Первичные и вторичные качества
Локк рассматривал первичные и вторичные качества любой вещи. К первичным относятся качества, необходимые для описания и рассмотрения внутренних качеств каждой вещи. Это способность к движению, фигура, плотность и число. Ученый считал, что эти качества присущи каждому объекту, а уже наше восприятие формирует понятие о вешнем и внутреннем состоянии объектов.
К вторичным качествам относятся способности вещей порождать в нас определенные ощущения, а поскольку вещи способны взаимодействовать с телами людей, то и способны пробуждать в людях чувственные образы через видение, слух и ощущения.
Теории Локка довольно неясны в отношении религии, поскольку понятия «Бог» и «душа» в 17-м веке являлись незыблемыми и неприкосновенными. Можно понять позицию ученого в этом вопросе, поскольку, с одной стороны, над ним довлела христианская мораль, а с другой совместно с Гоббсом он отстаивал идеи материализма.
Локк считал, что «наивысшее наслаждение человека есть счастье», и только оно может заставить человека целенаправленно действовать, чтобы добиться желаемого. Он считал, что поскольку каждый человек испытывает влечение к вещам, то именно это желание обладать вещами заставляет нас мучиться и испытывать боль неудовлетворенного желания.
При этом мы испытываем двоякие чувства: поскольку обладание вызывает наслаждение, а невозможность обладания вызывает душевную боль. К понятиям боли Локк относил такие чувства, как гнев, стыд, зависть, ненависть.
Интересны идеи Локка относительно состояния государственной власти на различных стадиях развития человеческого коллектива. В отличие от Гоббса, который считал, что в догосударственном состоянии существовал только «закон джунглей» или «закон силы», Локк писал, что человеческий коллектив всегда подчинялся более сложным, нежели закон силы, правилам, которые и определяли сущность человеческого бытия.
Поскольку люди – существа прежде всего разумные, то они и способны пользоваться своим разумом для контроля и организации существования любого коллектива.
В естественном состоянии каждый человек пользуется свободой как естественным правом, данным самой природой. При этом все люди равны и относительно своего общества, и относительно прав.
Начало всех дорог
Именно в детские и юношеские годы в молодого Джона Локка были заложены те основы, на которых позже вырос великий философ и педагог, которые позволили ему так уверенно заявить о себе в столь разнообразных сторонах развития общества.
Благодаря тому, что вложили в него сначала родители, а затем педагоги, Локк сказал свое слово в естествознании, медицине, педагогике, политике, экономике. Сфера его интересов распространялась и на отношении государства к церкви, проблемы веротерпимости и свободы совести. Тем и интересны самые важные события его жизни в этот период:
Рожденный 29 августа 1632 г. в семье адвоката будущий великий философ воспитывался в соответствии с религиозными нормами, с презрением к житейским мелочам. Строгие жизненные уроки отца не прошли даром. Он воспитал в сыне любовь к свободе и презрение к мелким житейским вещам, за что Джон был благодарен отцу.
По окончании в 1646 г. Вестминстерской монастырской школы стал студентом колледжа Христовой церкви Оксфордского университета, а в 1652-ом – студентом университета. В 1656 году защитил степень бакалавра, а в 1658 году – магистра.
С этим учебным заведением оказались связаны более 30 лет его жизни – сначала студентом, затем бакалавром и магистром искусств. Именно здесь он знакомится и работает с выдающимися учеными: Р. Бойлем, Т. Уиллисом, Р. Хуком и Р. Лоуэром. В Оксфорде Джон увлекся работами математика Декарта, поддерживал умозаключения теолога Дж. Уилкинса. А его упорные занятия медициной позволили получить в 1674 году степень бакалавра медицинских наук.
В 1665 году Джон получает назначение в дипломатическую миссию в Бранденбурге на должность секретаря. Но проработал здесь недолго и скоро вернулся в Оксфорд.
В 1667 г. он по приглашению лорда Антони Эшли Купера, будущего графа Шефстбери, становится домашним врачом и воспитателем его сына.
Именно с подачи графа Джон Локк приобщился к политике
Он даже стал первым философом, которого привлекли к разработке столь важного учредительного государственного акта, как конституция для Каролины (Северная Америка).
Достижения в медицине и естественных науках столь значимы, что в 1668 г. Локк избран в члены Королевского естественно-научного общества, а также Британской академии наук.
От взлетов и падений графа Шефтсбери, великого канцлера Англии, зависела и карьера Локка
Занимая в 1672 и 1679 годах высокие посты в правительственных учреждениях Англии, в сентябре 1683 г. ему пришлось вслед за графом, впавшим в немилость, бежать в Голландию. Даже в Гааге он не мог чувствовать себя спокойно. Его не только уволили из Оксфордского университета, как повелел король Карла II. В числе других заговорщиков он мог быть немедленно выдан британским властям, потому Джону пришлось скрываться под вымышленными именами, постоянно меняя места проживания.
Лишь в феврале 1689 г. Джон Локк вернулся на родину. Его место в Оксфордском университете было отдано другому. Локк отказался от идеи занять свой пост, из которого когда-то был уволен, и оставшиеся 15 лет жизни, пока его здоровье не ухудшилось, он посвятил научным исследованиям и госслужбе на посту министра торговли и колоний. Эти годы стали самым плодотворным периодом в его жизни.
В 1700 г. Локк удалился от дел, отказавшись от всех должностей. До самой своей смерти (28 октября 1704 г.) он оставался в загородном поместье своего друга леди Мешэм. Там же неподалеку он и был похоронен. Он умер, как и жил, одиноким человеком. У него никогда не было своей семьи, он не стал родителем, даже своего дома не имел. Джон Локк прожил жизнь скитальцем, живя в чужих семьях, зарабатывая обучением хозяйских детей.
В жизни Джона Локка была любовь. Дамарис Кудворт он встретил в 1682 году. Ему 50, ей 24. Это была самая умная из всех встреченных им женщин. С ней он мог говорить на равных. Она сразу же влюбилась в Локка, хотя самого Джона интересовали лишь дружеские отношения. Они писали друг другу письма и стихи. Но когда разлюбила она, любовью воспылал он. Но пришлось бежать из страны. Пока он жил в Голландии, Дамарис Кудворт вышла замуж. Ее супругом стал вдовец из Северной Англии сэр Френсис Мешэм. Они остались хорошими друзьями. Именно в доме Мэшем Джон Локк провел последние часы и мгновения своей жизни.
Педагогические идеи
Был одним из основоположников эмпирико-сенсуалистической теории познания. Локк считал, что у человека нет врождённых идей. Он рождается будучи «чистой доской» и готовым воспринимать окружающий мир посредством своих чувств через внутренний опыт — рефлексию.
«Девять десятых людей делаются такими, какие они есть, только благодаря воспитанию». Важнейшие задачи воспитания: выработка характера, развитие воли, нравственное дисциплинирование. Цель воспитания — воспитание джентльмена, умеющего вести свои дела толково и предусмотрительно, предприимчивого человека, утончённого в обращении. Конечную цель воспитания Локк представлял в обеспечении здорового духа в здоровом теле («вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире»).
Портрет Джона Локка кисти художника Готфрида Кнеллера
Разработал систему воспитания джентльмена, построенную на прагматизме и рационализме. Главная особенность системы — утилитаризм: каждый предмет должен готовить к жизни. Локк не отделяет обучения от воспитания нравственного и физического. Воспитание должно состоять в том, чтобы у воспитываемого слагались привычки физические и нравственные, привычки разума и воли. Цель физического воспитания состоит в том, чтобы из тела образовать орудие насколько возможно послушное духу; цель духовного воспитания и обучения состоит в том, чтобы создать дух прямой, который поступал бы во всех случаях сообразно с достоинством разумного существа. Локк настаивает на том, чтобы дети приучали себя к самонаблюдению, к самовоздержанию и к победе над собой.
Воспитание джентльмена включает (все составляющие воспитания должны быть взаимосвязаны):
- Физическое воспитание: способствует развитию здорового тела, выработки мужества и настойчивости. Укрепление здоровья, свежий воздух, простая пища, закаливание, строгий режим, упражнения, игры.
- Умственное воспитание должно подчиняться развитию характера, формирования образованного делового человека.
- Религиозное воспитание необходимо направлять не на приучения детей к обрядам, а на формирования любви и почтения к Богу как высшему существу.
- Нравственное воспитание — воспитать способность отказывать себе в удовольствиях, идти наперекор своим склонностям и неуклонно следовать советам разума. Выработка изящных манер, навыков галантного поведения.
- Трудовое воспитание заключается в овладении ремеслом (столярным, токарным). Труд предотвращает возможность вредной праздности.
Основной дидактический принцип — в обучении опираться на интерес и любознательность детей. Главным воспитательным средством являются пример и среда. Устойчивые положительные привычки воспитываются ласковыми словами и кроткими внушениями. Физические наказания применяются только в исключительных случаях дерзкого и систематического неповиновения. Развитие воли происходит через умение переносить трудности, чему способствуют физические упражнения и закаливание.
Содержание обучения: чтение, письмо, рисование, география, этика, история, хронология, бухгалтерия, родной язык, французский язык, латинский язык, арифметика, геометрия, астрономия, фехтование, верховая езда, танцы, нравственность, главнейшие части гражданского права, риторика, логика, натурфилософия, физика — вот что должен знать образованный человек. К этому следует присоединить знание какого-либо ремесла.
Некоторые воззрения Локка из «Мыслей о воспитании» заимствовал Руссо и в своём «Эмиле» довёл до крайних выводов.
Политика
Локк считается отцом современного либерализма
Он занимал различные должности в правительстве, поэтому проявил интерес и обсудил важность разделения властей как формы баланса
Он защищал, что «субъектом национального суверенитета является народ», поэтому государство должно защищать и гарантировать права и желания народного суверенитета, такие как жизнь, собственность и личная свобода. Он также рассматривал право на счастье как фундаментальную ось общества как нечто естественное.
«Для меня государство — это общество людей, созданное исключительно с целью приобретения, сохранения и расширения своих собственных гражданских интересов. Гражданские интересы призывают к жизни, свободе, здоровью и благополучию тела; и владению внешними благами, такими как деньги, земля, дом, мебель и тому подобное «. (Дж. ЛОКК: Письмо о толерантности, 1689 г.)
Локк заявляет в своем Два договора о гражданском правительстве (1690), что государство возникает из общественного договора, оставляя в стороне доктрину «божественного происхождения власти».
Первичные и вторичные качества предметов
Локк обрисовывает темы, которые были источником многих споров. Качества делятся на:
- Первичный; те, которыми обладает объект, такие как размер, вес и форма, среди прочего.
- Вторичный, который может быть результатом способности объекта впечатлять разум определенными идеями, такими как цвет, запах и вкус.
Локк предлагает этот эксперимент, чтобы проверить свою теорию:
Предположим, что взрослого человека, слепого от рождения, учат отличать сферу от куба с помощью прикосновения. Затем предположим, что оба объекта помещены перед слепым и заставлены видеть. Вопрос в том, что через зрение, не касаясь фигур, можно было бы сказать, что это куб, а что сфера ».
Оценив возможные результаты, Локк определяет:
«Я придерживаюсь мнения, что слепой не мог сказать с уверенностью, что есть сфера, а что куб, просто глядя на них; хотя я мог однозначно узнать их на ощупь … «
Смертельное испытание
В то время, когда Локк жил в доме Купера, последний представил серьезное осложнение инфекции в печени, которая была у него давным-давно.
Ситуация вынудила Локка созвать совет врачей для обсуждения решений проблемы, в конечном итоге предложив Куперу сделать ему опасную для жизни операцию, которая в то же время была единственным шансом спасти его жизнь.
Это было рискованное предложение, и Купер в конечном итоге согласился на предложенную операцию. После выполнения хирургической процедуры Купер выжил, и операция прошла успешно. Это привело к тому, что дворянин стал рассматривать Джона Локка как человека, спасшего ему жизнь.
Политические идеи
- Естественное состояние — состояние полной свободы и равенства при распоряжении своим имуществом и своей жизнью. Это состояние мира и доброжелательности. Закон природы предписывает мир и безопасность.
- Право на собственность является естественным правом; при этом под собственностью Локк понимал жизнь, свободу и имущество, в том числе, интеллектуальную собственность. Свобода, по Локку, представляет собой свободу человека располагать и распоряжаться, как ему угодно, своей личностью, своими действиями… и всей своей собственностью». Под свободой он понимал, в частности, право на свободу передвижения, на свободный труд и на его результаты.
- Свобода, поясняет Локк, существует там, где каждый признаётся «владельцем собственной личности». Право свободы, таким образом, означает то, что в праве на жизнь лишь подразумевалось, присутствовало в качестве глубинного его содержания. Право свободы отрицает всякое отношение личной зависимости (отношение раба и рабовладельца, крепостного и помещика, холопа и хозяина, патрона и клиента). Если право на жизнь по Локку запрещало рабство как экономическое отношение, даже библейское рабство он истолковывал только как право хозяина поручить рабу тяжёлую работу, а не право на жизнь и свободу, то право свободы, в конечном счёте, означает отрицание политического рабства, или деспотизма. Речь идёт о том, что в разумном обществе ни один человек не может быть невольником, вассалом или прислужником не только главы государства, но и самого государства или частного, государственного, даже собственного имущества (то есть, собственности в современном понимании, отличающемся от понимания Локка). Человек может служить только закону и справедливости.
- Сторонник конституционной монархии и теории общественного договора.
- Локк — теоретик гражданского общества и правового демократического государства (за подотчётность короля и лордов закону).
- Первым предложил принцип разделения властей: на законодательную, исполнительную и федеративную. Федеративная власть занимается объявлением войны и мира, дипломатическими вопросами и участием в союзах и коалициях.
- Государство создано для гарантии естественного права (жизнь, свобода, имущество) и законов (мир и безопасность), оно не должно посягать на естественное право и на закон, должно быть организовано так, чтобы естественное право было надёжно гарантировано.
- Разрабатывал идеи демократической революции. Локк считал правомерным и необходимым восстание народа против тиранической власти, посягающей на естественные права и свободу народа.
- Несмотря на это, Локк был одним из крупнейших инвесторов британской работорговли своего времени. Он также дал философское обоснование отъятия земель колонистами у североамериканских индейцев. Его взгляды на экономическое рабство в современной научной литературе расцениваются то как органическое продолжение антропологии Локка, то как свидетельство её противоречивости.
Наиболее известен разработкой принципов демократической революции. «Право народа на восстание против тирании» наиболее последовательно развито Локком в работе «Размышления о славной революции 1688 года», которое написано с открыто высказанным намерением «утвердить престол великого восстановителя английской свободы, короля Вильгельма, вывести его права из воли народа и защитить пред светом английский народ за его новую революцию».
Основы правового государства
Локк не участвовал в заговоре, но его считают одним из основателей нового политического устройства Британии. Вернувшись на родину, он публикует «Два трактата о государственном правлении», оправдывая правление короля Вильгельма. Его идея об общественном договоре ниспровергала католическую догму о богоизбранности монарха. Любой правитель сидит на троне постольку, поскольку этого хочет народ. С этим народом он заключает договор, обязуясь прислушиваться к его мнению, доносимому членами парламента. Король не может творить, что ему заблагорассудится, ограничен в своих желаниях и действует в согласии с народными представителями. Сегодня нам это кажется банальным и понятным, но в конце XVII века все было совсем по-другому. Петр Первый, посетивший Англию примерно в это время, так ничего и не понял в политическом устройстве этой страны. Его интересовали технические достижения запада, но никак не свобода и веротерпимость.
Люди имеют право на восстание, если король не выполняет условий заключенного с ним договора. «Два трактата», написанные еще в бытность философа в Англии, помогли его соотечественникам справиться с чрезмерным консерватизмом. Свержение Стюартов и воцарение новой династии вполне соответствовало представлению о коронованном слуге народа. Говоря о веротерпимости (tolerantia, как это написано в оригинальном названии), он вовсе не проповедует абсолютную свободу. Католикам и атеистам нет места на английской земле. Первые – предатели априори, поскольку их повелитель сидит в Ватикане, а слову безбожника нельзя верить. Предметом его размышлений были отношения церкви и государства. Поскольку вера – личное дело каждого, никакая религиозная организация не должна претендовать на особую роль в государстве, на заботу о нравственности граждан и участие в образовании. Именно англиканцу Локку принадлежит авторство идеи об отделении церкви от государства.
После смерти Эшли
В Голландии у Локка завязались дружеские отношения с Вильгельмом III Оранским, на которого он оказал большое влияние. Он участвует в подготовке переворота в Англии; в 1688г. Вильгельм Оранский высадился на английском берегу, и вскоре свершилась так называемая «Славная революция», окончившая скитания философа. Вернувшись на родину, Локк хотел опять работать в Оксфорде, из которого был исключен по приказзу Карла II, но обнаружил, что его место занято и отказался от своей идеи, вновь поступив на государственную службу. Он также опубликовал «Письмо о веротерпимости», посвященное вопросу веротерпимости, в котором говорил о том, что государство не может насаждать мораль и религию, так как нельзя заставить людей верить насилием, и отводил эту роль церкви (Локк был христианином-англиканцем, и по политическим, а отчасти религиозным причинам он негативно относился к «папистам» (то есть католикам – так же, как и когда-то лорд Эшли) и атеистам, отводя им куда меньше свободы действий в своем труде, нежели представителей других конфессий) и «Два трактата о государственном правлении», в которых излагалась теория революционного либерализма. Труд этот оправдывал правление Вильгельма Оранского, выдвигая идею о том, что правитель имеет право управлять только в случае, если на то есть согласие народа – в противном случае, то есть если доверия правителю нет, как это было с предыдущим Яковом II, народ может (и даже должен) поднять восстание. Критерием, по которому определялось, служит ли правитель народу или нет, было наличие какого-либо четкого принципа и следования ему у правителя – если же он переменчив и своеволен в своих действиях и решениях.
Политические взгляды
Политические взгляды Джона Локка были антиабсолютическими: он выступал за смену действующего режима и утверждение конституционной монархии. По его мнению, свобода – естественное и нормальное состояние индивида.
Локк отвергал представления Гоббса о «войне всех против всех» и полагал, что изначальное понятие частной собственности сформировалось у людей гораздо раньше установления государственной власти.
Торгово-экономические отношения должны быть построены на простой схеме обмена и равенства: каждый человек ищет свою выгоду, производит товар и обменивает его на другой. Насильственный отъем товара – нарушение закона.
Локк стал первым мыслителем, который принял участие в создании первоучредительного государственного акта. Он разработал текст конституции для Северной Каролины, который в 1669 г. одобрили и утвердили члены народного собрания. Идеи Локка были новаторскими и перспективными: плоть до сегодняшнего дня вся североамериканская конституционная практика опирается на его учение.
Ссылки
- Письма о толерантности (2009 г.). Джон Локк; введение, синтез и примечания Леонидаса Монтеса, издание Фернандо Роблеса Отеро. Мехико. Мексика.
- Биографии наиболее выдающихся персонажей Истории / Локк, Джон; введение и примечания Патрика Дж. Коннолли. Государственный университет Айовы. США . Интернет-энциклопедия философии iep.utm.edu.
- АМЕРИКАНСКАЯ ИСТОРИЯ От революции до реконструкции и далее / Локк, Джон; автор Грэм А.Дж. Роджерс, Университет Гронингена let.rug.nl.
- Биография / Локк, Джон; biography.com
- БРИТАНСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ / Локк, Джон; britannica.com.
- ФОНД ДЖОНА ЛОКА / Кто такой Джон Локк?; johnlocke.org.
Личная жизнь
В затворничестве и одиночестве Джон Локк превзошел даже Канта. Казалось бы, великий философ – житейский человек, любящий жизнь. Однако, если Кант к концу жизни обзавелся домиком и слугой, то у Локка не было ни того, ни другого. Джонн был бездомным, который всю жизнь провел в чужих домах как педагог, пример – история с Энтони.
Джон не ставил себе цель обзавестись центральной деятельностью, все его действия носят отрывочный характер. Врачеванием он занимался, когда его кто-либо попросит, политику изучал, когда это было возможно, и т.д.
Джон Локк был одиноким
Набожный Джон Локк не предавал значения материальному миру, а готовился к будущей жизни, которая, судя по священному писанию, ждет человека в загробном мире. Объяснить это можно как набожностью Локка, так и его слабым здоровьем. Иногда болезненные люди живут долго, но постоянно готовятся к смерти, оценивая себя как гостей в этом мире.
Жены и детей у ученого не было. Локк пытался объединить два противоположных понятия – религию и науку.
Настоящие и именные сущности
Одна из самых замечательных составляющих эссе Локка состоит в том, что он проводит различие между реальной сущностью предмета и его номинальной сущностью.
Величайшие философы того времени утверждали, что главная цель науки — познание сущности вещей.
Локк считал эту теорию ошибочной, поскольку для него этот тип знания был недоступен человеку. Поэтому предлагается сосредоточиться на номинальной сущности.
Следовательно, его тезис о знании определяет, что очень немногие вещи реальны. Все будет связано с нашими представлениями о вещах, вероятностях и ожиданиях.
Реальность напрямую связана с чувствами, а истина — это только вопрос слов.
Детство и юность
Родился будущий философ в 1632 году в маленькой деревне Рингтон, находящейся рядом с графством Бристоль.
Отец мальчика Джон Локк был одним из лучших адвокатов в округе, жившим в достатке.
Джон старший свободолюбив, в ту пору, когда Англией правил Карл I, он служил капитаном армии Кромвеля при парламенте. Во время революции Локк старший из-за невиданной щедрости потерял все свои сбережения, отдавая деньги нуждающимся. Таким образом, отец учил сына, что нужно стараться жить для общества.
Портрет Джона Локка
Из биографии матери ученого известно только то, что ее девичья фамилия – Кинг. Больше сведений о женщине, которая воспитала философа, до современников не дошло.
Мальчик рос в оппозиционной семье, ни отец, ни мать не поддерживали абсолютной монархии, а также не поддерживали режим господствующей англиканской церкви.
Родители Джона воспитывали сына, каждый из них сделал собственный вклад в развитии мальчика. Так от отца Локк младший унаследовал любовь к свободе и призрение к мелким житейским вещам, а от матери философ унаследовал набожность.
Женщина боялась потерять детей, ведь брат Джона умер еще в младенчестве из-за слабого здоровья. Поэтому мать Локка жила в вечном страхе перед Богом и постоянно молилась.
Молодой Джон Локк
Воспитывался мальчик религиозно и строго, по пуританским правилам. По большей части мальчиком занимался отец, разработав собственную методику, которую в дальнейшем Джон младший расхваливал.
Джон старший держал сына на большом расстоянии от себя и в полном повиновении. Затем он медленно позволял мальчику приближаться, а грозный тон и приказы перешли в житейские советы. Постепенно «начальник» и «подчиненный» стали равны между собой и их связывала крепкая дружба.
Локк рос одаренным и начитанным мальчиком. Друг отца, полковник Александр Попхэм, советовал отдать Джона младшего в Вестминстерскую школу.
Роберт Бойль
Биографы философа без преувеличений рассказывают, что Локк был лучшим учеником в школе: мальчик ко всем предметам относился старательно и с прилежанием.
В 1652 году Лок поступает в университет Оксфорда, где изучает медицину, греческий и латинские языки, литературу и т.д. Естествознание у юного студента преподавал сам Роберт Бойль. В университетские годы Локк начал увлекаться философией ученого-математика Рене Декарта, который стал началом мировоззрения, развивавшегося у студента.
Рене Декарт
Пробуждению интереса Джона Локка содействовал его учитель и наставник Роберт Бойль.
Декарт научил Локка отвращению к пустым заумным словам, которые не несут никакого смысла, на протяжении всей жизни Джон считал, что краткость – сестра таланта.
Также будущий философ начал придерживаться учений Джона Уилкинса, который страстно относился к науке, а ученый Ричард Лоувэ прививает юноше любовь к медицине.