путешествие
Первый этап
В то время как он изучал богословскую доктрину, Джордано Бруно вызвал подозрения у религиозных авторитетов, так как он опасно выступал за интеллектуальную свободу, и это не было хорошо видно в то время. Он был очень вовлечен в изучение классики, как Аристотель.
Кроме того, в его комнате монастыря допускается только в качестве украшения распятие, презирающее любой другой образ. В то время было сказано, что он защищал арианство, которое установило господство Бога-Отца, тем самым отвергая Троицу.
В 1576 году в следственном суде против Джордано Бруно была начата процедура. В феврале он бежал в Рим, не дожидаясь приговора, который получит его обвинение.
Затем была найдена работа Эразма Роттердамского, запрещенная церковью, с записями, сделанными Бруно. Это заставило его снова бежать.
В те годы он путешествовал по северной Италии и начал карьеру философа..
Женева и Франция
Источники отличаются, когда поднимают ответ на вопрос о том, принял ли Джордано Бруно кальвинистскую веру, когда он был в городе Женеве с 1579 года. Один из его биографов, Д.В. Певец, однако, уверяет, что наиболее вероятным является то, что он этого не сделал.
Некоторое время Бруно работал в престижном Женевском университете. Там нолан опубликовал текст против одного из профессоров учреждения. Благодаря этому письму Бруно был отлучен от церкви. И, получив помилование, он решил покинуть Женеву и продолжить путь во Францию..
Он прибыл в Тулузу, город, в котором Бруно вернулся в класс профессором философии. В то время итальянец пытался вернуться в католицизм, но не смог получить отпущение грехов в церкви..
В 1581 году он отправился во французскую столицу, где, несмотря на споры между гугенотами и католиками, ему удалось заручиться поддержкой католиков, которые поддерживали Генриха III
Он обратил внимание суверена, который пригласил его стать частью суда и оказал ему услугу
Снова он продолжил путь образования, так как преподавал в Парижском университете. Кроме того, в то время Джордано Бруно опубликовал несколько работ.
Англия
В 1583 году Джордано Бруно переехал в город Лондон. Генрих III из Франции рекомендовал его своему послу в Англии Мишелю де Кастельно, который принял итальянца в качестве гостя. Там он часто встречался с личностями двора Изабеллы I.
В Англии Бруно подружился с Филиппом Сиднеем, а также с другими интеллектуалами, связанными с математиком и астрономом Джоном Ди..
Джордано Бруно пытался заполучить кресло в Оксфорде, но его поддержка теорий Коперника не была хорошо принята в учреждении. Тем не менее, в Лондоне Бруно публике большая часть его астрономических работ.
К 1585 году он вернулся в Париж и там высмеял одного из математиков, защищенных тем же кругом католиков, которые оказали ему помощь в его изгнании, поэтому они отозвали его помощь. Из Франции Бруно уехал в Германию, где некоторое время посвятил себя своей интеллектуальной работе.
Понятие натурфилософии
Натурфилософия подразумевает философствование о природе. Во времена Джордано понятие природы и Бога имели тесную связь. Бруно полагает, что именно природа посредством материи олицетворяет Бога в вещах.
По мнению мудреца, материальная природа одушевлена, а духовным первоисточником выступает Мировая душа (аналог Творца). Она выступает двигателем каждой материальной частицы, всеобщим разумом. Материя с душой, являясь антиподами, непостижимо образуют единое целое, объединяясь в бесконечном разнообразии Солнечной системы.
Природа у мыслителя выступает непостижимой самостоятельной Вселенной, единым независимым бытием, подчиняющимся исключительно собственным законам. Творческим потенциалом, источником динамики является сама природа.
Джордано Бруно
Джордано Бруно (1548—1600) — итальянский философ-пантеист и поэт. Выступал
против схоластического аристотелизма, отстаивал концепцию о бесконечности
Вселенной и бесчисленности множества миров. Обвинен в ереси и сожжен инквизицией
в Риме.
Использованы сведения примечаний к кн.: Конт-Спонвиль Андре. Философский
словарь / Пер. с фр. Е.В. Головиной. – М., 2012.
+ + +
БРУНО (Bruno), Джордано (Филиппо) (1548-1600) — итальянский философ, борец
против схоластической философии и римско-католической церкви, страстный
пропагандист материалистического мировоззрения, принявшего у него форму
пантеизма. Бруно развил и углубил идеи Коперника: Солнце является центром только по
отношению к Земле, но не центром Вселенной; Вселенная не имеет центра и
бесконечна, состоит из галактик (скоплений звезд); звезды — небесные тела,
подобные Солнцу и имеющие свои планетные системы; число миров во Вселенной
бесконечно; все небесные тела — планеты, звезды, а также все, что имеется на
них, обладают свойством движения; не существует Бога, отдельного от Вселенной;
Вселенная и Бог — одно целое (пантеизм). Идеи Бруно не были приняты католической
церковью и он был сожжен на костре в Риме (1600). Основной философский труд
Бруно —
«О бесконечности, Вселенной и мирах».
Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. —
Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 47-48.
Другие биографические материалы:
Фролов И.Т. Борец против схоластической философии
(Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991).
Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Мыслитель эпохи
Возрождения (Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М.
2010).
Блинников Л.В. Итальянский философ (Блинников
Л.В. Краткий словарь философских персоналий. М., 2002).
А.А. Грицанов, М.А. Можейко. Мистик, философ и поэт
(Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998).
Визгин В.П. Философская мысль Бруно неотделима от
мифопоэтической формы ее представления (Новая философская энциклопедия.
В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А.
Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010).
Баландин Р.К. Мужественно принял смерть на костре, не
отрекаясь от своих взглядов (Баландин Р.К. Сто великих гениев / Р.К.
Баландин. — М.: Вече, 2012).
Соколов В.В. Освободил гелиоцентрическую теорию
Коперника от пережитков схоластической космологии (Советская
историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982.
Том 2. БААЛ — ВАШИНГТОН. 1962).
Андронов И.Е. Преследовался кальвинистами, лютеранами
и католиками (Российская историческая энциклопедия. Т. 3. М., 2016).
Высшая субстанция есть «монада монад» (Философский
энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф.
Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983).
Бруно с точки зрения этнологии (Цитируется по
изд.: Лев Гумилев. Энциклопедия. / Гл. ред. Е.Б. Садыков, сост. Т.К.
Шанбай, — М., 2013).
В нём воплотились лучшие силы итальянского народа
(Всемирная история. Том IV. М., 1958).
Далее читайте:
Дж. Бруно. О причине, начале и
едином (Статья Н.В. Мотрошиловой о произведении Дж. Бруно).
Аркадий ГУРТОВЦЕВ. Жизнь,
идеи и смерть Джордано Бруно. К 415-летию со дня казни («Суждения»)
Философы, любители мудрости
(биографический указатель).
Исторические лица Италии (биографический указатель).
Сочинения:
Opera latine…, vol. 1—3. Neapoli — Florentiae, 1879—91;
Dialoghi
italiani: Dialoghi metaflsici e dialoghi moral. Firenze, 1958; рус. пер. —
Диалоги. М., 1949;
О героическом энтузиазме. М., 1953;
Изгнание торжествующего
зверя. Самара, 1997.
Литература:
Карсавин Л. П. Джордано Бруно. Берлин, 1923;
Ольшки Л. История
научной литературы на новых языках, т. 3. М. — Л., 1933, с. 3—48;
Штекли А.
Джордано Бруно. М., 1964;
Горфункель А. X. Джордано Бруно. М., 1965;
Визгин В.
П. Идея множественности миров. М., 1988, с. 137—196;
Йейтс Ф. Искусство памяти.
СПб., 1997;
Documenti della vitadi Giordano Bruno. Firenze, 1933;
Mercati A. II
sommario del processo di Giordano Bruno. Citta del Vaticano, 1942;
Ciusso L.
Scienza e filosofia in Giordano Bruno. Napoli, 1955;
Michel P. -H. Cosmologie de
Giordano Bruno. P., 1962;
Yates F. A. Giordano Bruno and the Hermetic Tradition.
L., 1964;
Criinewald H. Die Religionsphilosophie des Nikolaus Cusanus und die
Konzeption einer Religionsphilosophie bei Giordano Bruno. Marburg, 1970;
Ingegno
A. Cosmologia e filosofia nel pensiero di Giordano Bruno. Firenze, 1978;
Giordano Bruno: Ieri e oggi, a cura di Gentile C. Bastogi, 1982.
Факты из жизни Джордано Бруно
- Джордано родился в семье военнослужащего. При крещении он был наречен Филиппом, имя Джордано парень получил при вступлении в монашеский орден.
- Семья Бруно могла похвастаться своим знатным происхождением, но не могла хвалиться достатком. Отец Джордано лично занимался приусадебным хозяйством, что было абсолютно несвойственно для знати тех времен.
- Образование мальчик получил в сельской школе. Он очень хотел продолжать обучение в Падуе, ведь лекции в университете этого города вел сам Галилей. Но бедная семья могла позволить себе только бесплатное обучение при монастыре.
- Джордано обладал пылким нравом, был вспыльчивым и темпераментным. Он был увлекающимся человеком – если юношу что-то интересовало, это захватывало его полностью. В тех случаях, когда Бруно был убежден в своей точке зрения, в попытках доказать свою правоту он шел до конца, невзирая на обстоятельства.
- Большинство своих открытий ученый делал, находясь в монастыре. Другие монахи с подозрением относились к деятельности Бруно, монашеский орден не приветствовал его занятия. Во время отсутствия монаха, в его келье был произведен обыск, где были найдены труды Эразма Роттердамского. В Средневековье труды Эразма были под запретом, а людям, читавшим их, грозил серьезный тюремный срок. Тогда Бруно пришлось оставить монастырь и отправиться странствовать, зарабатывая на жизнь уроками и лекциями.
- Увлекшись наукой, Бруно принял концепцию Коперника. Он стремился доказать правоту ученого, найти его теориям подтверждение, найти аргументы в его пользу. Мыслитель также был гелиоцентристом, считал, что жизнь не вращается вокруг нашей планеты. Бруно утверждал, что Вселенная полна звезд, подобных Солнцу, а эти звезды в свою очередь дают жизнь планетам, подобным нашей. Ученый говорил о бесконечности Вселенной. Все эти утверждения опровергали религиозные догматы Средневековья.
- Удивительной была и память Бруно. По свидетельствам очевидцев, Джордано практически дословно запоминал целые книжные тома.
- Ученый пользовался уважением в высшем обществе, в окружении монархов. Некоторое время он жил при дворе французского императора – Генрих III высоко ценил общество ученого. Джордано удалось построить теплые дружеские отношения с королевой Елизаветой, правительницей Великобритании.
- Счастливый отрезок жизни Джордано связан с его зачислением в свиту посла Франции при дворе Елизаветы I. Королева отличалась умом и была дипломатичной, ценила ум и образованность Бруно. В это время он мог спокойно писать свои труды, преподавать и получать за это жалование.
- Именно в Англии мыслитель опубликовал труд «Пир на пепле», ставший мистическим предзнаменованием его собственной судьбы. Здесь же он издал известное произведение «О Вселенной и мирах», в котором философ рассуждает о бесконечности Вселенной и неисчислимом количестве миров, поддерживая популярную теорию Коперника.
- Император Германии Рудольф II приблизил к себе ученого, надеясь, что тот станет его алхимиком и обогатит монарха. Так как мыслитель не был алхимиком, император быстро потерял к нему интерес.
- Мыслитель неоднократно пытался встретиться с Папой Римским, чтобы объяснить ему ошибочность некоторых догматов и помочь Церкви. Бруно не был атеистом, он пытался указать духовенству на ошибки в традиционном мировоззрении католиков, но встреча с понтификом так и не состоялась.
- Заинтересовавшись выдающимися способностями ученого запоминать огромные пласты информации, некий аристократ попросил Бруно быть его учителем. Человек по фамилии Мочениго просил философа научить его этому, и Джордано согласился. Через несколько уроков между учителем и учеником возникла размолвка, итогом которой стал арест Бруно по ложному доносу. Мочениго оклеветал своего учителя, рассказав властям о его богохульственных речах и желании опорочить официальную религию. В заточении Бруно провел 8 лет, после чего ему был вынесен смертный приговор.
- По утверждениям ученых, не гелиоцентризм стал причиной приговора, который вынесла ученому инквизиция. Бруно рассуждал о природе Христа, утверждая, что тот не хотел принимать смерть ради спасения людей. Также ученый подвергал сомнению факт непорочного зачатия.
- Казнили мыслителя на Площади Цветов в Риме. Сейчас на этой площади стоит памятник Бруно, как память о свободном человеке, принявшем мученическую смерть за свои убеждения.
Краткая биография
- В 1568 г. Бруно закончил работу над первым своим сочинением – сатирической поэмой «Ноев ковчег», которую он посвятил папе римскому Пию V. В это же время он написал комедию «Светильник» и несколько сонетов.
- В 1572 г. Джордано получил сан католического священника и отслужил первую обедню в городе Кампанья. Будучи священником, он жил в монастыре святого Варфоломея, расположенном недалеко от Кампаньи, и продолжал изучать философские и религиозные книги. В этот период молодой человек познакомился с сочинением Коперника «Об обращении небесных тел», которое оказало большое влияние на его мировоззрение.
- В 1575 г. Бруно вернулся в монастырь св. Доминика и там был обвинён в ереси. Против него было заведено дело, состоящее из 130 пунктов о различных нарушениях католического учения, совершённых братом Джордано (чтение запрещённых книг и т.п.).
- Желая беспристрастного и справедливого к себе отношения, Бруно в 1576 г. переехал в Рим. Но, поняв, что не получит там снисхождения, вскоре сбежал на корабле в Геную. Пробыл он там всего 3 дня, т.к. в городе свирепствовала чума. Из Генуи Джордано перебрался в небольшой городок Ноли, где в течение 5 месяцев преподавал грамматику и астрономию. Затем учёный отправился в Савону, оттуда – в Турин, а после – в Венецию.
- В Венеции Джордано написал и издал не дошедшую до нас книгу «Знамения времени».
- В 1578 г. Бруно уехал в Швейцарию, в Женеву. Там он познакомился с кальвинистами и их учением. Чтобы заработать на хлеб, занимался корректурой. Там же учёный написал небольшую книгу, в которой спорил с одним из кальвинистских писателей, за что и попал в тюрьму. Однако вскоре Джордано отпустили, и он отправился в Тулузу.
- В Тулузе Бруно стал преподавателем философии в местном университете, сдав экзамен на степень доктора. Проработал он там 2 года.
- В 1581 г. учёный отправился в Париж и получил место профессора в Сорбоннском университете. Ораторский талант, эрудиция и прекрасная память сделали его парижской знаменитостью. Одну из лекций профессора посетил сам король Генрих III и был очень впечатлён. Он приблизил Бруно ко двору и всячески благоволил ему.
- В Париже философ опубликовал книгу «Тени идей» о теории познания и посвятил её королю. Также он напечатал несколько книг по мнемонике и риторике. Деятельность учёного сопровождалась постоянными спорами с защитниками теорий Аристотеля, идеи которого Бруно подвергал сомнению.
- В 1583 г. Бруно, снабжённый рекомендательным письмом Генриха III к французскому послу, поехал в Англию. Некоторое время он преподавал в Оксфорде, но, поссорившись с местными профессорами, переехал в Лондон.
- В Лондоне в 1584 г. философ издал одно из главных своих космологических сочинений – трактат «О бесконечности, вселенной и мирах», построенный в форме диалогов. В нём автор развивает и защищает идеи о том, что Вселенная бесконечна, и существует множество миров.
- В 1585 г. вышел сборник сонетов автора «О героическом энтузиазме».
- В 1585 г. Бруно вернулся в Париж, а в 1586 г. отправился в Германию. Там он пытался устроиться профессором в Марбургский университет, но ему было отказано. Тогда философ переехал в Виттенберг, где читал лекции на протяжении 2-х лет.
- В 1588 г. мыслитель переехал в Прагу и работал там над сочинениями, посвящёнными магическим темам.
- В 1589 г. Бруно оказался в Гельмштадте, а вскоре переехал во Франукфурт-на-Майне, где издал несколько своих книг.
- В 1591 г. философ по приглашению патриция Джованни Мочениго вновь приехал в Венецию, чтобы обучать того искусству памяти. Он поселился в доме своего ученика. Также профессор посетил Падую, где выступил с лекциями в местном университете.
- Отношения Джордано с патрицием вскоре испортились, тот считал, что философ учит его не тому, что обещал. В 1592 г. Мочениго написал несколько доносов на Бруно в венецианскую инквизицию, после чего философа арестовали и заключили в тюрьму.
- Первый допрос учёного состоялся 29 мая 1592 г., на нём Бруно подробно изложил факты своей биографии.
- В сентябре того же года Рим направил в Венецию письмо с требованием выдать Бруно для совершения над ним суда в Риме. В феврале 1593 г. учёного перевезли в Вечный город.
- В течение 6 лет великий итальянец находился в заключении, но так и не согласился отречься от своих научных убеждений.
- В январе 1600 г. по решению папы Клемента VIII Бруно был отлучён от церкви и лишён сана священника, а дело его было передано светскому суду.
- 17 февраля 1600 г. Джордано Бруно был сожжён в Риме на Площади Цветов. А все его произведения вошли в католический список запрещённых книг и находились там до 1948 г.
- В 1889 г. на месте казни мыслителя ему был воздвигнут памятник.
Памятник Джордано Бруно в Риме
Личная жизнь
Точных сведений о личной жизни Бруно нет. Известно, что философ никогда не был женат, а следовательно, официальных потомков у него тоже не осталось. Нет достоверной информации и о том, чтобы у него были ученики или последователи. Он имел довольно хрупкое телосложение и на всех портретах выглядел очень задумчивым.
Джордано все свое время посвящал сначала изучению наук и собственным философским размышлениям, а позже и увлечению мистикой, а потому ни времени, ни желания заводить отношения у него не было. О характере Бруно тоже ничего неизвестно, можно лишь сказать, что он рьяно доказывал теорию Коперника и был предан этому, так как даже перед смертью он не отказался от своих слов, а наоборот, продолжал говорить такие же непростительные для церкви речи, хотя покаяние и могло бы дать ему более мягкий приговор.
книга Джордано Бруно
Еще один факт – это его насмешки над духовенством, церковью, и Папой Римским в частности. И если многие люди в то время считали, что раз уж Папа – наместник Божий, то и ошибки допускать он не может, Бруно считал совершенно по-другому. Однажды он сказал:
Это говорит о том, что Джордано Бруно был смелым и честным человеком, намного опередившим свое время.
Пантеизм и иные идеи Бруно
Значительное место в философских воззрениях Джордано Бруно играл пантеизм, согласно которому бог хотя и является первопричиной мира, но сам не отделен от него, а напротив растворен в нем. Мир состоит из великого множества монад, которые соединяются и разъединяются между собой меняя свойства и формы. Бог в свою очередь представляет собой монаду монад.
В отличии от более ранних систем Бруно не считает, что монадам требует внешний источник движения, напротив движение является их неотъемлемой характеристикой. Вместе с бесконечностью божественной вселенной, Бруно воспевает бесконечные возможности человека, личности по познанию и освоению этой вселенной.
Замечание 1
Помимо философии Бруно уделял большое внимание вопросам развития памяти, посвятив этой теме значительное число своих произведений, в которых он раскрывает актуальные и по настоящее время мнемотехники, связанные с запоминанием через ассоциации и т.д. Кроме того, Бруно являлся и художественным деятелем, его перу принадлежит череда стихов и пьес обличительного содержания, в которых он высмеивает современные ему нравы католической церкви, а также отображает быт и нравы простого народа Италии
Кроме того, Бруно являлся и художественным деятелем, его перу принадлежит череда стихов и пьес обличительного содержания, в которых он высмеивает современные ему нравы католической церкви, а также отображает быт и нравы простого народа Италии.
Биография
Филиппо Бруно родился в небольшом городке Нола (Италия), близ Неаполя. Его отцом был солдат Джованни Бруно, а матерью Фраулисса (Флаулиса?) Саволино. В 15 лет он стал послушником в монастыре Сан-Доменико-Маджоре, неподалеку от Неаполя, приняв имя Джордано и вступил в доминиканский орден. В то время доминиканцы специально занимались мнемоникой, методом тренировки памяти, позволявшим хранить и вспоминать огромные объемы информации. Бруно настолько овладел данным методом, что его даже отвезли в Рим, чтобы он продемонстрировал свое искусство перед папой римским. В 1572 году Джордано Бруно становится католическим священником. В 1576 г. он был вынужден уехать, поскольку его начали подозревать в ереси из-за чтения запрещенных книг, а также из-за того, что он не держал в келье изображение святых. Бруно, сбросив с себя монашескую рясу, бежал из Неаполя, пересек всю Италию и чуть не попался инквизиции на швейцарской границе. Он бежал в Рим, чтобы молить о прощении Римского Папу, однако, когда там стало известно, что Бруно бросил сочинения отца церкви Иеронима в уборную, сбежав из монастыря, ему пришлось покинуть Рим. Бруно вышел из монашеского ордена и отправился в Турин, Венецию и Падую, а затем начал странствовать по Европе и читать лекции.
В 1578 году в Швейцарии Джордано Бруно принял кальвинизм и был зачислен в Женевский университет, однако вскоре ему пришлось уехать оттуда, из-за подозрений в ереси уже со стороны кальвинистов. В 1580 году Джордано Бруно переезжает во Францию, сперва в Тулузу, где тогда католическая церковь не имела большого влияния, он преподает астрономию в Тулузском университете в течение двух лет, а затем переезжает в Париж, где становится преподавателем Сорбоннского университета. Он публикует первую свою работу по мнемонике («О тенях идей»; итал. De umbris idearum) и читает лекции о книге Раймунда Луллия «Великое искусство: краткое открытие истины»
Этим он обращает на себя внимание короля Генриха III, которому в 1582 году посвятил свое сочинение «Искусство памяти» (итал. Ars memoriae)
Впоследствии Бруно писал:
Бруно оставался в Париже до 1583 года, когда из-за споров со сторонниками Аристотеля ему пришлось уехал в Англию, чтобы читать лекции в Оксфорде.
После этого он ведет бродячую жизнь, странствует по Франции, Англии и Германии, обучая магии и мнемонике. Католическая церковь заподозрила его в создании в Германии тайных групп «Джорданистов». Впрочем, достоверных тому доказательств получено так и не было.
Научная деятельность и преподавание
В течение всего времени странствий Джордано Бруно неустанно ищет работу преподавателя, но на одном месте он никогда долгое время не находился
Такому раскладу было несколько причин: во-первых, философ своими несколько отличающимися от общепринятых положений взглядами привлекал к себе внимание властей, а во-вторых, он давал другим священникам и преподавателям повод для написания доносов
Как известно, такой подход к окружающему миру добром не кончается, поэтому Джордано славился своим потрясающим талантом при помощи пары фраз наживать себе врагов. Например, профессорам Оксфордского университета он любил представлять себя таким образом: «Я, Филотей (что обозначало, «друг Бога»), профессор чистой и безвредной мудрости, меня ненавидят лишь глупцы, но уважают и почитают учёные, знающие, что есть честность».
Хронология преподавания Джордано Бруно выглядит следующим образом:
- 1579 год. Джордано перебирается в Женеву, где он получает возможность преподавать и читать лекции. Однако в скором времени его начинают другие профессора подозревать в ереси, поэтому философ переезжает во Францию. За время своего пребывания в Женеве он успел нажить себе немало врагов среди кальвинистов.
- 1581 год. Джордано становится преподавателем в Сорбонском университете. Благодаря своей настойчивости и обаянию он заполучает расположение правящего монарха, Генриха III Французского. Король, как и его мать, Екатерина Медичи (Caterina Maria Romola di Lorenzo de Medici), увлекался магией, поэтому несколько эксцентричный и неугомонный нрав преподавателя из Италии был ему симпатичен. По этой причине Генрих способствовал благоустройству Джордано в своей стране. Однако надолго задержаться во Франции философу не пришлось, поскольку своей чересчур открытой деятельностью он вновь попадает под подозрения.
- 1583 год. Джордано переезжает на территорию Англии, начиная преподавать сначала в Лондоне, а затем и в Оксфорде. Он издает несколько своих произведений: «Пир на пепле» («Festa sulle ceneri») и «Изгнание торжествующего зверя» («Esilio della bestia trionfante»). Многочисленные конфликты и споры с другими профессорами вынуждают его покинуть Оксфорд и возвратиться в столицу. Там Джордано решает сделать попытку убедить приближённых ко двору людей в том, что взгляды Коперника во многом были недалеки от истины, однако его старания в конечном итоге оказались тщетными. При дворе его позицию поддержал только придворный врач Якова I. Но даже он открыто своего расположения не высказывает. По этой причине Джордано пришлось вновь скитаться по миру.
- 1585 год. Философ перебирается во Францию, где предпринимает попытки возобновить свою преподавательскую деятельность, однако Джордано ожидал очередной провал. Когда он почувствовал, что подозрения в отношении него начинают усиливаться, то решил, что для своей же безопасности стоит покинуть эту страну.
- 1586 год. Джордано перебирается на территорию Германии. Уставший от бесконечных скитаний, философ надеется, что здесь ему улыбнётся удача, и он сможет найти себе работу. Однако практически ни в одном университете Джордано не принимают. Только небольшой городок Марбург оказался к нему благосклонен, где философу предоставляют место преподавателя.
- 1586-1588 года. Пристанищем Джордано становится город Виттенбург. Это время можно назвать относительно спокойным, так как в течение него философ не вызывает практически никаких подозрений в отношении себя. Однако характер и нрав Джордано не могли позволить ему молчать о собственных взглядах на мир, которые сильно расходились с представлениями церкви, поэтому философ поспешно переезжает в Прагу.
- 1591 год. После очередных странствий по миру Джордано останавливается во Франкфурте, где публикует несколько своих серьёзных сочинений. За них он получает первый солидный гонорар, но задержаться в этом городе после столь масштабного прорыва для него нет никакой возможности. Поэтому странствующий монах принимает решение уехать обратно на Родину.
Джордано за всё время своих странствий проявлял такие черты, которые были чужды многим его современникам. Например, не воспринимал традиций, с которыми не мог смириться его разум. Философ был слишком прямолинейным, поэтому никогда не стеснялся высказываться в отношении других профессоров. В Оксфорде Джордано время от времени позволял себе называть своих коллег глупцами и недоумками.