Интересные факты
В раннем детстве Сергей пытался самостоятельно открыть калитку и напоролся рукой на гвоздь. Взрослых дома не было, и малыш двадцать минут провисел на пробитой насквозь ладошке, пока ему не пришли на помощь. Этот случай вызвал у мальчика серьезный нервный стресс, который повлек за собой определенные психологические проблемы. Из-за этого врачи не допустили Крылова до службы в армии, а также рекомендовали не занимать руководящие должности и запретили самостоятельно водить автомобиль. Свои выступления артист часто «украшал» имитацией звуков выстрелов и падениями на пол. Во время одного из таких номеров Сергей остался лежать на сцене, а когда к нему бросились перепуганные коллеги, выяснилось, что у певца лопнула ширинка на брюках. Чтобы скрыть конфуз, его пришлось уносить за кулисы на руках.
Одно время Крылов позиционировал себя вице-президентом «Всемирной организации теоретиков профессионального модного секса». В своих публичных высказываниях он настоятельно призывал девушек до первой брачной ночи оставаться девственницами и не делить ложе с теми мужчинами, которых они не видят будущими отцами своих детей.
Евгений Крылатов: Детские и юношеские годы
Дата рождения Евгения Крылатова – 23 февраля 1934 год. Он родился в городке Лысьве (Пермский край). Родители были простыми рабочими – они не имели отношения к творчеству. В середине 30-х годов семейство перебралось в рабочий район Перми.
Несмотря на то, что он воспитывался в обычной семье, мать и отец – уважали музыку. В юношеские годы глава семейства коллекционировал лонгплеи с произведениями классиков, а мать – обожала петь народные русские песни. Маленький Женя воспитывался в интеллигентной и дружной семье, что отложило опечаток на восприятии мира.
Евгений с малых лет проявлял неподдельный интерес к музыке, поэтому в семилетнем возрасте его отправили его в музшколу. Семейство Крылатовых жило бедно, поэтому первое время мастерство Евгений оттачивал не на фортепиано, а столе.
Он проявил интерес к составлению композиций. Он успешно окончил музшколу, а после поступил в Пермское музыкальное училище в класс к одному из лучших преподавателей своего города.
Евгений Крылатов: Биография композитора
На закате 40-х годов управление культуры сделало для Евгения подарок. Ему подарили музыкальный инструмент – рояль-прямострунку. Спустя некоторое время он подарил почитателям классической музыки несколько проникновенных романсов и струнный квартет.
Способности Евгения были отмечены на высшем уровне. Директор училища отправил молодого человека на конкурс молодых маэстро в столицу РФ. В Москве ему вручили рекомендательно письмо, благодаря которому он без проблем поступил в консерваторию. В 53-м году прошлого столетия маэстро Он поступил на несколько отделений МГК – композиции и фортепиано.
Находясь в стенах учебного заведения – он не терял времени напрасно. Молодой маэстро сочинил ряд гениальных произведений, которые сегодня считаются классикой жанра. После окончания МГК он занялся написанием музыкальных произведений к драматическим спектаклям Малого театра, ТЮЗа, Рижского театра русской драмы.
Песни[ | ]
- «Песенка Урри» — исп. Николай Караченцов
- «Мы — маленькие дети» — исп. Елена Камбурова
- «До чего дошёл прогресс…» — исп. Елена Камбурова
- «Крылатые качели» — исп. Большой детский хор Всесоюзного радио и Центрального телевидения (солистка — Таня Мелехина)
- «Грустная песенка Сыроежкина» — исп. Елена Камбурова
- «Песня игрушек» — исп. младшая группа Большого детского хора
- «Это что же такое…» — исп. Елена Камбурова
- «Это знает всякий» — исп. Большой детский хор Всесоюзного радио и Центрального телевидения (солист — Костя Елисеев)
- «Песенка Стампа» — исп. Владимир Басов
- «Бьют часы на старой башне» — исп Большой детский хор Всесоюзного радио и Центрального телевидения (солистка — Ольга Королькова)
- «Ты — человек» исп. Елена Шуенкова
- «Прекрасное далёко» исп. трио «Меридиан», Большой детский хор Всесоюзного радио и Центрального телевидения *солистка — Ольга Королькова
- «Песенка о снежинке» — исп. Ольга Рождественская и ВИА «Добры молодцы, Дмитрий Маликов и группа «Дайкири»
- «Три белых коня» — исп. Лариса Долина, Сергей Захаров, ВИА «Сердца четырех»
- «Лесной олень» — исп. Аида Ведищева
- «Колыбельная медведицы» — исп. Аида Ведищева
- «Кабы не было Зимы» — исп. Валентина Толкунова
- «Песня Матроскина» — исп. Олег Табаков
- «Песенка о шпаге» — исп. Андрей Миронов
- «Песенка о лете» исп. детский хор «Лучик»
Примечания[ | ]
- ↑ 12Bibliothèque nationale de France Evgenij Pavlovich Krylatov // идентификатор BNF (фр.): платформа открытых данных — 2011.
- «„Пермский хвост“ меня часто спасал», газета «Пермские новости», № 31 (1474) от 01.08.2008 (недоступная ссылка)
- Пермская область выделена из состава Свердловской области в 1938 году
- ↑ 12 Умер автор музыки к «Приключениям Электроника» и «Трое из Простоквашино» Евгений Крылатов(неопр.) .ТАСС (8 мая 2019). Дата обращения: 8 мая 2021.
- ↑ 123 Кожемякин, 2002.
- В Москве похоронили Евгения Крылатова (рус.). РИА Новости (11 мая 2019). Дата обращения: 11 мая 2021.
- Интервью Е. Крылатова.
- Алсу — Ты приезжай (OST «Новогодний Ремонт»)
- Евгений Крылатов — Приказано Взять Живым (2003, CD) | Discogs
- Постановление Центрального комитета КПСС и Совета министров СССР от 28 октября 1982 года № 947 «О присуждении Государственных премий СССР 1982 года в области литературы, искусства и архитектуры»
- Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 26 января 1989 года «О присвоении почётных званий РСФСР творческим работникам»
- Указ Президента Российской Федерации от 1 декабря 1994 года № 2139 «О присвоении почётных званий Российской Федерации работникам искусства и культуры»
- Указ мэра Москвы от 4 августа 2003 г. № 32-УМ «О присуждении премий города Москвы 2003 года в области литературы и искусства»
- ‘Постановление Законодательного Собрания Пермской области от 16 декабря 2004 года № 1964/50 «О присвоении почётного звания „Почётный гражданин Пермской области“»
- Постановление Московской городской Думы № 33 от 18 февраля 2004 года «О награждении Почётной грамотой Московской городской Думы Крылатова Евгения Павловича»
- Распоряжение Правительства Москвы от 19 февраля 2004 года № 227-РП «О проведении творческого вечера и установке памятного знака на „Площади звезд“ народному артисту России Евгению Крылатову»
- Распоряжение Правительства Москвы 3 марта 2009 года № 356-РП «О награждении Почётной грамотой Правительства Москвы»
- Указ Президента Российской Федерации от 2 июня 2010 года № 657 «О награждении государственными наградами Российской Федерации»
- Указ Президента Российской Федерации от 24 марта 2015 года № 141 «О присуждении премий Президента Российской Федерации в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества 2014 года»
- Белые журавли России » Награды V литературно-музыкального фестиваля «Белые журавли России», 2015 год
Биография
Евгений Павлович Крылатов – советский и российский композитор, автор музыки к 140 художественным, документальным и мультипликационным фильмам, лауреат Госпремии СССР (1982), Народный артист РФ (1994), лауреат премии Президента РФ (2014).
Евгений Павлович родился 23 февраля 1934 года в городе Лысьве Пермского края в семье рабочих Павла Евгеньевича и Зои Николаевны. В 1936 году семья переехала в рабочий район города Перми Мотовилиху. Прадед мальчика по отцовской линии пел в православном храме на клиросе, отец в юности брал уроки игры на скрипке, был меломаном и собирал коллекции пластинок с произведениями классиков. Мать любила петь народные песни.
Евгений Крылатов
Евгений с ранних лет стал проявлять тягу к искусству, и в 7 лет мальчика записали в музыкальную школу. Так как семья жила бедно, долгое время Крылатов занимался без инструмента, тренируясь на столе. В качестве клавиш мальчик использовал вырезанное из учебника изображение фортепианной клавиатуры. Стесненные обстоятельства не помешали Евгению начать первые композиторские опыты. После окончания музыкальной школы Крылатов поступил в Пермское музыкальное училище в класс к педагогу И. П. Гладковой, которая была широко известным в Перми музыкантом-просветителем.
Евгений Крылатов в молодости
В 1948 году управление культуры города подарило юноше рояль-прямострунку. За 4 года обучения Евгений сочинил несколько романсов, а также струнный квартет. Директор музучилища Н.А. Митрополов отправил студента на конкурс молодых композиторов в Москву, где Евгению выдали рекомендательное письмо для поступления в консерваторию. В 1953 году Евгений Крылатов поступил сразу на два отделения МГК – композиции (класс профессора М.И. Чулаки) и фортепиано (класс В.Н. Натансона). Вместе с Евгением на композиторском факультете учились будущие классики XX века – Альфред Шнитке, Алемдар Караманов, Эдуард Лазарев.
Композитор Евгений Крылатов
За годы учебы Евгений создал ряд произведений крупной формы – фортепианный концерт, «Памирское каприччио», кантата «Партия Ленина». Окончив в 1959 году консерваторию, Крылатов начал работать над созданием музыки к драматическим спектаклям Малого театра, московского ТЮЗа, Рижского театра русской драмы. На протяжении 18 лет из-под пера композитора появилась музыка к постановкам «Высшее существо», «Человек, который смеется», «Ревизор», «Недоросль», «Ромео и Джульетта», «Убить пересмешника», «Горе от ума», к балету «Пой, поэт» и мюзиклу «Валентин и Валентина».
Дипломной работой Крылатова был балет «Цветик-семицветик», который на протяжении 5 лет с 1965 года шел на сцене Большого театра.
Детство и юность
Женя родился во вьюжном феврале 1934 года в городке Лысьве близ Перьми. Когда ему было два года, семья Крылатовых перебралась в рабочий пригород Перми. Родители устроились на местный завод. Жили в коммунальной квартире, очень скромно.
Главным сокровищем дома считался огромный репродуктор. Когда из него звучала инструментальная музыка, малыш бежал со всех ног к черному ящику и начинал неистово дирижировать. Знакомые посоветовали отдать ребенка в музыкальный кружок, и мама привела Женю в местный дом пионеров. Позже он поступил в музыкальную школу, а впоследствии и в музучилище. Педагоги всегда отмечали уникальный природный слух Жени. Вот только купить инструмент родителям мальчика было не по карману, и первое время он тренировался на бумажной клавиатуре — раскладке из самоучителя игры на фортепиано. Конечно, это тормозило его успехи. Но кто-то похлопотал, и допотопный черный рояль, пылившийся в кабинете местного управления культуры, переехал в комнатку Крылатовых, заняв почти все свободное место.
В 1953 году Евгений уехал в Москву поступать в консерваторию. Экзамен по теории он не выдержал (в Перми этому его просто не обучали), и все же был зачислен — благодаря заступничеству директора Александра Свешникова. В дальнейшем в судьбе скромного и совершенно не пробивного юноши много раз буквально ниоткуда возникали добрые люди, которые помогали ему решать сложные проблемы и двигаться вперед.
В Московской государственной консерватории Будущий композитор учился сразу на двух факультетах: по классу фортепиано и по классу сочинения. Его дипломный спектакль «Цветик-семицветик» оказался настолько хорош, что его взял в свой репертуар Большой театр.
https://youtube.com/watch?v=DKqAADoUsow
Евгений Крылатов Краткая Биография и Интересные Факты
Биография Евгения Крылатова кратко расскажет Вам много полезной информации о русском композиторе и поможет подготовиться к занятию.
Евгений Крылатов краткая биография
Биография композитора Евгения Крылатова берет свое начало 23 февраля 1934 года. Он родился в городе Лысьва в семье рабочего класса. Родители часто включали маленькому Жене пластинки Шопена или Бетховена, а мать на ночь нараспев читала притчи или молитвы. Мама мальчика, заметив, как он в восторге «дирижировал» ручками перед радио, в котором играла классическая музыка, отвела сына в фортепианный кружок. Вскоре Евгений поступает в 1 класс детской музыкальной школы.
По окончанию школы Крылатов поступает в Пермское музыкальное училище. Благодаря директору заведения, скрипачу Митрополову Н. А., будущий композитор впервые посетил Москву. В столице Евгению дали рекомендацию для поступления на композиторское отделение. В 1953 году он сдает вступительные экзамены и проваливает теорию, так как в пермском учреждении не преподавали сольфеджио и гармонию. Благодаря директору консерватории А. Свешникову он поступил. Крылатов поступил на 2 отделения – класс сочинения и класс фортепиано.
Во время учебы он сдружился с Эдуардом Лазаревым, Алемдаром Карамановым, Альфредом Шнитке. По окончанию консерватории начал активно сотрудничать с драматическими театрами и писать музыку для постановок. Композитор также начал сочинять эстрадную, симфоническую, камерную музыку. Однако славу принес ему кинематограф. Чуть ли не каждый день Крылатов носил свои сочинения на телевидение, радио, предлагал их режиссерам. Его мелодия, которая принесла ему славу — «Колыбельная медведицы» из мультипликационного фильма «Умка».
В 1970 году начал сочинять мелодии для кино: «О любви», «Достояние Республики», «Мой папа – капитан», «Ищу человека», «Кочующий фронт», «Лесной олень», детские песни «Прекрасное далеко», «Кабы не было зимы», «Крылатые качели». На его песнях выросло не одно поколение. В 1994 году за творческие достижения автора удостоили звания Народного артиста Российской Федерации.
2 июня 2010 года был удостоен орденом Почета за заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, а также плодотворную многолетнюю деятельность. С 2014 года является лауреатом премии Президента Российской Федерации в области искусства и литературы за произведения для детей и юношества. Через 2 года композитору вручили Орден Дружбы народов и премию «Белые журавли России».
Крылатов в 2021 году был членом отборочного жюри для детского конкурса «Евровидение».
Евгений Крылатов интересные факты
С будущей женой познакомился во время учебы. Она была сестрой его друга Алемдара Караманова. Севиль в то время училась на юридическом факультете в МГУ. Пара расписалась 7 января 1957 года. В 1958 году в супругов родился сын Павел, а в 1965 году дочь Мария. Вместе они прожили 57 лет.
После смерти жены в 2014 году одиночество композитора скрашивала рыжая кошка Миля, которая любила укладываться на ноты, письменный стол автора и его рояль.
Дочь Евгения Крылатова, Мария, по семейной традиции окончила Московскую консерваторию. Она изучает христианство и выдала сборник «Ключи от царства».
Несмотря на столь преклонный возраст, Евгений Крылатов любит разбираться и пользоваться современной техникой. За это молодые коллеги прозвали его «крутой дядька».
В 16 лет всерьез увлекся баскетболом. И когда пришло время поступать, то будущий композитор задумался – музыка или спорт.
Детство
Евгений появился на свет в городе Лысьва Пермского края 23 февраля 1934 года. Ему и самому удивительно, откуда проявился такой талант к сочинению музыки, ведь в роду Крылатовых творческих личностей не было.
Семья, где родился будущий композитор, относилась к рабочему классу. Дедушка всю жизнь трудился сталеваром. Папа, Павел Евгеньевич Крылатов, 1908 года рождения, работал мастером на заводе. Мама, Зоя Николаевна Крылатова, 1912 года рождения, в четырнадцатилетнем возрасте пришла из деревни в город и устроилась рабочей на завод.
Быть может, такая тяга к искусству передалась Евгению от прадеда по линии отца, который жил при церкви и пел на клиросе. Хотя в какой-то определённой степени музыку в семье Крылатовых любили все. Мама была верующим человеком и по вечерам, укладывая спать маленького Женю, читала ему нараспев молитвы и притчи, пела народные песни. А отец вообще был человеком уникальным, на свою первую зарплату он купил скрипку и нанял преподавателя, который обучал его игре на инструменте. А на последние деньги отец мог пойти и купить пластинки Бетховена или Шопена, которые потом ставил слушать маленькому сыну.
Когда Евгению исполнилось два годика, семья уехала из Лысьвы в рабочий пригород Перми – Мотовилиху. Родители устроились на завод и им дали две комнаты в коммунальной квартире. В длинном коридоре находилось радио, которое работало сутками напролёт. Как только из чёрного репродуктора начинали передавать народную либо классическую музыку, или замечательные песни того времени, маленький Женя приходил в большой восторг и «дирижировал» ручонками. Неоднократно наблюдая за этим, мама решила отвести сына в фортепианный кружок при заводском доме пионеров.
На следующий год мальчик уже поступил в первый класс детской музыкальной школы. Инструмента дома не было, и обучаться приходилось по самоучителю со специальным вкладышем, на котором была нарисована клавиатура. Так Женя учился игре на фортепиано, однако от бумажной клавиатуры достичь больших результатов не получалось.
Спустя какое-то время, заметив сильное увлечение мальчика музыкой, местное управление культуры выделило семье Крылатовых напрокат чёрный допотопный рояль, который занял целиком одну из комнат в коммуналке. Так началась жизнь Евгения в искусстве, и родились его первые музыкальные композиции.
Творчество
Окончив консерваторию, Крылатов начал активное сотрудничество с драматическими театрами, написал музыку к следующим постановкам:
- «Ревизор» (Рижский театр русской драмы);
- «Недоросль» и «Горе от ума» (Малый театр);
- «Ромео и Джульетта» (ТЮЗ).
Евгений писал также симфоническую, эстрадную, камерную музыку, но известность пришла к нему в кинематографе. Практически каждый день носил он свои музыкальные сочинения на радио, телевидение, предлагал режиссёрам. Пробиваться пришлось трудно и долго, словно цветку сквозь асфальт. Помог другу композитор Александр Зацепин, он рекомендовал Крылатова на киностудию документальных фильмов. Евгений начал работать на киностудии в конце 1960-х годов и написал музыку более чем к двадцати документальным фильмам.
Позже Зацепин помог Крылатову пробиться и на студию «Союзмультфильм». И, наконец, родилась мелодия, с которой началась настоящая творческая карьера композитора. Это была «Колыбельная медведицы» из мультипликационного фильма «Умка». Скоро этой мелодии исполнится полвека, а её до сих пор поют бабушки и мамы, укладывая спать малышей.
С 1970 года началась успешная работа Крылатова в кино. Первые песни, которые принесли ему известность, прозвучали в фильмах:
- «Мой папа – капитан»;
- «О любви»;
- «Кочующий фронт»;
- «Достояние Республики»;
- «Ищу человека».
Особенной популярностью до сих пор пользуется песня «Лесной олень» из кинофильма «Ох уж эта Настя».
Каждый композитор сочиняет музыку по-своему. У Крылатова никогда мелодии не рождались просто так, из ничего. Он пишет песни только на готовые стихи. Кино свело Евгения со многими замечательными поэтами: Б. Ахмадулиной, Р. Рождественским, Е. Евтушенко, Л. Дербенёвым. Особенно плодотворной была работа с поэтом-песенником Юрием Энтиным. Это любимый поэт Крылатова, его прекрасные стихи вдохновляют, музыка пишется легко и быстро. Их связывает не только творческий процесс, но и долгая, крепкая, мужская дружба.
По словам Евгения Павловича, музыка может как убить кино, так и поднять его на непостижимую высоту. Его песни не убили ни одного фильма, а, наоборот, принесли всенародную любовь. Он очень гордится тем, что спустя десятилетия слышит, когда люди поют его песни в караоке или его мелодия звучит у кого-то с мобильного телефона.
Крылатов написал музыку к таким знаменитым советским фильмам, как:
- «Не болит голова у дятла»;
- «Русалочка»;
- «Риск – благородное дело»;
- «Конец императора тайги»;
- «Гонка с преследованием»;
- «Право на выстрел»;
- «Приказано взять живым»;
- «Лиловый шар»;
- «Акселератка»;
- «Раз на раз не приходится».
Особенно его удивляет путь песни «Прекрасное далёко» из кинофильма «Гостья из будущего». Прошло тридцать лет, а она, как будто хит, написанный вчера. Сейчас её поют взрослые и дети, исполнители и ансамбли разных направлений и стилей. Когда режиссёр Павел Арсенов начинал работу над фильмом, писать музыку сразу пригласил Крылатова. Но у Евгения Павловича была сложная ситуация в семье, связанная с болезнью жены. Он хотел отказаться, но режиссёр уговорил композитора не уходить из картины. Крылатов работал как в тумане, но ситуацию спас Юрий Энтин. Он написал замечательные стихи, и сама собой на них легла мелодия. Получилась финальная песня «Прекрасное далёко», ставшая всенародной любимицей.
Народными хитами стали и песни из кинофильма «Чародеи»:
- «Только сердцу не прикажешь»;
- «Загадка женщины»;
- «Ведьма-речка»;
- «Три белых коня»;
- «Песенка о снежинке»;
- «Говорят, а ты не верь»;
- «Песенка про костюмчик».
Крылатова часто называют детским композитором, ведь он написал огромное количество мелодий к мультикам и детским фильмам. Несколько поколений детворы выросло на его песнях. Кто не знает, «Кабы не было зимы» и «А я всё чаще замечаю» из мультфильма «Зима в Простоквашино». А песни из кинофильма «Приключения Электроника» знают наизусть и нынешнее поколение, и их родители, которые в 1980-х годах были первыми зрителями замечательной картины:
- «Мы маленькие дети»;
- «Ты – человек»;
- «До чего дошёл прогресс»;
- «Бьют часы на старой башне»;
- «Это знает всякий»;
- «Песня игрушек»;
- «Это что же такое».
Ну, а знаменитые «Крылатые качели» стали визитной карточкой композитора.
В 1994 году за свои творческие достижения Евгений Крылатов был удостоен звания Народного артиста РФ.
Музыка, песни
После окончания консерватории композитор писал музыку к театральным постановкам. Он был беден как церковная мышь, а нужно было кормить семью. В те времена композитор мог заработать только двумя способами: игрой в ресторане или сочинением музыки для кино. Пойти по первому пути Евгению Павловичу мешала гордость, а в киноиндустрию пробиться не удавалось. Исполниться его мечте помог, как всегда, хороший знакомый — композитор Александр Зацепин, необычайно востребованный в то время.
Так сложилось, что Зацепин пообещал написать музыку к мультфильму «Умка» (1969 г.), но ему одновременно предложили сценарий «Кавказской пленницы». Тогда он взял за руку Крылатова и привел к режиссерам мультфильма. Те были недовольны. Но когда композитор сел за рояль и наиграл «Ложкой снег мешая…», сменили гнев на милость. Восемь минут музыки из «Умки» принесли Евгению Павловичу всесоюзную славу. На тот момент ему было уже далеко за тридцать, поэтому композитор говорил про себя, что запрыгнул на подножку уходящего трамвая.
Крылатов написал музыку ко многим мультфильмам (в том числе к трилогии «Простоквашино») и детским лентам («Гостья из будущего», «Приключения Электроника»), но всегда обижался, когда его называли детским композитором.
В советской киноиндустрии музыкант никогда не был «своим», но к нему обращались снова и снова, особенно когда песня нужна была «вчера». Евгений Павлович никогда не артачился, не выпячивал свое «я», а умел найти компромисс: «Меня никто не спрашивал, есть ли у меня время, вдохновение, как я себя чувствую. Надо значит надо. Я садился за рояль и работал».
Писал музыкант исключительно на готовые стихи, но если они не подходили, то даже такие именитые поэты, как Евгений Евтушенко, изменяли текст «под Крылатова». Однажды за несколько дней до новогодних праздников режиссер фильма «Достояние республики» (1972 г.) обратился к Юрию Энтину с просьбой написать текст песни. Поэт справился за два дня, а музыку написал буквально за час.
Однако капризный Андрей Миронов, которому предстояло исполнять произведение перед камерами, музыку раскритиковал, требуя вальса в середине. Крылатов сел и начал с нуля — вместе трио (Крылатов, Энтин и Миронов) создали «Песенку о шпаге» («Вжик, вжик, вжик, кто на новенького?»), мгновенно ставшую хитом.
А вот с песней «Лесной олень» из фильма «Ох уж эта Настя!» (1972 г.) все было иначе. Энтина срочно просили написать стихи о пантере, но у него получился олень. Худсовет такого варианта не принял, и только когда Крылатов наиграл мелодию, хором воскликнули: «Отличная песня!»
И все же у многих его произведений была сложная судьба. Сергею Лапину, председателю госкомитета по радио и телевещанию, песня «Лесной олень» показалась цыганщиной, а тут еще и ее исполнительница Аида Ведищева попала в опалу. Песню запретили на долгие 10 лет, пока ей не подарила вторую жизнь Людмила Сенчина.
А знаменитые «Крылатые качели» из «Приключений Электроника» (1979 г.) режиссер Константин Бромберг и вовсе назвал «лажей». Он даже перестал общаться с композитором, и тот был расстроен, что подвел друга. Только через много лет Евгений Павлович позвонил в США эмигрировавшему Бромбергу и сказал: «Твоя мечта сбылась — «Крылатые качели» поют везде, даже в ресторанах!»
В итоге музыку к своему фильму «Чародеи» (1982 г.) Бромберг доверил только Крылатову. Кстати, именно он уговорил не обладающего хорошими вокальными данными Александра Абдулова исполнить одну из самых лиричных песен в этой ленте, как позже убедил спеть даже «непоющего» Олега Табакова в мультике «Зима в Простоквашино» (1984 г.).
Интересно, что его песню-молитву «Прекрасное далеко для финала кинофильма «Гостья из будущего» (1985 г.) изначально исполнила девочка-подросток. Крылатов остался недоволен: «Так нельзя -должен петь не ребенок!» Позвонил своей знакомой, певице Татьяне Дасковской: «Бери такси и приезжай!» До закрытия студии звукозаписи оставалось 20 минут. Композицию записали с первого дубля.
Время все расставило по местам: автор музыки добился признания коллег и любви поклонников, получил звание народного артиста. Но продолжал оставаться все тем же скромным и тихим человеком. Уже находясь в преклонном возрасте, Евгений Павлович развлекался так: когда операционистки в банке или на почте заглядывали в его паспорт, он интересовался, не говорит ли им о чем-то его имя. Те отрицательно мотали головой, и композитор начинал перечислять свои песни — как выяснялось, самые любимые из детства девушек-операционисток. Это делало его счастливым…
«Ведьма-речка» из фильма «Чародеи», 1982
Несмотря на прошлый конфликт с Крылатовым, Константин Бромберг продолжил работать с композитором, например над картиной «Чародеи». Все 12 песен для фильма написал Крылатов на стихи Леонида Дербенева — и они были выпущены на отдельной пластинке. Правда, в титрах пластинки не указали джазовую певицу Ирину Отиеву, которая пела в фильме за исполнительницу роли Алены Александру Яковлеву. А у самой Яковлевой во время съемок обнаружился очень тяжелый характер: больше половины съемочной группы, в том числе ее партнер по площадке Валентин Гафт, объявили актрисе бойкот. Бромберг говорил о Яковлевой: «Ведьма из нее выйдет точно. А вот получится ли Алена — не знаю…»
Крылатов, Евгений Павлович
Евгений Крылатов, Ирина Дубцова и Сергей Лазарев в жюри Детской Новой волны 2016
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете |
Евгением Крылатовым создано большое количество сочинений в разных жанрах: симфоническая, камерная, эстрадная музыка, музыка для драматического театра, радио и телевидения. Но особенно плодотворно его творчество в кинематографе.
Началом его широкой композиторской известности стала музыка к мультипликационным фильмам «Умка» (1969, режиссёры В. Попов и В. Пекарь) со знаменитой «Колыбельной медведицы» и «Дед Мороз и лето» (режиссёр В. Караваев); кинофильмам «О любви» (1970, режиссёр М. Богин), «Достояние республики» (1971, режиссёр В. С. Бычкова), «Ох уж эта Настя!» (1971, режиссёр Ю. С. Победоносцев). С тех пор Крылатов на протяжении 25 лет был одним из самых востребованных композиторов советского и российского кинематографа, написал музыку к художественным картинам: «И тогда я сказал нет…» (1973, режиссёр П. О. Арсенов), «Ищу человека» (1973, режиссёр М. Богин), «Не болит голова у дятла» (1974, режиссёр Д. К. Асанова), «Смятение чувств» (1977, режиссёр П. О. Арсенов), «И это всё о нём» (1977, режиссёр И. Шатров), «С любимыми не расставайтесь» (1979, режиссёр П. О. Арсенов), «Приключения Электроника» (1979, режиссёр К. Бромберг), «Гостья из будущего» (1985, режиссёр П. О. Арсенов), «Лиловый шар» (1987, режиссёр П. О. Арсенов), «Не покидай» (1989, режиссёр Л. А. Нечаев), «Когда опаздывают в ЗАГС…» (1991, режиссёр — Виталий Макаров), «Первый мост» (1995, режиссёр Р. Пуйя), «Дети понедельника» (1997, режиссёр А. И. Сурикова), мультипликационной трилогии «Простоквашино» (режиссёр В. Попов) и многим другим. Крылатов является автором музыки к более чем к 140 фильмам — документальным, художественным и мультипликационным. Помимо широко известных фильмов, в творческом багаже Крылатова есть картины, которые особенно дороги композитору. Среди них советско-болгарский художественный фильм «Русалочка», снятый в 1976 году режиссёром Владимиром Бычковым.
Из кинематографа вышли все популярные песни. Успех «Песенки о шпаге», исполненной Андреем Мироновым в фильме «Достояние республики», продолжили «Лесной олень» из картины «Ох уж эта Настя!», «Ольховая серёжка» («И это всё о нём»), «Крылатые качели» («Приключения Электроника»), «Три белых коня» («Чародеи»), «Прекрасное далёко» («Гостья из будущего»). Лучшие произведения композитора собраны на дисках «Крылатые качели» (1994), «Люблю тебя» (1996), «Чародеи и другие» (2001), «Лесной олень и другие» (2003), «Гостья из будущего и другие…» (2003), «Серёжка ольховая» (2003), «Прекрасное далёко (2)» (2003), «Всемирная музыкальная история» (2006), «Grand Collection» (2010), и другие.
Телевизионный сериал «И это всё о нём» — первая совместная работа Евгения Крылатова и поэта Евгения Евтушенко. Помимо Евтушенко, Крылатов сотрудничал со многими известными поэтами — Беллой Ахмадулиной, Робертом Рождественским, Леонидом Дербенёвым, Игорем Шафераном, Ильёй Резником, Михаилом Пляцковским. С Юрием Энтиным написано более 70 песен. Среди песен, написанных композитором, — детская молитва «Господи, помилуй!», «Спаси и сохрани» (слова А. Сухановой).
Композитором написана музыка к фильмам «Сверчок за очагом» (режиссёр Л. А. Нечаев, слова песен Ю. С. Энтина), «Под полярной звездой I», «Под полярной звездой II» (режиссёр М. Воронков, слова песен Е. Евтушенко), «Колхоз интертейнмент» (режиссёр М. Воронков), «Маленький боец», «Зорка Венера» (Звезда Венера), «Бальное платье (Платье для Золушки)» (все — режиссёр М. Касымова), «Дюймовочка» (режиссёр Л. А. Нечаев, слова песен — Ю. С. Энтина), песни «Будь со мною», «В старом замке» (слова Ю. С. Энтина). Музыка к детскому образовательному телефильму «Садовник 2» (2009, режиссёр А. Самсонов), телесериалу «Аннушка» (2009, режиссёр Сергей Никоненко).