Читать краткое содержание Золушка Перро
У дворянина была жена и дочь. Малютка была красивая и добрая. Родители девочки обожали своего ребенка. Семья жила счастливо и в согласии. Но как-то осенью мать девочки скончалась. Через пару лет отец решил снова жениться. Его избранницей стала женщина, у которой было две дочурки.
Мачехе не понравилась дочь её мужа от первого брака. Женщина загрузила девочку работой. Её пришлось прислуживать и новой матери, и её детям. Она готовила, прибиралась, стирала и шила вещи. Девушка в собственном доме превратилось в служанку. Хотя отец любил дочь, он не смел спорить с новой женой. А девочка от ежедневной работы и нехватки времени на себя постоянно была грязная. Все стали звать её Золушкой. Дети мачехи завидовали красоте девушки и вечно донимали её.
Король объявил, что собирается устроить бал на пару дней, потому что его сыну скучно. Мачеха рассчитывала, что одна из её дочек станет принцессой, а вторая выйдет замуж за министра. Золушка сама тоже хотела на бал, но мачеха поставила ей условие: сначала девушка должна была перебрать просо с маком.
Все жители пришли на бал во дворец. Одна бедная Золушка сидела дома и занималась делами, которые были даны ей мачехой. Девушка была опечалена, она плакала от обиды и боли. Ведь все танцуют на балу, а её так не повезло.
Вдруг к Золушке пришла фея. Та решила, что девушка должна пойти на бал, потому что она это заслужила. Волшебница была очень красива, на ней было белое платье , а в руке она держала волшебную палочку. Сначала фея сделала за девушку всю работу. Потом волшебница попросила Золушку найти в огороде тыкву и принести её. Фея взмахнула палочкой, и тыква стала каретой, мышей она сделала лошадьми, а крыса превратилась в кучера. Потом Золушка принесла ящериц фее, и они стали слугами. Но Золушке нечего было надеть на бал, и фея задела потрепанное платье девушки своей полочкой, и одежда Золушки преобразилась в красивый наряд с драгоценностями. Еще фея обула девушку в хрустальные туфельки. Волшебница сказала девушке, что сказка для неё закончится в 12 ночи, к этому времени Золушка должна уйти из дворца.
Принцу во дворце сказали, что Золушка – принцесса. Молодой человек встретил её у входа. Во дворце Золушку никто не узнал. Все гости замка замолчали, оркестр перестал играть. Все люди рассматривали Золушку, ведь она была безумно красивая и милая. А принц влюбился в неё с первого взгляда. Он позвал её танцевать. Золушка плясала лучше всех. Потом принц угостил девушку фруктами.
Ночью девушка, как и было ей сказано, вернулась домой. Она отблагодарила фею за такой чудесный вечер и спросила, может ли она снова пойти на бал завтра. Но вдруг пришла мачеха с дочерьми. Девушки расхваливали принцессу, которую встретили на балу. Она им показалась доброй и красивой. Мачеха была очень удивлена тем, что Золушка все успела сделать. Дом просто сиял от чистоты.
На другой день мачеха с девочками снова пошли на бал. Мачеха дала Золушке еще больше занятий. Девушка теперь должна была разделить горох и фасоль.
К Золушке опять пришла фея. Теперь платье девушки было наряднее, чем то, в котором она была на балу в предыдущий день. Принц весь вечер был рядом с Золушкой. Его больше никто и ничто не интересовало. Золушке было радостно, она много танцевала. В итоге девушка потеряла счет времени, она опомнилась, когда услышала бой часов. Она не могла поверить своим ушам, но делать было нечего. Золушка побежала из дворца. Принц бежал за ней. Но он не догнал своей избранницы. Золушка потерла свой башмачок, принц нашел его. Он решил найти избранницу. Стража сказала принцу, что видела, как недавно пробегала крестьянка.
Золушка прибежала домой под утро. Из всего наряда у неё была теперь только туфелька. Мачеха была в ярости, что Золушка где-то пропадала. Еще больше её злило, что падчерица выполнила всю работу.
Принц собрался на поиски своей избранницы. Он решил, что та, которой подойдет по размеру туфелька, станет его женой. Принц искал возлюбленную среди герцогинь и принцесс, ни на ком туфелька не сидела идеально. Тогда принц стал искать девушку среди простолюдинок. И вот однажды он пришел в дом Золушки. Дочери её мачехи побежали мерить башмачок. Он не подошел им. Принц хотел уходить, но тут зашла Золушка. Туфелька идеально села на её ножку. Тогда девушка достала из камина второй башмачок. Фея превратила старое платье Золушки в новое и красивое. Сестры стали извиняться перед ней.
Принц и Золушка поженились. Семья девушки переехала с ней во дворец, а сестры вышли замуж за вельмож.
Читательский дневник «Золушка» Шарль Перро
Автор — Шарль Перро
Год написания: 1697
Сколько страниц — 32
Жанр: авторская волшебная сказка
Тема и идея, главная мысль сказки «Золушка»
Тема — торжество добра над злом
Идея сказки– усердный труд, смирение, доброе отношение к людям всегда должны быть вознаграждены.
Основная мысль — доброта, трудолюбие, скромность и умение прощать — самые прекрасные человеческие качества.
«Золушка» главные герои и их характеристика
- Золушка — главная героиня, добрая и красивая, трудолюбивая и великодушная. Она старается сделать всё, что требует от неё злющая Мачеха.
- Мачеха — отрицательный персонаж. Сварливая и бессердечная, любила только своих дочерей, а с Золушкой обращалась очень плохо.
- Сестры — отрицательные героини, заносчивы и ленивы, похожи внешне и характерами на свою мать.
- Крестная Фея — добрая женщина-волшебница. Именно она помогла Золушке попасть на бал.
- Принц — благородный и красивый, настойчивый, верный. Он был очарован Золушкой, ее изяществом, искренностью и добротой.
- Отец Золушки.
План сказки «Золушка»
- Смерть матери
- Злая мачеха и сестры
- Сборы мачехи и сестер на бал
- Мак и просо
- Появление феи
- Волшебство
- Золушка на балу
- Встреча с Принцем
- Побег с бала и потеря туфельки
- Поиски таинственной незнакомки;
- Примерка пуфельки
- Свадьба Золушки и принца.
Отзыв о сказке «Золушка»
Пословицы к сказке «Золушка»
- Красота до вечера, а доброта навек.
- Что ни делается, все к лучшему.
- Терпение и труд — все перетрут.
- Труд человека красит, а лень портит.
Анализ 2
Сказка Шарля Перро «Золушка» известна во всем мире.
Согласно сюжету, Золушка много хлопотала по дому в семье мачехи и отца. Однажды с помощью Феи-крестной ей удается попасть на бал, где она встречается с прекрасным принцем. Но в полночь волшебство должно было развеяться, поэтому девушка исчезла, обронив хрустальную туфельку, по которой в будущем принц и нашел ее.
Кратко сюжет «Золушки можно описать так»: девушка с самых низов поднялась на самый высокий уровень, при этом ничего не делая, ей просто повезло. В последующем этот сюжет стал основой многих других книг, опер, фильмов.
Это характеризует «Золушку» как буржуазную сказку, лишенную аристократического благородства. Да, Золушка добилась высот за свою доброту, красоту, честность, трудолюбие. Однако, в произведении нарушается таким образом само понятия слова «принцесса». Золушка не была принцессой по рождению, а стала ей по заслугам.
У Шарля Перро есть еще одно произведение с похожим сюжетом — «Ослиная шкура».
«Ослиная шкура» была написана раньше «Золушки». Это своего рода «Золушка» наоборот. У одного короля умерла жена. Перед смертью она попросила мужа женится на женщине, которая будет красивее ее. Увы, такой была только их дочь. Девушка испугалась, но не смогла отказать. Фея-крестная подсказала ей, как сбежать. Ослиная шкура устроилась на работу прислуги в один из домов. Она из принцессы стала слугой. Потом король все-таки женился, но найти дочь не смог. Потом принц увидел ее и попросил испечь пирог, в который она спрятала кольцо. Принц примерял его к каждой девушке, однако подошло оно только Ослиной шкуре. Они поженились.
Ослиная шкура также не лишена трудолюбия, доброты, честности. Ее поступки более изящны и продуманы, чем поведение Золушки. Первая специально помещает кольцо в пирог, а вторая роняет туфельку случайно. Золушка — простая и бесхитростная девушка. Она не способна продумать свои поступки, схитрить. Она поступает так, как думает, как считает нужным.
Имя Золушки стало нарицательным. Многие современные девушки ждут принца на белом коне и мечтают повторить судьбу Золушки
Они не учитывают одного важного, порой решающего фактора — везения. Золушке повезло, она ничего для этого не делала
Да и сказки мало имеют общего с современной жизнью. Однако, сказки могут помочь взглянуть на свои поступки свежим взглядом и найти выход из самой сложной ситуации.
Золушка (сказка)
Сестры были в страшном возбуждении от появления на балу красавицы-незнакомки. — Она была красивей всех на свете, — без умолку тараторила старшая сестра. — Она даже угостила нас фруктами. Золушка улыбнулась и спросила: — А как ее звали? — Никто не знает. Принц отдал бы что угодно, лишь бы узнать, кто она такая? — Как я хочу увидеть ее. Не смогли бы вы одолжить мне какое-нибудь ненужное вам платье, чтобы я тоже смогла пойти на бал? — спросила Золушка. — Что? Ты собираешься напялить на себя наши платья? Никогда! — зашикали на нее сестры. Золушка была уверена, что так и случится. Если бы они разрешили ей, что бы она делала? На следующий вечер сестры опять отправились на бал. Золушка тоже поехала вскоре после них, одетая еще более богато, чем в прошлый раз.
Принц не покидал ее ни на минуту. Он был так любезен и мил, что Золушка совсем забыла про наказ волшебницы.
Вдруг она услышала, как часы пробили полночь. Выскочив из зала, она помчалась к выходу, как быстроногая лань. Принц попытался поймать ее. Вдруг с ее ноги соскользнула и упала хрустальная туфелька, и принц еле успел подхватить ее.
Едва достигнув ворот дворца, Золушка превратилась в грязную замарашку в лохмотьях, а карета, кучер и слуги в тыкву, крысу и ящериц. Ничего больше не напоминало о волшебстве, кроме хрустальной туфельки, оставшейся у нее.
Она прибежала домой чуть раньше сестер. Они опять рассказали ей о том, что прекрасная незнакомка появлялась вновь. Она была еще лучше, чем прежде. Но она исчезла так внезапно, что потеряла хрустальную туфельку. Принц нашел ее и спрятал у сердца. Все уверены, что он безумно влюблен в незнакомку. Они были правы. На следующий день принц объявил, что женится на той девушке, которой хрустальная туфелька окажется впору. Принцессы, герцогини и придворные дамы — все примеряли туфельку, но безуспешно.
Придворные принесли туфельку и к золушкиным сестрам. Они изо всех сил старались надеть туфельку, но безуспешно. Тогда Золушка спросила: — Можно мне попробовать тоже? Ее сестры рассмеялись. Но королевский слуга сказал: — Мне дан приказ примерять туфельку всем девушкам королевства без исключения.
Туфелька свободно наделась на золушкину ножку, как будто была сделана по ней. Тут же Золушка достала из кармана вторую туфельку, и все вокруг застыли в изумлении. Появившаяся тут же волшебница, коснулась Золушки волшебной палочкой, и она превратилась в богато одетую красавицу-незнакомку. Вот тут-то сестры и узнали ее. Они упали перед ней на колени и покаялись во всех своих дурных делах. Золушка простила их и предложила им стать друзьями. С почетным эскортом Золушку проводили во дворец, где с нетерпением ожидал ее молодой красавец-принц. Через несколько дней они поженились и справили пышную свадьбу.
Золушка была так же добра, как и красива. Она взяла сестер жить во дворец и вскоре выдала их замуж за знатных вельмож.
— КОНЕЦ —
Страницы: 2
План сказки Золушка 2, 3 класс
I семестр
ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА
(17 часов)
УРОК № 16
Тема. Ш. Перро. «Золушка». Поэтизация трудолюбия и скромности, вера в победу добра над злом
Цель: помочь ученикам осознать идейно-художественное содержание и ценность произведения, причины популярности сюжета о Золушке; развивать навыки выделения основных эпизодов, составление плана, пересказа сказочных историй; воспитывать трудолюбие и скромность, доброжелательность, умение прощать.
Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к произведению, разные издания сказки, мультфильмы.
Теория литературы: литературная сказка, образы (персонажи, герои) произведения.
– Надеюсь, вы получили удовольствие, прочитав дома еще раз сказку Шарля Перро «Золушка». Кажется, такая сказочная история никогда не может надоесть, ведь в ней есть мотивы и проблемы, которые всегда будут актуальны для каждого: незаслуженные страдания и несправедливость, уважение к трудолюбия как высокой человеческой добродетели; вознаграждение за тяжелый труд и высокие моральные качества. Сегодня мы попытаемся выяснить и проанализировать как вдумчивые читатели секреты литературного успеха Шарля Перро, «крестного отца» европейской литературной сказки.
II. Объявление темы и цели урока
III. Актуализация опорных знаний
1. Перевод (и/или зачитывание) любимых эпизодов сказки «Золушка»
2. Презентация иллюстраций
3. Работа в парах (или коллективная работа).
Составление простого плана сказки
1) Издевательства мачехи над падчерицей.
2) Подготовка к балу.
3) Крестная-волшебница помогает Золушке попасть на бал.
4) Успех Золушки на королевском празднике.
5) Вторая поездка.
6) Потерянный башмачок и поиски прекрасной незнакомки.
7) Примирение с сестрами, свадьба Золушки.
IV. Восприятие и усвоение учебного материала
1. Ассоциативный выборочный диктант
Напишите в две колонки черты характера, которые, по вашему мнению, присущи Золушке, а какие – мачехе и ее дочерям.
Мачеха и ее дочери
Доброта, милосердие, злобность, мудрость, трудолюбие, безделье, уязвимость, щедрость, чувствительность к красоте, бессердечие, неблагодарность, безволие, сострадание, скромность, чванливость, жесткость, благородство, образованность, отсутствие вкуса, услужливость, послушание, самодовольство, вежливость, серьеВНОсть, сосредоточенность, спокойствие, грубость, надменность, тщеславие. (Некоторые слова должны остаться не использованными.)
2. Слово учителя
– Вы уже назвали основные черты нашей героини Золушки. Теперь попробуем доказать, что они действительно ей присущи.
Чтобы охарактеризовать героя художественного произведения, следует указать, кто он, какого возраста, какую имеет внешность; какие у него способности, что он делает и какие черты характера при этом оказываются; как разговаривает, как относится к другим и как другие герои относятся к нему; что думает о нем автор.
План характеристики литературного героя
План характеристики Золушки
1. Кто такой герой, откуда, какого возраста?
2. Портрет героя.
3. Поступки героя, которые раскрывают его внутренний мир.
4. Отношение к герою других персонажей.
5. Черты характера героя.
6. Отношение автора к герою.
7. Оценка героя читателем
1. Кто такая Золушка?
2. Выглядела Золушка в начале сказки и в конце? Что осталось неизменным?
3. Добросовестное выполнение девушкой своих обязанностей, помощь сестрам.
4. Злостиве отношение мачехи и сестер к Золушке; помощь феи.
5. Терпение, всепрощение, хороший вкус и доброта Золушки.
6. Сочувствие автора своей героине.
7. Мое отношение к Золушке
3. Устный рассказ о Золушке по плану с приведением примеров и выражением своего отношения к главной героини и других персонажей
V. Закрепление знаний, умений и навыков
Вспомните, какие волшебные превращения произошли в сказке, и совместите логические пары:
VI. Домашнее задание
Научиться рассказывать по плану о Золушке, подтверждая свой рассказ примерами из текста и собственными суждениями.
Интерактивное упражнение «Займи позицию»
– Определитесь, правильно ли сделала Золушка, что простила своим сестрам и мачехе обиды, которых они ей причиняли. (Определиться можно, подойдя к доске, где написано «да», «нет» или плакатов с такими надписями в разных местах в классе.) Позицию необходимо обосновать (ученики 1-2 с каждой стороны, в зависимости от имеющегося количества времени.)
Как зовут главных героев сказки «Золушка»?
Главные герои сказки золушка?
Главные герои сказки золушка шарль перро?
В замечательной сказке французского писателя Ш. Перро «Золушка» главной героиней является Золушка — девушка трудолюбивая, добрая и бескорыстная. Она старается сделать всё, что требует от неё злющая Мачеха.
Мачеха — отрицательный персонаж, а характеризует её автор как женщину сварливую и бессердечную, которая никого, кроме своих дочерей, не признавала.
Сестры — тоже отрицательные герои, они заносчивы и ленивы, причем обе похожи внешностью и характерами на свою мать.
Крестная Фея — добрейшая женщина-волшебница, умеющая творить чудесные дела. Именно она помогла Золушке попасть на бал, нарядив её по-королевски и усадив в карету.
Принц — благородный положительный герой, который был очарован красотой, изяществом, искренностью и добротой Золушки. Потому он и потратил столько сил на поиски девушки по одному лишь хрустальному башмачку. Удача ему улыбнулась, в конце сказки он находит Золушку и женится на ней.
«Гадкий утёнок».
Эта сказка о том как трудно быть непохожим на других. Главный герой в этом произведении: маленький лебедёнок. В детстве он был некрасивым и безобразным, а потом гадкий утёнок вырос красивым лебедем. Мне не понравились домашние животные, потому что они были жестокие, не дружили с лебедёнком и дразнили его. Прочитав эту сказку, я задумалась о том, что не надо смотреть на внешность человека, надо смотреть на его добрые поступки.Проект «Зарубежные сказочники» Список сказок Шарля Перро: «Спящая красавица» «Красная Шапочка» «Замарашка» «Золушка» «Мальчик-с-пальчик»
Шарль Перро «Красная Шапочка»
Главные герои в этой сказке это: Красная Шапочка, мама, бабушка, волк, дровосеки. Это произведение о девочке- красной Шапочке, которую мама попросила с ходить к бабушке. Хитрый волк узнал у девочки где домик бабушки. А потом волк съел Красную Шапочку вместе с бабушкой. Мимо домика проходили дровосеки и спасли внучку и бабушку. Мне не понравилась Красная Шапочка, потому что она не послушалась маму и разговаривала с незнакомым волком. Автор хотел нам сказать, что нельзя говорить с чужими в незнакомых местах.
В. Ю. Драгунский. Список рассказов В. Ю. Драгунского. Друг детства. Приключение. Слон и радио. И мы!.. Как я гостил у дяди Миши. Хитрый способ.
В. Ю. Драгунский «Друг детства». Этот рассказ о том, что Дениска хотел стать боксёром, но ему не захотели покупать боксёрскую грушу. А когда ему предложили тренироваться на своём друге плюшевом мишке, он не стал этого делать. Главные герои в этом рассказе это: Дениска, плюшевый мишка и Денискины родители. Мне понравился поступок Дениски, который не стал бить своего лучшего друга, потому что он был ему дорог. Этот рассказ заставляет задуматься о том, что не надо обижать своих друзей и предавать свою дружбу. 14 Апреля.
Красная Шапочка
История о девочке и голодном волке известна в Европе с XIV века. Содержимое корзинки менялось в зависимости от местности, а вот сама история была гораздо более неудачной для Золушки. Убив бабушку, волк не просто ее съедает, а готовит из ее тела вкусняшку, а из крови — некий напиток. Спрятавшись в кровати, он наблюдает, так Красная Шапочка с аппетитом уплетает свою же бабушку. Предупредить девочку пытается бабушкина кошка, но и она умирает страшной смертью (волк бросает в нее тяжелые деревянные башмаки). Красную Шапочку это, по-видимому, не смущает, и после сытного обеда она послушно раздевается и ложится в кровать, где ее поджидает волк. В большинстве версий на этом все заканчивается — мол, поделом глупой девчонке!
Иллюстрация в сказке «Красная шапочка». Фото: Public Domain / Гюстав Доре
Впоследствии Шарль Перро сочинил для этой истории оптимистичный финал и добавил мораль для всех, кого всякие незнакомцы зазывают к себе в кровать:
Статья по теме
Иванушка-Durachok. В фольклоре каждой страны есть свои Иванушки Детишкам маленьким не без причин (А уж особенно девицам, Красавицам и баловницам), В пути встречая всяческих мужчин, Нельзя речей коварных слушать, — Иначе волк их может скушать. Сказал я: волк! Волков не счесть, Но между ними есть иные Плуты, настолько продувные, Что, сладко источая лесть, Девичью охраняют честь, Сопутствуют до дома их прогулкам, Проводят их бай-бай по темным закоулкам… Но волк, увы, чем кажется скромней, Тем он всегда лукавей и страшней!
«Золушка» итальянского поэта и сказочника Джамбаттиста Базиле (1575–1632)
Он написал сказку за 61 год до Перро, она вошла в сборник «Сказка сказок» (1634).
У Джамбаттиста Базиле Золушку звали Зезолла. Сговорившись с няней, девушка крышкой сундука сломала мачехе шею, потом уговорила отца жениться на няне. Однажды девушку увидел король и влюбился. Он послал слугу отыскать Зезоллу, и, борясь с ним, девушка потеряла пианеллу – похожую на ходулю галошу с подошвой из пробки (именно такую обувь носили женщины Неаполя времен Ренессанса). Юный король отправил гонцов, которые объехали все королевство и каждой женщине примеряли найденную пианеллу. Зезоллу, конечно, нашли.
История создания
Точно сказать, кто написал сказку о Золушке, невозможно. Ее корни уходят далеко в древность. Удивительные события, которые произошли с девушкой Родопис, описал греческий историк Страбон в I веке до н.э. Хотя исследователи полагают, что история звучала еще из уст самого Эзопа, а это VI-VII века до н.э. В Древнем Египте жила своя Золушка – красивая проститутка Фотодорис. Пока она купалась в реке, орел стащил обувь и доставил во дворец фараона, который, только взглянув на миниатюрную сандалию, тут же воспылал любовью к девушке.
Такую сандалию теряла египетская «Золушка» вместо туфельки
Сказка в разных вариантах кочевала по всему свету: со счастливой падчерицей детей знакомили в Италии и Испании, Швеции и Финляндии, Ирландии и Шотландии. И всюду фигурировала туфелька. Правда, сделана обувка была не из хрусталя, а дерева. Дело в том, что народ вложил в произведение религиозные мотивы. Женская обувь имела место в священных обрядах. К тому же всюду, где рассказывалась сказка, имя главной героини неизменно было связано с пеплом, золой (Золушка, Папялушка, Попелюшка), что причисляет ее к когорте жриц, чьи обряды требовали огня.
А после череды географических открытий европейские литераторы нашли следы Золушки в Китае и даже Корее. Сюжет с незначительными изменениями повторяется: нелюбимая падчерица работает до седьмого пота, за что получает награду от божественных сил в виде знатного жениха. У девушек в этих сказках туфельки матерчатые и золотые.
Шарль Перро
За 61 год до Шарля Перро чудесную судьбу юной особы изложил на бумаге итальянский сказочник и поэт Джамбаттиста Базиле. Автор назвал героиню Зезоллой и добавил в произведение жестокости. Например, героиня собственноручно убила мачеху, сломав ей шею крышкой сундука. А туфельку, (вернее, пианеллу – галошу с пробочной подошвой) потеряла в борьбе со слугой короля, который влюбился в Зезоллу и приказал привести ее во дворец.
И только Шарль Перро «сделал» башмачки Золушки хрустальными (или стеклянными), обработав сказочные мотивы в 1697 году. Впрочем, филологи не согласны, что писатель имел в виду именно этот неудобный для обуви материал. Оноре де Бальзак настаивал на том, что туфельки были сшиты из беличьего меха, в то время необычайно дорогого.
Братья Гримм
А путаница произошла из-за неправильной интерпретации слов «verre» (хрустальный) и «vair» (беличий) – при произношении языковые единицы звучат одинаково. Однако есть и противники этой теории, утверждающие, что такой грамотный человек, как Перро, не мог ошибиться и подарил Золушке стеклянную обувку для усиления чудесности сюжета.
Еще одна известная редакция сказки принадлежит перу братьев Гримм. Сказочники отказались от феи (Золушке помогает выращенное деревце орешника), а встречи девушки с принцем помножили на три.
Ход :
Мотивационный момент:
Ребята, а вы любите сказки? Сегодня мы с вами поговорим о сказках Шарля Перро. Какие его сказки вы знаете? (ответы детей)
-Шарль Перро – великий французский писатель. Но это не единственное его достоинство. Он был важным правительственным чиновником – с ним советовался сам король. Перро написал много интересных сказок. Одну из которых я вам сегодня расскажу. Это трогательная история о бедной дочери лесничего.
И на мачеху стирала,
И горох перебирала
По ночам при свечке.
А спала у печки.
Хороша, как солнышко.
Кто же это? (Золушка)
Да, и сейчас я вам расскажу эту чудесную сказку, а вы внимательно послушайте.
(Рассказывание сказки)
Беседа по содержанию:
Как вы понимаете слова: Мачеха, крестная?
Какими чертами характера обладает Золушка? (добрая, отзывчивая, милая, трудолюбивая, заботливая, старательная, бескорыстная, кроткая, ласковая)
Что объединяет названные качества? (то, что они положительные)
Какой была мачеха в сказке?
«…сварливая, высокомерная, бессердечная гордячка» (мачеха)
Что вы можете сказать о сестрах Золушки?
в) «… ленивые, заносчивые злюки, очень похожие на свою матушку и лицом, и умом, и характером» (сестры)
А как одним словом можно назвать эти черты характера? (отрицательные)
– Куда мечтала попасть Золушка? (попасть на бал)
Только Золушка мечтала о бале (Сестра тоже хотели пойти на бал)
– Что обозначает слово бал? (высказывание детей)
Кто поможет мне? (бал – это большой танцевальный вечер)
– Золушка смогла попасть на бал?
– Какое условие должна была выполнить Золушка? (Она должна была вернуться до полуночи)
Физминутка.
Сказка даст нам отдохнуть,
Отдохнем – и снова в путь.
Давным-давно жил царь Горох
И делал каждый день зарядку.
Он головой крутил-вертел
И танцевал вприсядку.
Плечами уши доставал
И сильно прогибался,
Он руки к небу поднимал,
За солнышко хватался.
Дала нам сказка отдохнуть.
Отдохнули? Снова в путь.
Фея Золушку к карете проводила,
Золушку в карету усадила,
Золушке удачи пожелала
И ладошкой на прощанье помахала.
И Золушка, не помня себя от радости, отправилась во дворец…
Выразительное рассказывание отрывка «Золушка на балу».
– Почему же всё-таки Золушку сразу заметили на балу, ведь кроме неё там было много красивых, нарядных девушек?
– Как вы думаете, какие же чувства испытывала Золушка на балу? (ответы детей)
– Какими словами автор смог передать ее чувства?
радость, счастье – впервые в жизни отправилась на бал
«не помня себя от радости»,
«танцевала легко и грациозно» «поблагодарила крестную за счастливый вечер»);
растерянность – попала в необычную обстановку, тревогу, испуг – забыла о времени
(«забыла обо всем на свете», «убежала так быстро, что ни кто не смог догнать»,
грусть – вернулась к обычной, тяжелой жизни «не было больше, волнение, восторг.
– Что мы можем сказать о чувствах Золушки? Какие они? (они разные, противоположные)
– Ребята, а вы бы хотели побывать на балу и посмотреть на Золушку?
– Закройте глаза, сделайте глубокий вдох – выдох.
Шорох платьев, люстр сиянье,
Кавалеров обаянье.
Светом блещет яркий зал:
Приглашает всех на бал.
– Кто из вас смог представить себя принцем или Золушкой?
– Чем покорила Золушка принца? (добротой, искренностью, кротостью, изяществом)
Рефлексия
Вот и подошла к концу наша сказка.
— С каким литературным жанром мы познакомились (со сказкой)
– Какая это сказка? (волшебная)
– Кто написал эту сказку? (Ш. Перо)
– Какова главная мысль сказки?
(Добро побеждает зло.
Добро вознаграждается.
Зло наказано.
Терпение и труд все перетрут.)
– Чему учит сказка? (творить добро, помогать людям, быть)
– А сейчас, приложите к груди свои ладошки. Вслушайтесь каждый в свое сердце. Вы слышите его? Давайте назовем хорошие человеческие качества, которые живут в наших сердцах (любовь, доброта, отзывчивость, трудолюбие, искренность, справедливость, благородство, щедрость и т. д.). Я желаю вам, чтобы все доброе и хорошее оставалось в ваших сердцах надолго. А сейчас потрите, пожалуйста, свои ладошки так, чтобы стало жарко. Быстро передайте тепло друг другу, соединив свои ладошки с ладошками товарища. Пусть тепло души ваших друзей согревает вас! А вы в свою очередь не забывайте, улыбаться друг другу и дарить родным и близким добро.
Белоснежка
Сказку про Белоснежку братья Гримм наводнили интересными деталями, которые в наше гуманное время кажутся дикими. Первая версия была опубликована в 1812 году, в 1854 году дополнена. Начало сказки уже не предвещает ничего хорошего: «В один зимний снежный день королева сидит и шьёт у окна с рамой из чёрного дерева. Случайно она колет иголкой палец, роняет три капли крови и думает: „Ах, если бы у меня родился ребёночек, белый как снег, румяный как кровь и чернявый как чёрное дерево“». Но по-настоящему жуткой здесь предстает колдунья: она ест (как сама думает) сердце убитой Белоснежки, а потом, поняв, что ошиблась, придумывает все новые изощренные способы ее убить. В их числе — удушающий шнурок для платья, ядовитый гребень и отравленное яблоко, которое, как мы знаем, подействовало. Интересен и финал: когда все становится хорошо у Белоснежки, приходит черед колдуньи. В наказание за свои грехи она пляшет в раскаленных железных башмаках, до тех пор, пока не падает замертво.
Кадр из мультфильма «Белоснежка и семь гномов».