Краткая биография
Джованни Боккаччо
— итальянский поэт и писатель эпохи раннего Возрождения, гуманист. Родился в 1313 г., предположительно в июне или июле. Он был рожден во Флоренции и стал плодом любви флорентийского купца и француженки. Возможно, именно из-за матери некоторые источники указывают местом его рождения Париж. Сам Джованни называл себя Боккаччо да Чертальдо — по названию местности, откуда происходила его семья.
Примерно в 1330 г. Боккаччо переселился в Неаполь: несмотря на заметную с малых лет литературную одаренность мальчика, отец видел его в будущем только купцом, поэтому отправил обучаться премудростям коммерции. Однако юный Боккаччо не проявлял ни способностей, ни интереса к торговле. Отец в конце концов потерял надежду на то, что сын продолжит его дело, и разрешил заниматься каноническим правом. Но и юристом Боккаччо не стал, единственной его страстью была поэзия, которой он получил возможность посвятить всего себя лишь значительно позднее, после смерти отца в 1348 г.
Живя в Неаполе, Боккаччо становится частью окружения короля Роберта Анжуйского. Именно на этот период приходится его становление как поэта и гуманиста. Его друзьями были ученые, образованные люди, влиятельные персоны. Джованни запоем читал древних авторов, да и сама среда в значительной мере способствовала расширению его представлений о мире. Именно с Неаполем связан довольно большой период его творческой биографии. В честь своей музы, которую в стихах называл Фьяметтой, он написал большое количество стихотворений; кроме того, были созданы поэмы «Охота Дианы», «Тезеида», «Филострато», а также прозаический роман, которые имели для становления новой итальянской литературы большое значение.
В 1340 г., отец, который к тому времени полностью разорился, затребовал возвращения Боккаччо во Флоренцию, хотя тот, как и раньше, был равнодушен к коммерции. Постепенно гуманист стал участвовать в политической и общественной жизни города. В 1341 г. в его жизни появилась дружба, которую он пронес через всю жизнь, — с Франческо Петраркой. Благодаря этим отношениям Боккаччо стал относиться к себе и к жизни более серьезно. Среди горожан он пользовался большим влиянием, ему часто от имени Флорентийской республики давали поручения дипломатического характера. Боккаччо отдавал много сил просветительской работе, пробуждал интерес к древности, к наукам, лично переписывал старинные рукописи.
В 1350-1353 гг. Боккаччо написал главное произведение своей жизни, прославившее его в веках, — «Декамерон» — сотню новелл, опередивших свое время, создающих яркую панораму итальянской жизни, пронизанных свободомыслием, живым юмором, идеями гуманизма. Успех его стал просто ошеломляющим, причем в разных странах, на языки которых она тут же была переведена.
В 1363 г. Боккаччо покинул Флоренцию и приехал в Чертальдо, небольшое имение, где полностью погрузился в свои книги, жил, довольствуясь малым. Чем ближе маячила старость, тем более суеверным становился Боккаччо, серьезнее относился к вере и церкви, однако говорить о том, что в его мировоззрении произошел перелом, было бы большим преувеличением. Об этом свидетельствуют и его творчество, и апогей дружбы и единства взглядов с Петраркой. С написанных в эти годы трудов, посвященных Данте, начало развиваться литературоведение нового образца. Публичные лекции о «Божественной комедии» он читал, пока его не свалил с ног тяжелый недуг. Сильнейшее впечатление на Боккаччо произвела смерть Петрарки, он пережил друга чуть меньше чем на полтора года. 21 декабря 1375 г. сердце великого гуманиста, одного из самых образованных людей Италии своего времени, остановилось.
Интересные факты
- Будучи гуманистом и просветителем, Боккаччо не ограничивал круг своих интересов литературой. Тем более его труды не приносили необходимого дохода. Писатель интересовался политическими событиями, активно участвовал в общественной жизни Италии и нередко выступал в роли дипломата.
- В молодости Джованни поклялся на могиле Вергилия посвятить себя поэзии и служить в угоду изящных искусств. Позднее он организовал кафедру греческого языка и литературы.
- Отдельный интерес для поэта представляла астрономия. Он также с завидной аккуратностью переписывал редкие рукописи, которые дошли до потомков благодаря тщательности его переводов и описаний.
- Роман «Декамерон» числился в реестре запрещенных книг и некоторое время выпускался с цензурными правками. Автор хотел сжечь произведение, но его остановили. В современном мире сборник новелл вдохновляет кинорежиссеров. Он лег в основу нескольких фильмов, среди которых картины 1971 и 2015 годов выпуска.
Главные герои и их характеристика
В роли рассказчиков у Боккаччо выступают флорентийцы знатного рода. Семь дам, младшей из которых 18, а старшей — 28 лет, и трое юношей, младшему из которых 25, описаны как вполне реальные люди с «говорящими» именами, отражающими главные качества их характеров.
Так, Пампинея с итальянского переводится «цветущая» — она состоит в родстве с одним из сопровождающих дам юношей. Нейфиле (с греческого «новая для любви») принадлежит сердце кого-то из трех молодых людей. В образе Фьяметты («огонек») предстает возлюбленная автора: предположительно под этим именем скрыта внебрачная дочь Роберта Анжуйского, Мария д’Аквино. Ещё одна дама, которой ранее принадлежало сердце Боккаччо, возникает в образе Филомены (также с греческого «любительница пения»). Эмилия (с латинского «ласковая») встречалась в нескольких других произведениях автора. Лауретта – лучше других девушек в искусстве танца и пения; она является некой отсылкой к образу Лауры — возлюбленной известного итальянского поэта, Франческо Петрарки. Имя Элисса же отсылает к Вергилию, так как именно таким было второе имя его Дидоны.
Исследователями творчества Боккаччо отмечается, что образы почти всех дам встречались в более ранних произведениях автора. В юношах же выражены стороны характера самого Боккаччо.
К примеру, Панфило (с греческого «полностью влюбленный») имеет характер серьезный и рассудительный. Филострато (также с греческого «раздавленный любовью») – как правило, чувствителен и меланхоличен. А Дионео (по-итальянски «сладострастный», «преданный Венере») – всегда весел и характером обладает крайне чувственным.
Существует мнение, что количество главных героев «Декамерона» не случайно. Семь дам являются символами четырех натуральных и трех богословских добродетелей, тогда как количество юношей символизирует принятое у древних греков деление души на Разум, Гнев и Страсть. Также, число семь отсылает к числу свободных искусств. А соединившись, они становятся совершенным, по представлениям средневековых философов, числом десять (подобная нумерологическая теория есть и в «Божественной комедии» Данте).
Смысл названия
«Декамерон» — с древнегреческого «десять» и «день», означает в буквальном переводе «десятиднев». Подобное название Hexaemeron («Шестоднев») было общепринято у средневековых авторов. Шестодневы, как правило, рассказывали о том, как Бог создавал мир в течение шести дней. «Декамерон» же повествует о создании своего маленького мира, идеального общества, группой юношей и девушек на протяжении десяти дней. Они уединились в своеобразном Ноевом ковчеге и спаслись от чумы, воссоздавая по крупицам прежний порядок вещей.
Ещё одним названием, более простонародным, было «Принц Галеотто», что в итальянском буквально означает «сводник». Вообще, принцем Гелеото (Галехото) звали одного из рыцарей знаменитого короля Артура, способствовавшего запретной связи Джиневры и Ланцелота. И после упоминания в знаменитой «Божественной комедии» Данте, имя принца прочно вошло в народную речь как синоним сводника.
Жанр, направление
Как было сказано ранее, «Декамерон» был своего рода первоисточником для всей новеллистики Ренессанса. Именно в нем Боккаччо усовершенствовал существующий в литературе современной ему Италии жанр повести-новеллы.
Для создания нового направления в литературе писатель использовал уже существующие элементы, добавив к ним некоторые собственные новшества. Ещё одним, очень важным, элементом в «Декамероне» является использование народного итальянского языка, а не распространенного латинского. Новаторской была и нетрадиционная в то время трактовка всем известных Средневековых фабул, и единая идейная направленность. Также автор рискнул высмеять священнослужителей и саму идею аскезы.
Так, «Декамерон» стал отображением новых граней зарождающегося гуманизма.
Издания
Genealogia deorum gentilium
, 1532
Первое издание его, так наз. «Deo gratias», вышло без обозначения года и места, второе в Венеции в 1471 г., оба in folio и теперь крайне редки. ЭСБЕ называл лучшими изданиями Боккаччо следующие: Поджиали (Ливорно, 1789—90, 4 т.); «Ventisettana» (Флоренция, 1827); критическое издание Биаджоли, с историко-литературным комментарием (Париж, 1823, 5 т.); Уго Фосколо (Лондон, 1825, 3 т., с историческим введением); Фанфани вместе с «Annotazioni dei Deputati» (3 т., Флоренция, 1857); карманное издание напечатано в «Biblioteka d’autori italiani» (т. 3 и 4, Лейпциг). «Opere complete» Боккаччо изданы (Флоренция, 17 т. 1827).
Обозрение изданий Боккаччо находится в книге Пассано «I novellieri italiani in prosa» (Турин, 1878).
Многие книги Боккаччо иллюстрировал в конце XV века французский придворный миниатюрист Робине Тестар.
Личная жизнь
В 1336 году Боккаччо познакомился с Марией Д’Аквино. Некоторые источники уверяют, что девушка была внебрачной дочкой Роберта Анжуйского. Встреча пары стала такой же знаковой, как и обретение Петраркой его возлюбленной Лауры. Мария оказалась для Джованни музой, которую в своих творениях автор называл Фьяметтой.
Поначалу лирическая героиня воспевалась поэтом в «идеях любви» и имела возвышенный образ. С течением времени она получила вполне земное воплощение. К лику возлюбленной Боккаччо возвращался в романе «Амето», поэме «Любовное видение», «Фьезоланских нимфах» и др. В стихах о даме сердца Джованни воспевал всемогущую силу любви, которая преображает главного героя.
Личная жизнь пары не сложилась. Расставание ознаменовалось появлением повести «Фьяметта», которая косвенно намекала на возможную измену со стороны одного из партнеров. Тем не менее героиня произведения обладала всевозможными достоинствами, а сама повесть изобиловала отсылками к античной культуре. Произведения романтической линии были начаты Боккаччо еще в Неаполе, а завершение получили уже во Флоренции.
Джованни БоккаччоGiovanni Boccaccio
Итальянский писатель и поэт. Представитель литературы эпохи Раннего Возрождения. Оказал существенное влияние на развитие всей европейской культуры.
Джованни Боккаччо родился 16 июня 1313 года в городе Чертальдо, Италия. Мальчик вырос в семье флорентийского купца и француженки. Сам Джованни называл себя Боккаччо да Чертальдо, по названию местности, откуда происходила его семья.
Примерно в 1330 году Боккаччо переселился в Неаполь. Несмотря на заметную литературную одаренность мальчика, отец видел его в будущем только купцом, поэтому отправил обучаться коммерции. Однако молодой человек не проявлял ни способностей, ни интереса к торговле.
Отец в конце концов потерял надежду на то, что сын продолжит его дело, и разрешил заниматься каноническим правом. Но и юристом Боккаччо не стал, единственной его страстью оказалась поэзия, которой получил возможность посвятить всего себя лишь после смерти отца.
Живя в Неаполе, Боккаччо становится частью окружения короля Роберта Анжуйского. Именно на этот период приходится его становление как поэта и гуманиста. Его друзьями являлись ученые, образованные люди, влиятельные персоны. Джованни запоем читал древних авторов, да и сама среда в значительной мере способствовала расширению его представлений о мире.
Именно с Неаполем связан большой период его творческой биографии. В честь своей музы, которую в стихах называл Фьяметтой, Джованни написал большое количество стихотворений. Кроме того, созданы поэмы «Охота Дианы», «Тезеида», «Филострато», а также прозаический роман, которые имели для становления новой итальянской литературы большое значение.
В 1341 году в его жизни появилась дружба с Франческо Петраркой, которую пронес через всю жизнь. Благодаря этим отношениям Боккаччо стал относиться к себе и к жизни более серьезно. Среди горожан пользовался большим влиянием, ему часто от имени Флорентийской республики давали поручения дипломатического характера. Боккаччо отдавал много сил просветительской работе, пробуждал интерес к древности, к наукам, лично переписывал старинные рукописи.
В период с 1350 по 1353 год Боккаччо написал главное произведение своей жизни, прославившее его в веках «Декамерон»: сотню новелл, опередивших свое время, создающих яркую панораму итальянской жизни, пронизанных свободомыслием, живым юмором, идеями гуманизма. Успех его стал просто ошеломляющим, причем в разных странах.
Через десять лет Джованни покинул Флоренцию и снова вернулся в родной город Чертальдо, где полностью погрузился в свои книги, жил, довольствуясь малым. Чем ближе маячила старость, тем более суеверным становился Боккаччо, серьезнее относился к вере и церкви, однако говорить о том, что в его мировоззрении произошел перелом, было бы большим преувеличением.
Сильнейшее впечатление на Боккаччо произвела смерть Петрарки, которого сам пережил чуть меньше чем на полтора года. Сердце великого гуманиста, одного из самых образованных людей Италии своего времени остановилось 21 декабря 1375 года.
Библиография Джованни Боккаччо
Библиография Джованни Боккаччо
Неаполитанский период:
1334, эротическая поэма «Дом Дианы» (La caccia di Diana) ок. 1336-38, роман «Филоколо» (Filocolo) ок. 1335-40, поэма «Филострато» (Filostrato) ок. 1339-41, поэма «Тезеида» (Teseida delle nozze di Emilia)
флорентийский период:
1341-42, пасторальный роман «Амето» (Comedia delle ninfe fiorentine; Ninfale d’Ameto; Ameto) начало 1340-х, аллегорическая поэма «Любовное видение» (Amorosa visione) 1343-44, повесть «Фьяметта» (Elegia di Madonna Fiammetta; Fiammetta) 1345, поэма «Фьезоланские нимфы» (Ninfale fiesolano) 1350-е: «Декамерон» (Decameron) 1354-1355, сатирическая поэма против женщин «Корбаччо» («Il corbaccio о labirinto d’amore») ок. 1360, книга «Жизнь Данте Алигьери» («Малый трактат в похвалу Данте», «Trattatello in laude di Dante»; точное название — «Origine vita е costumi di Dante Alighieri», первая редакция — 1352, третья — до 1372) Цикл лекций о «Божественной Комедии» (Argomenti in terza rima alla Divina Commedia), незавершен Трактат «О горах, лесах, источниках, озерах, реках, болотах и морях» («De montibus, silvis, fontibus, lacubus, fluminibus, stagnis seu paludibus et de nominibus maris», начат около 1355-1357, лат. яз. «Генеалогия языческих богов» в 15 книгах (De genealogia deorum gentilium, первая редакция около 1360, лат. яз. «О несчастиях знаменитых людей» (De casibus virorum et feminarum illustrium, первая редакция около 1360, в 9 книгах, лат. яз. «О знаменитых женщинах» (De claris mulieribus, начат около 1361) включает в себя 106 женских биографий Буколические песни (Bucolicum carmen) Сонеты Письма
21.12.1375
Биография
Незаконный сын флорентийского купца Боккачино да Челлино и француженки. Семейство его происходило из Чертальдо, почему он сам называл себя Боккаччо да Чертальдо. Уже в младенчестве он выказал решительную наклонность к поэзии, но на десятом году отец отдал его в обучение к купцу, который провозился с ним целых 6 лет и всё-таки принуждён был отослать его обратно к отцу ввиду неискоренимого отвращения молодого Боккаччо к купеческому занятию. Тем не менее, Боккаччо пришлось ещё 20 лет томиться над купеческими книгами в Неаполе, пока отец окончательно не потерял терпения и позволил ему изучать каноническое право. Только после смерти отца () Боккаччо получил возможность вполне отдаться своей склонности к литературе. Во время своего пребывания при дворе неаполитанского короля Роберта он подружился со многими учёными того времени, в число его близких друзей, в частности, входил известный математик Паоло Дагомари, снискал расположение молодой королевы Иоанны и дамы Марии, его вдохновительницы, описанной им потом под именем Фьямметты.
Боккаччо при дворе Джованны I Неаполитанской
Дружба его с Петраркой началась ещё в 1341 году в Риме и продолжалась до самой смерти последнего. Петрарке он обязан тем, что расстался со своей прежней разгульной и не совсем целомудренной жизнью и стал вообще требовательнее к самому себе. В 1349 году Боккаччо окончательно поселился во Флоренции и неоднократно был избираем своими согражданами для дипломатических поручений. Так, в 1350 году он был посланником при Астарро ди Поленто в Равенне; в 1351 году его отправили в Падую, чтобы возвестить Петрарке об отмене приговора о его изгнании и уговорить его занять кафедру во Флорентийском университете. В декабре того же года он получил поручение к Людвигу V Бранденбургскому, сыну Людвига IV Баварского, испросить у него помощи против Висконти. В 1353 году он был послан к Иннокентию VI в Авиньон для переговоров о предстоящем свидании последнего с Карлом IV и позже к Урбану V. С 1363 года он поселился в маленьком имении в Чертальдо, живя на скудные средства и совершенно зарывшись в своих книгах. Там же он схватил долговременную болезнь, от которой медленно оправлялся. Его стараниями флорентийцы, некогда изгнавшие своего великого гражданина Данте, учредили особую кафедру для объяснения поэмы последнего, и эта кафедра была поручена в 1373 году Боккаччо. Смерть Петрарки так сильно огорчила его, что он заболел и 17 месяцев спустя, 21 декабря 1375 года, умер. Незадолго до кончины Боккаччо сочинил эпитафию на свою могилу: “Под этим камнем лежат прах и кости Иоанна, душа его предстает Богу, украшенная трудами земной жизни. Отцом его был Боккаччо, родиной – Чертальдо, занятием – священная поэзия”. Виднейший гуманист того времени Колюччо Салютати, недовольный лаконичностью эпитафии, оставленной великим поэтом, добавил: “Тысячи трудов всенародно славят тебя: никогда ты не будешь забытым”. В списке “важнейших творений” Салютати не назвал “Декамерон”.
Памятник Боккаччо, поставленный на Сольферинской площади в Чертальдо, открыт 22 июня 1879 года. В честь Боккаччо назван на Меркурии.
Гуманистическая деятельность
Джованни Боккаччо. Статуя у дворца Уффици
Боккаччо был первым гуманистом и одним из наиболее учёных людей Италии. У Андалонэ дель Неро он изучал астрономию и целых три года содержал в своём доме калабрийского грека Леонтия Пилата, большого знатока греческой литературы, чтобы читать с ним Гомера. Подобно своему другу Петрарке, он собирал книги и собственноручно переписал очень многие редкие рукописи, которые почти все погибли во время пожара в монастыре Санто-Спирито (). Он воспользовался своим влиянием на современников, чтобы возбудить в них любовь к изучению и знакомству с древними. Его стараниями во Флоренции была основана кафедра греческих языка и литературы
Один из первых он обратил внимание общества на жалкое состояние наук в монастырях, которые считались их хранителями. В монастыре Монте-Кассино, самом знаменитом и учёном во всей тогдашней Европе, Боккаччо нашёл библиотеку запущенной до такой степени, что книги на полках были покрыты слоями пыли, у одних рукописей были выдраны листы, другие были изрезаны и исковерканы, а, например, чудные рукописи Гомера и Платона были исчерчены надписями и богословской полемикой. Там он узнал, между прочим, что монахи выдирают из манускриптов листы пергамента и, соскабливая старый текст, изготовляют псалтыри и амулеты, зарабатывая на этом
Там он узнал, между прочим, что монахи выдирают из манускриптов листы пергамента и, соскабливая старый текст, изготовляют псалтыри и амулеты, зарабатывая на этом.
Начало творческого успеха в биографии Бокаччо
С ранних биографических шедевров Боккаччо, известным стало прозаическое творение «Фьяметта», одно из первых психологических произведений европейской литературы. Однако настоящую славу Джованни Боккаччо принес Декамерон книга новелла. Сборник был издан впервые лишь в 1470. В переводе «Декамерон» означает «десятиднев». По десять новелл ежедневно рассказывают каждый из молодых людей, спасающихся от чумы на одной из вилл близ Флоренции. Они надеются, что болезнь обойдет их.При чумовой эпидемии, общество деградирует духовно. Островком духовности остаётся лишь маленькое имение, где собрались молодые люди. Они поют, танцуют, ходят, играют в шахматы и, самое главное, рассказывают истории. Старые сюжеты биографии, Боккаччо наполняет новым смыслом. Персонажи рассказов не выдуманы. Ими являются:
- короли;
- султаны;
- древнеримские императоры.
Манфред — король Сицилии, Папа Бонифаций, супруги Куррадо. Впервые в мировой литературе, Джованни Боккаччо главным героем сделал простого человека с его повседневными заботами. Молодые люди воплощают идеальное общество, которое живет по определенным правилам. Здесь царят согласие и гармония в противоположность флорентийским гражданам, души которых пленили зависть, гордость, эгоизм.Джованни Боккаччо удачно использует повествовательную традицию средневековой литературы. Новеллы того времени, в основном, складывались для проповедников. По правилам, рассказы строилось на биографическом опыте, и завершались поучительным выводом.Декамерон — книга, содержащая много бытовых деталей, касающихся повседневной жизни человека. Боккаччо высмеивает чиновников, ростовщиков, купцов. В его произведениях сосуществуют реальность и фантастика.Тематические публикации. Александр Блок биография. Рэй Брэдбери биография.
https://youtube.com/watch?v=q9j6QuLWgQI
Биография Джованни Боккаччо
Внебрачный сын француженки и флорентийского купца Джованни Боккаччо родился в 1313 году в Париже. Вскоре отец, уладив во Франции торговые дела, перевез семью во Флоренцию. 17-летнего Джованни отправили в Неаполь изучать право и естественные науки. Юноше хватало времени не только на посещение Большой королевской библиотеки, но и на куртуазные беседы с дамами на берегу Неаполитанского залива.
Благодаря особому положению флорентийца в Неаполе Джованни был принят при дворе короля Роберта Анжуйского. Самая красивая легенда из жизни Боккаччо гласит, что он влюбился в побочную дочь короля – красавицу Марию Таквино – и слагал для нее стихи. А затем, на могиле римского поэта Вергилия, пылкий юноша поклялся посвятить свою жизнь служению изящной словесности.
Вернувшись во Флоренцию, 23-хлетний Боккаччо не спешит приступать к судебной практике. Сыну богатого купца не нужно заботиться о хлебе насущном, и он может заняться литературой. Он настолько глубоко изучает творчество Данте, что вскоре, по поручению флорентийских властей, читает горожанам лекции о жизни и произведениях своего великого земляка.
Боккаччо создает свои первые поэмы, основанные на сюжетах древнегреческих мифов. Затем он переходит к прозе. В 1343 году он пишет повесть «Фьяметта». Любвеобильный Джованни, прекрасно изучивший женскую душу, впервые в Европе делает женщину главной героиней романа и показывает ее переживания.
В 1348 году опустошительная эпидемия чумы, охватившая всю Западную Европу, добирается и до Флоренции. Боккаччо спасается от «черной смерти» в загородном имении. Вероятно, именно там ему приходит идея романа, состоящего из десяти рассказов благородных молодых людей, которые, также спасаясь за городом от чумы, в течение десяти дней коротают время за веселыми историями. «Декамерон» переводится на русский как десятидневный цикл. Книга была окончена автором в 1353 году.
Его знаменитому другу – Франческо Петрарке – так понравилась новелла о Гризельде, что он даже перевел ее на латынь. В «Декамероне», на основе фольклорных произведений, анекдотов, застольных разговоров и побасенок Боккаччо создал портрет итальянской жизни эпохи Возрождения. В героях Боккаччо угадывались реальные люди, современники поэта. Взяв за основу классический римский слог, Боккаччо смело ввел в каждую из ста новелл романа итальянскую народную речь с ее сочным юмором.
Многие новеллы полны насмешек над монахами – скрягами, обжорами и развратниками. Но наиболее прочно за книгой закрепилась слава эротического романа. Причем даже в самых скабрезных эпизодах «Декамерона» эротика не превращается в порнографию. Спасают дело юмор, ирония и жизнерадостность самого автора.
Джованни Боккаччо никогда не стремился публиковать свои сочинения. Не пристало солидному, 43-хлетнему горожанину признаваться в авторстве легкого любовного чтива. Тем более, что долгое время Боккаччо исполнял почетные дипломатические миссии от имени Флорентийской республики и пользовался большим уважением среди сограждан.
Боккаччо решает полностью посвятить себя серьезной публицистике. Но по иронии судьбы латиноязычный трактат о знаменитых женщинах, многотомная генеалогия богов, над которой он упорно работал двадцать лет, не стали популярны. Знатоками больше ценится биографическая повесть «Жизнь Данте Алигьери» и комментарии к «Божественной комедии» Данте.
Последние годы жизни Боккаччо словно подменили. Одни биографы полагают, что он занялся религиозными исканиями, другие считают, что всему виной – многочисленные любовные неудачи и переживания. Говорят, что последней каплей стала любовная связь с одной флорентийской вдовой легкого поведения. С годами Боккаччо стал женоненавистником и ярым противником брака. Он даже принял духовный сан, словно забыв свои едкие насмешки над церковниками. Он дожил до 62-х лет и умер в собственном имении близ Флоренции в декабре 1375 году.
Лучшие работы Джованни Боккаччо
Вклад в науку и литературу
В семейном имении, находящемся в Чертальдо, поэт и ученый провел много времени, изучая древние трактаты, переписывая бесценные рукописи. Он приложил много усилий, чтобы восстановить славу библиотеки монастыря Монте-Кассино (там хранились записки, сделанные руками самого Гомера и Платона), был одним из основателей во Флоренции кафедры греческого языка.
Ему принадлежит фундаментальный (в 15 томах) труд, написанный на латыни, «Генеалогия языческих богов» и сборник «О знаменитых женщинах» (106 жизнеописаний великих представительниц прекрасного пола, начиная от прародительницы Евы, заканчивая правящей тогда в Неаполе Иоанной, с которой писатель был лично знаком).
Потомкам же великий итальянец известен, прежде всего, искрометным «Декамероном». Сюжет строится на рассказах десяти «беженцев от чумы», которые, поселясь в сельской местности, развлекали друг друга веселыми и поучительными историями. Персонажи-повествователи (трое молодых людей и семеро дам) весьма красноречивы: сборник состоит из 100 эпизодов — от откровенно-эротических до трагических. Написана книга в 1352-1354-х годах.
Всего два года успел Боккаччо поруководить кафедрой, посвященной поэме Данте в университете Флоренции. В 1974 году умер Петрарка, лучший друг пережил его меньше, чем на полтора года. Поэта-жизнелюба и ученого не стало 21 декабря 1375-го года.
Литература
Genealogia deorum gentilium
, 1532
- Mann і в «Storia del Decamerone» (Флоренция, 1742).
- Бальделли (Флоренция, 1806).
- Diesdin, «Biographical Decameron» (Лондон, 1817).
- Чампи, «Manuscritto autografo di В.» (Флоренция, 1827).
- Бартоли, «I precursori del B.» (1878).
- Ландау, «B-s Leben und Werke» (Штутгарт, 1877).
- Körting, «B-s Leben u. Werke» (Лейпциг, 1880).
- Ландау, «Die Quellen des Decameron» (2 изд., 1884).
- А. Н. Веселовский, «Три письма Джиованни Боккаччио к Майнардо де Кавальканти» (СПб., 1876 — издано к 500-летнему юбилею Б.): В. Лесевич, «Классики XIV в.» («Отеч. записки» 1874 г., № 12); А. А-вой «Итальянская Новелла и Декамерон» («Вестник Европы», 1880 г., № 2—4).
- Веселовский А. Н. Боккаччьо, его среда и сверстники: В 2 томах. — СПб.: Тип. Имп. Академии наук, 1893-1894. Том первый. — 1893. — 545 с.
- Том второй. — 1894. — 679 с.
Андреев М. Л. Боккаччо, Джованни // Культура Возрождения. Энциклопедия. Том 1. М.: РОССПЭН, 2007. — С. 206—209. — ISBN 5-8243-0823-3
Symonds J. A. The Revival of Learning. Renaissance in Italy. Vol. II. N.Y., 1960 .
Шишмарев В. Очерки по истории итальянской литературы: Данте, Петрарка, Боккаччо. — М., 2010.
«Декамерон»
Одним из самых известных произведений Джованни Боккаччо является собрание новелл «Декамерон». Собрание состоит из ста новелл, относится к раннему средневековью, датируется примерно 1352-1354 годами.
Боккаччо удалось довести до совершенства уже в итальянской литературе жанр прозаической повести-новеллы.
Основной мотив произведений «Декамерона» — это любовь во всех ее проявлениях, начиная от эротической, заканчивая трагической. Сюжет, который обрамляет новеллы демонстрирует нам идеальное высоконравственен и высококультурное общество. Этот сюжет контрастирует с сюжетом самих новелл, в которых показана реальная жизнь с реальными людьми из абсолютно разных слоев общества.
В своём произведении Дж. Боккаччо поднимает важную проблему личностного самосознания.
Замечание 2
Название произведения «Декамерон» с древнегреческого буквально можно перевести как «Десятиднев». Подобный образец написания использовали древнегреческие литераторы.
У Боккаччо были и недоброжелатели, которые утверждали, что его произведение подрывает религиозные и моральные нормы.
В структуре произведения писатель прибегает к рамочной композиции со вставными новеллами.
Действия произведения происходят в 14 веке, когда на Флоренцию обрушивается чума. Три молодых человека и семь девушек встретились в церкви Санта Мария Новелла. Они решают уехать из Флоренции, которая охвачена болезнью в загородную виллу.
Для того что бы как-то скоротать свое время, молодые люди начинают рассказывать друг другу различные занимательные истории. Некоторые из этих историй были сочинениями самого Боккаччо, но большинство новелл представляли собой переработанные писателем легенды, сказания, произведения античных авторов, религиозные проповеди, восточные и индийские сказки.
Главные герои произведения высокообразованные, благородные молодые люди и девушки. Они высоко ценят искусство и чувствуют природу. В описании их жизни прослеживаются черты утопии: идеальное общество строится на высокой культуре.
Замечание 3
Критики считают, что в своем произведении Дж. Боккаччо сумел выделить очень тонкую психологическую составляющую: «Страсть к жизни у порога смерти».
Действия произведения начинаются утром в среду, каждый день, на протяжении десяти дней молодые люди рассказывают друг другу по десять историй. Ежедневно они выбирали «короля» или «королеву», которые должны назначать тему для рассказов, которые участники будут рассказывать друг другу. Это правило должны соблюдать все участники этого общества, кроме одного молодого человека по имени Диенео. Он всегда рассказывает свою историю последним и на любую тему.
Основными темами новелл были:
- Образцовые герои
- Религия
- Любовные истории
- Возраст
- Женщины
- Ирония
После того как десять историй рассказаны, участники делятся своим впечатлениями.
В конце дня одна из девушек исполняет лирическую балладу, эти баллады представляют собой лучшие пример стихотворного творчества Джованни Боккаччо. По пятницам и субботам новеллы не рассказываются, таким образом все события занимают в общей сложности две недели, после этого участники возвращаются во Флоренцию.
Произведение «Декамерон» имеет ряд специфических черт:
- анекдотическая фабула
- бытовые реалии
- непосредственность жизненных событий
- прославление находчивости
- обличение священнослужителей
- жизненный интерес
- реалистичность
- психологизм
- артистизм
Благодаря Дж. Боккаччо жанр прозаической повести-новеллы стал полноценным и самостоятельным. Жанр как нельзя лучше подходил для выражения высоких идей гуманизма.