Гуманизм: понятие, основные идеи, виды гуманизма, сторонники

Содержание

Слайд 1

Новая история, 7 класс

Слайд 2
22.09.2016
Антоненкова Анжелика МОУ Будинская ООШ
2
1. « Я ставлю тебя в центре мира»
2. Гуманист из Роттердама.
3. Первые утопии.
План урока:

Слайд 3

22.09.2016
Антоненкова Анжелика МОУ Будинская ООШ
3
Обмирщение сознания, т.е. постепенное освобождение от религиозного взгляда на мир.
Распространение идей гуманизма, т.е

внимание к человеческой личности, веры в силы самого человека.
Распространение научных знаний.
Опора на достижения культуры Античности.

Слайд 4
22.09.2016
Антоненкова Анжелика МОУ Будинская ООШ
4
« Я ставлю тебя в центр мира»

Слайд 5

22.09.2016
Антоненкова Анжелика МОУ Будинская ООШ
5
Гуманистические идеи нашли своё отражение во взглядах гуманиста, богослова и филолога Эразма Роттердамского

Слайд 6
22.09.2016
Антоненкова Анжелика МОУ Будинская ООШ
6
Будучи выдающимся знатоком латыни он комментировал сочинения древних писателей, составил сборник греческих и латинских поговорок, давая возможность читателю проникнуть в мир подлинной античной культуры.

Слайд 7
22.09.2016
Антоненкова Анжелика МОУ Будинская ООШ
7
Ещё в юности, зарабатывая на жизнь частными уроками, он составил что-то вроде наставления для своих учеников. Позднее сборник был опубликован под названием « Разговоры запросто».

Слайд 8
22.09.2016
Антоненкова Анжелика МОУ Будинская ООШ
8
Самым знаменитым творением Эразма Роттердамского стала книга, написанная им всего за несколько дней и посвящена гуманисту Томасу Мору – « Похвала Глупости»

Главная героиня госпожа Глупость, одетая в мантию учёного, произносит хвалебную речь самой себе

Слайд 9

22.09.2016
Антоненкова Анжелика МОУ Будинская ООШ
9
В Англии идеи гуманистов оказали сильное влияние на Томаса Мора. Это мудрый политик и будущий министр короля, учился в Оксфорде, знал несколько языков, увлекался историей, философией, литературой.

Слайд 10
22.09.2016
Антоненкова Анжелика МОУ Будинская ООШ
10
В начале XVI века Мор написал и опубликовал « Золотую книгу, столь полезную, как и приятную, о наилучшем устройстве государства и о новом острове утопия», поразившую воображение читателей.

Слайд 11
22.09.2016
Антоненкова Анжелика МОУ Будинская ООШ
11
Это художественно-философская проза, где героем каждого эссе является определенная идея. Об этом говорят сами названия глав: «О наказании за трусость», «О ненадежности наших суждений», «О самомнении», «О том, что трудности распаляют наши желания». На русском языке текст Монтеня впервые появился в 1762 году

Слайд 12
22.09.2016
Антоненкова Анжелика МОУ Будинская ООШ
12
Франсуа Рабле – французский писатель. Наиболее известное произведение – роман «Гаргантюа и Пантагрюэль».

« Первые утопии »

Слайд 13
22.09.2016
Антоненкова Анжелика МОУ Будинская ООШ
13

Слайд 14

Параграф 7, вопросы, записи

Слайд 15
Ресурсы Интернет
22.09.2016
Антоненкова Анжелика МОУ Будинская ООШ
15
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/8d/Francois_Rabelais_-_Portrait.jpg?uselang=ru
http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Hans_Holbein,_the_Younger_-_Sir_Thomas_More_-_Google_Art_Project.jpg?uselang=ru
http://www.bookin.org.ru/book/401156
http://images.rambler.ru/search?query=%D0%9C%D0%B8%D1%88%D0%B5%D0%BB%D1%8C+%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%8E

Посмотреть все слайды

Наука

Изобретение книгопечатания, Великие географические открытия, технические новинки — стимулировали развитие науки в эпоху Возрождения. У людей возрастала любознательность, они стремились узнать больше об окружающем мире, наблюдали за явлениями природы.

Научные открытия эпохи Возрождения:

  1. Николай Коперник, с помощью астрономических приспособлений и вычислений доказал что Земля вертится вокруг своей оси и вокруг Солнца. Учение Николая Коперника опровергло Средневековую научную картину мира, согласно которой Земля являлась неподвижной.
  2. Развил теорию Николая Коперника Джордано Бруно, заявив, что вселенная бесконечна, состоит из множества небесных тел, которые зарождаются и умирают, как и живые существа. За данные идеи церковный суд приговорил Джордано Бруно к казни, в 1600 году он был сожжен на костре.
  3. Галилео Галилей изобрел телескоп, благодаря использованию которого он смог наблюдать спутники Юпитера, пятна на Солнце, горы на Луне. Кроме того, знаменитый ученый сформулировал закон падения тел и движения маятника. Учение Галилео Галилея подтверждало идеи Николая Коперника и Джордано Бруно.

Используя новые идеи и открытия, Исаак Ньютон завершил создание научной картины мира эпохи Ренессанса. Он доказал, что природа подчиняется законам механики, открыл закон всемирного тяготения.

Гуманисты эпохи Возрождения

Основными идеями эпохи Возрождения, стали идеи гуманизма:

признание человека в качестве высшей ценности;
повышенное внимание к развитию человеческого таланта, возможностей его разума;
воспевание красоты человеческого тела;
внимание к насущным проблемам общества, повседневной жизни человека.

Ученых, мыслителей, философов, разделявших данные идеи стали называть гуманистами.

Наиболее известные гуманисты эпохи Возрождения: Франческо Петрарка, Эразм Роттердамский, Франсуа Рабле, Томас Мор.

Франческо Петрарка – итальянский поэт, живший с 1304 по 1374 год, вошедший в историю как родоначальник гуманизма. Петрарка впервые выразил интерес к человеку, представил его центральным объектом познания философии, истории, литературы. Петрарка считал, что человек непременно должен узнать смысл своей жизни, собственного существования, в чем ему должны помогать философия и наука.

Свои идеи, интерес и стремление к самоанализу Петрарка выразил в произведениях: «О средствах против счастливой и несчастливой судьбы», «Моя тайна», «О выдающихся людях», «Об уединенной жизни», «Книга песен».

Эразм Роттердамский – нидерландский богослов, живший с 1466 года по 1536 год. Эразм познакомил современных ему читателей с античной культурой, выпустив «Адагии» — сборник сочинений, поговорок, анекдотов древнегреческих и древнеримских писателей.Позднее Эразм публикует «Разговоры запросто», «О приличии детских нравов», — в которых воспитывает учеников, учит их правильному поведению.

Самым знаменитым произведением Эразма Роттердамского стала «Похвала Глупости». Эразм одухотворил Глупость, изобразив ее как высокопоставленную особу, одетую в почетную мантию ученого. Перед многолюдным собранием людей, Глупость произносит речь, в которой утверждает, что на самом деле она правит всем миром. Именно ей, Глупости, повинуются все монархи, она руководит религией, философией, судебной системой и органами власти. Таким образом, Эразм Роттердамский высмеивал современное ему общество, со всеми его недостатками и пороками.

Свои гуманистические идеи Томас Мор изложил в произведении под названием «Утопия». С одной стороны, в произведении Томаса описывается жизнь Англии: тяжелое положение рабочих, бесправие крестьян, толпы бедняков и бродяг, заполнявших улицы городов. В противоположность этой жизни Томас описывает жизнь людей на острове под названием «Утопия».

На острове нет частной собственности — все имущество общественное, поэтому среди людей царит мир и согласие, нет борьбы, войн, противостояния бедных и богатых. Свободные от жадности и корысти жители острова заботятся о всеобщем благе, возделывают поля, разводят скот, высаживают плодовые деревья. «Утопия» Томаса Мора настолько противоречила реальности, что с тех пор словом утопия стали обозначать любое идеальное, но несбыточное положение вещей, явление в обществе.

Франсуа Рабле — французский гуманист, сатирик, живший с 1494 по 1553 год. Хотя Франсуа получил церковное образование, больше чем религия его интересовала медицина, ботаника, химия, астрономия, греческий язык. В своих гуманистических идеях Франсуа Рабле провозглашал необходимость достижения гармонии между материальным и духовным, восхвалял все радости человеческой жизни. Франсуа стал знаменитым благодаря своему сатирическому роману о великанах, под названием «Гаргантюа и Пантагрюэль». В романе Франсуа Рабле высмеивал глупость, жадность и другие пороки власть имущих.

Кратко о развитии гуманизма в Европе

Раньше всего Ренессанс начался в городах северной Италии в XIV столетии (обычно в качестве примера говорят о Флоренции). Здесь в библиотеках сохранилось немало сочинений авторов античности, они были достаточно доступны.

Считается, что занятия населения способствовали формированию новых взглядов гуманизма. В итальянских городах развиты были внутренняя и внешняя торговля, то есть индивидуальная предприимчивость, появлялись богатые семьи, которые располагали досугом и занимали его изучением и собиранием памятников письменности, искусств. В последующее время гуманизм распространился во Франции, Испании, Германии, Англии.

Его представители очень много изучали произведения античных писателей

Поэтому большое внимание уделялось хорошему знанию латинского языка. Основной идеей гуманизма считается внимание к человеку, к его хорошему воспитанию и тщательному обучению, к формированию благоприятных условий общественной жизни

Отличительной чертой выступает акцент на личных усилиях. В XVI веке с распространением идей реформации, протестантизма эпоха гуманизма завершается.

Слайд 9В 1511 году Джейн умерла от лихорадки. В течение месяца Мор

женился снова, выбрав в качестве второй жены богатую вдову Элис Мидлтон. В отличие от первой жены, Элис была известна как сильная и прямая женщина, хотя Эразм свидетельствует, что брак был счастливым. У Мора и Элис не было общих детей, но Мор воспитывал дочь Элис от первого брака как свою собственную. Кроме того, Мор стал опекуном молодой девушки по имени Алиса Кресакр, которая позднее вышла замуж за его сына, Джона Мора. Мор был любящим отцом, который писал письма своим детям, когда он был в отъезде по правовым или государственным делам, и призывал их писать ему чаще. Мора серьёзно заинтересовало образование женщин, его отношение к этой проблеме было в высшей степени необычным в то время. Он считал, что женщины столь же способны к научным достижениям, как и мужчины, и настаивал, чтобы его дочери получили высшее образование, так же, как и его сын.

Искусство Возрождения

Ренессанс стал временем расцвета художественного творчества, породил знаменитых гениев Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Альбрехта Дюрера, Рафаэля Санти и многих других. Художественное искусство Ренессанса отличалось от Средневекового следующими особенностями:

  1. Художники научились передавать объем на своих картинах, пейзажи и все объекты на полотнах стали выглядеть объемно, трехмерно.
  2. Помимо религиозных сюжетов живописцы стали изображать сцены природы и обыкновенных людей (раньше изображали в основном только святых). Пейзаж и портрет выделились как самостоятельные виды живописи.
  3. В творчестве большинства художников прослеживались идеалы античности, культ красоты человеческого тела.

Самым знаменитым гением эпохи Возрождения стал Леонардо да Винчи, живший с 1452 по 1519 год. Итальянский художник, скульптор, архитектор увлекался также изучением точных наук: математики, механики, физики, астрономии. Кроме того, Леонардо хорошо играл на музыкальных инструментах, пел, создавал модели и чертежи различных изобретений (чертеж танка, модель катапульты, бронированного фургона, самолета).На весь мир прославились картины Леонардо да Винчи: «Джоконда», «Тайная вечеря», «Мадонна Литта», «Дама с горностаем». Особенностью всех его портретов было достижение необыкновенного реализма, которому он научился благодаря изучению законов перспективы и анатомии.

 «Джоконда»

Микеланджело Буонарроти — крупнейший итальянский мастер эпохи Ренессанса, соперник Леонардо да Винчи, живший с 1475 по 1564 год. Микеланджело был художником, поэтом, философом, архитектором, однако больше всего он прославился как скульптор. Скульптуры Микеланджело были признаны гениальными еще при его жизни. «Давид», «Моисей», «Скорбящая Мадонна» (Оплакивание Христа), «Лаокоон и его сыновья» — все они словно живые герои, случайно застывшие в камне.

Самым сложным и грандиозным проектом, который удалось реализовать гению Возрождения, стала роспись Микеланджело Сикстинской капеллы. Более четырех лет трудился Микеланджело над росписью потолка знаменитой папской часовни в Ватикане. Он писал фрески без перерыва на отдых, спал менее 5 часов в сутки, но выполнил свою работу в рекордно короткие сроки. Микеланджело прожил целых 89 лет, когда средняя продолжительность жизни в Европе едва доходила до 40 лет.

 «Оплакивание Христа»

Рафаэль Санти, в отличие от Микеланджело, прожил всего лишь 37 лет, однако остался в истории одним из самых знаменитых художников Ренессанса. Большинство своих картин Рафаэль Санти посвятил религиозной тематике: «Святое семейство», «Сикстинская мадонна», «Мадонна с гвоздиками», «Мадонна в кресле», «Мадонна с рыбой», «Положение во гроб» и многие другие. За недолгие годы своей жизни Рафаэль успел написать 200 картин, которые были признаны шедеврами.

Популярные темы сообщений

  • Достопримечательности Китая

    Территория Китая занимает достаточную часть суши. Именно здесь зародилась богатая культура и уникальные природные достопримечательности. Мы знаем о Китае не только благодаря возникшему конфуцианству, изобретению пороха,

  • Курица

    Курицы самые распространенные домашние птицы в России. Их численность в 3 раза больше чем всех людей на земле. После курочек самым многочисленным домашним животным является крупнорогатый скот.

  • Сильная личность

    Юрий Гагарин — выдающийся космонавт, человек, который первый побывал в космосе. Что мы о нем знаем? Юрий Гагарин родился в простой деревенское семье, пережил немецкую оккупацию.

  • Пума (место обитания, чем питаются)

    Пума одно из самых красивых и сильных представителей семейства кошачьих. Их еще называют горными львами или кугуарами. Это довольно крупное животное. В длину пума может достичь до двух метров, а высота достигает одного метра.

  • Творчество Айзека Азимова

    Известный писатель с ученой степенью по имени Айзек Азимов мог бы отпраздновать свой 100-летний юбилей, если б до сих пор оставался жив. Он оставил яркий след в научной фантастике, создав целый ряд

Что такое Возрождение, отличительные особенности эпохи

Возрождение (Ренессанс) – это особенный период в истории Европы, продолжавшийся с 14 по 17 век, представляющий собой время расцвета культуры, науки, искусства.

Свое название эпоха получила за стремление европейцев к возрождению античных ценностей (в искусстве, философии, науке, политике). Однако творцы эпохи Возрождения не стремились к возврату в прошлое, во времена античности, они старались сотворить нечто новое, вдохновляясь античными идеалами.

Открытие новых земель, образование централизованных монархий, развитие торговли, зарождение капиталистических отношений, рост числа городов – непосредственно воздействовали на духовный мир человека, меняли его мировоззрение, расширяли его кругозор. Вместо традиционного для Средневековья интереса к загробному миру, человек стал интересоваться познанием окружающего пространства и самого себя. Человек эпохи Возрождения жаждал великих открытий и свершений, наслаждался красотой природы, стремился познать возможности человеческого разума.

  1. Отказ от авторитетов Средневековья.

Произошел отказ от многих средневековых представлений о мире (например, от утверждения, что Земля плоская). Мыслители Ренессанса больше не полагались на фантазии и догадки, принимали за истину только знания проверенные на опыте. Это стало возможно благодаря новым техническим изобретениям (таким как астролябия, телескоп, барометр), развитию науки (географии, медицины, астрономии, механики).

  1. Главным объектом познания становится человек.

В период Средневековья все внимание общества было приковано к загробной жизни, но с 16 века начинается процесс обмирщения сознания–общество утрачивает интерес к религиозной жизни и стремится к достижению счастья здесь и сейчас на этой земле. В центре внимания философов, ученых, художников оказывается человек: его тело и разум, внутренний мир

  1. Утверждаются принципы гуманизма – мировоззрение, признающее человека и его жизнь высшей ценностью в обществе.
  2. Возрождаются идеалы античности: стремление к гармонии материального и духовного, культ красивого человеческого тела, рациональный тип мышления и прочие.
  3. Культура и наука постепенно освобождаются от власти религии.

В Средневековье отвергались любые научные знания, которые противоречили текстам Священных писаний. Даже в эпоху Раннего Возрождения ученых, посмевших перечить авторитету церкви, сжигали на костре (Например, Джордано Бруно). Однако постепенно, с ослаблением всевластия церкви, деятели науки и искусства обретали творческую свободу.

Запоминаем новые слова!

Астролябия – астрономический прибор для определения широты и долготы небесных тел.

Слайд 13Конфликт с королём. Арест и казньВ 1532 году Мор ушёл в

отставку с поста лорда-канцлера, ссылаясь на слабое здоровье. Истинной причиной его ухода стал разрыв Генриха VIII с Римом и создание англиканской церкви; Мор был против этого. Более того, Томас Мор был настолько возмущён отходом Англии от «истинной веры», что не появился на коронации новой жены короля — Анны Болейн. Естественно, Генрих VIII заметил это. В 1534 году Элизабет Бартон, монахиня из Кента, осмелилась публично осудить разрыв короля с католической церковью. Выяснилось, что отчаянная монахиня переписывалась с Мором, который имел схожие взгляды, и не попади он под защиту Палаты лордов, не миновать бы ему тюрьмы. В том же году Парламент принял «Акт о супрематии», провозглашавший короля Верховным главой Церкви, и «Акт о престолонаследии», который включал в себя присягу, которую были обязаны принести все представители английского рыцарства.

1 вариант

1. Для обмирщения культуры характерно

1) усиление влияния религии на мировоззрение человека 2) усиление светских элементов в культуре 3) развитие богословия 4) контроль церкви над повседневной жизнью людей

2. В своих трудах Эразм Роттердамский

1) знакомил читателей с идеями и ценностями античной культуры 2) пропагандировал идеи официальной Католической церкви 3) настаивал на опасности образования для простого на­ рода 4) критиковал ценности античной культуры с позиции като­лицизма

3. Перу Эразма Роттердамского принадлежит произведение

1) «Утопия» 2) «Похвала Глупости» 3) «Место, которого нет» 4) «Золотая книга»

4. Суть произведения Томаса Мора — описание идеального общества, в котором

1) господствует бесправие простонародья 2) основой экономики является частная собственность 3) нет имущественного и социального неравенства 4) господствует единая официальная религия

5. Франсуа Рабле является автором произведения

1) «Утопия» 2) «Похвала Глупости» 3) «Гаргантюа и Пантагрюэль» 4) «Золотая книга»

6. Основной идеей работы Мишеля Монтеня «Опыты» является

1) важность самопознания в жизни человека 2) большая роль науки в жизни общества 3) опасность духовного поиска для неподготовленного че­ловека 4) вред самостоятельного духовного поиска для веры чело­ века в Бога

7. Установите соответствие между книгой и основными идеями, содержащимися в ней.

Идеи

А) признание факта господства частной собственности в со­временном мире Б) идея о необходимости коллек­тивной собственности для нор­мального развития общества В) равноправие людей в обществе Г) признание наличия коррупции и взяточничества в современ­ном мире

Книга

1) «Золотая книга» 2) «Похвала Глупости»

8. Запишите слово (термин), о котором идет речь.

Система взглядов, в основе которой лежит убеждение в самоценности человеческой личности, — это __________.

Великие гуманисты и их работы

Деятели эпохи Ренессанса выразили свои взгляды в написанных сочинениях. Их идеи при соотнесении с окружающей действительностью приводили к осознанию авторами несоответствия. Поэтому они в своих трудах проводили для читателей свои мысли, нередко критиковали современные им явления, предлагали программу переустройства общества.

Много внимания при этом уделялось именно воспитанию с детства в духе гуманизма. Наиболее видных авторов в науке иногда обозначают как великих гуманистов Европы в истории.

Витторино де Фельтре

Этот деятель Ренессанса занимался педагогикой. Он разработал свою систему воспитания детей. Им была учреждена школа для них. Особенностью его подхода, характеризующей гуманизм в целом, было внимательное отношение к личности ребенка, уважение к нему, учет индивидуального характера. Предполагалось как можно более всестороннее обучение разным сферам знания. Уроки проходили не в помещениях, а прямо на открытом воздухе. Было выражено стремление сформировать как можно более удобные условия для учебной деятельности школьников.

Эразм Роттердамский

Самой известной работой этого гуманиста считается «Похвала глупости». В ней автор обращается к критике невежества. В аллегорической форме Эразм Роттердамский выводит в качестве героя глупость, которая сама себя хвалит. В итоге основной мыслью писателя является стремление привить читателю желание заниматься учебой, пополнением своих знаний.

Томас Мор

Он занимал заметную государственную должность в Англии. Его работа «Золотая книжечка или Утопия» содержит программу общественного устройства, которая по мнению автора благоприятна для деятельности человека. Томас Мор в результате выразил одну из идей гуманизма о формировании самими людьми собственными усилиями определенного разработанного государственного порядка.

Франсуа Рабле

Одним из сочинений этого французского писателя является «Гаргантюа и Пантагрюэль». Это произведение художественной литературы и по жанру представляет собой сатиру. В нем автор критикует многие современные ему явления.

Развитие гуманизма

Под гуманизмом принято понимать обширное определение с целой системой взглядов и ценностей, в центре окружающей действительности которой находится человек и его внутренний мир. Основным объектом исследований являются чувства, тогда как божественность отходит на второй план. Именно в эпоху Возрождения в Европе начинают формироваться гуманистические взгляды, это время развития науки и появления первых демократических законов.

Считается, что первым о гуманизме заговорил итальянский философ Витторино де Фельтре. Им была создана детская школа, в которой обучали малышей, вне зависимости от их сословия, тогда как ранее до XV века такая учеба была доступна лишь знати и богатым людям. Зарождение гуманизма пришлось на конец XIV и начало XV века — время, когда ещё была сильная церковь, поэтому за слишком вольные взгляды можно было запросто отправиться на костер

Великие гуманисты эпохи Возрождения и их взгляды часто привлекали внимание инквизиции, поэтому многие из таких философов были брошены в тюрьму и приговорены к казни

К первым гуманистам Европы относятся:

  • Витторино де Фельтре.
  • Никколо Макиавелли.
  • Эразм Роттердамский.
  • Томас Мор.

Одним из первых гуманистов принято считать Эразма Роттердамского, который не только написал множество философских трактатов, но и предложил свои мысли, касательно общения и поведения в социуме. В последующем разработанные им правила легли в основу этикета, который применяется и сегодня. Эразм Роттердамский жил на территории современной Голландии, в этом государстве в те времена были относительно свободные нравы, что позволяло ему, не опасаясь за свою жизнь, критиковать существующие устои в обществе.

В те времена гуманизм был неразрывно связан с наукой. Если ранее центрами изучения тех или иных дисциплин были монастыри и церкви, теперь пальму первенства перехватили созданные в больших европейских городах университеты. Многие учёные занимались физикой, химией, математикой и астрономией.

Слайд 12Конфликт с королём. Арест и казнь.Особого внимания заслуживает ситуация с разводом

Генриха VIII, которая привела Мора к возвышению, затем к падению и в конечном итоге — к смерти. Кардинал Томас Уолси, архиепископ Йорка и лорд-канцлер Англии, не смог добиться развода Генриха VIII и королевы Екатерины Арагонской, в результате чего в 1529 году его заставили уйти в отставку. Следующим лордом-канцлером был назначен сэр Томас Мор, который к тому моменту уже был канцлером герцогства Ланкастер и спикером Палаты общин. К несчастью для всех, Генрих VIII не понимал, что за человек был Мор. Глубоко религиозный и прекрасно образованный в области канонического права, Мор твёрдо стоял на своём: расторгнуть освящённый церковью брак может только Папа Римский. Климент VII был против этого развода — на него давил Карл V Испанский, племянник королевы Екатерины.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: