Биография Елены Образцовой
Елена Васильевна Образцова (7 июля 1939 г. Ленинград — 12 января 2015 г. Лейпциг). Советская и российская оперная певица (меццо-сопрано), актриса, педагог. Народная артистка СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии.
Она скончалась на 76-м году жизни в Лейпциге, Германия. Смерть наступила в результате остановки сердца. Оборвалась жизнь красивой, яркой женщины из-за проблем со здоровьем: она недавно перенесла воспаление легких. 11 декабря 2014 г. она отменила концерт в Государственном Кремлевском дворце.
Врачи советовали певице уехать на зиму в Германию из-за климата. Планировалось, что она пробудет в этой стране до февраля. Она выражала надежду, что вскоре снова выйдет на сцену, но в Германии поняла, что скоро уйдет из жизни. Когда Иосиф Кобзон посещал Образцову в клинике, она просила забрать ее домой: «Я хочу умереть дома…»
В репертуаре певицы было 38 партий в классических и современных операх, русские народные песни, старинные романсы, джазовые композиции.
Ее партнерами были самые знаменитые музыканты планеты. Образцова давала мастер-классы в Европе и России. Являлась председателем жюри ряда европейских и международных конкурсов.
С В.Путиным во время награждения орденом «За заслуги перед Отечеством». Москва — 1999 год
Елена Васильевна была удивительным человеком. Ее уход — огромная потеря как для российской, так и для мировой культуры.
Таганрог, театр им. А.П. Чехова
Жизнь в Таганроге (1954 — 1957)
Имя Елены Образцовой дорого для многих жителей Таганрога.
В 1954 году ее отца перевели на работу в наш город. Таганрог подарил начинающей актрисе судьбоносную встречу с великолепным педагогом А. Т. Куликовой, у которой Лена занималась вокалом два года.
Юная певица принимала участие в школьных концертах — пела известные романсы и популярные в то время песни из репертуара знаменитой Лолиты Торрес. На сцене таганрогского театра им. Чехова устраивали отчетные концерты.
Однажды на одном из них девушку заметила директор музыкального училища из Ростова-на-Дону Маньковская. Она посоветовала ей продолжить образование. В 1957-м Лену приняли в училище сразу на второй курс.
Далее идет блестящая карьера оперной певицы, преподавательская деятельность. Певица записала порядка 60 дисков.
Любимые мужчины
Первый муж Образцовой — известный физик-теоретик Вячеслав Петрович Макаров. Их брак длился 17 лет. В этом браке родилась дочь. Елена Васильевна вспоминает о нем с уважением и теплом, но не жалеет о том, что полюбила другого человека. Во время развода от переживаний у нее пропал голос, и она совсем не могла петь.
Со вторым мужем Образцова познакомилась на сцене. Это знаменитый литовский и российский дирижер Альгис Жюрайтис.
Елена Образцова и Альгис Жюрайтис
Он никогда не жаловался на здоровье. Страшная, коварная болезнь сожгла его неожиданно и жестоко. Елена Образцова, биография которой до этих пор складывалась счастливо, перенесла сильнейший удар.
Елена Васильевна впала в глубочайшую депрессию, выйти из которой ей помогли друзья. Её семья — это дочь Елена (оперная певица), внук Александр и внучка Анастасия.
Последняя просьба
Елена Васильевна просила хоронить ее в закрытом гробу. Она хотела, чтобы любимые зрители запомнили ее только живой и красивой…
15 января 2015 года Елена Образцова похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве.
Детство и юношеские годы
Будущая оперная дива родилась в Ленинграде в семье советских инженеров. Отец, Василий Алексеевич, был главным конструктором на машиностроительном заводе имени Ленина, прошел всю войну и вернулся живым и невредимым в 1946 году. Мама, Наталья Ивановна, с двухлетней Леной на руках осталась в Ленинграде и вместе с другими жителями города оказалась в блокадном кольце. Они все надеялась, что советские войска скоро освободят город и мужественно терпели голод, холод и бомбежки. Зимой 1942 года стало совсем невыносимо, и Наталья Ивановна с маленькой Леночкой, сестрой Тасей и племянницей Марьяшей эвакуировались на Большую землю по Дороге Жизни.
Елена Образцова в детстве
Этот день навсегда остался в памяти Елены – всю дорогу они ехали в кузове стоя, вокруг рвались бомбы и уходили под лед машины, набитые людьми. Им повезло благополучно добраться до Вологодской области, где, в поселке Устюжна, семья Образцовых пробыла до окончания войны.
В 1945 году Елена с матерью вернулись в свою ленинградскую квартиру, которая уже была занята чужими людьми. Им освободили две комнаты, а вещи, которые растащили новые соседи, пришлось выкупать за деньги. Самым ценным была коллекция пластинок итальянских оперных певцов, которую Василий Алексеевич еще до войны привез из заграничной командировки.
В раннем детстве Елена Образцова пережила блокаду
Отец семейства очень любил петь, обладал роскошным баритоном и вполне мог бы стать выдающимся артистом. Хорошо пел и его родной брат – на семейных праздниках они часто устраивали импровизированные концерты, которые приводили Лену в полный восторг. Она и сама обожала петь, заслушивалась итальянскими пластинками и обожала делать под них уроки.
Девочку рано отдали в школу, так как мать с утра до вечера была занята на работе, и оставлять ребенка дома было не с кем
Училась Лена неважно – голодные блокадные годы спровоцировали частые приступы мигрени, которые преследовали Образцову до пятидесяти лет. А вот музыкой и вокалом занималась с удовольствием и с семи лет пела в хоре Ленинградского Дома пионеров имени Жданова
В 1954 году семейство Образцовых перебралось в Таганрог, где отцу предложили должность главного инженера . Лена поступила в музыкальную школу имени Чайковского, где на отчетном концерте ее голос услышала директор Ростовского музыкального училища М. А. Маньковская. Она тут же похлопотала, чтобы одаренную девочку приняли в училище сразу на второй курс.
Елена Образцова в юности (1954 – 1960)
Отец был не против увлечения дочери музыкой и пением, но не рассматривал его серьезно. Он хотел, чтобы Лена освоила надежную специальность, с которой уверенно будет чувствовать себя в дальнейшей жизни. Василий Алексеевич настоял, чтобы после окончания школы она поступала в радиотехнический институт, а когда Лена завалила экзамены, отправил ее на подготовительные курсы.
Год Образцова прилежно изучала формулы, в глубине души мечтая о большой сцене. И когда ей на летних каникулах представилась возможность съездить в Ленинград, тут же отправилась на прослушивание в консерваторию. Из ста абитуриентов во второй тур прошли только Образцова и Виктор Тихомиров, ставший впоследствии ведущим солистом Мариинского театра. Причем Лена так понравилась приемной комиссии, что ей даже «простили» оставшиеся экзамены по общеобразовательным дисциплинам.
Узнав, что дочь пошла наперекор его воле и все же поступила в консерваторию, отец страшно разозлился и год с ней не разговаривал. А Лена была абсолютно счастлива и с головой ушла в учебу, забыв обо всем на свете. На курсе ее даже прозвали монашкой за единственный черный костюмчик и аскетичный образ жизни. В то время как ее подружки бегали на танцы и крутили романы, Образцова посещала театры, музеи и выставки. Она интуитивно чувствовала, что настоящий артист должен быть внутренне наполненным человеком, чтобы иметь возможность щедро делиться своим богатым духовным миром с публикой.
Елена Образцова в молодости
Денег у родителей Лена принципиально не брала, хоть мать втайне от отца и предлагала дочери материальную помощь. Пережив в раннем детстве суровые блокадные годы, девушка научилась выживать в любых условиях и нищая студенческая жизнь не казалась ей такой уж тяжелой.
Детство
В обычной семье рабочих 7 июля 1939 года на свет появилась девочка, которую нарекли Еленой. Лена родилась в предвоенном Ленинграде и в малолетнем возрасте пережила три страшных года блокады. Ее отец, Василий Алексеевич Образцов, был дипломированным инженером и с самого начала войны отправился на фронт. Ему посчастливилось выжить в кровожадной бойне, но вернуться в семью он смог лишь через год после победы над фашизмом.
Маленькая Лена вместе с матерью и бабушкой остались в осажденном городе без единого шанса выжить. Они жили в Ленинграде вплоть до 1943 года, пока их оттуда не переправили в укрытие по организованной через Ладожское озеро Дороге жизни. Елена познала цену жизни очень рано, после пережитого ужаса она все оставшиеся годы вспоминала 40-градусный мороз и километровую очередь, где стояли люди, жаждущие заполучить небольшой кусок сырого хлеба и продлить свое существование хотя бы еще на один день.
Она вспоминала человеческие трупы, которые абсолютно бесхозно лежали на улицах мертвого Ленинграда, вспоминала людей, которые умирали от холода, голода и изнеможения, присев на минуту отдохнуть на лавочку. Взрослая певица помнила, как ее матери приходилось варить ремни, чтобы только поддержать жизнь в себе и своем единственном ребенке. В ее памяти осталось то, что в городе поели всех живых существ, никого не осталось кроме крыс.
Это чувство ненасытности, постоянное желание кушать сопровождало знаменитую певицу всю ее жизнь. Она понимала, что еда на столе – это божий поцелуй, это счастье, которое непонятно человеку, не познавшему блокаду и голод. Елена никогда не понимала, как можно недоедать или выбрасывать еду, которая так трудно достается.
Время в эвакуации и послевоенные годы оказались не легче, ее матери пришлось устроиться на тяжелую работу, а девочку отдали в детский сад. Уже в 5-летнем возрасте маленькая Лена познала страсть к пению, ее концерты слушали все соседи. Голос девочки был необычно тонкий, будто комариный, у юной Елены получалось исполнять даже сложные отрывки из вальсов Штрауса.
Впервые на ее талант обратили внимание преподаватели в детском саду и отчаянно внушали матери, что нужно развивать вокальные способности ребенка. Тем не менее тяжелые времена вынуждали женщину думать о быте и заработке, у нее совсем не хватало сил заботиться о духовном развитии дочери
Основные достижения Елены Образцовой: лучшие оперные партии и песни
Репертуар достигшей всемирной славы певицы включал более 40 оперных партий, среди них «Норма» (Адальжиза), «Дон Карлос» (Эболи), «Медея» (Нерис), «Бал-маскарад» (Ульрика), «Царь Эдип» (Иокаста), «Сестра Анжелика» (Герцогиня), а камерные концерты – порядка ста отечественных и зарубежных авторов. Она выступала в лучших театрах планеты с самыми выдающимися певцами и гениальными дирижерами. В частности, «Гранд Опера», «Опера де Пари», «Ковент-Гарден», работая с Пласидо Доминго, Лучано Паваротти, Монсеррат Кабалье, Хосе Каррерасом, дирижерами Темиркановым, Спиваковым. Благодаря этому, считала Образцова, она поднималась на все более высокий уровень исполнения.
Певица записала порядка 60 дисков, выступала с коллективом Игоря Бутмана и «Султаны Свинга». Снялась в ряде картин — «Моя Кармен», «Веселая вдова», «Сельская честь».
В 2011 году Образцовой был учрежден Благотворительный фонд ее имени для содействия музыкальному творчеству.
Именем Елены названа открытая в 1981 году планета номер 4623, выпущена в 2003 году почтовая марка с ее портретом.
Просветительская и творческая деятельность певицы были отмечены многими наградами и премиями. В их числе – орден Святого Николая Чудотворца Украины, медаль испанского музыкального деятеля Энрике Гранадоса, медаль «Бела Барток» Венгрии.
Вне сцены
Друзья говорили о ней, что Елена лёгкая, шкодливая, компанейская, смешливая, в общем, мировая.
Она умела радоваться жизни по-настоящему. Радость ей доставляли дочь и внуки, друзья, четыре собаки, дом и сад, где она разводила цветы с кустами. Образцова говорила, что радуется всему вокруг, а если человека ничего не радует, значит, он умер.
Елена всегда очень уважительно относилась ко всем людям, начиная от гардеробщицы в театре и заканчивая режиссёрами. Она была очень общительным человеком и всегда старалась всем помочь в силу своих возможностей. Всегда умела быть с людьми на равных и никогда не разговаривала с ними с пьедестала. Она была естественной в любых условиях – на светском приёме, с друзьями и с журналистами, дома и на рынке.
Елена всегда учила свою дочь: «Чтобы ты не пела – смешное или грустное, весёлое или трагическое, – это всегда про любовь». Она научила свою дочь с любовью относиться ко всему миру, Богу, друзьям, животным, терпеть людей, прощать их и уважать.
Образцова отличалась требовательностью. Но не только к окружающим, больше всего она была требовательна к себе. Когда она ехала на гастроли и у неё спрашивала принимающая сторона, каков у певицы райдер и что для неё подготовить, Елена отвечала, что ей нужна бутылочка воды в артистической.
Музыка и театр
Сценическая биография Елены стартовала с громких побед. В 1962 девушка получила признание на Всесоюзном конкурсе вокалистов имени Глинки, стала звездой Всемирного фестивале молодежи и студентов в Хельсинки.
Елена Образцова за фортепиано
В 1963 вокалистка впервые спела на сцене в Большом театре. Таким образом прошел оперный дебют. Девушка выступила в опере авторства Мусоргского «Борис Годунов». Елена спела в роли жены Лжедмитрия, «русской царицы» Марины Мнишек.
В 1964 году Елена закончила учебу. Певица начала выступать в роли солирующей дивы Большого театра. Также в 1964 девушка поехала в рядах труппы Большого театра, чтобы дать оперные выступления в Европе, где завоевала признание ценителей, выйдя на сцену знаменитого «Ла Скала» в Милане.
Елена Образцова в театре
Артистка вышла с второстепенной ролью Гувернантки, сыграв в опере «Пиковая дама» авторства Чайковского
Но девушка смогла привлечь внимание и одобрение итальянских зрителей и стать объектом интереса местных газет. Впоследствии Образцова еще одаряла присутствием «Ла Скала», но пела арии ключевых протагонисток и антагонисток опер
В 1970 девушка одержала победу в двух вокальных соревнованиях, конкурсе, организованном в честь Чайковского в Москве, и в конкурсе имени Виньяса, прошедшем в Барселоне.
В 1975 Большой театр с солирующей Образцовой провел концерты в городах Америки, где та подтвердила титул звезды мирового масштаба. После арии вокалистки в «Борисе Годунове» публика вызывала Елену на бис подряд пять раз, из-за чего прервался спектакль. Елена приехала и в Сан-Франциско, где выступила с Лучано Паваротти и Джоан Сазерленд.
С 1976 начались постановки в «Метрополитене», где певица появлялась как приглашенная звезда в главных ролях. В 1978 женщину пригласили спеть на фестивале, прошедшем в Зальцбурге, в 1979 — на Международном фестивале в Оранже.
Елена Образцова
Через год Елена презентовала исполнение «Десяти песен на стихи Александра Блока». Музыку написал композитор Георгий Свиридов специально для голоса Образцовой. Еще через два года певица сыграла Сантуцци в кинокартине «Сельская честь» авторства Дзеффирелли.
В 1983 снова исполнила песни с музыкой Свиридова. Елена презентовала композицию на стихотворение «Отчалившая Русь», написанное Есениным, в переложении, подходящем для меццо-сопрано.
В 1986 Елена Васильевна Образцова успешно дебютировала в роли театрального режиссера. Певица руководила постановкой оперы Массне под названием «Вертер» в родном Большом театре, также взяла в спектакле главную партию.
Певица оказалась востребована как киноактриса. Елена Образцова сыграла в картинах «Моя Кармен», «Веселая вдова», «Тоска». Елена Образцова продолжила исполнять арии главных персонажей в классическом русском и зарубежном репертуаре, особенно в операх композиторов XX века.
Елена Образцова в образе Кармен
Репертуар артистки насчитывал сотню композиторов, писавших на протяжении 18-го, 19-го и 20-го веков. Оперы, в которых играла Елена, и песни, исполненные музыканткой, отличались стилями и жанрами: среди композиций встречалась оперная и камерная музыка, духовные творения и кантатно-ораториальные композиции, фольклорные напевы и песни, партии оперетт, классические и современные исполнительнице романсы, зонги, эстрадные песни, джазовые композиции.
В новом тысячелетии Елена Образцова предстала перед зрителями как актриса драматического жанра. Елена вышла к зрителям как главная героиня в постановке «Антонио фон Эльба» сценической адаптации пьесы Мейнарда. Дебют прошел в театре Виктюка.
Елена Образцова на сцене
В 2003 начался цикл концертов певицы с джазовыми композициями. Елена Васильевна выступала вместе с оркестром, которым руководил Бергер, и с квартетом Бутмана.
В 2007 певица выступила в роли руководителя коллектива. Музыкантка возглавила оперный коллектив, выступающий в Михайловском театре.
Звания и награды
Орден Ленина (27 декабря 1990 года)
Орден Трудового Красного Знамени (1971)
Орден Трудового Красного Знамени (1980)
Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (10 июня 2009 года) — за выдающийся вклад в развитие музыкального искусства и многолетнюю плодотворную творческую деятельность
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (17 июня 1999 года) — за большой вклад в развитие музыкального искусства
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (28 мая 2014 года) — за достигнутые трудовые успехи, заслуги в гуманитарной сфере, активную законотворческую и общественную деятельность, многолетнюю добросовестную работу
орден святого благоверного князя Даниила Московского I степени (РПЦ, 2009 год) — во внимание к трудам на благо Церкви и в связи с 70-летием со дня рождения
Медаль Э. Гранадоса (Испания, 1970)
Памятная медаль Б
Бартока (Венгрия, 1982)
Орден святого Николая (Украина, 1998)
Орден Искусств Русской Академии искусствознания и музыкального исполнительства (1999)
Почётная медаль Академии российского искусства (1999)
Благодарность Президента Российской Федерации (22 марта 2001) — за большой вклад в развитие отечественного музыкально-театрального искусства
Почётная грамота Правительства Российской Федерации (11.07.2011).
Орден Святой равноапостольной княгини Ольги I степени (РПЦ) (7 июля 2014 года)
звания:
- Герой Социалистического Труда (27 декабря 1990 года) — за выдающиеся заслуги в развитии советского музыкального искусства
- Заслуженная артистка РСФСР (1970)
- Народная артистка РСФСР (1973)
- Народная артистка СССР (1976)
премии:
- 1976 — Ленинская премия — за концертные программы 1973—1974 годов и исполнение партий Фроськи, Кармен, Азучены в оперных спектаклях «Семён Котко» С. С. Прокофьева, «Кармен» Ж. Бизе, «Трубадур» Дж. Верди
- 1973 — Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки — за концертные программы и театральную деятельность 1971—1972 годов
- 1962 — 1-я премия на Всесоюзном конкурсе вокалистов имени М. И. Глинки
- 1962 — Золотая медаль 8-го Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Хельсинки (1962)
- 1970 — 1-я премия на Международном конкурсе вокалистов имени Ф. Виньяса в Барселоне
- 1970 — 1-я премия на Международном конкурсе имени П. И. Чайковского в Москве
- 1972 — Приз «Золотое перо критики» (Висбаден)
- 1978 — Приз «Золотой Верди» (Италия)
- 1982 — Гран-при Французской академии грамзаписи
- 1994 — Премия Ассоциации театров Сицилии (1994)
- 2002 — Российская оперная премия «Casta diva»
- 2004 — Премия «Российский национальный Олимп» (2004)
- 2014 — Международная премия за развитие и укрепление гуманитарных связей в странах Балтийского региона «Балтийская звезда» (Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Союз театральных деятелей РФ, комитет по культуре правительства Санкт-Петербурга)
- Награда города Сан-Франциско «За выдающиеся заслуги перед обществом» (США)
- золотая медаль театра «Лисео» (Испания, 2009)
-
- европейская премия Trebbia «За достижения в творческой деятельности» (Чехия, 2010)
- премия «Золотой мост» (Италия, 2011)
-
24 октября 1981 года открыта малая планета № 4623, которая получила имя «Образцова». В 2003 году была выпущена почтовая марка с портретом Образцовой в серии «Знаменитые петербуржцы».
По дороге из желтых кирпичей
Настойчиво и планомерно Елена Образцова шла к своей мечте – петь на большой сцене, петь лучше всех, петь так, чтобы все вокруг замерло, чтобы перехватило дыхание.
- 1957 г. – Ростовское музыкальное училище, класс М.А.Маньковской; принята сразу на второй курс после прослушивания на отчетном концерте таганрогской музыкальной школы.
- 1958 г. – подготовительный курс консерватории в Ленинграде.
- 1962-1963 гг. – победитель вокального конкурса им. Глинки и первая роль в труппе Большого театра. Дебютантке доверили партию Марии Мнишек в опере Мусоргского «Борис Годунов».
Отец никогда не хотел, чтобы Елена занималась вокалом. «Ты опозоришь нашу семью, будешь развлекать публику перед киносеансами», — говорил он девочке и был категорически против консерватории. Образцова поступила по-своему. Уже позже, после первой победы на всесоюзном конкурсе, папа признал ее правоту. Он даже приветствовал ее смешным плакатом «Привет лауреатше!», который повесил над пианино.
Елена Образцова в молодости
- 1964 г. – после окончания консерватории им. Римского-Корсакова, солистка Большого Театра и гастроли в «Ла Скала» с оперой «Пиковая дама», маленькая партия гувернантки.
- 1975 г. – роль Марины Мнишек («Борис Годунов») на гастролях в США и Леоноры («Трубадур»).
- 1976 г. – статус приглашенной солистки в Метрополитен-опера, партия Амнерис («Аида»).
- 1977 г. –партия Далилы в опере «Самсон и Далила»; исполнение было признано уникальным авторитетным нью-йоркским критиком Тором Экертом. Меццо-сопрано певицы позволило легко осиливать две с половиной октавы.
Эти 20 лет были непрерывным шествованием к славе, огромным бесконечным трудом и капелькой везения. Елена Васильевна рассказывала, что в Гранд-опера с партией Мнишек должна была ехать Ирина Архипова. Что-то не сложилось, гастрольные документы не оформили и в результате чиновничьих волокит театр стал перед необходимостью срочной замены примы. Выбор пал на Образцову. Ее исполнение настолько впечатлило американцев, что спектакль пришлось прервать.
Зрители раз за разом, бесконечно, вызывали на сцену певицу. На следующий день газеты писали только о ней. Открытие театрального сезона в Сан-Франциско проходило под знаком «этой новой русской». Приглашение петь в партнерстве с Паваротти, и Сазерленд было настоящим мировым признанием таланта Елены Образцовой.
- 1978 – 1979 гг. – участие и безоговорочная победа в международных фестивалях в Оранже (Франция) и Зальцбурге (Австрия).
- 1982 г. – первая кинороль в фильме Франко Дзеффирелли по либретто оперы «Сельская честь». И снова триумф: режиссёр сравнивал советскую диву с Марией Каллас и Анной Маньяни. То были три женщины, потрясшие его.
Знакомством с режиссером Елена была обязана Пласидо Доминго. Рандеву состоялось в нью-йоркском доме. Певица рассказывала, что боялась этой встречи, нервничала. Ее на лестнице приветствовал пес с небесно-голубыми глазами, такими же, как у хозяина. А Дзеффирелли, в экспрессивной манере, присущей южанам, сравнил женщину со своей матушкой. Так началась огромная дружба, длиною в жизнь.
Характер и внешность
Друзья описывали ее, как легкую, веселую, шкодливую и компанейскую женщину. Она была чрезвычайно красивой и изящной, она была настоящей женщиной со своими изюминками. Рост Елены Образцовой был 171 см, она была высока, стройна и элегантна, каждый ее образ играл яркими красками и завораживал любого, даже самого искушенного, зрителя.
Она умела по-настоящему радоваться каждой мелочи в жизни, как и любой ребенок блокады, она просто благодарила судьбу за еще один прожитый день. Радость ей доставляла семья, ее любимая работа, большое количество домашних питомцев, друзья, сад и большой дом, место где она могла быть спокойной. Сама Образцова неоднократно говорила, что ее радует буквально все, а вот если человек не радуется, значит он давно мертв в душе.
Елена по жизни имела уважение ко всем окружающим ее людям, начиная с уборщицы в театре и заканчивая знаменитыми режиссерами и коллегами. Она была очень коммуникабельным и позитивным человеком, старалась помочь всем вокруг, насколько у нее хватало сил. Всегда умела с людьми вести себя на равных, никогда не задирала нос и не ставила себя выше других. Она учила своего ребенка относиться ко всему в этом мире с такой же любовью, прощать обиды, терпеть и главное уважать.
Она была естественной, она была живой как на сцене, так и в жизни. Певица умела переносить все чувства и характер своего героя на саму себя, умела вживаться в роль и делать ее неповторимо естественной. Елена влюблялась, умирала, страдала, плакала и радовалась на сцене, заставляя тем самым переживать публику вместе с ней все те же чувства. Она буквально превращалась в глубокую старуху в опере «Пиковая дама», хотя находилась в достаточно юном возрасте, а в образе Кармен обретала какую-то невероятную легкость, космическую энергию, превращалась в настоящую женщину-кошку, которая готова умереть за свою любовь.
Елена Васильевна отличалась также особой требовательностью, но больше не к окружающим ее людям, а к самой себе. Она старалась все делать идеально, оттачивала свое мастерство на протяжении всей жизни.
Интересные факты
- Певица предпочитала исполнять арии на языке оригинала.
- Образцовой было сложно запомнить текст. В детстве из-за плохой памяти она не могла исполнить до конца ни одну песню, ее даже не хотели принимать в хор. Елена Васильевна решала проблему за счет шпаргалок, которые крепились к декорациям.
- У артистки был талисман — плюшевый песик Бобка. Игрушку мать певицы купила еще во время беременности, вместе с ней Елена Васильевна пережила войну и блокаду, а во взрослой жизни брала с собой на особо ответственные выступления, усаживая игрушечную собачку на рояль.
- Елена Васильевна поддерживала дружеские отношения с Монтсеррат Кабалье. В молодости она в восхищении упала на колени перед испанской оперной дивой и захотела подарить ей свою меховую горжетку, но Кабалье отказалась. Когда же испанская оперная дива решила выразить восхищение талантом Образцовой, встав перед ней на колени, Елена Васильевна предложила поискать домкрат. Она сама помогла Монтсеррат подняться на ноги, артистки вместе посмеялись над женской местью, а после и подружились.
Творчество
Окончив обучение в консерватории, Елена сразу же начала солировать в Большом театре.
Вскоре состоялись первые гастрольные туры – в Японию, потом в Италию, где Елена пела в Милане на знаменитой сцене «Ла Скала»
Несмотря на то, что партии её пока были незначительными (княжна Марья в «Войне и мире» и гувернантка в «Пиковой даме»), этого оказалось достаточно, чтобы итальянская публика и пресса обратили внимание на молодую оперную певицу
В течение первого года работы в Большом театре Образцовой было исполнено восемь партий:
- «Аида» (Амнерис);
- «Пиковая дама» (гувернантка Полина, позже – Графиня);
- «Царская невеста» (Любаша);
- «Война и мир» (княжна Марья);
- «Хованщина» (Марфа);
- «Садко» (Любава);
- «Князь Игорь» (Кончаковна);
- «Семён Катко» (Фрося).
Вся музыкальная Москва стала говорить о новой оперной диве. А она продолжала учиться у всех и у каждого. Окончив свои партии, за кулисы никогда не торопилась, всегда подсматривала за работой коллег: как они поют и двигаются по сцене, как играют и произносят слова. Елена знакомилась со многими людьми и от каждого, как губка, впитывала то, что подходило ей для души, для становления.
Результаты не заставили себя ждать:
- 1972 год. В испанском театре «Перес Гальдос» Елена исполнила роль Кармен. Хотя до этого ей казалось, что она никогда не сможет спеть эту партию. Лена считала, что это не её героиня. А уже через три года Кармен в исполнении Образцовой была признана лучшей в мире за все времена.
- 1975 год. Прошли триумфальные гастроли Большого театра в американской «Гранд-опере». Зрители были в восторге, и пять раз в ходе спектакля вызывали Елену на сцену, так впечатлила её роль Марины Мнишек в «Борисе Годунове». Спектакль даже пришлось остановить. Но после его окончания Образцова однозначно была признана звездой мировой оперы.
- 1976 год. Вместе с Лучано Паваротти и Джоаном Сазерленд певица открыла оперный сезон в Сан-Франциско постановкой «Трубадур». А в «Метрополитен-опере» Елена так исполнила партию Амнерис в «Аиде», что произвела сенсацию.
С 1973 года оперная дива занялась преподавательской деятельностью в Московской государственной консерватории имени Чайковского, в 1984 году получила профессорское звание.
Пробовала себя певица и в качестве оперного режиссёра, в Большом театре она ставила спектакль «Вертер».
Образцова снялась в нескольких музыкальных фильмах:
- «Весёлая вдова»;
- «Тоска»;
- «Сельская честь»;
- «Моя Кармен».
За свои творческие достижения Елена Образцова награждена огромным множеством званий, медалей, орденов, премий, почётными грамотами Правительства и благодарностями Президента РФ.
В Санкт-Петербурге с 1996 года был основан и действовал культурный центр Елены Образцовой, где она раскрывала секреты своего мастерства молодым певцам.