Кто такой франсуа рабле?

Франсуа Рабле. «Гаргантюа и Пантагрюэль»: содержание (краткое)

«Повесть о преужасной жизни великого Гаргантюа, отца Пантагрюэля, некогда сочинённая магистром Алькофрибасом Назье, извлекателем квинтэссенции»…

Книга первая

В этой части Рабле знакомит читателей со своим главным персонажем, рассказывая историю его рождения.

После того как Грангузье женился на Гаргамелле, она понесла и проходила беременной целых 11 месяцев. Родила через левое ухо, а первым словом, которое крикнул ребенок, было – «laper», то есть дословно — «слизывать», но более точно по смыслу подходит русское «лакать». Восторженный отец высказался: «Ke grand chu et!», то есть «Ну и глотка же у тебя!»

После уморительного описания рождения писатель рассказывает, столь же сатирично, о времени обучения Гаргантюа дома, о его отъезде в Париж «за умом», встрече с королем Пикрохолом и жестокой с ним битве, ну и, что закономерно, возвращении в отчий дом.

Книга вторая

В этой части Гаргантюа повзрослел и захотел жениться. Женился он ни много ни мало на Бадбек, которая была дочерью короля Утопии. А когда Гаргантюа исполнилось 24 года, жена принесла ему сына – Пантагрюэля. Пантагрюэль был такой огромный, что его мать при родах «испустила дух».

Пантагрюэль рос-рос и вырос настолько, что Гаргантюа отправил его получать образование. Разумеется, в Париж. В Париже герой не только овладевает науками, но и находит друга, Панурга, и ввязывается в «научный спор» между Пейвино и Лижизадом, разрешив который, получает славу «великого ученого».

В это же время Гаргантюа отправляется в поездку в страну фей, а на Утопию совершается коварное нападение дипсодов. Пантагрюэль и его друзья отправляются на выручку и побеждают коварных врагов, попутно покорив столицу амавротов, находящуюся по соседству.

Книга третья

В этой части рассказывается о восстановлении полностью покоренной Дипсодии, напавшей ранее на Утопию. Для этого Пантагрюэль заселяет ее частью жителей самой Утопии.

В это же время Панург решает жениться. Но происходит что-то непонятное, и герои вынужденно обращаются к богословам, гадалкам, судьям и пророкам.

Толку от их советов нет, так как обтекаемые слова герои трактуют в разные стороны. В завершение придворный шут отправляет друзей к Оракулу Божественной Бутылки.

Книга четвертая

Панург и Пантагрюэль отправляются в морскую поездку к Оракулу Бутылки, по пути встречая разные острова — Папефигов, Макреонов, Воров и разбойников, Папоманов, Руах и многие другие. В пути с ними происходит множество приключений.

Эта часть истории очень напоминает «Одиссею» Гомера, с той разницей, что у Рабле все очень смешно.

Книга пятая

Продолжение рассказа о путешествии к острову Бутылки и испытаниях, выпадающих на долю друзей. Например, чтобы проехать через остров Звонкий, им пришлось поститься четыре дня, что было крайне трудно для героев и предельно смешно для читателей, как в то время, так и сейчас.

После того как герои миновали остров Железных Изделий, они угодили в ловушку на острове Застенок, где еле вырвались из плена населяющих его Пушистых Котов, живущих и процветающих за счет вымогательства взяток.

Предпоследней остановкой стал остров королевы Квитэссенции, Матеотехния, на котором питались исключительно абстрактными категориями.

Герои все же добрались до Оракула Божественной Бутылки. На этом острове их радушно приняли, принцесса Бамбук отвела в часовню к фонтану с Бутылкой Панурга, который исполнил там Песнь Виноградаря. В бутылке раздалось что-то наподобие «тринк!», после чего Бамбук достала из фонтана серебряную книгу, оказавшуюся той самой бутылкой, и велела Панургу ее осушить, так как «тринк» означало: «Пей!»

В самом конце повествования Бамбук передает Пантагрюэлю письмо для Гаргантюа и отправляет друзей назад, домой.

Нужно отметить, что авторство пятой части вызывает споры. Первые 16 глав этой книги увидели свет под названием «Остров Звонкий» в 1562 году, якобы она была составлена учениками и детьми Рабле из его черновиков. Никто из литературоведов не может на сегодняшний день ни опровергнуть авторство французского гуманиста, ни подтвердить его.

Личная жизнь

Франсуа Рабле занимался литературной деятельностью, совмещая ее со статусом светского священника. Он состоял в близкой дружбе с Жаном дю Булле, занимавшим не последнее место в церковной иерархии. Гийом дю Булле также покровительствовал Рабле. У писателя было двое незаконнорожденных детей, чье происхождение помогли узаконить его друзья, организовав юридический процесс в 1540 году. Огюст Франсуа и Жюни получили фамилию отца.


Портрет Франсуа Рабле

О личной жизни сатирика известно мало. В 1864 году биографы установили, что в Лионе у писателя также был сын от девицы Жанны, так и не ставшей женой Рабле. Мальчика назвали Теодуль. Он скончался в возрасте 2 лет.

С 1547 года Франсуа Рабле служил викарием на северо-западе Франции, в приходе в Сен-Кристоф-дю-Жамбе и Мёдоне. Церковь, где он принимал прихожан, открыта и сегодня. О биографии великого предшественника спустя столетия с удовольствием рассказывает нынешний викарий. исследователи считают, что Рабле был вынужден принять назначение из-за пошатнувшегося здоровья. Приход на тот момент мечтал получить каждый священнослужитель среднего религиозного чина. Вполне вероятно, что Рабле и здесь не преминул воспользоваться связями.


Франсуа Рабле в Мёдоне

Интересный факт: будучи шутником на страницах произведений, Рабле отличался лукавством и насмешливостью и в жизни. Вместе с приятелями он часто сочинял анекдоты и смешные истории.

Точно восстановить внешний облик писателя не представляется возможным. Он носил короткую стрижку и усы. Некоторые портреты автора дают возможность предположить, как он выглядел, но изображения разнятся. Чаще всего Рабле представляют пожилым мужчиной с бородой. Единственным наброском автора в молодые годы мир порадовал Анри Матисс. Изображение было сделано в 1951 году, оно не написано с натуры.

Литературная деятельность Франсуа Рабле. «Гаргантюа и Пантагрюэль»

Франсуа Рабле является пропагандистом просветительских идей. В его библиографии двадцать трудов, в числе которых произведения с комментариями работ Гиппократа, а также книги по анатомии. Работы Рабле, в которых он выдвигал теории о влиянии личности, внешности, поведения врача на пациентов, публиковались в альманахах.

Замечание 1

Также Рабле является автором работ по культуре и архитектуре античности. Эти произведения исследователями были названы археологической монографией.

Самым главным творческим достижением писателя в литературе является роман «Гаргантюа и Пантагрюэль». Цикл состоит из пяти книг:

  • «Пантагрюэль, король дипсодов, показанный в его доподлинном виде со всеми его ужасающими деяниями и подвигами» (1532)
  • «Пантагрюэль, король дипсодов, показанный в его доподлинном виде со всеми его ужасающими деяниями и подвигами» (1534)
  • «Третья книга героических деяний и речений доброго Пантагрюэля, сочинение мэтра Франсуа Рабле, доктора медицины» (1546)
  • «Четвертая книга героических деяний и речений доблестного Пантагрюэля, сочинение мэтра Франсуа Рабле, доктора медицины» (1552)
  • «Пятая, и последняя, книга героических деяний и речений доброго Пантагрюэля, сочинение доктора медицины мэтра Франсуа Рабле» (1564)

В этом произведении Франсуа Рабле показал себя как тонкий сатирик, а главным объектом для сатиры писателя является монашество, белое духовенство и церковь.

В своем знаменитом романе Франсуа Рабле высмеивает невежество монахов и лень, а также многочисленные притязания церкви. Писатель ярко описывает все пороки католического духовенства, вызвавшие во время Реформации массовый протест: претензии католических пап на политическое господство в Европе, чрезмерное стремление к богатству и наживе, ханжеское благочестие, которые прикрывает развращенность церковнослужителей. Не оставляет писатель без внимания и церковную схоластику.

Замечание 2

Церковная схоластика – оторванные от реальности размышления о месте Бога в земном бытие.

Достается от великого сатирика и известным философам – схоластам.

В романе Франсуа Рабле пародирует религиозный фанатизм, слепую веру в чудеса. Все книги «Гаргантюа и Пантагрюэля» были резко осуждены богословским факультетом Сорбонны и признаны еретическими.

Франсуа Рабле в этом произведении не только борется со старым миром, прибегая к инструментам сатиры и юмора, но и пытается провозгласить новый мир так, как он его видит. Писатель противопоставляет идеалы самодостаточности и свободы человека против средневекового бесправия и косности.

Любимыми литературными приемами Франсуа Рабле является гипербола и гротеск. Это связано с личностями главных героев произведения, великанов Пантагрюэля и Гаргантюа. В романе много места отводится юмору, порой грубоватому, связанному с человеческим телом. Много говорится о вине, одежде, еде, венерических заболеваниях. Для средневековой романистики это абсолютно не типичное явление, так как эти темы считались низкими и недостойными какого-либо упоминания.

Обилие чрезвычайно подробных и при этом комичных перечислений наук, денежных сумм, законов, животных, трапез и блюд является характерной особенностью «Пантагрюэля».

Роман Франсуа Рабле тесно связан с народной культурой Франции периода позднего Средневековья и Ренессанса. Оттуда писатель и позаимствовал главных героев, а также ряд литературных форм и сам язык повествования, в котором множество непристойных оборотов, комических аллюзий разного рода священных текстов. Язык повествования – язык, который проникнут атмосферой веселого праздника, где нет места серьезности. Поэтому язык романа Рабле сильно отличается от языка, которым написаны латинизированные сочинения современников сатирика и схоластические трактаты средневековых авторов.

Карьера священника

Рабле появился на свет в Турени в 1494 году. Отцом его был зажиточный землевладелец. Около 1510 года Франсуа стал послушником в монастыре. Он принес обеты в 1521 году. В 1524-м у Рабле были конфискованы греческие книги. Дело в том, что ортодоксальные богословы в период распространения протестантизма подозрительно относились к греческому языку, считавшемуся еретическим. Он давал возможность по-своему трактовать Новый Завет. Франсуа пришлось перейти к бенедиктинцам, более терпимым в этом отношении. Однако в 1530 году он решил сложить сан и отправиться в Монпелье для изучения медицины. Здесь в 1532 году Рабле издал труды Галена и Гиппократа, знаменитых врачевателей. Также в Монпелье у него родились двое детей от вдовы. Они были узаконены в 1540 году эдиктом папы Павла IV.

Почему Рабле?

В эпоху Возрождения было множество созидательных умов, огромное количество писателей, мыслителей, поэтов… Почему же так привлекательна столько лет сатирическая гротескная история о великанах?

Ответ прост: желая того или нет, Рабле в своих книгах очень живо и остро высмеивает абсолютно все косные и реакционные моменты, вне зависимости от того, где они происходят. Осмеянию подвергаются быт, отжившие свое формы управления, как государственные, так и церковные и многое другое.

Метафоры столь очевидны, что многие писатели не раз заявляли, что нашли вдохновение для своих произведений, прочитав истории про великанов, среди них:

  • Анатоль Франс с книгами «Восстание Ангелов» и «Остров Пингвинов».
  • Ромен Роллан, называемый многими критиками «прямым наследником Рабле», с его книгой «Кола Брюньоне».

Проследить путь литературных приемов. Которые использовал Рабле несложно в творчестве Марка Твена (памфлеты), Салтыкова-Щедрина и многих других авторов, взявших на вооружение сатиру и гротеск.

Примечания

  1. Huchon, 2011, P. 31.
  2. https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k365263/f80.image.r
  3. Record #11920939s // общий каталог Национальной библиотеки Франции https://wikidata.org/Track:Q193563″>https://wikidata.org/Track:Q15222191″>
  4. Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека и др. Record #118597450 // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016.

    https://wikidata.org/Track:Q27302″>https://wikidata.org/Track:Q304037″>https://wikidata.org/Track:Q256507″>https://wikidata.org/Track:Q170109″>https://wikidata.org/Track:Q36578″>

  5. data.bnf.fr платформа открытых данных — 2011
  6. Рабле, Франсуа // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  7. М. М. Бахтин. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. — 1965. Архивная копия от 22 января 2013 на Wayback Machine
  8. Rabelais, François (неопр.) . The Columbia Encyclopedia, Sixth Edition. 2001–07.. Архивировано 4 апреля 2013 года.
  9. Febvre, Lucien. The Problem of Unbelief in the Sixteenth Century, the Religion of Rabelais. — Harvard College, 1982. — P. 264. — ISBN 0-674-70825-3.
  10. Сент-Бёв Ш. «Французские легенды. Рабле». Сочинение Эжена Ноэля // Литературные портреты. Критические очерки. — М: Художественная литература, 1970. — С. 296.
  11. Гюго В. Предисловие к Кромвелю(неопр.) . rulibs.com. Дата обращения 2 августа 2020.
  12. Бальзак об искусстве 1941, С.129. — М: Искусство, 1941. — С. 129.
  13. Nodier Ch. Oeuvres de Rabelais // Quotidienne. 1823. 7 août.
  14. О Шарле Нодье и его книжных пристрастиях // Читайте старые книги: Новеллы, Статьи, эссе о книге, книжниках, чтении. Кн.1 / Сост. и прим. В. А. Мильчиной. — М: Книга, 1989. — С. 22.
  15. Карл Кантор. Двойная спираль истории. Историософия проектизма. Том I. Общие проблемы. — Litres, 2018-03-24. — 901 с. — ISBN 9785041073749.
  16. Франс А. Рабле // Собрание сочинений в восьми томах. Том 7. Восстание ангелов. Маленький Пьер. Жизнь в цвету. Новеллы. Рабле(неопр.) . litlife.club. Дата обращения 4 августа 2020.
  17. The joke

Переводы на русский язык

  • Повесть славного Гаргантуаса, страшнейшего великана из всех, доныне находившихся в свете. — СПб., 1790 (первый русский перевод)
  • Избранные места из «Гаргантюа» и «Пантагрюэлля» Рабле и «Опытов» Монтеня. / Перевод С. Смирнова. — М., 1896.
  • Гаргантюа и Пантагрюэль. / Перевод В. А. Пяста. — М.-Л.: ЗИФ, 1929. — 536 с., 5 000 экз.
  • Гаргантюа и Пантагрюэль. / Перевод Н. М. Любимова. — М.: Гослитиздат, 1961. Издание содержит многочисленные сокращения цензурного характера, в том числе удалённые главы.
  • Гаргантюа и Пантагрюэль. / Перевод Н. М. Любимова. — М.: Художественная литература, 1973. — (Библиотека всемирной литературы). Тот же перевод, но с почти полностью восстановленным текстом.
  • Многочисленные переиздания.

Начало взрослой жизни

Закончив университет в 1532 году, Рабле переезжает в Лион, открыв там практику. Выбор Лиона вряд ли был случаен, так как именно этот город в то время был культурным и прогрессивным центром всей Франции. Здесь собрались ведущие печатники, мыслители, врачи, исследователи и так далее.

Вероятно, Франсуа Рабле, биография которого содержит много противоречивых фактов, несколько наскучила медицина и естественные науки, поскольку большую часть времени он уделял не своим немногочисленным пациентам, а написанию фельетонов, сатирических памфлетов, причем как для публикации, так и для местных уличных театров. К слову сказать, этот репертуар всегда добавлял артистам зрителей. А печатные листы моментально раскупались, ведь авторство Алькофрибаса Насье – такой взял себе псевдоним Рабле, составив анаграмму от собственного имени, – означало острую сатиру, насмешки над сложившимся укладом жизни, над пафосом мелких нищих аристократов и обязательного героя-простолюдина, который обводит вокруг пальца надутых вельмож и толстых прелатов.

В то же время Рабле работает редактором и переводчиком всевозможных трудов на латыни у известного на всю Францию печатника Себастьяна Грифа, печатающего заказы для церкви, двора короля, ведущих древних родов аристократов, не разорившихся, разумеется, и для многих местных крупных буржуа, обладающих серьезным капиталом и стремящихся к внешним атрибутам респектабельности, таким, как собственные библиотеки.

В этом месте жизни Рабле биографы также расходятся. Одни объясняют работу в печатной мастерской нуждой в средствах, другие же исключительно интересом и желанием ознакомиться с этой частью жизни. Аргументы есть и у тех и у других.

Как бы там ни было, до момента своей славы, а именно до публикации в том же 1532 году первой книги – «Пантагрюэль», которую потом сам автор сделал второй частью истории о Гаргантюа и Пантагрюэле, трудился он именно там.

Биография

Место и время рождения Рабле доподлинно не известны. Хотя некоторые исследователи называют годом его рождения 1483, большинство склоняется к тому, что он родился в ноябре 1494 года рядом с Шиноном, где его отец работал адвокатом. Местом его рождения считается поместье Девинье в Seuilly, где сейчас расположен музей писателя.

В детском возрасте Рабле был отдан послушником в монастырь францисканцев в Фонтене-ле-Конт. Там он изучал древнегреческий и латинский языки, естественные науки, филологию и право, заслужив своими изысканиями известность и уважение среди своих современников-гуманистов, включая Гийома Бюде. Из-за неодобрения орденом его изысканий, Рабле добился разрешения Папы Климента VII перейти в бенедектинский монастырь в Мальезе, где он встретил более тёплое отношение к себе.

Позднее Рабле покинул монастырь для обучения медицине в университетах University of Poitiers и University of Montpellier. В 1532 году он перебрался в Лион, один из культурных центров Франции. Там он совмещал врачебную практику с редактированием латинских трудов для печатника Sebastian Gryphius. Свободное время он посвящал написанию и публикации юмористических памфлетов, критиковавших устоявшиеся порядки и выражавших его понимание свободы личности.

В 1532 году под псевдонимом Алькофрибас Насье (François Rabelais, анаграмма от его собственного имени без седиля) Рабле опубликовал свою первую книгу — «Пантагрюэль», ставшую потом второй частью обессмертившего его имя «Гаргантюа и Пантагрюэля». В 1534 году последовала её предыстория — «Гаргантюа», где рассказывалось о жизни отца протагониста предыдущей книги. Оба произведения были осуждены богословами Сорбонны и католическими клириками за своё сатирическое содержание. Третья часть, опубликованная Рабле в 1546 году под его настоящим именем, также была запрещена.

Благодаря поддержке влиятельной семьи дю Белле Рабле получил разрешение короля Франциска I на продолжение публикаций. Однако после смерти монарха писатель вновь столкнулся с неодобрением академической элиты, а французский парламент приостановил продажи его четвёртой книги.

Рабле некоторое время — в 1534 и 1539 годах преподавал медицину в Монпелье. Он часто путешествовал в Рим вместе со своим другом кардиналом Жаном дю Белле, также недолгое время (когда пользовался покровительством Франциска I) жил в Турине у его брата Гийома. Семейство дю Белле снова помогло Рабле в 1540 году — в легализации двух его детей (Огюста Франсуа и Жюни).

В 1545—1547 годах Рабле жил в Меце, республиканском имперском вольном городе, где нашёл укрытие от осуждения парижских богословов. В 1547 году он был назначен викарием Sebastian Gryphius и Мёдона (отказался от этой должности незадолго до своей смерти в Париже в 1553 году).

Самый замечательный писатель своей эпохи, Рабле является, вместе с тем, самым верным и живым отражением её; стоя наряду с величайшими сатириками, он занимает почётное место между философами и педагогами. Рабле — вполне человек своего времени, человек Возрождения по своим симпатиям и привязанностям, по своей страннической, почти бродячей жизни, по разнообразию своих сведений и занятий. Он является гуманистом, медиком, юристом, филологом, археологом, натуралистом, богословом, и во всех этих сферах — «самым доблестным собеседником на пиршестве человеческого ума». Все умственное, нравственное и социальное брожение его эпохи отразилось в двух великих его романах.

Орудие сатиры Рабле — смех, смех исполинский, часто чудовищный, как его герои. «Страшному общественному недугу, свирепствовавшему повсюду, он предписал огромные дозы смеха».

Сатирический роман французского писателя XVI века Франсуа Рабле в пяти книгах о двух добрых великанах — обжорах, отце и сыне. Роман высмеивает многие человеческие пороки, не щадит современные автору государство и церковь. В романе Рабле высмеивает, с одной стороны, многочисленные притязания церкви, а с другой — невежество и лень монахов. Рабле красочно показывает все пороки католического духовенства, которые вызывали массовый протест во время Реформации.

Литература

В 1532 г. Франсуа Рабле обосновался в Лионе, где совмещал медицинскую и писательскую практику. Он стал автором ряда сатирических памфлетов, в которых высмеивал устоявшиеся традиции и представлял свое понимание настоящей свободы.

Ключевым трудом всей творческой биографии Рабле считается его знаменитый роман «Гаргантюа и Пантагрюэля», в котором в юмористической форме рассказывалось о 2-х великанах-обжорах, отце и сыне. Этот труд, и другие его части, подверглись резкой критике со стороны Церкви и были запрещены к печати.

Однако, благодаря покровительству высокопоставленной семьи дю Белле, Франсуа получил разрешение монарха Франциска I на продолжение издания своих работ. Во второй половине 1530-х годов он преподавал медицину в Монпелье, был светским священнослужителем и часто путешествовал по крупным городам Италии.

После смерти Франциска правительство снова остановило продажи книг о великанах. В период биографии 1545-1547 гг. Рабле проживал в Меце, найдя здесь укрытие от преследований богословов.

Рабле считается одним из выдающихся писателей своего времени. Биографы называют его гуманистом, врачом, правоведом, филологом, археологом и богословом, способным в простой и ироничной форме выражать глубокие мысли.

Главным оружием писателя-сатирика был – смех. Интересен факт, что «страшному общественному недугу, свирепствовавшему везде и всюду, он предписал огромные дозы смеха». Его роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» в 5 книгах, высмеивает ряд человеческих пороков, не щадя правительство и Церковь.

В данном труде Рабле с сарказмом отзывается о безграничной власти Церкви, а также о невежестве монахов. Он в яркой форме описывает все недостатки и грехи католического духовенства, вызывавшие массовый протест в разгар Реформации.

Обучение и врачебная практика

В возрасте 25 лет он стал монахом, вступил в Орден францисканцев. В монастыре Рабле стал заниматься литературой, писал сатирические сочинения. Он обратился к папе римскому Клименту VII с просьбой перейти в бенедиктенский орден, римский понтифик согласился. Некоторое время работал простым священником. Под руководством епископа д’Эсииссака Рабле стал интересоваться медициной и ботаникой.

В возрасте тридцати шести лет Франсуа поступил в университет Монпелье, на кафедру медицины. В первые же месяцы Рабле доверили вести лекции для других студентов. Он подошёл к этому со всей ответственностью, и вскоре стал даже выпускать собственные медицинские сочинения. К концу обучения Франсуа с отличием сдал все экзамены и написал выпускную работу, за которую получил высшие отметки.

После окончания университета Франсуа стал заниматься врачебной деятельностью в больнице города Лион. Вскоре переезжает в Лондон, где всерьёз занялся литературой. В этот период Франсуа совершил поездку в Рим. Он поддерживал хорошие отношения с королем Франциском I.

Интересные ответы

Как известно, пустыня не располагает благоприятной атмосферой для большинства живых существ. Но вопреки этому, в пустыне можно найти огромное разнообразие животных.

Крапива известна как полезная и вызывающая раздражение на коже при прикосновении. Крапива – многолетнее зеленое растение, растущее в высоту до 1,2 м, в ширину куст растет до 1 м. Растет как сорняк и не привередлива к климату и уходу.

В книгах о событиях, происходивших в прошлые века, можно встретить и упоминания о такой страшной болезни, как цинга. Обычно она встречалась у моряков, исследователей северных районов, в осажденных городах и крепостях

В современной промышленности используется множество уникальных материалов, которые невозможно воспроизвести в любых условиях кроме как в природных самой природой.

Лишайники – это единый организм, представляющий собой сожительство на взаимовыгодной основе грибов, водорослей и цианобактерий. Иногда водоросли в составе этого сложного организма отсутствуют.

Библиография

  • 1532 – «Пантагрюэль, король дипсодов, показанный в его доподлинном виде со всеми его ужасающими деяниями и подвигами»
  • 1534 – «Пантагрюэль, король дипсодов, показанный в его доподлинном виде со всеми его ужасающими деяниями и подвигами»
  • 1546 – «Третья книга героических деяний и речений доброго Пантагрюэля, сочинение мэтра Франсуа Рабле, доктора медицины»
  • 1552 – «Четвертая книга героических деяний и речений доблестного Пантагрюэля, сочинение мэтра Франсуа Рабле, доктора медицины»
  • 1564 – «Пятая, и последняя, книга героических деяний и речений доброго Пантагрюэля, сочинение доктора медицины мэтра Франсуа Рабле»

Примечания

  1. , P. 31.
  2. Рабле, Франсуа // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  3. . The Columbia Encyclopedia, Sixth Edition. 2001–07..
  4. Сент-Бёв Ш. «Французские легенды. Рабле». Сочинение Эжена Ноэля // Литературные портреты. Критические очерки. — М: Художественная литература, 1970. — С. 296.
  5. Гюго В. . rulibs.com. Дата обращения: 2 августа 2018.
  6. Бальзак об искусстве 1941, С.129. — М: Искусство, 1941. — С. 129.
  7. Nodier Ch. Oeuvres de Rabelais // Quotidienne. 1823. 7 août.
  8. О Шарле Нодье и его книжных пристрастиях // Читайте старые книги: Новеллы, Статьи, эссе о книге, книжниках, чтении. Кн.1 / Сост. и прим. В. А. Мильчиной. — М: Книга, 1989. — С. 22.
  9. Франс А. . litlife.club. Дата обращения: 4 августа 2018.

Преследования со стороны инквизиции

Однако содержание этих сочинений встретило негативную реакцию со стороны инквизиции.

С их осуждением выступили и учёные мужи из Парижской Сорбонны и заседатели парламента, который во Франции того времени был не законодательным а судебным органом. Рабле едко высмеивал и обличал ханжество, невежество и многочисленные средневековые предрассудки. Над Рабле нависла угроза ареста и серьёзных кар, за своё вольнодумство.В его сочинениях представители духовной и светской власти не без оснований разглядели подрыв устоев, скреплявших общество и государство. Они были способны поколебать авторитет церкви и веру в справедливость сословного разделения общества.

Биография Франсуа Рабле

Одним из величайших французских сатириков является Франсуа Рабле. Писатель родился в городке Шинон провинции Рабле в 1494 году. Точной информации о дате рождения, месте, а также о семейных обстоятельствах и социальном положении родителей писателя нет. Ряд биографов предполагает, что отец Франсуа Рабле мог быть предпринимателем, мелким дворянином или адвокатом. Исследователи считают, что мать писателя погибла, когда Рабле был еще совсем маленький, однако и по этому поводу ведутся споры.

Известно, что в 1510 году Франсуа Рабле был передан во францисканский монастырь на воспитание, там будущий писатель и получил образование. А в 1521 году он принял обет. Священнослужители в тот период времени являлись носителями знаниями, именно среди них воспитывались юристы, математики, врачи и философы. Священнослужители владели грамотой, поэтому вели хроники происходящего.

Во время своего нахождения в монастыре Франсуа Рабле изучал естествознание, анатомию, медицину, римское право и латынь. Кроме того, будущий писатель интересовался филологией, историей, литературой. Он увлекался исследованиями, написал несколько монографий. Деятельность молодого Рабле приносила пользу для ордена Святого Франциска и не шла против установившихся в монастыре традиций. Однако имеющейся библиотеки в скором времени для молодого ученого стало недостаточно. В 1524 году в личной библиотеке Франсуа Рабле были найдены греческие книги. Богословы эти книги воспринимали как материал, который пропагандирует протестантизм и считали, что с помощью этих книг можно иначе трактовать Новый Завет. После изъятия книг Франсуа Рабле ушел к бенедиктинцам, взгляды которых считались более лояльными.

В Монастыре Святого Бенедикта Франсуа Рабле продолжил получать образование. Позже он решил оставить служение церкви и начать изучать медицину. Спустя несколько лет Рабле издал труды Гиппократа и Галена и стал заниматься врачебной практикой. Таким образом, Франсуа Рабле стал светским священником, доктором медицины, а также читал лекции слушателям в Монпелье и Пуатье.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: