Георг фридрих гендель

Особенности британского стиля

Сочиняя музыку в Англии, Гендель выходит далеко за рамки традиционной итальянской оперы. Его произведения поражают драматичностью, глубиной, яркостью персонажей. Это помогло поднять музыкальное творчество Туманного Альбиона на новый уровень, осуществить такие необходимые реформы в подходе к написанию произведений. Композитор Гендель даже на некоторое время впадает в немилость публики из-за своих чересчур выдающихся способностей. В Англии грядут реформы во всех сферах, самосознание народа растет, отсюда и негативное отношение ко всему иностранному.

Даже после тревожных событий и опалы авторитет Генделя в богемной среде не уменьшился. Еще больше его укрепить помог заказ короля Георга II. Не прекращая попытки возродить оперу, композитор едет в Италию за новыми артистами. Но длительная, изнурительная и отчасти политическая борьба за новый жанр заканчивается поражением. Это подрывает здоровье Генделя, и он почти 8 месяцев проводит в постели. Написав еще две оперы, он заканчивает работу над этим жанром вообще.

Биография Георга Фридриха Генделя

Георг Фридрих Гендель (1685-1759) — величайший немецкий композитор эпохи Просвещения, он появился на свет 23 февраля 1685 в Галле, неподалеку от Лейпцига. Вторую половину жизни музыкант провел в Лондоне, его похоронили в Вестминстерском аббатстве. Из-за этого его часто называют национальным английским композитором.

Гендель написал несколько десятков опер и ораторий. В его произведениях чувствовался определенный драматизм и психологический романтизм. Казалось, что музыкант никогда не отдыхал, он все свободное время посвящал искусству. Его часто сравнивают с Бахом, но их произведения в корне отличаются своим настроем. Гендель видел в людях силу, считал, что они способны изменить любые обстоятельства. Иоганн же часто поддавался влиянию христианских догм, он изображал пассивных и подчиняющихся личностей.

Подробности личной жизни

В 1738 году, ещё при жизни, прославленному композитору поставили памятник. Таким образом, маэстро решили отдать дань за неоспоримый вклад в развитие классической музыки.

Несмотря на все достоинства музыканта, современники вспоминают о нём, как о крайне неприятном человеке. Он страдал от полноты и абсолютно не умел одеваться. Кроме того, он был жестоким человеком. Гендель мог запросто отвесить злобную шутку в сторону человека.

Чтобы добиться хорошей должности он буквально шёл по головам. Благодаря тому, что он был вхож в элитное общество, Георг обрастал полезными знакомыми, которые помогали продвинуться по карьерной лестнице.

Он был самовлюблённым мужчиной с непокорным характером. Ему так и не удалось найти себе достойную пару. Он не оставил после себя наследников. Биографы Генделя уверены, что только из-за скверного характера маэстро ему не удалось испытать на себе любовь. У него не было фавориток, и он не ухаживал за дамами.

Восстановление после болезни

После нервных потрясений в Лондоне музыкант был парализован в течение нескольких месяцев. Он восстанавливался после инсульта, боролся с тяжелой депрессией. Вернуться к творчеству ему удалось только после лечения на курорте в Аахене

С 1740 Гендель снова начал писать, но на этот раз он обратил свое внимание на жанр оратории. Самыми известными сочинениями того периода стали «Именео», «Саул» и «Израиль в Египте». После возвращения Георг получил приглашение от ирландского лорда

Он отправился в Дублин, где написал ораторию «Мессия». Позднее на суд публики были представлены сочинения «Иуда Маккавей» и «Оратория на случай». Благодаря этим патриотическим ораториям немец смог вернуться в Англию, где получил звание национального композитора. Королевская семья снова приняла его, Гендель даже написал музыку для грандиозного фейерверка

После возвращения Георг получил приглашение от ирландского лорда. Он отправился в Дублин, где написал ораторию «Мессия». Позднее на суд публики были представлены сочинения «Иуда Маккавей» и «Оратория на случай». Благодаря этим патриотическим ораториям немец смог вернуться в Англию, где получил звание национального композитора. Королевская семья снова приняла его, Гендель даже написал музыку для грандиозного фейерверка.

В последние годы жизни немец часто сотрудничал с другими музыкантами, к примеру, с Эрбой и Страделли. Он помогал развить и обогатить их произведения, обрабатывал их. Из-за проблем со здоровьем и постепенно ухудшающегося зрения композитор все реже писал новые произведения. В 1750 он начал создавать ораторию «Иевфай». К моменту завершения работы он уже был полностью слепым.

Гендель умер 14 апреля 1759 года. Он никогда не был женат, не имел детей. Но после себя композитор оставил потрясающие произведения. Его помнят и чествуют в разных странах, произведения музыканта подарили ему бессмертие и вечную славу.

https://youtube.com/watch?v=1oEkSb9EjB8

Наследие

Организации и издания

В 1856 году в Лейпциге было создано Генделевское общество (англ. Händel-Gesellschaft) по инициативе Фридриха Гризандера и Георга Готфрида Гервинуса. С 1858 по 1903 год общество публиковало произведения Генделя (издательство Брейткопф и Хертель). В начале Гризандер самостоятельно издавал произведения композитора, находясь у себя дома, а когда денег не хватало, продавал овощи и фрукты, выращенные в его саду. За 45 лет Генделевское общество издало более ста томов сочинений композитора. Это издание неполное.

В 1882-1939 годах в Лондоне существовало другое Генделевское общество, целью которого было исполнение малоизвестных произведений Генделя, в основном хоровых.

Общество Галлевское Издательство Генделя (англ. Hallische Händel-Ausgabe), сокращённо HHA
, существующее с 1955 года, издало более полное собрание сочинений, сделав основной акцент на критическую оценку творчества: в предисловии всех томов говорится, что издание предназначено для удовлетворения научных и практических нужд.

Наиболее известный каталог произведений Генделя (Händel-Werke-Verzeichnis, сокращённо HWV
) был опубликован немецким музыковедом Берндом Базельтом в 1978-1986 годах в трёх томах. Опираясь на документы, Базельт описывает все авторские произведения Генделя, а также произведения, авторство которых сомнительно.

Оперное творчество Генделя

Как оперный композитор Гендель не мог не поехать в Италию, тем более что гамбургская опера в начале XVIII века шла к упадку (Бах же ни разу за всю свою жизнь не выезжал за пределы Германии). В Италии его поразила сугубо светская атмосфера художественной жизни, так не похожая на замкнутую жизнь немецких городов, где музыка звучала в основном в церкви и княжеских резиденциях. Создавая для различных театров все новые оперы («Ринальдо, «Родриго», «Тезей») Гендель, однако, очень отчетливо ощущал, что не всё удовлетворяет его в этом жанре. Он всегда стремился к воплощению героического содержания, ярких и сильных характеров, к созданию грандиозных массовых сцен, однако всего этого не знала современная ему опера-seria. В процессе своей многолетней работы над оперой (37 лет, за которые им было создано более 40 опер, в том числе «Орландо», «Юлий Цезарь», «Ксеркс») Гендель предпринимал попытки обновить жанр seria. Это часто вызывало противодействие аристократической публики, ценившей в опере лишь виртуозное пение. Однако тот тип оперы, который героически пытался отстаивать Гендель, обогащая его изнутри, в историческом смысле был нежизнеспособен. Вдобавок в Англии, где прошла вторая половина жизни композитора, демократическая часть публики относилась к опере–seria крайне отрицательно (о чем свидетельствовал, в частности, огромный успех «Оперы нищих» – веселой пародии на придворную оперу). Лишь во Франции к середине XVIII века была подготовлена почва для оперной реформы, которую осуществил К.В. Глюк вскоре после смерти Генделя. И всё же многолетняя работа над оперой для композитора не прошла даром, явившись подготовкой его героических ораторий. Именно оратория стала подлинным призванием Генделя, тем жанром, с которым в истории музыки его имя ассоциируется прежде всего. С ним композитор не расставался до конца своих дней.

Наследие Генделя

Георг Гендель за свою творческую жизнь создал более 40 оперных произведений, 32 ораторий и множество других музыкальных произведений той эпохи. Наиболее известны и часто исполняются в настоящее время «Музыка на воде», «Мессия» и «Музыка для королевского фейерверка». Одно из самых известных произведений Генделя, «Священник Садок», исполняется на коронации  каждого британского монарха и стало признанным британским патриотическим гимном.

В 2000 году дом, который он арендовал на Брук-стрит в Лондоне, был приобретен и восстановлен фондом «Handel House Trust». Он был превращен в Дом-музей Генделя, который теперь открыт для посещения публики.

«Мессия»

Одно из самых знаменитых произведений Георга Генделя — оратория «Мессия». Мессия в христианской традиции — это Иисус Христос. Текст для оратории был взят, естественно, библейский, в английском переводе. Свое грандиозное произведение Гендель написал за 24 дня. Он вообще сочинял очень быстро, что никак не умаляет достоинств его музыки.

Бальтазар Деннер, «Портрет Георга Фридриха Генделя», 1733 г.Фото: ru.wikipedia.org

Оратория — один из жанров, который родился в эпоху барокко. Истоки этого жанра уходят в глубь Средневековья, к духовным представлениям с музыкой (XII-XIII века). Оратория — крупное многочастное произведение для оркестра, хора и солистов — изначально на религиозный текст. Правда, уже у Генделя можно встретить светские оратории. В любом случае, ораторию можно назвать концертным видом духовной драмы.

В этой духовной драме нет «видимого» действия, это не опера с актерами-певцами, своим сюжетом и драматургией. Тем сложнее задача написания музыки: ведь все происходящее нужно передать строго музыкальными средствами.

Вот и представьте себе, какой мощью должна обладать музыка, чтобы своими средствами передать то, что следует из библейского текста. Нужно передать все: и «звуки войны», и героику, и плач, и скорбь, и созерцание. Сила оратории в том, что ее музыка часто приобретала общегражданский смысл. Так случилось с ораториями Генделя.

Не случайно, наверное, при исполнении «Аллилуйя» (одна из частей «Мессии») во многих странах до сих пор принято вставать.

К тому времени условность границ церковной и светской музыки стала еще заметней. Самые выдающиеся произведения, написанные для церковной службы, становились неотъемлемой частью светской жизни общества. Музыка остается музыкой. Кстати, средства от исполнения «Мессии» Гендель завещал использовать на вспоможение нуждающимся.

В «Мессии» Генделя три большие части, разделенные на сцены. Там есть и пророчества, и крестные муки, и вознесение, и Судный день, и прославление. Структуру оратории те, кому интересно, могут посмотреть в Интернете

Те же, кто будет частично слушать, могут обратить внимание на специфический музыкально-живописный язык. Мелодия поднимается там, где в тексте слово «гора» («mountain»), она «искривляется» на слове «crooked» («кривой»), идет по «мелодическим равнинам» на слове «plain» («гладкий, ровный»)

Но можно послушать просто как музыку, хотя бы несколько частей «Мессии», для того чтобы иметь представление, что же это за знаменитая оратория.

Дом Генделя на Брук-стрит, 25, Мейфэр, ЛондонФото: Andreas Praefcke, ru.wikipedia.org

С первого же исполнения оратория Генделя начала свое победное шествие по Европе. Исполнена она была во всех странах, с тех пор этот процесс не прерывается. Сейчас дом, в котором Гендель работал в Лондоне над «Мессией», стал музеем — английским. Музей Генделя есть и в его родном городе — Галле, в Германии.

А нам пора переходить к Иоганну Себастьяну Баху.

Продолжение следует…

Первые произведения

Сочинять музыку Георг начал еще в десять лет. Тогда он писал небольшие пьесы для органа и церковные кантаты. Его композиции были осмысленными и сложными, в них трудно было узнать мальчика школьного возраста. После переезда в Гамбург он продолжил учиться, играл на скрипке и дирижировал. В то время он написал четыре оперы, из которых сохранилась только «Альмира». Благодаря ей юноша получил приглашение из Италии. К тому моменту театр Кайзера разорился, а композитор потерял работу.

Незадолго до переезда Гендель представил публике свои сочинения «Нерон» и «Страсти по святому Иоанну». Они не пользовались успехом, а из-за последней музыкант чуть не лишился жизни. Он вызвал на дуэль музыкального критика Матесона, который в пух и прах разгромил «Страсти…». Тот согласился и даже нанес музыканту удар шпагой. От гибели его спасла пуговица пальто.

За несколько лет Георг успел посетить Рим, Флоренцию, Венецию и Неаполь. Он написал около 40 опер, в совершенстве овладел итальянской стилистикой. В 1707 г. во Флоренции состоялось первое представление оперы «Родриго», а в 1709 г. Гендель покорил Венецию со своей «Агриппиной». Благодаря своим произведениям он стал почетным членом Аркадской академии, начал получать заказы от богатых итальянцев.

«Агриппину» называли самой мелодичной и красивой оперой, о музыке композитора говорили в разных странах. Его даже пригласили стать придворным капельмейстером в Ганновере, но и там музыкант не задержался надолго. Он продолжал писать оперы, светские кантаты и церковные произведения. Также немец стал известным исполнителем на органе и клавире.

Музыкальный дар

Отец будущего композитора был врачом и цирюльником. Он работал при королевском дворе, умер, когда сыну исполнилось 18 лет. Именно отец отправил сына на обучение к талантливому органисту Фридриху Захову. О матери музыканта ничего не известно.

Еще в детстве Георг проявил незаурядные способности к исполнению музыкальных произведений. В семилетнем возрасте он уже блестяще играл на органе. Мальчик покорил своим талантом герцога Саксонского, мечтал и дальше заниматься музыкой, но отец настоял на получении юридического образования. В итоге после школы Гендель стал студентом юридического факультета, но параллельно с этим он подрабатывал в церкви, играя на органе. Он дал несколько концертов на клавесине в разных залах Берлина.

В 1702 музыкант получил должность в Галле. Его постоянно приглашали выступить, также юноша давал уроки игры на фортепиано и пения. Постепенно на изучение права попросту не осталось времени. Георг бросил университет и отправился в Гамбург, местную столицу оперы. Там он стал вторым скрипачом оркестра.

Основные факты творческой биографии Генделя

1685 – родился в г. Галле. Обнаруженные в раннем возрасте незаурядные музыкальные способности, в т.ч. дар импровизатора, не вызывали особого восторга у отца – пожилого цирюльника-хирурга.

С 9-летнего возраста брал уроки композиции и игры на органе у Ф.В. Цахау,

с 12 лет писал церковные кантаты и органные пьесы.

В 1702 г. изучал юриспруденцию в университете Галле, параллельно занимал пост органиста протестантского собора.

С 1703 г. работал в оперном театре в Гамбурге (скрипачом, затем клавесинистом и композитором). Знакомство с Кайзером, музыкальным теоретиком Маттезоном. Сочинение первых опер – «Альмира», «Нерон». Страсти по Иоанну.

В 1706–1710 совершенствовался в Италии, где прославился как виртуозный мастер игры на клавесине и органе. Познакомился с Корелли, Вивальди, отцом и сыном Скарлатти. Широкую известность принесли Генделю постановки его опер «Родриго», «Агриппина». Оратории «Триумф времени и правды», «Воскресение».

В 1710–1717 придворный капельмейстер в Ганновере, хотя с 1712 жил преимущественно в Лондоне (в 1727 получил английское подданство). Успех оперы «Ринальдо» (1711, Лондон) закрепил за Генделем славу одного из крупнейших оперных композиторов Европы. Особенно плодотворной была работа композитора в лондонской «Королевской академии музыки», когда он сочинял по нескольку опер в год (среди них – «Юлий Цезарь», «Розелинда», «Александр» и др.) Независимый характер Генделя осложнял его отношения с определенными кругами аристократии. Кроме того, жанр оперы–seria, постановками которого занималась «Королевская музыкальная академия», был чужд английской демократической публике.

В 1730-е годы Гендель ищет новые пути в музыкальном театре, пытается реформировать оперу- seria («Ариодант», «Альчина», «Ксеркс»), однако сам этот жанр был обречен. После перенесенной тяжелой болезни (паралич) и провала оперы «Дейдамия» отказался от сочинения и постановки опер.

После 1738 года центральным жанром творчества Генделя стала оратория: «Саул», «Израиль в Египте», «Мессия», «Самсон», «Иуда Маккавей», «Иисус Навин».

Во время работы над последней ораторией «Иевфай» (1752) у композитора резко ухудшилось зрение, он ослеп; вместе с тем до последних дней продолжал подготавливать свои сочинения к печати.

Музыка

В Гамбурге в XVIII веке находился единственный в Германии оперный театр, поэтому город негласно стал музыкальным центром Западной Европы. Попасть на подмостки театра Генделю помогло знакомство с Райнхардом Кайзером, композитором и руководителем местного оркестра: он пригласил 18-летнего музыканта на место скрипача и клавесиниста.

В 1705 году свет увидели дебютные оперы Генделя — «Альмира» и «Нерон». Юный композитор, как и его учитель Кайзер, считал немецкий язык неподходящим для столь романтического жанра, поэтому значительная часть оперы исполняется на итальянском языке. Оба произведения были впервые поставлены в Национальном театре Гамбурга при поддержке Кайзера.

В биографии Генделя нередки случаи, когда представители власти стремились заполучить его в личное распоряжение. Так, в 1706 году по желанию семьи Медичи композитор переехал в Италию. Во Флоренции он гостил у принца Фердинандо Медичи, который интересовался музыкой и даже играл на клавире. Многие оперы Генделя во Франции спонсировались из кармана Фердинандо.

Памятник Георгу Фридриху Генделю в Галле / Wikipedia

Во второй половине 1700-х годов Гендель посетил Венецию и Рим. Поскольку в Риме исполнение опер находилось под папским запретом, композитор сочинял оратории, в том числе «Триумф времени и правды». Позже во Флоренции Гендель поставил оперу «Родриго» (1707), а в Венеции — «Агриппину» (1709), которая считается лучшей оперой композитора, написанной на территории Италии.

В 1710 году Гендель приехал в Великобританию — страну, где жанру оперы только предстояло получить развитие. Искусствоведы говорят, что в начале XVIII века в Лондоне не осталось ни одного композитора, поэтому королева Анна отнеслась к Генделю в первую очередь как к человеку, способному обогатить творческое наследие Великобритании.

В Лондоне Гендель поставил оперы «Ринальдо» (1711), «Верный пастух» (1712), «Тезей» (1713). Каждый раз публика рукоплескала автору, и он решил отблагодарить английский двор за гостеприимство «Утрехтским Te Deum» — произведением, посвященным утрехтскому мирному договору, который положил конец войне за испанский престол.

Предполагалось, что «Утрехтский Te Deum» исполнят на торжественной церемонии, однако задуманному помешал интересный факт: законодательство Великобритании запрещало иностранцам писать гимны для крупных национальных событий. Вместо этого Гендель сочинил оду в честь дня рождения королевы Анны.

В 1716 году мода Ганновера заставила Генделя опробовать жанр Страстей (произведения, посвященные событиям Страстной недели). Пассион «Страсти Брокса» доказал, что направления музыки, чуждые талантливому композитору, все же существуют. Гендель реабилитировался циклом сюит «Музыка на воде». Произведение состоит из 18 пьес танцевального характера — это и менуэты, и бурре, и ригодон.

Георг Фридрих Гендель и король Георг I / Wikipedia

Считается, что «Музыка на воде» написана в 1715 году для перемирия композитора с королем Великобритании Георгом I. Во времена, когда Георг I был курфюрстом Ганновера, Гендель служил ему, но не очень ревностно. Однако, согласно документам, впервые она зазвучала в 1717 году над водами Темзы. Рядом с лодкой короля двигалась баржа, на которой разместился оркестр из 50 музыкантов. Сюиты так понравились Георгу I, что он велел повторить сочинение дважды.

Гендель, привыкший превосходить своих коллег, в 1720 году впервые столкнулся с конкуренцией: в Лондон приехал итальянский композитор Джованни Бонончини. Тогда немец возглавлял Королевскую академию музыки и развивал жанр оперы, как того желала королева Анна. «Астарта», написанная Бонончини, затмила успех «Радамиста» Генделя, и в жизни композитора началась черная полоса. Выпущенные впоследствии оперы с треском проваливались, за исключением «Юлия Цезаря» в 1724 году.

Портрет композитора Георга Фридриха Генделя / Гамбургская библиотека

Гендель понял, что сочиняемые им оперы устарели, поэтому отправился в Италию за вдохновением. Со временем произведения композитора стали более строгими, классическими. Примерами могут служить «Лотарь» (1729), «Партенопа» (1730), «Орландо» (1733), «Терпсихора» (1734).

Несмотря на козни, которые строили принц Уэльский и итальянский композитор Никола Порпора, Генделю удалось реанимировать оперу в Великобритании. Особым успехом пользовалась «Терпсихора», сочиненная на французском языке. Вживую музыка украшалась балетом в исполнении французской дивы Салле.

Поездки в Англию.

В июне 1710 Гендель сменил А.Стеффани на посту придворного капельмейстера курфюрста Ганноверского Георга, испросив предварительно отпуск для поездки в Англию. Осенью того же года он отправился в Лондон, где сразу по прибытии в течение четырнадцати дней сочинил оперу Ринальдо (Rinaldo), поставленную 24 февраля 1711.

Через полгода Гендель вернулся в Ганновер, но весной 1712 вновь оказался в Англии, где написал еще несколько опер и посвятил королеве Анне Оду на день рождения, а в честь заключения Утрехтского мира написал Te Deum (1713). Однако в 1714 королева скончалась, и ей наследовал Георг Ганноверский, который был весьма сердит на Генделя за его самовольную задержку в Англии.

Прощение было даровано после исполнения Музыки на воде (Water Music) – сюрприза, приготовленного Генделем к путешествию короля на лодке по Темзе из Уайтхолла в Лаймхауз одним из августовских вечеров 1715. (Рассказ о прощении Генделя некоторые считают легендой, поскольку известно, что музыка Генделя звучала во время другого королевского плавания в июле 1717.) Король утвердил годовой пенсион в 200 фунтов, дарованный композитору королевой Анной, и в январе 1716 Гендель сопровождал монарха при его посещении Ганновера; тогда же было создано последнее произведение композитора на немецкий текст – поэму о Страстях Господних Б.Х.Броккеса, использованную также И.С.Бахом в его Страстях по Иоанну.

По возвращении в Лондон (1717) Гендель поступил на службу к герцогу Чандосскому и руководил концертами в герцогском дворце Каннонс под Лондоном; там же был создан ряд англиканских антемов (церковных песнопений), пастораль Ацис и Галатея (Acis and Galatea) и маска (развлекательное представление) Аман и Мордехай (Haman and Mordechai, первая редакция оратории Эсфирь, Esther).

Наследие

В 1856 году в Лейпциге было создано Генделевское общество (англ. Händel-Gesellschaft) по инициативе Фридриха Кризандера и Георга Готфрида Гервинуса. С 1858 по 1903 год общество публиковало произведения Генделя (издательство Брейткопф и Хертель). В начале Кризандер самостоятельно издавал произведения композитора, находясь у себя дома, а когда денег не хватало, продавал овощи и фрукты, выращенные в его саду. За 45 лет Генделевское общество издало более ста томов сочинений композитора. Это издание неполное.

В 1882—1939 годах в Лондоне существовало другое Генделевское общество, целью которого было исполнение малоизвестных произведений Генделя, в основном хоровых.

Общество Галлевское Издательство Генделя (англ. Hallische Händel-Ausgabe), сокращённо HHA, существующее с 1955 года, издало более полное собрание сочинений, сделав основной акцент на критическую оценку творчества: в предисловии всех томов говорится, что издание предназначено для удовлетворения научных и практических нужд.

Наиболее известный каталог произведений Генделя (Händel-Werke-Verzeichnis, сокращённо HWV) был опубликован немецким музыковедом Берндом Базельтом в 1978—1986 годах в трёх томах. Опираясь на документы, Базельт описывает все авторские произведения Генделя, а также произведения, авторство которых сомнительно.

«Музыка на воде»

Эта музыка сопровождала короля Георга Первого во время его прогулки по Темзе. С этим королем Георг Гендель был знаком давно — еще по Ганноверу, там он состоял на службе у курфюрста Георга Людвига — последний и стал тем самым королем Англии.

Обязанности свои в Ганновере при будущем короле Гендель выполнял не слишком ревностно. Георг-король и Георг Гендель снова «встретились» уже в Лондоне, надо сказать, что король сменил гнев на милость в отношении композитора.

Для того чтобы музыка была слышна на всем протяжении реки и ровным акустическим фоном по Лондону, Гендель использовал приемы, характерные для «военной музыки». За королем шла баржа с 50 играющими музыкантами.

«Музыка на воде» — это три сюиты, каждая состоит из нескольких частей. Написана она для оркестра, музыка разнообразная, включает в себя много популярных в то время танцев (менуэты, бурре). Многое из этой музыки сохраняет популярность и по сей день.

Она представлена и в масс-культуре. Одна из мелодий «Музыки на воде» стала заставкой телекомпании Anglia Television, другие слышны в рекламных роликах и даже кулинарных шоу. «Музыку на воде» использовал в своем мультфильме Уолт Дисней и ряд кинорежиссеров в своих картинах.

Жизненный и творческий путь г. Ф. Генделя.

Г. Ф. Гендель (1685 —
1759) – немецкий композитор барокко.
Родился в Галле близ Лейпцига, первую
половину своей жизни прожил в Германии,
а вторую половину – с 1716 г. – в Англии.
Гендель умер в Лондоне и похоронен в
Вестминстерском аббатстве (усыпальница
английских королей, государственных
деятелей, знаменитых людей: Ньютона,
Дарвина, Диккенса). В Англии Генделя
считают английским национальным
композитором.

В раннем возрасте
Гендель обнаруживает большие музыкальные
способности. Уже в 7-летнем возрасте
Гендель покоряет своей игрой на органе
герцога Саксонского. Однако музыкальные
увлечения ребёнка наталкиваются на
противодействие отца, мечтавшего о
юридической карьере сына. Поэтому
Гендель поступает в университет на
юридический факультет и параллельно
служит органистом в церкви.

В 18-летнем возрасте
Гендель переезжает в Гамбург, город,
имеющий первый в Германии оперный театр,
соревнующийся с театрами Франции и
Италии. Именно опера влекла к себе
Генделя. В Гамбурге появилась первая
оратория Генделя «Страсти по Евангелию
от Иоанна», первые оперы – «Альмира»,
«Нерон».

В 1705 г. Гендель
направляется в Италию, пребывание в
которой имело огромное значение для
формирования генделевского стиля. В
Италии окончательно определилось
творческое направление композитора,
его приверженность итальянской
опере-seria.
Оперы Генделя получают восторженное
признание у итальянцев («Родриго»,
«Агриппина»). Гендель пишет также и
оратории, светские кантаты, в которых
оттачивает своё вокальное мастерство
на итальянские тексты.

В 1710 г. композитор
едет в Лондон, где с 1716 г. обосновывается
окончательно. В Лондоне он отдаёт много
времени изучению хорового искусства
Англии. В результате появляются 12 антемов
– английских псалмов для хора, солистов
и оркестра на библейские тексты. В 1717
г. Гендель пишет «Музыку на воде» — 3
оркестровых сюиты для исполнения во
время парада королевского флота на
Темзе.

В 1720 г. в Лондоне
был открыт оперный театр «Королевская
академия музыки» (с 1732 г. – «Ковент-Гарден»),
музыкальным руководителем которого
становится Гендель. Период с 1720 по 1727
гг. является кульминационным в деятельности
Генделя как оперного композитора.
Гендель создавал по несколько опер в
год. Тем не менее, итальянская опера всё
более и более стала испытывать кризисные
явления. Английское общество стало
испытывать острую потребность в
национальном искусстве. И хотя лондонские
оперы Генделя были распространены по
всей Европе как шедевры, падение престижа
итальянской оперы отражается и на его
творчестве. В 1728 г. «Королевскую академию
музыки» пришлось закрыть. Однако Гендель,
не отчаиваясь, едет в Италию, набирает
новую труппу и открывает сезон Второй
оперной Академии. Появляются новые
оперы: «Роланд», «Ариодант», «Альчина»
и др., в которых Гендель обновляет
трактовку оперы-seria
– вводит балет, усиливает роль хора,
делает музыкальный язык более простым
и выразительным. Однако борьба за оперный
театр кончается поражением – Вторая
оперная Академия закрывается в 1737 г.
Композитор тяжело переносит крах
Академии, заболевает (депрессия, паралич)
и почти 8 месяцев не работает.

После провала
оперы «Дейдалия» (1741) Гендель отказывается
от сочинения опер и сосредотачивает
внимание на оратории.

В период с 1738 по 1740 гг. были написаны его
библейские оратории: «Саул», «Израиль
в Египте», «Самсон», «Мессия» и др.
Оратория «Мессия» после премьеры в
Дублине встретила резкую критику
духовенства

На закате жизни
Гендель добивается прочной славы. Среди
произведений, написанных в последние
годы, выделяется «Музыка для фейерверка»,
предназначенная для исполнения на
открытом воздухе. В 1750 г. Гендель берётся
за сочинение новой оратории «Иевфай».
Но здесь его сражает несчастье – он
слепнет. Слепой, он заканчивает ораторию.
В 1759 г. Гендель умирает.

немецкий и английский композитор эпохи барокко, известный своими операми, ораториями и концертами

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: