Творчество эмигрантского периода
В период эмиграции творчество Гиппиус начинает затухать. Зинаида Николаевна все больше убеждается в том, что поэт не может работать, находясь вдали от своей родины: «тяжелый холод» воцаряется в его душе, она мертва, будто «убитый ястреб». Последняя метафора является ключевой в заключительном сборнике стихов «Сияния», созданном в 1938 году. В нем мотивы одиночества являются преобладающими, поэтесса видит все взглядом «идущего мимо» (эти слова вынесены в заглавия важных стихов в позднем творчестве Гиппиус, напечатанных в 1924 году). Поэтесса пытается примириться с миром перед близким прощанием с ним, однако эти попытки сменяются позицией непримиримости со злом и насилием. Бунин, говоря о стилистике Зинаиды Гиппиус, которая не признает неприкрытой эмоциональности и нередко строится на оксюморонах, назвал творчество поэтессы «электрическими стихами». Рецензируя «Сияния», Ходасевич писал о том, что «поэтическая душа» Гиппиус борется в них с «непоэтическим умом».
Самые интересные факты
Зинаида Гиппиус обладала отличным даром поэтессы и неординарной внешностью, притягивающей внимание мужчин. У женщины были густые локоны с насыщенным медным отливом и зелёные миндалевидные глаза
Она была излишне стройна и всячески подчёркивала свою худобу экстравагантными нарядами. Но более экстравагантным было поведение поэтессы.
Первое впечатление о ней всегда было неоднозначным. Некоторые известные литераторы считали, что Гиппиус была слишком высокомерной, злобной и холодной личностью. Она умела всего за несколько минут вызвать у толпы всплеск восхищения, после чего вела себя, как настоящая княгиня. Но, несмотря на всё это, за маской сильного человека скрывалась добрая и чуткая женщина. Именно Гиппиус помогла многим талантливым поэтам обрести столь долгожданную известность.
В архивах сохранилась информация о том, что Зинаида испытывала некую страсть к образу сильного мужчины. Присущая ей маскулинность характера резко переплеталась с нежным нравом её супруга. Гиппиус часто использовала различные псевдонимы мужчин, чтобы писать стихи от их лица.
К не менее интересным и шокирующим историческим фактам можно отнести:
- Зинаиду часто при жизни называли колдуньей, из-за чего на похоронах женщины некоторые люди собрались вокруг гроба и с особым энтузиазмом стучали по нему, чтобы убедиться в том, что она действительно умерла.
- Истории известен случай, когда на сытном обеде большого философского общества поэтессу сильно огорчило однообразное меню. Именно поэтому она поделилась своим мнением с рядом сидящим человеком: «Как же скучно. Всё время подают одно и то же. Снова эта телятина! Хоть раз бы подали нам жареного младенца!». После услышанного сосед Гиппиус был в шоке.
- Иван Бунин панически боялся смерти, из-за чего он пытался избегать всего, что с ней было связано. Но на похоронах Гиппиус он не только присутствовал, а даже не отходил от гроба поэтессы ни на секунду.
- Достоверно известно, что в своих стихотворениях Зинаида неоднократно признавалась в искренней любви к баронессе Овербек, которая была её близкой подругой.
https://youtube.com/watch?v=Yr9ZYV4-SF0
Биография и творчество
В 1869 году 20 ноября в семье обрусевшего немца и дворянина Николая Гиппиус родилась дочь Зинаида. Родиной будущей мадонны декаданса стал небольшой городок Белёв, расположенный в Тульской губернии.
Юридическая служба отца была причиной постоянной смены места жительства семьи. По этой причине образование Зинаида получала урывками. Посещение учебных заведений постоянно прерывалось переездами. Обучение и подготовка к экзаменам проходили на дому с гувернантками.
Но это совсем не помешало целеустремлённой и духовно одарённой девочке раскрыть и развить свой поэтический талант. Стихи маленькая Зина стала писать уже в семилетнем возрасте. Она очень любила книги, впечатлениями от прочитанного заполняла дневники и с удовольствием вела переписку с отцовскими друзьями.
В 1881 году отца поэтессы Серебряного века не стало. Анна Васильевна Гиппиус перевезла дочерей в Москву. Старшая, Зина, стала с удовольствием посещать гимназию Фишер, но тяжело заболела туберкулёзом. Сказалась наследственность. Москву пришлось сменить на Ялту. Крымское солнце стало спасением для ослабевшей Зинаиды. А в 1885 году стараниями своего дяди Александра, девочка поселилась на даче в Боржоми.
Именно там Гиппиус, которой уже исполнилось 18, познакомилась с поэтом Дмитрием Мережковским. Молодые люди поженились в 1888 году. Брак продолжался больше 52-ух лет и был образцом духовного и творческого единства.
Физического единения в паре не было. Гиппиус, была не только умна и талантлива, но и удивительно красива. Её романы, в том числе и с женщинами, стали достоянием общественности, но они не разрушили союз с Мережковским.
1888 год стал значимым и в творческой карьере Гиппиус. Она начала печататься и вскоре стала одной из значимых фигур литературного Петербурга
Пробовала себя в переводах, прозе, но особое внимание уделялось поэзии
В стихах Зинаида раскрывала свою уникальность и неповторимость. Сначала непонятные читателю, они стали популярными в эпоху декаданса.
Начинающие писатели и поэты стали завсегдатаями литературного салона, в который превратилась петербуржская квартира Мережковских. Салон Гиппиус стал «настоящим оазисом русской духовной жизни начала ХХ столетия».
Яркая, умная, талантливая и острая на язык хозяйка салона воистину вдохновляла молодых литераторов на создание новых произведений. Среди её, так называемых крестников, А. Блок, О. Мандельштам, С. Есенин.
Гиппиус называли гением русского символизма. Она вместе с Мережковским, Брюсовым, Бальмонтом и Сологубом стояла у его истоков.
Общественная деятельность была представлена работой литературным критиком во многих журналах и газетах. Писались критические статьи под разными мужскими псевдонимами.
Период с 1901 по 1903 год был ознаменован долгим творческим союзом с Д. Философовым и созданием журнала «Новый путь».
После событий 1905 года, Мережковские, разочарованные в самодержавии, покидают Россию и отправляются в добровольную парижскую ссылку. Там Гиппиус сближается с эссерами Савинковым и Фондаминским, работает над публицистикой, пишет стихи.
Связь с русскими газетами и журналами не прерывается. На родине постоянно публикуются новые статьи и книги Гиппиус и Мережковского.
Через три года, в 1908, супруги вернулись. Но жуткое впечатление от начала Первой мировой войны и непринятие Октябрьской революции вылилось для Мережковских в решение покинуть Россию навсегда.
В 1919 году они бежали во Францию. Так и не примирившись с властью большевиков, Гиппиус и Мережковский очень тяжело переживали разрыв с родиной.
Созданное ими литературное общество «Зелёная лампа» объединило русскую культурную эмиграцию на долгих 14 лет.
После кончины мужа в 1941 году, Гиппиус погрузилась в работу над его биографией, вернулась к написанию стихов и ведению дневников. Умерла Зинаида Николаевна 9 сентября 1945 года в Париже и похоронена рядом с супругом на Сент-Женевьев-де-Буа.
Биография по датам и интересные факты. Самое главное.
Смена ролей
Зинаида Гиппиус — поэтесса, которая тщательным образом продумывала свое литературное и социальное поведение. Она периодически меняла роли. Так, перед революцией 1905 года, приблизительно в течение 15 лет, поэтесса пропагандировала сексуальное раскрепощение. В это время несла на себе «крест чувственности» Зинаида Гиппиус. Творчество и биография поэтессы отражают ее позицию. О своем взгляде на жизнь, о «кресте чувственности» она написала в 1893 году в своем дневнике. После этого она стала противницей «учащей церкви». В своем дневнике в 1901 году она написала, что «грех только один – самоумаление». В период с 1901 по 1904 год Гиппиус была организатором религиозно-философских собраний, на которых была представлена программа «неохристианства», которая соответствовала воззрениям ее мужа, Дмитрия Мережковского. Зинаида Гиппиус, биография которой свидетельствует о многогранности ее личности, также считала себя поборником революции духа, которая совершается вопреки мнению «стадной общественности».
Творчество
Когда Гиппиус вышла замуж за литератора Дмитрия Мережковского, супруги переехали в Петербург. Дом супругов Мережковских в те времена пользовался огромной популярностью. Все поклонники литературного творчества стремились туда попасть, ведь в этом доме проводились интереснейшие вечера поэзии. Зинаида Гиппиус была одной из самых популярных поэтесс и часто читала свои произведения на этих вечерах. Послушать Гиппиус приходили самые талантливые писатели и поэты. Все восхищались творчеством молодой женщины.
Рекомендуем: Вера Полозкова: творчество современной поэтессы
С помощью поэтессы состоялся дебют А. Блока, она также помогла выйти на более высокий уровень О. Мандельштаму. Когда С. Есенин был еще малоизвестным поэтом, Зинаида написала положительную рецензию на его стихи. С 1888 г. Гиппиус начала издавать свои произведения. Ее стихи печатались в «Северном вестнике». Зинаида писала обо всем на свете:
- О любви и связанных с ней человеческих эмоциях и переживаниях.
- О природе.
- О жизни, ее сложностях и радостях.
- О Родине.
В творчестве Гиппиус центральное место занимали человеческие эмоции, чувства и переживания. Искренность, четкость мысли и смелость молодой женщины делали ее творчество уникальным и интересным для людей с самыми разнообразными жизненными приоритетами. Самыми популярными произведениями писательницы стали:
- «Почему».
- «Снег».
- «Она не погибнет».
- «Так и есть».
- «Стекло».
- «Крик».
- «Знайте!»
- «14 декабря».
- «Бессилие».
- «Любовь одна».
Творчество Гиппиус, как и творчество Мережковского, не всегда соответствовало общепризнанным литературным канонам того времени. Издатели опасались публиковать их произведения, но шли на этот риск. Зинаида Николаевна стояла у истоков символизма, который только зарождался в России. Звание «старшего символиста» Гиппиус получила еще при жизни.
Главными темами произведений Зинаиды были следующие:
- Отрицание скучной реальности.
- Конфликты в отношениях между людьми.
- Жажда любви и одновременно жажда одиночества.
После Октябрьской революции Зинаида вместе с супругом уехала во Францию. В стихах поэтессы этого периода ощущаются некая агрессия, недовольство, резкость. В Париже супруги Мережковские познакомились с такими выдающимися литераторами, как И. Бунин и А. Куприн.
В 1926 г. супруги создали литературное братство, которое получило название «Зеленая лампа». Это объединение писателей и поэтов стало как бы продолжением деятельности сообщества, участником которого был великий русский поэт А.С. Пушкин в начале 19 века. В 40-х годах, когда началась Вторая мировая война, общество прекратило свое существование.
«Декадентская мадонна»
В ранних стихотворениях нашей героини заметно влияние С.Я. Надсона. Однако достаточно быстро преодолела его Зинаида Гиппиус. Биография ее уже с ранних лет отмечена созданием самостоятельных произведений. Участники литературной жизни двух столиц России на рубеже веков считали творчество писательницы олицетворением декаданса, а саму ее – «декадентской мадонной». Так ее стали называть с 1895 года, когда было опубликовано «Посвящение». «Люблю я себя, как Бога» — эту фразу из него любила повторять Зинаида Гиппиус. Биография поэтессы очень интересна с точки зрения смены масок, ролей. Не только образ «декадентской мадонны» искусно строился самой Гиппиус и внедрялся в сознание ценителей поэзии. Зинаида Николаевна примерила на себя еще несколько ролей. Предлагаем вам познакомиться с ними.
https://youtube.com/watch?v=0nrpiZ5Ta1s
Гиппиус Зинаида НиколаевнаМережковская Зинаида Николаевна
Российская поэтесса и писательница. Драматург. Критик. Одна из видных представительниц Серебряного века. Идеолог русского символизма. Вместе с Дмитрием Мережковским составила один из самых творчески продуктивных супружеских союзов в истории литературы.
Зинаида Гиппиус родилась 20 ноября 1869 года в городе Белев, Тульская область. Девочка выросла в немецкой дворянской семье юриста. Из-за работы отца семья часто меняла место жительства, и ей приходилось учиться в разных школах.
С детства Зина увлекалась поэзией и живописью, любила прогулки верхом. В 1888 году Гиппиус встретила своего будущего мужа Дмитрия Мережковского. В этом же году она начала печатать в «Северном вестнике» свои стихи и романы.
Гиппиус стояла у истоков русского символизма. Вместе с мужем они основали Религиозно-Философское Общество в Петербурге. Позже выходят сборники рассказов Гиппиус на философские темы — «Алый меч», «Лунные муравьи». В 1911 году написан роман «Чертова кукла». Пишет поэтесса и эссе, чаще всего под псевдонимом Антон Крайний, хотя использует и другие имена Лев Пущин, Товарищ Герман, Роман Аренский, Антон Кирша, Никита Вечер.
После Октябрьской революции 1917 года Гиппиус с мужем эмигрирует в Париж и в последующем сборнике стихов резко осуждает новый строй России. В эмиграции она продолжает заниматься творчеством, а также активной общественной деятельностью. Сохранив воинствующе резкое неприятие большевизма, супруги остро переживали свою отчужденность от родины. По ее инициативе в Париже было создано общество «Зеленая лампа», призванное объединить те разнообразные литературные круги эмиграции, которые принимали взгляд на призвание русской культуры за пределами советской России.
Зинаида Николаевна Гиппиус скончалась 9 сентября 1945 года в Париже в возрасте семидесяти пяти лет. Похоронена рядом с мужем на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Творчество Зинаиды Гиппиус
Поэзия
«Собрание стихотворений». Книга первая. 1889-1903. Книгоиздательство «Скорпион», М., 1904. «Собрание стихотворений». Книга вторая. 1903-1909. Книгоиздательство «Мусагет», М., 1910. «Последние стихи» (1914-1918), издание «Наука и школа», Петербург, 66 сс., 1918. «Стихи. Дневник 1911-1921». Берлин. 1922. «Сияния», серия «Русские поэты», выпуск второй, 200 экз. Париж, 1938.
Проза
«Новые люди». Первая книга рассказов. СПб, 1-е издание 1896; второе издание 1907. «Зеркала». Вторая книга рассказов. СПб, 1898. «Третья книга рассказов», СПб, 1901. «Алый меч». Четвертая книга рассказов. СПб, 1907. «Черное по белому». Пятая книга рассказов. СПб, 1908. «Лунные муравьи». Шестая книга рассказов. Издательство «Альциона». М., 1912. «Чертова кукла». Роман. Изд. «Московское книгоиздательство». М. 1911. «Роман-царевич». Роман. Изд. «Московское книгоиздательство». М. 1913. — 280 с.
Драматургия
«Зеленое кольцо». Пьеса. Изд. «Огни», Петроград, 1916.
Критика и публицистика
«Литературный дневник». Критические статьи. СПб, 1908. «Синяя Книга. Петербургские дневники 1914-1938». — Белград, 1929-234 с. «Зинаида Гиппиус. Петербургские дневники 1914-1919». Нью-Йорк — Москва, 1990. Зинаида Гиппиус. Дневники
Семья Зинаиды Гиппиус
Отец — Николай Романович Гиппиус, обрусевший немец, известный юрист, некоторое время служил обер-прокурором в Сенате. Его предки эмигрировали из Мекленбурга в Русское государство в XVI веке, первый из них, Адольфус фон Гингст, изменивший фамилию на «фон Гиппиус», поселившись в Москве, в Немецкой слободе открыл в 1534 году первый в России книжный магазин. Постепенно род Гиппиусов становился все менее «немецким»; в жилах дочерей Николая Романовича русской крови было на три четверти. Мать — Анастасия Васильевна (урожденная Степанова), была дочерью екатеринбургского обер-полицмейстера.
Муж — Дмитрий Мережковский, религиозный философ07.08.2020
Детство
Зинаида Гиппиус родилась 8 ноября 1869 года в городе Белёве в дворянской семье немецкого происхождения. Её отец был известным по тем временам юристом, который до этого служил обер-прокурором в Сенате. Мать являлась дочерью екатеринбургского оберполицейского и имела прекрасное образование. Из-за того, что отцу Зинаиды часто приходилось уезжать в другой город, мать и дочка вынуждены были сопровождать его, поскольку он был единственным кормильцем в семье. Именно из-за этого Гиппиус не могла обучаться в школе, как её сверстницы, и, в результате, осталась без начального образования. Тем не менее, её отец прекрасно понимал, что без соответствующих навыков девочка не сможет найти работу в будущем, поэтому Гиппиус обучали в основном нанятые гувернантки. С ними юная поэтесса училась писать и читать, они помогали ей готовиться к экзаменам и даже обучали нескольким языкам.
Начиная с 7-летнего возраста, Зинаида всерьез увлекается поэзией. Она с удовольствием пишет несколько произведений и даже не старается скрывать их от родителей. Наоборот, она гордится своим талантом и изо дня в день стремится рассказать о нем. Однако, как позже признаётся сама Гиппиус, в то время практически все считали её стихи «испорченными». В письме Валерию Брюсову, она говорила:
«… на тот момент я не понимала, почему мои произведения являлись для людей чем-то плохим, испорченным. По своей натуре я человек очень религиозный, поэтому я никогда не позволила бы себе писать что-то, что расходится с моей верой, портит мнение обо мне как о верующей девушке…».
Тем не менее, первые стихи поэтессы воспринимаются общественностью скорее как блажь. И только генерал Драшусов, один из друзей отца Зинаиды, с которым она на тот момент вела активную переписку и делилась созданными стихотворениями, замечает талант Гиппиус, советует ей не слушать мнение окружающих и продолжать делать то, что ей нравится. К слову, с юных лет поэтесса воспринимает свой талант как «моменты вдохновения». Она верит, что любое произведение можно создать, не отрываясь от пергамента. Ведь если ты прервешь эту связь, отвлечешься, вдохновение исчезнет, а вновь вернувшееся будет уже не таким, как прежде.
Смерть поэтессы
История любви Гиппиус и Мережковского впечатляет своей преданностью и искренностью, так как эти два уникальных человека могли понимать друг друга даже без слов. После внезапной смерти Дмитрия Зинаида принялась за написание книги о своём муже. Но произведение под названием «Дмитрий Мережковский» так и не было закончено, так как у поэтессы из-за болезни перестала работать правая рука. Без своего любимого творчества женщина начала терять здравый рассудок.
Писательница неоднократно говорила, что она хочет воссоединиться со своим любимым мужем. На этой почве она часто предпринимала различные попытки свести счёты с жизнью, чтобы покинуть этот мир раньше положенного срока. Но все действия заканчивались неудачами, из-за чего фантазия Зинаиды создала вымышленный мир, в котором такой любимый Дмитрий был по-прежнему жив.
Единственным утешением для души сходившей с ума женщины была её любимая кошка. Животное никогда не отходило от своей хозяйки. Удивительным считается то, что кошка внезапно покинула женщину только в день её смерти. Умирая, Зинаида Николаевна напрасно пыталась отыскать рукой верную спутницу своих последних лет. Василий Зеньковский по всем правилам причастил Зинаиду вечером 1 сентября 1945 года. Женщина на тот момент мало что понимала и практически не говорила.
Настоящая легенда Серебряного века тихо ушла в небытие вечером 9 сентября 1945 года. На тот момент Зинаиде было 76 лет. Похоронили её на русском кладбище под названием Сен-Женевьев-де-Буа, в одной могиле с супругом, как она и хотела. Непревзойдённое литературное наследие величественной мистификаторши сохранилось в больших сборниках драм, стихов с глубоким смыслом и величественных романов.
https://youtube.com/watch?v=nStApPUviqo
Зинаида Гиппиус биография кратко
Зинаида Гиппиус краткая биография поэтессы, представительницы Серебряного века русской поэзии, кратко изложенные в этой статье.
Зинаида Гиппиус биография кратко
Зинаида Николаевна Гиппиус появилась на свет в городе Белеве 8 ноября 1869 года в дворянской семье. Ее отец был знаменитым юристом и служил обер-прокурором в Сенате. Из-за служебных переводов Николая Романовича семья жила в частых переездах – Тула, Саратов, Харьков, Нежин. Гиппиус получила домашнее образование, которое сама считала «бессистемным», но уже с раннего возраста много читала и писала «тайные» дневники. Одновременно увлекалась музыкой, живописью, танцами и особенно верховой ездой. Стихи будущая поэтесса начала писать с семи лет
В 1880 году отец будущей поэтессы получил должность судьи, и они вновь переезжают в город Нежин. Здесь Зинаида пошла в женский местный институт, где, как надеялись родители, она получит нормальное образование. Спустя год внезапно от туберкулеза скончался отец Гиппиус. Девушка на полгода закрылась в себе и перестает посещать институт. После его смерти от туберкулеза, которая произвела на 12-летнюю Гиппиус сильное впечатление, отразившееся впоследствии в ее поэзии, мать с детьми (у Зинаиды было три младших сестры) перебралась Москву. Но вскоре у Зинаиды тоже обнаружили туберкулез, из-за этого семья переехала из Москвы в Ялту, а потом к брату в Тифлис.
В 1888 году под псевдонимом «З. Г.» выходят ее первые произведения. Летом того же года она познакомилась с Мережковским, который впоследствии изменит ее жизнь. Вскоре они поженились, и вместе прожили 52 года.
В 1890 году она создала прозу «Простая жизнь», рассказывающую о женщине, которая влюбилась в 2-ух мужчин из разных слоев общества. Тематика написанного «способствовала» тому, что прозу долго не хотели печатать ни в одном журнале. Ее премьера состоялась в «Вестнике Европы» (и все благодаря Мережковскому). Вдохновленная маленькой победой, поэтесса Зинаида Гиппиус создает «Два сердца», «В Москве», «Без талисмана», «Мелкие волны». Редакторы журналов уже сами стают в очередь с предложением издаваться у них.
Гиппиус вместе со своим другом Мережковским была сторонницей Февральской революции и верила, что она освободит народ от насильственной власти. Супруги поддерживали революционеров, а их квартира была филиалом Государственной Думы, где каждый вечер проходили дебаты и обсуждения. В этот период вышли сборники такие рассказов как «Черное по белому» «Лунные муравьи»,романы «Чертова кукла» и «Роман-царевич». В произведениях поэтесса утверждала, что без «революции духа» социальное преображение невозможно.
Влед за Февральской последовала Октябрьская революция, после которой пара вынуждена была бежать: сначала в Польшу, потом во Францию. В 1927 году Зинаида Гиппиус создает общество «Зеленая лампа» в Париже. Оно должно было сплотить эмигрантов-писателей, вынужденных покинуть родную страну. Собрания общества были закрытыми, гости приглашались по списку. Среди постоянных участников значились Марк Алданов, Борис Зайцев, Алексей Ремизов, Иван Бунин, Николай Бердяев и Надежда Тэффи.
После смерти мужа Зинаида Николаевна была немного не в себе. Сначала она с трудом восприняла его смерть, даже хотела покончить с собой, выбросившись из окна. Затем вдруг успокоилась, говоря, что Дмитрий Сергеевич жив, даже разговаривала с ним.
Она пережила его на несколько лет. Зинаида Гиппиус умерла 9 сентября 1945 года, ей было 76.
Зинаида Гиппиус: биография
О златокудрой представительнице серебряного века Зинаиде Гиппиус говорили, что Бог удостоил ее «ручной выделки», выпуская остальных людей «пачками» и «сериями». Писательница любила эпатировать публику откровенными нарядами, шокирующими заявлениями и неординарным поведением.
Пока одни восхищались работами литераторши, другие выказывали идеологу русского символизма пренебрежение, заявляя, что ее гений достаточно посредственен. Спустя столетия интерес к творчеству и биографии Декадентской Мадонны значительно вырос, и сейчас произведениями поэтессы зачитывается как великовозрастная аудитория, так и молодежь.