«золотой луг»

«Кот-ворюга», Паустовский. Чему учит рассказ

После прочтения произведения Паустовского приходишь к выводу о том, что добро и сострадание способны творить чудеса. Сначала люди были очень сердиты, так как кот таскал их провизию. Они начали охоту на озорника, выслеживали его. Когда животное было поймано, хорошо, что люди проявили достаточно мудрости и не наказали его. Если бы они поступили так, еще больше бы озлобился кот-ворюга. Краткое содержание доносит до читателя важную мысль.

Наказанное животное все равно продолжило бы воровать продукты, так как у него не было хозяина, ему постоянно хотелось есть. Лёня подсказал отличный выход из создавшегося положения, и кота хорошенько накормили. Животное стало добрым и захотело помочь своим спасителям.

О чем же мы узнаем из этого очерка? В чем его смысл, более подробно?

Из очерка мы узнаем о красоте русской природы

Читая этот очерк, прежде всего каждый может узнать о красоте русской природы. Писатель описывает ее как настоящий художник или как музыкант: перечисляются все краски, все оттенки, все звуки. Мы видим, как вечер превращается в ночь, и с ее наступлением ребятишки вспоминают все страшные рассказы. Поэтому смысл произведения заключается и в красоте русского пейзажа, переданного писателем.

Из очерка мы узнаем о русских суевериях

На фоне ночного пейзажа мы знакомимся со всеми русскими суевериями. Например, народ верит в то, что придет страшный Тришка, и тогда наступит конец света. Дети также говорят о том, что крестьяне из окрестных деревень видели то лешего, то русалку, то привидение. Поэтому смысл очерка также и в том, что он информирует нас о верованиях русского народа того времени.

Из очерка мы узнаем о жизни крестьян и их детей

Мы многое также узнаем о жизни крестьянских детей того времени. Несмотря на свой возраст, они должны ночью стеречь лошадей, совсем одни в поле, но принимают это за игру и забаву. Многие ребятишки уже работают на фабрике. Из рассказа 12-летнего Илюши мы узнаем, что в их смене работают одни дети, его сверстники. Надсмотрщик может приказать им спать прямо на фабрике, если работы слишком много. Значит, смысл очерка и в том, чтобы показать нам трудную жизнь детей той эпохи.

Верхоплавка

На воде дрожит золотая сеть солнечных зайчиков. Темно-синие стрекозы в тростниках и елочках хвоща. И у каждой стрекозы есть своя хвощевая елочка или тростинка: слетит и на нее непременно возвращается.

Очумелые вороны вывели птенцов и теперь сидят, отдыхают.

Листик, самый маленький, на паутинке спустился к реке и вот крутится, вот-то крутится.

Так я еду тихо вниз по реке на своей лодочке, а лодочка у меня чуть потяжеле этого листика, сложена из пятидесяти двух палочек и обтянута парусиной. Весло к ней одно – длинная палка, и на концах по лопаточке. Каждую лопаточку окунаешь попеременно с той и другой стороны. Такая легкая лодочка, что не нужно никакого усилия: тронул воду лопаточкой, и лодка плывет, и до того неслышно плывет, что рыбки ничуть не боятся.

Чего, чего только не увидишь, когда тихо едешь на такой лодочке по реке!

Вот грач, перелетая над рекой, капнул в воду, и это известково-белая капля, тукнув по воде, сразу же привлекла внимание мелких рыбок-верхоплавок. В один миг вокруг грачиной капли собрался из верхоплавок настоящий базар. Заметив это сборище, крупный хищник – рыба-шелеспер – подплыл и хвать своим хвостом по воде с такою силой, что оглушенные верхоплавки перевернулись вверх животами

Они бы через минуту ожили, но шелеспер не дурак какой-нибудь, он знает, что не так-то часто случается, что грач капнет и столько дурочек соберется вокруг одной капли: хвать одну, хвать другую, – много поел, а какие успели убраться, впредь будут жить, как ученые, и если сверху им капнет что-нибудь хорошее, будут глядеть в оба, не пришло бы им снизу чего-нибудь скверного.

Заметив это сборище, крупный хищник – рыба-шелеспер – подплыл и хвать своим хвостом по воде с такою силой, что оглушенные верхоплавки перевернулись вверх животами. Они бы через минуту ожили, но шелеспер не дурак какой-нибудь, он знает, что не так-то часто случается, что грач капнет и столько дурочек соберется вокруг одной капли: хвать одну, хвать другую, – много поел, а какие успели убраться, впредь будут жить, как ученые, и если сверху им капнет что-нибудь хорошее, будут глядеть в оба, не пришло бы им снизу чего-нибудь скверного.

Михаил Пришвин «Золотой луг»презентация к уроку по чтению (2 класс) на тему

Слайд 1

Михаил Михайлович Пришвин

Слайд 2

— Перед вами высказывание Бианки. Проанализируйте его. Выскажите свои мысли. «Весь огромный мир кругом меня, надо мной полон неизведанных тайн. И я буду открывать эти тайны всю жизнь, потому что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире!»

Слайд 3

« Отчего прохладно стало одуванчику в бору? »

Слайд 4

А теперь сравним ваши мнения с ответом автора . « Оттого, что прошлой ночью облысел он на ветру » — Прочитайте текст так, чтобы был слышен и вопрос, и ответ. — Какая тайна одуванчика раскрылась?

Слайд 5

Цель урока: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими цели урока

Слайд 6

Целевая установка урока — Героиня нашего учебника, Настя, утверждает, что одуванчики совсем обыкновенные цветы и в них нет ничего тайного и удивительного. — Что же нам сегодня предстоит доказать Насте?

Слайд 7

Работа с текстом до чтения ( цель: развитие умения предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации и фамилии автора)

Слайд 8

Работа с текстом Михаила Пришвина «Золотой луг» План. 1. определим жанр произведения. (рассказ, т.к. оно мало по размеру и все события будут связаны с лугом, мало действующих героев) — Следующий этап работы? 2. рассмотрим иллюстрацию и соотнесём её с заглавием. — Как думаете, почему луг назван «золотой»? -Интересно! -А как понять эти словосочетания?

Слайд 9

«золотой голос, золотое сердце, золотые руки, золотая мама, золотое кольцо» Первичное чтение текста. (цель понимание текста и содержание его читательской интерпретации – истолкование оценки) (текст читают хорошо читающие дети вслух) — Удалось ли автору поразить вас? Чем? — Сумели ли вы представить всё то, о чём хотел рассказать автор? Что вы представили? — Есть ли тайны одуванчика в этом рассказе?

Слайд 10

Работа в творческих группах . (цель: обеспечение обогащённого художественно-эстетического, познавательного, речевого развития детей, формирование базисных основ личности)

Слайд 11

— Тайны одуванчика я предлагаю исследовать далее так. — У нас будет работать 4 мастерских: художественная, литературная, информационная, исследовательская. (выставляю таблички, у каждой группы маршрутный лист) — Итак, приступаем к работе. — Задание исследовательской группе: найдите в тексте с карандашом в руках тайны одуванчика. (работают с текстом) — Итак, какие тайны одуванчика раскрываются в рассказе Пришвина? (говорят и подтверждают зачитыванием слов из текста)

Слайд 12

— Какая забава была у детей? — Хотите позабавляться , как герои рассказа? (дыхательная гимнастика) — Представим, что у нас в руках по одному одуванчику, дунем на него: фу-у-у! — Что вы увидели перед собой? — А почему одуванчиков так много в природе? — Я предлагаю вам решить математические задачки и узнать интересное про одуванчик. (дети вычисляют: видов одуванчика – 203; названий растения – 27; пушинок в корзиночке – 200)

Слайд 13

Дыхательная гимнастика — Давайте попробуем ощутить запах одуванчиков. Поднесите его к носу близко-близко… Что у вас теперь на кончике носа? (пыльца) — Нектаром одуванчика питаются насекомые. А люди могут применить жёлтую головку одуванчика в пищу? (варят варенье) — Интересно, а есть ли другое название у одуванчика?

Слайд 14

Рефлексия (самооценка и определение степени своей работы) — Что нам надо было сегодня доказать на уроке? (одуванчик не обыкновенный цветок, в нём много тайн природы) — Какие же тайны кроются в этом вроде бы обыкновенном цветке?

Слайд 15

— Вернёмся к высказыванию Виталия Бианки. — А какое открытие для себя сделали сегодня вы? (мир богат чудесами, и чтобы это увидеть, надо не просто смотреть, но уметь видеть и чувствовать и открывать эти тайны)

Слайд 16

Итог урока (цель: анализ оценки успешности достижения цели) — Предлагаю вам дополнить предложения подходящими по смыслу словами. «Я сорвал цветок, и он … Я поймал мотылька, и он … у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к … можно только … Слова для справок: сердцем, умер, природе, увял) — Какой вывод вы можете сделать?

Слайд 17

Домашнее задание Мы можем, используя полученные знания и собранные материалы, сделать проект класса и рассказать о тайнах одуванчика другим ребятам. Но , чтобы каждый мог внести вклад в общее дело, выберите себе работу дома по интересам: Нарисовать иллюстрацию золотого луга сочинить мини-стишок про одуванчики. составить загадку или найти в литературе. поделиться рецептом приготовления в пищу. рассказать о нём как о лекарственном растении. составить сказку. подобрать фото одуванчиков в разных состояниях (составить презентацию ).

Пословица к рассказу «Лисичкин хлеб», чему учит рассказ, главная мысль?

В рассказе Михаила Пришвина «Лисичкин хлеб», присутствует всего два героя: некий «Я» и Зиночка. Про «меня» в рассказе почти ничего не говорится. Но есть Зиночка — милая девочка, которая познаёт мир, получает знания от «меня», и не любит хлеб, который есть у неё дома.

План-конспект урока по чтению по теме: М. М. ПришвинАнализ рассказа Пришвина лисичкин хлеб АнтичныйНАШ КЛАСС: . Пришвин Лисичкин хлебОтветы@: лисичкин хлеб Пришвин- краткоеПословица к рассказу Лисичкин хлеб, чему учит рассказОтветы@: какая главная мысль в рассказе лисичкин хлебЛисичкин хлеб. Михаил ПришвинУрок чтения. Лисичкин хлебГлавную

Рассказы Пришвина не оставляют равнодушными ни детей, ни взрослых. Так же и рассказ «Лисичкин хлеб», повествующий о превращении обычного черствого хлеба в волшебный дар леса, подарит читателям множество положительных эмоций.

Язык Пришвина в рассказах о природеМихаил Михайлович Пришвин через всю жизнь пронес способность смотреть на окружающий мир глазами ребенка – с радостью, непосредственностью, удивлением.

Именно поэтому его рассказы о природе так близки и понятны детям любого возраста.

В рассказе «Лисичкин хлеб» Вы можете прочесть деткам об интересных вещах. Малыши вместе с главной героиней, девочкой Зиночкой, узнают о заячьей капусте, лисичкином хлебе и о многом другом и удивительном. Рассказ Лисичкин хлеб читать Однажды я проходил в лесу целый день и под вечер вернулся домой с богатой добычей. Снял с плеч тяжелую сумку и стал свое добро выкладывать на стол.

В рассказе говорится о маленькой девочке, которая очень любила «подарки зверушек» : ягоды, грибы, орешки.

Их приносил ей отец-охотникю Однажды он принёс ей » лисичкин хлеб» и дочка съела весь этот черный хлеб до крошки, хотя дома не ела даже белый хлеб. С тех пор она всегда ждала подарок лисы.

Из рассказа мы узнаём — откуда же в лесу » лисичкин хлеб». Рассказ учит нас любить природу и животных.

Подробнее: napyaterku.com

Краткое содержание рассказа «Ребята и утята» Когда весной озеро разливалось, утки строили гнезда далеко за деревней, на прочном и сухом месте, и когда потом вода спадала им приходилось вести подросших утят к озеру через большое и открытое пространство.

Важно

Так и героиня этого рассказа утка-чирок, повела своих утят к озеру. Она шла позади деток, чтобы видеть их и уберечь от опасности. Около кузницы утке пришлось переводить утят через дорогу, их заметили, и стали закидывать камнями ребята. Они хотели прогнать утку и забрать ее утят.

Подробнее: gdz-gramota.ru

Формирование потребности в чтении.

Развитие навыка медленного, вдумчивого чтения, умения понимать замысел автора и связь замысла с формой произведения, сравнивать своё первичное восприятие с открытиями по мере обсуждения и перечитывания, понимать, какие языковые средства помогли создать такое настроение, придать такой смысл. Формировать умение различать понятия «писатель», «автор», «герой-рассказчик».

Разделы: Литература, Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку» Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию

Подробнее: xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Технологическая карта по чтению художественной литературы в подготовительной группе Скачать: ВложениеРазмер

cht.hud_.lit_.m._prishvin_lisichkin_hleb_ned.hleb-vsemu_golova.docx17.37 КБ

Предварительный просмотр: Технологическая карта ОД

Главные герои рассказа Михаила Пришвина «Лисичкин хлеб» — охотник, от лица которого ведется рассказ, и девочка по имени Зиночка. Однажды охотник вернулся из леса с полной сумкой трофеев. Зиночке стало интересно, что же он принес, и охотник стал доставать из сумки свою добычу.

Анализ произведения “Золотой луг” Пришвина — Сочинения, рефераты, доклады на все темы

Село Уклеево известно тем, что “на поминках у фабриканта Костюкова старик дьячок увидел среди закусок зернистую икру и стал есть ее с жадностью; его толкали, дергали за рукав, но он словно окоченел от наслаждения: ничего не чувствовал и только ел. Съел всю икру, а в банке было фунта четыре”. С тех пор о селе говорили: “Это то самое, где дьячок на похоронах всю икру съел”. В селе четыре фабрики – три ситцевых и одна кожевенная, на которых занято около четырехсот рабочих.

Подробнее…

Краткое содержание “Вавилонская библиотека”

Вселенная – некоторые называют ее Библиотекой – состоит из огромного числа шестигранных галерей, с широкими вентиляционными колодцами, огражденными перилами.

Устройство галерей неизменно: пять полок на каждой стене… К одной из свободных сторон примыкает коридор, ведущий в другую галерею, такую же как и все другие. Налево и направо от коридора два крохотных помещения.

В одном можно спать стоя, в другом – удовлетворять естественные потребности.

Подробнее…

Краткое содержание “Розенкранц и Гильденстерн мертвы”

Розенкранц считает, что человек рождается с предчувствием смерти и, едва родившись, он знает, что для всех компасов на свете есть только одно направление и время – мера его.

Гильденстерн говорит, что смерть, сопровождаемая вечностью, – худшее, что есть в обоих мирах. Появляются актеры и начинают репетировать пантомиму, Розенкранц и Гильденстерн наблюдают.

Прерывая репетицию, на сцену вбегает Офелия, преследуемая Гамлетом, который в истерике хватает ее за рукав, кричит на нее и т. д.

Подробнее…

Краткое содержание “Черный монах” Чехова

Андрей Васильевич Коврин, магистр, много работает, мало спит, курит и, наконец, расстраивает себе нервы. Доктор советует ему провести лето в деревне.

Он отправляется к Песоцким – Егору Семеновичу, своему бывшему опекуну и воспитателю, и его дочери Тане в деревню Борисовку. Песоцкий – знаменитый российский садовод.

Коврина с детства поражала фантазия Егора Семеновича – в саду есть самые необыкновенные растения – от черных тюльпанов до арок, вензелей и канделябров, в форме которых растут садовые деревья.

Подробнее…

Краткое содержание “Девяностые годы”

Девяностые годы известны в Австралии, как годы золотой лихорадки. Толпы людей устремились на северо-западную сторону континента отовсюду, надеясь разбогатеть. Жизнь общины зависит от золота. Все мечтают о немыслимом богатстве.

Новая находка будоражит поселки старателей, люди отправляются в очередной поход. Подводы, повозки, верблюды, верхом и пешком – искатели бросаются за мечтой.

По этим же законам живет поселок старателей Южный Крест, там долгое и сухое лето, и нередки проблемы с пищей и водой.

Подробнее…

«Преступление и Наказание» краткое содержание

60-е годы XIX в. Бедный район Петербурга, примыкающий к Сенной площади и Екатерининскому каналу. Летний вечер.

Бывший студент Родион Романович Раскольников покидает свою каморку на чердаке и относит в заклад старухе процентщице Алене Ивановне, которую готовится убить, последнюю ценную вещь.

На обратном пути он заходит в одну из дешёвых распивочных, где случайно знакомится со спившимся, потерявшим место чиновником Мармеладовым.

Подробнее…

Краткое содержание «Душечка» Чехова

Ольга Семеновна Племянникова, дочь отставного коллежского асессора, пользуется всеобщей симпатией: окружающих привлекают добродушие и наивность, излучаемые тихой розовощекой барышней. Многие знакомы называют ее не иначе как «душечка».

Ольга Семеновна испытывает постоянную потребность любить кого-нибудь. Очередной ее привязанностью становится Иван Петрович Кукин, антрепренер и содержатель увеселительного сада «Тиволи».

Подробнее…

Интересные темы

  • По произведению Калина красная Василий Шукшин – это писатель, которому удивительно точно удавалось видеть жизнь людей именно такой, какой она была в действительности, без преувеличений и прикрас.
  • Образ и характеристика Буркина в рассказе Человек в футляре Буркин – полный, невысокого роста мужчина, работающий учителем в гимназии. На его голове нет волос, зато он отпустил длинную бороду. Он и ветеринар Иван Иванович Чимша-Гималайский отправились
  • Тема родины в творчестве, лирике Тютчева Несмотря на безграничную любовь к родине, поэт на протяжении своей жизни провел в родных местах немного времени по сравнению с пребыванием за границей
  • Гримм — Золотой гусь В начале сказки говорится о трех сыновьях и их походах в лес за дровами. Старшему и среднему мать давала вкусную еду в дорогу, но оба брата возвращались ни с чем. Они не делились лакомствами

Характеристика поэмы

Александр Сергеевич Пушкин написал произведение «Руслан и Людмила» в 20-летнем возрасте. Автор использовал сказочные мотивы, которые тесно переплетались с народными былинами. Все это объединялось общей тематикой.

Анализ «Руслана и Людмилы» показывает, что главный герой олицетворяет настоящего русского богатыря. Его подвиги в поэме напоминают сражения Ильи Муромца.

Как правило, былины начинаются с описания событий, происходивших у князя Владимира. В произведении Пушкина такое же начало, единственное отличие заключается в том, что писатель изобразил правителя в ироническом стиле. Владимир гостеприимен, весел и радостен, но когда наступает время боя, он становится слабым и беспомощным.

А. С. Пушкин написал поэму простым и доступным языком. В тексте отсутствуют сложные фразеологизмы и эпитеты. Но когда жил великий поэт, мало кто владел народным языком. Критики были в восторге, писали доклады на эту тему и восславляли поэта.

Период создания пушкинской поэмы был переломным для российской истории. В это время формировалось движение декабристов. Революционные симпатии автора не могли не отразиться в его строках. Все произведение представляет собой борьбу с вероломством.

Автор знакомит читателей с несколькими персонажами, вокруг которых развиваются основные события. К главным героям произведения относятся:

  1. Руслан — храбрый мужчина, князь. Он был влюблен в Людмилу и спас ее от злодея Черномора.
  2. Людмила — дочь князя Владимира.
  3. Черномор — бородатый карлик, похитивший главную героиню.
  4. Финн — волшебник, помогающий Руслану найти возлюбленную.

В тексте кратко упоминаются и второстепенные персонажи: Рогдай — соперник Руслана, Фарлаф — скромный воин, Ратмир — хазарский хан, Наина — колдунья, князь Владимир — отец пропавшей Людмилы.

Паустовский “Жильцы старого дома” для читательского дневника

Название: Жильцы старого дома Число страниц: 14 Жанр: рассказ Написано: 1944 год

Главные герои

  • Такса Фунтик;
  • кот Степан;
  • петух Горлач;
  • худая черная курица;
  • маленькая зеленая лягушка;
  • мастер Гальвестон – воображаемый герой;
  • скворец;
  • часы-ходики;
  • музыкальная шкатулка;
  • автор-рассказчик.

Не удивляйтесь вещам среди персонажей. Константин Георгиевич наделил их в рассказе одушевленными качествами, показывая что они являются полноценными жильцами и у каждого из них имеется свой характер.

Краткое содержание

Рассказ ведется от имени автора приехавшего летом из Москвы на дачу. Проживая в старом доме, он внимательно наблюдает за его обитателями. Как изменилась размеренная жизнь кота Степана, когда появилась такса Фунтик. Далее петух клюнул Фунтика за украденную корку хлеба. Как худая черная курица могла часами кудахтать на крыше. И как маленькая зеленая лягушка подолгу смотрела на огонь. Люди нашли на чердаке старинную шкатулку сделанную шотландским мастером Гальвестоном. Они представляли его присутствие, и фантазировали как он работал. Однако музыку из шкатулки удалось услышать только один раз. Песни же скворца, напоминающие африканские мотивы, жители дома слушали постоянно.

Мое мнение

Автор учит нас наблюдательности и любви к природе. Он замечает всех обитателей дома: не только животных, но и старые вещи. У всех наверное есть вещи, история которых неизвестна, Паустовский подталкивает узнать о них больше. Помимо этого животные его дома такие разные. Они не всегда рады находиться рядом, но все же уживаются вместе. Так и мы, люди, живем вместе и находим общий язык.

Мультфильм

Мультик созданный по одноименному произведению, можно посмотреть только в качестве отдыха. Рисованные сюжеты действительно прекрасны, но увиденное никак не подходит для отзыва. Здесь даже порода собаки не соответствует.

LiveInternetLiveInternet

К числу произведений особой значимости в концептуальном плане относится и произведение А.С. Пушкина «Гаврилиада». Оно помогает разобраться в природе официального провозглашения Пророков, а также в том, почему Пророков не было в истории Русской цивилизации. Смысл «Гаврилиады» сводится к тому, что к зачатию Христа имели отношения дьявольские силы (Змей-искусситель), эгрегориально-церковные (Архангел Гавриил) и Бог — Творец и Вседержитель. Тем самым А.С. Пушкин показывает, что И. Христос был сформирован и задействован одновременно в трёх сценариях. Он был Праведником, получившим откровения Свыше, во-вторых он используется эгрегориальными уровнями, церковными иерархиями для решения своих земных проблем и, наконец, сатанинскими силами, насилующими человечество и проливающими реки крови с крестами на груди и Христовым именем на устах. Праведников же, кого за последние три тысячи лет не удалось встроить в нужный знахарям сценарий, Пророками не объявляют. В «Гаврилиаде» понимание этих процессов А.С. Пушкин демонстрирует открыто

С рассказом Моисея Не соглашу рассказа моего: Он вымыслом хотел пленить еврея, Он важно лгал, — и слушали его. Бог наградил в нём слог и ум покорный, Стал Моисей известный господин, Но я, поверь, — историк не придворный, Не нужен мне Пророка важный чин!

Беличья память

Сегодня, разглядывая на снегу следы зверушек и птиц, вот что я по этим следам прочитал: белка пробилась сквозь снег в мох, достала там с осени спрятанные два ореха, тут же их съела — я скорлупки нашёл. Потом отбежала десяток метров, опять нырнула, опять оставила на снегу скорлупу и через несколько метров сделала третью полазку.

Что за чудо? Нельзя же подумать, чтобы она чуяла запах ореха через толстый слой снега и льда. Значит, помнила с осени о своих орехах и точное расстояние между ними.

Но самое удивительное — она не могла отмеривать, как мы, сантиметры, а прямо на глаз с точностью определяла, ныряла и доставала. Ну как было не позавидовать беличьей памяти и смекалке!

Приемы обучения функциональному чтению на уроках литературного чтения. М. Пришвин «Золотой луг».

Приемы обучения функциональному чтению на уроках литературного чтения. М. Пришвин «Золотой луг».

Актуальность

Сегодня главной задачей каждого учителя начальных классов является: научить своих учеников применять полученные общеучебные навыки в повседневной жизни. Чтобы жить в современном мире, человек должен уметь читать и понимать «бумажные», электронные и звучащие тексты. Развитие навыков функционального чтения становится первоочередной задачей школы.

Цель:

Знакомство с приёмами формирования навыков функционального чтения у обучающихся школы.

Тема урока:

М. Пришвин «Золотой луг»

Тип урока:

Урок получения новых знаний

Учитель:

Трифонова Л.В.

Деятельностная цель:

создать условия для формирования читательских навыков, развития речи.

Образовательная цель:

— способствовать развитию навыка работы над сюжетом произведения, навыков сравнительного анализа;

— содействовать выработке внимательного и бережного отношения к природе, воспитанию коммуникативных правил при работе в парах и группе, нравственному воспитанию детей.

Ход выступления:

На примере произведения М. Пришвина «Золотой луг», мы посмотрим как можно организовать обучение функциональной грамотности чтения на уроке. Во время целеполагания можно провести игру «Верите ли вы?» Слайд 2

Учитель предлагает различные верные и неверные утверждения , дети дают письменные ответы, ставя знак «+» или « — »

Итак, верите ли вы, что одуванчик может быть не только жёлтым, но и белым?

Верите ли вы, что он может быть и зелёным?

Верите ли вы, что одуванчик – загадочный цветок со своими секретами и тайнами?

Верите ли вы, что одуванчик – лекарственное растение?

Верите ли вы, что одуванчик употребляют в пищу?

По окончанию выполнения задания учащиеся приходят к выводу, что не всегда при ответах испытывали уверенность, а значит, следует уточнять и расщирять свои знания об одуванчиках.

Учащиеся готовы к 1 этапу: восприятие текста

На этапе восприятия важно впечатлить ребёнка искусством слова. Здесь могут прийти на помощь аудиозаписи. Главное — заинтересовать будущих читателей тайнами текста, впечатлить их красотой художественной речи

После первичного восприятия текста учитель задает тонкие и толстые вопросы. Слайд 3

Главное — заинтересовать будущих читателей тайнами текста, впечатлить их красотой художественной речи. После первичного восприятия текста учитель задает тонкие и толстые вопросы. Слайд 3

После этого переходим к самому ответственному этапу — ИСТОЛКОВАНИЕ текста. Здесь ребята анализируют текст, находят в нём ключевые слова, цитаты, отвечающие на вопросы, отрывки, соответствующие рисункам, сами предлагают устное иллюстрирование эпизодов, конечно, обьясняют значение трудных слов.

Словарная работа. Слайд 4

— Работая в паре, попробуйте объяснить значение слов со звёздочкой, если нужно воспользуйтесь толковым словарём, размещенном в учебнике: промысел, идти в пяту

, забава.

Действующие лица

В произведении Тургенева «Бежин луг» было несколько персонажей. Ближе познакомиться с ними поможет краткая характеристика:

Федя. Самый старший в компании. Он хорошо одет, его родителями являются зажиточные люди. Для него ночные поездки — развлечение, он не гонится за заработком. Белокурый мальчишка ощущает собственное превосходство над другими детьми, покровительствует им. Очень внимательно слушает истории товарищей. Это ласковый и добрый персонаж, который старается помочь каждому. Интересуется здоровьем сестренки Ванюши, передает ей привет, обещает гостинцы.
Костя. Мальчик не старше 10 лет. Семья его живет очень бедно, герой плохо одет и выглядит болезненно

Внимание окружающих привлекают его блестящие глаза и задумчивый взгляд. Очень добрый и жалостливый ребенок

Несмотря на страх, ходит пасти лошадей в ночное время.
Павлуша. Отличается умным взглядом, силой голоса. Все это в совокупности компенсирует его неправильные черты лица. Среди мальчиков пользуется авторитетом. Это смелый и решительный герой, который не верит в различные приметы, разбирается в природных явлениях. Его родители — бедные крестьяне. В конце повествования рассказчик сообщает, что юноша умер в результате падения с лошади.
Ильюша. Имеет неприметную внешность, постоянно чем-то озадачен. На вид ему не более 12 лет, он чисто одет, работает на бумажной фабрике со старшим братом. Паренек очень ответственный, с гордостью относит себя к рабочему классу. Складывается впечатление, что он знает истинную цену деньгам. Свято верит в приметы, поэтому трусоват.
Ваня. Маленький мальчик лет семи, самый юный из всей компании. Говорит всего несколько слов в рассказе. Из этого монолога читателю становится понятно, что он очень отзывчивый и добродушный. Сильно любит младшую сестру, отказываясь от гостинцев в ее пользу.
Рассказчик — автор произведения, настоящий охотник. Однажды, случайно заблудившись, встретил мальчиков. Он емко описывает их, хорошо понимает жизнь крестьян.

Сочинение Анализ рассказа Лисичкин хлеб Пришвина

Небольшой по объему рассказ М. Пришвина «Лисичкин хлеб» — это погружение читателя в необыкновенный мир природы, удивительно реалистичного описания его обитателей, историй их существования, знакомство с представителями растительности и других вещей, о которых многое оставалось ранее неизвестным.

https://www.youtube.com/watch?v=CNlmVHwKaok

Главный герой произведения – рассказчик, являющийся любителем природы, охотником, повествует о своих похождениях в лес, о грибах, птицах и других его обитателях девочке по имени Зиночка. Ребенок впервые узнает о роли сосновой смолы, которая лечит деревья, чем питается тетерев, как выглядит рябчик, какая из принесенных ягод костяника, брусника, а какого цвета черника.

Но основное внимание в рассказе автор уделяет кусочку темного хлеба, про который рассказчик на ходу сочиняет историю. Наряду с кукушкиными слезками, заячьей капустой Зиночка узнает от него о том, что этот хлеб называется «лисичкиным»

Не подозревая об обмане, она пробует его, чувствуя, что он действительно вкуснее обычного, домашнего хлеба («куда лучше нашего!»).   

В композиции произведения нет ничего особенного. В ней четко прослеживаются завязка, кульминационный момент и развязка.

Рассказ М. Пришвина поучительный, демонстрирует умение находить подходы в воспитании и развитии детей. Это жизненный яркий урок, который навсегда запомнится и ребенку, и взрослому.

Та информация, которая порой непосильна для ребенка, усваивается гораздо легче, если познакомится с ней в действительности. Это касается даров природы, которые охотник обнаружил у себя в сумке, прийдя из леса.

Кроме этого, умение обыграть ситуацию для того, чтобы вызвать аппетит у девочки, используя при этом элементы мира природы, это талант, который необходимо уметь правильно использовать, чтобы достичь цели.

Мудрость, заключенная в рассказе, на самом деле лежит на его поверхности.

Она связана с тем, что только человек неравнодушный к природе, являющийся тонким наблюдателем ее красоты, истинным любителем родного края, сможет преподносить подобные уроки добра и любви к ней.

Совет

Опыт и собственные знания принесли не только самому охотнику наслаждение от общения с природой, но и стали целым источником познаний для ребенка.

М. Пришвин в рассказе «Лисичкин хлеб» поднимает тему природы, настраивая читателя на мысль о том, что каждый должен любить и беречь природу, которая обязательно рано или поздно отплатит добром.  

Сочинение по произведению Лисичкин хлеб

Пришвин является известным мастером в описании природы и животных, он отлично чувствует красоту природы и может подбирать великолепные эпитеты для того чтобы передать всю красоту существующей природы. В рассказе Лисичкин хлеб описывается история того как опытный охотник рассказывает маленькой девочке по имени Зина различные история о своих походах по лесу.

Истории охотника отличаются великолепными деталями и множеством увлекательных подробностей, которые переносят не только Зиночку, но и каждого читателя в атмосферу леса.

Название рассказа взято от одной из историй, которую рассказывает охотник своей юной слушательнице. Однажды Зина спрашивает, откуда у охотника оказался хлеб, принесенный из леса, ведь хлеб в лесу не растет.

Как мне стало известно после, заячьей капустой называется травка, которая растет в лесу и обладает довольно приятным вкусом. Поэтому для ребенка вполне нормально поверить в сказку о некоем лисичкином хлебе, который также растет в лесу.

После этого Пришвин описывает как девочке стал нравиться особый лесной хлеб и она стала больше кушать именно такой хлеб, называя его более вкусным и приятным.

Эта история рассказывает нам про сказку, которая всегда возможна в этом мире. Пусть охотник немного обманывает девочку и придумывает небылицу, но ведь он делает повседневность этой девочки более радостной и приятной.

Обратите внимание

Возможно, со временем эта девочка будет с теплотой вспоминать не только истории охотника о лесе, но и забавную ситуацию с лисичкиным хлебом, который стал для нее наверное самым вкусным хлебом во всем мире. Она также будет вспоминать вкус этого хлеба как вкус детства и вкус чего-то давно забытого и приятного. Такого, чего больше никогда не сможет ощутить.

Автор рассказывает невероятно милую историю, после которой приятно на душе. Весь рассказ пронизан красотой и простотой.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: