Выготский биография кратко – вклад в психологию, творчество льва семеновича и основные идеи трудов

Содержание

Влияние психологии на то, как мы понимаем нашу человеческую природу, неоспоримо. И история этой социальной науки полна важных фигур, которые своими исследованиями позволили нам (и позволили) понять, почему мы такие, какие мы есть.

В этом смысле в течение многих лет мы считали, что наше поведение и образ мышления являются связующим звеном между тем, что определило нашу генетику, и событиями, которые произошли с нами в нашей жизни. Но, учитывая, что люди — это личности в обществе, мы потерпели неудачу.

И один из первых психологов в защищать влияние общества и культуры на наше когнитивное развитие в детстве Лев Выготский, известный российский психолог, основал теорию, отражающую социальную природу умственного и психологического развития детей.

Таким образом, в сегодняшней статье мы увидим биографию этого ключевого психолога современной психологии, который в течение многих лет не получал должной известности из-за его причастности к коммунистической партии и своей преждевременной смерти. Сегодня мы воздадим должное его фигуре, также рассмотрев его наиболее важный вклад в эту науку и, в конечном итоге, в мир.

Рекомендуем прочитать: «15 лучших книг по психологии (для студентов и любознательных)»

Основные направления исследований Выготского

Выготский был, прежде всего, психологом. Он выбрал для себя такие направления исследований: 

· сравнение взрослых и детей; 

· сравнение современного человека и древнего; 

· сравнение нормального развития личности с патологическими поведенческими отклонениями. 

Ученый составил программу, которая определила его путь в психологии: искать объяснение внутренних психических процессов вне организма, во взаимодействии его с окружающей средой. Ученый считал, что понять эти психические процессы можно только в развитии. А наиболее интенсивное развитие психики происходит у детей.

Так Выготский пришел к углубленному изучению детской психологии. Он исследовал закономерности развития обычных детей и аномальных. В процессе исследований ученый пришел к изучению не только процесса развития ребенка, но и его воспитания. А поскольку изучением воспитания занимается педагогика, Выготский начал исследования и в этом направлении. 

Он считал, что любой педагог должен строить свою работу с опорой на психологическую науку. Так у него связалась психология с педагогикой.  А несколько позже выделилась отдельная наука в социальной педагогике — психологическая педагогика. 

Занимаясь педагогикой, ученый увлекся новой наукой педологией (знания о ребенке с точки зрения разных наук) и стал главным педологом страны. 

Он выдвинул идеи, которые раскрыли законы культурного развития личности, ее психических функций (речи, внимания, мышления), объяснили внутренние психические процессы ребенка, его отношения с окружающей средой.

Его идеи по дефектологии положили начало коррекционной педагогики, которая стала практически помогать особым детям. 

Выготский не разрабатывал методики воспитания и развития детей, но его концепции правильной организации обучения и воспитания стали основой многих развивающих программ и систем. Исследования, идеи, гипотезы и концепции ученого намного опередили время. 

Ранние года

Лев Выготский родился в 1896 году в Орше, городе в Белоруссии, который в то время входил в состав Российской империи, в еврейской семье с хорошим социальным положением. Выготский был вторым из восьми детей, которые родились у пары.

В один год из-за проблем с работой родителей они переехали в Гомель, еще один белорусский город, где Выготский проведет все свое детство. Именно в это время он проявил свою страсть к театру и живописи, рассказав родителям, что когда вырастет, он хочет стать литературным критиком.

Однако, несмотря на то, что он действительно хотел посвятить свою жизнь гуманитарным наукам, родители убедили его изучать медицину. В 1913 году, в возрасте 17 лет, он начал заниматься этой карьерой. Однако всего через месяц после начала учебы, зная, что он не хочет посвящать свою жизнь медицине, сложил с себя полномочия и поступил на юридический факультет Московского университета..

Выготский начал заниматься юриспруденцией, хотя параллельно с университетом продолжал изучать философию и историю. Фактически, в 1915 году, в возрасте 19 лет, он написал эссе о Гамлете, известной драматургической трагедии Уильяма Шекспира.

Наконец, четыре года спустя, в 1917 году, Вигосткий окончил институт и стал юристом. Однако он принял решение покинуть Москву и вернуться в город, где он вырос, чтобы преподавать психологию и литературу., то, что определило бы его профессиональную жизнь.

Атмосфера сотрудничества

Бессмысленно ждать, что школа «сделает из ребёнка достойного человека» — таким он может стать только сам и только в том случае, если его окружают достойные люди. 

Чтобы ребёнок научился уважать других, нужно относиться к нему с уважением. Воспитать ответственность в ребёнке можно, если поручать ему ответственные задачи. Поэтому учителя и воспитатели должны сотрудничать с детьми, а не повелевать ими. Направлять и регулировать их деятельность, а не следить за неукоснительным соблюдением требований. 

Эти идеи Выготский с коллегами старался воплотить в своей экспериментальной Единой трудовой школе. Это была первая школа, где работали кабинеты психологической поддержки, учителя ценили творческий подход, а не умение зубрить, а классы формировались по принципу психологического возраста детей. 

Этот проект был в чём-то успешен, в чём-то нет. Но благодаря ему возникла идея личностного, а не системного образования. В нём школа рассматривалась не как «кузница кадров», а как пространство для свободного разностороннего развития. 

Современный вариант Единой трудовой школы, исправленный и дополненный, — демократические школы, в которых дети управляют учебным процессом наравне со взрослыми.   

Хроника жизни

  1. 1913 год ‒ Л.С. Выготский поступил на медицинский факультет Московского университета, но вскоре перевёлся на юридическое отделение.
  2. 1914-1917 годы ‒ Параллельное обучение в Московском народном университете по историко-философскому направлению.
  3. 1916-1917 годы ‒ Совмещая учёбу в двух вузах, Л. С. Выготский работает техническим секретарём в журнале «Новый путь».
  4. 1917 год ‒ Лев Семёнович возвращается в Гомель после окончания обучения. Начало преподавательской деятельности в педагогическом техникуме. Основывает и редактирует литературный журнал «Вереск».
  5. 1919 год ‒ Л.С. Выготский заболевает туберкулёзом, но продолжает педагогическую и научную деятельность. Создание психологического кабинета-лаборатории при Гомельском педагогическом техникуме.
  6. 1924 год, январь ‒ Л. С. Выготский переезжает из Гомеля в Москву. Поступление в аспирантуру и начало работы в Институте экспериментальной психологии.
  7. 1925 год, лето ‒ Участие в международной дефектологической конференции в Лондоне. Посещение Германии и Франции.
  8. 1925 год, осень ‒ Присвоение по болезни без защиты научной степени кандидата психологических наук. Тема кандидатской работы ‒ «Психология искусства».
  9. 1925-1926 годы ‒ Лечение от туберкулёза в санатории «Захарьино». Выведен на группу по инвалидности.
  10. 1927 год ‒ Возобновление научной деятельности в Институте экспериментальной психологии РАНИОН.
  11. 1927 год, декабрь ‒ Возглавляет руководство Медико-педагогической станцией Главсоцвоса.
  12. 1928 год ‒ Из печати выходит очередная книга психолога «Педология школьного возраста».
  13. 1929 год, апрель ‒ Поездка в Ташкент с циклом лекций по психологии.
  14. 1929-1931 годы ‒ Время работы в Клинике нервных болезней при Первом Московском медицинском институте.
  15. 1930 год ‒ Издание монументальной работы в соавторстве с А. Р. Лурией «Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребёнок» и завершение работы над книгой «Педология подростка».
  16. 1931 год ‒ Назначение Л.С. Выготского на должность замдиректора по науке в Институте педиатрии.
  17. 1931 год, май-август ‒ Л. С. Выготский организует первую психологическую экспедицию в Среднюю Азию.
  18. 1932 год, лето ‒ Вторая и последняя психологическая экспедиция в Среднюю Азию.
  19. 1934 год, зима ‒ Создание Львом Семёновичем психологического отдела во Всесоюзном институте экспериментальной медицины.
  20. 1934 год, лето ‒ Обострение тяжёлой болезни и смерть учёного 11 июня этого года.

Лев Выготский во время занятий по педологии в Университете. (Ташкент, 1929)

«Психология искусства»

Еще одна важная, этапная книга, которой прославился Выготский Лев, – «Психология искусства». В свет она вышла через много лет после смерти автора, но даже тогда произвела огромное впечатление на ученый мир. Ее влияние испытали на себе исследователи из разных областей: психологии, лингвистики, этнологии, искусствознания, социологии

Главная мысль Выготского состояла в том, что искусство является важной сферой развития многих психических функций, и его возникновение обусловлено естественным ходом эволюции человека. Искусство является важнейшим фактором выживания человеческой популяции, оно выполняет немало важных функций в социуме и жизни отдельных индивидуумов

Педагогика

Окончив университет, Лев Выготский столкнулся с проблемой трудоустройства. Он с матерью и младшим братом сначала отправляется в Самару в поисках места, затем едет в Киев, но в 1918 году возвращается в Гомель. Здесь он подключается к строительству новой школы, в которой начинает преподавать вместе со старшим братом Давидом. С 1919 по 1923 годы он работает в нескольких учебных заведениях Гомеля, также возглавляет отдел народного образования. Этот педагогический опыт стал основанием для его первых научных исследований в области методов воздействия на подрастающее поколение.

Он органично входит в прогрессивное для того времени педологическое направление, которое объединяло психологию и педагогику. Выготский создает экспериментальную лабораторию в Гомельском техникуме, в которой формируется его педагогическая психология. Выготский Лев Семенович активно выступает на конференциях и становится заметным ученым в новой сфере. Уже после смерти ученого труды, посвященные проблемам формирования навыков и обучения детей, будут объединены в книге под названием «Педагогическая психология». В ней будут собраны статьи о внимании, эстетическом воспитании, формах изучения личности ребенка и психологии учителя.

Как юрист Выготский стал литератором, психологом и педагогом

Лев Семёнович Выготский родился в небольшом белорусском городе Орша, но большую часть детства и юности провёл в Гомеле и там же начинал свою карьеру. Правда, фамилия при рождении у будущего учёного была другой — Выгодский. В 1920‑х он изменил в ней одну букву, чтобы «отмежеваться» от двоюродного брата — известного переводчика Давида Выгодского.

Основное образование Выготский получил дома — в его семье живо интересовались литературой, философией, историей и другими гуманитарными науками. Правда, в старших классах он всё же посещал частную гимназию, а окончив её с золотой медалью в 1913 году, поступил в Императорский московский университет. По настоянию родителей он выбрал медицинский факультет, но через пару месяцев перевёлся на юридический (на этот факультет шли все, кто не знал, чем хочет заниматься на самом деле).

Параллельно Лев Семёнович получал образование в Московском городском народном университете им. А. Л. Шанявского. Это был негосударственный, либеральный вуз, поступить в который могли все желающие (в то время как попасть в императорские университеты удавалось немногим). Официальных дипломов — как бы сейчас сказали, «государственного образца» — он не выдавал, зато там преподавали известные учёные. Именно в народном университете Выготский напрямую соприкоснулся с основными сферами своих интересов — философией, психологией, педагогикой и литературой. Причём вначале взяла верх именно литература — к окончанию вуза Выготский уже мог похвастаться несколькими вышедшими в печати рецензиями и большой работой «Трагедия о Гамлете, принце Датском».

В 1917 году он вернулся в родной Гомель, где продолжил занятия литературным творчеством, а ещё стал преподавать литературу, логику и психологию в местном педагогическом техникуме. Спустя пять лет он организовал там психологическую лабораторию и стал работать с детьми, имеющими особенности развития. Результаты этой работы легли в основу прикладной книги для учителей «Педагогическая психология» и судьбоносного доклада на II Всероссийском съезде по психоневрологии.


Лев ВыготскийФото: Wikimedia Commons

Судьбоносным доклад стал потому, что на выступлении Выготского присутствовал учёный секретарь Московского института экспериментальной психологии Александр Лурия. Доклад так поразил его, что он убедил директора института Николая Корнилова пригласить никому толком не известного тогда молодого психолога Выготского на работу в Москву. Хотя Лурия формально стал руководителем Выготского, на деле он был его учеником и последователем. Присоединились к ним и другие учёные, например Леонид Занков и Леонид Сахаров, и даже деятели искусства, в том числе режиссёр Сергей Эйзенштейн.

В Москве Выготский сосредоточился в основном на дефектологии и нашёл новые способы воспитания и обучения детей с особенностями или задержкой в развитии, предложив не просто лечить, а социализировать таких ребят.

«…надо воспитывать не слепого, но ребёнка прежде всего. Воспитывать же слепого и глухо­го — значит воспитывать слепоту и глухоту, и из педагогики детской дефективности превращать её в дефективную педагогику», — писал Выготский.

Знаменитый психолог также активно участвовал в развитии педологии — чрезвычайно популярной в 1920-е годы науки, пытавшейся комплексно (с точки зрения психологии, физиологии и социологии) изучать развитие детей. Одной из самых известных разработок Выготского стала культурно-историческая теория. С её помощью он описывал процесс формирования и развития высших психических функций.

Однако полностью свой творческий потенциал Выготскому реализовать не удалось: он многие годы страдал от туберкулёза, бывал подолгу прикован к постели, а в 1934 году скончался. Он прожил всего 37 лет.

Вскоре его научные работы предали забвению — связано это было с разгромом педологии, которую объявили лженаукой (представителей направления обвинили в буржуазных идеях и отказе от марксизма). Даже не связанные напрямую с педологией идеи и практики тех, кто имел к ней хоть какое-то отношение, было запрещено упоминать. Возвращаться к идеям Выготского начали только в 1960-х.

Культурно-историческая теория Выготского

Культурно-историческая теория развития личности и психики разрабатывалась Л.С.Выготским и приверженцами его школы Леонтьевым, Лурией в 20-30 годах прошлого века.

В своем подходе Выготский предлагал рассматривать социальную среду в качестве основного источника развития личности. В развитии детей, согласно его теории, существует два переплетенных направления. Первое — это естественное созревание, а второе заключается в овладении культурой, способами мышления и поведения. В соответствии с теорией Выготского, развитие мышления, а также иных психических функций, осуществляется прежде всего не через саморазвитие, а посредством использования ребенком «психологических орудий», овладения системой символов-знаков (письмо, язык, письмо)

Замечание 1

Развитие восприятия, мышления, памяти и иных психических функций происходит через внешнюю деятельность, где культурные средства обладают предметным видом, а психические функции действуют внешне, интрапсихически. В процессе отработки деятельность психических функций интериоризируется, сворачивается, становится интерпсихической, вращивается.

В процессе отработки, сворачивания вовнутрь психические функции обретают осознанность, автоматизированность и произвольность. При возникновении затруднений в мышлении и иных психических процессах, существует возможность экстериоризации, т.е. вынесения психической функции вовне, уточнение ее функционирования во внешне-предметной деятельности. Таким образом, замысел во внутреннем плане всегда можно отработать действиями во внешнем плане.

Следует отметить, что на первом этапе внешней деятельности, ребенок все делает в сотрудничестве со взрослыми.

Выготский считал, что любая психическая функция появляется сперва как коллективная и социальная деятельность, а уже затем в качестве внутреннего способа мышления ребенка.

Сотрудничество с другими членами общества служит главным источником развития ребенка, при этом важной чертой сознания является его диалогичность. Сознание развивается посредством диалога: диалога ребенка со взрослыми или диалога взрослого человека со взрослым

Даже после превращения во внутренние психические процессы, ВПФ сохраняют социальную природу. По Выготскому, слово относительно сознания представляется малым миром по отношению к большому

Сознание развивается посредством диалога: диалога ребенка со взрослыми или диалога взрослого человека со взрослым. Даже после превращения во внутренние психические процессы, ВПФ сохраняют социальную природу. По Выготскому, слово относительно сознания представляется малым миром по отношению к большому.

Л.С. Выготский ввел понятие «зона ближайшего развития», которая представляет собой пространство действий, которые ребенок не может пока выполнить сам, но способен осуществить их вместе со взрослым. По мнению Выготского, хорошее обучение упреждает развитие.

Другая часть теории Л.С.Выготского дает представление о развитии человека как о ступенчатом процессе, в котором периоды ровного накопления возможностей сменяются периодами кризиса. Кризис здесь представляет собой бурный, а иногда и драматический этап слома старого багажа с формированием нового способа жизни. Кризисы болезненны, но неизбежны. При этом, неблагополучие ребенка во время кризиса — это не закономерность, а следствие неграмотного поведения взрослых, которые занимаются воспитанием ребенка.

Л.С. Выготский выдвинул тезис об активности ребенка. Он считал, что ребенок активно влияет на взрослого, часто управляя им в большей степени, чем взрослый человек управляет ребенком.

Об авторе

Лев Семёнович родился в городе Орше, в семье преуспевающего финансиста. Вскоре после его рождения семья переехала в Гомель, где отец Выготского открыл первую публичную библиотеку. Лев получил отличное образование: до 6-го класса воспитывался на семейном обучении, затем поступил в мужскую гимназию, где изучал древние и иностранные языки с частными учителями. Поступил в Московский университет на медицинский факультет, но вскоре перевёлся на юридический. Через пару лет бросил и его, закончив учёбу на историко-философском факультете московского Университета имени Шанявского.

После Выготский вернулся в Гомель, преподавал литературу в школах и на различных курсах, давал частные уроки, публиковал критические и литературоведческие статьи. Устроившись преподавателем филологии в педагогический техникум, он по собственной инициативе открыл там психологический кабинет для консультаций. Там начались его психолого-педагогические исследования.  

Молодого учёного заметили и в 1924 году пригласили работать в новый Московский экспериментальный институт психологии. Вернувшись в Москву, Выготский познакомился с будущим основоположником нейропсихологии Александром Лурией, филологами Виктором Шкловским и Романом Якобсоном, поэтом Осипом Мандельштамом и режиссёром Сергеем Эйзенштейном. Вокруг Выготского и Лурии быстро сформировался круг единомышленников — молодых психологов, педагогов, неврологов и физиологов. Позже их назовут культурно-исторической школой, которая определит развитие всей советской психологии. 

Будучи разносторонне развитым человеком, Выготский в равной степени интересовался физиологией, психологией и культурой. Например, в его литературоведческих работах художественные произведения рассматриваются как живые существа со своей анатомией и особенностями развития. Ко всем областям науки Выготский подходил комплексно, поэтому его можно назвать исследователем жизни в целом.

В середине 1920-х годов Лев Семёнович заинтересовался коррекционной педагогикой — фактически он открыл это направление: впервые заговорил о том, что детей с особенностями в развитии можно и нужно социализировать. С 1929 года и до смерти Выготский работал научным руководителем психологической лаборатории в Экспериментальном дефектологическом институте. Он разработал теорию, на которой основаны все современные коррекционные практики.

Лев Выготский умер в возрасте 37 лет от туберкулёза, но за недолгую жизнь успел совершить ряд открытий, которые перевернули представление о педагогике и детской психологии. О них мы и расскажем. 

Эстетическая искусствоведческая концепция

Методология эстетической концепции Выготского во многом сходна с уже рассмотренной культурно-исторической концепцией

Ученый акцентировал внимание на двух тесно взаимосвязанных составляющих искусства. С одной стороны, искусство влияет на жизнь и восприятие жизни, с другой, оно само во многом предопределено жизнью и восприятием жизни

Чтобы разобраться и понять сущность того или иного произведения искусства, Выготский предлагал разбирать его структуру. В произведении следовало выделять два ключевых элемента: форму и материал. Материалом, согласно концепции Выготского, нужно считать то, из чего состоит произведение: буквы и слова, если это литературное произведение, слова и звуки, если это театральная постановка. В свою очередь, под формой подразумевается та или иная конфигурация материала: поэзия, проза и так далее.

Далее с целью большей наглядности своих выводов Выготский предлагал рассматривать произведение искусства как некий антропоморфный субъект, имеющий свою анатомию и физиологию. Структура – это анатомия, а взаимодействие структурных элементов – это физиология. Применительно к литературному произведению это означает, что сначала нужно разделить сюжет и фабулу (форму и материал), а потому изучить их взаимодействие.

По Выготскому, секрет успешного литературного произведения заключается в конфликте сюжета и фабулы, причем форма должна одержать верх над материалом. Это был принципиально новый взгляд на искусство, так как до Выготского считалось, что сюжет и фабула должны гармонично кооперироваться. Тем не менее, Выготский увидел эту проблему совсем иначе. Тут будет уместным заметить, что Выготский был не только великим ученым, но и заядлым театралом: посещал все премьеры в московских театрах, когда учился и работал в Москве, и в других городах, куда его забрасывала судьба ученого.

По свидетельству современников, он был лично знаком с Мейерхольдом, Станиславским, Эйзенштейном, Айхенвальдом, Мандельштамом. Свои первые театральные рецензии он начал писать еще в студенческие годы, а в качестве дипломной работы представил двухсотстраничный труд, посвященный пьесе Шекспира «Гамлет». Ключевой работой, наиболее полно раскрывающей суть эстетической концепции, считается работа Льва Выготского «Психология искусства», которая была представлена и защищена в качестве диссертационной в 1925 году.

Заслуги Выготского в педологии

В начале XX века появилась педагогическая психология, которая основывалась на том, что обучение и воспитание зависят от психики конкретного ребенка.

Новая наука не решала многих проблем педагогики. Альтернативой стала педология — комплексная наука о полном возрастном развитии ребенка. Центром изучения в ней является ребенок с точки зрения биологии, психологии, социологии, антропологии, педиатрии, педагогики. Горячей проблемой педологии была социализация ребенка.

Считалось, что развитие ребенка идет от индивидуального психического мира к внешнему миру (социализации). Выготский первый выдвинул постулат о том, что социальное и индивидуальное развитие ребенка не противостоят друг другу. Это просто две разные формы одной и той же психической функции.

Он считал, что социальная среда является источником развития личности. Ребенок впитывает (делает внутренними) те виды деятельности, которые пришли к нему извне (были внешними). Эти виды деятельности изначально закреплены в общественных формах культуры. Ребенок перенимает их, видя, как другие люди выполняют эти действия.

Т.е. внешняя социальная и предметная деятельность переходит во внутренние структуры психики (интериоризация), и через общую социально-символическую деятельность (в т.ч. через речь)  взрослых и детей формируется основа психики ребенка.

Выготский сформулировал основной закон культурного развития:

В развитии ребенка любая функция появляется два раза — сначала в социальном аспекте, а потом в психологическом (т.е. сначала она внешняя, а потом становится внутренней).

Выготский считал, что этот закон определяет развитие внимания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли.

Принципы воспитания детей по Выготскому

Ученый считал, что воспитание состоит не в приспособлении ребенка к окружающей среде, а в формировании личности, выходящей за рамки этой среды, как бы смотрящего вперед. При этом ребенка не надо воспитывать извне, он должен самовоспитываться. 

Это возможно при правильной организации процесса воспитания. Только личная деятельность ребенка может стать основой воспитания. 

Воспитатель должен быть лишь наблюдателем, корректно направлять и регулировать самостоятельную деятельность ребенка в нужные моменты.

Так воспитание становится активным процессом с трех сторон: 

· ребенок активен (он выполняет самостоятельное действие); 

· воспитатель активен (он наблюдает и помогает);

· среда между ребенком и воспитателем активна. 

Воспитание тесно связано с обучением. Оба процесса являются коллективной деятельностью. На принципах коллективного процесса воспитания и обучения основывается структура новой трудовой школы, которую создал Выготский с учениками. 

Общие положения теории личности Л.С. Выготского

Личность не является чисто психологическим понятием, а
изучается всеми социальными науками — философией, социологией, этикой,
педагогикой и др. Литература, музыка и изобразительное искусство способствуют
пониманию природы личности. Личность играет значительную роль в решении
политических, экономических, научных, культурных, технических проблем, в целом,
в повышении уровня человеческого существования.

Категория личности занимает одно из центральных мест в
современных научных исследованиях и общественном сознании. Благодаря категории
личности появляются возможности для целостного подхода, систематического
анализа и синтеза психологических функций, процессов, состояний и характеристик
человека.

В психологической науке нет общепринятого определения
природы личности. Эпоху активного научного изучения проблем личности можно
условно разделить на два этапа. Первый охватывает период с конца 19-го по
середину 20-го века и примерно совпадает со временем появления классической
психологии. В то время были сформулированы основные положения о личности и
установлены основные направления изучения психологических особенностей
личности. Второй этап исследования личности начался во второй половине ХХ века.

Ценность и уникальность личности не исключала, а
предполагала наличие ее особой структуры. Л.С. Выготский отмечал:
«Структурой обычно называют те целостные образования, которые не сводятся
в сумме к отдельным частям и составляют их совокупность, но сами определяют
судьбу и значение каждой из их составляющих». Структура личности:

  • Как целостность — это объективная
    реальность, которая воплощает в себе внутренние процессы личности. Более того,
    структура отражает логику этих процессов и подчинена им;
  • возникает как воплощение функции, как
    орган этой функции. Конечно, появление структуры, в свою очередь, приводит к
    изменению самих функций и тесно связано с процессом их формирования: Структура
    является как результатом формирования, ее состоянием, так и фактором
    дальнейшего развития личности;
  • означает целостность, которая включает в себя
    все психологические (сознательные и бессознательные) и непсихологические
    компоненты личности. Но это не простая их сумма, а новое особое качество, форма
    существования человеческой психики. Это особая аранжировка, новый синтез;
  • противоречит фактору стабильности. С одной
    стороны, он стабилен и постоянен (содержит те же самые компоненты, что делает
    поведение предсказуемым). Но в то же время, структура личности жидкая,
    переменная, никогда не бывает полной.

Культурно-историческая теория доказывает, что личностная
структура человека меняется в процессе онтогенеза

Важной и нерешенной конечной
проблемой является определение компонентов индивидуального содержания структуры
личности. Для иллюстрации проблемы процитируем размышления Л.С

Выготского о
поиске осмысленных единиц анализа психики в целом. Он проводит поразительную
аналогию с химическим анализом вещества. Если перед ученым стоит задача
определить основные механизмы и свойства, скажем, такого вещества, как вода, он
может выбрать два пути анализа.

Во-первых, можно разложить молекулу воды (H2O) на
атомы водорода и атомы кислорода и потерять ее целостность, так как возникающие
в этом случае отдельные элементы не обладают свойствами, присущими воде (это
так называемый «элементный» анализ).

Во-вторых, если попытаться совместить анализ с
сохранением свойств, признаков и функций целостности, то не следует разбивать
молекулу на элементы, а вывести отдельные молекулы как «строительные
блоки» (Л.С. Выготский писал — «единицы») анализа, которые уже
можно изучать и в то же время сохранять в сильно упрощенном, но в то же время
резко противоречивом, «общем» виде все свойства вещества в целом.

Основная специфика личности как объекта
психологического анализа заключается даже не в его сложности, а в том, что это
объект, способный к собственному свободному действию (атрибут
«деятельности»). То есть личность, будучи объектом изучения (или
воздействия), тоже существует как субъект, что делает проблему понимания ее
психологии очень сложной, но только сложной, а не безнадежной.

Акцентирование семантических единиц психологического
анализа является руководящим принципом генетической психологии. Анализ
показывает, что единица в личности не может быть выделена.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: