Феофан грек

Работы Феофана Грека

Епифаний рассказывает о Феофане так, как мы описываем мастеров эпохи Возрождения: остроумный художник, ведущий проповеди во время работы, незаурядная личность и необыкновенно талантливый мастер.

Роспись церкви Преображения в Новгороде

Илия Пророк — фреска Феофана Грека

Основные работы художника находятся в старинной церкви Преображения в Великом Новгороде. В куполе храма расположен образ Христа, нанесенный охрой и белой краской. Белила изображают вспышки света и символизируют дивную энергию. Внутри небольшого помещения на хорах размещен образ Святой Троицы, созерцаемый Авраамом и Сарой. По стенам комнаты трех сторон изображены святые, стоящие в молитве. Их образ говорит об особом напряжении и молитвенной силе. Даниил Столпник выставил руки перед собой, Преподобный Симеон развел руки в стороны и принимает свет, льющийся с неба. Преподобный Алипий стоит с закрытыми глазами. Его руки прижаты к груди. Святой словно вслушивается в глубину собственного сердца по завету исихастов. Рядом расположена высокая фигура Макария Египетского, похожего на яркую полосу света.

Иконы

Донская икона Божией Матери

  • Авторство икон Феофана Грека не удалось доказать, но историки культуры связывают несколько работ с именем иконописца. Икона «Преображение» – основательная и крупная, она имеет большое сходство с уникальной манерой иконописи Феофана Грека: выразительность, созвучие огня и света. Господь Иисус Христос стоит на вершине холма, а его ученики лежат на земле в трепетном страхе. Рядом со Спасителем стоят Моисей и Илия. Присутствие на иконе пророков наполнено знаками о грядущем изменении мира.
  • Феофану предписывают создание Донской иконы Божией Матери. Об этом говорит живописная манера письма и присутствие пульсирующего света.
  • На другой стороне Донской иконы, т.к. образ двусторонний, представлено «Успение Пресвятой Богородицы», где Святая Дева лежит в окружении апостолов, которые пришли попрощаться. За ложем стоит Христос. В его руках фигурка, символизирующая душу Богоматери. Перед Богородицей стоит горящая свеча – символ жизни.

Икона Преображения Господня

Творения художника отражают опыт исихаста, коем, несомненно, был Феофан Грек. Его отрешенность от общепринятых церковных норм, ограниченность цветовой гаммы не помешала внести огромный вклад в историю отечественного искусства. Именно он познакомил русских с высокими достижениями византийской культуры в период последнего ее взлета.

Фаворский свет

Если новгородская роспись имеет документальное подтверждение авторства Феофана Грека, то об иконах этого сказать нельзя. В древности авторы не подписывали своих произведений. Тем не менее несколько икон связывают с именем Феофана. Одна из них — «Преображение» из Переславля-Залесского. Ныне она находится в Третьяковской галерее, а прежде была храмовым образом Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском. Икона большая (184х134), монументальная. Яркий и своеобразный характер живописи имеет сходство с феофановским стилем: тот же темперамент, то же огненное звучание света, та же экспрессивная манера письма. Но есть и отличия. Во-первых, икона полихромная, здесь мастер полностью следует традиции. Во-вторых, характер образа Спасителя иной: лик не грозный, как в новгородских фресках, а милостивый, черты его смягчены, взгляд внимательный и кроткий.

Икона Преображения Господня. Феофан Грек —

Композиция иконы вытянута по вертикали: Христос стоит на вершине горы, а ученики пали на землю в страхе и трепете. Спаситель окружен сиянием славы, от Него исходят золотые лучи, свет голубоватыми бликами пульсирует на горках, на деревьях, на одеждах. Свет также проникает вглубь, взрывая все изнутри, так что традиционные пещерки на горках выглядят как воронки от взрыва. Чудо Преображения показано как космическое событие, переворачивающее вселенную, преображающее все творение.

Рядом со Спасителем стоят пророки Моисей и Илия, олицетворяя полноту Ветхого Завета («Закон и Пророки») и исполнение всех чаяний и пророчеств во Христе. Присутствие пророков также имеет эсхатологический смысл — Преображение показано как преддверие Суда Божия, в Евангелии сказано: Суд же состоит в том, что свет пришел в мир (Ин 3:19). Но тайна Преображения состоит в том, что апостолы — не пассивные созерцатели чуда Преображения. Они сами изменяются под воздействием этого Света, становятся другими, в их сердцах уже пульсирует Божественная энергия, делающая их причастниками Царства Божия. Именно так учили исихасты, практиковавшие созерцание Божественного Света.

Книжные миниатюры

Следы влияния греческого мастера встречаются в книжной миниатюре. Он считается оформителем Евангелия Хитрово и Евангелия Фёдора Кошкина. На страницах отсутствуют изображения, но каждая страница украшена орнаментами, заставками и красочными инициалами. Этим элементам свойственны резкие линии, аскетичный колорит.

Интересно: учёные отмечают, что Евангелие Кошкина принадлежит не самому Феофану, а одному из его последователей. Среди возможных авторов называют Андрея Рублёва.

Феофан Грек — значительная личность в русском средневековом искусстве. Его учеником и соавтором является великий святой иконописец Андрей Рублёв, являющийся родоначальником русской национальной иконописной школы.

Иконописец Феофан Грек

Живопись

В источниках указывается, что Феофан Грек расписал более 40 храмов. Но до настоящего времени сохранились точные сведения о четырёх монументальные работах мастера.

Новгород

Росписи Преображенской церкви на Ильиной улице в Новгороде — единственная работа мастера, авторство которой не вызывает сомнений у исследователей. До настоящего времени сохранились лишь фрагменты фресок, которые были открыты в ходе реставрации, проводимой в 10-40 гг. XX в.

Лучше всего сохранились изображения купольной части, на которых изображены Христос Пантократор, фигуры архангелов и серафимов, а также праотцов. В работе над изображением Христа мастер использовал всего один цвет — охру, которая дополнялась белыми бликами.


Иисус Пантократор — роспись в куполе церкви Спаса Преображения

Умелая работа иконописца создаёт уникальное изображение, строгий взгляд которого проникает в душу входящих в храм прихожан. В таком же стиле выполнены изображения праотцов. Ной держит в руках ковчег, который символизирует Церковь земную.

Уникальные по смысловой нагрузке изображения располагаются в Троицкой пределе. В изображениях Даниила Столпника, Симеона Дивногорца, Алимпия Столпника и Макария Египетского показываются этапы приобщения человека к Божией Благодати, которая на изображении обозначается белилами.

Их количество на фреске обозначает степень восприятия Бога человеком. При этом на вытянутой совершенно белом изображении святого Макария чётко выделяются тёмные кисти и лик. Они являются символом того, что, погрузившись в Свет Господа, человек не растворяется в нём, а внутренне преображает свою личность.

Важно! Древние фрески новгородского храма входят в число великих произведений не только русского, но и мирового искусства

Москва

После Новгорода Феофан работал над росписями нижегородских и коломенских храмов. Эти фрески не дошли до современности. Сохранились монументальные изображения, приписываемые талантливому греку, в храмах Московского Кремля.

В Благовещенском соборе сохранились изображения деисусного чина иконостаса. Впервые в истории русской иконописи в иконостас поместили ростовые фигуры. Вытянутые фигуры напоминают свечи. Контраст света и тени оживляют статичные образы, делают их светящимися изнутри.


Икона «Спас в силах» из Благовещенского собора Московского Кремля

Московские работы мастера отличаются от новгородских образов. Линии становятся более плавными и мягкими, в ликах появляется покой и благодушие. Несмотря на смягчение стиля, образы, создаваемые Феофаном, по-прежнему олицетворяет силу и мощь Господа.

Краткая биография и портрет личности Феофана Грека

О незаурядной личности Феофана Грека (Гречанина) мы знаем благодаря двум историческим персонам и их хорошим отношениям. Это — Кирилл, архимандрит тверского Спасо-Афанасьевского монастыря, и иеромонах Троице-Сергиева монастыря, последователь Сергия Радонежского, а впоследствии составитель его житий Епифаний Премудрый. В 1408 г. из-за набега хана Едигея иеромонах Епифаний прихватил свои книги и убежал от опасности из Москвы в соседнюю Тверь, а там укрылся в Спасо-Афанасьевском монастыре и сдружился с его настоятелем архимандритом Кириллом.

Вероятно, в тот период настоятель и увидел «церковь Софийскую цареградскую», нарисованную в Евангелии, которое принадлежало Епифанию. Через несколько лет в несохранившемся письме Кирилл, видимо, спросил о рисунках с видами константинопольского собора Святой Софии, которые произвели на него впечатление и запомнились. Епифаний в ответ дал обстоятельное объяснение по поводу их происхождении. Сохранилась копия XVII–XVIII вв. отрывка из этого ответного письма (1413 — 1415 гг.), названного так: «Выписано из послания иеромонаха Епифания, писавшего к некоему другу своему Кириллу».

Епифаний в послании поясняет игумену, что те изображения он собственноручно скопировал у гречина Феофана. И далее Епифаний Премудрый подробно и живописно рассказывает о греческом иконописце. Поэтому мы знаем, что Феофан Грек работал «по воображению», т.е. не смотрел на канонические образцы, а писал самостоятельно по своему усмотрению. Феофан был в постоянном движении, поскольку отходил от стены, оглядывал изображение, сверяя с образом, который сложился в его голове, и продолжал писать. Такая художественная свобода была необычна для русских иконописцев того времени. В процессе работы Феофан охотно поддерживал беседу с окружающими, что не сбивало его с мысли и не мешало его трудам. Епифаний Премудрый, который знал византийца лично и общался с ним, подчеркивал ум и дарование мастера: «муж он живый, преславный мудрок, зело философ хитр, Феофан, гречин, книги изограф нарочитый и живописец изящный во иконописцех».

Ни о семье, ни о том, где и как получил иконописное образование Феофан данных нет. В послании Епифаний указывает только на уже готовые работы византийца. Феофан Грек украсил своими росписями сорок храмов в различных местах: Константинополе, Халкидоне и Галате (предместья Константинополя), Кафе (современная Феодосия), в Новгороде Великом и Нижнем, а также три церкви в Москве и несколько светских зданий.

После работ в Москве имя Феофана Грека не упоминается. Подробности его личной жизни не известны. Дата смерти не точна. Есть предположение, основанное на косвенных признаках, что к старости он удалился на святую гору Афон и закончил свою земную жизнь будучи монахом.

Двусторонняя икона. Рассмотрим поподробнее

На Донской иконе изображена Богородица, прижимающаяся щекой к своему сыну, Христу младенческого возраста. Такое положение матери и сына, Богородицы и Иисуса обозначает здесь наивысшую духовную близость, понимание, доверие между человеком и Господом.

Отличительной чертой этого изображения является то, что ножки младенца до колен открыты и стоят на руке Матери Марии. Икона является двусторонней: на её оборотной стороне представлен сюжет Успения Богородицы.

По древнему преданию, в этот скорбный день все апостолы, даже те, кто находился в других странах, чудесным образом явились в Иерусалим, чтобы проститься и совершить достойное погребение Пречистой Девы Марии.

Начало новгородского периода

Фрески Феофана Грека на стенах этого монастыря стали его первой упомянутой в документах работой на Руси. Они, даже сохраненные фрагментарно, находясь в очень неплохом состоянии, дошли до нашего времени, и относятся к ряду величайших шедевров средневекового искусства. В наилучшем состоянии находится роспись купола и стен, где располагались хоры Троицкого придела. В изображенных фигурах “Троицы» и Макария Египетского очень ярко видна своеобразная манера письма, которой обладал гениальный Феофан Грек. В куполе сохранилась погрудное изображение которое является самым грандиозным. Кроме того, частично сохранилась фигура Богоматери. А в барабане (часть, поддерживающая купол) — изображения и Иоана Предтечи. И этим особо ценны эти фрески, так как, к сожалению, созданные на протяжении ряда последующих лет работы не подтверждены документально и оспариваются некоторыми исследователями

Вообще, все монастыря выполнены в безусловно новой манере — легко и широкими, свободными мазками, цветовая гамма сдержана, даже скупа, главное внимание уделено лицам святых. В манере письма Феофана Грека ощущается его особая философия

Способность Руси к возрождению

Еще не было великой победы Дмитрия Донского, набеги Золотой Орды продолжались, горели русские города, разрушались храмы. Но тем и сильна Россия, что она возрождалась, отстраивалась, и становилась еще красивее. В росписях восстановленных монастырей принимал участие и Феофан Грек, который с 1380 года работал в Нижнем Новгороде, в полностью сожженной в 1378 году столице Суздольско-Нижекородского княжества. Предположительно, он мог принимать участие в росписях Спасского собора и Благовещенского монастыря. А уже в 1392 году художник трудится в по просьбе великой княгини Евдокии, жены князя Дмитрия. Позднее собор неоднократно перестраивался, и фрески не сохранились.

Общая характеристика

Обрушившаяся в тридцатые-сороковые годы XШ века на Русь волна монголо-татарского нашествия почти полностью уничтожила цветущую культуру княжеств южной и северо-восточной Руси, привела к упадку ремесел и торговли, прервала интенсивные экономические, политические и культурные связи с Византией, Балканами, Западной Европой. Города стояли сожженными и обезлюдевшими, население уходило на север, либо в избежавшие разгрома западные и северо-западные русские земли, в новгородские пределы.

Такие крупные города, как Чернигов, Переяславль, лишаются былого богатства и могущества, запустевают. Киев окончательно утрачивает значение столицы Руси, а к концу XIII столетия лишь номинально продолжает быть ее духовным центром, поскольку митрополичья кафедра переносится во Владимир Залесский. Сумевшие добиться большей независимости от Орды земли Галицко-Волынской Руси остаются верными православию, но в своих политических, экономических и культурных связях явно тяготеют к западным и юго-западным соседям — Польше и Венгрии. Практически прекращается строительно-художественная деятельность в Полоцке, попадающем в зависимость от крепнущего Литовского государства. Из древнейших культурных центров Руси сохраняет свою прежнюю роль лишь Новгород.

В последней четверти XIII — первой трети XIV столетия в процессе развития искусства обозначились две тенденции, которые существуют одновременно и часто пересекаются друг с другом. Одну из них можно назвать «консервативной». В ней все подчинено идее максимального абстрагирования изобразительной формы и превращения ее в условный знак, что ведет к схематизации органической пластики, трансформации естественного движения. Другая, наоборот, связана с попытками добиться достоверности в передаче объемной формы и ее движения в пространстве.

Вторая тенденция, иные художественные идеи и вкусы проявляются поначалу робко, в скрытой форме в произведениях, на первый взгляд, не очень отличающихся от памятников, представляющих наиболее глубинный и широкий пласт художеств, связанных с массовым спросом, с повседневной ремесленной практикой иконописцев.

Образы русской живописи XIV в. отличаются исключительной эмоциональностью, действенностью, духовной приподнятостью, они наполнены вдохновением и впечатляют внутренней активностью. Этот период характеризуется двумя важнейшими явлениями: возобновлением интенсивных художественных контактов с византийским миром, что наиболее заметно в первой половине столетия, и своеобразным русским откликом на великие идеи византийской духовности, особенно на концепции, распространившиеся в результате победы учения святителя Григория Паламы в процессе богословских споров середины века.

Биография Феофана Грека

Работа Феофана Грека — Илия Пророк

Свое прозвище Феофан получил благодаря месту рождения. Считается, что родиной иконописца была Византийская империя, но данные о точном месте не сохранились. Большинство историков склоняются к версии о том, что местом рождения художника был Константинополь, а дата – 1340 год. Единственным источником, который может поведать о биографии Феофана Грека, является переписка Преподобного Епифания Мудрого с монахом по имени Кирилл, дошедшая до нашего времени благодаря сохранившейся копии XVII в. Именно Епифаний был свидетелем работы иконописца.

Византия

Благодаря письму Епифания Мудрого, мы можем узнать, что Феофан говорил преподобному о своей работе в Константинопольской церкви. Однажды иконописец сделал рисунок Собора Святой Софии, который лег в основу изображений подобия храма на русских иконах. Этот факт указывает на то, что Феофан хорошо знал особенности строения.

Существует версия, что Феофан Грек прибыл из Византии вместе с митрополитом Киприаном. Это были непростые времена для Руси: зависимость от монгольского государства, раскол митрополии на Киевскую и Московскую и слабеющий авторитет Византийской империи. Несмотря на смуту внутри церкви, становится очевидно, что мастер не имел к ней никакого отношения. Единственным интересом живописца была храмовая роспись и иконопись.

Великий Новгород

Роспись купола церкви Спаса Преображения в Великом Новгороде (Ильина улица)

Новгородская летопись содержит запись о работе Феофана Грека над росписью церкви Преображения и указывает точную дату подписи – 1378 год. Преображенская церковь на Ильине улице в Великом Новгороде – объект культурного наследия России. Она была построена в 1374 году и стала первым местом работы иконописца после переезда в Великий Новгород. Относительно небольшой храм поражает духовной глубиной и оказывает значительное влияние на чувства. Здесь сосредоточились монументальность и изящество, экспрессия византийской живописи и строгость православной иконописи. Феофан расписал храм полностью, но плоды его творчества дошли до наших лет лишь частично.

Используя монохромность охры и белил, мастеру удалось передать подвижность, выразительность, Божественный Свет и титаническую мощь образов. Особенности живописи Грека сочетали в себе навыки античного классицизма и свободной манеры рисования. Это оказало заметное воздействие на эволюцию русского искусства средневековья.

Многие местные мастера пользовались приемами Феофана для росписи церквей. Живопись в нескольких новгородских церквях того времени отличает похожий принцип построения композиций и колорит.

Память о новгородском периоде жизни Феофана Грека осталась не только в его фресках. Многие иконы города хранят образы, скопированные с изображений, созданных мастером.

Московский период

Фреска Архангела Михаила в Благовещенском соборе Московского Кремля

Дата переезда мастера иконной живописи в Москву – 1390 год. Здесь он расписывал не только храмы, но и частные дома. Например, на каменной стене дома удельного князя Владимира Андреевича по прозвищу Храбрый, он изобразил Москву, а сам терем был расписан небывалой росписью.

Феофан также увлекался оформлением книг и писал иконы. Он украсил Евангелие московского боярина и дипломата Федора Кошки. Рукопись была помещена в драгоценный оклад из серебра, в дополнение которому шли золотые пластинки для торца. Помимо витиеватых узоров в начале каждой главы нанесены красочные заставки, а заглавные буквы оформлены как произведение искусства. Вся рукописная книга пестрит иллюстрациями в византийском стиле: птицы, животные, змеи, драконы и другие фантастические существа. Во всем характере украшения издания можно заметить индивидуальные особенности техники и стиля Феофана Грека, но точно установить автора не представляется возможным.

Иконы, которые считают написанными рукой мастера: «Успение Богородицы», «Донская икона Божией матери» и «Преображение Господне». Исходя из тех данных, на которые могут опираться историки, эти иконы были написаны живописцем в период его московской жизни. Во время жизни в Москве художник продолжал расписывать церкви, среди которых церковь Рождества Христова в Кремле, Архангельский и Благовещенские соборы на Соборной площади.

Дары чудотворному Образу

В 16 веке специально для этой иконы был выполнен уникальный оклад с жемчугом, золотом, сапфирами, изумрудами и другими самоцветами. По числу размещавшихся там мощевиков, оклад не имел себе равных. Все они были посвящены памяти царской семьи.

Обратная сторона святыни, где описано Успение Богородицы, была закрыта роскошным серебряным окладом с золотыми восхитительными венцами. Икона была помещена в деревянный киот, который был обложен золотом, серебром и украшен Образами Деисуса, пророков и других почитаемых святых.

В конце 17 века икона находилась в личных покоях сестры Петра 1. Оклад с неё сняли, мощевики отдали в Благовещенский собор. А драгоценности использовали для создания нового изысканного оклада, по своей роскоши не уступавшему старому. Он состоял из 600 изумрудов, крупного жемчуга, изящного рубина и других изумительных ценных камней-самоцветов.

Вскоре Донской Образ Богоматери возвратился в Благовещенский собор. Во время войны с войсками Наполеона французские солдаты вынули из оклада большинство украшений. А после революции пропала и сама риза.

Особенности творчества Феофана Грека.

  • Феофан Грек обладал индивидуальной, неповторимой манерой письма. Для него характерна экспрессивность, разнообразие методов  и приёмов, свобода в их выборе.
  • Его святые изображены суровыми, словно отстранёнными ото всего. Их фигуры несколько удлинённые, что придёт им строгую стройность и величие.
  • Он словно воплотил в красках свою философию, суть которой в следующем: человек греховен, и он со страхом ожидает суда Божьего, Бог строго взирает на человека и на его деяния,
  • Святые на его полотнах полны драматизма. На лицах читается мука, сомнение, стремление к нравственному совершенству, к Богу.

ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

  • Феофан Грек оказал огромное влияние на развитие иконописи и росписи храмов, внеся в творчество новые мысли, краски, методы.
  • Он стал учителем для многих поколений иконописцев. Одним из талантливых его учеников был Андрей Рублёв.
  • Творчество Феофана Грека наполнило русскую школу живописи новыми красками, стремлением к свободе, к раскрепощению.
  • Разнообразие таланта художника, своеобразие его произведений поставило имя Феофана Грека в один ряд с лучшими мировыми художниками. Его творчество- народное  достояние России.

 Работы Феофана Грека.

Благовещенский собор в Кремле, иконостас ( впервые изображение во весь рост)( + Рублёв, Прохор).Роспись церкви Спаса на Ильине, Новгород.Преображение.Церковь Спаса на Ильине в Новгороде. В ней  сохранились фрески Ф. Грека.Троица. Роспись Троицкого придела в церкви Спаса Преображения на  Ильине в Новгороде. 1378г. Фреска.Спас ВседержительУспениеБлаговещенский собор Московского Кремля. Его расписывал Ф.Грек в 1405 г.

Сверхсветлая тьма

Феофану Греку приписывают также создание Донской ико­ны Божьей Матери (ок. 1395). Достоверных сведений в пользу авторства Феофана нет, но стиль живописи выдает руку мастера-грека, а трактовка образа соотносится с исихастским учением. Живописная манера сочная, свободная, цвета насыщенные, создающие драгоценную поверхность, свет как сгусток энергии пульсирует внутри формы. Роскошно обыграно сочетание синего цвета и золота. Лики Христа и Богородицы написаны тонко, многослойно, мягкая плавь с легкой подрумянкой создает ощущение теплоты плоти, из глаз струится нежный свет. Художник обходится без внешне экстравагантных приемов, как это было в новгородских фресках, но при этом создает образ, исполненный красоты и духовной силы.

Донская икона. Феофан Грек

Донская икона двухсторонняя, выносная, она была храмовым образом Успенского собора в городе Коломне, на ее оборотной стороне написано «Успение Пресвятой Богороди­цы». И вновь мы видим особую трактовку образа. Богородица лежит на ложе, апостолы пришли проститься с Ней, за ложем стоит Христос, держа на руках маленькую фигурку в белых пеленах — это душа Богородицы, рождающаяся для вечной жизни. Перед ложем поставлена горящая свеча, это символ жизни, свеча, сгорая, отдает свет, символ молитвы, возносимой к Богу, а также символ Богоматери, которую в Акафисте величают «свечой светоприемной». Но подобно горящей свече написана и фигура Христа в золотых одеждах с пламенеющим над Ним ярко-красным серафимом. Свет выстраивает вертикальную ось композиции и вместе с горизонтальным ложем Богоматери образует крест — символ Христовой победы, Воскресения, Торжества жизни над смертью.

Необычно трактована на этой иконе мандорла — сияние славы вокруг Христа, она написана темно-синим цветом. Это находит объяснение в исихастской традиции. Отцы-исихасты учили о непознаваемости Бога рациональным умом, и Божественный Свет называли «умонепостигаемым мраком» или, по выражению свт. Григория Паламы, — «сверхсветлой тьмой». Неприступный свет часто воспринимается человеком как слепящая темнота. Встреча с ним многими подвижниками воспринималась как вхождение во мрак. Вспомним, что Павел на пути в Дамаск был ослеплен этим Светом (Деян 22:6–11). На противопоставлении света и тьмы, жизни и смерти, божественного и человеческого строится образ Успения как рождения в новую жизнь.

Деисус. Феофан Грек

Феофан Грек много работал в Москве, он расписывал кремлевские соборы. Согласно летописи, в 1405 году по заказу великого князя Василия Дмитриевича роспись княжеской домовой церкви Благовещения выполняла артель, которую возглавили три мастера: Феофан Грек, Прохор с Городца и чернец Андрей Рублев. Сохранился иконостас, в котором Феофан писал деисус (икона или группа икон, в центре которых изображается Христос). Яркость и неординарность манеры Грека и здесь проявилась с удивительной силой. Центральный образ Спас в силах сохранился наименее полно, но видно, что он написан мощно и виртуозно. Христос в белых одеждах, пронизанных золотым ассистом (штрихи из сусального золота или серебра) восседает на троне. Лик Его благородный и возвышенный, величественный жест благословения заставляет остановиться и притихнуть. В молитве Христу предстоят Иоанн Предтеча и Богородица. Наиболее выразителен образ Божьей Матери — в одеянии глубокого синего цвета с легчайшими голубыми пробелами, словно мерцаю­щими во мраке. Этот цвет напоминает драгоценный камень — сапфир, символизи­рующий тайну Приснодевы. Удлиненная фигура похожа на свечу, и пламя этой свечи — лик Богоматери, свет струится мягким и в то же время энергичным потоком из глаз. Свет словно сдерживается изнутри, но сила его такова, что он может воспламе­нить собой весь мир.

Феофан Грек оставил яркий след в древнерусском искусстве. Следы его влияния видны не только в иконописи и монументальном искусстве, но и в рукописях, например, миниатюры Евангелия Хитрово (конец XIV века) и Евангелия Федора Кошки (конец XIV — начало XV веков) имеют некоторое сходство с произведениями византийского мастера. Искусствоведы спорят, был ли Феофан учителем Андрея Рублева, но они работали вместе, и это не могло не повлиять на формирование более молодого мастера, который после ухода великого Грека будет определять пути древнерусского искусства, создав свой вариант преображенного мира.

Иконы Феофана Грека

Об авторстве икон обычно говорят: «приписывается» тому или иному иконописцу. Почему это так? Потому что в древности авторы не подписывали своих произведений. Установление авторства анонимного произведения, времени и места его создания называется атрибуцией. Икона «Богоматерь Донская» была перенесена в Благовещенский собор из Успенского коломенского собора и принадлежит кисти Феофана Грека или одного из мастеров его круга.

Икона «Богоматерь Донская» относится к одному из многочисленных вариантов «Умиление», поэтому ее иногда называют «Богоматерь Умиление Донская». Эпитет «Донская» связан с преданием о чудесной помощи образа воинству князя Дмитрия Ивановича (Донского) в Куликовской битве 1380 г.

Икона «Богоматерь Донская» — двухсторонняя, на обороте «Успение Богоматери».

Лицевая сторона иконы (1382-1395). Государственная Третьяковская галерея (Москва) Перед Донской иконой 3 июля 1552 г. перед казанским походом молился Иван Грозный. Он взял её с собой в поход, а затем поместил в Благовещенском соборе Московского Кремля.

Икона Феофана Грека «Успение Богородицы» (1392). Оборот Донской иконы Божией Матери Феофану Греку также приписывается икона «Преображение». Это был храмовый образ Спасо-Преображенского собора города Переславля-Залесского. Современное постановление атрибуционной комиссии Третьяковской галереи отрицает его авторство, и икона считается произведением «неизвестного иконописца».

Икона «Преображение Иисуса Христа пред учениками на горе Фавор» (ок. 1403). Государственная Третьяковская галерея (Москва) «По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса. И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Евангелие от Матфея, 17: 1-9).

Яркий и своеобразный характер живописи имеет сходство с феофановским стилем: темперамент, огненное звучание света, экспрессивная манера письма. Но вот характер образа Спасителя иной: лик не грозный, как в новгородских фресках, а милостивый, взгляд внимательный и кроткий. На иконе изображена гора Фавор, а на её вершине – преобразившийся Христос в белых одеждах, окружённый сиянием. Рядом с ним ветхозаветные пророки Илья и Моисей, внизу – павшие на землю апостолы Пётр, Иаков и Иоанн Богослов, бывшие свидетелями чуда. В средней части иконы изображены две группы апостолов с Христом, поднимающиеся на Фаворскую гору и спускающиеся с неё. «Композиция иконы вытянута в высоту, что создаёт ощущение пространственного перепада между верхней и нижней зонами, миром «горним» и миром «дольним». Вместе с тем противоположность земного и Небесного преодолевается с помощью света, пронизывающего всё пространство иконы, широкими сияющими плоскостями ложащегося на горки и одежды апостолов, вспыхивающего яркими бликами на их ликах» (Шедевры Третьяковской галереи: иконопись. М., 2012). Тайна Преображения состоит в том, что апостолы не пассивные созерцатели чуда Преображения. Они сами изменяются под воздействием этого Света, становятся другими.

Современная история Донской Богоматери

В настоящее время первоначальный образ Донской Богородицы находится в знаменитой Третьяковской галерее Москвы.

Каждый год, 1 сентября, крестным ходом её переносят в Донскую обитель, храм Донской иконы Божьей Матери, для поклонения и молитв перед ней верующих.

Нескончаемым потоком идут к ней люди. Они молятся Заступнице о мире и благополучии, как в стране, так и в своей семье. Читая молитвы одной из самых почитаемых православных святынь: Донской иконе Божией Матери, люди просят о примирении враждующих, о защите от бед, болезней и несчастий. Икона помогает в излечении от разных заболеваний, в скорейшем заживлении ран.

Предлагаю послушать замечательный акафист Донской иконе Божией Матери.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: