Александр сумароков: биография «отца русского театра»

Детство и отрочество

Александр родился вторым ребёнком в семье поручика драгунского полка Петра Панкратьевича Сумарокова и его жены Прасковьи Ивановны (в девичестве Приклонской). Сие счастливое для супругов событие случилось 14 (25 по н. с.) ноября 1717 г. в Вильманстранде (ныне финский город Лаппеэнранта), где проходил службу Сумароков-старший. Семья считалась весьма состоятельной: отец поэта, крестник Петра Великого, имел в 6 имениях 1670 крепостных душ и успешно продвигался по карьерной лестнице. Кроме Александра у Сумароковых было ещё 8 детей.

Начальное образование Александр получил дома. До 1727 г. ему давал уроки карпатский русин И. А. Зейкен, обучавший в то же самое время наследника престола, будущего императора Петра II. 30 мая 1732 г. старшие мальчики Сумароковы (Александр и Василий) были приняты в первый набор Сухопутного шляхетского кадетского корпуса в Петербурге, именуемого также «Рыцарской академией». Согласно задумке учредителей заведения выпускники Корпуса должны были стать элитой дворянского общества Российской империи: мальчиков обучали иностранным языкам, математике, истории, географии, военному делу, этикету, танцам, искусству вести беседу. В свободное от уроков время кадетам надлежало читать историческую литературу, газеты, указы и регламенты. Некоторые ученики развлекались сочинением стишков и песенок. Печатный дебют самого Александра Сумарокова состоялся в конце 1739 г.: к празднованию Нового 1740 года юный поэт опубликовал напыщенный одический диптих, посвящённый «Ее Императорскому Величеству Милостивейшей Государыне Императрице Анне Иоанновне Самодержице Всероссийской».

14 апреля 1740 г. Александр Петрович Сумароков был выпущен из Корпуса в ранге поручика и причислен к военно-походной канцелярии фельдмаршала А. Х. Миниха. В 1741 г. фельдмаршала отстранили от дел, а молодого поручика перевели адъютантом к вице-канцлеру М. Г. Головкину. В июле 1742 г., после ареста и ссылки М. Головкина, Сумароков получил чин капитана и поступил на службу к графу А. Г. Разумовскому, фавориту императрицы Елизаветы.

Поэтический триумф

Благодаря новой должности Сумароков часто бывал в императорском дворце, где познакомился со своей будущей супругой, фрейлиной Иоганной Христиной Баллиор (Балк), дочерью мундкоха (повара). 10 ноября 1746 г. молодые обвенчались. Брак этот упрочил положение поэта при дворе. Осенью 1747 г. Александр Петрович обратился к тогдашнему президенту Академии наук К. Г. Разумовскому с просьбой напечатать сочиненную им трагедию «Хорев». Разумовский публикацию пьесы разрешил, а в 1749 г. «Хорев» был впервые сыгран на сцене воспитанниками Шляхетского корпуса. Трагедия имела успех у зрителя, и в 1750 г. кадеты давали представление в Зимнем дворце для самой императрицы Елизаветы Петровны.

Воодушевленный триумфом «Хорева» Александр Петрович пишет пьесу за пьесой: в залах Зимнего дворца ставятся его «Тресотинниус», «Синав и Трувор», «Чудовища», «Пустая ссора», «Семира». Нежась в лучах славы, поэт чувствовал себя по-настоящему счастливым. Карьера тоже шла своим чередом: в 1751 г. Сумароков был произведен в полковники, на Рождество 1755 г. получил чин бригадира.

Детство и юность

Александр Петрович появился на свет 14 (25) ноября 1717 года в Вильманстранде в семье обедневших дворян. Но, несмотря на сложное финансовое положение, Сумароковы стремились обеспечить своим отпрыскам достойное образование в соответствии с традициями.

В детстве Александр занимался дома с гувернерами. В те годы в знатных семействах было престижно отдавать сыновей на военную службу. Когда Александру исполнилось 15 лет, он со своим младшим братом Василием был принят в первый набор Сухопутного шляхетского кадетского корпуса.

Это учебное заведение специализировалось на подготовке военных кадров, придворных и гражданских служащих. Здесь Александр получил прекрасное разностороннее образование. Во время обучения он не на шутку увлекся литературой, начал писать стихи и песни, подражая французским авторам.

Личная жизнь

Александр Сумароков оказался первым дворянином, решившим зарабатывать литературной деятельностью. Он сталкивался с финансовыми трудностями из-за непростого выбора, который пришлось сделать в угоду творчеству. Часто, обращаясь в письмах к Екатерине II, Сумароков объяснял бедственное положение любовью к искусству.

Музу он ставил превыше чинов и рангов. На пике карьеры Сумароков имел большой доход. Его произведения печатались за счет казны, государство выплачивало внушительный годовой пенсион, в распоряжении находилось 300 крепостных. Расточительный образ жизни и непредусмотрительность привели к разорению и постоянным долгам.

Александр Домогаров в роли Александра Сумарокова в сериале «Михайло Ломоносов»

Будучи женатым на немке, Александр Сумароков завел любовницу, годившуюся в дочери. Ею оказалась дочь кучера. Увлечение привело к разрушению семьи. После кончины супруги в 1769 году поэт обвенчался с возлюбленной, с которой к тому моменту имел двоих детей. Родственники первой жены добились суда и требовали лишения Сумарокова родительских прав. Поэт выиграл дело, но громкий судебный процесс стал причиной разорения драматурга. Он искал утешение в алкоголе.

Переехав из Петербурга в Москву, потерпев неудачу в театральном деле, Сумароков обрек семью на бедственное положение. В 1777 году вторая супруга автора погибла. Вскоре поэт решил вступить в брак с племянницей почившей жены. На тот момент разница между ним и невестой составляла более 30 лет. Венчание состоялось, а спустя полгода Сумароков умер.

Русская трагедия

Титульный лист второго издания «Хорева», 1768 г. Фото: Wikipedia.org

Неудивительно, что Александр Сумароков пошел учиться в Сухопутный Шляхетский корпус – детище фельдмаршала Бурхарда Миниха. Образование там давали получше, чем в тогдашнем университете. По крайней мере, если есть желание. Сумароков уже писал стихи, но знали об этом только близкие друзья. Он не спешил вливаться в маломерную шеренгу русских пиитов того времени. Но все знали, что никто лучше Сумарокова не владеет русским, да и французским языком. Его просили писать любовные письма и деловые рапорты. Такие способности в то время ценились – и он стал одним из секретарей Алексея Разумовского, всесильного, но не слишком грамотного фаворита императрицы Елисавет. В первой половине жизни Сумарокову иногда везло, хотя тяжелый характер драматурга временами вспыхивал и в то время. Близость ко двору принесла ему известность и материальную свободу, но Сумароков стремился к жизни свободного художника. В 1747 году он представил публике свою первую трагедию, да еще и из русской истории – «Хорев». О древнем Киеве. Его образцом была Корнелева пьеса «Цинна, или Милосердие правителя», но тогда на эти сходства не обращали внимания. Играли премьеру кадеты, с которыми Сумароков давно занимался основами изящных искусств. С этой пьесы, по существу, начался русский театр. Успех, овации. Скоро появился и императорский театр – во многом «под Сумарокова».

Он был первым. Первым литератором, который жил почти исключительно на творческие заработки. Первым русским автором оперного либретто. И мы мало его помним, хотя стихи Сумарокова остроумны, мудры и звучны, а талант его проявился в десятке жанров.

Выпускник «рыцарской академии»


Александр Сумароков. Изображение: azertag.az

Александр Сумароков родился 25 ноября 1717 года в Финляндии — недалеко от Вильманстранда. Он стал вторым ребенком в большой дворянской семье. Отец будущего писателя — Петр Сумароков — был военным. Он стремился дать детям хорошее образование: нанял им иностранных гувернеров и сам занимался с сыновьями литературой. Мать Александра Сумарокова — Прасковья Приклонская — происходила из дворянского рода, который был приближен к власти в годы царствования Петра I и Екатерины I.

В 1732 году, когда Сумарокову было 14 лет, отец отправил его на учебу в недавно открытый Сухопутный Шляхетный кадетский корпус. Это учебное заведение готовило будущих военнослужащих, чиновников и придворных — его даже называли «рыцарской ака­демией». В корпусе учили риторике, этикету, фехтованию, музыке и танцам, но мало преподавали науки. Кадеты участвовали в придворных праздниках — ставили спектакли, писали стихи. Сумароков много читал, особенно любил популярных в те годы Василия Тредиаковского и Жана Расина. Незадолго до окончания корпуса он создал две оды — «Всемилостивейшей государыне императрице Анне Иоанновне, самодержице всероссийской, поздравительные оды в первый день нового года 1740, от кадетского корпуса сочиненные чрез Александра Сумарокова». Наставники Сумарокова помогли с публикацией стихотворений — их напечатали отдельной брошюрой.

В апреле 1740 года Александр Сумароков выпустился из кадетского корпуса. Хорошие оценки позволили ему претендовать на быстрое продвижение по службе. Сумароков получил должность адъютанта Михаила Головкина, вице-канцлера императрицы Анны Леопольдовны. Однако вскоре случился дворцовый переворот 1741 года, и к власти пришла Елизавета Петровна. Она распорядилась арестовать Головкина и выслать чиновника в Сибирь — его обвинили в государственной измене. На карьере Сумарокова эти события не отразились. Вскоре после переворота он получил новую должность. Поэт стал помощником графа Алексея Разумовского, фаворита императрицы Елизаветы Петровны. В это время Александр Сумароков был приближен к первым лицам государства, регулярно бывал на приемах во дворце, посещал светские салоны. Его взгляды были близки чиновникам и аристократам — поэт был монархистом. В то же время Сумароков совмещал службу и творчество, следил за современной литературой тех лет.

В начале 1740-х в печати появились первые оды Михаила Ломоносова. Сумароков прочитал их и решил познакомиться с автором стихотворений. Поэты подружились, и в 1744 году вместе выступили против Василия Тредиаковского в теоретическом споре о размерах русского стихосложения. Ломоносов полагал, что ритм задает эмоциональный тон литературного произведения. Сумароков с ним согласился. В этот период у поэта еще не было собственного четко сформировавшегося стиля. Он ориентировался на опыт других писателей, в том числе и Ломоносова. Однако уже в 1747 году Сумароков написал «Эпистолу о стихотворстве», в которой сформулировал основные принципы своего творчества:

В том же году Сумароков обратился к своему начальнику — графу Алексею Разумовскому: он просил опубликовать трагедию «Хорев».

В 1747 году была опубликована трагедия «Хорев», а в 1748 году — «Гамлет», которую, как предполагают исследователи, Сумароков написал под впечатлением от Шекспира. Эти произведения принесли ему успех. Критики хвалили его за патриотизм, интерес к русской истории. Вскоре вокруг поэта начала формироваться литературная школа. У Сумарокова появились ученики и последователи, среди которых были Иван Елагин, Петр Свистунов, Николай Муравьев и другие.

Интересные факты

Жизнь Александра Сумарокова была богата на приключения, курьезные случаи и интересные факты.

  • Единственным жанром, в котором автору было сложно работать, стала эпическая поэма. Начав писать «Димитриаду», он так и не завершил произведение.
  • Подписав «Эпистолу к российским ратникам» инициалами А.С., Сумароков сбил с толку читателей. Многие решили, что авторство принадлежит Александру Суворову.
  • Поэт ратовал за отказ от крепостного права.
  • Ориентируясь на творчество знаменитых писателей, он переделал «Гамлета» Уильяма Шекспира в соответствии с канонами классицизма.
  • Могила Сумарокова в скором времени после похорон была забыта и утеряна. Ее отыскали и в 1951 году установили на месте захоронения памятник.

Литературное наследие

Будучи дворянином, Александр Сумароков принимал участие в литературной жизни страны. Политика тоже не была ему чужда. Он задумывался о том, какие реформы следует провести, какие законы принять, чтобы страна стала демократическим государством.

Сумароков внес большой вклад в теорию и практику стихосложения. Он продолжил идеи Ломоносова, но через какое-то время они разошлись во взглядах. Александр Петрович считал, что стихи надо писать просто, как песни, избегая обилия красивостей и эпитетов. Утверждал классицизм на русской почве, как теоретически, так и практически.

Литературные критики считают его выдающимся драматургом и поэтом своего времени, преданным литературному делу. Очень плодовитый и старательный поэт. Поэзию и сочинительство он считал главным делом своей жизни, в отличие от других аристократов, занимающихся поэтическим творчеством.

Издатель первого частного литературного журнала «Трудолюбивая пчела», директор первого русского профессионального театра. Во всех своих разнообразных произведениях он обличает пороки, высмеивает безграмотность, невежество.

Пора невзгод

Осенью 1862 г. Москва готовилась к коронации Екатерины Алексеевны. По этому случаю устраивался грандиозный маскарад «Торжествующая Минерва», постановкой которого занимались крупнейшие деятели культуры того времени. В частности Сумароков сочинил хоры для каждого действия. Маскарад продолжался 3 дня и по размаху превзошел все ожидания зрителей.

На Екатерину II, пришедшую к власти, Александр Петрович возлагал большие надежды, однако все его попытки играть собственную роль в политике России безмерно раздражали императрицу. Вначале государыня запретила печатать некоторые сочинения поэта, а 1764 г. не дала Сумарокову разрешения на выезд заграницу. К слову сказать, в путешествие по Европе поэт собирался отправиться на казенные деньги, сумма была запрошена немалая – 12000 рублей.

На фоне этих событий в семье самого поэта разразился невиданный скандал. В 1766 г. поэт официально расторг брак с законной супругой и стал в открытую жить с Верой Прохоровой. В это же время при разделе имущества после смерти отца Сумароков рассорился со всеми родственниками и довел старушку-мать до того, что та написала императрице письмо с просьбой усмирить сына. Екатерина вмешалась и, повинуясь её Высочайшему указанию, поэту пришлось извиняться перед родными. Между тем, бесконечные жалобы на отвратительное поведение поэта и многочисленные доносы, поступавшие от него самого, изрядно наскучили императрице. В 1767 г. государыня пожаловала Александру Петровичу орден Святой Анны и чин действительного статского советника, а в 1769 г. выделила 3000 рублей на его переезд в Москву. На этом придворная карьера господина Сумарокова была закончена.

Едва успев появиться в первопрестольной, поэт тут же разругался с московским главнокомандующим П. Салтыковым. Тот в отместку разрешил постановку пьесы Сумарокова «Синав и Трувор» вопреки воле автора. О заговоре знали многие и с удовольствием предвкушали провал. Спектакль состоялся 30 января 1770 г., во время предоставления зрители ходили по залу, громко переговаривались, а затем освистали вышедших на поклон актёров, которых эта ситуация, впрочем, только позабавила (уж очень они устали от придирок поэта). 15 февраля императрица вынесла Александру Петровичу письменный выговор, который разошелся в списках по городу и стал предметом всеобщих насмешек. Уязвленный поэт укрылся в деревне, где «зализывал раны» до поздней осени. Там же, в Подмосковье Сумароков обвенчался с Верой Прохоровой, от которой ещё до брака прижил двоих детей: сына и дочь.

Дела Александра Петровича к тому времени шли из рук вон плохо. Когда-то он получал неплохое жалование и ценные подарки от императрицы, при разделе отцовского наследства ему досталось 300 крепостных душ и более 2000 рублей годового пансиона, но все это богатство непрактичный поэт растранжирил и оказался на грани разорения. Надеясь на литературный успех, в 1773 г. Сумароков отправился в Петербург, где поселился в Аничковом дворце у К. Г. Разумовского и занимался преимущественно переизданием собственных сочинений и постановкой недавно законченных пьес в Придворном театре. Здесь же в 1774 г. Александр Петрович написал последнюю поэму «Мстислав».

Литература

Светская публика узнала имя Сумарокова благодаря салонам, где собиралась петербургская аристократия. Его романтическая лирика оказалась чрезвычайно востребованной. Блестящий офицер снискал успех, презентовав пьесу под названием «Хорев». Так началась драматургическая деятельность автора.


Труды Александра Сумарокова

Творческая биография Александра Сумарокова связана с театром и литературой. Он оставил потомкам наследие в виде 9 трагедий, 20 комедий, 3 оперных либретто, стихов, од, басен и произведений другого жанра. Его произведения публиковались на страницах журнала «Ежемесячные сочинения». Поэт выпускал собственное издание под названием «Трудолюбивая пчела».

Среди трагедий пьесы «Гамлет», «Синав и Трувор», «Аристона», «Семира», «Димиза» и другие. «Хорев» издали в 1747 году. Он стал первым опытом, в котором просматривалась формирующаяся манера драматурга. Речь в произведении шла о Древней Руси, князе Кие и его брате Хореве. В центре сюжета трагическая любовь между главным героем и красавицей Оснельдой, а также конфликт личных взглядов с долгом.


Поэт Александр Сумароков

Трагедии «Вышеслав», «Дмитрий Самозванец», «Мстислав» раскрывали социально-политические взгляды автора. Главным героем в них становился правитель, а трагизм был связан с борьбой страстей, чувства долга и тиранией. Особенностью трагедий Сумарокова считалось не действие, а продолжительные речи персонажей, в которых скрывался авторский посыл.

В числе комедий, принадлежавших перу русского поэта, произведения «Тресотиниус», «Пустая ссора», «Опекун», «Лихоимец», «Рогоносец по воображению», «Мать совместница дочери» и другие. Пьесы памфлетного характера предполагали обличение очевидного порока героя, персонажи были узнаваемыми, а связь с действительностью непререкаемой. Яркий и выразительный язык отличает комические произведения Сумарокова.


Собрание сочинений Александра Сумарокова

Он сыграл значимую роль в литературе 18 века. Яркий представитель классицизма создавал драмы, прозу, стихи, басни и эпиграммы. Отдельного внимания его персона заслуживает в связи с историей русского театра.

Елизавета Петровна назначила Сумарокова первым директором «русского, для представления трагедий и комедий, театра». Пользуясь доверием императрицы, поэт видел в театре кафедру, позволявшую воспитывать дворянские умы. Трагедии автора составили основу репертуара.


Императрица Елизавета Петровна

В течение 5 лет он создавал механизм, которым необходимо было управлять, подыскивая помещение, финансирование и артистов. Драматургу не хватало управленческого опыта, он был конфликтным вспыльчивым человеком, но страстно любил искусство. В 1761 году Сумарокову пришлось оставить любимое дело и перебраться из Петербурга в Москву.

В завершении царствования Елизаветы Петровны и после восшествия на престол Екатерины II поэт оказался в числе оппозиционеров. Он написал трагедии, изобличающие монархов, и настроил против себя дворянство. Настоящая травля разыгралась после его резких высказываний в адрес правительницы, а личная жизнь Сумарокова стала поводом для пересудов.

Александр Петрович Сумароков и комедии

Русский драматург ввел в театральные постановки новый элемент комедийного жанра народного театра. Его произведения невелики по объему, написаны прозой и полны персонажей, подмеченных в обычной жизни.

Он написал эпистолу о комедийном спектакле и о том, по каким приметам должна развиваться постановка:

Всего им написано 12 комедий. Более поздние, созданные между 1764-1768 годами, являются произведениями характеров и сосредотачиваются на изобличении главного героя. Так, комедия «Нарцисс» повествует о самовлюбленности, самолюбовании. Драматург выступал против клеветников, ростовщиков и жуликов всех мастей.

Отрицательные герои в комедиях драматурга высмеиваются ярко и беспощадно.

Например, в «Опекуне» писателю удалось создать сложный характер главного героя, обладающий различными пороками, вытекающими один из другого. Здесь показаны скупость, жестокость и невежественность.

Русский театр и «Трудолюбивая пчела»

В ноябре 1754 г. секретарь Академии наук Г. Ф. Миллер предложил Сумарокову выпускать ежемесячный академический журнал, и поэт с жаром поддержал эту идею. В издании, носившем название «Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие» (впоследствии название журнала дважды менялось), Александр Петрович печатал стихотворения и переводы, став на период с 1755 г. по 1758 г. одним из самых востребованных авторов. Уже в 1756 г. Сумарокова признали заграницей: по ходатайству Г. Ф. Миллера поэт был избран почетным членом Лейпцигской академии свободных искусств. При этом подписавший диплом немецкий писатель И. Х. Готтшед заметил: «Мы должны поставить этого русского поэта в пример нашим вечным перелагателям иностранных творений. Почему немецкие поэты не могут найти трагических героев в нашей собственной истории и вывести их на сцену, тогда как русский нашел таковых в своей истории?»

В том же 1756 г. Елизавета Петровна учредила Русский театр на Васильевском острове и назначила его директором бригадира Сумарокова. Отныне все хозяйственные, финансовые и творческие вопросы вновь открывшегося храма Мельпомены ложились на плечи Александра Петровича, и труд этот оказался каторжным. Будучи дворянином по рождению новоиспечённый директор требовал от актёров театра безоговорочного подчинения и уважения, а те в свою очередь потешались над чванливым руководителем и не упускали случая напакостить ему. Положение спасал помощник директора Фёдор Волков, признанный «своим» в театральной среде он умело вел переговоры и сглаживал острые углы. Высшее начальство долго терпело сумасбродство Сумарокова, но в июне 1761 г. Александр Петрович получил отставку с сохранением жалованья и полностью посвятил себя литературе.

Провальным оказался и другой проект поэта. Публикуемый им с 1759 г. журнал сатирико-нравоучительного характера «Трудолюбивая пчела» не просуществовал и года. И вновь причиной неудачи стал неуживчивый нрав поэта. Первого же цензора, профессора астрономии Н. И. Попова Александр Петрович обвинил в пьянстве и предвзятом отношении к своему изданию, пришедшие на смену Попову С. К. Котельников и С. Я. Румовский также не нашли с Сумароковым общего языка. К конфликту подключился М. Ломоносов, и после череды скандалов «Трудолюбивая пчела» прекратила существование.

Ко всем прочим неурядицам добавились и проблемы в семье. В 1758 г. Иоганна Христина, родившая в браке двух дочерей, ушла от Александра Петровича. Биографы поэта объясняют её поступок по-разному. Одни полагают, что причиной разрыва стала супружеская неверность Иоганны Христины, другие утверждают, что Сумароков сам толкнул жену в объятья любовника, закрутив интрижку с Верой Прохоровой, дочерью собственного кучера, третьи считают, что союз распался из-за дурного характера Александра Петровича.

Сумароков и впрямь умел быть весьма неприятным. Желчный, вспыльчивый поэт, отстаивая свою точку зрения, начинал кричать, брызгать слюной, сыпать оскорблениями и размахивать руками, при этом лицо его обезображивал нервный тик. Даже родная мать с трудом выдерживала выходки буйного отпрыска. Особенно доставалось от Александра Петровича Ломоносову и Тредиаковскому, с которыми он на протяжении долгих лет вел «литературную войну». Высокопарные стихи Ломоносова Сумароков пародировал в своих «вздорных одах» и не спускал «академическому мужику» ни единого промаха. Тредиаковского же он и вовсе сделал персонажем «Трессотиниуса», изобразив того глупым педантом. Противники не оставались в долгу и отвечали Сумарокову градом насмешек и едких эпиграмм.

Конец жизни поэта и память потомков

Руководство театром Сумароков осуществлял до 1761 года. После этого он ещё некоторое время живёт в столице, а затем в 1769 году переезжает в Москву. Здесь у него возникает серьёзный конфликт с главнокомандующим П. Салтыковым, сторону которого принимает императрица. Это наносит поэту душевную травму и влечет за собой серьёзные материальные проблемы. Но, несмотря на невзгоды, в семидесятые годы он, по мнению исследователей, пишет свои лучшие произведения, такие как «Дмитрий Самозванец», «Вздорщица» и многие другие. Умер он 12 октября 1777 года и погребён на Донском кладбище Москвы.

Потомки в полной мере оценили заслуги этого человека перед Отечеством. На знаменитом памятнике «Тысячелетие России» среди выдающихся исторических деятелей государства представлен и Александр Сумароков (фото данного объекта читатель может увидеть на странице). На его произведениях выросли целые поколения поэтов, составивших славу и гордость нашей культуры, а его театральные сочинения стали учебником для будущих драматургов.

Частная жизнь и взаимоотношения

Александр Петрович был неординарной личностью. На протяжении всей жизни он был окружен слухами и сплетнями. В отношениях с людьми был конфликтным вспыльчивым человеком. 3 раза женился.

Первой супругой была Иоганна Балк, фрейлина в услужении Екатерины II, немка по национальности. Она родила двоих дочерей, которых ее родственники после развода и смерти супруги хотели отобрать, лишив Сумарокова родительских прав. Поэт процесс выиграл, дети остались с ним.

В 1766 году брак распался, Сумароков взял в жены свою любовницу, от которой у него уже были мальчик и девочка, Веру Прохорову, значительно младше его. Детей признали законными 8 лет спустя. Вторая супруга погибла.

Александр сочетался браком в третий раз с ее племянницей Еленой Гавриловной, которая была на 30 лет младше его.

Многочисленные судебные тяжбы, прогрессирующая слепота, безалаберное ведение хозяйства привели к полному разорению. Поэт все чаще искал утешение в алкоголе. 11 октября 1777 года он скончался после непродолжительной болезни, не оставив наследства. Его похоронили артисты московского театра на свои деньги на кладбище Донского монастыря.

Образование и первые воспитатели

Александр Сумароков получил домашнее образование. Его воспитателем сначала был русин из Венгрии Зейкен. Затем образованием мальчика занимался А.Остерман, дававший уроки и будущему императору России Петру Второму.

В возрасте 14 лет Александр был принят в шляхетный (Кадетский) корпус. Это случилось в год открытия данного учебного заведения. Здесь он проучился 8 лет, получил прекрасное образование в области математических, юридических, исторических наук, освоил несколько иностранных языков, включая немецкий и французский.

Правилами обучения в корпусе не возбранялось сочинять тексты различной направленности. Именно здесь Сумароков начал писать первые стихи и пьесы, хотя образовательная система готовила его к государственной деятельности.

В конце жизни

Именно в России судьбы поэтов и писателей полны драматизма.

Не обошло это и Александра Сумарокова. Биография этого человека полна трагических моментов, поскольку его сатирическое перо было направлено против дворянства. Ему этого не могли простить власть имущие.

Слава, которая пришла к писателю, существовала только в узких литературных кругах, а светское общество было настроено против него и всячески ему вредило.

Его неуживчивый характер и резкие суждения настроили против него императрицу. Положение Сумарокова еще больше усугубила женитьба на крепостной. Сословные предрассудки восстановили против него все общество.

Родственники первой жены начали судебный процесс против Сумарокова с требованием о лишении его родительских прав. Писатель выиграл дело, но был полностью разорен судебной тяжбой.

В лишениях и нужде он унижался перед Демидовым, умоляя его повременить с возвратом долгов.

«Все меры превзошла моя досада»: последние годы жизни Александра Сумарокова


Антон Лосенко. Портрет Александра Сумарокова (фрагмент). 1760. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Среди придворных росло недовольство Сумароковым. Поэт публиковал сатирические статьи и стихотворения. В это же время он много судился: Сумароков разошелся с женой, чтобы вступить в брак с дочерью своего кучера, поссорился с родственниками из-за наследства отца и написал жалобу на мужа сестры. В Петербурге о поэте ходили дурные слухи: его считали вздорным скандалистом. В 1769 году Сумароков переехал в Москву и сосредоточился на творчестве. В трагедиях «Синав и Трувор» и «Димитрий Самозванец» он обличал плохих, по его мнению, правителей, — тиранов и самодержцев. Критика, с которой поэт выступал в своих произведениях, вызвала недовольство представителей власти.

В 1770 году московский губернатор Петр Салтыков решил поставить спектакль по пьесе «Синав и Трувор». Он сам подобрал актеров и не допустил Сумарокова к работе над постановкой. Филолог Юрий Стенник писал: «Неподготовленную пьесу разыграли по приказу Салтыкова на потеху публике и провалили». Зрители освистали спектакль. Актеры плохо знали роли, а исполнительница главной роли артистка Елизавета Иванова вышла на сцену пьяной. Сумароков написал Екатерине II письмо, в котором обвинил Салтыкова в самоуправстве.

Императрица не поддержала поэта. Она посоветовала ему поблагодарить Салтыкова за постановку. В ответ Сумароков написал стихотворение «Все меры превзошла моя досада». В нем он писал:

В следующем, 1771 году Сумароков написал сатиру «О благородстве», в которой обличал пороки дворянства, и комедии нравов «Рогоносец по воображению», «Вздорщица» и «Мать — совместница дочери». Эти произведения поэт создал за очень короткий срок — на одну пьесу у него уходило несколько дней. В 1772 году журналист и издатель Николай Новиков написал о нем: «Притчи его почитаются сокровищем российского Парнаса, и в сем роде стихотворения далеко превосходит он Федра и де ла Фонтена, славнейших в сем роде». Поддерживали поэта и его ученики — Василий Майков и Михаил Херасков.

В 1770-х Сумароков много болел и стал терять зрение. Поэту не давали покоя кредиторы. Из-за нехватки средств Сумарокову пришлось продать часть библиотеки. Несколько раз он писал императрице и ее фавориту Григорию Потемкину и просил помочь. Его прошения остались без ответа. В произведениях этих лет Сумароков жаловался на нищету и равнодушие чиновников. В стихотворении «Жалоба» он писал:

Александр Сумароков умер 12 октября 1777 года в Москве. За несколько месяцев до смерти ему пришлось продать остатки своей библиотеки и дом. Похоронили поэта за счет московских актеров на Донском кладбище Москвы. Уже в начале XIX века его могила считалось утерянной, но в 1951 году захоронение нашли и установили на его месте памятник.

Последние годы жизни

Поправить материальное положение в Петербурге поэту не удалось. У читающей публики того времени большим успехом пользовались иностранные романы и волшебные сказки, а произведения российских авторов пылились на полках книжных лавок годами. По этому поводу редактор журнала «Живописец» Н. Новиков писал: «Кто бы во Франции поверил, если бы сказали, что Волшебных сказок разошлося больше сочинений Расиновых? А у нас это сбывается: «Тысяча одной ночи» продано гораздо больше сочинений г. Сумарокова…»

В январе 1775 г. Александр Петрович вернулся в Москву, а в марте Екатерина II одним росчерком пера вынесла Сумарокову окончательный приговор, запретив впредь печатать без цензуры его сочинения. Это был крах. Осмеянный обществом, отвергнутый императрицей, лишенный средств к существованию поэт погряз в долгах, пристрастился к бутылке и совершенно опустился. Чтобы заплатить заимодавцам и выкроить хоть какие-то крохи на жизнь, Александр Петрович начал распродавать свою библиотеку. Со здоровьем тоже не ладилось, сказывались прежние скандалы и беспробудное пьянство: поэт почти ослеп и мучился частыми приступами ипохондрии. Неоднократно Сумароков обращался за помощью к графу Потёмкину, но все его мольбы остались без ответа.

1 мая 1777 г. скончалась вторая супруга поэта Вера Прохорова. Её смерть Александр Петрович переживал очень тяжело и «плакал непрестанно двенадцать недель». Однако, чтобы не лишать родившихся ещё до брака детей права на наследство, Сумароков срочно обвенчался с племянницей покойной жены Еленой Гавриловной, вызвав очередную бурю негодования со стороны родственников. В третьем браке Александр Петрович прожил всего 4 месяца и 1 (12 по н. с.) октября 1777 г. преставился. За два дня до смерти московский дом поэта, его личное имущество и остатки библиотеки были проданы с аукциона за долги.

Хоронить некогда блистательного «северного Расина» пришлось актерам московского театра за свой счёт. Они же несли гроб с телом поэта до кладбища Донского монастыря, поскольку на катафалк собранных денег не хватило. Из родни проститься с Александром Петровичем никто не приехал. Место погребения А. П. Сумарокова было вскоре забыто и утеряно ещё в начале XIX в.. Обнаружили последний приют известного литератора совершенно случайно, когда в 1836 г. в эту же могилу был похоронен профессор Московского университета П. С. Щепкин. Существующий ныне памятник поэту был установлен в 1951 г.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: