Самое известное произведение
Сложности с показом спектакля не остановили писателя. В последующие годы он создаёт пьесы «Очередной рейс» и «Длинный день». Новой вехой в творчестве писателя стала публикация в журнале «Юность» его повести «А зори здесь тихие». Главный редактор журнала был впечатлён трогательным рассказом Васильева, поэтому даже не стал вносить в него коррективы, исправив в тексте лишь два слова. Талантливое произведение показывает несовместимость войны и убийства с самой женской сутью.
Писатель отражает войну не через абстрактный подвиг, а на примере судеб молоденьких девушек, вчерашних школьниц. Трогательный и грустный фильм о судьбах девушек-зенитчиц, снятый очень близко к тексту повести, заслуженно получил множество наград, в их числе Государственная премия СССР. Картина даже номинировалась на «Оскар» в 1973 году.
Театральные постановки
- — «А зори здесь тихие» — Ленинградский театр юного зрителя (Режиссёр — Семён Димант).
- 1970 — «А зори здесь тихие» — Омский театр для детей и молодёжи
- — «А зори здесь тихие» — Театр драмы и комедии на Таганке, Москва; постановка Юрия Любимова
- — «А зори здесь тихие» — Центральный Театр Советской Армии, Москва
- 1971 — «В списках не значился» — Омский театр для детей и молодёжи
- — «В списках не значился» — «Ленком»; инсценировка Юрия Визбора, постановка Марка Захарова
- — «А зори здесь тихие» — Театральная студия «Пришельцы», г. Павлоград (ныне — театр им. Б. Е. Захавы), постановка Анатолия Ревы
- 1985 — «Завтра была война» — театр им. В. Маяковского
- — «Завтра была война» — Иркутский драматический театр имени Н. П. Охлопкова; постановка Геннадия Шапошникова, в ролях: Искра Полякова — Н. Савина, Ромахин — Н. Дубаков, Валентина Андроновна — Н. Королёва и др.
- — «Завтра была война» — Театр юношеского творчества, Санкт-Петербург
- — «А зори здесь тихие» — Театр юношеского творчества, Санкт-Петербург
- — «А зори здесь тихие», музыкальная драма А. Кротова по мотивам повести — Новосибирский театр музыкальной комедии
- — «А зори здесь тихие» — Санкт-Петербургский театр «Мастерская»
- — «Завтра была война» — Театральная студия социального спектакля «КЭВС», Санкт-Петербург
- 2013 — «А зори здесь тихие» — Театральная студия социального спектакля «КЭВС», Санкт-Петербург
- — «А зори здесь тихие» — Борисоглебский драматический театр им. Н. Г. Чернышевского
- —2013 — «А зори здесь тихие» — Театральная студия «Мистерия» во Дворце детей и молодёжи, Тверь
- 2015 — «Завтра Была Война» — Учебный театр Пермской Государственной Академии искусства и культуры, Пермь
- 2015 — «Завтра была война» — Самарский академический театр драмы
- 2015 — «Ты — моё воскресение» по рассказу «Пятница» — Театральная Компания Ковчег, негосударственный театр-студия Ленинградской области, спектакль Победитель Дельфийских игр России 2015 года в номинации «ТЕАТР»
- 2015 — «Завтра на войне не бывает» по повести «А зори здесь тихие» — Кукольно-драматическая студия Галактика, город Минск, Беларусь.
- 2022 – «Завтра была война» – Ульяновский молодёжный театр
Другие факты из жизни Бориса Васильева
- Главной причиной увольнения из армии в 1954 году писатель назвал желание заниматься литературной деятельностью.
- Васильев – убеждённый антисталинист.
- Фильм «А зори здесь тихие» экранизировался трижды: в 1972 году режиссёром Станиславом Ростоцким, в 2005 году Мао Вэйниным, в 2015 году Ренатом Давлетьяровым.
- После успеха произведения «А зори здесь тихие» писатель долгое время сотрудничал с журналом «Юность».
- «Летят мои кони» — автобиографическая повесть, в которой писатель тепло и искренне пишет о своей юности.
- Васильев является почётным гражданином города Смоленска.
- Борис Васильев – талантливая и масштабная личность, которой по праву могут гордиться его соотечественники.
- По сценариям писателя снято 15 кинофильмов.
- Большую часть жизни писатель жил и работал в Москве.
- Васильев является автором ряда публицистических статей. Их тематика охватывает различные стороны жизни общества.
Биография
Борис Васильев – советский писатель, драматург, сценарист, автор бессмертных произведений, вошедших в фонд русской и советской классики. Это прежде всего повести «А зори здесь тихие…», «В списках не значился», роман «Не стреляйте белых лебедей».
Васильев Борис Львович родился 21 мая 1924 года в Смоленске в интеллигентной семье. Его отец Лев Александрович Васильев — кадровый офицер Царской, а впоследствии Красной армии, мама Елена Николаевна Алексеева была из старинного дворянского рода, связанного с именами Пушкина и Толстого, с общественным движением народников.
Писатель Борис Васильев
Мальчик увлекался историей и литературой, и эти два предмета «с детства переплелись в его сознании». Позже семья штатного военного переехала из Смоленска в Воронеж, где Борис и учился. В школе мальчик играл в любительских спектаклях. А еще вместе с другом выпускал рукописный журнал.
Беззаботные школьные годы прервала война. В 1941 году Борис Васильев учился в 9 классе. Детство закончилось в один миг. В семнадцать лет Васильев пошел на фронт добровольцем в составе истребительного комсомольского батальона. 3 июля 1941 года батальон Васильева был направлен под Смоленск, попал в окружение и вышел из него только в октябре 1941 года.
Борис Васильев в молодости
16 марта 1943 года, во время воздушного десанта под Вязьмой, Васильев попал на минную растяжку и с тяжелой контузией был доставлен в госпиталь. После контузии Борис Львович оставил действующую армию. Осенью 1943 года он поступил в Военную академию бронетанковых и механизированных войск имени Сталина, окончив ее в 1948 году, работал по специальности – инженером-испытателем боевых машин.
Все эти годы литература и писательство манили со страшной силой. Война дала множество эпических картин и героических персонажей, которые так и просились на страницы романов. В 1954 году Борис Васильев решился: он уволился из армии в звании инженер-капитана и сделал окончательный выбор в пользу профессиональной литературной деятельности.
Библиография
Танкисты (1954) Пьеса Стучите и откроется (1955) Пьеса (1957) Повесть Очередной рейс (1958) Сценарий к фильму Длинный день (1960) Сценарий к фильму (1969) Повесть (1970) Кажется, со мной пойдут в разведку (1970) (1970) Сценарий к фильму (1973) Роман (1974) Роман Старая олимпия (1975) (1976) Сценарий к фильмуВетеран (1976) Рассказ Встречный бой (1979)Великолепная шестерка (1980) Рассказ Вы чье, старичье? (1982) Рассказ (1982) Короткая рокировка (1983) (1984) Повесть Рослик пропал (1984) (1984)Карнавал (1985)Жила-была Клавочка (1986) Повесть (1986) Рассказ (1986)Экспонат №… (1987) Мир восклицательный знак (1990) (1991)Живая очередь (1993) Рассказ (2001) Роман (2002) Мемуары (2004) (2006) Публицистика
серия: «Романы о Древней Руси»
(1996) Ист. роман (1997) Ист. роман — переизданый под другим названием роман » «(1997) выбивается из общей хронологии серии, возможно автор планирует заполнить временной отрезок между Владимиром и Александром, новыми следующими книгами.
Родители
Александр появился на свет 8 декабря 1958 года в Москве в интеллигентной семье. Его папа, Васильев Александр Павлович, 1911 года рождения, был театральным художником и членом-корреспондентом Академии художеств СССР. В 1975 году ему присвоили звание Народного художника РСФСР.
Мама, Васильева-Гулевич Татьяна Ильинична, 1924 года рождения, была драматической актрисой. Позже преподавала актерское мастерство в хореографическом училище Большого театра и сценическую речь в Школе-студии МХАТ. Ее учениками были такие знаменитости, как Николай Цискаридзе, Нина Ананиашвили, Андрис и Илзе Лиепа. В молодости Татьяна Ильинична была очень красивой. За ней ухаживал поэт Николай Асеев, драматург и поэт Михаил Светлов, а художник Владимир Татлин писал ее портрет.
Родители познакомились в 1947 году, когда отец пришел в Детский театр для оформления декораций к постановке Островского «Не было ни гроша, да вдруг алтын». Поженились они осенью 1958 года, за несколько месяцев до рождения Александра.
Родители Александра Васильева
Память
- Мемориальные доски
- 21 мая 2014 года в городе Смоленске, на здании бывшей средней школы № 13, где учился Борис Васильев (ул. Большая Советская, дом 27/20) установлена мемориальная доска. Автор — скульптор Петр Фишман.
- 23 мая 2014 года установлена мемориальная доска в городе Воронеже, на фасаде школы № 28, где учился Борис Васильев (улица Фридриха Энгельса, дом 23).
- 21 июня 2018 года в Москве на доме, где жил Борис Васильев (Часовая улица, 5Б) установлена мемориальная доска.
- Памятник
21 мая 2014 года в городе Смоленске, в сквере на пересечении улиц Тухачевского и Докучаева, открыт бюст Б. Л. Васильева (автор — скульптор Валерий Гращенков).
Творчество Бориса Васильева
Писателем Борис Львович Васильев стал, когда ему уже было больше 30 лет. Но это уже полностью духовно состоявшийся человек, прошедший ад войны. На фронте был контужен. Из армии ушел в 1954 году, пожелав развиваться на писательском поприще.
Первым сочинением автора стала небольшая пьеса «Танкисты», посвященная преобразованию армейского поколения в сложные послевоенные годы. На удивление, пьесе цензура не дала дальнейшего хода.
Но это не останавливает молодого писателя, и он берется писать сценарии. Из-под его пера появляются пьесы «Длинный день» и «Очередной рейс», рассказывающие о трудовых и личных взаимоотношениях простых советских людей. По этим сценариям были поставлены кинокартины.
Настоящую славу и признание Б.Л.Васильев заимел после появления в печати повести «А зори здесь тихие…». Повесть получила несколько наград и также попала на телеэкраны страны.
Произведение пронзает глубокая скорбь и трагизм войны. Повесть о гибели молодых светлых женских душ, у которых кровавая война отобрала их будущее. Это грустный рассказ о смелости, отваге, патриотизме тех, кто защищал свою Родину.
Трагизмом, но в то же время непоколебимой верой в Победу пронизана повесть Васильева «В списках не значился». Эта повесть вошла в Золотой фонд литературы. Также теме войны посвящены «Завтра была война» и другие.
Еще одним знаковым произведением писателя стала повесть «Не стреляйте в белых лебедей», передающую уязвимость доброты.
Последние свои произведения Б.Л.Васильев посвятил Российской истории.
https://youtube.com/watch?v=E73jvp6vRs8
Борис Васильев: Я прожил достаточно длинную жизнь
Писатель Борис Васильев |
Борис Васильев родился 21 мая 1924 года в Смоленске. Родом из дворян, отец Васильев Лев Александрович — кадровый офицер царской, Красной и Советской армии, «чудом пережил три армейских чистки, бивших больше всего по бывшим офицерам царской армии…” («Век необычайный”, М., 2003).
Мать, урожденная Алексеева — Елена Николаевна Тихонова — из известного старинного дворянского рода, связанного с именами Пушкина и Льва Толстого.
Поколение Васильева — первое поколение, родившееся после окончания открытой гражданской войны, оказалось поколением, выросшим в состоянии продолжающейся скрытой гражданской войны. «Конечно, мы не ощущали всего ужаса перманентного террора, — напишет он позже, — но наши родители, родственники, старшие братья и сестры испытали его в полной мере. Нам в наследство досталось полностью разрушенное правовое пространство, а нашим внукам — разрушенное идейное… Ни отец, ни мама никогда мне ничего не рассказывали о себе. Ни о своем детстве, ни о своей молодости. Они исходили из главного принципа того времени, когда я был ребенком: чем меньше я буду знать о прошлом, тем спокойнее будет моя жизнь”.
Влияние семейных нравственно-философских традиций на формирование своего мировоззрения Борис Васильев считает решающим: «Меня воспитывали еще по старинке, как это было принято в провинциальных семьях русской интеллигенции, почему я безусловно человек конца 19-го столетия. И по любви к литературе, и по уважению к истории, и по вере в человека, и по абсолютному неуменью врать…”.
Это было созидательное воспитание. В отличие от разрушительного воспитания Советского времени с его лозунгами, идеологией, его враждебностью к любому инакомыслию, показательными судами над «врагами народа” и массовыми репрессиями и расстрелами.«Советская власть весьма основательно разрушала семьи, как в городе, так и на селе, не уставая при этом утверждать, что воспитание подрастающего поколения в прочных руках государства. Боже, кого только нам не предлагали в роли воспитателей! Школу и пионерскую организацию, комсомол и великие стройки Коммунизма, армию и рабочий коллектив… Мы вырастали в атмосфере команд… Мы маршировали, выкрикивая лозунги к обозначенной вождями цели”. Вождям «восторженно кричали «Ура!”. Врагам кричали «Смерть!” еще задолго не только до суда, но и задолго до следствия, поскольку газеты натравливали нас сразу же после арестов очередных врагов… Мы были детьми гражданской войны, а она продолжалась вплоть до Великой Отечественной… И в этой гражданской войне — негромкой, ползучей, — наше поколение принимало самое активное участие. Но и расплата этого поколения за вынужденную слепоту была непомерно жестокой — Это на его телах забуксовали танки Клейста и Гудериана”.
Сочинения
Собрания сочинений
- Собрание сочинений в трёх томах. — М.: Любимая Россия, 2004.
- Собрание сочинений в восьми томах. — М.: «Русич», 1994. — Т. 1-5
- Собрание сочинений в пяти томах. — М.: Вагриус, 1999. — 5 000 экз.
- Избранное в двух томах. — М., 1988.
Отдельные произведения и сборники
- А зори здесь тихие: повесть // Юность. — 1969. — № 8.
- В списках не значился: повесть // Юность. — 1974. — № 2-4.
- Вам привет от бабы Леры: роман // Нева. — 1988. — № 12. — С. 6-91.
- Великолепная шестёрка: рассказ // Юность. — 1980. — № 6.
- Ветеран: рассказ // Юность. — 1976. — № 4.
- Встречный бой: повесть // Юность. — 1979. — № 5.
- Вы чьё, старичьё?: рассказ // Новый мир. — 1982. — № 5.
- Гибель богинь: повесть // Нева. — 1986. — № 7.
- Глухомань: роман (2001)
- Длинный день: сценарий (1960)
- Жила-была Клавочка: повесть // Юность. — 1987. — № 1.
- Завтра была война: повесть // Юность. — 1984. — № 6.
- Иванов катер: повесть // Новый мир. — 1970. — № 8, 9.
- Кажется, со мной пойдут в разведку: повесть // Юность. — 1980. — № 2.
- Карнавал: повесть // Согласие. — 1991. — № 1, 2.
- Капля за каплей: повесть (1991)
- Красные жемчуга: повесть
- Короткая рокировка: повесть
- Летят мои кони… Повесть о своем времени // Юность. — 1982. — № 6.
- «Мир восклицательный знак»: рассказ // Юность. — 1985. — № 6.
- Не стреляйте белых лебедей: роман // Юность. — 1973. — № 6, 7.
- Неопалимая купина: рассказ // Знамя. — 1986. — № 2.
- Отрицание отрицания. — АСТ, Астрель, 2013. — 426 с. — ISBN 5457154351.
- Очередной рейс: сценарий (1958)
- Очередь: рассказ // Огонёк. — 1988. — № 16. — С. 20-24.
- Победители: повесть
- Пятница: рассказ // Юность. — 1970. — № 6.
- Розыск продолжать: повесть // Смена. — 1986. — № 16-18.
- Рослик пропал: Повесть
- Самый последний день…: повесть // Юность. — 1970. — № 11.
- Скобелев, или Есть только миг… (является ответвлением от романа «Были и не были»)
- Старая «Олимпия»: рассказ // Юность. — 1975. — № 6.
- Стучите и откроется: пьеса (1955)
- Суд да дело…: повесть // Человек и закон. — 1983. — № 11-12.
- Танкисты. : пьеса (1954)
- «Холодно, холодно…»: рассказ
- Экспонат №… // Юность. — 1986. — № 3.
Серия исторических романов «Романы о Древней Руси»
- Вещий Олег (1996)
- Ольга, королева русов (2001)
- Князь Святослав (2006)
- Владимир Красное Солнышко (2007)
- Александр Невский (1997; переизданный под другим названием роман «Князь Ярослав и его сыновья»)
- Государева тайна (2009)
- Владимир Мономах (2010)
Серия исторических романов «История рода Олексиных»
- Картёжник и бретер, игрок и дуэлянт: Записки прапрадеда (1998)
- Были и небыли (1977—1980)
- Книга 1. Господа волонтёры
- Книга 2. Господа офицеры
- Утоли моя печали (1997)
- И был вечер, и было утро (1987)
- Дом, который построил Дед (1991, 1993)
- Ровесница века (1988; переизданный под другим названием роман «Вам привет от бабы Леры»)
Завтра была война
Ряд произведений писателя посвящён истории Древней Руси, среди них «Князь», «Святослав». «История рода Алексиных», «Владимир Мономах». Но чаще всего произведения писателя были посвящены теме войны и судьбе поколения, на чью долю выпали все ужасы военного времени. Писатель показывает, как война разрушает семьи, развращает и опустошает души людей.
Большинство произведений Бориса Васильева имеют мрачный и трагический финал. Писатель, обнажая жестокость и несправедливость мира, взывает к совести, доброте и сочувствию читателей.
Одним из самых пронзительных его произведений является повесть «Завтра была война», которая вышла в свет в 1984 году. Писатель показывает, как закалялись и гибли души людей в предвоенные годы в результате запретов и травли, имевших место в обществе.
Фильмография
- «Очередной рейс» (1958)
- Сержанты (1958)
- «Длинный день» (1961)
- «След в океане» (1964)
- «Королевская регата» (1966)
- «На пути в Берлин» (1969)
- «А зори здесь тихие» (ТВ) (1970)
- «Офицеры» (1971)
- «А зори здесь тихие» (1972)
- «Самый последний день» (1972)
- «Иванов катер» (1972)
- «Самый последний день» (телеспектакль) (1973)
- «Одиночество» (ТВ) (1974)
- «Аты-баты, шли солдаты…» (1976)
- «Не стреляйте в белых лебедей» (1980)
- «Вы чьё, старичьё?» (1982)
- «Подсудимый» (1985)
- «По зову сердца» (1986)
- «Наездники» (1987)
- «Завтра была война» (1987)
- «Вы чьё, старичьё?» (1988)
- «Завтра была война» (телеспектакль) (1990)
- «В той области небес…» (1992)
- «Я — русский солдат» (1995)
- «А зори здесь тихие» (телесериал) (КНР, 2005)
- «Доблесть» (там. Peranmai, Индия, 2009)
- «А зори здесь тихие» (2015)
- «Неоконченный бой» («Неопалимая купина») (телесериал) (2019)
Критика
- Баранов В. Развитие или хождение по кругу? (1973)
- Блажнова Т. Внуки разберутся: . (1997)
- Борисова И. Напоминание. (1969)
- Воронов В. Серьёзный дебют. (1970)
- Дедков И. Сказание о Егоре Бедоносце. (1973)
- Дементьев А. Военная проза Бориса Васильева. (1983)
- Ковский В. Живая жизнь романа. (1977)
- Латынина А. Частный человек в истории. (1978)
- Левин Ф. Четверть века назад. (1970)
- Полотовская И. Л. В списках значится: Васильев Б. Л. (Жизнеописание. Библиография. Сценография) // Библиография. — 2005. — № 2. — C. 75—88
- Уварова Л. Сила доброты. (1973)
- Юдин В. Если в разведку — то с ним!: О творческом пути писателя Бориса Васильева. (1985)
Награды и премии
- Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (14 июля 2004 года) — за выдающиеся заслуги в развитии отечественной литературы и многолетнюю творческую деятельность
- Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (21 мая 1999 года) — за выдающийся вклад в развитие отечественной литературы
- Орден Отечественной войны II степени (11 марта 1985 года)
- Орден Трудового Красного Знамени (7 августа 1981 года)
- Орден Дружбы народов (27 мая 1994 года) — за большой личный вклад в развитие современной литературы и отечественной культуры
- Орден Дружбы народов (16 ноября 1984 года)
- Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
- Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства 1999 года (17 февраля 2000 года)
- Государственная премия СССР (1975) — за фильм «А зори здесь тихие…»
- Премия Ленинского комсомола (1974) — за фильм «А зори здесь тихие…»
- Почётная грамота Президента Российской Федерации (23 марта 2009 года) — за большой вклад в развитие отечественной литературы и культуры, многолетнюю творческую деятельность
- Памятный приз Венецианского кинофестиваля (1972) — за фильм «А зори здесь тихие…»
- Главный приз Всесоюзного кинофестиваля (1973) — за фильм «А зори здесь тихие…»
- Премия имени А. Д. Сахарова «За гражданское мужество» (1997)
- Премия Ника (2002)
- Специальный приз «За честь и достоинство» литературной премии «Большая книга» (2009).
- Независимая премия движения имени академика А. Д. Сахарова «Апрель»,
- международная литературная премия «Москва-Пенне»,
- премия Союза писателей Москвы «Венец»,
- премия Российской академии кинематографических искусств «Ника» — «За Честь и Достоинство».
Биография
Отец — Лев Александрович Васильев (1892—1968) — кадровый офицер Русской императорской армии, впоследствии в Красной армии. Мать — Елена Николаевна Алексеева (1892—1978), из дворян.
Учился в Смоленске, в 1941 году Борис Васильев окончил 9-й класс воронежской Образцовой средней школы № 5 (ныне — средняя школа № 28, на здании со стороны улицы Фридриха Энгельса размещена мемориальная доска в память о Б. Л. Васильеве).
С началом Великой Отечественной войны Борис Васильев ушёл на фронт добровольцем в составе истребительного комсомольского батальона, 3 июля 1941 года батальон направлен под Смоленск, где попал в окружение. Васильев самостоятельно вышел из окружения в начале октября 1941 года. Получил направление в полковую кавалерийскую школу, а затем — в пулемётную школу, после окончания которой служил в 8-м гвардейском воздушно-десантном полку 3-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Во время воздушного десанта под Вязьмой 16 марта 1943 года он попал на минную растяжку и с тяжёлой контузией был доставлен в госпиталь. После этого ранения и его излечения, Васильев осенью 1943 года направлен на учёбу в Военную академию бронетанковых и механизированных войск имени И. В. Сталина.
В 1946 году окончил инженерный факультет академии, работал испытателем колёсных и гусеничных машин на Урале. В 1952 году вступил в КПСС. Уволен в запас из рядов ВС Союза ССР в 1954 году в воинском звании капитан-инженер.
Литературным дебютом Васильева стала пьеса «Танкисты» (1954), посвящённая смене поколений в послевоенной армии страны. Спектакль, получивший название «Офицер» после двух пробных постановок в Театре Советской Армии, с декабря 1955 года не ставился. Васильев продолжает осваивать драматургию и пробует свои силы как сценарист. После окончания Васильевым студии при Госкино СССР по его сценариям поставлены художественные фильмы: «Очередной рейс» (1958), «Длинный день» (1960). В 1971 году на экраны вышел фильм «Офицеры», получивший широкую известность в СССР. Писал сценарии для КВН, подтекстовки к киножурналам.
Первое прозаическое произведение Бориса Васильева — повесть «Иванов катер» — принята к публикации в журнале «Новый мир» в 1967 году, но опубликована лишь в 1970 году (№ 8—9). Повесть экранизирована режиссёром Марком Осепьяном в 1972 году, но картина была «положена на полку» и в прокат вышла только в 1987 году.
Наибольшую известность писатель приобрёл в 1969 году после публикации в журнале «Юность» (№ повести «А зори здесь тихие…». Васильев вспоминал, что Борис Полевой, прочитав рукопись, сделал всего два замечания (заменить «шмайссер» на «автомат» и «еловый корень» на «выворотень») и немедленно подписал её в номер. С этого момента писатель часто публиковался в журнале «Юность».
В 1970 году повесть «А зори здесь тихие…» перенесена на сцену театра на Таганке и стала одной из самых известных постановок 1970-х годов. В 1972 году произведение экранизировано Станиславом Ростоцким.
Писатель постоянно обращается в своём творчестве к теме Великой Отечественной войны и военного поколения советских людей: «В списках не значился» («Юность», 1974, № 2—4); «Завтра была война» («Юность», 1984, № 6), в рассказах «Ветеран» («Юность», 1976, № 4), «Великолепная шестёрка» («Юность», 1980, № 6), «Вы чьё, старичьё?» («Новый мир», 1982, № 5), «Неопалимая купина» («3намя», 1986, № 2).
Писатель уделял в своём творчестве внимание современным острым социальным темам («Не стреляйте (в) белых лебедей», «Юность», 1973, № 6-7) и российской истории.
В последние годы жизни выпустил ряд романов из ранней истории Руси: «Вещий Олег» (1996), «Александр Невский» (1997), «Ольга, королева русов» (2001), «Князь Святослав» (2006), «Владимир Красное Солнышко» (2007), «Владимир Мономах» (2010).
Член Союза писателей Москвы и Союза кинематографистов России, академик Российской академии кинематографических искусств «Ника».
Жил в Москве на Часовой улице, дом 5-Б.
Скончался 11 марта 2013 года в Москве на 89-м году жизни. Причиной смерти писателя стала хроническая мерцательная аритмия 3-й степени, которая привела к недостаточности кровообращения. 14 марта похоронен на Ваганьковском кладбище, рядом с супругой (43 участок).
Семья
Жена (с 1945 года) — Зоря Альбертовна По́ляк (1926—2013), конструктор и телевизионный редактор; послужила прототипом Сони Гурвич («А зори здесь тихие…») и Искры Поляковой («Завтра была война»). Умерла от бронхита в реанимации больницы. Писатель очень тяжело переживал её смерть.
Личная жизнь
В 1943 году, когда Борис учился в военной академии, он познакомился с Зорей Поляк – юной девушкой, которая стала для него целым миром. Через два года они зарегистрировали свои отношения. Писатель любил вспоминать случай, который произошел с ними в начале их совместной жизни: они попали на неразминированное поле, откуда Зоря выводила Васильева, так как у него были проблемы со зрением. Как заявлял сам автор, этот эпизод был показательным – с тех пор он шел за Зорей по жизненному полю. Она была для него путеводной звездой.
С Зорей в молодости
Их любовь прошла множество испытаний. Они познакомились в тяжелое время, когда шла война, и пережили ее вместе. После войны перед Борисом Львовичем встал тяжелый выбор: его обязали выступить с докладом по делу врачей-отравителей, которые якобы были связаны с еврейской организацией «Джойнт». Сделать это означало предать жену, так как она была еврейкой. В случае отказа Васильев должен был написать рапорт на увольнение из армии. Это влекло за собой позор и потерю всех военных льгот. Нужно ли говорить о том, что писатель сделал выбор в пользу Зори.
Тяжелым испытанием стала бедность, последовавшая после увольнения молодого человека. Ему приходилось жить на деньги жены, которая тогда трудилась редактором на телевидении. Несмотря на все это, они были вместе, пока смерть не разлучила их.
Зоря всегда поддерживала мужа и помогала ему в творчестве. Она стала прототипом для нескольких его персонажей, таких как Софья Гурвич в повести «А зори здесь тихие» и Искра Полякова в романе «Завтра была война». Борис Львович всегда полагался на мнение жены при оценке написанного им. Она первая читала все произведения и редактировала их.
С женой в пожилые годы
Своих детей у этой замечательной пары не было, поэтому они усыновили двоих мальчиков – Колю и Петю. Также они много занимались воспитанием Зори Ароновны, сестры Поляк.
Зоря Поляк скончалась от бронхита в 2013 году, за 2 месяца до смерти Васильева. Он болезненно переживал ее уход.
Кино
Первой звездной ролью в творческой биографии Веры Васильевой в кино стала роль Насти Гусенковой в «Сказании о земле Сибирской». Тогда Вере Кузьминичне было всего двадцать два года, и она была второкурсницей театрального училища. Ассистенты Пырьева заметили ее, скромно одетую студентку в гардеробе училища и пригласили на пробы.
Это было для Веры неожиданностью, и она, не помня себя от радости, пришла на просмотр во всеоружии – с модной прической и в шикарном платье. Однако все это оказалось ненужным – режиссеру нужна была простая русская девушка, какую он и увидел в Вере, когда ее расчесали и переодели.
В фильме «Свадьба с приданым»
Снявшись в «Сказании о земле Сибирской», начинающая актриса сразу запомнилась зрителям и заслужила внимание у режиссеров. Следующая яркая роль была сыграна Васильевой в экранизации «Свадьбы с приданым» и тоже имела большой успех
Следующая яркая роль была сыграна Васильевой в экранизации «Свадьбы с приданым» и тоже имела большой успех.
На фото: Вера Васильева и Владимир Ушаков в «Свадьбе с приданым»
Всего за свою кинематографическую карьеру актриса снялась более чем в пятидесяти фильмах, но во многих из них ее роли были уже менее заметными.
В фильме «Похождения зубного врача»
Другие биографии:
-
Драгунский Виктор
Виктор Драгунский – один из знаменитых детских писателей. Наибольшую известность приобрёл благодаря «Денискиным рассказам». Истории Драгунского, в основном, направлены на детскую аудиторию
-
Джонатан Свифт
Свифт – англо-ирландский писатель, философ, поэт и общественный деятель. Он появился в семье английских колонизаторов
-
Толстой Лев Николаевич
Лев Николаевич Толстой появился на свет в 1828 году, 9 сентября. Семейство писателя принадлежало к дворянскому сословию.
-
Виктор Васнецов
Виктор Васнецов родился 15 мая 1848 года в семье приходского священника. Родившийся в глубинке Вятской губернии в селе Лопьял Виктор мог бы тоже стать священником и окончил духовную семинарию
-
Сальвадор Дали
Всемирно-известный художник и творческий деятель Сальвадор Дали появился на свет в 1904 году 11 мая в небольшой провинции Фигерас. Глава семьи работал нотариусом и был уважаемым человеком.
Детство
Маленький Саша очень любил, когда собиралась вместе вся семья, и отец делился воспоминаниями, рисовал план своей детской комнаты, рассказывал подробно, где у него стояла кровать, диванчик, пианино. Папа сильно ценил родственные связи, и учил сына любви к родителям, предкам, Родине.
В доме Васильевых часто собирались известные творческие личности, так что атмосфера искусства окружала мальчика с детства. Именно такое раннее погружение в мир прекрасного подтолкнуло пятилетнего Александра на создание первых декораций и костюмов для кукольного театра. Большое влияние на ребенка оказали работы отца, ведь Александр Павлович создавал не только декорации, но и сценические костюмы для Игоря Ильинского, Фаины Раневской, Любови Орловой.
В семь лет Саша поучаствовал в детской развлекательной программе на телевидении «Театр колокольчик». Позже с Надеждой Румянцевой по выходным вел передачу «Будильник», которую обожала вся детвора Советского Союза. Он исполнял роль Мальчика-будильника и был довольно популярен.
Творческая карьера
Получив аттестат о среднем образовании, Васильев стал студентом постановочного отделения МХАТ. Родителям понравился выбор сына, и они ему всячески помогали. В 1980 году он окончил учебное заведение и стал работать в Театре на Малой Бронной в качестве художника по костюмам.
В 1982 году Александр уехал в Париж, так как женился на француженке. Трудолюбивый и талантливый декоратор без работы там не остался, его регулярно приглашали оформлять уличные фестивали и театральные постановки. Не остановился Васильев на достигнутом и в плане образования. Пользуясь моментом, пока живет во Франции, окончил школу Лувра по специальности «дизайнер дворцовых интерьеров». В парижской школе моды «Esmod» началась его преподавательская деятельность. Он читал лекции по истории моды.
Со временем слава русского декоратора вышла за пределы Франции, Васильева стали приглашать для сотрудничества в Шотландию, Великобританию, Японию, Турцию, Исландию, Италию, Испанию. Работая в Европе, Александр в совершенстве овладел французским, итальянским и испанским языками.
После развала Советского Союза Васильев вернулся в Россию и начал работу на телевидении. На канале «Культура» вел авторскую программу «Дуновение века». Кроме этого:
- преподавал историю моды в МГУ;
- читал частные лекции;
- открыл первый в России музей истории моды ХХ века;
- основал авторскую дизайн-студию;
- организовал выездную школу моды, в рамках которой устраивает познавательные экскурсионные туры в культурные столицы мира;
- на радио «Маяк» вел авторскую программу «Портреты великих модников».
Своим богатейшим опытом в истории моды Васильев делится с будущими поколениями, ему принадлежит более тридцати написанных и изданных книг. На протяжении многих лет Александр прилежно ведет дневник, на основании которого сейчас потихоньку пишет автобиографию.
Васильев – заядлый коллекционер исторических костюмов. Его частная коллекция – одна из крупнейших в мире, насчитывает более 65 000 экземпляров, хранится во Франции. В ней очень много ценнейших нарядов, принадлежавших русским княжнам, французским графиням, балеринам, актрисам кино и театра. Основная цель данной коллекции – не владение ею, а просветительская деятельность. На ее основе Александр часто устраивает в России и за границей тематические выставки.
В 2009 году Васильева пригласили на Первый канал в качестве ведущего популярной передачи «Модный приговор».