Александр петрович сумароков: биография, творчество

Поэтический триумф

Благодаря новой должности Сумароков часто бывал в императорском дворце, где познакомился со своей будущей супругой, фрейлиной Иоганной Христиной Баллиор (Балк), дочерью мундкоха (повара). 10 ноября 1746 г. молодые обвенчались. Брак этот упрочил положение поэта при дворе. Осенью 1747 г. Александр Петрович обратился к тогдашнему президенту Академии наук К. Г. Разумовскому с просьбой напечатать сочиненную им трагедию «Хорев». Разумовский публикацию пьесы разрешил, а в 1749 г. «Хорев» был впервые сыгран на сцене воспитанниками Шляхетского корпуса. Трагедия имела успех у зрителя, и в 1750 г. кадеты давали представление в Зимнем дворце для самой императрицы Елизаветы Петровны.

Воодушевленный триумфом «Хорева» Александр Петрович пишет пьесу за пьесой: в залах Зимнего дворца ставятся его «Тресотинниус», «Синав и Трувор», «Чудовища», «Пустая ссора», «Семира». Нежась в лучах славы, поэт чувствовал себя по-настоящему счастливым. Карьера тоже шла своим чередом: в 1751 г. Сумароков был произведен в полковники, на Рождество 1755 г. получил чин бригадира.

Интересные факты

Виталий Ермолаев. «Праздник торжествующей Минервы». 2011. Изображение: shkolazhizni.ru

1. Александр Сумароков был первым писателем, который познакомил русских читателей с творчеством Уильяма Шекспира. В 1747 году поэт опубликовал трагедию «Гамлет», которую, скорее всего, создал под впечатлением от оригинальной пьесы Шекспира. Филологи Николай Захаров и Борис Гайдин писали: «Как и в случае с Пушкиным, вопрос о степени владения им английским языком остается открытым и требует специального исследования. Можно предположить, что поэт, знавший латынь, немецкий (его жена была немкой) и французский, мог читать оригинальный текст, пользуясь словарем». В 1748 году в «Эпистоле о стихотворстве» поэт перечислил Шекспира и Мильтона в списке великих писателей прошлого:

2. Сумароков был известен не только в России, но и за границей: в 1759 году его избрали почетным членом Лейпцигской академии наук. Еще при жизни драматурга все его трагедии были переведены на французский язык.

3. Сумароков был «вольтерьянецем» и был знаком со знаменитым французским философом. В 1769 году Сумароков отправил ему письмо, в котором критиковал популярные в то время комедии и жаловался на состоянии российского театра. Вольтер ответил поэту, похвалил его творчество и добавил: «К счастью, вы еще молоды и долго прослужите своему отечеству».

4. В 1763 году Сумароков организовал в Москве маскарад под названием «Торжествующая Минерва», который завершал празднования в честь коронации Екатерины II. Специально для праздника он написал стихотворение «Хор ко превратному свету», которое должно было прозвучать в конце праздника. Цензура пропустила произведение в сокращенном виде. Литературный критик Григорий Гуковский писал: «Смысл этого краткого хора таков: мне запретили говорит правду, что ж, я буду все же кричать об этом запрете и тем заявлю свой протест». В полной версии «Хора» Сумароков рассуждал о некой стране «за морем», в которой люди живут свободнее, чем в России:

Полную версию произведения под названием «Другой хор ко превратному свету» опубликовал Николай Новиков в 1781 году в «Полном собрании всех сочинений Александра Сумарокова».

5. Личная жизнь Александра Сумарокова вызывала много сплетен в обществе. Поэт был женат трижды. Его первой супругой стала фрейлина Екатерины II Иоганна Балк. От брака с ней у поэта было две дочери. В 1766 году, после 20 лет брака, Сумароков развелся и женился на дочери своего кучера Вере Прохоровой, от которой к тому моменту уже имел сына и дочь. Признать детей законными ему удалось только в 1774 году. В мае 1777 года, за несколько месяцев до смерти Сумарокова, Вера Прохорова умерла, и поэт женился на ее племяннице.

Образование и первые воспитатели

Александр Сумароков получил домашнее образование. Его воспитателем сначала был русин из Венгрии Зейкен. Затем образованием мальчика занимался А.Остерман, дававший уроки и будущему императору России Петру Второму.

В возрасте 14 лет Александр был принят в шляхетный (Кадетский) корпус. Это случилось в год открытия данного учебного заведения. Здесь он проучился 8 лет, получил прекрасное образование в области математических, юридических, исторических наук, освоил несколько иностранных языков, включая немецкий и французский.

Правилами обучения в корпусе не возбранялось сочинять тексты различной направленности. Именно здесь Сумароков начал писать первые стихи и пьесы, хотя образовательная система готовила его к государственной деятельности.

Примечания

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Писатели по алфавиту
  • Родившиеся 25 ноября
  • Родившиеся в 1717 году
  • Родившиеся в Москве
  • Умершие 12 октября
  • Умершие в 1777 году
  • Умершие в Москве
  • Писатели в общественном достоянии
  • Сумароковы
  • Выпускники Первого кадетского корпуса
  • Писатели России XVIII века
  • Русские писатели XVIII века
  • Поэты XVIII века
  • Поэты России
  • Русские поэты
  • Драматурги России
  • Баснописцы
  • Пародисты
  • Похороненные на Донском кладбище

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Сумароков, Александр Петрович» в других словарях:

  • Известный писатель, родился в 1718 г., умер 1 октября 1777 г. в Москве. О месте своего рождения С. говорит в стихах к герцогу Браганцу: Где Вильманштранд, я там по близости рожден, Как был Голицыным край Финский побежден. Из предков С. известен… … Большая биографическая энциклопедия

Сумароков, Александр Петрович

— Александр Петрович Сумароков. СУМАРОКОВ Александр Петрович (1717 1777), русский писатель, представитель классицизма. В трагедиях Хорев (1747), Синав и Трувор (1750), Димитрий Самозванец (1771) соединил любовные темы с общественной и философской… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Сумароков (Александр Петрович) известный писатель. Родился в 1718 г., в Финляндии, близ Вильманстранда. Отец его, Петр Панкратьевич, крестник Петра Великого, был человеком по тому времени образованным, в особенности по части литературы, и… … Биографический словарь

Русский писатель. Происходил из старинной дворянской семьи. В 1732 40 учился в Сухопутном шляхетском корпусе, где начал писать стихи. Популярность поэту принесли любовные песни,… … Большая советская энциклопедия

— (1717 77) русский писатель, один из видных представителей классицизма. В трагедиях Хорев (1747), Синав и Трувор (1750) ставил проблемы гражданского долга. Комедии, басни, лирические песни … Большой Энциклопедический словарь

— (1717 1777), русский писатель, один из видных представителей классицизма. В трагедиях «Хорев» (1747), «Синав и Трувор» (1750) ставил проблемы гражданского долга. Комедии, басни, лирические песни. * * * СУМАРОКОВ Александр Петрович СУМАРОКОВ… … Энциклопедический словарь

— (1717, Москва 1777, там же), поэт и драматург, один из ведущих представителей русского классицизма, действительный статский советник. Родился в принадлежавшем деду особняке в Большом Чернышёвском переулке, д. 6 (ныне). В 173240… … Москва (энциклопедия)

Известный писатель. Род. в 1718 г., в Финляндии, близ Вильманстранда. Отец его, Петр Панкратьевич, крестник Петра Вел., был человеком по тому времени образованным, в особенности по части литературы, и принадлежал к искренним сторонникам… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Творческий диапазон Александра Петровича Сумарокова очень широк. Он писал оды, сатиры, басни, эклоги, песни, но главное, чем он обогатил жанровый состав русского классицизма,— трагедия и комедия. Мировоззрение Сумарокова сформировалось под влиянием идей петровского времени

Но в отличие от Ломоносова он сосредоточил внимание на роли и обязанностях дворянства. Потомственный дворянин, воспитанник шляхетного корпуса, Сумароков не сомневался в законности дворянских привилегий, но считал, что высокий пост и владение крепостными необходимо подтвердить образованием и полезной для общества службой

Дворянин не должен унижать человеческое достоинство крестьянина, отягощать его непосильными поборами. Он резко критиковал невежество и алчность многих представителей дворянства в своих сатирах, баснях и комедиях.

Лучшей формой государственного устройства Сумароков считал монархию. Но высокое положение монарха обязывает его быть справедливым, великодушным, уметь подавлять в себе дурные страсти. В своих трагедиях поэт изображал пагубные последствия, проистекающие от забвения монархами их гражданского долга.

По своим философским взглядам Сумароков был рационалистом и на свое творчество смотрел как на своеобразную школу гражданских добродетелей. Поэтому на первое место им выдвигались моралистические функции.

Изучению творчества этого выдающегося русского писателя и публициста посвящена эта курсовая работа.

«Защитник истины, гонитель, бич пороков»

Эскиз декораций к опере Александра Сумарокова «Цефал и Прокрис». Изображение: smartcatstory.wordpress.com

В начале 1750-х Александр Сумароков экспериментировал и искал собственный стиль. Он писал не только торжественные оды, но и песни, элегии, дружеские и любовные послания, которые пользовались огромной популярностью среди дворянской молодежи. Их читали в салонах, печатали в брошюрах и переписывали от руки. Творчество Сумарокова перестал одобрять Михаил Ломоносов. Поэты спорили в печати, анализировали стихотворения друг друга. Сумароков даже написал пять «вздорных» од — пародий на произведения Ломоносова. Поэт критиковал Ломоносова за обилие метафор и сравнений. Он считал, что в поэзии недопустима «словесная вольность», а стихи должны быть точными и ясными. Ломоносов в ответ писал: «Зла ему не желаю, мстить за обиды и не думаю и только у Господа прошу, чтобы мне с ним не знаться».

В середине 1750-х героями стихов Сумарокова стали представители его окружения. Он считал, что в России было мало образованных людей. Поэт писал: «Невеж больше, нежели просвещенных людей». Сумароков сочинял обличительные басни, сатиры, высмеивал чиновников и придворных. Ученик поэта Иван Елагин назвал его «защитником истины, гонителем, бичом пороков». Сумароков высмеивал невежество, взяточничество, жадность. Он обвинял молодых людей в неуважении к русскому языку и правилам морали.

Несмотря на это, в 1756 году Сумарокову доверили руководство Русским, для представлений трагедий и комедий, театром — первым постоянным публичным театром России (сейчас — Александринский театр Санкт-Петербурга). В нем ставили спектакли по пьесам Сумарокова. Поэт сам писал сценарии, подбирал актеров, присутствовал на репетициях. Сумароков поставил первую русскую оперу «Цефал и Прокриса», драму «Пустынник», трагедию «Ярополк и Димиза». В то же время он не оставлял литературу — создавал оды, эпистолы, критические статьи, пасторальные зарисовки, идиллии, эпиграммы. Сумароков пробовал себя почти во всех жанрах, писал прозу и стихи. Он сотрудничал с Императорской Академией наук, публиковал в ее журнале «Ежемесячные сочинения» и там же редактировал отдел поэзии.

В январе 1759 года поэт начал издавать «Трудолюбивую пчелу» — первый российский частный журнал, который был целиком посвящен литературе. Первый номер журнала открывался посвящением Екатерине Алексеевне, жене наследника престола Петра Федоровича, будущей Екатерины II. В то время она находилась в опале: императрица Елизавета Петровна подозревала ее в связи с иностранными дипломатами и подготовке заговора. Сумароков поддержал Екатерину Алексеевну. Он писал:

В «Трудолюбивой пчеле» были опубликованы многочисленные стихотворения и статьи самого Сумарокова, его учеников и друзей — филолога Григория Козицкого, актера Ивана Дмитревского, писателя Алексея Ржевского и других, переводы произведений античных поэтов. Здесь же Сумароков продолжил полемику с Ломоносовым. В январском номере он опубликовал статью «О истреблении чужих слов из русского языка». В ней издатель упрекал писателей и поэтов в использовании заимствований в произведениях, писал, что они мешают «ясности» слога: «Восприятие чужих слов, а особливо без необходимости, есть не обогащение, но порча языка». В журнале печатались и сатирические стихотворения и заметки, в которых Сумароков критиковал власть и современное ему общество. Поэт опубликовал в «Трудолюбивой пчеле» «Письмо о некоторой заразительной болезни», в котором обвинял чиновников во взяточничестве, очерк «О домостроительстве» о жестокости помещиков, утопию «Сон. Щастливое общество». В декабре 1759 года Александр Сумароков закрыл журнал. Литературовед Александр Западов писал: «Редакция не объяснила причины прекращения журнала, но, очевидно, сумароковская сатира, придавшая ему критическую окраску, могла ухудшить отношение придворных кругов к кадетскому журналу и способствовать его окончанию». В последнем номере «Трудолюбивой пчелы» Сумароков поместил стихотворение «Расставание с музами»:

В 1761 году Александр Сумароков оставил театр из-за конфликта с сотрудниками. Поэту не хватало денег, которые выделяла казна, он месяцами не платил жалованье. Это вызвало недовольство театральной труппы. Сумароков пытался получить дополнительное финансирование. Он написал Ивану Шувалову с просьбой выделить деньги, но не получил ответа. После этого писателю пришлось уйти с должности.

Частная жизнь и взаимоотношения

Александр Петрович был неординарной личностью. На протяжении всей жизни он был окружен слухами и сплетнями. В отношениях с людьми был конфликтным вспыльчивым человеком. 3 раза женился.

Первой супругой была Иоганна Балк, фрейлина в услужении Екатерины II, немка по национальности. Она родила двоих дочерей, которых ее родственники после развода и смерти супруги хотели отобрать, лишив Сумарокова родительских прав. Поэт процесс выиграл, дети остались с ним.

В 1766 году брак распался, Сумароков взял в жены свою любовницу, от которой у него уже были мальчик и девочка, Веру Прохорову, значительно младше его. Детей признали законными 8 лет спустя. Вторая супруга погибла.

Александр сочетался браком в третий раз с ее племянницей Еленой Гавриловной, которая была на 30 лет младше его.

Многочисленные судебные тяжбы, прогрессирующая слепота, безалаберное ведение хозяйства привели к полному разорению. Поэт все чаще искал утешение в алкоголе. 11 октября 1777 года он скончался после непродолжительной болезни, не оставив наследства. Его похоронили артисты московского театра на свои деньги на кладбище Донского монастыря.

Пора невзгод

Осенью 1862 г. Москва готовилась к коронации Екатерины Алексеевны. По этому случаю устраивался грандиозный маскарад «Торжествующая Минерва», постановкой которого занимались крупнейшие деятели культуры того времени. В частности Сумароков сочинил хоры для каждого действия. Маскарад продолжался 3 дня и по размаху превзошел все ожидания зрителей.

На Екатерину II, пришедшую к власти, Александр Петрович возлагал большие надежды, однако все его попытки играть собственную роль в политике России безмерно раздражали императрицу. Вначале государыня запретила печатать некоторые сочинения поэта, а 1764 г. не дала Сумарокову разрешения на выезд заграницу. К слову сказать, в путешествие по Европе поэт собирался отправиться на казенные деньги, сумма была запрошена немалая – 12000 рублей.

На фоне этих событий в семье самого поэта разразился невиданный скандал. В 1766 г. поэт официально расторг брак с законной супругой и стал в открытую жить с Верой Прохоровой. В это же время при разделе имущества после смерти отца Сумароков рассорился со всеми родственниками и довел старушку-мать до того, что та написала императрице письмо с просьбой усмирить сына. Екатерина вмешалась и, повинуясь её Высочайшему указанию, поэту пришлось извиняться перед родными. Между тем, бесконечные жалобы на отвратительное поведение поэта и многочисленные доносы, поступавшие от него самого, изрядно наскучили императрице. В 1767 г. государыня пожаловала Александру Петровичу орден Святой Анны и чин действительного статского советника, а в 1769 г. выделила 3000 рублей на его переезд в Москву. На этом придворная карьера господина Сумарокова была закончена.

Едва успев появиться в первопрестольной, поэт тут же разругался с московским главнокомандующим П. Салтыковым. Тот в отместку разрешил постановку пьесы Сумарокова «Синав и Трувор» вопреки воле автора. О заговоре знали многие и с удовольствием предвкушали провал. Спектакль состоялся 30 января 1770 г., во время предоставления зрители ходили по залу, громко переговаривались, а затем освистали вышедших на поклон актёров, которых эта ситуация, впрочем, только позабавила (уж очень они устали от придирок поэта). 15 февраля императрица вынесла Александру Петровичу письменный выговор, который разошелся в списках по городу и стал предметом всеобщих насмешек. Уязвленный поэт укрылся в деревне, где «зализывал раны» до поздней осени. Там же, в Подмосковье Сумароков обвенчался с Верой Прохоровой, от которой ещё до брака прижил двоих детей: сына и дочь.

Дела Александра Петровича к тому времени шли из рук вон плохо. Когда-то он получал неплохое жалование и ценные подарки от императрицы, при разделе отцовского наследства ему досталось 300 крепостных душ и более 2000 рублей годового пансиона, но все это богатство непрактичный поэт растранжирил и оказался на грани разорения. Надеясь на литературный успех, в 1773 г. Сумароков отправился в Петербург, где поселился в Аничковом дворце у К. Г. Разумовского и занимался преимущественно переизданием собственных сочинений и постановкой недавно законченных пьес в Придворном театре. Здесь же в 1774 г. Александр Петрович написал последнюю поэму «Мстислав».

Великая тройка

Кто тогда в России слагал стихи? В первую очередь – великая тройка. Михайло Ломоносов, Василий Тредиаковский и он, Сумароков. Первый – из крестьян, второй – из духовенства и только Сумароков – дворянин с родословной, которая распространялась не на один век

Для того времени это чертовски важно! Петр Великий создавал империю, ответственность за которую возлагалась на дворянство. Они формировали представления о гордости и чести

Это не была замкнутая каста, дворянство стремились заслужить, иногда не только шпагой, но и умом.

Портрет Тредиаковского. Гравюра А. Я. Колпашникова, 1775 г. Фото: Wikipedia.org

Портрет М. Хераскова. Фото: Wikipedia.org

Но Сумароков ощущал, что он – единственный представитель аристократии в словесности и, будучи человеком горячим, а временами заносчивым, конфликтовал с собратьями свысока. Ломоносов и Тредиаковский, в свою очередь, высмеивали плюгавую стать Сумарокова, его рыжие патлы и привычку подмаргивать. Можно долго цитировать перебранки великих. Они так и не примирились, но славу изведали все трое. Первым ее потерял Тредиаковский, а Сумароковым в то время восхищались.

Вскоре вокруг него сформировалась школа. Дворяне, сторонники свобод, позже многие из них стали знаменитыми масонами. От них зародился русский сентиментализм. Это линия Сумарокова, очень важная для русской литературы! С годами многие из них даже забыли, что в истоке их вольных воззрений, в истоке их дворянского самостояния – сумароковские мысли. Но, например, Михаил Херасков своей учебы у Сумарокова не забывал. Впрочем, Александр Петрович встречал неблагодарность чаще, чем что-либо иное.

Выпускник «рыцарской академии»


Александр Сумароков. Изображение: azertag.az

Александр Сумароков родился 25 ноября 1717 года в Финляндии — недалеко от Вильманстранда. Он стал вторым ребенком в большой дворянской семье. Отец будущего писателя — Петр Сумароков — был военным. Он стремился дать детям хорошее образование: нанял им иностранных гувернеров и сам занимался с сыновьями литературой. Мать Александра Сумарокова — Прасковья Приклонская — происходила из дворянского рода, который был приближен к власти в годы царствования Петра I и Екатерины I.

В 1732 году, когда Сумарокову было 14 лет, отец отправил его на учебу в недавно открытый Сухопутный Шляхетный кадетский корпус. Это учебное заведение готовило будущих военнослужащих, чиновников и придворных — его даже называли «рыцарской ака­демией». В корпусе учили риторике, этикету, фехтованию, музыке и танцам, но мало преподавали науки. Кадеты участвовали в придворных праздниках — ставили спектакли, писали стихи. Сумароков много читал, особенно любил популярных в те годы Василия Тредиаковского и Жана Расина. Незадолго до окончания корпуса он создал две оды — «Всемилостивейшей государыне императрице Анне Иоанновне, самодержице всероссийской, поздравительные оды в первый день нового года 1740, от кадетского корпуса сочиненные чрез Александра Сумарокова». Наставники Сумарокова помогли с публикацией стихотворений — их напечатали отдельной брошюрой.

В апреле 1740 года Александр Сумароков выпустился из кадетского корпуса. Хорошие оценки позволили ему претендовать на быстрое продвижение по службе. Сумароков получил должность адъютанта Михаила Головкина, вице-канцлера императрицы Анны Леопольдовны. Однако вскоре случился дворцовый переворот 1741 года, и к власти пришла Елизавета Петровна. Она распорядилась арестовать Головкина и выслать чиновника в Сибирь — его обвинили в государственной измене. На карьере Сумарокова эти события не отразились. Вскоре после переворота он получил новую должность. Поэт стал помощником графа Алексея Разумовского, фаворита императрицы Елизаветы Петровны. В это время Александр Сумароков был приближен к первым лицам государства, регулярно бывал на приемах во дворце, посещал светские салоны. Его взгляды были близки чиновникам и аристократам — поэт был монархистом. В то же время Сумароков совмещал службу и творчество, следил за современной литературой тех лет.

В начале 1740-х в печати появились первые оды Михаила Ломоносова. Сумароков прочитал их и решил познакомиться с автором стихотворений. Поэты подружились, и в 1744 году вместе выступили против Василия Тредиаковского в теоретическом споре о размерах русского стихосложения. Ломоносов полагал, что ритм задает эмоциональный тон литературного произведения. Сумароков с ним согласился. В этот период у поэта еще не было собственного четко сформировавшегося стиля. Он ориентировался на опыт других писателей, в том числе и Ломоносова. Однако уже в 1747 году Сумароков написал «Эпистолу о стихотворстве», в которой сформулировал основные принципы своего творчества:

В том же году Сумароков обратился к своему начальнику — графу Алексею Разумовскому: он просил опубликовать трагедию «Хорев».

В 1747 году была опубликована трагедия «Хорев», а в 1748 году — «Гамлет», которую, как предполагают исследователи, Сумароков написал под впечатлением от Шекспира. Эти произведения принесли ему успех. Критики хвалили его за патриотизм, интерес к русской истории. Вскоре вокруг поэта начала формироваться литературная школа. У Сумарокова появились ученики и последователи, среди которых были Иван Елагин, Петр Свистунов, Николай Муравьев и другие.

Оды, песни, эпиграммы

В биографии Сумарокова есть и противостояние общепризнанным талантливым личностям. Предшественник писателя филолог Тредиаковский утверждал, что российское стихотворение должно быть тоническим. Вслед за ним Ломоносов довершил создание правил стихосложения.

Сумароков ввел новаторскую традицию: умение создавать образцы поэтических произведений практически всех жанров, стремясь при этом показать различные жанровые возможности литературы.

Образцы поэзии, данные Александром Петровичем Сумароковым, служат ярким примером верного служения музам.

Он создавал идиллии, оды и элегии, писал мадригалы, басни, памфлеты и песни, сочинял сатирические произведения в виде эпиграмм, нравоучительных притч и юмористических экспромтов.

Сумарокову принадлежат несомненные открытия в любовной лирике, в которой автор обращается непосредственно к человеку и тонкостям его натуры, к эмоциям и чувствам. Это было новаторство в определенной степени.

Лирика Сумарокова задушевна и проста, без ненужного пафоса и патетики стремится открыть искренность и глубину чувств лирических героев.

Такая многогранность таланта подтверждает исключительность Александра Петровича Сумарокова. Творчество писателя надолго опередило время, хоть и было незаслуженно забыто.

Вот еще один образец лирического стихотворения. Несмотря на то, что сам язык написания устаревший, стихи поражают искренностью и глубокой грустью. Судите сами:

Детство и отрочество

Александр родился вторым ребёнком в семье поручика драгунского полка Петра Панкратьевича Сумарокова и его жены Прасковьи Ивановны (в девичестве Приклонской). Сие счастливое для супругов событие случилось 14 (25 по н. с.) ноября 1717 г. в Вильманстранде (ныне финский город Лаппеэнранта), где проходил службу Сумароков-старший. Семья считалась весьма состоятельной: отец поэта, крестник Петра Великого, имел в 6 имениях 1670 крепостных душ и успешно продвигался по карьерной лестнице. Кроме Александра у Сумароковых было ещё 8 детей.

Начальное образование Александр получил дома. До 1727 г. ему давал уроки карпатский русин И. А. Зейкен, обучавший в то же самое время наследника престола, будущего императора Петра II. 30 мая 1732 г. старшие мальчики Сумароковы (Александр и Василий) были приняты в первый набор Сухопутного шляхетского кадетского корпуса в Петербурге, именуемого также «Рыцарской академией». Согласно задумке учредителей заведения выпускники Корпуса должны были стать элитой дворянского общества Российской империи: мальчиков обучали иностранным языкам, математике, истории, географии, военному делу, этикету, танцам, искусству вести беседу. В свободное от уроков время кадетам надлежало читать историческую литературу, газеты, указы и регламенты. Некоторые ученики развлекались сочинением стишков и песенок. Печатный дебют самого Александра Сумарокова состоялся в конце 1739 г.: к празднованию Нового 1740 года юный поэт опубликовал напыщенный одический диптих, посвящённый «Ее Императорскому Величеству Милостивейшей Государыне Императрице Анне Иоанновне Самодержице Всероссийской».

14 апреля 1740 г. Александр Петрович Сумароков был выпущен из Корпуса в ранге поручика и причислен к военно-походной канцелярии фельдмаршала А. Х. Миниха. В 1741 г. фельдмаршала отстранили от дел, а молодого поручика перевели адъютантом к вице-канцлеру М. Г. Головкину. В июле 1742 г., после ареста и ссылки М. Головкина, Сумароков получил чин капитана и поступил на службу к графу А. Г. Разумовскому, фавориту императрицы Елизаветы.

Русский театр и «Трудолюбивая пчела»

В ноябре 1754 г. секретарь Академии наук Г. Ф. Миллер предложил Сумарокову выпускать ежемесячный академический журнал, и поэт с жаром поддержал эту идею. В издании, носившем название «Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие» (впоследствии название журнала дважды менялось), Александр Петрович печатал стихотворения и переводы, став на период с 1755 г. по 1758 г. одним из самых востребованных авторов. Уже в 1756 г. Сумарокова признали заграницей: по ходатайству Г. Ф. Миллера поэт был избран почетным членом Лейпцигской академии свободных искусств. При этом подписавший диплом немецкий писатель И. Х. Готтшед заметил:
«Мы должны поставить этого русского поэта в пример нашим вечным перелагателям иностранных творений. Почему немецкие поэты не могут найти трагических героев в нашей собственной истории и вывести их на сцену, тогда как русский нашел таковых в своей истории?»

В том же 1756 г. Елизавета Петровна учредила Русский театр на Васильевском острове и назначила его директором бригадира Сумарокова. Отныне все хозяйственные, финансовые и творческие вопросы вновь открывшегося храма Мельпомены ложились на плечи Александра Петровича, и труд этот оказался каторжным. Будучи дворянином по рождению новоиспечённый директор требовал от актёров театра безоговорочного подчинения и уважения, а те в свою очередь потешались над чванливым руководителем и не упускали случая напакостить ему. Положение спасал помощник директора Фёдор Волков, признанный «своим» в театральной среде он умело вел переговоры и сглаживал острые углы. Высшее начальство долго терпело сумасбродство Сумарокова, но в июне 1761 г. Александр Петрович получил отставку с сохранением жалованья и полностью посвятил себя литературе.

Провальным оказался и другой проект поэта. Публикуемый им с 1759 г. журнал сатирико-нравоучительного характера «Трудолюбивая пчела» не просуществовал и года. И вновь причиной неудачи стал неуживчивый нрав поэта. Первого же цензора, профессора астрономии Н. И. Попова Александр Петрович обвинил в пьянстве и предвзятом отношении к своему изданию, пришедшие на смену Попову С. К. Котельников и С. Я. Румовский также не нашли с Сумароковым общего языка. К конфликту подключился М. Ломоносов, и после череды скандалов «Трудолюбивая пчела» прекратила существование.

Ко всем прочим неурядицам добавились и проблемы в семье. В 1758 г. Иоганна Христина, родившая в браке двух дочерей, ушла от Александра Петровича. Биографы поэта объясняют её поступок по-разному. Одни полагают, что причиной разрыва стала супружеская неверность Иоганны Христины, другие утверждают, что Сумароков сам толкнул жену в объятья любовника, закрутив интрижку с Верой Прохоровой, дочерью собственного кучера, третьи считают, что союз распался из-за дурного характера Александра Петровича.

Сумароков и впрямь умел быть весьма неприятным. Желчный, вспыльчивый поэт, отстаивая свою точку зрения, начинал кричать, брызгать слюной, сыпать оскорблениями и размахивать руками, при этом лицо его обезображивал нервный тик. Даже родная мать с трудом выдерживала выходки буйного отпрыска. Особенно доставалось от Александра Петровича Ломоносову и Тредиаковскому, с которыми он на протяжении долгих лет вел «литературную войну». Высокопарные стихи Ломоносова Сумароков пародировал в своих «вздорных одах» и не спускал «академическому мужику» ни единого промаха. Тредиаковского же он и вовсе сделал персонажем «Трессотиниуса», изобразив того глупым педантом. Противники не оставались в долгу и отвечали Сумарокову градом насмешек и едких эпиграмм.

Личная жизнь

Александр Сумароков оказался первым дворянином, решившим зарабатывать литературной деятельностью. Он сталкивался с финансовыми трудностями из-за непростого выбора, который пришлось сделать в угоду творчеству. Часто, обращаясь в письмах к Екатерине II, Сумароков объяснял бедственное положение любовью к искусству.

Музу он ставил превыше чинов и рангов. На пике карьеры Сумароков имел большой доход. Его произведения печатались за счет казны, государство выплачивало внушительный годовой пенсион, в распоряжении находилось 300 крепостных. Расточительный образ жизни и непредусмотрительность привели к разорению и постоянным долгам.

Александр Домогаров в роли Александра Сумарокова в сериале «Михайло Ломоносов»

Будучи женатым на немке, Александр Сумароков завел любовницу, годившуюся в дочери. Ею оказалась дочь кучера. Увлечение привело к разрушению семьи. После кончины супруги в 1769 году поэт обвенчался с возлюбленной, с которой к тому моменту имел двоих детей. Родственники первой жены добились суда и требовали лишения Сумарокова родительских прав. Поэт выиграл дело, но громкий судебный процесс стал причиной разорения драматурга. Он искал утешение в алкоголе.

Переехав из Петербурга в Москву, потерпев неудачу в театральном деле, Сумароков обрек семью на бедственное положение. В 1777 году вторая супруга автора погибла. Вскоре поэт решил вступить в брак с племянницей почившей жены. На тот момент разница между ним и невестой составляла более 30 лет. Венчание состоялось, а спустя полгода Сумароков умер.

Театральные подмостки

Творчество этого неординарного человека неразрывно связано с созданием российского театра.

Именно Сумароков по высочайшему повелению Елизаветы был назначен в 1756 году его первым директором. Верным товарищем и сподвижником Сумарокова в деле формирования труппы театра стал Федор Волков.

Если Александр Петрович мог вспылить, раскричаться, грубо высказаться в отношении актера, то Волков умело управлял труппой, восполняя недостатки в укреплении коллективных усилий и формировании театра со стороны руководства.

К началу полноценной работы первого постоянного театра в России Сумароков написал для его репертуара пять трагедий и три комедии.

Основание российского театра было слишком тяжелой миссией. Помещение для осуществления постановок отсутствовало, не хватало денег на оплату жалования актерам, музыкантам, другому персоналу. После 10 лет самоотверженного и нелегкого труда в 1761 году Сумароков ушел из театра и переехал на постоянное жительство в Москву, где продолжил заниматься творчеством.

Первая заслуженная слава

Однако никакой настоящий художник не может удовлетвориться лишь подражанием тому, что создано кем-то другим, он всегда ищёт собственный стиль. Именно так поступил Сумароков. Биография его творческой жизни по-настоящему начинается, когда в салонах образованной петербургской аристократии во множестве появляются списки его любовных песен. Этот жанр был избран автором неслучайно. Именно он в наибольшей степени позволял раскрыться душевному состоянию Александра — молодого блестящего офицера, полного романтических переживаний, свойственных его возрасту.

Но настоящую славу ему принесла состоявшаяся при дворе в 1747 году постановка его стихотворной драмы «Хорев». Тогда же она вышла из печати, став достоянием широкой публики, что сделало его имя всенародно известным. Вслед за тем, также при дворе, исполняется несколько пьес, автором которых был Сумароков. Биография его творчества выходит с этого времени на новый уровень — он становится профессиональным литератором.

Комедии Сумарокова

Комедии автора, несмотря на то, что по своим художественным особенностям они слабее «высоких трагедий», имеют большое значение становлении и развитии русской драматургии. Как и трагедии, его комедийные пьесы написаны с «воспитательными», просветительскими целями, отличаются обличительным пафосом. Комедии, в отличие от трагедий, написаны прозой и не очень велики по объему (1-2, реже 3 акта). Они зачастую лишены четкой фабулы, происходящее в них похоже на фарс. Действующими лицами комедий драматурга являются люди, замеченные им в обычной жизни: попы, судьи, крестьяне, солдаты и т.д.

Самой сильной стороной комедий являлся их пестрый и глубоко оригинальный язык. Несмотря на то, что автор тратил на создание комедий гораздо меньше времени, чем на трагедии, ему удалось передать колорит современной ему народной жизни. Из 12 комедий, им написанных, наибольшую известность получила комедия под названием «Рогоносец по воображению», в которой драматург высмеивал дремучесть и деспотизм помещиков.

О значении деятельности драматурга в создании и становлении русского театра — здесь

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: