Василий перов

Живопись

Школа живописи была окончена Перовым в 1861 году. В копилке художника оказалась золотая медаль 1-го класса за произведение «Проповедь в селе». Описав бытовой сюжет и специфичный социальный срез, в том же году Перов создал картину, аналогичную по стилю и тематике, «Сельский крестный ход на Пасху».

Картина Василия Перова «Сельский крестный ход на Пасху» / Третьяковская галерея

Оба произведения описывали российскую действительность, невежество и безнравственность, царящие в низших слоях населения. Критики обсуждали работы мастера, его смелость, мастерство. Дискуссии вокруг произведений привели к тому, что картину было запрещено демонстрировать в России. Но ее приобрел Павел Третьяков под страхом неодобрения Синода и ссылки для автора творения.

Несмотря на споры вокруг творчества, Перов написал картину «Чаепитие в Мытищах». На ней ленивый священник находится за столом и пьет чай, а рядом стоят голодающие нищие, которых верный слуга не подпускает к господину.

Картина Василия Перова «Чаепитие в Мытищах» / Третьяковская галерея

1862 год принес Перову стипендию и содержание, пожалованное Императорской академией художеств, а значит, он мог отправиться за границу

Бывая в европейских городах, живописец делал зарисовки бедных кварталов, обращал внимание на работу простолюдинов и жизнь обездоленных. Сюжеты, подмеченные им, легли в основу картин «Слепой музыкант», «Парижская шарманщица» и др

Вдали от дома Перов тосковал и до завершения стажировки за рубежом просил Совет академии художеств о возвращении на родину. Художник мотивировал свое желание отсутствием вдохновения и удовлетворенностью от созданных на чужбине работ.

Картина Василия Перова «Тройка» / Третьяковская галерея

На родной земле он продолжал работать в направлении реализма, интересуясь социальным контекстом. К 1860-м на картинах автора появлялись городские дети, служащие высокопоставленных чиновников, крестьяне. В 1869-м Перов стал участником кружка «передвижников». Товарищество передвижных художественных выставок впервые открыло экспозицию в 1871 году. На ней, помимо картин «Рыболов», «Охотники на привале», Перов представил и несколько портретов.

Василий Перов пробовал себя в качестве педагога, преподавая в Московской школе живописи, ваяния и зодчества, а также делал первые шаги на литературном поприще. Его рассказы имели в основе сюжет о художественном опыте мастера. Из-под пера художника вышли «Тетушка Марья», «На натуре (Фанни под № 30)».

Картина Василия Перова «Охотники на привале» / Третьяковская галерея

Несколько абстрагировавшись от социальной тематики, Перов увлекся зарисовками жизни русской деревни и портретами. На его полотнах появлялись литераторы Александр Островский, Иван Тургенев, кисти автора принадлежит «Портрет Ф. М. Достоевского». Последний называют ярким примером русской портретной школы.

Василий Перов проникся интересом к исторической живописи и собирался написать 3 полотна, посвященные восстанию Емельяна Пугачева. Свет увидела только картина «Суд Пугачева». Остальные сюжеты сохранились лишь в виде набросков. В 1881 году автор завершил последнюю работу «Никита Пустосвят. Спор о вере».

«Сельский крестный ход на Пасхе» (1861)

Во времена учения Перова ученикам Московского училища живописи и ваяния в отличие от студентов Петербургской Академии предоставляли большую свободу. Это проявлялось в том, что ученики сами выбирали темы для «программных» картин. Для участия в конкурсе на Большую золотую медаль Перов задумывает взять сюжет «Сельского крестного хода», но академический совет за «непристойность изображения духовных лиц» отвергает его замысел. Студент уступает совету и предлагает сюжет «Проповеди в селе», за который получает желаемую награду, дающую право на пенсионерскую поездку.

Однако до отъезда за границу художник не оставляет свой прежний замысел и пишет «Крестный ход», который на постоянной выставке Общества поощрения художеств в Петербурге в 1862 году производит взрыв возмущений и вскоре снимается с показа.

Вместо поездки в Италию «злые» языки пророчили художнику Соловки.

П. М. Третьяков, купивший «безнравственное» полотно, время от времени получал предупреждения. По поводу этой покупки ожидался запрос от Синода, но все обошлось без последствий.

Описание картины «Сельский крестный ход на Пасхе»

Большую часть полотна занимает серое грязное небо. Оно несет определенную символическую нагрузку. Вся праздничная процессия показана в движении справа налево – будто срывается вниз. Этим подчеркивается степень ликования празднующих Христово Воскресение.

Персонажи картины расположены «барельефно», что помогает рассмотреть их последовательно.

С раннего утра к крестьянам явились пьяные церковники, чтобы получить деньги или продукты за пасхальное пение. Эту церковную процессию можно смело назвать обираловкой.

Хорошо угостившись, они с трудом передвигают ноги. Весь крестный ход лишен порядка и согласованности.  Каждый идет сам по себе.

Нарядные крестьяне бойко славятся, изрядно нагулявшись. Молодой мужчина поет с гордо поднятой головой молитву, безразлично отвернувшись от всех шествующих. Крестьянка, придерживающая двумя руками образ Богоматери, смотрит отрешенным взглядом вдаль и направляется совсем в противоположную сторону.

Сгорбившийся старик, одетый в лохмотья, держит в руках перевернутую икону.

Священник в праздничном одеянии, спускаясь со ступеньки крыльца, наступает ногой на пасхальное яйцо. Он находится в недобром расположении духа. Видимо в этом доме взять ему было нечего. Его сальные волосы и заплывшее лицо вызывают отвращение. Пастырь (священнослужитель) держится рукой за перила, так как ноги его заплетаются (не слушаются). Слева от него лежит дьякон, уронивший в грязь молитвенник при попытке спасти яйцо.
За ними изображена хозяйка дома, приводящая в чувства перепившего мужа.

Один из гостей уснул под крыльцом, сжавшись в комок от холода.

Участникам крестного хода предстоит еще продолжить «службу» в других домах.
Картина «Сельский крестный ход на Пасхе» представляет собой сатиру на непорядочных священнослужителей. Автор высмеивает не веру, а сущность отдельных людей.

Вокруг этой картины до сих пор идут споры.

Как незаконнорожденный мальчик, носивший чужую фамилию, стал Перовым

Поэтому официально «рожденному во грехе» ребенку изначально дали фамилию трактирщика, который согласился стать его крестным отцом. Нарекли малыша Василием Григорьевичем Васильевым. А псевдоним «Перов» возникнет немногим позже, а именно, с легкой руки местного дьячка, учившего мальчика грамоте.

Интерес к живописи и чистописанию возник у Васи, когда он наблюдал за работой приглашенного в их дом художника, реставрирующего портрет. Мальчишка, «очарованный волшебством живописи», начнет также рисовать. И первое, что изобразит будущий художник, будут буквы, которые он не напишет, а именно, нарисует. За красоту письма и виртуозное владение пером дьячок- учитель и прозвал Васю — «Перовым». Под этим прозвищем и прославился художник много лет спустя. А еще Василию в детстве довелось переболеть оспой, вследствие чего слабое зрение останется у него на всю жизнь, что, впрочем, не помешает стать ему знаменитым живописцем.

В 18-летнем возрасте мать привезла Василия Перова в Москву, а через год он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Юноше из-за бедности своей приходилось жить «из милости и на хлебах» у хозяйки приюта, куда пристроила его Акулина Ивановна по знакомству. Зато в училище Василию довелось вращаться в интересной творческой среде: его товарищами были начинающие художники со всей России. А самым близким другом стал молодой пейзажист Иван Шишкин.

Однажды Перов, оставшись без крыши над головой и средств к существованию, в отчаянии он чуть было не оставил училище. Однако в затруднительном положении ему помог его учитель, поселивший Василия у себя и по-отечески заботившийся о нём.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/00-Perov-0026.jpg» alt=»Сельский крестный ход на Пасхе. (1861).

А вот второе попало в опалу и подняло бурю протеста. Пошли слухи, что «Перову вместо Италии как бы не попасть в Соловки»
. Эта работа вызвала горячие споры: В. Стасов хвалил ее за правду и искренность; в то же время другие влиятельные критики утверждали, что «подобное направление убивает настоящее высокое искусство, унижает его, показывая только неприглядную сторону жизни».

Биография

Василий Перов — русский художник-реалист 2-й половины 19-го века. Настоящая фамилия живописца тщательно скрывалась, так как он оказался внебрачным сыном. Это составило трагедию его юности, так как Перов не мог претендовать на наследство, титул отца и родственные связи.

Портрет Василия Перова. Художник Иван Крамской / Русский музей

Искусствоведы называют автора «певцом скорби», потому что большинство его произведений изображают бытовые трудности жизни простых людей, крестьян, неимущих, потерявших близких. Художник нашел призвание в бытовой исторической живописи и портретном жанре. Сегодня большинство работ автора выставлены в Третьяковской галерее в Москве.

Живопись

Хотя Перов обладал бесспорным художественным талантом он понимал, что ему следует продолжать обучение. В 20-летнем возрасте он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Это был один из самых сложных периодов в его биографии.

Молодому человеку катастрофически не хватало денег, а также не было постоянного места жительства. Это привело к тому, что он решил оставить учебу, не видя выходя из сложившегося положения. Однако, когда об этом стало известно его учителю, Егору Васильеву, он разместил Перова в своем доме и обеспечил всем необходимым.

В 1856 г. за представленный в Императорскую академию художеств «Портрет Николая Григорьевича Криденера, брата художника», Василий удостоился малой серебряной медали. Спустя год ему вручили большую серебряную медаль за полотно «Приезд станового на следствие», в котором уже прослеживался его собственный «почерк».

Тройка

Незадолго до окончания училища Василий Перов стал автором таких картин, как «Проповедь в селе» и «Сельский крестный ход на Пасхе». Примечательно, что за первую работу его наградили большой золотой медалью и предоставили возможность побывать за рубежом в статусе пансионера.

Став дипломированным художником Перов написал полотно «Чаепитие в Мытищах». На нем ленивый священнослужитель сидит за обеденным столом, а рядом стоят голодные нищие, которых слуга не подпускает к господину.

После этого Василий отправился за границу, побывав в разных городах Германии и приехав в Париж. Здесь он прожил более года, продолжая заниматься живописью. В ту пору были написаны такие полотна, как «Савояр», «Шарманщик», «Нищие на бульваре» и другие работы.

В 1864 г. Перов возвратился в Москву, где провел всю оставшуюся жизнь. Его сильно волновали жизнь простых людей и социальные проблемы, в связи с чем он выражал свои мысли с помощью кисти. Во второй половине 1860-х годов он изображал на полотнах крестьян, батраков, бедных детей и т. д.

В данный период биографии Василий Перов стал автором таких известных работ, как «Проводы покойника» и «Очередь у бассейна», за которые удостоился наград на художественных конкурсах. Тогда же в его творчестве стали преобладать драматические сюжеты.

Затем мастер представил картины «Сцена на почтовой станции», «Тройка», и «Приезд гувернантки». На них он изобразил крайне тяжелое и унизительное положение батраков – персонажи Перова как бы с упреком смотрят на зрителя.

Интересен факт, что искусствоведы отмечали, что подобный прием будет использоваться живописцем на многих его портретах. За работы «Тройка» и «Приезд гувернантки в купеческий дом» он получил звание академика. В 1867 г. его полотна участвовали на Всемирной выставке, получив прекрасные отзывы от критиков.

В последующие годы биографии Перов начал уделять больше внимания портретной живописи. На холсте он стремился передать психологический и духовный мир портретируемого, достигнув в этой области больших высот.

В 1869 г. Василий Перов вместе с Григорием Мясоедовым основал московскую группу передвижников; в течение 7 лет он был членом правления. В скором времени он стал профессором Академии художеств за работы «Странник» и «Птицелов».

Охотники на привале

В последнее десятилетие своей творческой биографии Перов увлекся житейской бытовой тематикой. Именно тогда появилась его знаменитая картина «Охотники на привале». В 1871 г. он попробовал себя в качестве преподавателя Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

Тогда же Василий Григорьевич написал множество портретов известных ученых и деятелей культуры, включая Даля, Тургенева, Островского, Достоевского и др. В 1873 г. его работы «Рыболов» и «Охотники на привале» выставлялись на Всемирной выставке в Австрии.

В следующем году художник простудился во время охоты, что привело к развитию чахотки. В те годы для его полотен были характерны исторические, литературные и религиозные мотивы. В 1877 г. он вышел из состава Товарищества передвижников.

Примерно через год несколько картин Перова были выставлены на Всемирной парижской выставке. Затем весь трагизм своего внутреннего мира он выразил «евангельским» циклом и знаковым полотном «Никита Пустосвят. Спор о вере».

Учёба в провинции

В Арзамасе прошли годы учёбы Василия. В период 1843-1846 гг. он учился в уездном училище, живя при нём под присмотром учителя. В это время мальчика уже влекло к рисованию – когда-то он видел, как работает художник, приглашённый отцом, и это очень впечатлило ребёнка. Теперь он, выкраивая время для любимого занятия, много рисует. Отец, прислушавшись к сыну, в 1846 году отдаёт его в художественную школу Арзамаса, которая была первой в России школой живописи, открытой в провинции – плата за учёбу здесь была невелика, а профессия при наличии таланта была уважаемой и доходной. Основатель школы, её руководитель, педагог А.В. Ступин наличие дарования у старательного «Васеньки» заметил с первых уроков, а усердие и трудолюбие самого ученика позволили ему раньше других перейти от карандаша к масляным краскам. Заниматься мешала только зависть некоторых одноклассников к успехам и таланту Перова. У него не было желания тратиться на конфликты и, не окончив школу, в 1849 году он уехал к родителям.

Знаменитые картины Василия Перова

Будучи человеком большого сердца, Перов
с любовью создавал трогательные образы детей из народа. Известна его картина «Спящие дети»
(1870 г.), изображающая двух крестьянских ребятишек, спящих после изнурительной работы. Они лежат в сарае на полу, покрытом рогожей. Луч солнца, пробивающийся сквозь небольшое окно, освещает лица детей, и видно: так глубок и так тяжёл их сон, безрадостный как и сам деревенский быт того времени.

Особенной популярностью пользуется картина «Тройка» (1866 г.) В. Г. Перова
, рассказывающая о беспросветной жизни ребят, отданных в город обучаться ремеслу… Холодный зимний пасмурный день. Дует сильный ветер. По засыпанной снегом ухабистой дороге трое подростков везут обледеневшую бочку с водой. Лица их бледны, измождены. Худенькие, полные крайнего напряжения детские фигурки одеты в лохмотья. Непосильный физический труд, нищета, голод и холод — вот что было уделом детства и юности огромного множества детей трудящихся.

В. Г. Перовым создана серия портретов передовых деятелей русской культуры — писателей, поэтов, художников, отличающаяся тонкой психологической выразительностью образов. В этой серии мы встречаем и автопортрет
самого Перова
. На нас смотрят умные, проницательные глаза человека, много в жизни увидевшего и пережившего, человека сильной воли и критического склада ума.

Выдающийся художник-демократ В. Г. Перов любил свой народ, ему он отдал свой большой талант.

Перов Василий Григорьевич родился 21 декабря 1833 года в Тобольске.

Поскольку Василий Перов являлся незаконнорожденным сыном мещанки Тобольской губернии Акулины Ивановой и губернского прокурора барона Георгия Карловича Криденера, судьба у него не выпала легкой. И даже венчание родителей не позволило Василию получить ни фамилии отца, ни его титула. В итоге талантливый русский художник Перов Василий Григорьевич получил свою фамилию по прозвищу, данному ему дьячком за аккуратное владение пером.
Отец Василия Перова был человеком образованным, из именитого рода Криденеров, но при этом обладал острым словом и неуживчивым характером. Поэтому ему часто приходилось менять место службы, в результате чего семья постоянно меняла место жительства. Василий Перов в детские годы подолгу находился у разных родственников.

Как-то отец пригласил в дом художника, и маленький Василий смог наблюдать за его работой и проявил к живописи большой интерес. Это, пожалуй, и определило его дальнейшую судьбу. Сначала Василий поступает на обучение в частную школу рисования Ступина в Арзамасе, а затем уже в двадцать лет в Московскую школу живописи, ваяния и зодчества.

В период обучения он не остался не замеченным и получил свою первую награду – малую серебряную медаль за талантливо выполненный эскиз, а чуть позже и малую золотую медаль за картину «Первый чин».

По окончании учебного заведения Перов Василий Григорьевич, как было принято для способных выпускников, отправляется за границу для совершенствования своего профессионального мастерства. Этот период Перов создает цикл работ, посвященных быту парижан.

Но проживание и творчество за границей не слишком привлекают молодого художника. Его больше мотивирует Родина, непростая жизнь обычных людей. Поэтому он вскоре возвращается и создает ряд работ, таких как Тройка, Деревенские похороны, Утопленница и другие, которые вызвали большой резонанс в обществе своей пронзительностью и обличением ханжества и безразличия власть имущих к судьбе народа.

Перов Василий Григорьевич не был конечно каким-то революционером, но всегда оставался человеком не равнодушным. За период своего творчества он создал целый ряд замечательных работ, которые являются в настоящее время украшением Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, а также Художественного музея Беларуси.

«Охотники на привале» (1871)

Перов серьезно увлекался охотой, и эта страсть не могла не отразиться в его творчестве. В начале 1870-х годов появилась большая «охотничья серия» картин, в которую вошли многие известные работы «Птицелов», «Рыболов», «Ботаник», «Голубятник» и др. В этом ряду самую яркую охотничью сцену представляет картина «Охотники на привале». Она была показана на Первой передвижной выставке и вызвала противоречивые отклики.

М. Салтыков-Щедрин увидел в перовской работе неестественную театрализацию:

Достоевский охарактеризовал полотно так:

Описание картины

В этой работе Перов как «ценитель поэзии охоты» пытается показать радостную сторону жизни, представив яркие психологические характеристики персонажей. Его герои списаны с конкретных лиц. Моделью рассказчика «страшной» истории послужил врач Дмитрий Павлович Кувшинников.

В русской литературе, в частности в рассказе Чехова «Попрыгунья» он является прототипом доктора Дымова. В молодом охотнике, одетом с иголочки искусствоведы узнают члена московской городской управы Николая Михайловича Нагорнова. Иронично ухмыляющийся персонаж в одежде простолюдина идентифицирован как врач, художник-любитель, писатель Василий Владимирович Бессонов.

Три охотника, увлеченные беседой, не замечают уток, летящих над их привалом. Эта неправдоподобная для записных охотников деталь подчеркивает «страстность» истории рассказчика.

Молодой простодушный человек восторженно слушает бывалого охотника, запоминая каждое слово, чтобы пересказать байки своим приятелям. Новая одежда выдает в нем новичка охотничьего дела. Эта охота является для него характерным знаком наступившей «взрослости».

Между рассказчиком и слушателем изображен скептик с необыкновенно выразительными чертами лица. Он сомневается и нисколько не верит новоявленному барону Мюнхгаузену, но увлеченно поддерживает разговор, подсмеиваясь над умением врать первого приятеля и наивностью второго.

В творчестве художника важную роль играют руки человека. В этой работе действие во многом задается руками героев, ими определяются их психологические особенности. Растопыренные пальцы «враля» добавляют больше страсть рассказу. Простолюдин, почесывающий свою голову как бы не очень доверяет услышанному и считает это явным «враньем». Сжатая в кулак рука молодого человека передает его волнение и напряжение.

Мрачный осенний пейзаж выбран автором преднамеренно. Краски поздней осени как бы созвучны страшной истории «бывалого» охотника.

На переднем плане представлен натюрморт с подстреленной дичью и охотничьими принадлежностями, без которого картина была бы неполной.

Мастер знал толк в охоте. В. Стасов сравнивал «Охотники на привале» с лучшими охотничьими рассказами И. С. Тургенева.

Наиболее известные работы художника

Великий русский живописец всю жизнь носил не свою фамилию

Каждый раз, когда оказываешься в Третьяковской галерее и стоишь перед знакомым с детства полотном, возникает такое чувство, что в эту самую минуту всемирно известный шедевр принадлежит исключительно тебе. Ничто не мешает зависнуть перед ним, рассматривая каждый мазок и каждый штрих.

Полотна Василия Перова из тех, от которых уходить не хочется. «Тройка», «Рыболов», «Охотники на привале»… — картинка в твоем букваре и классика, которой люди восхищаются много лет.

21 декабря исполняется 185 лет со дня рождения художника. Мы выбрали пять его самых узнаваемых работ – у каждой из них своя история.

Штрихи к его портрету

  • 21 декабря 1833 г. (3 января 1834 г.)
    Родился в Тобольске.
  • 1842-1846
    гг.
    Жил с родителями в имении Саблуково Нижегородской губернии Арзамасского уезда. Самостоятельно занимался рисованием.
  • 1846-1849
    Учился в арзамасской школе живописи Александра Ступина.
  • 1852
    Переехал с матерью в Москву.
  • 1853-1862
    Обучался в Московском училище живописи и ваяния.
  • 1861
    Получил большую золотую медаль Академии художеств за картину «Проповедь в селе» с предоставлением содержания для совершенствования за границей.
  • 1863-1864
    Набивал руку в Берлине, Дрездене, затем в Париже.
  • 1864
    В августе получил разрешение на досрочное возвращение в Россию. Осенью, посетив Италию, приехал в Москву.
  • 1866
    За картины «Тройка» и «Гитарист-бобыль» получил звание академика.
  • 1867
    Участвовал во Всемирной выставке в Париже, где были представлены картины «Первый чин» («Сын дьячка, произведенный в коллежские регистраторы»), «Дилетант», «Гитарист-бобыль», «Проводы покойника», «Тройка», «Утопленница».
  • 1870
    Стал одним из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок, избран членом правления Товарищества и кассиром московского отделения. Получил звание профессора за картины «Птицелов» и «Странник».
  • 1871
    Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
  • 1872
    Вступил в брак с Елизаветой Егоровной Другановой.
    Написал портрет Достоевского.
  • 1873
    На Всемирной выставке в Вене представил полотна «Охотники на привале» и «Рыболов».
  • 1874
    Начал работать над картиной о восстании Пугачева.
  • 1878
    Вышел из Товарищества передвижных художественных выставок. Принял участие во Всемирной выставке в Париже («Портрет Достоевского», «Птицелов», «Странник»).
  • 1881
    Работал над картиной «Никита Пустосвят».
  • 29 мая (10 июня) 1882 г.
    Скончался от тифа и воспаления легких в Кузьминках. Похоронен в Даниловом монастыре в Москве.
  1. «Подлинный певец скорби»
  2. Портретная галерея

В
асилия Перова один из его учеников называл «подлинным певцом скорби». И не зря: постоянными персонажами его жанровых картин были измученные крестьяне, голодные, замерзшие или оплакивающие умерших родственников. Однако кисти Перова принадлежат не только социальные работы, но и целая портретная галерея, а также картины на исторические сюжеты.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: