Пушкин «сказка о золотом петушке», разбор для читательского дневника

Краткое содержание «Сказка о золотом петушке»

Главные герои:

царь Дадон (славный, но грозный правитель), золотой петушок

Второстепенные персонажи:

сыновья Дадона, Шамаханская царица (загадочная красавица), мудрец (звездочет)

Экранизация:

мультфильм (СССР, 1967 год, реж. Александра Снежко-Блоцкая)

жадность, месть и великодушие

Грозный царь

Жил на свете царь, звали его Дадон. В течение всей жизни он участвовал в войнах и всегда одерживал победы, поэтому все соседние государства боялись и уважали его. Но, наступило время, и Дадон состарился и ослабел. Он уже не мог так грозно противостоять врагу, как раньше. Этим воспользовались правители приграничных государств и начали потихоньку подтягивать свои войска то к одной стороне его царства, то к другой.

Подарок мудреца

Однажды царя навестил мудрец. С собой у него был мешок, из которого он извлек золотого петушка. Гость велел царю посадить петуха на самый высокий шпиль в государстве. Отныне эта птица будет нести дозор и четко следить за границами царства. Таким образом, Дадон всегда будет предупрежден о готовящемся нападении. Царь поблагодарил мудреца и на радостях пообещал выполнить любое его желание.

Петушок на службе у Дадона

С тех пор петушок своим криком оповещал о приближении вражеской армии, которую войско Дадона уже встречало во всеоружии. Недружественные соседи поняли, что царя невозможно застать врасплох и с тех пор успокоились и перестали нападать.

Иллюстрация к сказке. Художник Иван Билибин

Царь отправляет сыновей на войну

Долгое время молчал петушок, и все уже привыкли жить в мире, как вдруг развернулся он на восток и громко-громко закричал и забеспокоился. Старший сын Дадона собрал войско и пошел отстаивать границу государства. Прошло уже восемь дней, а от него не приходило никаких вестей. Петушок же продолжал волноваться и кричать. На подмогу старшему брату вызвался младший сын Дадона. И тоже, как в воду канул, а петушок все громче кричит-заливается. Тогда сам царь вместе со своей ратью отправился к восточной границе.

Прибыл он на место и увидел страшную картину: все войска разбиты, а сыновья его лежат в шатре мертвые, пронзенные мечами друг друга. Великое горе охватило царя, рыдал он по сыновьям своим так, что все присутствующие плакали вместе с ним.

Шамаханская царица

Вдруг откинулся полог шатра, и в нем появилась девица невиданной красоты, то была сама Шамаханская царица. Сраженный ее красотой царь, пошел за ней, забыв о погибших сыновьях. Вместе они пировали семь дней и семь ночей, позабыв обо всем на свете.

Возвращение домой

Свела царя с ума любовь к Шамаханской молодой царице! Решил он жениться на ней и повез ее в свое царство. Встречало их множество людей, среди которых был и известный нам мудрец. Подошел он к Дадону и попросил выполнить обещание. Царь, недолго думая, согласился.

Нарушенное обещание

Вот только просьба его была неожиданной: попросил он себе Шамаханскую царицу. Разгневался царь и ударил посохом по голове мудреца, который и свалился замертво. Народ заохал, а красавица захихикала.

Петушок решает судьбу Дадона

Вдруг расправил крылья петушок, слетел со своего шпиля и клюнул царя прямо в темечко. Царь сразу же умер, а царица, исчезла на глазах у людей, будто ее и не было. Ирина Зарицкая | | | Оценить:

Основные персонажи

Литературоведы редко обращались к произведению, поэтому о его истории сохранилось мало информации. Особый интерес к сказке проявила Анна Ахматова, благодаря которой удалось установить, что она была написана на основе новеллы Ирвинга. Большинство исследователей не принимают этот факт, считая сюжеты литературных работ слишком разными. Однако многие смирились с этим фактом. В читательском дневнике следует отметить главных героев сказки:

  1. Петушок. Олицетворение борьбы света над тьмой — на Руси простые люди вставали с первыми птахами, которых ласково называли золотыми гребешками, и принимались за работу. У Пушкина птица — сверхсильное существо, способное восстановить справедливость.
  2. Царь Дадон. Правитель в возрасте, своенравный, жестокий и глупый. Не смог устоять перед чарами заморской красавицы. Дадон — говорящее имя. В словаре Даля ему дана такая характеристика — неуклюжий, нескладный, несуразный человек.
  3. Звездочет. Мудрец, погибший от руки правителя.
  4. Шамаханская царица. Удивительная красавица, из-за которой произошел раздор в сказке. Образ взят Пушкиным из произведения «Княжна Милуша». В нем Катерина, как и царица, внезапно появляется и исчезает, принося главному герою много страданий.

https://youtube.com/watch?v=6xsXbjEjGE0

Город Шемахы

Многие специалисты уверены, что название «шамаханская царица» связано с городом Шемахы, который располагается на территории нынешнего Азербайджана. Сегодня город является административным центром. Во времена Российской Империи он являлся местом ссылки сектантов-скопцов со всей территории государства. Туда их отправляли на поселение.

В основном в городе проживали тюрки и армяне, так что можно представить, какие черты внешности имела царица из сказки Пушкина. Танцы местных девушек всегда поражали смотрящего и отличались от других народов Кавказа. Поэтому многие художники запечатлели их в своих картинах, например, Григорий Григорьевич Гагарин написал картины «Шамахинская баядерка», «Танцовщица из Шемахи», «Танцовщица Ниса».

В двух альбомах одного парижского художника запечатлены женщины в национальной одежде, состоящей из простой рубашки, архалыка с овальным воротничком, женских украшений, сделанных из самоцветов, сережек в виде колец с подвесками, множественных нагрудных и налобных украшений.

Многие читали сказки Пушкина. Краткое содержание всех сказок, включая и «Золотой петушок», будет полезно тем, у кого нет возможности ознакомиться с оригиналом. Они учат детей доброте. А этому качеству стоит приучать ребенка с детства.

Анализ №2

Конкретные темы сказок и произведений Пушкина показывают, что он достаточно точно знает народное творчество и умеет грамотно его интерпретировать, поэтому он с легкостью подражает тому, чему научился. Автор вносит всегда живое и актуальное содержание для существующих символов и образов, которые достаточно устарели для читателя того времени.

Произведение, получившее название «Сказка о золотом петушке»,  привлекает внимание исследователей, но они не смогли найти источник в виде народной сказки. Ахматова даже написала статью в 1933 году, где указала источник, она сказала, что основой вдохновения является новелла «Легенда об арабском звездочете», написанная Вашингтоном Ирвингом и переведенная только в 1823 году

Если сопоставить два сюжета, то можно увидеть очевидное сходство, но нельзя сказать, что это является полным, подражаем одного произведения другому.  Дадон, как и царь Ирвинг в другом произведении, ранее были сильными и могущественными, но теперь решили отойти на покой.  Каждому из них преподнесли подарок, одному золотого петушка, а второму медного. Но вот в повествовании Ирвинга животное – это просто талисман, а в повествовании Пушкина становится живым и полноправным персонажем.

Образ Шамаханской царицы Пушкин взял из другого произведения, его вдохновляет образ Катерины из сказки под названием «Княжна Милуша». Там она является ведьмой и оборотнем, которая появляется внезапно и исчезает также внезапно, да и вообще он послан главному герою как настоящее испытание.

Так и в произведении Пушкина Шамаханская царица появляется для испытаний царя Дадона. Только вот испытываются совсем другие качества, такие как чувства к своим детям и ответственность перед государством.

Главным различием является финал произведения, если же у Ирвинга – звездочет не хочет других наград, он владеет книгой Соломона, то у Пушкина, мотивация героя ничем не объяснена. В черновиках можно прочитать, что звездочет был шамаханским, поэтому стоит предположить, что он являлся союзником царицы, поэтому старался вызволить ее. Только вот в оригинале данная подробность была исключена, автор исключает ее, поэтому подробность опускается, а читатель совершенно не понимает, зачем ему царица. Остается только догадываться и приписывать звездочету свои мотивы, быть может он был влюблен в царицу, а быть может им двигали совершенно иные мотивы, остается только предполагать.

Сказка о царе Салтане – сюжет

Царь Салтан уехал на войну с соседями, а его юная жена в это время родила богатыря-сына. Но царской супруге завидовали две её сестры, служившие во дворце ткачихой и поварихой. Они послали к царю обманное письмо о том, что жена его родила не человека, а «неведому зверушку», а потом подменили ответное послание Салтана, вложив туда приказ посадить царицу «и приплод» в бочку и бросить в Окиян.

Бочку долго носило по волнам – и по молитве несчастной царицы выбросило на пустынный берег. Ставший уже богатырём сын сделал из дубового сука лук и пошёл охотиться. Случайно увидев, как чёрный коршун нападает на плывущую по море лебедь, витязь стрелой убил хищника.

Лебедь оказалась доброй волшебницей. Человеческим голосом она сказала, что теперь всегда будет помогать своему спасителю. По волшебству Лебеди на пустынном острове возник большой и прекрасный город. Царевич сел править им, приняв имя князя Гвидона.

Он тосковал по обманутому отцу. Мимо острова часто проплывали в землю царя Салтана купеческие корабли. Гвидон поручал купцам передать от себя поклон Салтану, не рассказывая, что сам он – Салтанов сын.

Привезённое купцами известие о чудесном городе, который невесть откуда взялся на пустом острове, удивило Салтана. Получив ещё и поклон от Гвидона, он загорелся желанием плыть к нему в гости. Но коварные ткачиха с поварихой несколько раз отговаривали царя, убеждая, что в мире есть другие, ещё более поразительные чудеса: например, белка, которая, сидя под ёлкой, грызёт орешки с золотыми скорлупками и изумрудными ядрами, или тридцать три богатыря, выходящие из морских глубин на берега под предводительством дядьки Черномора. Главное же чудо – живущая за морем царевна, которая «днем свет божий затмевает, ночью землю освещает, месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит».

По волшебству Лебеди на острове Гвидона появилась сказочная белка с орешками и тридцать три богатыря. Царевной же с месяцем и звездой оказалась сама Лебедь. Она приняла перед князем этот свой истинный облик, и Гвидон женился на ней. Узнав обо всех этих новых чудесах, царь Салтан перестал слушать уговоры ткачихи с поварихой и приплыл к Гвидону с флотом. Ступив на остров, царь сразу узнал жену и сына. Их встреча была отпразднована весёлым пиром.

Подробнее см. в отдельной статье Сказка о царе Салтане – краткое содержание. См. также полный текст сказки.

Чему учит сказка о золотом петушке

Сказки Пушкина не только интересные и яркие, но и поучительные. Они показывают читателю, как стоит или не стоит себя вести, каким образом наказываются пороки и т.д. Есть своя мораль и в «Сказке о золотом петушке».

Особенности «Сказки о золотом петушке»

Не секрет, что большую часть сюжетов сказок писатель узнал от своей знаменитой няни. Однако часто он включал в их состав различные истории и мотивы, взятые из других источников. Так, «Сказка о золотом петушке» не так тесно связана с русским фольклором, как прочие произведения данного цикла. В ней больше восточных мотивов (одного появления Шамаханской царицы достаточно, чтобы это понять). 

Сказка достаточно колоритна, помимо экзотических арабских элементов в ней содержаться и отсылки к европейским источникам. В частности, в Германии также существовало народное предание о золотом петухе, который в моменты беды начинал кукарекать. А образ звездочета-скопца является новой отсылкой к турецкой и мусульманской традиции.

Чему учит «Сказка о золотом петушке»

В этом произведении прослеживается четкая мораль, которая может быть сформулирована следующим образом:

  1. Нельзя быть неблагодарным: царь Дадон, позабыв обо всем из-за своей страсти к Шамаханской царице, нагрубил звездочету, когда-то помогшему ему, и за это поплатился своей жизнью.
  2. Нельзя жить в окружении врагов: Додон не имел ни одного соседа, с которым бы он не был в состоянии войны, это и заставило его обратиться за помощью к колдовству (будь он более доброжелательным, подобной ситуации просто не возникло бы).
  3. Нельзя надеяться на чудесное спасение: Додон слепо верит золотому петушку, а тот, тем временем, обрекает на гибель всех его сыновей, которых царь собственноручно отправил с войском на битву с соседями. 

Таким образом, «Сказка о золотом петушке» имеет многозначную проблематику. На примере царя Додона автор показывает, как неправильное поведение может довести до смерти, а необузданная страсть — стать причиной раздоров, войн и прочих столкновений между людьми, которые не желают друг другу зла.

План для пересказа

Литературоведы отмечают, что в произведении о петушке и Дадоне больше морали, чем в других сказочных историях Пушкина. Сказку не стоит относить к классическим русским народным, поскольку в содержании мало фольклора и морали, отсутствуют зачин, герои-помощники, волшебные предметы. Однако, как и во многих сказочных произведениях, торжествует справедливость, и после прочтения остается положительное впечатление. На уроке литературного чтения ребятам может потребоваться пересказ текста, который удобно сделать по такому плану:

  1. Подарок царю Дадону от Звездочета.
  2. Служба золотого петушка.
  3. Тревога в государстве.
  4. Поход старшего и младшего сына, их исчезновение.
  5. Выступление Дадона.
  6. Встреча с Шамаханской царицей.
  7. Возвращение в город.
  8. Общение со старцем и нарушенное слово.
  9. Месть золотого петушка.

Сказка является последней в творчестве знаменитого русского поэта. Она воплощает все то, чему Пушкин научился за годы работы над произведениями подобного рода, учит честности и справедливости.

Сказочные персонажи

В произведениях Пушкина ярко выражен контраст между положительными и отрицательными героями.

  • Царь Салтан – милостивый государь, великодушный, но слишком доверчивый. Положительный герой. Из-за своей лишней доверчивости пережил много бед.
  • Балда – работник попа. Трудолюбивый, смекалистый, справедливый.
  • Золотая рыбка. Умеет исполнять желания. Говорящая, волшебная, положительный персонаж.
  • Старик со старухой. Семья бедных рыбаков, живут на берегу моря в землянке. Старик добрый, старуха – жадная, алчная, ненасытная.
  • Лебедь – волшебная царевна в образе лебедя. Красивая, верная, готовая исполнить любое желание спасителя.
  • Князь Гвидон – сын царя Салтана. Сильный, смелый, целеустремленный.
  • Золотой петушок – волшебный персонаж, предупреждающий царя о надвигающемся войске. После нарушения клятвы умертвил царя. Олицетворяет собой справедливость, правосудие.
  • Сватья Бабариха – завистливая и коварная, оклеветала царицу вместе с ткачихой и поварихой.
  • Царь Дадон – вздорный и своенравный правитель, пожелавший на старости лет спокойной жизни. Нарушил обещание и поплатился за это жизнью.

Обсуждая характеры и поступки сказочных персонажей с ребенком, можно легко донести, что такое хорошо, и что такое плохо.

Вариант 2

Пушкин так стал писать сказки, что довёл их до совершенства, подбирая самые важные мотивы содержания народных сказок.

Хоть и исследователи по всему миру искали аналогов сказки «Золотой петушок», сконцентрированное внимание их так и осталось не замеченным. Однако сходство с новеллой «Легенда об арабском звездочёте» было выявлено Ахматовой в 1933 году

Она под итожила тем, что они были схожи в сюжетах и несхожи в развязке

Однако сходство с новеллой «Легенда об арабском звездочёте» было выявлено Ахматовой в 1933 году. Она под итожила тем, что они были схожи в сюжетах и несхожи в развязке.

Сказка обманчива персонажами из зверей, вуалируя тем самым сущность человека и донося до него сокровенные домыслы. Сказка оставляет читателя наедине самим с собой, дав возможность выйти наружу переживаниям и амбициям, таким образом, вылечивая моральные болезни организма.

Пушкин, используя совершенные детали литературы, прибегает к русскому фольклору, играючи относясь к словам.

С древних времен петух являлся символом победы, бдительности и отваги, украшая его золотом, означающий закон, огонь и справедливость.

Автор всю свою жизнь искал и добивал уникальность сказочного жанра, связанного с литературой и моралью.

На свете есть ненасытные люди которые пороком жадности не сдерживают обещание, чем чревато не предсказуемыми последствиями. Так и повел себя царь Додон, расплативший в последствие за это своей жизнью. Он недооценивает силы звездочета, который строго наказывает за непослушание наставлений и недержание данного слова.

Додон в свою очередь наглым образом пользуется его помощью, а отблагодарить он не считает нужным, тем самым оскорбляя и неуважительно относясь к мудрецу. Золотой петушок в свое время оказал не заменимую помощь и указывал путь по нападению врагов на государство. Автор отмечает коем образом не благодарных людей отвечающих злом на добро, завистью на совет и не ценит разум, ведущий их только  к благим делам.

Сам петушок олицетворяет праведную судью расставляющий все точки над И, борца за справедливость и своевременное наказание преступника за содеянные грехи. И делает это прилюдно, что даёт многим другим людям осмыслить свои недочёты и покаяться пока не столь поздно.

Пока есть время обдумать и исправить все ошибки, если нужно будет попросить извинения или сделать добро, принеся этому миру, хоть капельки счастье, ибо сказано — не можешь помочь, не мешай и не вреди. Иначе сила мира и всевышнего могут сильно наказать, что любому из нас будет не до плохих мыслей. Нам ведали творить добро, дарить надежду и быть самыми счастливыми…

Сказка о золотом петушке Александра Пушкина читать сюжет

Эта сказка начинается с описания не очень легкого положения, в которое попала целая страна. А всё дело в том, что государство это одолевали злые соседи. То с одной стороны нападут, то с другой. К одной границе все силы бросит царь Дадон, но армия уже с другой стороны нужна.

Замучился царь, никто не мог дать ему дельный совет. Но вот обратился царь-старик к одному волшебному мудрецу, тоже старику. Тот помог царю, подарив ему удивительного петушка – золотого. Это магическая птица взлетела на самый высокий шпиль, стала сторожить границы. Как только враг подходил, петушок будил всю армию, указывал, с какой стороны опасность… И всё наладилось в стране. Тут бы и сказке конец, но не всё так оказалось просто.

Всё-таки появился сильный враг у границ – не из соседей, хоть и злых, но привычных. Отправил царь туда свою армию. Силен враг, пришлось подкрепление царь послать под руководством сына. А после – ещё армию с другим сыном. И нет вестей.

Забеспокоился Дадон, засобирался сам он на войну. Приехал – видит поле боя. И вот его сыновья, убитые. Такое ощущение, что они друг друга убили в бою друг против друга… Но как такое возможно? Царь зарыдал от ужаса, от своей одинокой старости – никого у него не осталось больше. И свита его заплакала. Почему же погибли царевичи?

И тут увидел царь шатёр. Видимо, главный враг там. Поспешил царь туда, но увидел лишь прекрасную девице. Это была царица из дальних краёв. Тут же утешился царь, забыл о погибших сыновьях! Влюбился, как никогда… Девица эта прекрасна, а ещё и добра, и вежлива. Царица себе на уме, но старику, вроде бы не отказывает, а он и рад.

Обещает ей рай на земле, везёт её, будто жену, к себе во дворец. На пути счастливый царь встретил того самого волшебника, который ему подарил золотого петушка

Приблизился мудрец к царю с просьбой важной. И попросил вдруг, чтоб царь ему отдал эту девицу. Возмущенный царь сказал, что тот может просить всё, что угодно… Хоть полцарства! Но мудрецу нужна была только девица

Возмущенный царь сказал, что тот может просить всё, что угодно… Хоть полцарства! Но мудрецу нужна была только девица.

Разозлился старый царь ужасно, в гневе стал кричать на того, кто помог ему… И стукнул его своим жезлом по голове. Из старика и дух вон. Подарок его – золотой петушок вдруг снялся со своего «насеста», подлетел к царю Дадону и клюнул того по голове. От удара мстительной птицы царь и скончался. А царица рассмеялась лишь и растаяла. Что это было за наваждение?  Шамаханская царица то была. 

Вот такая загадочная сказка Александра Пушкина.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: