Распространение в современных странах
Начиная с XX века кальвинизм начинает сближаться с лютеранской церковью и другими протестантскими направлениями. Причина — в наличии множества точек соприкосновения между ними (в частности, схожий катехизис, общие положения которого используются как лютеранами, так и кальвинистами). В 1922 году произошло образование союза евангелических церквей Германии и Швейцарии.
В Нидерландах со второй половины XX века наблюдалось потепление отношений между ответвлениями кальвинизма — пресвитерианства и конгрегационализма — что обусловило общий рост числа паствы и заинтересованности со стороны общества. В современной Великобритании это учение развито, преимущественно, в Шотландии и Уэльсе.
В России протестантское вероучение, вместе с его ответвлениями, не получило широкого развития. Основными очагами распространения русского кальвинизма был Петербург (куда приезжали купцы из Голландии и Венгрии) при Екатерине II Великой, а также Урал.
На сегодняшний день существует несколько крупных центров в Республике Коми, Сибири, а также в близлежащих странах СНГ (один из них — Ассоциация евангельских свободных церквей). По предварительным опросам на территории России насчитывается около 150000 последователей учения Жана Кальвина.
Доктрина кальвинизма
Значение кальвинизма как идеологии молодой европейской буржуазии признавали как историки-марксисты, так и их критики. Так немецкий социолог Макс Вебер видел во взглядах Кальвина основу буржуазной этики и идеологическое оформление — непрерывного стремления к прибыли. Современники Кальвина делали из его учения не только экономические, но и политические выводы. Доктрина предопределения сводила на нет все преимущества благородного происхождения и сословных привилегий: как бы ни был ты родовит, только Богу известно, избран ты или проклят. Этот подход ставил под вопрос право феодальной верхушки на власть. В то же время кальвинизм был направлен и против бедняков. «Святая бедность» ушла в прошлое. Теперь бедняк был клеймён проклятьем не только в земной жизни, но и в загробном мире. Правда, сам Кальвин подобных утверждений не делал.
Кальвин обличал одновременно и беззакония монархов, и народные выступления. Требование упразднения частной собственности, которое высказывали радикальные анабаптисты, представлялось ему «присваиванием чужого» и «вопиющей дикостью». Кальвинистские общины по своей структуре были олигархическими. Их возглавляли старшины (пресвитеры) и проповедники (министры). Старшин избирали из числа самых богатых и уважаемых общинников. Изнутри общины были скованы железной дисциплиной. Каждый новообращённый давал клятву соблюдать и добиваться соблюдения закона Божьего в кальвинистском его толковании. Религиозные и политические вопросы решались на местных или национальных собраниях представителей общин — синодах. Постепенно сложилась стройная и жёсткая структура Кальвинистской церкви.
Кальвинизм, или второй женевский период
Церковь, которую основал Жан Кальвин после возвращения, известна как кальвинистская. Он учредил новые церковные правила и написал новый катехезис. По его замыслу, женевская церковь должна была стать примером для других регионов, поддерживавших Реформацию.
Кальвин учредил 4 церковные должности: доктор, служитель, старейшина, дьякон. Для обучения священнослужителей основал Женевскую академию (нынешний Женевский университет). Ее первым ректором стал Теодор Беза, друг и преемник реформатора. Здесь учились Джон Нокс, Каспар Олевиан, Филип ван Марникс. Выпускники академии поспособствуют распространению учения Кальвина по всей Европе.
Кальвин написал больше 2000 проповедей. Сначала проповедовал по воскресеньям, затем количество встреч с паствой увеличивалось вместе с ростом числа прихожан. Большая часть текстов до будущих поколений не дошла. Сохранившиеся записывал писец Дени Рагенье. Он создал систему стенографической записи.
Умер реформатор 27 мая 1564 года после болезни. Его похоронили в Женеве на кладбище Пленпале. Точное местонахождение могилы неизвестно, но отмечено место № 707, которое ею считается.
«Наставления»
Нам неизвестно, как и когда именно Кальвин порвал с Римом. В отличие от Лютера, Кальвин мало писал о внутреннем состоянии своей души. Весьма вероятно, что к необходимости оставить католичество и встать на путь протестантизма Кальвин пришел под влиянием некоторых членов кружка гуманистов и благодаря изучению Писания и раннехристианской эпохи.
В 1534 году он вернулся в Нойон и отказался от двух церковных должностей, на которые его устроил отец, хотя они были основным источником его доходов. Решил ли он уже тогда выйти из католической церкви или это был просто очередной этап на его духовном пути, установить с точностью невозможно. Но доподлинно известно, что в октябре того самого года Франциск I, до сих пор относившийся к протестантам достаточно терпимо, уже сточил свою политику, и в январе 1535 года Кальвин отправился в ссылку в Швейцарию, в протестантский город Базель.
Он видел свое призвание в том, чтобы посвятить себя учебе и литературным трудам. Он не стремился стать одним из лидеров Реформации, ему хотелось просто обосноваться в спокойной обстановке, где он мог бы изучать Писание и писать о своей вере. Незадолго до прибытия в Базель он написал краткий трактат о состоянии душ мертвых перед воскресением. Теперь он подумывал взяться за другие подобного рода трактаты, которые способствовали бы прояснению веры церкви в эти смутные времена.
Своей главной задачей в этой связи он видел краткое изложение основ христианской веры с протестантской точки зрения. До сих пор в протестантской литературе, с необходимостью подчинявшейся целям полемики, рассматривались почти исключительно спорные вопросы и очень мало внимания уделялось другим основополагающим догматам, таким как Троица, воплощение и так далее. Таким образом, он твердо намеревался заполнить этот вакуум, составив краткое руководство, которое назвал «Наставлениями в христианской вере».
Первое издание «Наставлений» — книга объемом в 516 страниц — вышло в Базеле в 1536 году. Формат книги был небольшим, и она легко умещалась, как тогда было принято, в просторных карманах, что давало возможность тайно распространять ее во Франции. Она состояла всего из шести глав. В первых четырех рассматривались вопросы о законе, символе веры, молитве Господней и таинствах. В двух последних, более полемичных по тону, излагалось протестантское отношение к «ложным таинствам» Рима и христианской свободе.
Книга сразу завоевала необычайный успех. Первое издание, вышедшее на латинском языке, благодаря чему это сочинение можно было читать в разных странах, разошлось за девять месяцев. В дальнейшем Кальвин продолжил работу над последующими изданиями «Наставлений», и год за годом объем книги увеличивался. Росту объема способствовали споры по разным вопросам, возникавшие в то время, высказывание различными группами точек зрения, которые Кальвин считал ошибочными, и практические потребности церкви; поэтому, чтобы получить представление о развитии богословской мысли Кальвина и его участии в разного рода дискуссиях, достаточно сравнить между собой разные издания «Наставлений».
Следующее издание, также на латинском языке, вышло в Страсбурге в 1539 году. В 1541 году Кальвин опубликовал в Женеве первое издание на французском языке, ставшее классикой французской литературы. Последующие издания были «парными» и с выходом французского издания сразу же вслед за латинским: в 1543 и 1545 годах, в 1550 и 1551 годах, в 1559 и 1560 годах. Последними при жизни Кальвина вышли латинское и французское издания 1559 и 1560 годов, поэтому они считаются окончательным вариантом «Наставлений».
Окончательный вариант резко отличается от небольшого пособия по христианской вере, опубликованного Кальвином в 1536 году, — шесть глав первого издания превратились в четыре тома с восемнадцатью в общей сложности главами. Первый том посвящен Богу и откровению, а также творению и природе человека. Во втором томе исследуется вопрос о Боге как Искупителе и о том, как это раскрывается нам сначала в Ветхом Завете, а затем во Христе. В третьем томе показывается, как через Духа мы можем соучаствовать в благодати Иисуса Христа и какие это производит плоды. Наконец, в четвертом томе рассматриваются «внешние средства» этого участия, то есть церковь и таинства. Работа в целом свидетельствует о глубоком знании не только Писания, но и древней христианской литературы, в частности трудов Августина, а также сути богословских споров XVI века. Нет сомнений, что она стала высшим достижением протестантского систематического богословия эпохи Реформации.
Литература
- Виппер Р. Ю. Кальвинизм // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Reformed Theology: Identity and Ecumenicity (англ.) / Alston, Wallace M. Jr.; Welker, Michael (англ.)русск.. — Grand Rapids, MI: William B. Eerdmans Publishing Company (англ.)русск., 2003. — ISBN 978-0802847768.
- Balserak, Jon. Calvinism: A Very Short Introduction (англ.). — Oxford: Oxford University Press, 2017. — ISBN 978-0198753711.
- Benedict, Philip (англ.)русск.. Christ’s Churches Purely Reformed: A Social History of Calvinism (англ.). — New Haven: Yale University Press, 2002. — ISBN 978-0300105070.
Этические особенности
Отдельного рассмотрения заслуживает отношение кальвинистов к труду и собственной работе. С позиции их учения, любая честная занятость является не просто заработком на жизнь, а прямым поручением Бога — поэтому человек должен выполнять поручения людей не как приказ начальника, а как попытку угодить Всевышнему.
В добросовестном труде, по мнению последователей этого течения, реализуется предназначение человека
Неважно, копает ли верующий яму, занимается торговлей, работает официантом, пишет доклад, рисует таблицу, делает презентацию или же готовит сообщение для реферата — в любом случае человек должен выполнять свои обязанности максимально хорошо, отбрасывая в сторону возможную брезгливость и амбиции
Впрочем, к перемене профессии кальвинисты относятся преимущественно негативно — для этого должен быть очень серьёзный повод (если новая работа позволит значительно приумножить славу Господу).
В этом проявляются отличия этой разновидности христиан от других направлений (католицизм, православие), которые считают, что излишняя фиксация внимания на работе — слишком греховное и суетное дело, отвлекающее от веры. Для последователей учения Кальвина тема труда является священной.
Детство и юность реформатора
Жан Кальвин родился 10 июля 1509 года в городе Нуайон на севере Франции, в семье Жерара Ковена, церковного чиновника с суровым характером, и Жанны Ле Франк. Всего у них было 6 детей: кроме самого Жана в семье воспитывались ещё трое юношей и две девушки. О детстве реформатора по сохранившимся источникам известно немногое: лишь то, что мать мальчика умерла, когда тому не было и 7 лет, а отец, за нехваткой времени, поручил воспитание ребенка одной приличной семье. Здесь будущему реформатору дали основы хороших манер и базовые знания, что в будущем стало хорошим подспорьем в его деятельности.
Когда Жану исполнилось 14, отец отправил его в Парижский университет для изучения гуманитарных наук. Именно здесь в мальчике развились ораторский талант и страсть к учебе. Отец желал видеть сына преуспевающим в церковной карьере: тот уже в 18 лет читал проповеди в церковных приходах.
Однако после конфликта с высокопоставленными церковными лицами мужчина изменил свое мнение и посоветовал юноше получить юридическое образование. Жан Кальвин так и поступил, отдав несколько лет своей жизни на изучение юриспруденции и став квалифицированным юристом. Впрочем, почти сразу после смерти отца он оставил юридическую деятельность, сделав окончательный выбор в пользу теологии.
Портрет Жана Кальвина XVI века работы неизвестного художника
Три положения, которые отражают взгляды Жана Кальвина
Сравнение учений Жана Кальвина и Мартина Лютера
- Тремя вещами подчиняет себе Рим: насилием, хитростью и лицемерием. Стоит отметить, что даже тогда, когда Кальвин осознал необходимость перемен в католической Церкви, он далеко не сразу начал выступать против Рима и Ватикана. Поначалу он довольно долгое время придерживался мнения о том, что реформы Церкви необходимы, но лишь ограниченные и умеренные. Однако, всё больше и больше набирающее обороты преследование протестантов привело к тому, что он сам обратился в протестантство и начал свои проповеди, направленные против власти Папы Римского.
- В мире властвует абсолютное божественное предопределение, никто из верующих его не может знать. В отличие от некоторых других богословов, Жан Кальвин твёрдо придерживался идеи предопределения. Он считал, что человеку не дано понять замыслы Бога. Отчасти на этом базировались его выпады против Ватикана – как и Мартин Лютер, он выступал против того, чтобы церковное сословие было посредником между людьми и Богом.
- Судьба каждого человека определена заранее: едва родившись, он уже обречен или на вечное проклятие, или на спасение. Иными словами, Жан Кальвин верил в судьбу, полагая, что у каждого человека судьба изначально предопределена Богом, и никто не в силах её изменить. Вот прямая его цитата: «Предопределением мы называем предвечный замысел Бога, в котором Он определил, как Он желает поступить с каждым человеком. Бог не создаёт всех людей в одинаковом состоянии, но предназначает одних к вечной жизни, а других к вечному проклятию».
Учение
Став образованным человеком Жан с симпатией начал относится к протестантским взглядам. В частности, на него оказали большое впечатление работы Мартина Лютера, который восстал против католического духовенства.
Это привело к тому, что Кальвин примкнул к новообразованному движению сторонников реформационных идей, а вскоре благодаря ораторскому таланту и вовсе стал лидером данной общины.
Ключевой задачей христианского мира по мнению мужчины была ликвидация превышения полномочий священников, которые происходили довольно часто. Главные постулаты учений Кальвина заключались в равенстве всех людей и рас перед Богом.
Вскоре Жан открыто заявляет о своем отказе от католицизма. Также он утверждает, что сам Всевышний призвал его службу в распространении истинной веры. К тому моменту он уже стал автором своей знаменитой речи «О христианской философии», которая была отправлена в печать.
Правительство и духовенство, которое не хотело ничего менять, было обеспокоено дерзкими высказываниями Кальвина. В итоге реформатор начал подвергаться гонениям за свои «антихристианские» убеждения, скрываясь от властей у своих соратников.
В 1535 г. Жан написал свой главный труд «Наставление в христианской вере», в котором защищал французских евангеликов. Интересен факт, что опасаясь за свою жизнь, богослов предпочел оставить втайне свое авторство, поэтому первая публикация книги была анонимной.
Поскольку преследования становились все более активными, Жан Кальвин решил покинуть страну. Он отправился в Страсбург окольным путем, планируя один день переночевать в Женеве. Тогда он еще не знал, что в этом городе он пробудет значительно дольше.
В Женеве Жан познакомился со своими последователями, а также приобрел единомышленника в лице проповедника и богослова Гильома Фареля. Благодаря поддержке Фареля он получил большую популярность в городе, а позднее провел ряд успешных реформ.
Осенью 1536 г. в Лозанне была организована публичная дискуссия, на которой присутствовали и Фарель с Кальвином. На ней обсуждались 10 вопросов, которые представляли собой ключевые принципы реформации. Когда католики начали утверждать будто евангелики не принимают взглядов отцов церкви, в разговор вмешался Жан.
Жан Кальвин и его «Катехизис»
Мужчина объявил, что евангелики не только ценят труды отцов церкви больше, чем католики, но и гораздо лучше их знают. В доказательство этому Кальвин выстроил логическую цепочку на основе богословских трактатов, наизусть цитируя из них объемные отрывки.
Его выступление произвело сильное впечатление на всех присутствующих, обеспечив протестантам безоговорочную победу в диспуте. Со временем о новом учении, которое уже тогда было известно под «кальвинизмом», узнавало все больше людей как в Женеве, так и далеко за ее пределами.
Позднее, Жан был вынужден покинуть этого город, вследствие гонений местных властей. В конце 1538 г. он перебрался в Страсбург, где проживало много протестантов. Здесь он стал пастором реформаторской общины, в которой его проповеди имели чрезмерную популярность.
Спустя 3 года Кальвин вернулся в Женеву. Тут он окончил написание своего крупного труда «Катехизис» – свода законов и постулатов «кальвинизма», адресованный всему населению.
Данные правила были очень жесткими и требовали реорганизации устоявшихся порядков и традиций. И все же городские власти поддержали нормы «Катехизиса», утвердив его на заседании. Но начинание, казавшееся благим, вскоре превратилось в тотальную диктатуру.
На тот момент Женевой по сути правил сам Жан Кальвин и его приверженцы. В результате участились смертные казни, а немало граждан были подвергнуты изгнанию из города. Множество людей боялись за свои жизни, поскольку пытки арестантов вошли в обыкновенную практику.
Жан переписывался со своим давним знакомым Мигелем Серветом, который был противником учения о Троице и критиковал многие постулаты Кальвина, подкрепляя свои слова рядом фактов. Сервет подвергался гонениям и в конечном счете был схвачен властями в Женеве по доносу Кальвина. Он был приговорен к сожжению на костре.
Жан Кальвин продолжил писать новые богословские трактаты, включая крупный сборник книг, речей, лекций и т.д. За годы биографии он стал автором 57 томов.
Лейтмотивом вероучения богослова выступало полное основание учений на Библии и признание суверенитета Бога, то есть – высшая власть Творца над всем. Одной из главнейших черт кальвинизма являлось учение о предопределении человека или говоря простыми словами – о судьбе.
Таким образом человек сам ничего не решает, а все предопределено уже Всевышним. С возрастом Жан становился более набожным, строгим и нетерпимым ко всем тем, кто не соглашался с его мнением.
Возникновение и распространение
Религиозную реформацию в Европе в 1517 году начал Мартин Лютер. В Швейцарии её проводником стал богослов Ульрих Цвингли. В 1529 году его последователи откололись от немецких протестантов.
Рис. 1. Жан Кальвин.
Цвингли погиб в 1531 году, и его дело продолжил переехавший в Швейцарию француз Жан Кальвин. Его взгляды формировались во время обучения в Париже и Орлеане. В 1532 году он проявил интерес к реформе католической церкви. Тем не менее, ещё несколько лет Жан оставался католиком и не выступал против папства.
К 1535 году произошёл его разрыв с католичеством. Жан Кальвин написал свою главную работу — «Наставление в христианской вере», но её первое издание было анонимным. После этого он, спасаясь от преследований, эмигрировал в город Феррара. Оттуда Жан поехал во Францию, но из-за боевых действий, начатых французским королём Франциском I, вынужден был остановиться по пути в Женеве, которая тогда относилась к герцогству Савойскому и управлялась епископом.
В Женеве Реформация началась с мая 1536 года, за несколько недель до прибытия Жана Кальвина. Вскоре он получил назначение на должность пастора женевской церкви. После трехлетнего изгнания в Страсбург, Жан вернулся в город в 1541 году, где и работал до самой смерти в 1564 году. Богослов жил скромно, после него осталась библиотека и 250 золотых крон.
Помимо Швейцарии, кальвинизм получил распространение во Франции. Местных кальвинистов называли гугенотами, их численность достигла 2 млн человек к 1560 году, что составляло 10 % населения королевства. В 1685 году власти отменили эдикт о веротерпимости, и французские протестанты вынуждены были эмигрировать. В Речи Посполитой кальвинисты проиграли католикам в ходе контрреформации в конце XVI века. Также к кальвинистам относится Венгерская реформаторская церковь и пресвитериане в Англии и Шотландии.
Рис. 2. Кальвинизм.
Реформы Жана Кальвина
Подвергшись гонениям во Франции за свои религиозные взгляды, Кальвин в 1533 г. обосновался в Швейцарии. Среди Альпийских гор, в городах Базель и Женева, он преподавал, писал книги и распространял свои идеи.
В этот период он систематизировал и создал свод протестантского учения «Установление христианской веры», изданный в 1536 г. В этом же году женевские реформаторы предложили Ж. Кальвину принять участие в религиозном обновлении Женевы.
Хотя в Женеве богослов занимал пост советника правительства, он имел огромное влияние на жизнь города. Городской совет разрешил ему провести Реформацию в духе его взглядов, и принимал по его настоянию законы, делающие из Женевы обитель протестантизма.
Так сложилось новое вероучение кальвинизм, и была создана Кальвинистская церковь. Религиозное обновление Женевы возложило на проповедников обязанность строго следить за нравственностью горожан:
-
горожане обязаны были посещать проповеди только в той церкви, к приходу которой они были прикреплены;
-
все религиозные обряды были сокращены до минимума – разрешалось только крещение и причащение;
-
праздником признавалось только воскресенье.
Истории известно, что за активную деятельность в продвижении идей Реформации его называли «женевским Папой». Вернувшись в Женеву в 1538 г. после трехлетнего перерыва, Кальвин с еще большим рвением продолжил внедрять свое учение.
Реформатор поспособствовал установлению правил, по которым регулировались прически, цвет и покрой платьев женщин. Если говорить кратко, то запрещались веселье и громкий смех, танцы и песни, яркие одежды.
За любой проступок, независимо от классовой принадлежности, горожане отправлялись в тюрьму и подвергались лишениям.
Деспотизм Кальвина породил волну сопротивления. Самыми смелыми его противниками стали ученые, которые вступали с ним в дискуссии по вопросам его учения. С этого периода начинается период догматизма, нетерпимости и жестокости Кальвина в отношении непримиримых оппонентов.
В 1553 г. за инакомыслие был казнен М. Сервет, что рассматривается как «моральный тупик Реформации». В течение двух лет Кальвин с помощью Женевского магистрата уничтожает, изгоняет или подчиняет своих противников и продолжает насаждать свое учение.
Будучи человеком с блестящим образованием, Кальвин за пять лет до своей смерти создал в Женеве университет. В нем начали обучать богословов-проповедников протестантского направления, которые служили во всех европейских странах.
Основные идеи
Особенность учения Кальвина — склонность к рационализму, а также недоверие к мистике и различного рода откровениям. Если классический протестантизм отвергал всё, что явно противоречит Святому писанию, то кальвинизм исключил практически всё, не относящееся к Библии напрямую. Среди важных пунктов стоит отметить следующие моменты:
Верховная власть Бога и отрицание человеческой церковной иерархии как инструмент для познания Всевышнего. Любое объяснение того или иного положения из Библии должно исходить только из объяснений, уже данных в священной книге. Таким образом, авторитет священнослужителей как посредников людей перед Богом был низвержен.
Запрет монашеского подвига и монастырей как способа для достижения божественной благодати
Это объясняется тем, что по мнению кальвинистов (как английских, так и французских) человек должен служить Богу, создавая семьи и рожая детей.
Отрицание важности и полезности церковной утвари (свечи, ладан, одеяния священников), а также музыки, пения и настенных изображений. С позиции этого учения, для спасения верующему нет нужды обращаться к духовенству или иным опытным наставникам, так как это зависит только от Бога.
Однако несмотря на это, каждый верующий должен жить так, как будто у него имеется свобода воли и выбор, ведь никто не знает, что именно для него предусмотрел Бог.
Последователи кальвинизма признаю́т богодухновенность только одного Священного Писания, поэтому один из главнейших документов является тезис Sola scriptura (эти слова переводятся с латинского как «только Писание»). Управление паствой происходит посредством создания специальных общин или органов, называемых пресвитериями, в состав которых входят наиболее достойные граждане из числа посещающих церковь. При этом все священники равны перед собой и прихожанами; их роль — не спасение людей, а поддержание атмосферы, способствующей общению с Богом.