Что открыл афанасий никитин?

Путь по Волге до Каспия

Весной 1466 г., погрузив товары на ладьи, Афанасий Никитин вышел из родной Твери. Доплыл до Калязина и Углича. Оттуда без препятствий добрался до Костромы. Затем прошёл несложный участок до Нижнего Новгорода. Об этой части путешествия по Волге Афанасий в своём дневнике не пишет никаких примечательных подробностей. Без происшествий добрались купцы до Казани, а потом и до столицы Золотой Орды — Сарая. Везде имела пропускную силу охранная великокняжеская грамота.


Афанасий испросил благословения у игумена Макария в монастыре Святой Троицы в Калязине. Монастырь затоплен в 1940 г. при создании Угличского водохранилища

В устье Волги располагался древний город Хазтарахан (Астрахань), где восток торговал с западом. Здесь произошла с караваном первая крупная неприятность. Местные «поганые татарины», промышлявшие разбоем, пообещали провести несведущих купцов безопасным путём по рукаву Волги до устья. Обманом вывели суда на мель, после чего напали и разграбили товар.

Начало приключений

Историки до сих пор спорят насчет конкретных сроков начала путешествия: одни называют 1458 г., другие — 1466 г. Возникают сомнения и в первоначальной причине походов, но все же ученые склонны считать, что мореплавателя к путешествию побудило стремление расширять торговлю.

Михаил Борисович III, тверской князь, дал свое согласие на это. Вскоре Никитин вместе с купцами из Твери отправился в путешествие по Волге, в далекое плавание. Афанасия назначили главой каравана.

Путешественник сделал перерыв в Клязине. Афанасий был глубоко верующим человеком, поэтому благословение, которое ему дал игумен местного монастыря, оказалось для него очень важным. Затем герой помолился Святой Троице, чтобы поход прошел успешно.

Далее известный мореплаватель вместе с другими купцами отправился в Углич, Кострому и Плес. Как описывал сам Никитин в своем дневнике, особых происшествий на пути не возникало, все спокойно следовали назначенному маршруту по Волге. Последний был уже знаком Афанасию.

Но после прибытия в Нижний Новгород возникла необходимость задержаться в этом городе, поскольку на купцов могли напасть татары.

Опасности для команды

Купцы боялись осады татар, но удалось осторожно проплыть мимо Казани, а затем — мимо остальных татарских городов. Все выдохнули, подумав, что опасность миновала. Но беда подстерегла экспедиторов внезапно и жестоко — в Астрахани на Никитина и других купцов напал отряд хана Касима

Погиб один человек из отряда, потонуло судно, 4человека захвачены в плен

Но беда подстерегла экспедиторов внезапно и жестоко — в Астрахани на Никитина и других купцов напал отряд хана Касима. Погиб один человек из отряда, потонуло судно, 4человека захвачены в плен.

На оставшихся двух суднах купцы выдвинулись в Каспийское море. Но и здесь их поджидала опасность — после бури одно из уцелевших суден выбросило на побережье Тархы. Москвичей и тверичей, находящихся на борту, захватили в плен, а затем разграбили их товар.

Судно, на котором был Афанасий Никитин и еще 10 купцов, уцелело. Именно на нем путешественник добрался до Дербента. Здесь он стал думать о том, каким способом можно освободить пленных. Спустя год ему все же удалось это сделать, но разграбленный товар вернуть не получилось.

На Родину было уже не вернуться: потеря товара, купленного в долг, предвещала позор при возвращении в родной город. Купцы разбежались: одни пытались добраться домой на Русь, другие остались в Дербенте. Великий путешественник продолжил начатое в одиночестве.

Скитания героя

Афанасию нельзя было возвращаться на Родину из-за его материальных проблем. Началась серия путешествий в попытках найти себя — Никитин изначально отправился в Персию, после чего выдвинулся на юг через Эльбрус. Он был нерасторопен: иногда по месяцу Никитин жил в одном месте, торговал там и пыталась заработать.

Так продолжалось до тех пор, пока путешественник не добрался до Ормуза. В этом порту пересекались самые большие торговые пути:

  • Египта;
  • Малой Азии;
  • Индии;
  • Китая.

Отсюда товар доходил и до России.

Участники экспедиции «По следам Афанасия Никитина» посетили Волгоград

Экспедиция повторяет маршрут известного тверского купца, путешественника и писателя, в XV веке открывшего для России Индию. Она инициирована директором Культурного Центра им. Дж. Неру г-ном Абхаем Тхакурой при содействии администрации Тверской области.

Старт автопробега был дан в Твери у памятника Афанасию Никитину. В отличие от известного купца, который добирался до Индии по воде, экспедиция следует по «шёлковому пути» на трёх автомобилях.

Четырнадцать путешественников, в числе которых Советник по финансам Министерства путей сообщения Индии в отставке Фалгуни Матилал, известный фотограф Ашок Дилвали, танцовщица Хари Васудеван, доктор Раджендра Джайн, кинорежиссёр Раджеш Джала и другие, намерены преодолеть за 35 дней более 12 тысяч км по России, Турции, Ирану и Объединённым Арабским Эмиратам. Они уже проехали Тверь, Москву, Нижний Новгород, Казань, Самару, Саратов. В Волгограде члены экспедиции посетили музей-панораму «Сталинградская битва» и мемориальный комплекс на Мамаевом Кургане.

Впереди путешественников ждут Элиста, Астрахань и Сочи. Об этом сообщает пресс-служба областной администрации.

Путешествие по сказочной Индии

Через 25 дней пути Афанасий Никитин высадился в Чауле, что чуть южнее современного Мумбаи. Человек, который ступил на берег загадочной страны, уже не был похож на купца из Твери. Дорожное имущество осталось на разграбленном корабле. Одежду давно пришлось заменить на более подходящую для жаркого и влажного климата. Он пройдёт равнину, плоскогорье и доберётся до Центральной Индии. Будет оседать в индийских селениях, пока четыре месяца день и ночь идёт дождь. Наниматься и работать, чтобы достойно продолжать путь. Незапланированное путешествие по Индии продлится три года.

Какой увидел Индию заморский гость

Очень изумился русский гость нравам и обычаям «индостанцев»: «сельские люди очень бедны», ходят «все наги и босы», а «бояре богаты и роскошны» и ездят «на людях» (на носилках). Поразили его боевые слоны, покрытые булатными доспехами: «к хоботу и клыкам привязаны большие мечи кованые» и «делают на них городки», крепости, за которым прячутся воины с луками.


Одежда, нравы и обычаи «индостанцев» поразили Афанасия, но не вызвали неприязни

Подробно описал Афанасий праздничный кортеж султана с конной и пешей многотысячной ратью, «наряженных в золочёные доспехи», с лошадьми в «золотых сбруях» и слонами в «золотых одеждах». Описал дворец султана в Бидаре, весь в золоте и драгоценных камнях, в который «ведёт семеро ворот». Удивление вызывали у него обычаи местных жителей, их жилища, одежда, еда и религиозные обряды. И сам Афанасий, светловолосый и голубоглазый, невольно становился центром внимания.

Попытка установить торговые отношения

Подолгу жил путешественник в каждом новом городе и записывал всё, что видел. Нигде в его записях не встретишь неприязни, только доброжелательное отношение и интерес. Судя по всему, Афанасий на ходу обучался языкам и легко заводил дружбу со многими «индостанцами». Находил новых спутников и провожатых, которые показывали ему дорогу вглубь страны к знаменитым торговым городам.


Так выглядел восточный базар в средние века

В городе Джуннаре Афанасий пытался продать жеребца, но местный хан давал 1000 золотых монет с условием, чтобы заморский гость стал мусульманином. Афанасий отказался. Изучив рынок, опытный купец заключил, что возить товар из Индии на Русь невыгодно. Купить специи можно дёшево, но пошлины на провоз морем будут разорительны. А на море ещё и разбойники. И в торговом городе Бидаре он подтвердил: «На Русскую землю товара нет». Выходит, ничего интересного с коммерческой точки зрения в Индии он не нашёл. В Бидаре Афанасий всё-таки продал жеребца, но остался в минусе, потому что до этого весь год кормил животное и потратил больше, чем заработал.

Вариант 2

Афанасий Никитин – русский путешественник. О его жизни данных практически нет. Известно, что он родился в семье крестьянина. В молодости посещал Литву и Византию с торговыми визитами.

Прославился путешествиями в Персию, Индию и в Турецкое государство. Он написал книгу «Хождение за три моря». В ней описано путешествие с коммерческой точки зрения. Расписаны политические устройства государств. Их экономика. Культура.

Начало путешествия было положено из города Тверь. Далее произошла встреча посла Хасан-бека в городе Нижний Новгород. И они вместе отправились вниз по течению Волги. В Астраханских землях они попали под разбой местных татар. Обратно вернуться не было возможности. И уже на 2-х суднах направились в сторону Дербента. Одно из судов разбилось, экипаж был взят в плен местными жителями. Афанасию Никитину с большим трудом удалось высвободить команду. Но вот просьбу о дополнительном финансирование, но получил отказ.

Далее путешествие продолжил в сторону Баку. В своей книге, Никитин очень искусно описывает красоту природы тех мест. Богатства местных жителей. Роскошность дворцов. В книге очень много употреблялась арабская лексика. Это ставило под сомнение, не принял ли Афанасий Никитин ислам. Ученые склоняются в большей степени, что нет. Так как в этом случае он бы не вернулся на родину. За перемену веры его могли бы казнить.

Обратный путь домой был проложен через Персию по Черному морю в сторону Индии. К сожалению вернуться на родину он не смог. По пути домой он умер. Это произошло под Смоленском. Точная причина была не известна, вероятнее всего за годы путешествия здоровье сильно ухудшилось. Все рукописи сохранились, благодаря московским купцам, которые его сопровождали на обратном пути.

Афанасий Никитин один из немногих европейцев, который поделился своими знаниями о далекой Индии. Всего его путешествие в общем сроке составило около 3-з лет. Он рассказал об обычаях жителей, о их нравах. Его произведение «Хождение за три моря» считается памятником русской литературы. Его перевели на несколько языков мира. Подобное произведение было первым в русской литературе. В нем не было официальности и цензуры. Неповторимое звучание придавало то, что описывалось абсолютно все сферы жизни путешественника.

На родине путешественника, в городе Тверь, установлен памятник отважному Афанасию Никитину. Еще один находится в Феодосии

Но не только в России есть памятники. Совсем недавно был установлен в Индии. Афанасия Никитина чтят за смелось и упорство в изучение новых земель.

Путешествие в Индию

С этого момента началась кульминация путешествия Афанасия Никитина. Он сел на судно и направился в индийский город Чаул. Никитин добрался до места, которое произвело на него незабываемое впечатление — путешественника шокировала чужая земля и чернокожие, босые люди. Все вокруг ему казалось интересным.

Больше всего Никитин недоумевал из-за того, что местные люди носят золотые украшения, но при этом ходят в обносках. Еще одной причиной для удивления стала высокая численность населения Индии. Здесь же путешественник впервые увидел экзотических животных. Поразили его и боевые слоны, которых герою посчастливилось увидеть.

Еще одной особенностью местных жителей стало то, что они совсем не ели мясо. Находясь вдали от дома, познакомившись с укладом туземцев, мореплаватель начинает сравнивать культуру русских людей с жителями Индии. Эти рассуждения наталкивают его на раздумья о судьбе России.

А вот продать жеребца и заработать Никитину в Индии не удалось. После этого он решает отправиться в самую глубь страны:

  1. Сначала через верховья Сины.
  2. Затем — на северо-запад.

В крепости Джуннар путешественник встретился с ее хозяином, Асад-Ханом. Его заинтересовал жеребец Никитина, и владелец замка решил забрать его силой.

При разговоре с путешественником Асад понял, что Афанасий — иноверец, и сказал, что он готов вернуть жеребца и заплатить, но только в том случае, если он примет ислам. На раздумья Асад выделил 4 дня, при отрицательном ответе путешественника ожидала мучительная смерть.

Никитин долго раздумывал, но, на радость, встретил своего знакомого Мухаммеда, который уговорил отпустить чужеземца. Одной из самых больших загадок, связанных с Никитиным, является то, принял ли он в итоге ислам или нет. Историки говорят о высокой вероятности возможной перемены веры, исходя из его дневниковых записей.

Никитин писал о том, что в целом он остался недовольным своим путешествием, поскольку оно совершенно не принесло финансовой выгоды. Своего жеребца он так и не смог продать.

Краткая биография НИКИТИНА Афанасия

НИКИТИН Афанасий (год рождения неизвестен — умер весной 1475), русский купец, путешественник и писатель.

Весной 1468 тверской купец среднего достатка Афанасий Никитин, снарядив два судна, направился Волгой на Каспий вместе со своими земляками торговать. На продажу везли дорогие товары, в том числе «мягкую рухлядь» — меха, ценившиеся на рынках нижней Волги и Сев. Кавказа. Под Астраханью на купцов напали татары и почти все разграбили. Никитин, вероятно, говоривший на двух-трех тюркских языках и на фарси, решил расторговать оставшийся товар в чужеземных странах. Из Баку он отплыл в Мазандеран. Проведя в Иране более двух лет, он двинулся дальше на юг. По дороге Никитин узнал, что в Индии ценятся породистые жеребцы и там же можно дешево купить дорогие на Руси товары. Приобретя коня, в апреле 1471 Никитин сел на судно, идущее в индийский порт Чаул. Выгодно сбыть жеребца удалось не сразу, и он путешествует по разным городам Индии под видом ходжи, терпя гонения от местных властей. Лишь в Бидаре, многолюдной столице государства Бахмани, ему удается продать коня. В январе 1472 он пришел в священный г. Парват, где прожил полтора года. Почти полгода Никитин провел в одном из городов «алмазной» пров. Райчур, где принял решение вернуться на родину. Результаты путешествия разочаровали Никитина: «. . . для нашей земли нет ничего. . . перец да краска, то дешево. . . А нам привезти товар без пошлины не дадут. А пошлин много, и на море разбойников много». Около трех лет путешествовал тверской купец по Индии. Его путевые записи уточняют и дополняют индийские хроники 1471-74-го гг. Никитин описал пышные выезды местного султана, страшную нищету крестьян, кастовые и религиозные различия («разных вер люди друг с другом не пьют, не едят, не женятся»). В январе 1473 Никитин сел в Дабхоле (Дабул) на судно, которое почти после трехмесячного плавания с заходом на Сомалийский и Аравийский п-ва доставило его в Ормуз. Торгуя пряностями, Никитин прошел через Иранское нагорье к Тебризу, посетив кочевых «белобаранных» туркмен, пересек Армянское нагорье и осенью 1474 достиг Трабзона. Власти этого черноморского порта арестовали все его товары, в том числе индийские самоцветы, приняв Никитина за туркмена; дневник при этом не тронули.5 ноября Никитин прибыл в Феодосию, где перезимовал и, вероятно, привел в порядок свои наблюдения. Весной 1475 года он двинулся на север скорее всего по Днепру. Из краткого вступления к его запискам, включенным в «Львовскую летопись» под 1475, следует, что он «умер, Смоленска не дойдя, весной или в начале 1475. А записи он своей рукой писал, и те тетради. . . привезли купцы в Москву». В 16-17 вв. его дневник «Хожение за три моря» (имеется в виду Каспийское, Аравийское и Черное), неоднократно переписывался. Известно шесть списков. Один из них в нач. 19 в. был найден Н. М. Карамзиным, оценившим исключительное значение труда.Не планируя заранее путешествие за три моря, Никитин оказался первым европейцем, который дал ценное описание средневековой Индии, обрисовав ее просто и правдиво. Его записи лишены расового подхода и отличаются редкой для того времени веротерпимостью. Своим подвигом Никитин доказал, что во 2-ой пол. 15 в., за 30 лет до португальского «открытия» Индии, путешествие туда мог совершить даже не богатый, но целеустремленный человек.Труд Никитина представляет интерес не только как один из ярких образцов жанра путевых очерков, т. н. древнерусских «хожений», (основоположником которого принято считать игумена Даниила, нач. 12 в.), но и как памятник живого русского языка 15 в.

Именем Никитина, героя многих исторических повестей, в 1957 названа вершина (высота 3500 м) крупного (длина 275 км) подводного горного массива в Индийском океане недалеко от экватора. В 1955 в Твери ему поставлен памятник, а в начале 2002 г. — в Индии.

Индия

Из Персии, из Порта Ормуз (Гурмыз) Афанасий Никитин отправился в Индию. Путешествие Афанасия Никитина по Индии продолжалось предположительно 4 года: от весны 1468 до начала 1472-го (по другим данным — 1474-го). Именно описание пребывания в Индии занимает большую часть дневника А. Никитина. Он немало удивлялся увиденному в неизвестных ему доселе землях, делясь этими наблюдениями:

И тут есть Индийская страна, и люди ходят все наги, а голова не покрыта, а груди голы, а власы в одну косу заплетены, а все ходят брюхаты, а дети родятся на всякый год, а детей у них много. А мужики и жонкы все нагы, а все черны. … А жонки ходят голова не покрыта, а сосцы голы; а паропки да девочки ходят наги до семи лет, сором не покрыт.

Именно описание пребывания в Индии занимает большую часть дневника А. Никитина. Фото tvercult.ru

Обычаи и уклад жизни индусов переданы в «Хожении за три моря» детально, с многочисленными деталями и нюансами, которые подмечал пытливый взгляд автора. Подробно описываются богатые пиры, выезды и военные действия индийских князей. Хорошо отражена и жизнь простого народа, а также природа, животный и растительный мир. Многому из увиденного А. Никитин давал свою оценку:

Да о вере же о их распытах все, и оны сказывают: веруем въ Адама, а буты, кажуть, то есть Адамъ и род его весь. А веръ въ Индеи всех 80 и 4 веры, а все верують в бута. А вера с верою ни пиеть, ни ястъ, ни женится. А иныя же боранину, да куры, да рыбу, да яйца ядять, а воловины не ядять никакаа вера.

Чем конкретно занимался Афанасий Никитин, чем питался, каким образом добывал средства к существованию — об этом можно только догадываться. Во всяком случае, сам автор нигде этого не уточняет. Можно предположить, что коммерческая жилка в нем сказывалась, и он вел какую-то мелкую торговлю либо нанимался служить к местным купцам. Кто-то сказал Афанасию Никитину, что в Индии в большой цене породистые жеребцы. За них якобы можно выручить хорошие деньги. Он привез с собой в Индию жеребца:

И яз грешный привезлъ жеребца в Индийскую землю, и дошелъ есми до Чюнеря богъ далъ поздорову все, а стал ми во сто рублев.

А в том в Чюнере ханъ у меня взял жеребца, а увядал, что яз не бесерменянин — русинъ. И он молвит: «Жеребца дам да тысящу златых дам, а стань в веру нашу — в Махмет дени; а не станеш в веру нашу, в Махмат дени, и жеребца возму и тысячю златых на голове твоей возму»…. И господь богъ смиловался на свой честный праздникъ, не оставил милости своеа от меня грешнаго и не велелъ погибнути в Чюнере с нечестивыми. И канун Спасова дни приехал хозяйочи Махмет хоросанецъ, и бил есми ему челом, чтобы ся о мне печаловал. И он ездил к хану в город да меня отпросил, чтобы мя в веру не поставили, да и жеребца моего у него взял. Таково осподарево чюдо на Спасовъ день.

Продолжение следует

Булат Рахимзянов

Справка

Булат Раимович Рахимзянов — историк, старший научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани АН РТ, кандидат исторических наук.

  • Окончил исторический факультет (1998) и аспирантуру (2001) Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина.
  • Автор около 60 научных публикаций, в том числе двух монографий.
  • Проводил научное исследование в Гарвардском университете (США) в 2006—2007 академическом году.
  • Участник многих научных и образовательных мероприятий, в их числе — международные научные конференции, школы, докторские семинары. Выступал с докладами в Гарвардском университете, Санкт-Петербургском государственном университете, Высшей школе социальных наук (EHESS, Париж), университете Иоганна Гуттенберга в Майнце, Высшей школе экономики (Москва).
  • Его вторая монография «Москва и татарский мир: сотрудничество и противостояние в эпоху перемен, XV—XVI вв.» недавно вышла в санкт-петербургском издательстве «Евразия».
  • Область научных интересов: средневековая история России (в особенности восточная политика Московского государства), имперская история России (в особенности национальные и религиозные аспекты), этническая история российских татар, татарская идентичность, история и память.

10 Кафа

Афанасию пришлось занять под честное слово денег на дорогу до Крыма, где он намеревался встретить купцов-соотечественников и с их помощью отдать долги. В Кафу (Феодосию) он смог добраться только осенью 1474 года. Зиму Никитин провел в этом городе, завершив записки о своем путешествии, а весной отправился по Днепру обратно в Россию.

Наверняка вам любопытно было бы узнать, что открыл Афанасий Никитин. Прочитав эту статью, вы узнаете, где побывал этот Годы жизни Афанасия Никитина — 1442-1474(75). Он родился в Твери, в семье Никиты, крестьянина, поэтому Никитин — это отчество, а не фамилия путешественника. У большинства крестьян в то время фамилий не было.

Лишь частично известна историкам его биография. Не существует достоверных сведений о юности и детстве этого лишь, что он стал купцом в довольно молодом возрасте и посещал Крым, Византию, Литву и другие государства по торговым делам. Довольно успешными были коммерческие предприятия Афанасия: он возвращался благополучно с заморским товаром на родину.

Ниже представлен находящийся в Твери.

В 1468 году Афанасий предпринял экспедицию, в ходе которой побывал в странах Востока, в Африке, Индии и Персии. описано в книге под названием «Хождение за три моря» Афанасия Никитина.

Ранние годы

Известно, что Афанасий родился в крестьянской семье в Твери где-то в начале 15 века. Точная дата рождения неизвестна. С юных лет он участвовал в купеческих морских «походах», посетил Византию, Крым и Литву, причем по какой-то причине товары он вез на одном корабле, а сам путешествовал на другом, взяв с собой целый сундук книг.

Удивительным является то, что упоминается в летописях этот предприимчивый крестьянский сын не иначе как «Афанасий, Никитин сын» – то есть это не фамилия путешественника, а его отчество, которое дозволялось носить только знатным людям в русских княжествах. Это и некоторые другие факты дают возможность предположить, что наш герой был не столько купцом, сколько полномочным послом великого Тверского князя.

Это было сложное время для Руси, раздробленной на три княжества – Тверское, Московское и Рязанское, и три республики – Псков, Вятка и Новгород. В 1462 году трон московского княжества занял Иван III Васильевич, который, как и его потомок, более известный в истории, получил прозвище Грозный. Он буквально утопил соседей в крови, огнем и мечом пытаясь объединить республики и княжества под своей дланью.

Жизненный путь

Считается, что Афанасий происходит из крестьянской семьи. Отметим, что «Никитин» — это отчество, а не фамилия.

С 1468 по 1474 год Афанасий Никитин путешествовал по Индии, Персии и Турции. Благодаря этим странствиям появились знаменитые путевые записи, известные под названием «Хожение за три моря». Эти записи стали первым в русской литературе описанием коммерческой поездки. В данном произведении можно найти много интересных наблюдений об экономике, политическом устройстве и культуре восточных стран. Кроме того, Никитин описывает красоты природы, пышность дворцов, нравы и облик местных жителей.

Никитин отправился в путешествие из Твери. Он вез русские товары, надеясь выгодно продать их на берегах Каспийского моря. Но уже в устье Волги его ограбили астраханские татары. Несмотря на это, он решил продолжить свои странствия. Кроме того, товар был взят в долг. Тверской купец отправился в заморские земли, чтобы заработать достаточно средств для возвращения долгов. Сначала он отправился в Баку, затем перебрался на юг, где торговал и занимался изучением языков. Около 1469 г. Никитин добрался до Ормуза – крупного порта, который находился на пересечении торговых путей из Малой Азии, Индии, Египта и Китая. Затем он несколько лет путешествовал по Индии.

В «Хожении» можно найти много мусульманских молитв и арабско-персидской лексики, поэтому некоторые ученые выдвигали мнение, что в Индии Афанасий принял ислам. Но сам путешественник в своих записях всегда это опровергал. Отметим, что как купец Афанасий не имел успеха. На родину Никитин возвращался через Персию и Трапезунд. Также он посетил Кафу (Феодосию). Но домой Никитин так и не добрался, скончавшись под Смоленском.

В 1475 г. рукопись Никитина оказалась у Василия Момырёва, московского дьяка. Впоследствии ее текст внесли в Летописный свод 1489 г. и продублирован в Львовской и Софийской летописях. Кроме того, записки Никитина сохранились в Троицком сборнике 15 в. Позднее в Троицко-Сергиевском монастыре записки Никитина обнаружил Н. Карамзиным. Именно он опубликовал их отрывки в 1818 г. в примечаниях к 6-му тому «Истории государства Российского». А в 1821 г. полный текст записей Никитина опубликовал П. Строев в издании Софийской летописи.

Экспедиции

Афанасий Никитин, как опытный купец, стремился расширить торговлю в нынешней Астрахани. Мореплаватель получил разрешение тверского князя Михаила Борисовича III, поэтому Никитина рассматривали как тайного дипломата, однако исторические данные не подтверждают эти догадки. Получив поддержку первых государственных лиц, Афанасий Никитин отправился в дальний путь из Твери.

Мореплаватель поплыл через реку Волгу. Первоначально путешественник остановился в городе Клязин и отправился в монастырь. Там он получил благословение у игумена, а также помолился Святой Троице, чтобы путешествие сложилось благополучно. Далее Афанасий Никитин отправился в Углич, оттуда в Кострому, а затем в Плес.

По словам путешественника, маршрут проходил без препятствий, однако в Нижнем Новгороде экспедиция мореплавателя затянулась на две недели, так как там купец должен был встретиться с послом Ширванского государства Хасан-беком. Первоначально Никитин хотел присоединиться к русскому посольству Василия Папина, но тот уже уплыл на юг.

Беда случилась, когда команда Афанасия проплывала мимо Астрахани: мореплавателей настигли татарские разбойники и разграбили корабль, а одно судно и вовсе утонуло.

Путешественники не могли вернуться на родину, так как их ждали долговые обязательства за то, что те не сохранили товар, который был закуплен на государственные деньги в кредит. Некоторые из моряков, у которых хоть что-то осталось дома, возвратились на Русь, остальные люди Никитина разошлись в разные стороны, кто-то остался в Шемахе, некоторые отправились на работу в Баку.

Афанасий Никитин надеялся улучшить материальное положение, поэтому решил отправиться в плавание в сторону юга: из Дербента неунывающий мореплаватель отправился в Персию, а из Персии добрался до оживленного порта Ормуза, который представлял собой пересечение торговых путей: Малой Азии, Индии, Китая и Египта. В рукописях Афанасий Никитин называл этот порт «пристанищем Гурмызьским», знакомый на Руси поставками жемчуга.

Прозорливый торговец в Ормузе узнал, что оттуда поставляют редких жеребцов, которых не разводят в индийской стране, и там они дорого ценятся. Купец приобрел коня и с надеждой сбыть товар по заоблачной цене отправился на евразийский материк в Индию, территория которой хоть и была тогда на картах, но оставалась неизведанной европейцами.

В город Чаул Афанасий Никитин приплыл в 1471 году и прожил в незнакомом государстве три года, однако не возвратился на родину. Русский путешественник детально описал быт и устройство солнечной страны в своих рукописях.

Афанасий удивлялся тому, как индийские жители ходят по улице: женщины и дети гуляли нагими, а у князя были покрыты покрывалом бедра и голова. Но зато чуть ли не у каждого человека были золотые украшения в виде браслетов, что удивляло русского купца. Никитин не понимал, почему индийцы не могут продать драгоценные украшения и купить одежду, чтобы прикрыть наготу.

Также его впечатлило, что население Индии было большое, и почти каждая вторая жительница страны ожидала ребенка.

В Чауле Афанасий не продал жеребца по выгодной цене, поэтому в начале весны мореплаватель отправился в самую глубинку Индии. Купец добрался до северо-западной крепости Джуннар, где встретился с Асад-Ханом, ее хозяином. Наместнику понравился товар Афанасия, однако он возжелал заиметь коня бесплатно и отнял его силой. В ходе разговора Асад узнал, что русский путешественник исповедует иную религию и обещал вернуть животное с золотом в придачу, если купец примет ислам. Наместник дал Никитину 4 дня на раздумья, в случае отрицательного ответа Асад-Хан пригрозил русскому купцу смертью.

По книге «Хождения за три моря» Афанасия Никитина спас случай: наместнику крепости встретился знакомый старик Мухаммед, перед которым правитель показал милость и отпустил чужеземца, вернув коня. Однако историки спорят до сих пор: принял Афанасий Никитин магометанскую веру или же остался верен православию. Такие сомнения оставил купец из-за оригинальных записок, которые были насыщенны иноземными словами.

Также Никитин удивлялся обычаям Индии и экзотическим животным, в чужеземной стране он впервые увидел змей и обезьян. Путешествие в невиданные края было красочным и ярким, но Афанасий остался недоволен, ведь торговой выгоды купец так и не увидел. По словам мореплавателя, солнечная страна торговала красками и дешевым перцем – нечего было увезти на родину, чтобы получить прибыль. Индийское пребывание Никитина было интересным, но бедным: продажа единственного коня обошлась купцу в убыток и наложением штрафа.

7 Бидар

После Джуннара Афанасий посетил город Алланд, где проходила большая ярмарка. Купец намеревался продать здесь своего арабского скакуна, да снова не получилось. Лишь в 1471 году Афанасию Никитину удалось продать коня, да и то без особой выгоды для себя. Это случилось в городе Бидар, где путешественник остановился, пережидая сезон дождей. «Бидар — стольный город Гундустана бесерменского. Город большой, и людей в нем очень много. Султан молод, двадцати лет — бояре правят, а княжат хорасанцы и воюют все хорасанцы», — так описывал этот город Афанасий.

Купец провел в Бидаре 4 месяца. «И жил я здесь, в Бидаре, до Великого поста и со многими индусами познакомился. Открыл им веру свою, сказал, что не бесерменин я, а веры Иисусовой христианин, и имя мое Афанасий, а бесерменское имя — ходжа Юсуф Хорасани. И индусы не стали от меня ничего скрывать, ни о еде своей, ни о торговле, ни о молитвах, ни о иных вещах, и жен своих не стали в доме скрывать». Множество записей в дневниках Никитина касаются вопросов религии индийцев.

Политические расчеты

Сведения о жизни Афанасия Никитина до его восточного вояжа довольно смутны. В советское время любили писать, что был он сыном крестьянина Никиты. Но тогда непонятно, как этот крестьянский сын нажил состояние в молодые годы.

По ряду признаков можно сказать, что Афанасий неоднократно хаживал за моря и в Твери был известен как ловкий делец, который торговал в Крыму, Молдавии и Константинополе, доставляя оттуда товары, уходившие в Литву и Новгород. В записках Никитина говорится, что он “Со товарищи», то есть с компанией, вскладчину, снарядил два судна с товарами. Причем известно, что Афанасий брал товары в долг, обещая рассчитаться по возвращении. Это указывает на его статус в Твери: ему был открыт неограниченный кредит.

Проезжую грамоту купцы получили от тверского великого князя Михаила Борисовича и посадника Бориса Бороздина, благословил же их поход тверской епископ Геннадий. У этого властного триумвирата имелся в деле свой особенный политический интерес.

В те годы Тверь являлась независимым государством. Положение великого княжества Тверского в верховьях Волги было исключительно выгодным. Волжский торговый путь вел к Каспийскому морю и далее – к городам и портам, через которые шли товары из Китая и Индии. Идя же на север от Твери – по системе рек, озер и волоков, – купеческие караваны достигали Великого Новгорода, откуда рукой подать до портов Ганзейского союза.

Но именно это выгодное стратегическое положение превращало Тверь в объект экспансии со стороны великого княжества Московского, постепенно подминавшего под себя все русские земли. Прорыв Твери к новым торговым рынкам, участие в налаживании транзитного маршрута восточных товаров в Европу должны были усилить позиции тверского князя, сделать его ключевым торговым партнером Ганзы и важным союзником Литвы. Поэтому тверская верхушка одобрила замыслы Афанасия Никитина.

Изначально ни о какой Индии никто не думал. Караван Никитина и его компаньонов направлялся в Ширван, так что изначально путь Афанасия Никитина пролегал, через богатое кавказское независимое государство, в столице которого – Шемахе – сходились несколько важных караванных дорог.

Детство и юность

Родился будущий мореплаватель в неспокойное время княжеских междоусобиц и феодальной раздробленности, в 15 веке. Родиной стало небольшое поселение в Тверском княжестве. Фамилию «Никитин» мальчик получил от своего отца, и правильным считаться будет вариант «Никитич», поскольку формально это не фамилия, а отчество. Отец был простым крестьянином-земледельцем, занимающимся продажей выращенных культур. Вскоре и юный Фоня перенял дело отца и занялся купеческим ремеслом – продажа шла в гору, денег всегда было в достатке. Вскоре ассортимент сменился на товар, привезённый из-за границы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: