Краткое содержание «Живая шляпа» Носова
«Живая шляпа» Носова начинается вполне обычно. Два мальчика сидят за столом и спокойно рисуют. Неподалеку, у комода, играет котенок. Вдруг герои слышат, как что-то шлепнулось на пол. Оказалось, с комода упала шляпа. Тоже обычное дело, но она вдруг зашевелилась, вызвав у ребят испуг. Они понимали, что неживой предмет сам по себе двигаться не может.
Но шляпа ни с того ни с сего стала перемещаться по комнате. Мальчик, пришедший к товарищу в гости, даже хотел от страха убежать домой. Однако любопытство взяло верх, и герои решили узнать, что же все-таки происходит. Они стали бросать в шляпу картошку и вдруг услышали мяуканье.
Произведение Носова «Живая шляпа» заканчивается весело: виновником страха друзей оказался безобидный котенок.
Особенности сюжета и стиля
Чем же покоряют уже не одно поколение маленьких читателей книги Николая Николаевича? Чтобы ответить на вопрос, рассмотрим в качестве примера рассказ «Живая шляпа». Носов выбирает для сюжета вполне реальную и понятную каждому ребенку ситуацию, но вносит в нее немного таинственности. Читатель, в отличие от героев, с самого начала знает, кто сидит под шляпой.
Если сначала они пытаются просто убежать – естественная реакция человека при встрече с непонятным и пугающим, то затем они начинают выстраивать версии того, что происходит. В какой-то момент мальчики даже начинают обороняться клюшкой и лыжной палкой, но непременно желают раскрыть секрет шляпы.
Единственный герой, который действительно вызывает сочувствие читателя, — это ловивший мух кот Васька, ставший одновременно виновником и жертвой произошедшего.
Близка ребятам и лексика, которую использует в произведении Носов. «Живая шляпа» — рассказ, где уместно употреблены выражения «что-то плюхнулось», «трясутся от страха», «стали швырять». Они лучше всего помогают понять состояние главных героев, оказавшихся в комической ситуации.
Воспитательное значение рассказа
Несмотря на кажущуюся простоту и незначительность описанной ситуации, из произведения дети могут извлечь несколько уроков. Во-первых, главные герои – смелые, деятельные мальчики. Преодолев свой страх, вызванный фантазиями, они стали искать логическое объяснение увиденному.
Например, решили, что кто-то просто дергает шляпу за веревку
Важно и то, что мальчики решили вместе докопаться до правды, и собравшийся было убежать домой Вовка остался вместе с другом. Взаимовыручка, смелость, смекалка помогут найти выход из любой ситуации, подчеркивает Носов
«Живая шляпа» — рассказ и о том, какая прекрасная пора детство, когда можно быть искренним и непосредственным.
Отзывы о рассказе
Многие взрослые, впервые познакомившиеся с произведением в детские годы, читают его своим сыновьям, дочерям, внукам. И результат практически всегда предсказуем: ребята настолько увлекаются, что начинают безудержно хохотать. Например, так произошло с сыновьями М. Прилежаевой, которые все никак не могли успокоиться, узнав о приключениях героев. А.
Иванов вспоминал, как впервые услышал этот рассказ четырехлетним ребенком. Произведение настолько ему полюбилось, что вскоре он знал его наизусть. Но главное, что можно выделить в обеих историях, – знакомство с «Живой шляпой» пробуждает в маленьких читателях желание познакомиться с другими рассказами писателя. А это и есть приобщение к литературе.
Переводы и экранизация
Впоследствии были сделаны его переводы на эстонский, польский, немецкий, английский, испанский, французский, финский, ирландский и даже малагасийский языки.
Кстати, по данным одного из международных журналов, третье место среди русских писателей, чаще всего переводимых на другие языки, занимает именно Н. Носов.
«Живая шляпа» — рассказ, который идеально подходит для инсценировки. В 1972 году по его сюжету был снят фильм, ставший курсовой работой А. Суриковой.
Анализ и основная мысль
Краткое содержание для читательского дневника «Затейников» Носова позволяет выделить главную мысль произведения: испугаться очень легко, а стать храбрым не так-то просто.
Этот рассказ учит быть смелым, но при этом — осторожным и осмотрительным, находить логическое объяснение необъяснимым пугающим вещам, не поддаваться страху и панике. Произошедшее в рассказе является наглядной иллюстрацией того, что иногда страх бывает очень заразителен: именно поэтому Валя испугалась вместе с Петей, даже толком не разобравшись, что случилось.
Кроме того, из рассказа можно понять, что иметь яркое воображение — это, с одной стороны, хорошо: именно благодаря воображению дети придумывают свои забавные игры или даже целые миры, из-за чего их и зовут затейниками. Но, с другой стороны, если слишком сильно поверить в свои фантазии, воображение будет подбрасывать картинки одна страшнее другой, и можно испугаться того, чего нет на самом деле.
Пословицы к произведению:
- У страха глаза велики.
- Со страха собака и на пень лает.
- Не так страшен чёрт, как его малюют.
- Пугливому и собственная тень страшна.
- Дал маху со страху.
- Дружок за дружку держаться — ничего не бояться.
Автор доступным языком, просто и весело описывает ситуацию, погружая читателя в мир детского воображения. Читая этот рассказ, и в самом деле можно ненадолго поверить, что мальчика схватил за ногу кто-то неизвестный, кто прятался вместе с ребятами под столом. Таким образом, произведение будет увлекательно читать и маленьким детям, и взрослым.
Русская сказка
О рассказе
Рассказ Затейники – история о смельчаках Пете и Вале
Большинство читателей знают советского писателя Николая Носова благодаря забавному Незнайке. Но не все знакомы с его поучительными рассказами и замечательными детскими книжками. Добрый сказочник, сценарист и прозаик, создал множество чудесных произведений для детей и взрослых всех возрастов.
Рассказ «Затейники» очень короткий, даже крошечный, и любой ребёнок, который уже знает буквы, сможет прочитать его самостоятельно. Текст легкий, с интересным содержанием, с удовольствием воспринимается современной детворой. Взрослых читателей, бабушек и дедушек, эта история сразу перенесет в воспоминания о детстве. Старшее поколение сможет рассказать малышам, как они в детские годы «строили» домики на дереве из палок, а дома из одеял и толстых подушек. Мальчишки всегда фантазировали и придумывали разные конструкции, но никогда не боялись «жить» в собственном доме. А если там было темно и страшно, смышленые ребятки брали с собой папин фонарик.
Сюжет и герои детского рассказа
В рассказе «Затейники» писатель показал простую советскую семью. Папа на работе, мама ушла в магазин, а двое малышей Петя и Валя играют в гостиной комнате. Ребята уже знали алфавит, и могли сами прочитать сказку «Три поросенка». История с серым волком им очень понравилась, и под впечатлением Валя предложила построить домик, как у поросят.
За пять минут дети соорудили надежную крепость. Стол служил основой, а одеяло стенами, только не было окон, поэтому в домике было очень темно. Валя не смущалась, — света нет, зато волк не пролезет. А вот Пете было страшновато. Он ничего не видел, даже Валя исчезла в темноте, но чья-то рука вдруг схватила паренька за ногу. Петя закричал от страха, и ребята тут же сбежали из темного домика.
Дети боялись серого волка, да тут любой взрослый испугается, если кто-то ухватит в темноте. Ребята выскочили из комнаты, но потом набрались смелости и заглянули под одеяло. Там никого не было, только в домики, как у трех поросят, играть уже не хотелось.
Чему учит рассказ «Затейники»?
Часто люди даже в зрелом возрасте придумывают себе страхи и искренне в них верят. Взрослые должны понимать, что ребятишки, которые только познают мир и идут по земле осторожными шажками, также испытывают страх и волнение.
Герои Носова Петя и Валя — большие молодцы! Они остались одни дома, но не шалили, ничего не ломали и не играли со спичками. Маленькие фантазеры придумали интересную игру, только испугались несуществующего волка. Однако потом мужественно перебороли свои страхи, и пошли в атаку на темный и страшный домик.
Главная мысль рассказа Носова «Затейники» — смелость города берёт!
Ребята из произведения мудрого автора повели себя как взрослые. Они не стали отсиживаться в углу и дожидаться маму, а сами разобрались с «зубастым хищником». Особую отвагу проявил мальчик Петя. Он не доверил девочке Вале бой с детскими страхами, а пошел и как настоящий мужчина сразился с невидимым волком.
Герои на всю жизнь усвоили урок – страхи побеждает рассудок!
Современные ребята на примере Пети и Вали смогут преодолеть свои надуманные и пугающие иллюзии. Если ребенок боится монстров, которые прячутся под кроватью, или придумал барабашек из платяного шкафа, то ему пора познакомиться с героями рассказа Носова
Пусть малыш наберется смелости и ночью посветит фонариком под кровать или отважно заглянет в шкаф со «страшными» шубами и шапками
После прочтения замечательного рассказа о затейниках, заучите с сыном или дочуркой мудрые русские пословицы:
— У страха глаза велики.
— Волков бояться, в лес не ходить.
— Обжегся на молоке, дуешь на воду.
Читайте рассказ Николая Носова «Затейники» вместе с детьми, онлайн на нашем сайте, бесплатно и без регистрации. Приятного Вам чтения!
Несколько интересных сочинений
- Сочинение на тему Детство моей мамы Детство — это самая счастливая пора жизни у каждого человека. Взрослые люди всегда с особым теплом вспоминают свои детские годы. Мои родители не являются исключением.
- Сочинение Как ко мне относятся вещи Я всегда бережно отношусь к своему имуществу. Всегда стараюсь аккуратно носить свои вещи и беречь все, что у меня есть
- Анализ рассказа Чехова Попрыгунья сочинение 10 класс Жанровая направленность произведения представляет собой короткую новеллу в стиле реализма, основной тематикой которой является изображение любви и измены, а также потери любимого человека.
- Сочинение на тему Знакомьтесь, это я! Я учусь в 7 классе и многие, наверное, подумают, что я всего лишь небольшой человечек, не имеющий жизненного опыта.
- История создания романа Война и мир Толстого Лев Николаевич Толстой – это величайший мировой писатель, который мог своими работами, открыть сущность Руси, быт её жизни и полностью открыть свои чувства ко всему происходящему на тот момент.
Анализ произведения
Николай Носов представил читателям двух персонажей: Вадика и Вовку. Эти мальчишки сражались с «живой шляпой».
Краткое содержание
Мальчики раскрашивали картинки, как вдруг позади них послышался шум. На полу лежала шляпа. Ребята хотели положить ее на место, но та зашевелилась. Вадик подошел поближе, чтобы посмотреть, не показалось ли им это. Но в этот момент шляпа поползла на него. Он испугался и запрыгнул на диван, а следом за ним Вовка.
Ребята были напуганы и быстро выбежали за дверь. Вовка разрыдался, хотел уйти домой. Вадик уговорил его остаться, предложил вооружиться и проверить шляпу, может ее кто-то дергает за веревку. Мальчишки взяли клюшку и лыжную палку и пошли в комнату.
План пересказа
Можно составить план рассказа. Он включает в себя следующие пункты:
- Мальчики рисуют.
- Неожиданный звук.
- Шляпа упала на пол.
- Ребята напуганы.
- Нападение.
- Спасение в коридоре.
- План действий.
- Картошка и цель.
- Обнаружение Васьки.
Главная идея
На примере своих персонажей автор хотел сказать, что любопытство и находчивость способны победить страх. Главное — быть смелым и отважным человеком.
Это произведение учит следующему:
- быть храбрым, уверенным, решительным и самостоятельным;
- не поддаваться панике;
- никогда не бросать друзей в беде.
Продажа документов с гарантией
Чтобы быстро получить настоящий диплом университета или техникума, выбирайте надежную компанию для заказа документа. Занимаемся дистанционной продажей корочек более десяти лет, поэтому гарантируем своим клиентам:
- Покупку без предоплаты;
- Печать на официальных бланках;
- Грамотное заполнение;
- Полную конфиденциальность;
- Бесплатную доставку.
В нашей фирме можно заказать оригинальный диплом, который не отличается от подлинника. Доставляем заказы курьерами, оплату принимаем после получения и осмотра посылки.
Продаем документы Вузов, дипломы о среднем специальном и начальном образовании, аттестаты школ, академические справки, удостоверения о повышении квалификации и другие образовательные бумаги.
Анализ произведения
В рассказе представлено два главных героя: Вадик и Вовка — это боязливые ребята, сражавшиеся с «живой шляпой». Первый мальчик — хозяин квартиры, а второй — его приятель, который пришел в гости.
Краткое содержание
Ребята сидели за столом и раскрашивали картинки. Неожиданно послышался шум. Они посмотрели на пол, там лежала шляпа. По всей видимости, она упала с комода. Вовка встал, хотел положить вещь на место, но, крикнув, отошел назад. Мальчик сказал своему другу, что шляпа живая.
Вадик засомневался, но решил убедиться в этом. Он подошел и стал ее рассматривать, та зашевелилась и поползла на него. Вадик от страха запрыгнул на диван. Его примеру последовал и Вовка, так как шляпа преследовала их. Мальчишки не на шутку испугались, с криком бросились бежать за дверь.
Вовка зарыдал во весь голос, собрался уходить домой. Вадик предложил взять клюшку и проверить — вдруг кто-то дергает за веревку, поэтому вещь двигается. Вовке он дал лыжную палку.
Мальчишки зашли в комнату, шляпа не двигалась. Ребята стали стучать по полу, но никаких изменений не происходило. Вовка предложил бросить в нее картошку, и друзья приступили к делу. Когда Вадик попал в цель, шляпа подпрыгнула вверх, замяукала, и из-под нее выскочил котенок Васька.
План пересказа
По краткому содержанию можно составить сжатый план пересказа.
Он состоит из следующих пунктов:
- Рисунки.
- Живая шляпа.
- Необычное движение.
- Страх ребят.
- Спасение на диване.
- Шляпа нападает.
- Коридор и план.
- Клюшка, лыжная палка и картошка.
- Попадание в цель.
- Котенок Васька.
Основная мысль
Ребята испугались, так как не могли поверить в происходящее. Они с таким ранее никогда не сталкивались, ведь шляпы не могут сами по себе шевелиться. Но оказалось, что любым удивительным вещам всегда есть разумное объяснение.
Рассказ учит следующему:
- храбрости;
- смелости;
- решительности;
- находчивости;
- действовать сообща;
- самостоятельности.
Нужно быть уверенным в своих силах, самостоятельно решать свои проблемы. Люди часто боятся того, чего не знают.
Сюжет
У мальчика по имени Бобка были модные зелёные штаны защитного оттенка. Ни у кого из его друзей не было таких штанов, и все ему очень завидовали.
Однажды Бобка перелезал через забор, неудачно зацепился и порвал свои любимые штаны. Он очень расстроился и попросил маму зашить их. Однако мама сказала, чтобы он сам зашил, а если не умеет этого делать, то как раз самое время научиться.
Бобка отправился во двор в рваных штанах, и ребята принялись над ним смеяться. Мальчик оправдывался тем, что мама отказалась зашивать дырку, но ему объяснили, что настоящий солдат должен сам решать свои проблемы, потому что ему никто штаны не зашивает.
Бобке стало очень стыдно. Он вернулся домой и попросил у мамы иголку, нитки и кусок зеленой ткани. Мальчик стал пришивать заплатку, но по неопытности сделал это очень неаккуратно – мало того, что исколол себе все пальцы, так и заплатка оказалась кривой. В гневе Бобка оторвал её. Когда он успокоился, то приложил кусочек ткани к штанам, обвел его карандашом, и стал аккуратно делать стежки. В этот раз заплатка получилась то что надо – ровная и крепкая.
Бобка надел штаны и вышел во двор. Ребята, узнав, что он сам починил штаны, похвалили его. Бобка был очень счастлив. Теперь он мечтал научиться пришивать пуговицы. Он пообещал, что непременно сам пришьёт пуговицу, как только та оторвётся.
Пример правильного заполнения
Для учеников 1, 2, 3, 4 классов имеются пункты, которые обязательно должны указываться в дневнике для чтения.
Рассмотрим:
Каждый родитель может заполнять дневник вместе с ребенком. Также можно продумать свой вариант заполнения и оформления.
Ребенок может сам дополнить рисунками, для оформления можно использовать цветные ручки, карандаши, краски, фломастеры и другие декоративные приспособления.
Важно! Если делается дневник для ученика 1 класса, то ему будет тяжело составить характеристику и описание рассказа самостоятельно
Родители обязательно в первое время должны заполнять его вместе с ним, они должны объяснить, как это делается и завлечь его внимание
Николай Носов. Живая шляпа
Уважаемые читатели, вы можете прочитать рассказ Носова «Живая шляпа» здесь или прослушать или скачать аудиоверсию рассказа на странице «Живая шляпа. Аудиорассказ»
Шляпа лежала на комоде, котенок Васька сидел на полу возле комода, а Вовка и Вадик сидели за столом и раскрашивали картинки. Вдруг позади них что-то плюхнулось — упало на пол. Они обернулись и увидели на полу возле комода шляпу.
Вовка подошел к комоду, нагнулся, хотел поднять шляпу — и вдруг как закричит:
— Ай-ай-ай! — и бегом в сторону.
— Чего ты? — спрашивает Вадик.
— Она жи-жи-живая!
— Кто живая?
— Шля-шля-шля-па.
— Что ты! Разве шляпы бывают живые?
— По-посмотри сам!
Вадик подошел поближе и стал смотреть на шляпу. Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Он как закричит:
— Ай! — и прыг на диван. Вовка за ним.
Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась. Ребята смотрят на нее и трясутся от страха. Тут шляпа повернулась и поползла к дивану.
— Ай! Ой! — закричали ребята.
Соскочили с дивана — и бегом из комнаты. Прибежали на кухню и дверь за собой закрыли.
— Я у-у-хо-хо-жу! — говорит Вовка.
— Куда?
— Пойду к себе домой.
— Почему?
— Шляпы бо-боюсь! Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила.
— А может быть, ее кто-нибудь за веревочку дергает?
— Ну, пойди посмотри.
— Пойдем вместе. Я возьму клюшку. Если она к нам полезет, я ее клюшкой тресну.
— Постой, я тоже клюшку возьму.
— Да у нас другой клюшки нет.
— Ну, я возьму лыжную палку.
Они взяли клюшку и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату.
— Где же она? — спрашивает Вадик.
— Вон там, возле стола. — Сейч
ас я ее как тресну клюшкой! — говорит Вадик. — Пусть только подлезет ближе, бродяга такая!
Но шляпа лежала возле стола и не двигалась.
— Ага, испугалась! — обрадовались ребята. — Боится лезть к нам.
— Сейчас я ее спугну, — сказал Вадик.
Он стал стучать по полу клюшкой и кричать:
— Эй ты, шляпа!
Но шляпа не двигалась.
— Давай наберем картошки и будем в нее картошкой стрелять, — предложил Вовка.
Они вернулись на кухню, набрали из корзины картошки и стали швырять ее в шляпу» Швыряли, швыряли, наконец Вадик попал. Шляпа как подскочит кверху!
— Мяу! — закричало что-то. Глядь, из-под шляпы высунулся серый хвост, потом лапа, а потом и сам котенок выскочил.
— Васька! — обрадовались ребята.
— Наверно, он сидел на полу, а шляпа на него с комода упала, — догадался Вовка.
Вадик схватил Ваську и давай его обнимать!
— Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?
Но Васька ничего не ответил, Он только фыркал и жмурился от света.
Уважаемые читатели!
Все материалы с сайта можно скачивать абсолютно бесплатно. Все материалы проверены антивирусом и не содержат скрытых скриптов.
Материалы в архиве не помечены водяными знаками!
Если материал нарушает чьи-то авторские права, просьба написать нам по обратной связи, указав авторство материала. Мы обязуемся либо убрать материал, либо указать прямую ссылку на автора.
Сайт пополняется материалами на основе бесплатной работы авторов. Eсли вы хотите отблагодарить их за работу и поддержать наш проект, вы можете перевести любую, не обременительную для вас сумму на счет сайта.
Заранее Вам спасибо!!!
Сюжет
Мишка и Стасик дружат уже давно, и их любимая игра — фантазировать и рассказывать о своих вымышленных приключениях, а в конце добавлять маленькую деталь из реальности, которая спускает воображение на землю. В фантазиях они летают на Луну, но потом оказывается, что это сон. А в другой раз они смяли целый автобус, а потом признались, что он был игрушечным и маленьким. В другой раз им больше ста лет, они сильные великаны, переплывают океаны и сражают акул. В другой раз они остаются в живых даже после лишения голов. Однажды они съели целое ведро мороженого, но оно было бумажное и маленькое. Как-то к ним подсел Игорек и похвастался, как лгать с пользой, — вот он съел банку варенья, а потом обмазал губы сестры, и наказали ее. Фантазеры прогоняют его и покупают мороженое Иришке.
Воспитательное значение рассказа
Несмотря на кажущуюся простоту и незначительность описанной ситуации, из произведения дети могут извлечь несколько уроков. Во-первых, главные герои – смелые, деятельные мальчики. Преодолев свой страх, вызванный фантазиями, они стали искать логическое объяснение увиденному. Например, решили, что кто-то просто дергает шляпу за веревку
Важно и то, что мальчики решили вместе докопаться до правды, и собравшийся было убежать домой Вовка остался вместе с другом. Взаимовыручка, смелость, смекалка помогут найти выход из любой ситуации, подчеркивает Носов
«Живая шляпа» — рассказ и о том, какая прекрасная пора детство, когда можно быть искренним и непосредственным.
Носов «Живая Шляпа» для читательского дневника
Шляпа лежала на комоде, рядом с комодом играл котенок Васька. А два друга Вадик и Вовка сидели за столом и были заняты раскрашиванием картинок. Вдруг они услышали хлопок, а затем увидели лежащую на полу шляпу. Вовка решивший поднять шляпу, но как только подошел к ней, то тут же отпрыгнул. На вопрос Вадика, в чем дело, Вовка ответил, что ШЛЯПА ЖИВАЯ. Вадик не поверил товарищу, но как только подошел к шляпе, шляпа поползла к нему. Испуганные ребята забрались на диван, а шляпа выползла на середину комнаты, начала двигаться к дивану. Испуганные ребята бросились вон из комнаты. Испуганный Вовка засобирался домой. Сославшись на то, что очень боится живой шляпы. Ребята стали искать разумное объяснение, может кто то дергает шляпу за ниточки. Но пойти и проверить у них не хватило смелости. Тогда ребята решил вооружиться. В качестве оружия они взяли клюшку и лыжную палку. Приоткрыв дверь, ребята стали пугать шляпу, и та как им показалось, испугалась. Так установилось некое перемирие, Шляпа лежала возле стола, а ребята стояли в нерешительности в проеме двери и не решались войти. Тогда им в голову пришла идея набрать картошки и кидать в шляпу издалека. После нескольких попыток, ребятам удалось попасть в шляпу. В это же мгновение шляпа подскочила и закричала: Мяу!. А через секунду из под шляпы появился, сначала серый хвост, а потом и весь Васька. Оказалось, что шляпа упала на Ваську. Васька же ни чего не понимал, а только жмурился и фыркал.
Разбор произведения
Легкое и веселое произведение с хорошим концом учит отличать фантазию и вымысел, уметь вовремя признавать свои оплошности. За это многие ребята и взрослые по нескольку раз перечитывают «Затейники» Носова. Читательский дневник (2 класс) с описанием и содержанием произведения должен включать следующую информацию:
- Автор. Н. Н. Носов.
- Название. «Затейники».
- Год первой публикации. 1938 г, в журнале «Мурзилка».
- Жанр. Рассказ.
- Главная мысль. Испугаться легко, а проявить храбрость непросто.
- Понравившийся эпизод. Мне понравился домик, созданый ребятами благодаря хорошей фантазии. Такой же вчера мы сделали с дружком, который пришел в гости. Только одеяло взяли тонкое, и внутри было достаточно светло. Еще очень хорошо, что хитрюга Валя призналась, иначе дети долго бы боялись зайти в комнату.
- Пословицы. «У страха глаза велики». «Боязливому и своя тень страшна».
- Чему учит. Людям всегда страшно то, чего они не понимают, или не могут объяснить. Чтобы не бояться неизвестности, следует найти причину происходящего.
В произведении автор показал, как живое детское воображение помогает создать новую историю и поверить в нее. Забавы учат сопереживать, проживать новые эмоции. Однако следует видеть грань между фантазией и реальностью.