Руссожан-жак

Совершеннолетие

Подростком Руссо какое-то время работал слугой, секретарем и наставником, путешествуя по Италии (Савойя и Пьемонт) и Франции. Время от времени он жил с Де Уорренсом, который пытался приобщить его к профессии и давал ему формальные уроки музыки. Одно время он посещал семинарию с возможностью стать священником.

Когда Руссо исполнилось 20 лет, Де Уорренс считал его своим любовником. Она и ее круг общения, состоящий из высокообразованных представителей духовенства, познакомили его с миром идей и писем.

В это время Руссо посвятил себя изучению музыки, математики и философии. В возрасте 25 лет он получил наследство от матери, часть которого была передана Де Уорренсу. В 27 лет он устроился репетитором в Лионе.

В 1742 году он отправился в Париж, чтобы представить Академии наук новую систему нотной записи, которая, как он думал, сделает его богатым. Однако Академия сочла это непрактичным и отвергла.

С 1743 по 1744 год он занимал почетное положение в качестве секретаря графа Монтэга, французского посла в Венеции, и этот период пробудил в нем любовь к опере.

Интересные ответы

  • Жаба Ага — сообщение доклад Существует огромное количество разновидностей жаб. Жабы разных размеров, цветов тела и свойств. Одной из самым крупных жаб в мире является жаба Ага. Она также и очень ядовита и её яд способен убить человека.
  • Горная болезнь и симптомы — сообщение доклад по ОБЖ 6 класс
  • Что такое баллада в литературе? Баллада, как жанр литературы, появилась несколько столетий назад. Само слово «баллада» происходит из латинского языка и несет музыкальный смысл, переводится как танец или танцевальная песня.
  • Иван Грозный — сообщение доклад Иван Грозный, он же Иван 4-ый – достаточно известная историческая личность. Теоретически, Иван Васильевич стал правителем всей Руси в 3 года. Через несколько лет, юный Иван уже видел все дворянские войны за власть и деньги
  • Правильное питание — доклад сообщение Соблюдение правильного питания является одной из самых важных вещей, которые вы можете сделать, чтобы защитить свое здоровье. Фактически, до 80% преждевременных сердечных заболеваний и инсультов можно предотвратить с помощью вашего

Томас Гоббс

Гоббс предложил свою концепцию в 1651 году в рамках своего шедевра под названием Левиафан. Подход Гоббса был связан с тем фактом, что естественное состояние было скорее сценой хаоса и насилия, и что люди могут преодолеть это состояние насилия только с помощью приложения большей силы.

Это понятие основано на идее, что природа в первую очередь основана на чувстве сохранения. Следовательно, поскольку все люди происходят от природы и придерживаются этого основного принципа, стремление к самосохранению порождает только насилие и конфронтации.

Поскольку не существует естественного порядка, регулирующего такое поведение, Гоббс считает необходимым создать искусственный порядок во главе с властью, обладающей абсолютной властью.

Затем все люди должны отказаться от этой полной свободы, которая является их естественной частью, и передать ее фигуре, представляющей власть. В противном случае такой характер неминуемо ведет к конфликтам.

Главное в этом подходе состоит в том, что общественный договор основан на подчинении, что немедленно устраняет консенсуальный характер пакта и создает контекст, а не принуждения.

Развитие чувств

Этот этап проводится в возрасте от 5 до 10 лет. Ребенок начинает больше осознавать мир вокруг себя через то, что он воспринимает своими собственными чувствами.

Речь идет о поиске подхода к природе и тренировке чувств ребенка, чтобы затем он мог использовать их наиболее эффективным способом.

Это обучение поможет ребенку пробудить и стимулировать его любопытство, а также проявить интерес к своему окружению; это сделает его пробужденным и пытливым человеком.

Точно так же это обучение будет способствовать тому, что ребенок сможет привыкнуть к получению последовательных и справедливых выводов, основанных на том, что воспринимают его чувства, и на его собственном опыте. Таким образом он взращивает разум.

На данном этапе процесса учитель является только справочником, не имеющим явного или непосредственного участия в процессе, поскольку основная цель ребенка — накапливать опыт и учиться на нем.

Этот сценарий не предполагает обучения письму, поскольку Руссо считает более важным развить любопытство и интерес, чем навязывать какое-либо действие. Ребенок, у которого есть интерес и желание исследовать, сможет самостоятельно получить такие инструменты, как чтение и письмо.

Точно так же на этом этапе не предусмотрены выговоры за плохо выполненные или плохо нацеленные действия. Руссо утверждает, что это знание того, что правильно, а что нет, также должно исходить из собственного опыта.

Парламент

Законы, на которых основан контракт, предложенный Локком, предлагаются как продолжение естественных принципов, подчеркивающих уважение к равенству, свободе, жизни и собственности.

Согласно этой концепции, люди сами отказываются от своего права применять естественный закон на практике и возлагают это обязательство на объекты, созданные для этой цели внутри сообщества.

Органом, предложенным Локком для выполнения этой функции по урегулированию конфликтов, является парламент, понимаемый как группа лиц, представляющих сообщество. Итак, Локк выделяет два основных момента в создании контракта; создание сообщества и создание правительства.

Новая жизнь вне Женевы

14 марта 1728 года Руссо решает навсегда уехать из Женевы и переселиться в католическую Савойю. В чужом городе он попадает на попечение богатой помещицы – госпоже Франсуазе Луизе де Варан, которая была известной и популярной персоной в мире магнатов и «бизнесменов». Именно благодаря ей Руссо обучается всему, что необходимо знать в светском обществе. Ему дают необходимую литературу для духовного развития и просвещения, учат, как вести себя в обществе и не показывать своего истинного происхождения. Одно время Жан-Жак даже работает у госпожи де Варан лакеем, но нахождение в её загородной резиденции быстро утомляет его и он уходит, даже не поблагодарив женщину.

Последующие два года Жан-Жак самостоятельно путешествует по Швейцарии и одновременно пишет свой трактат «Исповедь». Поскольку денег у молодого человека нет, он претерпевает чудовищные невзгоды и ночует чаще всего на улицах, но не обращает на тяготы абсолютно никакого внимания, любуясь природой и всецело посвящая себя ей.

В 1732 году он вновь возвращается к госпоже де Варан, которая стала для него чуть ли не родной матерью. По возвращении Руссо видит, что его место рядом с женщиной уже занято швейцарцем. Тем не менее это не мешает молодому таланту оставаться желанным гостем де Варан. К 1737 году покровительница уезжает на лечение в Монпелье. Не дождавшись её возвращения, Жан-Жак едет к ней на встречу, но в дороге узнает о том, что его госпожа приобрела небольшую виллу близ города Шамбери и теперь живет там вместе с новым «воспитанником» Винцинридом.

Педагогические идеи Руссо

Стоит учитывать, что педагогическая практика у Жан-Жака Руссо была очень ограниченной. Так что его подход к образованию, изложенный в «Эмиле», — это скорее утопическая модель, чем проверенная методика. Тем не менее многие из идей философа получили развитие в следующие века и отчасти остаются актуальными до сих пор.

Как уже упоминалось выше, ключевая идея Руссо заключается в том, что первобытный человек морально совершенен, а культурное, экономическое и технологическое развитие ведёт человечество к упадку. Причину этого мыслитель видел в неравенстве, возникшем с появлением частной собственности.

Из этого, по мнению философа, следовало, что любой человек от природы добродетелен, но развращается под влиянием общества. И традиционное догматическое образование, считал Руссо, этому только способствует. Оградить ребёнка от этого разрушающего воздействия, сохраняя и развивая его природные задатки, поможет система естественного воспитания и обучения, утверждал автор «Эмиля».


Иллюстрации Жан-Мишеля Моро к изданию «Эмиля» 1777 годаИзображение: Jean-Michel Moreau / Jean-Jacques Roussea. l’Emile. Londres, 1777 / Gallica
Иллюстрации Жан-Мишеля Моро к изданию «Эмиля» 1777 годаИзображение: Jean-Michel Moreau / Jean-Jacques Roussea. l’Emile. Londres, 1777 / Gallica

Первые четыре части «Эмиля» посвящены тому, как главный герой, мальчик по имени Эмиль, развивается и учится под руководством наставника. В каждой из этих частей Руссо рассматривает конкретный период естественного развития человека:

От рождения до освоения речи. Здесь автор даёт рекомендации по уходу за младенцем — например, советует не пеленать его и не укутывать, а давать свободу движений, закаливать его организм

И пишет о том, что обучение начинается с самого рождения, а значит, очень важно знакомить ребёнка с различными предметами, позволять ему трогать их и ломать.

От освоения речи до 12 лет. На этом этапе, по мнению Руссо, обучение всё ещё должно происходить только путём чувственного восприятия

Ребёнка, по мнению философа, не стоит ограничивать в активности, даже если взрослому она кажется опасной — пусть он познаёт мир на собственном опыте, в том числе болезненном. Наказания, согласно Руссо, должны быть объективными последствиями действий ребёнка, а не проявлением власти наставника. А вот «книжное» обучение наукам в этом возрасте автор «Эмиля» считал бессмысленным, так как, по его мнению, ребёнок ещё не способен рассуждать о предметах, далёких от его повседневной жизни. Значит, он не сможет в полной мере усвоить знание, а лишь зазубрит то, что от него требуется.

От 12 до 15 лет. В этот период, согласно системе Руссо, подросток развивает мышление и трудовые навыки. Темы для изучения должны соответствовать интересам ребёнка, а сами знания — проистекать в первую очередь не из книг, а из осмысления жизненного опыта. Эмиль в этой части — любознательный и активный исследователь, он осваивает географию, астрономию, природоведение. Также Руссо считал, что «из всех званий самое независимое от судьбы и людей — это звание ремесленника». Поэтому подростку в этом возрасте предстоит выбрать себе ремесло, «честное» и «полезное», например столярное дело.

От 15 до 20 лет. По мнению философа, правильно воспитанный подросток уже достаточно разумен и рассудителен, чтобы противостоять вредному влиянию социума. Он готов познавать систему общественных отношений и абстрактные понятия, такие как «сострадание» и «совесть», а также разумно выбирать друзей и возлюбленную.

В пятой части «Эмиля» Руссо изложил свои взгляды на воспитание девочек. Здесь появляется Софи — идеальная спутница для главного героя. Человек своей эпохи, Руссо был убеждён: «Исследование абстрактных и умозрительных истин, исследование принципов, аксиом науки, всего того, что стремится к обобщению идей, не под силу женщинам: все их занятия должны относиться к практической сфере». Поэтому «книжные» знания, по мнению философа, девочке нужны ещё меньше, чем мальчику. В согласии с женской природой, считал Руссо, Софи необходимо развивать скромность, аккуратность и вкус в выборе одежды, умение вести хозяйство, шить и плести кружево. Также девушке понадобится «гибкий ум» и рассудительность, чтобы у её будущего мужа была приятная собеседница, а у будущих детей — хорошая воспитательница.


Иллюстрация Жан-Мишеля Моро к «Юлии», 1777 годИзображение: Jean Michel Moreau / Jean-Jacques Roussea. Julie ou la Nouvelle Héloïse. Boubers, 1774 / The British Museum

Конечно, эти идеи сейчас выглядят не более чем пережитком прошлого — и не только они. В «Эмиле» описаны довольно манипулятивные методы воспитания: наставник там нередко прибегает к обману, чтобы исподволь повлиять на поведение подопечного.

Юность

Спокойное и беспроблемное детство сменилось бурной юностью с многочисленными негативными событиями в жизни Руссо. Сначала семья узнает о том, что друг его отца арестован за пособничество в организации вооруженного нападения на местную администрацию, в результате чего отец Жан-Жака – Исаак ─ обращается в бега в соседний кантон. Понимая, что сын не сможет отправиться за ним и терпеть все лишения и невзгоды, юношу оставляют на попечение дяди по материнской линии, который терпеть не может парня.

Позднее Жан-Жак узнает о том, что отец больше никогда не возвратится в родной город, так как, скрываясь в кантоне, встретил молодую девушку и женился на ней, создав новую семью и напрочь забыв о старой.

Потрясенный предательством, Жан-Жак не находит иного выхода, кроме как идти в пансион Ламберсье, куда отец планировал его отдать через пару месяцев. Но там он понимает, что обучился благодаря отцу намного большему, поэтому уходит из учебного заведения и попадает на обучение к нотариусу. А поскольку на тот момент Руссо всё так же продолжает увлекаться литературой (которую, к слову, он стремится читать всегда и везде), у него быстро возникают проблемы с учителем, из-за чего парень часто сбегает с работы и уходит за пределы города, возвращаясь либо глубокой ночью, либо спустя пару дней.

Социальное состояние

Руссо указал не только на естественного человека, но и на исторического человека, который соответствует тому человеческому существу, которое живет и развивается в обществе.

Для Руссо факт жизни в обществе с особыми характеристиками означает, что люди могут широко развивать свои познавательные способности, такие как воображение, понимание и разум, но они обязательно станут злыми, потеряв то добро, которое у них было изначально.

Руссо утверждал, что в этом контексте человек чрезвычайно эгоистичен и ищет только свою собственную выгоду, вместо того, чтобы стремиться к гармонии со своим окружением. Воспитывайте неблагополучную по отношению к другим мужчинам самооценку, поскольку она основана на эгоцентризме.

Итак, исходя из этого подхода, в контексте социального государства человек рассматривается как раб, а способности самого сильного существа имеют перевес.

Мизантропия писателя

Ж.Ж. Руссо поменял своё поведение и отношение к обществу. Он ограничил общение с людьми и стал жить отдельно от своей жены. В это время начинается активная деятельность писателя-философа.

Произведения Руссо быстро обрели большой резонанс в обществе, они кардинально меняли представление о политическом строе. И пока народ зачитывался его учениями, возмущенные власти нашли острый ответ на критику, лишив гражданства Женевы и приговорив к тюремному заключению во Франции.

Руссо живёт в бегах. Верден, Мотье, 3 года жизни в Англии и возвращение во Францию в 1767 году в связи с конфликтом с Юмом, знакомым Жан Жака — насыщенная стрессом жизнь привела философа к мании преследования и постоянному страху. Автор гениальных произведений начал сходить с ума.

Через образование

Во-вторых, Руссо предлагал отказаться от нравственного индивида, обучая человека, погруженного в общество. Это образование должно основываться на естественных принципах.

Характеристики этого естественного образования основаны на обширных исследованиях сущности бытия, а не на традиционных элементах, которые представляют собой усвоенные социальные структуры.

В этом смысле для Руссо очень ценными были первичные и спонтанные импульсы, которые возникают у детей при контакте с природой. Они были бы лучшими индикаторами того, как человек должен себя вести, чтобы двигаться к спасению своей природной сущности.

Руссо указал, что эти импульсы были подвергнуты цензуре формальным образованием, и что оно было сосредоточено скорее на обучении детей, очень преждевременно, развитию их интеллекта и подготовке к задачам, которые должны соответствовать им во взрослой жизни. Он назвал этот тип обучения «позитивным».

Предложение Руссо сосредоточено на передаче «негативного воспитания», посредством которого будет способствовать развитию чувств и эволюции этих первых естественных импульсов.

Согласно логике, предложенной Руссо, необходимо усилить «орган познания» (в данном случае те, которые связаны с чувствами), чтобы впоследствии развить его до максимального выражения и, таким образом, иметь возможность генерировать сценарий, который позволяет разуму развиваться в гармонии с примитивные чувства.

Затем Руссо предложил четырехэтапную программу, с помощью которой можно было бы применить это негативное образование. Эти этапы следующие:

Философские взгляды

В своих мыслях и писаниях автор продвигал новые идеи философии. По мнению Жан Жака, люди равны, независимо от внешних и внутренних факторов. Никто не вправе решать судьбу человека и каждый с рождения является свободным.

Философ считает демократию идеальной сущностью общества, но признает, что она никогда не сможет существовать как абсолютная истина. Для Руссо государство — семья, в которой правитель является отцом народа и призван защищать, заботиться о своих «детях». Законы и депутаты не должны ограничивать людей — они должны давать людям возможность творить свой мир и общество. Конечно, такие взгляды были оппозиционными в то время. Именно за это Жан Жак получил острый ответ со стороны политиков.

[править] Характер Руссо

Его характер был полным противоположностей. Его широкая нравственность уже не связывала его с правилами. Гибкий и умный, он тонул в мечтах и не мог ужиться с действительностью. Его дела были верным отражением его характера.

Он был самоучкой, без методической подготовки. Он нигде не был кратким; не был философом в техническом смысле слова. Но он имел парадоксальные взгляды, искренний энтузиазм. Его философия была ориентирована не на условия и результаты науки, но больше на собственное понимание и мечты. Париж был той моделью, по которому он описывал цивилизацию, а крестьянская молодость стала источником описания естественного состояния.

Популярные темы сообщений

  • Чувства человека Чувства формируются в процессе развития человека. Они формируют эмоциональную устойчивость, умение испытывать какое-то определённое чувство, или эмоцию. Человек чувствителен, и это определяется в физических и эмоциональных ощущений.
  • Фортепиано и его история Фортепиано – известнейший клавишный инструмент современности. Оно имеет две стороны одной медали – рояль и пианино. Эти разновидности фортепиано также являются клавишно-струнными инструментами. Но мало кто знает, что в рояле струны расположены
  • Панда Как выглядят панды, знает, наверное, любой человек: изображение медведя с черными лапами и овалами вокруг глаз известно благодаря Всемирному Фонду Дикой Природы, WWF. Тем удивительнее, что еще 200 лет назад про панд знали лишь некоторые

Мыслитель и философ

Самым важным для Руссо стал 1749 год, когда он неожиданно для себя получил премию Дижонской академии за высказанную им идею о губительном воздействии просвещения и культуры. В том же году Руссо принял участие в совместной работе знаменитого кружка «Энциклопедия». Им было написано в общей сложности 390 статей, в основном музыковедческих.

Все просвещенное общество обратило внимание на «самородок». Для Руссо наступил период самой насыщенной, плодотворной деятельности и непрекращающегося торжества

В качестве подтверждения своих основных идей философ отказался от доходного места и стал зарабатывать на жизнь переписыванием нот. Он намеренно начал вести себя как дикарь: одевался в старую, плохо сшитую одежду, грубо общался с окружающими, совершал оскорбительные выходки. Однако подобное поведение еще больше привлекало к нему пресыщенную аристократию.

Жан-Жаком Руссо были написаны трактаты «Рассуждение о науках и искусствах», «Рассуждения о начале и основании неравенства между людьми», «Об общественном договоре», оперетта «Деревенский колдун», роман «Эмиль». Его произведения неизменно вызывали большой резонанс в обществе не только во Франции, но и в Швейцарии. Спасаясь от ареста, он обратился за помощью к прусскому королю, и тот укрыл беглеца в княжестве Невшательском.

Период становления

В возрасте 16 лет Жан-Жак решил покинуть Женеву и начать взрослую самостоятельную жизнь. Пустившись в странствие по Швейцарии и Франции, Руссо успел поработать наставником, секретарем, учителем, однако нигде не мог найти по-настоящему достойное место. Жизненная неустроенность не мешала юноше сочинять музыку, которую он очень любил.

В этот период большое влияние на становление личности молодого Руссо оказала богатая аристократка Франсуаза Луиза де Варан. Она помогла юноше устроиться в Туринский монастырь, где он принял католицизм. В дальнейшем Варан лично занялась образованием своего подопечного: обучила его грамотной речи, правописанию, светским манерам.

Судьба Руссо сложилась весьма удачно именно благодаря покровительству мадам де Варан: перед будущим философом открылись двери в новый мир, который ранее был для него недоступен.

Философия эскапизма

Эскапизм – индивидуалистическо-примиренческое стремление личности уйти от действительности в мир иллюзий и фантазий. Произведения Руссо составлены в форме романов и эссе. Философствования об искусстве, науке и происхождении неравенства были самыми первыми трудами философа.

«Естественное продолжение обнаруживается в идеях разоблачения цивилизации и культуры и от них следует бежать», – говорил юный Жан-Жак. Основополагающим в человеке по Руссо – чувства, в отличие от разума, они безошибочны и бессознательны. Основные инстинкты морального существа – совесть и гений.

Жан-Жак выразил великое влияние на весь мир, близкое по глубине с побуждениями Христа. Руссо, как философ, сделал жесткую репрессивную западную культуру – более щадящей и гуманитарной без рассуждений. Исходное христианство, в своем роде, было руссоизмом, а христианство – эскапизм. Руссо, как протестант, славившийся суровостью, много раз меняя религию, какое-то время был благочинным католиком. Его великим достижением было очеловечивание и гуманизация кальвинистского пуританизма – любовь к человеку и природе.

По природе своей человек милосерден, жестоким и злым его делают: культура и история, общество и люди. Свободнорожденный человек, попадая в социум, сковывается «кандалами», порабощая себя собственностью. Непринужденной доброты человек – отвлеченность, являющаяся ориентиром для построения оценки культуры. Духовное и творческое достижения человека, а напрямую культура, как возвышает человечество по эволюционной лестнице, так и порабощает его чередой табу. Открыв факт отделения индивида в культуре, Руссо обнародовал заключение гораздо раньше Карла Маркса. В разы сильнее, чем природа, культура порабощает человечество, стоит упомянуть мировые войны и применение атомного оружия.

Знания Жан-Жака о счастливом и непринужденном человеке, должны были воплотиться в будущем венцом творения, но постигли судьбу изолированной невещественности. Французская революция вдохновлялась представлениями Руссо, но не осуществила их. Результатом революции стал крах прекраснодушной утопии об естественном человеке. Потайное побуждение революции – есть возврат к истинной природе существа. Природа в человеке, как показал опыт революции, портит его не меньше, чем культура.

Вернуться в Париж

Она вернулась в Париж без особых денег и стала любовницей Терезы Левассер, швеи, которая заботилась о своей матери и братьях. В начале их отношений они не жили вместе, хотя позже Руссо взял Терезу и ее мать, чтобы жить с ним в качестве своих слуг. По их ПризнанияУ них было до 5 детей, хотя подтверждения нет.

Руссо попросил Терезу доставить их в детскую больницу, по-видимому, потому, что она не доверяла образованию, которое могла дать. Когда позже Жан-Жак прославился своими теориями об образовании, Вольтер и Эдмунд Берк использовали его пренебрежение к детям в качестве критики своих теорий.

Идеи Руссо были результатом его диалогов с писателями и философами, такими как Дидро, с которым он стал большим другом в Париже. Он написал, что гуляя по Венсену, городу недалеко от Парижа, он получил откровение, что искусства и науки несут ответственность за вырождение человека, что по своей природе является добром.

В Париже он также продолжил свой интерес к музыке. Он написал текст и музыку для оперы «Деревенский прорицатель», которая была исполнена для короля Людовика XV в 1752 году. Последний был настолько впечатлен, что предложил Руссо пожизненную пенсию, но тот отказался.

Педагогическое наследие Жан-Жака Руссо

Написанный в 1750 году трактат «Рассуждение о науках и искусствах» принес Руссо широкую известность.

Однако наиболее большой популярностью пользовалось художественное произведение — «Новая Элоиза», которую он написал в 1758 году. Данное произведение было, по сути, предшественницей «Эмиля». Сам автор тоже очень любил «Новую Элоизу», повествующую об влюбленных, которых вынудили разлучиться, так как любовь оказалась бессильной перед предрассудками средневекового общества.

Руссо в свои последние годы написал такие работы как «Исповедь», которая является не чем иным как жизнеописанием и философским осмыслением его собственной жизни, «Рассуждение об управлении Польшей», посвященная также как и «Эмиль» вопросам воспитания и «Прогулки одинокого мечтателя».

Публикация романов и ссылка

В 1761 году Руссо, опьяненный своей пришедшей невероятно быстро славой, публикует три романа подряд. Первым в свет выходит «Новая Элоиза», затем «Эмиль» и «Общественный договор». Во время написания второго романа Жан-Жак догадывался, что общество не сможет понять его правильно, сочтя за предателя. Так и произошло: после выхода в свет «Эмиля» принц Конти объявляет произведение запретным, приказывая сжечь, а автора – подсудным.

Боясь расправы, писатель бежит из страны. Несмотря на то, что позднее Конти заменил суд обычной ссылкой, Руссо мерещатся костры и невероятные пытки, от которых он бежит всё дальше. Он пересекает границу и оказывается в Швейцарии, где, по собственным убеждениям, его должны понять. Но, к сожалению, правительство Швейцарии поддерживает парижскую администрацию, и романы «Эмиль» и «Общественный договор» сжигают и здесь, пытаясь арестовать их автора.

После долгих месяцев скитаний Руссо оказывается на территории прусского княжества. Здешнему правительству писатель не очень мешает, поэтому Жан-Жак впервые за долгое время может дышать спокойно. Он приспосабливается к деревенской жизни, начинает работать и знакомиться с местными женщинами, исполняя для них романсы и серенады. Там же находит себе жену Терезу и там же умирает в 1778 году.

Книги (7)

О политической экономииРаздел библиотеки: Разное

Слово «экономия», или «ойкономия» происходит от «ойкос», «дом» и от «номос», «закон» и по своему первоначальному смыслу означает лишь благоразумное и законное управление домом для общего блага всей семьи.

Значение этого термина впоследствии распространилось и на управление большой семьею, что есть Государство. Для того, чтобы различать сии два значения, в этом последнем случае экономию называют общей, или политической экономией, а в другом — домашней, или частной экономией. В этом произведении речь идет только о первой.

Читать »

Об общественном договореРаздел библиотеки: Философия

Трактат «Об общественном договоре» Ж.-Ж. Руссо – один из крупнейших литературных памятников общественно-политической мысли. Сейчас это произведение очень актуально, поскольку идеи общественного договора составляют основу современного демократического общества.

Понятие общественного договора имеет у Руссо определенное логическое, идеальное значение. В том, что каждый человек как бы передает объединению всех граждан свои силы и волю, Руссо видит логическую основу общественного, гражданского состояния.

Читать »

Прогулки одинокого мечтателяРаздел библиотеки: Философия

«И вот я один на земле, без брата, без близкого, без друга — без иного собеседника, кроме самого себя» — эти строки из последнего оставшегося недописанным произведения Руссо «Прогулки одинокого мечтателя».

Трагедия Робинзона на необитаемом острове? спросит иной читатель. Новый вариант коллизии, созданной Даниелем Дефо? Нет, трагедия одиночества Жан Жака возникла на земле, густо заселенной людьми. Это люди обрекли его на одиночество.

Читать »

Рассуждение о начале и основании неравенства между людьмиРаздел библиотеки: Философия

Неравенство, по мнению автора, должно быть уничтожено в государстве, где частные лица располагают общей информацией друг о друге.

Жан-Жак Руссо прославился как выдающийся деятель эпохи Просвещения и человек широкого кругозора. Его сочинения по философии, ботанике и музыке глубоко ценятся современниками во Франции и во всем мире.

Читать »

Эмиль, или О воспитанииРаздел библиотеки: Воспитание

«Эмиль, или О воспитании» — крупнейшее педагогическое произведение Ж.-Ж. Руссо, в котором педагогические идеи великого представителя Просвещения получили наиболее яркое выражение.

Читать »

Юлия, или Новая ЭлоизаРаздел библиотеки: Философия

Книга Руссо — манифест свободы чувства; подлинный манифест, в котором записаны золотые слова: «Пусть же люди занимают положение по достоинству, а союз сердец пусть будет по выбору, — вот каков он, истинный общественный порядок. Те же, кто устанавливает его по происхождению или по богатству, подлинные нарушители порядка, их-то и нужно осуждать или же наказывать».

Читать »

ИсповедьРаздел библиотеки: Философия

«Исповедь» – самое выдающееся произведение Руссо. Это не только автобиография, но и роман. Цель книги – «…показать своим собратьям одного человека во всей правде его природы», во всем его неповторимом индивидуальном своеобразии.

С предельной искренностью и беспощадной правдивостью Руссо обнажает свое сердце, «…все свои сокровенные мысли…», не боясь рассказать «…о себе самом самые отвратительные вещи…». Рисуя жизнь, излагая мысли и описывая душевные состояния, Руссо раскрывает не только свой внутренний мир, но и систему взглядов на природу и общество. Чувству справедливости, непосредственности, любви к природе – вот чему можно научиться у французского философа.

Ссылка на книгу удалена с сайта по просьбе издательства.

Посмотрите доступные книги по теме: Философия

Руссо как философ-просветитель

Руссо, как представитель первой волны французских философов-просветителей, не хотел допустить порабощения человечества, свободного по своей природе. А порабощение происходило и происходит ввиду неграмотности общества. Видя корень неравенства людей в устройстве государства и частной собственности, Руссо призывает людей вернуться к природе и уединенному сельскому образу жизни. Руссо давал непрактичные советы по изоляции детей от общества и воспитанию их в естественной среде с учетом природных способностей и интересов ученика.

Стремления Руссо определить условия создания государства, где будет царить закон, и где люди будут равны и свободны, были тщетны.

Заботясь о счастливом будущем человечества, Руссо говорит, что общество независимо, самостоятельность общества неотчуждаема и неделима, и на общество должно распространяться право издавать законы.

Система философских взглядов Руссо называется руссоизм. Это учение основывается на принципах сентиментализма, индивидуализма и натурализма, кратко определяемых соответствующими базисами — чувствами, личностью и природой, на которых основываются философские, религиозные и моральные принципы, а также социально-политические, исторические, литературные и педагогические соображения, которые изложены в произведениях Руссо: «Новая Элоиза», «Эмиль» и «Социальный договор».

Жан-Жак Руссо был сторонником теории деизма и призывал людей вернуться к своим корням, а именно: «Вернуться к природе!» Придерживаясь деизма, Руссо отрицательно относился к религии, но в то же время делал вывод, что в основе веры в Бога лежат субъективные чувства и эмоции. Защита достоинства и интересов неполноценных, несостоятельных и нуждающихся граждан привела Руссо к основанию программы преобразования населения — демократии.

Определение 1

Деизм — общефилософское течение, приверженцы которого признавали существование Бога первопричиной творения, но отвергали влияние Творца на людей, окружающий его мир и исторический ход событий.

Трансфер в Môtiers

Издание Education возмутило французский парламент, выдавший ордер на арест Руссо, бежавшего в Швейцарию. Власти этой страны тоже не сочувствовали ему, и именно тогда он получил приглашение от Вольтера, хотя Руссо не ответил.

После того, как швейцарские власти сообщили ему, что он больше не может жить в Берне, философ Даламбер посоветовал ему переехать в Княжество Невшатель, управляемое королем Пруссии Фридрихом, который помог ему переехать.

Руссо прожил в Мотье более двух лет (1762–1765), читал и писал. Однако местные власти начали узнавать о его идеях и сочинениях и не соглашались разрешать ему жить там.

Затем он переехал на небольшой швейцарский остров, остров Сан-Педро. Хотя кантон Берн заверил его, что он может жить на нем, не опасаясь ареста, 17 октября 1765 года сенат Берна приказал ему покинуть остров через 15 дней.

29 октября 1765 года он переехал в Страсбург, а позже принял приглашение Дэвида Юма переехать в Англию.

Добродетель – основа всего

Мораль, играющая значительную роль в трудах Руссо, в реальности не соответствовала жизни философа. Первейшими основами добродетели, полагал Руссо, являются эмоции и сочувствие, заложенные в человеке.

Добродетель и вера должны подчиняться природе, и только тогда общество станет совершенным. Будет достигнута гармония внутреннего мира человека и его нравственной, эмоциональной и рациональной составляющими с интересами социума. Потому индивид должен преодолеть собственное моральное отделение, не уподобляясь окружающим и политикам. Но суждения были взяты романтиками и искателями единства за основу в защите наилучшего общественного строя и общественных прав, но не применялись в массы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: