Краткое содержание романа «портрет дориана грея» по главам (о. уайльд)

Список персонажей романа «Портрет Дориана Грея» и их характеристика

  1. Дориан Грей – центральный герой. Юноша невероятной красоты. Ему около 20 лет («минуло 20 лет»). Изначально описывался как хороший человек, но впоследствии был увлечен идеями гедонизма и посвятил жизнь наслаждениям. В нем странным образом сочетаются эстет, романтик, порочный развратник, эгоист и убийца. Противоположные стороны его натуры постоянно сражаются между собой.
  2. Бэзил Холлуорд – друг лорда Генри Уоттона, художник, создавший портрет юноши Дориана Грея. Привязан к герою, видя в нем идеал – человека, в котором отлично сочетается внутренняя красота с внешней. Автор явно позиционирует его как ангела-хранителя Дориана, проигравшего битву за душу юноши. С гибелью Бэзила тот лишается защиты.
  3. Лорд Генри Уоттон – чистокровный аристократ, гедонист, «принц Парадоксов», саркастичный и обаятельный мерзавец. Противопоставляет себя викторианскому обществу, критикуя его ценности. Становится неким «личным дьяволом» главного героя.
  4. Сибила Вэйн – красивая девушка лет 17, актриса. Мечтательница, жила в своем придуманном мире пока не встретила Дориана. Влюбилась и это новое чувство озарило ее Вселенную, изменив все. Сибила поняла, что раньше жила иллюзиями. Девушке захотелось познать настоящий мир, полный страсти и взаимных чувств, но взамен она теряет свой талант. В итоге спектакль проваливается, а разочарованный Дориан бросает ее. Не выдержав расставания, Сибилла убивает себя.
  5. Джеймс Вэйн – младший брат Сибиллы, мечтает стать моряком и уплыть в Австралию. Суровый, грубоватый и просто одетый юноша, имеет военную выправку. Ревнует сестру и терпеть не может аристократа Дориана Грея. После гибели Сибилы клянется отомстить обидчику.

Кроме действующих лиц есть еще слуги и другие фигуры, мелькающие «на фоне» событий романа. Это викторианское общество того времени, чьи ценности оспариваются в сюжете произведения.

О чем сказки Уайльда? Обзор сказок «Мальчик – звезда» и «Счастливый Принц»

О самопожертвовании ради любви. Не все, конечно, но это одна из основных идей. Ласточка замерзает на смерть, соловей отдает свою кровь розовому кусту, рыбак отрекается от души – все ради светлого и высокого чувства. Многие обвиняли Уайльда в аморальности и цинизме (он даже был привлечен к суду за скандальный роман), но подлинные его чувства выражены в сказках, скрытые от модников и впечатлительных «уайльдистов».

«Смерть — дорогая цена за красную розу, — воскликнул Соловей. — Жизнь мила каждому! Как хорошо, сидя в лесу, любоваться солнцем в золотой колеснице и луною в колесницеиз жемчуга. Сладко благоухание боярышника, милы синие колокольчики в долине и вереск, цветущий на холмах. Но Любовь дороже Жизни, и сердце какой-то пташки — ничто в сравнении с человеческим сердцем» — рассуждает маленькая птичка.

Мальчик – звезда

Миниатюра «Портрета Дориана Грея» показывает, что могло бы произойти, если бы картина научила Дориана жить добродетельно. Как и в романе, внешней красоте противопоставляется внутренняя. Мальчик-звезда (копия Грея) восхитительно хорош собой: «С каждым годом он становился все красивее и красивее, и жители селения дивились его красоте… Лицо у него было белое и нежное, словно выточенное из слоновой кости, и золотые кудри его были как лепестки нарцисса, а губы – как лепестки алой розы, и глаза – как фиалки, отраженные в прозрачной воде ручья». Облик этот властвовал над людьми, с легкостью покоряя их: «… И его сверстники слушались его, потому что он был красив». Однако поклонение ослепило, ожесточило его, «ибо он вырос себялюбивым, гордым и жестоким». Мистические силы наказали его: «Он подошел к водоему и поглядел в него, но что, же он увидел! Лицом он стал похож на жабу, а тело его покрылось чешуей, как у гадюки». Мальчик понял урок и решил исправиться. Красота вернулась только после искупления грехов и полного очищения души. Как знать, может именно реальная потеря стимулирует человека, а не тайная, осознанная лишь им одним (как в случае с портретом).

Идеал внутренней и внешней красоты часто обыгрывается авторами: они жонглируют красотами и увлекают читателя. Уайльд предельно просто объяснил, что одной без другой не бывает. Пороки оставляют свои едва уловимые следы на выражении лица, глаз, улыбке и жестах. Наблюдательному человеку не надо магии, чтобы увидеть в надменной красавице ее холодность, гордыню и махровый эгоизм. Мальчику сверхъестественные силы дают подсказку, в этом его счастье, но и мы без подсказки не останемся: талантливые писатели усердно выдумывают омуты и картины, дабы мы увидели в них себя без прикрас лести и самообмана.

Счастливый принц

Ласточка летит на юг с опозданием: она влюбилась в тростника, но вскоре убедилась в его апатии и поверхностном отношении к себе. Ее стремление любить непонятно подругам и окружающим, они откровенно подшучивают над ней. В пути птице пришлось заночевать на драгоценной статуе Счастливого Принца, который пожаловался ей на несчастную судьбу бедняков в своем городе. Он чувствовал свою вину и просил ее помочь им, откалывая от его облачения драгоценные камни. Ласточка, покоренная его добротой, остается с Принцем и замерзает от холода.

Название очень подходящее. С одной стороны, принц – эталон благополучия в городе, был самым беззаботным человеком на земле, на него ровняются и по сей день, но сам он глубоко несчастен оттого, что терзается чувством вины, видя страдания подданных, которых также беззастенчиво обкрадывал, как нынешние власти.  С другой стороны, он постиг истинное счастье – умение сопереживать, любить и страдать за любимых. Судьба вознаграждает его ответной любовью птицы – вестнице надежды и весны. Она предзнаменует для него новую, прекрасную жизнь в райских кущах, куда их забирает господь после смерти. Финал трагический, однако своеобразный эпилог проливает свет на благостный исход вдали от нашего мира. Как писал Оскар Уайльд, любовь обрела совершенство в смерти и после нее не закончилась.

Отдельного внимания в сказке заслуживает сатира на государственный уклад: чиновники и знать обуреваемы мелкими страстишками и бытовыми интересами. Их безжалостно правдоподобные реплики были бы смешны, если бы не были так актуальны. Социальный подтекст здесь особенно очевиден и ярок.

Трагический финал

Бэзил давно перестал общаться со своим натурщиком. Но однажды он приехал к нему в гости и напомнил о сломанных судьбах бесконечных партнеров юноши. Художник пытается пробудить в Дориане прежнее великодушие и доброту, но в ответ получает предложение посмотреть на истинное лицо молодого человека. Грей показывает другу портрет, который хранится в комнате на чердаке.

Бэзил с удивлением осматривает картину и говорит, что он не мог это создать. Зрелище не нравится и натурщику. Он считает художника виновным в том, что произошло с портретом. В приступе ярости Дориан вонзает в шею Бэзила кинжал. Для уничтожения тела он пригласил старого товарища-алхимика Алана Кэмпбела, который растворяет труп в соляной кислоте.

Снова чувство вины терзает Грея. Он пытается забыться, снова употребляет наркотики. И в одном притоне его находит матрос Вейн. Брат Сибилы только после возвращения домой узнал о гибели сестры и всю жизнь мечтал отомстить ее любовнику. Но Дориану удается избежать гибели.

Юноша возвращается домой и хочет уничтожить свою совесть — портрет. Он считает, что таким образом сможет заглушить неприятные чувства тоски и вины. Ночью в своем роскошном особняке Дориан набрасывается на картину с ножом. Слуги услышали крики с чердака и поспешили на помощь хозяину. Но в комнате они обнаружили безобразного старика во фраке и портрет, передающий всю красоту Дориана.

Первая морщинка

Далее происходит одно из ключевых событий романа «Портрет Дориана Грея». В кратком содержании сложно передать все важные моменты, но даже так можно уловить основной смысл. У Сибиллы нелегкая судьба. Она живет почти впроголодь и играет в дешевом театре. Дориан Грей представляется для нее настоящим принцем, что вырвет ее из нищеты. И когда он объявляет о помолвке, девушка просто в восторге. В этот вечер она вынуждена играть Джульетту в спектакле, но ей кажется нелепым играть влюбленность, когда она и так влюблена. Сибила делает свою работу из рук вон плохо, спектакль заканчивается полным провалом. Дориан разочарован в возлюбленной, о чем незамедлительно ей сообщает. Девушка, которая верила, что наконец-то начнет нормально жить, не может вынести этого и кончает жизнь самоубийством.

Стоит отметить, что сам Дориан не собирался разрывать их отношения. После ночной прогулки он решает написать возлюбленной примирительное письмо с извинениями, но узнает, что уже поздно. Лорд Генри говорит юноше, что нужно забыть об этом происшествии и обещает познакомить его с очаровательной дамой. К удивлению Бэзила, Дориан соглашается и только на изображении портрета появляется первая, жесткая морщинка.

Глава VIII: Самоубийство

Слуга зашел в комнату Дориана с фарфоровым подносом, на котором была чашка чаю и пачка писем. Юноша проснулся в хорошем настроении. Постепенно он вспомнил события вечера и захотел взглянуть на портрет. Лакей вышел. Дориан запер дверь на ключ. Перемена налицо, портрет изменился. Он несколько часов стоял перед портретом, и обдумывал дальнейшие шаги. Затем стал писать письмо Сибилле с мольбой о прощении. Пока он писал письмо, уже сам себя простил.

Пришел лорд Генри и сообщил о смерти Сибиллы Вейн. Дориан не поверил своему другу. Актриса проглотила ядовитое снадобье в театральной гримерке. Лорд Генри стал успокаивать юношу, говоря, что брак с актрисой стал бы унизительным и неравным для Дориана. Он называет благие намерения чеками из банка, в котором не открыт счет. Дориан не чувствует большой скорби. Он удивлен собственной холодностью. Он радуется, что все удары судьбы будут отражаться на его двойнике на портрете. А сам Дориан останется волнующе-прекрасным. Вечером он собирается в оперу.

Глава XIX: Морализм гедониста

Дориан, ценящий прежде искусство и разврат, решил измениться. Лорд Генри удивлен. Дориан встретил деревенскую девушку, напомнившую ему Сибиллу Вейн. Эту девушку Грей пощадил и не стал совращать.

Далее зашла речь об исчезновении художника Бэзила. В сводках французской полиции сообщалось, что Холлуорд не приезжал в Париж. Лорда Генри не верит, что Бэзила убили. Тем более он не считает, что Дориан способен совершить убийство. Заходит речь о пропавшем портрете и о душе. Дориан говорит, что душу можно спасти или отравить. Лорд Генри задается вопросом, почему внешность Дориана не меняется десятилетиями. Дориан просит лорда Генри больше не кому не предлагать вредной книги, которая в юности отравила его. Лорд Генри замечает, что Дориан стал моралистом.

Глава III: Светский прием

Лорд Генри отправляется в гости к почтенному старцу лорду Фермору. Он хочет узнать у дяди Джорджа родословную натурщика. Выяснилось, что очаровательный юноша стал сиротой и теперь страдает от тирании бессердечного пожилого родственника. Лорду Генри не терпится проверить силу своего влияния на красивого во всех отношениях юношу. Он хочет властвовать над Дорианом до такой степени, чтобы даже слышать от него отзвуки собственных мыслей.

На светском приеме лорд Генри поучает всех собравшихся. На вопрос леди Агаты, как вернуть молодость, он советует ей повторить свои ошибки прежних лет. Дориан Грей завороженно запоминает советы нового друга. Он стремится везде сопровождать лорда Грея.

Глава XIII

Друзья наверху, Дориан открывает портрет. Увиденное зрелище вызывает у художника ужас: на картине он увидел пожилого и жестокого человека, отдалённо напоминавшего стоящего рядом мужчину. Оцепенение не покидало Бэзила, Дориан же, в свою очередь, сохранял хладнокровие.

Портрет помогает Бэзилу убедиться в том, что он считал слухами. Истина о дьявольской сущности натурщика открывается художнику в одно мгновение. Холлуорд пытается повернуть Грея лицом к Богу и помолиться, что ещё более злит юношу. Встреча друзей заканчивается смертью Бэзила. Грей нанес ему несколько смертельных ударов ножом.

Теперь осталось только избавиться от улик.

Главные герои

  1. Дориан Грей – наивный и прекрасный юноша, превратившийся в развратного и бесчувственного эгоиста под влиянием лорда Генри. Он дворянин, потомок знатного рода. Его душа жадно искала наставника в новом для него светском мире. Выбрав искушенный и порочный пример для подражания, герой, будучи слабовольным и ведомым, спешит опробовать на себе все циничные советы старшего товарища. С самого начала ясно, что он – чувственный, но трусливый себялюбец, ведь мысль о потере собственной красоты (единственного отличия от других мужчин его круга) порабощает его ум, не успевший еще развиться. Он с легкостью предает любовь к другим людям, это говорит о мелочности его натуры и скупости сердца. На его примере автор проводит параллель между внутренним и внешним богатствами, которые вовсе не тождественны друг другу. Образ Дориана Грея писатель уже воплощал в сказке «Мальчик-звезда». Того героя Уайльд превращает в уродца, не давая возможности скрыть безобразие. Поэтому он быстро перевоплощается в хорошего и высоконравственного молодого человека, осознающего свою вину. Однако роман – не сказочная притча, в нем творец правдиво рассказал о том, что ждет зазнавшегося и помешанного на себе персонажа.
  2. Лорд Генри – богатый и изысканный дворянин, хорошо принятый в высшем обществе. Его саркастические реплики и казуистическое мировоззрение (он исповедует гедонизм) нравятся окружающим людям, которые наслаждаются его остроумием. Каждая вторая его цитата – афоризм. Однако сам он никогда не следует за своей смелой мыслью. Он напутствует, хитро, исподволь развращает душу Дориана, но сам ничего подобного не делает. Его образ традиционно сравнивается с архетипом дьявола в литературе. Уоттон подобен Мефистофелю из «Фауста» Гете: он лишь направляет человека, умело тасуя гедонистические идеи, тонкий юмор и высокомерный цинизм. Дух порочности, исходящий от этого героя, притягателен. Он обладает утонченностью и возвышенностью, но это лишь внешняя красота, которая, подобно прелести лица, является лишь хрупкой вуалью прогнившей греховной сущности.
  3. Сибила Вэйн – возлюбленная Дориана, актриса. Девушка редкой красоты была еще и очень талантлива. Своим дарованием она поразила Грея. Он полюбил ее за него, ведь артистка никогда не могла наскучить: она перевоплощалась в другие образы каждый день. Настоящая же Сибила готова была пожертвовать карьерой, успехом, самим творчеством ради любви, и, почувствовав это, юноша быстро пресытился обожанием. Ему нравилась сценическая, надуманная дама сердца, такая же свободная и непостижимая, как он сам. Но молодая женщина была всего лишь добра, мечтательна, наивна и ранима. Поэтому первое разочарование в людях заставило ее покончить с собой. Ни мать, ни брат не смогли вовремя разуверить ее в радужных надеждах.
  4. Бэзил Холлуорд – живописец, друг Дориана и лорда Генри, который их знакомит. Именно он написал роковой портрет. Художник искренне восхищался натурщиком и его красотой, и именно он чутко воспринял перемены, произошедшие в юноше. Он увидел в нем зарождающуюся порочность и забил тревогу, но Грей лишь отдалился от него в ответ. Бэзил был гуманистом и моралистом, его нравственные принципы контрастируют с изысканной безнравственностью Генри, поэтому раздражают главного героя. Холлуорд ценит уединение, любит поразмышлять и пофилософствовать, является носителем авторской точки зрения в романе. Его натурщик винит в своем падении, и затем убивает, желая снять заклятие. Ему невдомек, что друг все это время отчаянно пытался воспрепятствовать его развращению.
  5. Джеймс Вэйн – брат Сибилы, моряк. Здравомыслящий и волевой юноша. Он с самого начала скептически относится к намерениям богатого дворянина относительно сестры. Мужчина привык во всем полагаться на себя, а не искать легкие пути наверх, поэтому предостерегает мать от излишнего доверия незнакомцу из знати. Он – типичный представитель викторианской эпохи, его социальные предрассудки непоколебимы. Когда Вэйн узнает о гибели обманутой сестры, в его сердце просыпается отчаянное желание мстить бессердечному богачу. С тех пор твердый в своих убеждениях и целеустремленный моряк гонится за обидчиком, но встречает свою смерть раньше, чем успевает преподнести ее Грею.

Тема

Самой интересной для писателя была тема искусства. О нем он рассуждал в диалогах главных героев, ему же посвятил финал романа, где человек погиб, а его портрет остался вечной памятью о нем. Незримая власть картины — показатель того, что самое весомое из созданного людьми – искусство, оно затмевает и переживает своего создателя, увековечивая его имя и мастерство. Оно же делает его по-настоящему притягательным. Дориана восхищали творческий гений Бэзила, необыкновенное дарование Сибилы, ораторская сила Генри. Его неиспорченная душа тянулась к свету созидательного начала, и отвернулась от него, приняв распущенность и низость за жизненные ориентиры.

Кроме того, темой произведения можно назвать драматическое столкновение идей гедонизма (этическое учение, где наслаждение есть как высшее благо и цель жизни) и эстетизма (движение в европейской литературе и в искусстве, в основу которого легло преобладание эстетических ценностей — поклонение искусству, изящному). Бэзил Холлуорд был влюблен в прекрасное, искусство и красота для него были неразделимы. Искусство — это и есть красота. Он стремился обессмертить ее черты с помощью кисти и исключительного таланта. Но поклонение прекрасному погубило художника, его любовь и преданность красоте были растоптаны безумием развращенной души. Герой избрал путь наслаждения, в центре которого был он сам. Он упивался своей безнаказанностью и нравственным падением, ведь никто не сможет лишить его богатства — вечной молодости. Такой образ жизни не приводит к истинному счастью, а лишь создает его иллюзию. Дориан под конец начинает жалеть об утраченной невинности, о прежней чистоте своей души, но уже слишком поздно; искренние чувства, сострадание, настоящая любовь навсегда потеряли для него значение.

Смысл книги

Роман Уайльда столь же многогранен, сколь многолико творческое воплощение его замысла. Смысл произведения «Портрет Дориана Грея» состоит в том, чтобы показать нам превосходство внутреннего содержания человеческой личности над внешним. Какова бы не была красота лица, души прекрасные порывы ей не заменить. Уродство мысли и сердца все равно умерщвляет плоть, делает прелесть форм безжизненной и искусственной. Даже вечная молодость не принесет безобразию счастья.

Также автор доказывает читателю, что искусство вечно. Творец поплатился за свою любовь и преданность идеалам, но его творение живо и прекрасно. На портрете прелестный юноша в расцвете чарующей молодости и красоты. А человек, посвятивший себя культу удовольствия, влюбленный лишь в себя и свои желания, — мертв. Его облик жив в картине, жив в искусстве, и единственный способ сохранить мгновение на века – это изобразить его во всей красе.

Предисловие к роману состоит из 25 афоризмов, которые провозглашают эстетические идеалы автора. Вот некоторые из них: «Художник – творец прекрасного», «Раскрыть себя и утаить создателя – этого жаждет искусство», «Избранными являются те, для кого прекрасное означает лишь одно – Красоту». «Пороки и добродетели для творца – материал искусства». «Этические предпочтения творца приводят к манерности стиля». Оскар Уальд хоть и был сторонником теории эстетизма, но в произведении четко обрисовывается опасность разделения этических и эстетических принципов. Служение приводит к гибели, как это случилось с героем романа. Чтобы почувствовать и насладиться красотой, и при этом сохранить свое лицо и добродетель, необходимо всегда соблюдать нормы морали и не доводить себя до фанатизма, даже если в запасе есть вечная жизнь.

Глава VIII

Проснулся Дориан поздно и сел перебирать почту, которую ему принес лакей. Среди писем было и послание от Генри. Юноша откладывает его в сторону, не читая.

Он хочет удостовериться, не были ли изменения в портрете видением. Герой снова взглянул на картину и понял, что ему не показалось. Портрет смотрел всё так же жестоко. Шокированный юноша решает исправить положение, пойти к Себилле и сделать ей предложение.

Тут появляется Генри и сообщает Грею, что Себиллы больше нет. Она покончила жизнь самоубийством. «Это всё из-за меня», — думает Дориан. При этом он остается относительно спокойным. Юноше начинает казаться, что он совсем бессердечен. И это пугает его. Генри уговаривает друга не принимать случившееся близко к сердцу. Дориану становится легче. Он принимает приглашение лорда Генри отправиться с ним в оперу.

Глава VIII: Самоубийство

Слуга зашел в комнату Дориана с фарфоровым подносом, на котором была чашка чаю и пачка писем. Юноша проснулся в хорошем настроении. Постепенно он вспомнил события вечера и захотел взглянуть на портрет. Лакей вышел. Дориан запер дверь на ключ. Перемена налицо, портрет изменился. Он несколько часов стоял перед портретом, и обдумывал дальнейшие шаги. Затем стал писать письмо Сибилле с мольбой о прощении. Пока он писал письмо, уже сам себя простил.

Пришел лорд Генри и сообщил о смерти Сибиллы Вейн. Дориан не поверил своему другу. Актриса проглотила ядовитое снадобье в театральной гримерке. Лорд Генри стал успокаивать юношу, говоря, что брак с актрисой стал бы унизительным и неравным для Дориана. Он называет благие намерения чеками из банка, в котором не открыт счет. Дориан не чувствует большой скорби. Он удивлен собственной холодностью. Он радуется, что все удары судьбы будут отражаться на его двойнике на портрете. А сам Дориан останется волнующе-прекрасным. Вечером он собирается в оперу.

Смысл книги

Роман Уайльда столь же многогранен, сколь многолико творческое воплощение его замысла. Смысл произведения «Портрет Дориана Грея» состоит в том, чтобы показать нам превосходство внутреннего содержания человеческой личности над внешним. Какова бы не была красота лица, души прекрасные порывы ей не заменить. Уродство мысли и сердца все равно умерщвляет плоть, делает прелесть форм безжизненной и искусственной. Даже вечная молодость не принесет безобразию счастья.

Также автор доказывает читателю, что искусство вечно. Творец поплатился за свою любовь и преданность идеалам, но его творение живо и прекрасно. На портрете прелестный юноша в расцвете чарующей молодости и красоты. А человек, посвятивший себя культу удовольствия, влюбленный лишь в себя и свои желания, — мертв. Его облик жив в картине, жив в искусстве, и единственный способ сохранить мгновение на века – это изобразить его во всей красе.

Предисловие к роману состоит из 25 афоризмов, которые провозглашают эстетические идеалы автора. Вот некоторые из них: «Художник – творец прекрасного», «Раскрыть себя и утаить создателя – этого жаждет искусство», «Избранными являются те, для кого прекрасное означает лишь одно – Красоту». «Пороки и добродетели для творца – материал искусства». «Этические предпочтения творца приводят к манерности стиля». Оскар Уальд хоть и был сторонником теории эстетизма, но в произведении четко обрисовывается опасность разделения этических и эстетических принципов. Служение приводит к гибели, как это случилось с героем романа. Чтобы почувствовать и насладиться красотой, и при этом сохранить свое лицо и добродетель, необходимо всегда соблюдать нормы морали и не доводить себя до фанатизма, даже если в запасе есть вечная жизнь.

Глава IV: Семья Генри

Через месяц Дориан познакомился с леди Генри. Жена лорда предпочитает странную, неряшливую одежду. В разговоре о музыке Дориан высказывает те же предпочтения, что и лорд Генри. И это ничуть не удивляет его жену. Все друзья ее мужа попадают под влияние сильной личности.

Появляется лорд Генри. Леди оставляет друзей наедине друг с другом. Лорд Генри тут же советует Дориану никогда не жениться, а в качестве доводов перечисляет недостатки своей жены. Дориан, краснея, рассказывает, что недавно влюбился в актрису. Сибилла играла в захудалом театре. Каждый вечер она исполняет новые роли от Джульетты, до Розалинды. Сибилла Вэйн стала для Дориана святыней. Он хочет, чтобы лорд Генри и Бэзил увидели на сцене его любимую актрису.

Лорд Генри заинтересовался, как психолог-естествоиспытатель, а не как друг, причинами мгновенно вспыхнувшей любви к Сибилле. Ночью он заметил телеграмму, в которой Дориан сообщал о своей помолвке с актрисой.

Глава IV

Действие происходит спустя месяц. Дориан Грей сидит в библиотеке лорда Генри в ожидании его самого. Юноша коротал время за книгой. Вскоре в комнату входит леди Уоттон. Во время их разговора становится видно, сколь сильное влияние имеет лорд Генри на Грея. Дориан выражается теми же словами, мыслит так же, как он.

Наконец, приходит Генри, и молодой человек рассказывает ему о своей влюблённости в актрису. Он встретил её в захудалом театре, куда он пришел по чистой случайности. Сибилла играла главную роль в пьесе «Ромео и Джульетта». Всё в этом театре, от музыки до игры персонажей, вызывало отвращение в юноше. Но с появлением Сибиллы театр и весь мир наполнился для него новыми красками. Он рассказывал Генри про её мелодичный голос, красоту и прекрасную актерскую игру. Про прозвище – «Прекрасный принц», которое Сибилла дала Грею. В конце разговора Дориан уговаривает лорда Уоттона пойти вместе с ним и Бэзилом посмотреть на девушку на сцене. Но, до их совместной поездки, Генри приходит телеграмма с известием о помолвке юной пары.

Глава I

Действие происходит летним днём в мастерской художника. Хозяин мастерской – Бэзил Холлуорд принимает гостя, которого зовут Генри Уоттон. На мольберте стоит портрет молодого юноши необычайной красоты. Между героями происходит диалог. Генри восхищается портретом. Он считает, что это лучшая работа Бэзила, и предлагает живописцу представить её на выставке. Художник отказывается, объясняя это тем, что работа для него слишком личная, он вложил в неё слишком много себя. Генри замечает, что изображенный на потрете юноша совсем не похож на Бэзила и интересуется, кто же это такой. Мастер отвечает, что молодого человека зовут Дориан Грей, ему чуть больше двадцати лет от роду, они познакомились на приёме и художника сразила его красота. С тех пор они встречаются каждый день, и Дориан стал для него музой.

Лорд Генри заинтересовался, что же это за парень пленительной красоты, и выражает желание познакомиться с ним. Художник против, он не хочет представлять свою музу приятелю. Но как раз в этот момент Дориан приходит в мастерскую, чтобы позировать художнику. Знакомство Генри и Дориана состоится.

Глава IV

Действие происходит спустя месяц. Дориан Грей сидит в библиотеке лорда Генри в ожидании его самого. Юноша коротал время за книгой. Вскоре в комнату входит леди Уоттон. Во время их разговора становится видно, сколь сильное влияние имеет лорд Генри на Грея. Дориан выражается теми же словами, мыслит так же, как он.

Наконец, приходит Генри, и молодой человек рассказывает ему о своей влюблённости в актрису. Он встретил её в захудалом театре, куда он пришел по чистой случайности. Сибилла играла главную роль в пьесе «Ромео и Джульетта». Всё в этом театре, от музыки до игры персонажей, вызывало отвращение в юноше. Но с появлением Сибиллы театр и весь мир наполнился для него новыми красками. Он рассказывал Генри про её мелодичный голос, красоту и прекрасную актерскую игру. Про прозвище – «Прекрасный принц», которое Сибилла дала Грею. В конце разговора Дориан уговаривает лорда Уоттона пойти вместе с ним и Бэзилом посмотреть на девушку на сцене. Но, до их совместной поездки, Генри приходит телеграмма с известием о помолвке юной пары.

Глава II: Описание Дориана

Лорд Генри залюбовался внешностью натурщика. Весь облик юноши говорил о его непорочности и целомудрии. Бэзил не мог не влюбиться в эти ясные голубые глаза, золотистые кудри и изящный алый рот. Дориан отметил для себя, насколько непохожи лорд Генри и Бэзил. Циничный гость художника разглагольствует о грехах и добродетели. По мнению лорда Генри, самоограничения — омрачают нам жизнь. Тогда как пороки, наоборот приводят к сладострастному раскаянию и очищению. Художник пропускает мимо ушей эти заявления и продолжает работу над картиной. У Дориана же эти парадоксальные слова вызывают смущение и интерес.

Холлуорд просит присутствующих оценить законченный портрет. Только увидев портрет, Дориан осознал свою красоту. Слова лорда Генри о быстротечности юности взволновали натурщика. Глаза Дориана наполнились слезами, когда он представил, как в старости станет жалким и некрасивым. Лорд Генри назвал портрет шедевром современной живописи. Глядя на портрет, Дориан заявляет, что отдал бы все на свете, чтобы не становиться старше, и сохранить юную красоту.

Дориан плачет от зависти к прекрасному портрету, время над которым невластно. Бэзил потрясен реакцией юноши. Он пытается уничтожить картину. Дориан упрашивает художника подарить ему портрет. Потом он отвечает согласием на предложение лорда Генри сходить в театр.

Основной сюжет

Сибила кажется молодому человеку идеалом таланта и красоты. Грей объявляет лучшим друзьям о своих намерениях жениться на девушке. Вместе они отправляются в бедный театр знакомиться с девушкой. Актриса играла Джульетту, но ослепленная своим счастьем, не смогла вжиться в образ. Из-за этого Бэзил и Гарри поставили под вопрос ее талантливость.

Провал спектакля вызвал крах всех надежд и идей Дориана. В отчаянии он говорит девушке, что она убила его любовь. Грей с горьким чувством утраты блуждает всю ночь по пустынным улицам Лондона. Утром он возвращается домой и пишет записку Сибиле с намерением помириться. Но в тот же момент он узнает, что девушка не вынесла разрыва и покончила с собой.

Его друзья по-разному реагируют на это известие. Художник советует не падать духом, а Генри предлагает не расстраиваться из-за смерти несчастной актрисы и продолжать жить дальше. Гарри приглашает юношу в оперу, и он без колебаний соглашается развлечься. И только на портрете отражается бездушность Дориана. На гладком лице появляется первая морщинка. Эти изменения на картине беспокоят юношу, он убирает ее.

Все уколы совести заглушил Мефистофель — Генри Уоттон. Он вручает молодому человеку старинную книгу. Ее автор испробовал на себе все крайности жизни:

  • садомазохизм;
  • наркотики;
  • алкоголь;
  • любовные утехи с партнерами разного социального положения, пола и возраста.

И следующие двадцать лет Дориан упивается своей красотой и наблюдает за разложением души на портрете.

Предисловие

Художник — это тот, кто создает красивые вещи.

Раскрыть художество и скрыть художника — такова у художества цель.
Критик — это тот, кто в новой манере, или пользуясь новым материалом, выразит свое впечатление от этих красивых вещей.
Критика, плохая и хорошая, всегда есть автобиография.
Так что те, кто видят развратное в прекрасном, сами развратны и притом не прекрасны. Это большой недостаток.
Находить в прекрасных вещах также и прекрасные идеи умеют люди культурные. Для них еще есть надежда.
И только для избранных прекрасные вещи исключительно означают красоту.
Нет ни нравственных, ни безнравственных книг. Есть книги, хорошо написанные, и есть книги, плохо написанные. Только.
Неприязнь девятнадцатого века к реализму — это ярость Калибана, видящего в зеркале свое лицо.
Неприязнь девятнадцатого века к романтизму — это ярость Калибана, не видящего в зеркале своего лица.
Чья-нибудь нравственная жизнь может порой оказаться сюжетом художника; однако вся нравственность художества — в совершенном применении несовершенных средств.
Ни единый художник не желает что-либо доказывать, ведь доказаны могут быть даже достоверные истины.
Ни у какого художника не бывает этических пристрастий. Этические пристрастия в художнике есть непростительная манерность стиля.
Болезненных художников нет. Художник может изображать все.
Мысль и язык для художника, — орудия его художества.
Порок и беспорочность для художника — материалы его художества.
В отношении формы, музыка есть первообраз всякого искусства. В отношении чувства, первообразом является лицедейство актера.
Всякое искусство одновременно есть и поверхность и символ.
Те, кто проникают глубже поверхности, сами ответственны за это.
Те, кто разгадывают символ, сами ответственны за это.
Ибо зрителя, а не жизнь, поистине отражает искусство.
Несогласие мнений о каком-нибудь создании искусства свидетельствует, что это создание ново, сложно и жизненно.
Если критики между собой не согласны, — художник в согласии с собою.
Мы можем простить человека, создающего полезную вещь, если сам он не восхищается ею. Единственное оправдание для создающего бесполезную вещь — это то, что каждый восхищается ею безмерно.
Все искусство совершенно бесполезно.

Оскар Уайльд.
1891 г.

Портрет Дориана Грея
2 стр. →
Страницы: 1                                        →Всего 21 страниц

«Онлайн-Читать.РФ», 2017-2023Обратная связь

Глава V

Себилла происходит из бедной актерской семьи. Она живет с матерью и братом. Отца у семейства нет. Родственники не одобряют отношения Себиллы с прекрасным принцем. Мать девушки смущает то, что её избранник не богат.

Брат Джеймс собирается покинуть родной дом и отправиться на заработки. Он решил работать моряком, чтобы обеспечить семью. Прежде чем уехать, он во время прогулки по парку беседует с сестрой о Дориане. Он упрекает Себиллу в простодушии и говорит, что убьет молодого человека, если тот осмелится её обидеть. Как раз в этот момент мимо парка проходит Дориан, ему удается остаться незамеченным. Слова брата шокировали Себиллу, но в конце концов она смогла его простить.

Попрощавшись с семьей Джеймс уезжает.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: