Факты из биографии, взгляды, мировоззрение
Не раз приходилось Коменскому покидать родную землю, видеть, как гибнут в огне военных пожаров его рукописи и книги, начинать сызнова то, что было уже сделано. Религиозные войны и иноземные нашествия сотрясали Чехию, родину Коменского. И потому, наверное, столь постоянно, столь неизменно звучит в книгах Коменского мечта о мире, о совершенном устройстве человеческого общества. Вернейший путь к этому Коменский видел в просвещении — не случайно одна из последних работ его, «Ангел мира», формулирует идею создания международной организации, охраняющей повсюду мир и распространяющей просвещение, — идею, на столетия опередившую свою эпоху.
Но и в ту пору, в разобщенной и терзаемой войнами Европе, деятельность Коменского была поистине интернациональной. Невозможно оценить, скольким обязана Коменскому чешская культура. Но память Коменского имеют основание чтить и в Англии — здесь были впервые изданы лучшие его книги; и в Швеции — им был подготовлен проект реформы шведской школы и написаны для нее многие учебники; и в Венгрии — здесь тоже работал Коменский; и в Голландии —здесь он провел последние годы, здесь было издано первое собрание его педагогических работ.
Коменский был членом секты «чешских братьев». В религиозной оболочке эта секта выступала против власти богачей, против феодальных порядков. В книге «Лабиринт мира и рай сердца» Коменский писал, что одни пресыщаются, другие голодают, одни забавляются, другие рыдают.
В XVII веке земли и политическая власть Чехии находились в руках немецких феодалов. В деятельности Коменского борьба против угнетателей народа естественно слилась с борьбой за национальную независимость Чехии, с борьбой против войн, за мир между народами. «Люди, — писал Коменский, — являются гражданами одного и того же мира, и ничто не мешает им установить широкое объединение на основе человеческой солидарности, общих знаний, прав, религии».
Коменский, естественно, не мог в ту эпоху правильно определить пути уничтожения социальных противоречий. Он думал, что их можно преодолеть средствами религии, нравственного совершенствования, воспитания. Но в противовес средневековой церкви он подчёркивал, что человек не «раб божий», а «творец вселенной».
Педагогические идеи Яна Коменского, отца дидактики
Почти всё, что мы сейчас подразумеваем под классической педагогикой, это идеи Яна Коменского. Устройство современной школы основано на его принципах.
Идеи Коменского, которые нам кажутся само собой разумеющимися, в его время казались невероятно прорывными. Чтобы это понять, просто представьте себе типичную школу той эпохи: дети разных возрастов занимаются вместе разными предметами без всякой системы, как придёт в голову учителю, и у разных детей в одно и то же время могут быть разные занятия. Скажем, малыш учится читать, подросток рядом пытается решить математическую задачу, а его сосед зубрит латынь. Посещаемость уроков — как получится
Всеобщего обязательного обучения хотя бы грамоте нет, и мало кто думает, что это вообще важно. Специальных учебников просто не существует, читать дети учатся по сложным религиозным текстам вроде Псалтири
В качестве мотивации — розги.
Коменский придумал систему, которая приводила этот жестокий хаос в порядок.
Он сформулировал основные принципы дидактики — науки о том, как учить людей и как люди учатся. В том числе главный, который принято называть «золотым правилом дидактики», — принцип наглядности. «Всё, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое для восприятия зрением, слышимое — слухом, запахи — обонянием, что можно вкусить — вкусом, доступное осязанию — путём осязания», — объяснял Коменский.
Книга Яна Амоса Коменского «Чувственный мир в картинках», издание 1685 г.Фото: Newberry Library
Книга Яна Амоса Коменского «Чувственный мир в картинках», издание 1685 г.Фото: Newberry Library
Книга Яна Амоса Коменского «Чувственный мир в картинках», издание 1685 г.Фото: Newberry Library
Книга Яна Амоса Коменского «Чувственный мир в картинках», издание 1685 г.Фото: Newberry Library
Книга Яна Амоса Коменского «Чувственный мир в картинках», издание 1685 г.Фото: Newberry Library
Книга Яна Амоса Коменского «Чувственный мир в картинках», издание 1685 г.Фото: Newberry Library
Следуя этому принципу, он сам написал и проиллюстрировал наглядный учебник — «Чувственный мир в картинках». Это была книга для обучения детей чтению и одновременно для знакомства с окружающим миром. Кроме этого, Коменский составил ещё несколько учебников — по физике, астрономии и пособие по изучению языков (он сам преподавал латынь).
Ещё одна из важнейших идей Коменского — принцип природосообразности. Суть его в том, что на каждом этапе взросления у человека есть свои образовательные задачи и возрастные особенности (это он и называет «природой»)
Всё это важно учитывать при обучении
Именно он ввёл в процесс образования понятие классно-урочной системы. Обосновал, что обучение должно быть последовательным, систематизированным, делиться на конкретные предметы, по каждому из них надо иметь план занятий и расписание, а учитель, кроме объяснения, должен проверять и то, как его подопечные усвоили материал. Дети должны посещать школу регулярно и распределяться по классам.
Причём с точки зрения Коменского, в класс надо объединять «одинаково успевающих учеников, для того чтобы легче можно было вести вместе к одной и той же цели всех, кто занят одним и тем же и относится к обучению с одинаковым прилежанием». У каждого класса должно быть своё помещение, а учебный год должен длиться чётко фиксированное количество времени. «Для каждого класса должен быть назначен такой приспособленный к средним способностям годовой курс, чтобы его можно было легко усвоить в продолжение одного года, но так, чтобы и с быстро, и с медленно работающим умом было возможно пройти его в одинаковый промежуток времени», — писал он.
Коменский считал, что в учебные материалы нужно добавлять как можно больше интересных фактов — чтобы детям не было скучно. В наше время это тоже сермяжная истина, а тогда тоже было новаторством. А ещё, в контексте современной терминологии, он был сторонником геймификации учебного процесса — написал несколько пьес для школьных занятий в форме игры.
Педагогические идеи Коменского в итоге выразились в идее пансофизма — мечте об универсальной школе, в которой детей, независимо от их происхождения и статуса, последовательно учились бы «всем предметам, нужным для настоящей и будущей жизни». Коменский считал это очень важным для развития общества. Узнаёте? Да, конечно, это идея всеобщего образования, родившаяся задолго до того, как этой мыслью озаботились государственные правители.
Изображение: Джованни Якопо Каральо, «Школа философов», 1515-1565 гг. / Рейксмюсеум
Педагог Ян Амос Коменский
Когда читаешь биографию Яна Коменского (1592-1670) даже в кратком пересказе, возникает чувство, схожее по своей природе с теми, что появляются в процессе знакомства с другими жизнеописаниями великих людей. Бесспорно, оно во многом индивидуально, но невольный вопрос: «Как можно столько всего успеть сделать за жизнь, да ещё и в стольких областях?», – возникает, наверное, у каждого.
А список того, что сделал за свою «учитель народов», поистине велик. Ещё обучаясь в университете, Я. Коменский принялся за написание своеобразной энциклопедии «Театр всех вещей». К этому же времени относится и начало работы над созданием полного словаря – «Сокровищницы чешского языка», которая продолжалась более 40 лет. Этот, а также другие его труды из данной области, сыграли очень важную роль в становлении литературного чешского языка.
После окончания обучения Я. Коменский стал работать в той же латинской школе, с которой началось его собственное образование. Но канонов традиционного воспитания, доставшихся в наследие от средневековой схоластической традиции, он не придерживался. В то время провести урок вне класса и приправить его рассказом не по учебнику, а исходя из опыта реальной жизни, как делал молодой учитель, было верхом новаторства. Кроме того, будущий «отец педагогики» совершенствовал не только практическую сторону процесса обучения, но и теоретическую. Он был убеждённым последователем идеи доступности образования для всех сословий и работал над несколькими трактатами, которые, как покажет история, навсегда изменили подход к образованию.
Над «универсальным искусством обучения всех всему», как называл дидактику сам Я. Коменский, он начал работать в 1627 г. Спустя 5 лет почти в одно время появились два его значимых педагогических труда. Один из них – «Материнская школа», первое в мире руководство по семейному воспитанию. Его основная идея сводилась к убеждению, что образование должно начинаться не со школы, а ещё раньше – в семейном кругу. Второе – «Дидактика», с которой чаще всего и ассоциируется имя Коменского, хотя он и был автором многих других учебников по разным предметам и трактатов, посвящённых отдельным аспектам педагогики (о них мы поговорим в последующих статьях).
Человек своего времени
Стоит отметить, что Яна Коменского мало интересовало развитие науки
Вместо этого он акцентировал свое внимание на богословии
Все свои идеи он заимствовал из теологии Богемских братьев. Более того, он активно изучал труды таких известных деятелей, как Николая Кузанского, Бэкона, Якоба Беме, Хуана Луиса Вивеса, Кампанелла и других мыслителей.
Вследствие этого, Коменскому удалось собрать большой багаж знаний, который помог ему сформулировать собственные взгляды в отношении проблем образования, богословия и научной педагогики.
Если же вам вообще нравятся интересные факты – подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org любым удобным способом. С нами всегда интересно!
Понравился пост? Нажми любую кнопку:
Ян Амос Коменский
Коменский (Komensky) Ян Амос (1592—1670) — чешский педагог, философ и
писатель, основатель связанной с протестантистким либерализмом гуманистической
педагогической системы, направленной против схоластики и основанной на принципах
сенсуализма. Тем не менее Коменский признавал священное писание источником
познания наравне с чувствами и разумом, а подготовку детей к вечной жизни за
гробом считал целью гуманистического воспитания. Основные сочинения Коменского:
«Великая дидактика» (1633—1638), «Открытая дверь к языкам» (1631), «Материнская
школа» (1632), «Мир чувственных вещей в картинках» (1658).
Протестантизм. . Под общ. ред. Л.Н. Митрохина. М., 1990,
с. 133.
Другие биографические материалы:
Фролов И.Т. Противник схоластической системы
обучения (Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова.
М., 1991).
Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Выдающийся
чешский мыслитель (Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический
словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр
«Академия», 2001).
Микешина Л.А. Чешский педагог, гуманист и философ
(Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН.
Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010).
Кумарин В.В. Один из величайших умов в истории
человечества. 2002.
Пискунов А.И. Крупнейший педагог-демократ (Хрестоматия
по истории зарубежной педагогики. Сост. А.И. Пискунов. 2 изд. перераб. М.,
1981).
Пискунов А.И. Общественный деятель (Большая
советская энциклопедия. В 30 т. Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е. Т. 13. Конда –
Кун. – М., Советская энциклопедия. – 1973).
Кузьмичева А.Е. Идеи Коменского легли в основу всей
европейской педагогики (Российская историческая энциклопедия. Т. 9. М.,
2020).
Далее читайте:
Коменский. Великая дидактика.
Исторические лица Чехословакии (биографический справочник).
Чехия (хронологическая
таблица).
Сочинения:
Dílo, sv. 1‒2, 17, Praha, 1969‒71 (изд. продолжается): Listy přátelům a
přiznivcům, Praha, ; в рус. пер.‒ Избр. соч., ч. 1‒3, Ревель, 1892‒97;
Избр. педагогические сочинения, 2 изд., ч. 1‒2, М., 1902‒11;
Избр.
педагогические сочинения, т. 1‒3, М., 1939‒41;
Избр. педагогические сочинения,
М., 1955;
Видимый свет на латинском, российском, немецком, итальянском,
французском языках представлен с реестром самых нужнейших российских слов, М.,
1768.
Литература:
Красновский А. А., Я. А. Коменский, М., 1953; Материалы науч. сессии АПН
РСФСР, посвященной 300-летию опубликования собрания дидактических трудов Я. А.
Коменского (13‒14 декабря 1957 г.), М., 1959; Альт Р., Прогрессивный характер
педагогики Коменского, пер. с нем., М., 1959; Лордкипанидзе Д., Ян Амос
Коменский, М., 1970; KvačaIa J., J. A. Comenius. Sein Leben und seine Schriften,
B., 1892; Heyberger A.. J. A. Comenius (Komenský). Sa vie et son oeuvre d
‘éducation. P., 1928; Novák J., Hendrich J., J. A. Komenský. Jeho život a spisy,
Praha, 1932: Young R. F., Comenius in England, Oxf., 1932; Kopecký J., Patočka
J., Куrašek J., J. A. Komonský. Nástin života a díla, Praha, 1957; Kurdybacha
Ł., Działałnošć Jana Amosa Komenskiego w Polsce, Warsz., 1957; Sesja naukowa w
Lesznie w czterechsetna rocznica powstania Gimnazjum_ i w trzechsetna wydania
«Opera didactica omnia» J. A. Komeńskiego, red. Kurdybacha, Wrocław ‒ Warsz.,
1957; Soupis del J. A. Komenského v ćeskoslovenských knihovnách, archivech a
museJich, Praha, 1959; Schaller K., Die Pädagogik des Johann Amos Comenius und
die Anfänge des pädagogischen Realismus im 17. Jahrhundert, Hdlb., 1962; «Acta
Comeniana», Archiv pro bádání о životé о díle Jana Amose Komenského, t. 25,
Praha, 1969; Floss P., J. A. Komenský. Od divadia věcí k dramatu člověka,
Ostrava, 1970; Kožik F., Svétlo v temnotách. Bolestný a brdinský život J. A.
Komenského, ; Łibrt С., Bibliografie české historie, t. 5, Praha,
1912, č. 17324‒30638.
Педагогика Яна Коменского
Такую же глубоко продуманную систему Коменский внёс и в школьное обучение. В его педагогических взглядах ярко выразилось стремление развить духовные силы учащихся и обеспечить радостное обучение.
Коменский подверг резкой критике средневековую школу за то, что в ней учили «смотреть чужими глазами», «думать чужим умом», что превращало школу в «пугало для мальчиков и место пыток для дарований». Он требовал, чтобы школа была местом «радости и счастья».
Здание должно быть светлым с площадкой для игр, классы — чистыми, красивыми. Следует дружески относиться к детям; «голос учителя должен сам проникать в души учащихся, наподобие самого нежного масла».
Коменский сформулировал «золотое правило наглядности», согласно которому всё должно восприниматься соответствующим органом чувства (видимое — зрением, слышимое— слухом и т. д.) либо несколькими органами, если это возможно:
«…всё должно быть представлено внешним чувствам, насколько это возможно, именно: видимое – зрению, слышимое – слуху, обоняемое – обонянию, вкушаемое – вкусу, осязаемое – осязанию, если же что-нибудь может быть одновременно воспринято несколькими чувствами, то и представлять этот предмет одновременно нескольким чувствам».
Вместо зубрёжки непонятного материала он предложил исходить из того, что «нет ничего в памяти, чего не было раньше в понимании». Обобщив опыт передовых школ, в том числе братских школ Юго-Западной Руси, Коменский разработал классно-урочную систему организации учебной работы. Он предложил проводить обучение в классах с постоянным составом учащихся, начинать занятия в определенное время года (1 сентября), делить материал на уроки, строить каждый урок методически продуманно и целесообразно.
Это был огромный шаг вперёд по сравнению со средневековой школой.
По-новому Коменский подошёл и к вопросу школьной дисциплины, указав, что основным средством её воспитания является не палка, а правильная постановка занятий и пример учителя. Он называл школу «мастерской гуманности» и указывал, что учитель добьётся успеха лишь тогда, когда будет «сгорать нетерпением рассеять мрак умственный» и обращаться с детьми как отец.
Частная жизнь
Личная жизнь педагога-учёного представляется как цепь трагических потерь близких людей. В ранние годы чума отняла у него родителей и двух сестёр. В 1618 году он женился на Магдалине Визовской, приёмной дочери пшеровского бургомистра. Но в 1622 году жена и двое детей стали жертвами всё той же моровой болезни.
Со второй супругой, Марией-Доротеей, дочерью епископа из Брандиса, Коменский прожил в супружестве 24 года, женившись на ней в 1624 году. Она ушла из жизни в 1648 году, не оставив детей. Бездетным был и третий брак, заключённый в 1649 году с Яной Гаюсовой, с которой он оставался до конца жизни.
Портрет Коменского словацкого художника Милослава Легоцкого
Биография
- Взрослая жизнь явилась продолжением дороги знаний. Молодой человек обучался в академии в Херборне, а затем в Гейдельбергском университете. В студенческие годы было положено основание его учёным трудам, которые растянулись на долгие годы.
- В 1612 году Коменский начал составлять полный словарь чешского языка, названный в 1656 году (год издания) «Сокровищница чешского языка». Он посвятил этой работе 44 года, занимаясь параллельно разносторонней научной и практической деятельностью.
- В 1614 – 1627 годы была осуществлена идея создания необычной энциклопедии, названной «Театр всех вещей».
- С 1614 по 1618 годы энциклопедист и лингвист занимался преподаванием гуманитарных дисциплин в школе Пршерова, которую сам когда-то окончил.
- С 1618 по 1621 годы Ян Коменский проживал в городе Фульнек, изучая взгляды философов Возрождения, отражённые в их произведениях. В эти три года он написал свой труд «Моравские древности» и начал составлять подробную, точную карту Моравии (закончил эту работу в 1627 году).
- В 1627 году учёный приступил к написанию главной работы своей жизни – «Дидактика», посвящённой теории обучения, положения которой не устарели и в 21 веке.
- В конце 1627 года начавшиеся гонения католической церкви на конфессии, которые не вошли в её лоно, заставили Коменского эмигрировать в Польшу. В городе Лешно он преподавал в гимназии, основанной общиной Моравского братства.
- В 1632 году была закончена «Дидактика» на чешском языке. Автор стал переводить её на международный язык учёного мира средних веков и эпохи Просвещения – латинский. В 1638 году перевод был закончен, и труд получил название «Великая дидактика».
- В 30-ые годы 17 века, наряду с основным сочинением по теории обучения, Я.А. Коменский написал учебники и пособия: «Открытая дверь к языкам», 1631 г.; «Астрономия», 1632 г.; «Физика», 1633 г.; «Материнская школа», 1632 г. – первое в своём роде руководство по воспитанию детей родителями в семье.
- 40-ые годы были посвящены продолжению работы над рядом учебников и развитию идей пансофии – о возможности обучить всех всему. Вера в успех такого подхода диктовалась гуманистическими веяниями века Просвещения.
- В 1651 году представилась возможность осуществить эти идеи на практике. Коменский был приглашён князем, владельцем трансильванских земель, для проведения реформы школ в его владениях. В городе Шарошпатак педагогу-дидактику удалось частично воплотить свои замыслы. Теоретическое обоснование пансофии, примерный учебный план образовательного заведения были даны в работе 1651 года «Пансофическая школа».
- В 1655 году Ян Амос вновь был в польском Лешно. В это время Польша оказалась во власти шведов. С приходом шведской армии католичество стало терять свои позиции. Моравские братья были рады приходу лютеранского протестантизма. Гонения на них в Европе отступили.
- С 1656 года Коменский обосновался в Амстердаме. Его идеи «обучения всех всему» получили новое направление, связанное с методикой достижения успеха. Учёный разработал метод драматизации процесса обучения – постижения знаний в ходе разыгрывания пьес. Написанные им пьесы вошли в книгу «Школа игры» (1656 г.).
- В 1658 году, распространяя свои идеи, Ян Амос Коменский выезжал и работал в Венгрии. Методологические поиски убедили учёного ещё в молодости в необходимости наглядного материала при обучении любому предмету. Так появился учебник «Мир чувственных вещей в картинках» (1658 г.). В нём учебные тексты сопровождались рисунками.
- В 1662 году была завершена ещё одна работа, начатая в молодые годы. С 1644 года Коменский размышлял о путях преобразования человеческого общества на началах Просвещения. Были напечатаны первые две части капитального труда «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» (1662 г.). Остальные пять частей были обнаружены и опубликованы лишь в 20 веке – в 1966 году, в Праге.
- Итоговой книгой великого учёного-педагога стало сочинение «Единственно необходимое» (1668 г.). В ней он как мыслитель и гуманист развил мысль о том, что знание должно быть полезным и осознаваться как насущное и необходимое. В этом случае обучение принесёт плоды.
- Ян Амос Коменский умер 15 ноября 1670 года в Амстердаме, прожив 78 лет, что для эпохи средних веков считалось редким долголетием.
Портрет Рембрандта, возможно Коменского
Новаторские идеи Коменского
Из чего складывается сегодняшняя жизнь учителя? Учебники и тетради, школьные звонки на уроки, ученики младших и старших классов. Это все могло быть совершенно по-другому, если бы не Ян Амос Коменский, который все это предложил и внедрил.
Чешский педагог-новатор, философ, мыслитель — он ввел деление на младшие и старшие классы в соответствии с возрастом и подготовкой ученика. Он предложил принимать учеников в школу только один раз в году осенью, ввёл понятие учебного года с делением на 4 четверти и каникулами между ними.
Для усиления прочности усвоения знаний он предлагал делить учащихся на классы и давать им домашние задания. Ввел понятие классно-урочной системы обучения и использования учебников. Рекомендовал регулярно повторять учебный материал во время занятий как ученикам, так и самим учителям. Учебный процесс он предложил тщательно планировать на крупные и мелкие отрезки времени.
Учителю рекомендовалось подавать материал от общего к частному, от простого к сложному, от легкого к трудному. Сейчас это кажется совершенно естественным, но в семнадцатом веке это были революционные идеи.
Человек, который придумал уроки: «акушер знаний» Ян Коменский
С имени Яна Амоса Коменского начинается история и самой педагогики, и ее идей. Автор учебников, реформатор школ нескольких стран, сказавший, что «Книги — это инструмент мудрости», он ещё в XVI веке создал образование в том виде, в каком оно, немного изменившись, дошло до нашего времени. Коменский, несмотря на свои гуманистические взгляды и широчайшую эрудицию, был гоним при жизни и видел, как сжигали его сочинения.
Полезная рассылка «Мела» два раза в неделю: во вторник и пятницу
ПОДПИСАТЬСЯ
Просветитель и гуманист
Ян Амос Коменский — личность замечательная. Даже в истории Средневековья, когда гении были универсальными, а их познания — энциклопедическими, его фигура стоит особняком. Он изобрел педагогику как науку, придумал и ввел классно-урочную систему обучения — невероятную инновацию для того времени, когда каждому ученику учитель давал индивидуальные задания. Коменский реформировал систему образования сразу нескольких стран, написал с десяток учебников (и это далеко не все!).
Ян Амос Коменский
Он был гуманистом, писателем, общественным деятелем, епископом протестантской церкви. Его имя помнят в Англии — здесь были осуществлены первые издания его самых известных книг; в Швеции по его идеям была подготовлена реформа шведской школы, для нее он специально написал несколько учебников; в Венгрии и Трансильвании, где он работал и преподавал; в Голландии — где он жил последние годы и где увидело свет собрание его педагогических сочинений.
Но, конечно, больше всего гордится Коменским Чехия — в Праге есть музей, посвященный ему и его идеям, а его портрет украшает купюру в 200 чешских крон. Что неудивительно, потому что Коменский был настоящим патриотом — боролся за свободу вероисповедания и возвращение чешской государственности в эпоху европейской смуты.
Портрет Коменского на банкноте в 200 чешских крон
Фамилия дедушки, а слава мировая
Философ, священник и просветитель, который провёл европейскую образовательную реформу, родился 28 марта 1592 года в чешском городке Нивнице в небогатой семье Мартина Коменского и Анны Хмеловой. Отец Мартина и дед Яна перебрался в Моравию из Словакии и в честь нового места жительства, деревни Комнэ, взял новую фамилию, Коменский, вместо предыдущей, Сегеш. Кроме Яна, в семье Коменских было четверо детей. Его родители были верующими людьми и принадлежали к протестантской общине Чешских братьев, братству гуситского толка.
В семь лет Ян пошел в школу братства, так началось его религиозное образование. В 1602 году, когда Яну было 10 лет, в Нивницу пришла чума, от которой умерли его родители и две старшие сестры. Оставшийся без семьи, мальчик начинает раздумывать о семейном и родительском воспитании, которого он лишился.
Он продолжает учиться, как этого хотели его родители. В 16 лет Ян поступил в латинскую школу в соседнем городе Пршерове, в которой проучился два года. В соответствии с принципами церкви Чешских братьев в 1611 году он принимает крещение и второе имя — Амос. Рукопись Коменского на латыни и чешском языке, 1611 год После этого Коменский продолжает учебу в Реформатской академии Херборна, а затем в Гейдельбергском университете. Именно в эту пору он начинает работу над полным словарем чешского языка — она займет больше 40 лет, а в конце его жизни книгу сожгут. Кроме неё, Коменский пишет что-то вроде всеобщей энциклопедии — «Театр всех вещей».
В 1614-м двадцатидвухлетний Коменский — учитель братской школы в Пршерове. Тут он знакомится с Магдалиной Визовской, своей будущей женой, падчерицей бургомистра. У них родится двое детей. Коменский преподает и пишет учебник «Грамматика латыни». В 1616 году Ян, уже священник общины Чешских братьев, начинает читать проповеди.
В 1622 году вновь приходит чума и опять оставляет Яна Амоса одиноким: эпидемия уносит жизни его жены и детей
Через два года Ян женится снова — на дочери епископа Марии-Доротее. В это время в Европе идет Тридцатилетняя война между католиками и протестантами, последняя из великих религиозных войн Средневековья. В войну оказались втянуты многие европейские страны, а ее события разворачивались как раз в Центральной Европе, где жил Коменский. Чехия, как и Германия, одна из арен войны. В 1627 Коменский уезжает из страны и оседает в польском Лешно, где становится ректором и преподавателем в гимназии Чешского братства. В Лешно он напишет шесть (!) учебников по разным дисциплинам, в их числе — «Физика», «Астрономия» и «Материнская школа» (книга о воспитании).
Не только хижина
Люди приучают вола к пахоте, собаку к охоте, коня к верховой езде и к перевозке тяжестей, потому что они созданы для таких целей и их нельзя приспособить для других. Человек — более высокое создание, чем все эти животные, — должен быть приведён к самым высоким целям, чтобы своими добродетелями как можно более соответствовать Богу, образ которого он носит. Тело, конечно, как взятое из земли, есть земля, принадлежит земле и снова должно обратиться в землю. А душа, которую вдохнул Бог, — от Бога, должна остаться в Боге, подняться к Богу.
Поэтому родители недостаточно исполняют свой долг, если научают своих детей есть, пить, ходить, говорить, украшаться одеждами, ибо всё это служит только для тела, которое не есть человек, а служит хижиной для человека. Хозяин этой хижины (разумная душа) обитает внутри; о нём и следует заботиться больше, чем о внешней этой оболочке.
Создание педагогических трудов
С 1627 года Коменский начинает создавать свой первый труд по дидактике. Он уверен, что годы преподавательской деятельности в школе не прошли даром, и он может поделиться своими наблюдениями и даже открытиями со всеми остальными. Книга выходит более чем успешной, после чего Коменский лично переводит её с чешского на латинский, чтобы можно было быстрее и проще распространять среди преподавателей. Далее из-под его пера выходят такие книги, как «Открывая дверь к языкам» (1631), «Материнская школа» (1632), «Физика» (1633) и многие другие учебники, которые становятся полезной литературой не только для преподавателей, но и для студентов разных направлений.
Однако написание книг Коменским ненадолго останавливается, так как мужчина начинает подвергаться религиозным гонениям из-за своих убеждений. Несмотря на тот факт, что Ян был исключительно верующим человеком, его занятия педагогикой ставили под сомнения его взгляды на жизнь, что больше всего нервировало местных фанатиков. В результате Коменский вынужден бежать в Польшу, где он продолжает писать и издавать книги.
Основные идеи педагогики и философии Коменского
Ян Коменский важную роль в воспитании детей отводил именно примеру взрослых.
Кроме того в основе его пансофии лежит систематическое повторение уже пройденного материала и объяснения, как эти знания могут пригодиться в жизни.
Нравственные качества у детей нужно развивать раньше, чем они научатся говорить. В то же время нужно делать всё, чтобы разум ребёнка всё время узнавал что-то новое. А детей нужно воспитывать лишь в духе гуманизма.
Учитель — это не профессия, а призвание.
Познания всегда приходит через три источника: веру, чувства и разум.
У каждого познания есть три ступени: эмпирическая (личный опыт), научная и практическая.
Вся школа жизни, по Коменскому, делиться на семь ступеней: школа рождения, потом младенчества, после неё — школа детства, школа отрочества, когда возникает тяга к наукам, искусству и ремеслам, после — школа юности, школа жизненной практики и последняя — школа старости.
Алхимия путешествий
Ян Амос Коменский (1592 – 1670) – чешский педагог-гуманист, писатель, общественный деятель
- В прошлом 2021 году был 425-летний юбилей со дня рождения Коменского
- Труды и жизнь Коменского так обширны, интересны и значительны, что появилась наука комениология – она изучает жизнь и труды Коменского
- Общества по изучению наследия Коменского есть в разных уголках земли: Южной Корее, Японии, Германии (где он учился) и, конечно, в Чехии
- В Чехии три музея Коменского (в Угерском Броде, Пршерове и Праге)
- Портрет Коменского есть на 200-кроновой банкноте
- А еще Коменского писал сам великий Рембрандт ван Рейн (некоторое время педагог жил на окраине Амстердама, по соседству с художником)
- Свои работы Коменский писал на латыни, чешском, немецком, а личные заметки – сразу на трех языках
- Детская книжка с картинками, которая, кажется, была всегда – это идея Коменского. Первая им созданная называлась «Чувственный мир в картинках»
- В Праге уже в течение 20 лет издаются сочинения Коменского, но пока не видно конца и края этой работе
- После восстания чешских сословий 1618-1620 гг победили Габсбурги а следовательно, и католицизм. Коменский состоял в Общине чешских братьев, догматы веры которых не соответствовали католическим, поэтому выбрал эмиграцию – уехал в польский город Лешно.
- Несмотря на конфронтацию конфессий, впоследствии у Коменского получилось сотрудничество с иезуитами: он написал учебник латинского языка «Дверь, открытая для изучения языков», который иезуиты использовали, когда занимались пропагандой христианства в Турции и Монголии.
- Написанная на чешском книга Коменского «Лабиринт мира и Рай сердца» переведена на русский (есть два варианта перевода)
- Коменский считал, что… – вся жизнь – школа. Школа юности, зрелости, старости – учеба нужна для совершенствования души – душу нужно совершенствовать, чтобы попасть в Рай. Знание – подготовка души. Человек должен знать все (и плохое и хорошее), чтобы ориентироваться – «Великая дидактика» Коменского – основное учение – цель познания и источник познания – Бог
- Коменский много рассуждает над вопросом как следует читать? Внимательно, подчеркивать, выписывать. Тот, кто ничего не выписывает, ничего не получает. При этом он смеется над “пожирателями” книг, которые читают быстро и бездумно
- Выписывать нужно все новое, а не только то, что касается твоей специальности
- Школа не должна быть каторгой. Нужно учить быстро, энергично, активно
- Учителями пусть будут лучшие из людей
- Основной принцип обучения освоить – применить – рассказать
- Коменский намного опережал свое время: уже тогда говорил о едином пространстве для деятельности людей, о равенстве всех наций и рас
- Все люди должны объединиться, чтобы создать идеальный мир. Но каким именно он будет – не описывал
- Коменский говорил о всеобщем языке, который можно выучить за несколько месяцев. Именно на этой основе возник в 19 веке эсперанто.
- Именно Коменский предложил делить учеников на классы по возрасту, уроки перемежать переменами, разбить учебный год на 4 четверти, а начинать его осенью
- Мать, отец и сестры Коменского умерли от чумы, когда ему было 12 лет. Эта же болезнь отняла через много лет у него жену и детей. Поэтому Коменский боролся против чумы. Доказывал, что больных нужно лечить, а не прогонять из города и забивать камнями, как это делалось всега.