Биография и творчество исаака левитана кратко

Биография для школьников

Творчество мастера пейзажной живописи кратко изучают в классах начальной и средней школы. По его картинам пишут сочинения, сообщения и доклады, они являются основой культурного образования. При знакомстве с работами художника следует рассмотреть краткую биографию Левитана:

  1. Имя. Исаак Ильич Левитан (Isaak Levitan).
  2. Годы жизни Левитана (по википедии http). 18 (30). 08. 1860. — 22. 07. (04.08). 08. 1900.
  3. Место рождения. Кибарты, Мариампольский уезд, Августовская губерния.
  4. Деятельность. Русский художник, мастер пейзажа.
  5. Описание внешности. Современники описывали Левитана как молодого человека, отличавшегося редкой красотой. Черты его смуглого лица были правильными и тонкими. Темные волосы вились. Главное обаяние заключалось в глазах — огромных, глубоких, черных и грустных. Внешность Исаака Ильича была колоритной и запоминающейся. На высокого и стройного мужчину засматривались на улице. Он приковывал взгляды дам во время посещения театров и выставок. Антон Чехов иронизировал в своих письмах: «Я приеду к вам, красивый, как Левитан».
  6. Знаменитые картины. «Вечер после дождя» (1879 г), «Солнечный день. Большая дорога» (18987−1898 гг), «Золотая осень» (1895 г).
  7. Любимые художником книги. «Сборник рассказов» А. П. Чехова, «Сборник стихов» А. С. Пушкина.
  8. Известные высказывания Исаака Левитана. «У каждого в жизни был свой омут». «Надо не только иметь глаз, но и внутренне чувствовать природу, надо слышать ее музыку и проникаться ее тишиной».

Биография и творчество Исаака Левитана кратко

Исаак Ильич Левитан (1860-1900), родился в небольшом литовском городе, в большой и бедной еврейской семье. Он был 4 ребёнком. Его еврейское происхождение впоследствии негативно повлияет на его жизнь и судьбу.

В конце 1860-х семья решает переехать в Москву, для улучшения своего положения, но и на новом месте становится нелегко. Отец подрабатывает частными уроками. В 1873г. Исаак поступает в Художественное училище. Учебные годы прошли с успехами и огорчениями, в постоянном труде. Многих преподавателей настораживало еврейское происхождение ученика. Но главные учителя Поленов, Соврасов, Перов, всё же смогли увидеть в молодом ученике талант и повлияли на его дальнейшее обучение с положительной стороны.

В 1875г. у Левитана умирает мать, а через 2 года отец, дети остаются нищими, но в школе ему оказывали помощь друзья и учителя, и сам молодой художник работает изо всех сил.

В 1879г. на выставке работ учеников его работу «Осенний день. Сокольники» покупает Третьяков за 100 рублей. В этом же году всех евреев высылают из Москвы, но благодаря помощи друзей через год он возвращается обратно.

С 1880 по 1885г. появляются известные картины «Сосны», «Осень», «Первый снег». Художник получает популярность. Следующим унижением, сказавшимся на здоровье мастера – было выдача диплома «учителя чистописания», вместо диплома художника.

Работать мастер любил с пейзажами, это сказывалось в его особой любви к природе, чувствительность к её разным состояниям.

Самым близким другом Левитана был А.П. Чехов, знакомство их произошло ещё в конце 1870-х, будучи студентами, но особо сблизились в 1885 году в подмосковной усадьбе Киселёвых Бабкино. Их дружба длилась всю жизнь, а Мария Чехова, сестра писателя, была первой любовью Левитана.

В конце 1880-х состояние здоровья резко ухудшается и художник решает выехать в Крым на дачу Чехова. Он пробыл там год, эта поездка стала плодотворной и для здоровья и для творчества, оттуда было привезено более 50 пейзажных работ, которые получили превосходные отзывы.

У Чеховых Левитан знакомится с Софьей Кувшинниковой, он обучает её живописи и незаметно эти уроки перерастают в любовь.

В 1888 году художник отправляется в Поволжье, вместе с Софьей, они вместе живут в небольшом городке на берегу Волги, появляется много новых картин «Ветхий дворик», «Осень. Слободка», «Вечер. Золотой плёс».

В 1890году художник впервые отправляется в Европу, сперва во Францию на Всемирную выставку, затем в Италию, там он пишет свои шедевры «Берег Средиземного моря», «Весна в Италии».

В 1892 году из Москвы начали выселять всех евреев. Левитан покидает горд и вместе с ним едет Софья Кувшинникова, они живут вместе. Появляются работы: «Владимирка», «У омута», «Март».

В 1896 году проблемы с сердцем обострились, но несмотря на это он продолжает много работать.

В 1898 году Академия художеств присваивает ему звание академика, и теперь он сам может преподавать в Художественном училище.

В конце весны 1900 года развивается простуда, что даёт осложнение на и так слабое, больное сердце, и спустя месяц он умирает. В его мастерской остались недописанные картины, и очень много набросков.

Что можно сказать о таком величайшем художнике, как Исаак Ильич Левитан, нужно просто внимательно рассмотреть его картины, после чего станет понятно, какой великий творец, гений создавал это. Первое впечатление от картин всегда будет только положительным, будто бы ты видишь всё это из своего окна, так тщательно прорисованы мелкие детали: ощущается тепло солнца, холод снега, шум воды, видно как течёт река, движутся облака. Всё это заряжает нас умиротворённостью и теплотой, но какая тяжёлая судьба была у автора этих произведений, что и не подумаешь, глядя на них.

Смерть

Сердечные боли, от которых Левитан страдал с юных лет, с возрастом обострились. На фоне общей слабости художник часто подхватывал заболевания, уничтожающие его иммунитет. Вторая вспышка брюшного тифа так же не прошла для мужчины без последствий.


Исаак Левитан

Из-за недомоганий и болей в сердце Левитан даже отказался от любимого времяпрепровождения – охоты. Все это сказалось на психическом состоянии Исаака. Родные перестали узнавать художника. Настроение мужчины менялось от лихорадочно-радостного до слезливо-меланхоличного.

Вера в будущее вернулась к Левитану после поездки в Ялту зимой 1889-го. На курорте художник много времени провел в обществе заболевшего Антона Павловича Чехова. Вернувшись в Москву, Исаак с новой силой начал рисовать и преподавать.


Могила Исаака Левитана

Весной 1900 года на пленэре в Химках Исаак Ильич заболел. Легкая простуда, осложненная низким иммунитетом и хроническим заболеванием сердца, окончательно ослабила художника. К мучительным болям в сердце добавился туберкулез.

После мучительного полузабытья 22 июня (4 августа) 1900 года Левитан скончался. Исаака Ильича погребли неподалеку от Дорогомиловского кладбища, в районе захоронения представителей еврейского народа.

Литература

  • Константин Паустовский. «Исаак Левитан». Повесть о художнике. — М.,
  • Изабелла Гинзбург. И. Левитан. — Л.—М.: Искусство,
  • Михаил Нестеров. «Давние дни», Воспоминания о Левитане.
  • М. С. Левитан, Исаак Ильич // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
  • Иван Евдокимов. «Левитан». — М.,
  • Сергей Глаголь и Игорь Грабарь (предисловие). Монография о Левитане. — СПб,
  • С. А. Пророкова. «Левитан» (серия ЖЗЛ). — М.,
  • Т. Л. Щепкина-Куперник. «Софья Петровна и Левитан» (в книге «Дни моей жизни»). — Л.,
  • Т. Л. Щепкина-Куперник. «Старшие». //Ж. Вестник Европы, , № 11.
  • В. А. Прытков. «Левитан». — М.,
  • А. А. Фёдоров-Давыдов. «И. И. Левитан. Жизнь и творчество». — М.,
  • В. И. Колокольцов. Отклонение к чеховскому «Дому с мезонином» (в книге «Отклонение. Колокольцовы в Тверской губ. Книга 1.»). — СПб,
  • Н. П. Смирнов. «Золотой плёс. Повесть о Левитане». //Ж. Охотничьи просторы. — М.,
  • И. И. Левитан. Письма, документы, воспоминания (общ. ред. А. Фёдорова-Давыдова). — М.,
  • И. И. Левитан, А. П. Чехов. (в книге Знаменитые россияне в истории Удомельского края (состав. Д. Л. Подушков). — Тверь,
  • М. А. Рогов Тайна происхождения И. И. Левитана и ее возможное влияние на его творчество // XIV Плёсские чтения: материалы научно-практической конференции, Плёс, 13-14 ноября 2015 г. — Иваново, 2016, с. 126—131

Живопись

Внимание Третьякова заметно подняло самооценку Левитана в собственных глазах, но не улучшило финансового положения юноши. Чтобы прокормиться, Исаак рисует иллюстрации для еженедельников. Свободное же время художник посвящает работам для души

Свободное же время художник посвящает работам для души.

Картина Исаака Левитана «Березовая роща»

Собственный стиль, отличающийся щепетильной проработкой деталей, Левитан окончательно освоил к 1880 году. В 1884-ом творчество художника оценили коллеги. Исаака приняли в Товарищество передвижных художественных выставок. В это же время Исаак бросает учебу, не завершив курс и не получив звания «классного художника».

Несмотря на заслуженный успех, эмоциональное состояние Левитана не отличается стабильностью. В 1885 году художник отправляется в усадьбу Киселевых, чтобы прийти в чувство после попытки самоубийства. Особую поддержку и помощь Исаак находит в семье Чеховых, с членами которой познакомился в детском возрасте.

Картина Исаака Левитана «Вечерний звон»

Отдельной эпохой в творчестве художника ознаменовались поездки на Волгу. На берегу реки Левитан вновь почувствовал любовь к жизни. Работы, созданные Исааком в этот период, отличаются радостным настроением. Близкие художника заявляли, что на полотнах появилась улыбка. После посещения пленэров Левитан создает «На волге», за которую получает награду на конкурсе Московского общества любителей художеств.

Свои лучшие работы Исаак создает в мастерской, которую художнику предоставил меценат Сергей Тимофеевич Морозов. Слава о работах Левитана уже распространилась по Москве, поэтому финансовая часть жизни мужчины перестала носить плачевный характер.

Картина Исаака Левитана «Над вечным покоем»

На смену радостным ноткам в работах появились философские отголоски. Мужчина, который много думал о месте человека в мире, особенно ярко отразил собственные размышления в картине «Над бренным покоем». В личных записях Левитан утверждал, что в полотно вложил самого себя.

Следующие 10 лет Исаак проводит в путешествиях по миру. Позволив себе эксперименты, художник теряет благосклонность поклонников. Картины «Озеро Комо», «На севере Италии» и «Берег Средиземного моря» не пользуются признанием. Художник вновь впадает в хандру из-за неприятных рецензий.

Картина Исаака Левитана «Март»

Душевные терзания усугубляются физическими. Проблемы в личной жизни становятся причиной второй попытки самоубийства, такой же неудачной, как предыдущая. Переживания подстегивают вдохновение, и в 1895 году в имении любовницы Левитан создает «Март». Жизнеутверждающий пейзаж позже выкупит давний почитатель Исаака Павел Третьяков.

Картина Исаака Левитана «Золотая осень»

Подъем в творчестве вновь придает болезненному Левитану силы творить. В «мажорный» период, который продлился, пока Исаак гостил в доме очередной возлюбленной, появилась на свет «Золотая осень», изображающая реку Съежу. В этом же состоянии художник рисует «Весна. Большая вода», выполненную в переходе голубых, желтых и зеленых оттенков.

Картина Исаака Левитана «Весна. Большая вода»

В 1898 году Левитана назначают руководителем мастерской в училище, которое художник в свое время не закончил. На фото Левитана этого периода уже заметны следы болезни, но художник не сбавляет темпа и по-прежнему проводит в собственной мастерской большую часть светового дня.

Волжские путешествия

В 1887 году Левитану, давно мечтавшему посетить Волгу, вдохновительницу любимого учителя Саврасова, удалось увидеть великую реку воочию. Особого впечатления она на живописца сначала не произвела.

Весной следующего года Левитан с друзьями-художниками отправился в речное путешествие по Оке и Волге. Путь пролегал мимо маленького старинного Плёса. Городок и его окрестности совершенно очаровали Левитана, и художники сошли на берег. В итоге каждое лето с 1888 по 1890 год живописец провёл именно в этих местах, отсюда ездил в близлежащие города со старинными храмами и церквушками, интересующими Левитана.

Родом отсюда около двухсот произведений художника, которые принесли известность и ему как живописцу, и Плёсу как великолепной натуре.

Личная жизнь

Первой любовью Левитана стала очаровательная Мария Чехова – родная сестра известного писателя. Будучи в гостях у приятеля в деревне Бабкино, художник подолгу общался с девушкой, увлеченной живописью. Однажды, набравшись смелости, Левитан признался Марии в любви, но неопытная красавица только расплакалась и убежала.

Мария Чехова

Подобный ответ огорчил Исаака. Потребовалось немало времени, чтобы молодые люди возобновили общение, решив, что им не суждено быть вместе. Нежная дружба продолжалась до самой смерти художника. На смертном одре Левитан признался Марии, что если бы и решился когда-нибудь жениться, то только на ней.

Став известным в московских кругах, Исаак знакомится в Софьей Кувшинниковой. Женщина держала светский салон, где собирались писатели и художники. Замужняя прелестница была старше Левитана на 10 лет, что не помешало бурному роману. Под предлогом уроков рисования Исаак и Софья часто уезжали на Волгу вдвоем.

Исаак Левитан и Софья Кувшинникова

Конец отношениям положили слухи, которые разошлись по Москве из-за неосторожных выражений чувств любовницы к объекту обожания. По другой версии, роман художников закончился из-за Анны Николаевны Турчаниновой.

Жена сенатора из Санкт-Петербурга жила по соседству с имением Кувшинниковой, где любовники проводили лето. Анна – ровесница Софьи – страдала от безделья и увлеклась обаятельным Левитаном. После продолжительных выяснений отношений Кувшинникова вернулась к мужу, а Исаак переехал в дом к Турчаниновой.

Анна Турчанинова и ее дочь Варвара

Однако в связь привлекательной аристократки и талантливого художника вмешалась третья личность. Дочь Анны Николаевны Варвара заинтересовалась маминым любовником и пригрозила раскрыть тайный роман или покончить с собой. Впрочем, это не остановило влюбленных. Близкая связь продолжалась до смерти Левитана.

Зарубежные поездки

Левитан давно хотел познакомиться с европейским художественным искусством. В конце 1889 года художник отправляется в Париж на Всемирную выставку. Здесь, ознакомившись с полотнами интересовавших его пейзажистов (Коро, Милле, Руссо), Исаак становится более уверенным в себе.

После Парижа посещает Италию, пишет великолепные полотна, которым, по отзывам, всё-таки не хватает сердечности, свойственной работам, созданным на родине. По признанию самого художника, «нет лучше страны, чем Россия; только здесь может быть настоящий пейзажист».

В 1895 году – поездки в Австрию и Францию, в 1896-м – в Финляндию, в 1897-м – в Италию. Картины по мотивам путешествий. И вновь и вновь патриотический вывод, убеждение, что настоящие красоты только в России

Личная жизнь

Первой любовью Левитана стала очаровательная Мария Чехова – родная сестра известного писателя. Будучи в гостях у приятеля в деревне Бабкино, художник подолгу общался с девушкой, увлеченной живописью. Однажды, набравшись смелости, Левитан признался Марии в любви, но неопытная красавица только расплакалась и убежала.

Мария Чехова

Подобный ответ огорчил Исаака. Потребовалось немало времени, чтобы молодые люди возобновили общение, решив, что им не суждено быть вместе. Нежная дружба продолжалась до самой смерти художника. На смертном одре Левитан признался Марии, что если бы и решился когда-нибудь жениться, то только на ней.

Став известным в московских кругах, Исаак знакомится в Софьей Кувшинниковой. Женщина держала светский салон, где собирались писатели и художники. Замужняя прелестница была старше Левитана на 10 лет, что не помешало бурному роману. Под предлогом уроков рисования Исаак и Софья часто уезжали на Волгу вдвоем.

Исаак Левитан и Софья Кувшинникова

Конец отношениям положили слухи, которые разошлись по Москве из-за неосторожных выражений чувств любовницы к объекту обожания. По другой версии, роман художников закончился из-за Анны Николаевны Турчаниновой.

Жена сенатора из Санкт-Петербурга жила по соседству с имением Кувшинниковой, где любовники проводили лето. Анна – ровесница Софьи – страдала от безделья и увлеклась обаятельным Левитаном. После продолжительных выяснений отношений Кувшинникова вернулась к мужу, а Исаак переехал в дом к Турчаниновой.

Анна Турчанинова и ее дочь Варвара

Однако в связь привлекательной аристократки и талантливого художника вмешалась третья личность. Дочь Анны Николаевны Варвара заинтересовалась маминым любовником и пригрозила раскрыть тайный роман или покончить с собой. Впрочем, это не остановило влюбленных. Близкая связь продолжалась до смерти Левитана.

Картина-мелодия «Вечерний звон» (1892)

«Вечерний звон» — призыв к раздумью о смысле человеческой жизни, о связи человека и природы. Перед нами окрестность города Плеса. Зеркальная река как бы разделяет монастырскую и мирскую жизнь. На одной стороне реки – широкий деревянный мост, похожий на причал, две большие лодки, привязанные к берегу для переправы. В одной из лодок сидит человек, сосредоточенный на себе. Может быть, Левитан изобразил в этом персонаже себя. Сам берег исхожен людьми. На другой стороне — завораживающий светлый мир, притягивающий умиротворением и покоем. У самого края реки стоят монахи, провожающие посетителей храма. Посередине реки огромная лодка с людьми. На самом деле река не является границей двух разных миров. Они не разделимы, взаимосвязаны.

В реке отражается звонкое, прозрачное небо, зеленый островок с белыми храмами, золотыми куполами, воротами и дорогой к ним. Монастырские храмы, золотые березки сверкают в ярких лучах заката. Над рекой, в небе, в воздухе разливается колокольный звон.  Этот звон объединения, взаимопроникновения, взаимопонимания разных миров.

Почему картина носит музыкальное название? Предполагают, что художник рисовал картину под звон колоколов.

Картина «Вечерний звон» не простая, в ней есть секрет. Картина называется так же, как и известная народная песня «Вечерний звон», хотя созданы они в разное время и отдельно друг от друга. Несмотря ни на что, у песни и картины немало совпадений.

Говорят, что в картине слышится музыка. Всё пространство вокруг монастыря испещрено плавными линиями. Оказывается, можно выделить на картине несколько явных линий (река, берега, отражения, контуры леса, храма), и спеть эти линии, если разместить на нотном стане.

Интересно и то, как распределены цвета на картине: каждый оттенок имеет своё место и яркую границу, отделяющую одну краску от другой. Внимательный зритель почувствует и здесь звучание колоколов.

Рекомендации родителям

Предложите ребенку прослушать песню «Вечерний звон» (песня написана на народную музыку и стихи И. Козлова) и рассмотреть картину И. Левитана. Попросите сына (дочь) ответить на вопросы:

  • «Почему у картины «музыкальное» название?» (На картине видна церковь. Художник рисовал и слышал звон колоколов во время вечерней службы).
  • Можно ли назвать картину музыкальной? Откуда слышен колокольный звон? (с противоположного берега, где стоит церковь).
  • Чем отличается песня «Вечерний звон» от других песен?
  • Что удивляет тебя в исполнении этой песни? (голоса изображают звучание колоколов).
  • Это звучание одинаковое? (певцы изображают звучание больших и маленьких колоколов).
  • Песня состоит только из колокольного звона? (В ней, как в обычной песне, есть слова).
  • Участвовали ли в исполнении песни музыкальные инструменты? (музыкальные инструменты заменяют голоса).

Попробуйте вместе с ребенком сделать вывод. В песне в роли аккомпанемента для мелодии выступает колокольный звон. В картине же колокольный звон является душой, судьбой человека. Картину и песню объединяет нежная и искренняя любовь к Родине.

Пейзажи

Левитан был участником выставок Товариществоа передвижников (с 1884, с 1891 – чл.), Московского общества любителей художеств (1886, в 1911 общество организовало ретроспективную выставку Левитана), мюнхенского Сецессиона (с 1897), объединения «Мир искусства» (с 1898).

Чувство бездомности усугублялось у Левитана его особым положением в русской художественной жизни его времени. Движение русской природы поэтизировал А. Саврасов, драматизм перемен — Ф. Васильев, а её эпическое величие выявляли с трезвой точностью И. Шишкин и с романтическим пафосом А. Куинджи. Её обыденные уголки уже В. Поленов часто делал мотивом своих созерцательных пейзажей.

Для бесприютного еврея Левитана в русской природе впервые открылось волшебство их созвучности эмоциям человека и возможность воплощать его интимнейшие переживания средствами пейзажной живописи. В своем творчестве Левитан сделал зримым «трав прозябанье» (Е. Баратынский), проник в тайну «слышимой тишины» (И. Тургенев), слил воедино «и темный бред души, и трав неясный запах» (А. Фет).

Вместе с Коровиным и Н.А. Клодтом Левитан стоял у истоков художественного кружка «Среда». Творческое восприятие русской традиции пейзажной живописи привело Левитана от детализации и жанрово-повествовательной трактовки к так называемому пейзажу настроения. Никто из пейзажистов не смог с такой простотой и поэтичностью передать типично русские мотивы.

В картинах, писавшихся по этюдам с натуры, Левитан, чтобы сохранить изначальную свежесть восприятия природы и владевшее им настроение, опускал подробности, обозначал порой детали двумя–тремя точными мазками, добивался ощущения трепетной зыбкости световоздушной среды, окутывающей ландшафт. Новизна его пейзажей, близких по письму работам французских художников так называемой барбизонской школы, а по одухотворенности — произведениям К. Коро, долго не находила понимания и часто вызывала издевательские отзывы в печати.

Многие годы Левитан был связан с Товариществом передвижных выставок (член с 1891 г.), но всегда был чужим ему, так как почти не следовал его программе социального обличения. Чужаком оказался Левитан и для художников объединения «Мир искусства», с которыми сблизился в конце 1890-х гг. на почве поисков выразительной художественной формы, но не мог принять их основной лозунг «искусство для искусства».

В начале 1890-х гг. созданный Левитаном жанр так называемого пейзажа настроения стал служить ему для выражения сложных раздумий о жизни. Его занимают жуткая затаенность природы, грозящей бедами («У омута», 1892), и ее тихая озаренность, сулящая душевный покой («Вечерний звон», 1892), неизбывное уныние мест, ознаменованных скорбью народа («Владимирка», 1892), и загадка отношений недолгого человеческого бытия и извечной необжитости неоглядных просторов («Над вечным покоем», 1894).

Непрестанные искания приблизили Левитана к приемам письма импрессионистов, работы которых он видел во время поездок во Францию, Италию, Швейцарию (1890, 1894, 1897, 1898). Но его не увлекали стихия светоносного цвета и принципиальная «этюдность» их произведений, и он остался верен пониманию картины как воплощения синтетического художественного образа. Картина «Озеро. Русь» (1900, не окончена) синтезирует в себе тему величавой бескрайности России и просветленное жизнеутверждение, которое в полотнах Левитана («Свежий ветер. Волга», 1891–95; «Март», 1895, и других) все чаще стало вытеснять характерное в целом для его творчества меланхолическое настроение.

Даже антисемитская газета “Новое время” признала, что “этот чистокровная еврей знал, как никто другой, как заставить нас осознать и любить обычные домашние сцены своей страны (29 июля 1900)”.

В 1897 году он был избран действительным членом мюнхенского общества «Сецессион». В марте 1898 г. Левитан получил звание академика живописи. С 1898 руководил пейзажным классом Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Тяжелая болезнь сердца и смерть в 1900 году помешали ему создать собственную школу русского пейзажа, но влияние Левитана на развитие русской пейзажной живописи в 20 в. было решающим. Левитан был похоронен на Дорогомиловском еврейском кладбище.

Биография Исаака Левитана

Исаак Левитан — выходец из еврейской семьи из Кибарты, небольшого литовского местечка Августовской губернии. Точный день рождения художника неизвестен. Согласно источникам, он появился на свет 18 августа (официальная дата) или 3 октября 1860 года и стал младшим сыном Ильи (Эльяшив-Лейб) и Баси.

Отсутствие достойной работы в Кибарте сказывалось на финансах Левитанов, поэтому в конце 1860-х годов они переехали в столицу. 13-летний Исаак поступил в училище живописи и зодчества, но денег на учебу катастрофически не хватало. После смерти родителей талантливому студенту помогали преподаватели, выдавая ему краски, кисти и денежные пособия.

Первой картиной Левитана, заслужившей высокую оценку публики, стал «Осенний день. Сокольники». Произведение, представленное на ученической выставке, приглянулось известному меценату Павлу Третьякову, который за 100 рублей купил пейзаж для своего собрания живописи.

В 1879 году вышел царский указ, предписывающий высылку всех евреев из Москвы. Исаак с братом и семьей сестры обосновался в Салтыковке, а в столицу вернулся спустя год и то с помощью влиятельных друзей. Левитан завершил учебу в училище, но вместо звания классного художника ему выдали диплом о приобретении специальности «учитель чистописания».

Левитан продолжал совершенствовать технику, брался за любые заказы и даже немного поправил материальное положение. В 1885 году поселился в Максимовке, глухой деревушке в Истринском районе, где познакомился и подружился с Антоном Чеховым. В это же время проявились проблемы со здоровьем — недоедание, напряженный труд и постоянное беспокойство обострили болезнь сердца. В 1896 году поехал лечиться в Крым. Оттуда он вернулся с более чем полусотней крымских пейзажей, которые успешно продал на Периодической выставке живописи.

В летние сезоны 1887-1890 годов несколько раз посетил Поволжье, где создал около двухсот ярких шедевров, среди которых знаменитые пейзажи живописного Плёса. Зимой 1889-1990 годов художник отправился в Европу, где посетил Всемирную парижскую выставку и побывал в Италии. Из заграничной поездки он привез несколько интересных средиземноморских пейзажей.

Очередной всплеск антиеврейских настроений вынудил Левитана выехать из столицы. Пребывание в изгнании негативно сказалось на здоровье художника, но он продолжал рисовать и создал большое количество натюрмортов. 1898 год оказался знаковым — Левитан стал академиком пейзажной живописи и получил должность руководителя мастерской в родном училище. В конце весны 1900 года живописец простудился и 22 июля умер от осложнений.

Качели настроения

По воспоминаниям современников, на художника иногда находили приступы меланхолии, настолько всепоглощающей, что просто обессиливали его. Тогда он или погружался в многодневные мрачные раздумья, или с ружьём уходил в леса с прибившейся к нему собакой Вестой, бродил неделю-другую, пока душевное равновесие и радость не возвращались к нему. Художник сам мучился от этого периодического разлада в душе. Однажды к Чеховым из Максимовки прибежала хозяйка дома, где жил Левитан, и рассказала о попытке художника застрелиться. Обеспокоенные душевным состоянием живописца, Чеховы устроили его переезд в Бабкино, ближе к себе, в хозяйский флигель-курятник. Выход из состояния отчаяния требовал времени и терпеливого участия близких людей. Такими людьми на Истре были Чеховы.

Вообще живописные места близ имения Киселёвых, окрестные деревни, леса, реки, ручьи и овраги «богатством материалов» приводили художника в восторг и давали пищу для работ, которых было написано так много, что ими были увешаны все стены левитановского флигеля. В этих, ставших дорогими сердцу художника, местах родились многие известные летние и осенние пейзажи.

Меланхолия

Лето 1894 года началось для живописца с поездки к друзьям в усадьбу Островно со своей ученицей Софьей. В это же время по соседству гостила Анна Турчанинова которая влюбилась в художника. За сердце молодого человека началась борьба, которую Кувшинникова проиграла, и опечаленная вернулась домой. Эти события плохо сказались на здоровье Левитана слишком много стресса и потрясений перепало на его больное сердце. Зимой 1895 года художника навестил Чехов, и их дружба возродилась.

Весной того же года живописец отправляется еще раз во Францию и Австрию. Его состояние ухудшается, а депрессия проявляется все сильнее. Его работы в этот период становятся вялыми, а их количество уменьшается. В конце концов у него произошел срыв, и он предпринял попытку самоубийства. Все его друзья и родные были повергнуты в шок, Чехов который навестил своего старого знакомого не мог поверить в происходящее. Убедившись, что опасный период миновал писатель, покинул своего друга вернувшись домой.

Интересные факты

  • С ранних лет мыслитель был сильно близорук, не мог играть со сверстниками.
    Из-за болезни мальчик много читал, занимался самообразованием.
  • Страсть Чернышевского к литературе была столь велика, что домашние прозвали его «библиофагом», то есть пожирателем книг.
  • В ранние годы учился в семинарии. Однако священником становиться не собирался и позже ее бросил.
  • В зрелые годы мужчина был материалистом, но при этом все еще верующим человеком.
  • Значительную часть своей жизни Чернышевский находился под надзором полиции. А затем больше 10 лет отбывал наказание, не прекращая при этом работать, заниматься публицистикой.
  • Известно, что Николай Гаврилович был гордым и несгибаемым, принципиальным человеком. Когда после 7 лет, как и предписывалось приговором, его не освободили и предложили подать прошение на имя императора, он отказался, не желая унижаться и раболепствовать перед государем.
  • Находясь в заключении, Чернышевский написал свою наиболее выдающуюся работу — роман «Что делать?». Размышления философа были столь тонкими, что цензоры не заметили в литературном труде двойного дна и пропустили в печать, несмотря на долгую вычитку и поиск крамолы.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: