Основные идеи эмиля дюркгейма — труды и вклады в социологию

Содержание

Эмиль Дюркгейм Он был французским социологом и философом 1858 года рождения, который считается одним из отцов социологии. Среди прочего, его работы позволили социальной науке начать отличаться от психологии и политической философии, а также продвинули эпистемологический реализм и гипотетико-дедуктивный метод.

Его самые известные работы включают его монографию Самоубийство, опубликованный в 1897 году, который положил начало социальным исследованиям, а также Правила социологического метода (1895), в которой он объяснил, как подходить к социальным фактам научной и систематической фирмы.

Этот автор посвятил значительную часть своей карьеры открытию, описанию и объяснению структурных социальных событий, происходящих в учреждениях. Согласно своим постулатам, социология должна изучать эти социальные явления целостным образом, то есть с интегральной точки зрения и с учетом того, что влияет на все общество.

Помимо своей работы в качестве социологического исследователя, Дюркгейм отличился тем, что сделал социологию академической дисциплиной. Он был создателем первого факультета социологии в Университете Бордо, а в 1896 году он основал первый журнал, посвященный этой теме, L’Année Sociologique.

Механическая и органическая солидарность

Дюркгейма иногда считают социологом, чьи идеи схожи с основными идеями консервативной идеологии. Например, его концепции социальной сплоченности, социальной регуляции, роли церкви, функции семьи. Но Дюркгейма не так просто классифицировать. В своем первом крупном исследовании «О разделении общественного труда» он начинает с аргумента, направленного против жалоб консервативных и романтических поклонников традиционных обществ. Дюркгейм говорит, что в обществах прошлого все были похожи на всех. Люди были похожи, и это сходство было как бы социальным цементом. Подумайте о маленьком средневековом городке, где все исповедуют одну религию, где люди еще не имеют узкой специализации, они еще не работают в очень разных отраслях, потому что разделение труда находится еще в начальной стадии. Такие общества, говорит он, склеены механической солидарностью, индивидуумы, составляющие такое общество, довольно идентичны, как винтики в большой машине.

Сейчас консерваторы жалуются, что в современном обществе этот цемент рассыпается. В некотором смысле Дюркгейм соглашается, но это его не тревожит, потому что теперь на наших глазах формируется новый тип солидарности. Да, верно, говорит он, люди в современных городах уже не похожи друг на друга — они верят в разных богов, что у них настолько разные работы, что один ремесленник не имеет ни малейшего представления о том, чем занимается другой ремесленник. Но это не должно вести нас к мысли, что эти люди проявляют меньшую степень солидарности. Наоборот, теперь они связаны разного рода узами. Чем больше люди отличаются друг от друга, чем больше они нуждаются друг в друге, тем больше они зависят друг от друга. Дифференциация и специализация между работами, профессии и социальные функции достигли такого высокого уровня, что люди и группы людей стали чрезвычайно взаимозависимыми, они нуждаются друг в друге, они не могут выжить друг без друга.

Это явно не старый тип взаимозависимости через сходство; скорее наоборот, взаимозависимость через несходство. Неоднородность порождает взаимозависимость. Это своего рода социальный клей, который Дюркгейм называет органической солидарностью. В великой традиции социологических мыслителей-органиков, таких как Герберт Спенсер, Дюркгейм сравнивает здесь общества с биологическими сущностями, живыми телами.

У примитивных организмов части тела могут быть очень похожими, но у высших организмов органы дифференцировались до такой степени, что тело в целом не может выжить, если эти взаимозависимые органы не работают вместе совершенным образом. Мы не можем думать, мы не можем иметь сознание без кислорода, который сердце перекачивает через поток крови из легких в мозг. Дифференцировка органов в телах этих высших организмы создали новые возможности, но также и новые уязвимые места; это причина, по которой единицы внутри такого тела очень взаимозависимы, это причина, по которой эти интегрированные организмы не могут выжить, если один из жизненно важных органов не работает так, как должен. То же самое и с современными обществами. Они не выживут, если убрать, например, одну профессиональную группу, скажем, школьных учителей или машинистов поездов. Эта органическая взаимозависимость является новым источником солидарности. Таким образом, консервативные мыслители, опасающиеся, что исчезновение солидарности из-за сходства является причиной развала современных обществ, упустили этот важный новый источник солидарности.

Дюркгейм хочет привлечь внимание своей аудитории, используя свои термины неинтуитивным образом. Консервативные мыслители имеют тенденцию описывать традиционные общества как органические целые, где каждая часть была связана с любой другой частью более или менее естественным образом, и описывать современные общества как разбитые на части механическими силами, господствовавшими в эпоху машина

Дюркгейм переворачивает эту терминологию с ног на голову: традиционные общества удерживаются вместе механической солидарностью, современные общества — органической солидарностью.

Некоторые ключевые определения французского социолога

На сегодня социология определена пониманиями и взглядами, которые в своё время установил Эмиль Дюркгейм. Труды социолога легли в основу современной интерпретации и механизма анализа структуры общества и его связи с каждым человеком.

Рассмотрим некоторые определения Дюркгейма, применяемые сейчас.Подвиды обществ:

  1. Архаическое общество – группа или общество, характеризующееся механическим способом взаимодействия. Собственное индивидуальное сознание индивидуума практически растворено в коллективном сознании.
  2. Индустриальное общество – определяется наличием разделения труда, различными специализациями и видами деятельности. При этом возникает функциональная взаимозависимость и необходимость в совместном труде. Чем более примитивно общество, тем больше похожи индивидуумы между собой и выше уровень принуждения и насилия. Чем больше различий в обществе, тем выше уровень терпимости друг к другу и глубже проявление демократии.
  3. Также существует понимание формирования гражданского общества, где на раннем этапе формируется концентрация воли коллектива на одной личности – вожде. Ему предоставляются права решения всех задач общества от имени одной личности. Как правило, после этого начинается формирование группы людей – бигменов. В их руки попадают основные средства и политические рычаги, которые они используют в своих интересах. Исторически эта модель просуществовала с пятого века нашей эры до французской революции. Новый этап определил право народа на собственность и волеизъявление каждого, независимо от статуса и положения.

По мнению Эмиля Дюркгейма, человек определяется как двойственная реальность, где проходит борьба между социальной и индивидуальной личностью.

Новая парадигма Эмиля Дюркгейма

Социологическая концепция Эмиля Дюркгейма основана на изучении реальных социальных факторов и элементов, формирующих общество. Его взгляды имели реформаторский и радикальный характер.

В своём анализе социолог отслеживал в обществе два фактора, влияющих на его формирование: натурализм и социальный реализм. Что понималось под этими терминами и каково их значение?

Под натурализмом Эмиль Дюркгейм понимал связь с природой и традициями общества. Социальный реализм он видел в явлениях, не имеющих отношения к материальной части человеческой жизни. Реализм вытекал из норм и определений, формирующихся в обществе.

Социология

Предметом социологии
являются социальные факты, существующие
вне индивида и обладающие по отношению
к нему нормативно-принудительной силой.

Задачи социологии —
понять, что побуждает людей жить сообща,
почему для них стабильный социальный
порядок выступает наивысшей ценностью
и какие законы управляют межличностными
отношениями; предложить правительству
конкретные рекомендации по устройству
современной жизни.

Методология
социологического познания (исследования) —
основывается на требовании интеллектуальной,
научной честности, освобождения научного
исследования от всяких политических,
религиозных, метафизических и прочих
предрассудков, препятствующих постижению
истины и приносящих немало бед на
практике.

Социология —
строгая объективная наука, свободная
от всякого рода идеологических
предрассудков и умозрительных спекуляций.

Давид Эмиль Дюркгейм (фр. David Émile Durkheim, 15 апреля 1858 — 15 ноября 1917) — французский социолог и философ, основатель французской социологической школы и предшественник структурно-функционального анализа. Наряду с Огюстом Контом, Карлом Марксом и Максом Вебером считается основоположником социологии как самостоятельной науки.

Эмиль Дюркгейм из семьи потомственных раввинов, он после смерти отца отказался от религиозного служения. Окончил в 1882 году «Эколь нормаль» в Париже, в течение трех лет преподавал философию во французских лицеях, после поездки в 1885 году в Германию читал курс лекций по социальной науке и педагогике на филологическом факультете в университете Бордо.

С 1896 года — профессор социологии и педагогики в университете Бордо (первой кафедры социологии в мире), с 1902 года — профессор Сорбонны. В 1898-1913 годах Дюркгейм руководил изданием «Социологического ежегодника» — первого в мире специализированного научного журнала по социологии. Самые известные работы Дюркгейма — «Правила социологического метода» (1895), «Самоубийство» (1897), «Элементарные формы религиозной жизни» (1912).

Ученому удалось завершить становление социологии как вполне самостоятельной гуманитарной науки с собственным понятийным аппаратом, продемонстрировав возможности глубокого социологического анализа конкретных проблем.

Самоубийство, влияние общества и внешних факторов

До конца девятнадцатого века исследования в области суицидальных случаев сводились к достаточно поверхностному анализу.

Первым, кто серьёзно подошёл к вопросу суицида, провёл сбор и анализ статистических данных в различных странах, был французский социолог Эмиль Дюркгейм. Самоубийство, как считал исследователь, чисто социальный факт. Он не определяется географией и биологией личности.

Как полагал учёный, общество является неким полем, где в процессе общения между людьми возникают соглашения, ожидания или отрицания. Момент нарастания отрицания, отсутствия пути решения и полная изоляция в обществе толкают человека на действия суицидального характера.

  1. Эгоистическое самоубийство – намеренное прекращение социальной связи человека, основанное сугубо на собственном мнении.
  2. Альтруистическое самоубийство – является продуктом интеграции индивидуума в общество. Примером является капитан судна, который согласно кодексу должен погибнуть вместе с судном в случае кораблекрушения.
  3. Аномическое самоубийство – возникает вследствие потери старых ценностей и норм в обществе. При этом новые ценности и нормы, которые мог бы взять человек, не сформированы. Подобная модель характерна для обществ, переживающих трансформацию.

Во время проведения статистического анализа социолог обнаружил:

  • Самоубийство реже встречаются среди тех, кто состоит в браке.
  • В обществе военных показатель также оказался выше, чем среди гражданского населения.
  • Он заметил, что в период мирного времени число самоубийств выше, чем в период войны.
  • Также выяснилась закономерность между экономикой страны и суицидом. Если страна переживает экономические взлёты или падения, то самоубийств больше, нежели при более равномерно развивающейся экономике.

На основании проведённого анализа всех слоёв общества Эмиль Дюркгейм выяснил, что самоубийство, как правило, возникает вследствие ослабления социальных связей и изоляции человека.

Для современной социологии и статистического анализа как неотъемлемой её части, сыграл ключевую роль французский учёный конца девятнадцатого века Эмиль Дюркгейм. «Самоубийство» в отличие от ряда других работ учёного строилось на чётком статистическом анализе данных. В своей работе он предложил ввести термин «аномия» для выделения фактора, влияющего на рост самоубийств в период разрушения системы, её общественных правил и норм.

Основные работы

На разделение социальной работы

В 1893 году он написал эту работу, которая была его докторской диссертацией. Там он рассматривает специализированные и бесчеловечные задачи в рабочей силе с момента промышленной революции.

Выражает озабоченность по поводу последствий, которые эта революция будет производить в институциональных системах.

Правила социологического метода

Эта работа была опубликована в 1895 году

Там он предложил позитивистский метод, сосредоточив внимание на обществе как на предмете изучения. Таким образом, вы можете проверить гипотезу с помощью реальных данных на основе статистики и логических рассуждений

Здесь начинает улаживаться характер науки социологии. Он предлагает эмпирическое наблюдение за фактами как «вещами» через четыре категории анализа:

— Внешний вид (предубеждения).

— Глубина (сущность и сущность социальной структуры).

— Характер события (разница между обычными фактами и патологическими событиями).

— Анализ (исследование и интерпретация собранных данных).

Самоубийство: изучение социологии

Для многих это самая важная работа Эмиля Дюркгейма, опубликованная в 1897 году. Он прерывает изучение самоубийства как отдельного феномена и переносит его на социологическое поле, чтобы проанализировать как социальный феномен. 

Проанализируйте уровень самоубийств среди различных групп населения и их сравнение. Из этого анализа он предлагает рассмотреть 4 категории социальных причин самоубийства и концептуализирует их как самоубийства:

— Эгоистичный (слабых социальных связей и интеграции).

— Альтруистический (в отличие от эгоистичного, низкого значения индивидуальности).

— Anomic (провоцируется в обществах институтов и узы сосуществования в распаде).

— Фаталист (в отличие от аномального, в обществах со слишком строгими правилами).

Научная деятельность

Исследователь хотел, чтобы социология стала общепризнанной самостоятельной областью науки. Вдохновляясь идеями Конта, Дюркгейм предложил собственную методологическую систему, с помощью которой анализировал способы поведения коллективов.

После получения высшего образования и до смерти в 1917 году Эмиль проводил лекции, писал статьи, посвященные проблемам этики и морали, девиантного поведения и другим феноменам. Также заслугой мыслителя стало внедрение в научный оборот многих терминов (например, коллективное сознание).

С 1882 по 1885 год мужчина вел занятия по философии в нескольких провинциальных французских школах. Позже ученый решил перебраться в Германию, где продолжил изучать социологию в университетах Берлина, Лейпцига и других городов. Здесь сформировался его выбор в пользу эмпирического подхода к науке в противовес картезианскому методу.

Книга вызвала споры, критики писали о том, что француз неверно истолковывал статистические единицы, исследовал проявление суицида в социальных средах, в то время как этот феномен — действие одного человека. Несмотря на разность мнений в отношении ценности труда, работа признана одним из первых образцов современного социального изыскания. Кроме того, автор с помощью нее пытался показать разность социологии и психологии.

Среди основных идей Эмиля нашла популярность та, что касалась патологий, влекущих за собой нарушение единства общества. Первая из них — аномия — представляла ситуацию, при которой рост численности населения пропорционально уменьшал объем взаимодействий между различными группами. Это, в свою очередь, вело к изменению этических норм и ценностей.

Вторая патология, принудительное разделение труда, по мысли автора, связывалась с отношениями власть – народ. Власть имущие, жаждущие обогатиться за счет рабочей силы, часто принуждают людей заниматься такими видами деятельности, в которых последние некомпетентны. В результате люди испытывают стресс, отчаяние, а стремление масс изменить систему ведет к дестабилизации общества.

Личность Эмиля Дюркгейма

Будущий философ родился в 1858 году на севере Франции в глубоко религиозной еврейской семье. Все мужчины в его роду служили раввинами. Эмиль Дюркгейм тоже получал образование в еврейской школе, но, в отличие от своих родственников, юноша не стал связывать свою жизнь со служением богу.

Переехав в Париж, в 1879 году он и с третьей попытки поступил в университет. Именно в стенках учебного заведения он познакомился с исследованиями:

  • О. Конта (позитивизм);
  • Г. Спенсера (функционализм);
  • Р. Декарта (рационализм);
  • Ш. Монтескьё (детерминизм).

Одарённый студент не мог не заметить, что изучению функционирования общества не уделяется должного внимания. Поэтому уже в университетские годы основная идея Эмиля Дюркгейма заключалась в развитии социологии, как полноценной академической дисциплины. В 1882 году он окончил университет и приступил к преподаванию философии в провинциальных школах. Через 3 года, во время командировки в Германию, Дюркгейм полностью посвятил себя изучению науке об обществе.

После возвращения во Францию начался самый продуктивный период в жизни философа:

  1. Дюркгейм стал преподавателем в университете Бордо.
  2. Разработал первый общественно-научный курс.
  3. Создал Французскую социологическую школу.
  4. Был приглашён преподавателем в Сорбонну.
  5. Основал первый факультет социологии в Европе.

Дюркгейм был превосходным оратором, его доклады и презентации пользовались огромной популярностью. Философ активно участвовал в политической и общественной деятельности. Был сторонником демократии и либерализма.

Кроме этого, во время военных действий погибли ведущие специалисты социологической школы и его сын Андре. В 1917 году у философа случился инсульт, пережить который он не смог.

Типы солидарности в обществе

Эмиль Дюркгейм определил два вида солидарности между людьми в обществе:механическую и органическую.

Под механической солидарностью он понимал условие, когда люди выполняли одинаковые функции и не имели отличительных черт. Это определение базировалось на понимании механизмов доиндустриального общества.

Под органической солидарностью социолог видел общество, в котором люди больше отличаются друг от друга и взаимодействуют по определённым признакам. Примером может быть непосредственно тело человека, где существует взаимодействие и взаимодополняемость различных частей тела.

Биография Дюркгейма Эмиля

Дюркгейм Эмиль (1858–1917) — французский мыслитель, один из создателей социологии как самостоятельной науки, основоположник профессиональной социологии.

Э.Дюркгейм родился в городе Эпинале в семье небогатого потомственного раввина. В детстве он тоже начал учиться на раввина, но после смерти отца отказался от религиозной стези. Первоначальное образование получил в колледже родного города, в 1879 поступил с третьей попытки в Высшую Нормальную школу в Париже, которую закончил в 1882.

В течение трех лет преподавал философию в провинциальных лицеях Франции. В 1885 он совершил поездку в Германию для дополнительного ознакомления с философией, социальными науками и этикой. По возвращении начал читать курс лекций по социальной науке и педагогике на филологическом факультете в университете Бордо.

В 1893 защитил докторскую диссертацию О разделении общественного труда и в 1896 возглавил кафедру «социальной науки». Это была первая кафедра и первый учебный курс по социологии не только во Франции, но и во всем мире. Работая в университете Бордо, Э.Дюркгейм публикует две свои самые знаменитые работы: Правила социологического метода (1895) и Самоубийство (1897).

В 1898–1913 он руководил изданием «Социологического ежегодника» — первого в мире специализированного научного журнала по социологии. Сотрудники этого журнала образовали научное сообщество «Французская социологическая школа», которое играло значительную роль во французской социологии даже после смерти своего основателя.

В 1902, получив звание профессора, Дюркгейм перешел в Сорбонну, где возглавил кафедру «науки о воспитании» (с 1913 переименована в кафедру «науки о воспитании и социологии»). Обладая хорошими ораторскими способностями, Э.Дюркгейм как преподаватель пользовался заслуженным успехом. В этот же период вышла его последняя крупная работа, Элементарные формы религиозной жизни (1912).

Дюркгейм разработал четкую концепцию предмета социологии. По его мнению, социология должна изучать социальную действительность, которая обладает специфическими качествами. Общество возникает при взаимодействии отдельных индивидов, но после своего возникновения оно живет по своим собственным законам, которые влияют на поведение людей.

Элементами этой действительности выступают социальные факты, которые существуют независимо от индивидов и доминируют над ними, то есть оказывают на них принудительное воздействие. Например, с самого рождения люди сталкиваются с определенными законами, изменить которые они не могут, а при нарушении этих законов человек чувствует неодобрение окружающих его людей. Дюркгейм различал материальные социальные факты (закон, бюрократия) и нематериальные (культура, социальные институты).

Центральная проблема в творчестве Дюркгейма — это проблема социальной солидарности. Еще в своей докторской диссертации он утверждал, что солидарность базируется на разделении труда. По его мнению, существует два исторических типа солидарности. Первый тип — механическая солидарность, или солидарность по сходным признакам, когда все индивиды выполняют одинаковые функции и не имеют индивидуальных черт.

Социологическая теория

Благодаря влиянию Огюста Конта в своих исследованиях, Дюркгейм применяет свой интерес к педагогике к социологическим исследованиям..

Эмиль Дюркгейм обновляет взгляд на социологию, представляя существование конкретных социальных явлений, к которым следует подходить из методов социологии.

Это отличалось от точки зрения предыдущих социологов, которые рассматривали социологические исследования с психологического или органического подходов, а не как самостоятельную отрасль исследований..

В вашем исследовании Правила социологического метода, поднимает перспективу социальных фактов как отношений, которые существуют до рождения человека в данном обществе и, следовательно, чужды ему и являются частью общества как коллектива.

Тем не менее, эти социальные факты являются принудительными, так как люди развивают свое обучение, встроенное в правила, которые воспитывает общество, в котором они родились. Согласно Дюркгейму, если социальные факты существовали до нашего рождения, то они существуют вне нас.

Коллективное осознание индивидуальной совести

Социальный факт также не может быть сведен к психологическим данным, поскольку общество — это то, что находится как внутри, так и вне индивида во внутреннем смысле..

Следовательно, с точки зрения Дюркгейма, коллективное сознание преобладает над индивидуальным мышлением, и единицей анализа социологии должно быть общество, а не индивид..

С целостной точки зрения Эмиль Дюркгейм предполагает, что общество — это гораздо больше, чем индивиды, которые его составляют, и, следовательно, оно выходит далеко за рамки индивидуального опыта, в определенный момент определяя ход наших действий..

Учреждения

Рассматривая религию как социологическое исследование, Дюркгейм утверждает в своей работе Элементарные формы религиозной жизни что обряды, символики, идеи и эмблемы религиозных верований являются тщательно продуманными представлениями, которые общество адаптирует, чтобы подтвердить свое чувство бытия.

Поэтому, с его точки зрения, идея Бога или богов исходит от человека как социального субъекта..

В исследовании государства как социального института Эмиль Дюркгейм полагает, что социальные отношения или коллективное сознание не должны контролироваться, ограничиваясь функциями, которые оно выполняет как орган общественной мысли и разработчик определенных социальных представлений, которые происходят в определенных коллективных формах поведения..

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: