибшей. она благодарна старушке за любовь и доброту, а вот к своей семье относится холодно, ведь от отца и матери не получала ласки и поддержки.
фаддей шестидесятилетний русский крестьянин. был любимым женихом матрены, но попал в плен во время войны, и долгое время о нём ничего не было слышно. после возвращения возненавидел матрену за то, что та не дождалась его. женился во второй раз на женщине, которую также звали матрена. авторитарный глава семейства, не стесняющийся использовать грубую силу. жадный человек, стремящийся к накоплению богатств любой ценой.
рассказчик игнатьич

добрый и отзывчивый человек, наблюдательный и образованный, в отличие от деревенских жителей. сначала в деревне его не принимают из-за сомнительного прошлого, но матрена помогает ему влиться в коллектив и найти пристанище. автор неслучайно указывает точные координаты села, подчеркивая, что ему запрещено было приближаться на к городу на расстоянии 100 км. это отражение судьбы самого автора, даже отчество его похоже на отчество героя — исаевич.

Краткий анализ

Тема – Главной темой этого произведения является жизнь и быт русской глубинки, проблематика отношений простого человека с властью, нравственные проблемы.

Композиция – Повествование идет от имени рассказчика, как бы глазами стороннего наблюдателя. Особенности композиции позволяют понять самую суть рассказа, где герои придут к осознанию того, что смысл жизни не только (и не столько) в обогащении, материальных ценностях, а в ценностях нравственных, и эта проблема является общечеловеческой, а не отдельно взятой деревни.

Жанр – Жанр произведения определяется, как «монументальный рассказ».

Направление – Реализм.

https://youtube.com/watch?v=wDXU5zRwRBg

Характеристика Фаддея

Фадей Миронович Григорьев — центральный герой рассказа А.И.Солженицына “Матренин двор”. Образ злого жадного старика противопоставляется смирению и кроткости Матрены — главной героини произведения.

Фадей Григорьев — высокий старик с черными волосами, не тронутыми сединой, и такой же черной длинной бородой. Облик старика, как отмечает автор, являл собой почтенность и умудренность жизнью. Герой ходил, опираясь на посох. В его позах читается трепливость и уверенность. Когда-то давно Фаддей был женихом Матрены. Герой не вернулся с Первой мировой войны. Матрена прождала его три года. Считая Фаддея без вести пропавшим, молодую женщину выдали замуж за родного брата героя, Ефима. Через несколько месяцев из плена вернулся Фаддей. Вспыльчивый и жестокий мужчина так и не простил своих родных, он жил в ненависти и затаенной злобе на них.

Фадей любил Матрену. Он не стал жениться на местной, в соседней деревне мужчина нашел девушку с таким именем как у бывшей возлюбленной. Фаддей построил дом, в котором зажил с супругой. У него родилось шестеро детей. Казалось, почему бы не быть счастливым имея дом и большую семью? Но Фадей жил в ненависти: бил жену и детей. Он не мог простить себя за то, что живет с нелюбимой женщиной. Часто супруга Фаддея жаловалась Матрене Васильевне на своего мужа. Черный наполовину слепой старик был безобразен внутри.

У Матрены не было своих детей, все они умерли еще очень маленькими. После того, как Ефим не вернулся с Второй мировой войны, женщина осталась одна. Матрена выпросила на воспитание дочь Фаддея — Киру. Добрая заботливая девушка единственная, кто проявляется участие в пожилой женщине. Матрена завещала воспитаннице часть своего дома — горницу. Однако жадный и злой Фаддей решил отомстить Матрене, он начал ломать дом, не дожидаясь ее смерти. Женщине было жалко рушить дом, в котором она прожила много лет. Но Фаддей уговорил Матрену, ссылаясь на трудные жизненные обстоятельства Киры: мужу молодой женщины дали участок земли, чтобы его не потерять нужно было поставить на нем какую-нибудь постройку. Ненависть и жестокость Фаддея приводят к смерти его зятя, родного сына и доброй Матрены. Все они погибают, пытаясь перевезти горницу через железную дорогу. Смерть родных не меняет характера героя, все его мысли заняты спасением досок, оставшихся на месте трагедии.

В рассказе образ Фаддея олицетворяет бессердечную жестокость и злобу. Мужчина, как и многие сельчане, так и не смог понять доброй кроткой и чистосердечной Матрены, жизнь которой была трудна и трагична. Фаддей — скупой старик, думающий лишь о собственных интересах. Он является главным антиподом Матрены в рассказе Солженицына.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: