Луций анней сенека. биография и труды

Три урока Сенеки

Найдите свой якорь.

В своих письмах к Люцию Сенека призывает его выбрать образец для подражания, чтобы обеспечить себе какой-то фундамент для жизни. Это шаг, по мнению философа, является очень важным в становлении любой личности.

Правильно выбранный авторитет поможет человеку не сбиться с пути и устоять на ногах в любой сложной ситуации (как якорь удерживает корабль).

Не будьте рабом своего богатства.

Сенека говорил о накоплении финансовых ресурсов, но никогда — о зависимости от богатства. Философ был уверен, что человек должен использовать деньги, а не деньги — человека. Таким образом, человек является хозяином денег и относится к ним всего лишь как к ресурсу для достижения каких-либо целей.

Боритесь со своим эго.

По мнению Сенеки, люди часто сталкиваются с лицемерием, похвалой и интригами. Человек очень быстро привыкает к тому, что ему приятно, и забывает об истинной сути вещей. Сенека считал такое положение дел препятствием к саморазвитию.

Он был уверен, что в окружении человека должны быть разные люди, а самой личности следует научиться отличать ложь от правды, хороших людей — от плохих и т.п. Философ знал: все люди считают себя превосходными и не хотят меняться, но обращаться к собственному внутреннему миру просто необходимо, иначе это самолюбование может привести с духовной гибели человека.

  • Философия Сенеки
  • Что любили читать римляне
  • Демокрит — биография, учения
  • Платон — биография, философия
  • Популярное
  • Комментарии

28 декабря, 2018

27 октября, 2018

11 октября, 2018

Мда-а-а. Героизм наших предков никто ни ставит под сомнение. А как оценивать творчество таких писак? Кощунство? Приписать несуществующий подвиг? А вы уверены, что павшим и выжившим в той войне это нужно?! Не оскорбляют ли их память подобной ложью?

Серафимы , материализующийся комок энергии красного цвета , двигающийся с огромной скоростью , появляющийся ни откуда и также исчезает , размером чуть больше головы шар . При этом внутри шара красного свечения нет , некое энергетическое кольцо красного цвета. Нет у него ни крыльев ни ног , ни рук , ни тем более некого лица целовечьего либо какого другого. Это не Архангелы и не Ангелы но в их иерархии находятся . Всё описания приводятся примерно для понимания человека , и как водится в христианстве нужно перед ними трепетать и боятся их , считая себя грешными и унылыми постоянно раскаявшимися paбами божьими. Или быстрей (Господними) . В Китае есть легенда о красном дpaконе , рисуют его для понимания дpaконом . Это те-же серафимы но легенда должна быть красивой .

Все хорошо, только, давайте, не будем оскорбллять реальное мужество и верность долгу летчиков-североморцев дутыми цифрами и придуманными победами. Гарбуз не топил трaнcпорт «в 15 000 тонн». Не было у немцев в тех местах таких трaнcпортов и использовать сейчас военную пропаганду тех лет — глупость и мальчишество. Первая подводная лодка Францева — потоплена «по докладу». До сих пор спорят был ли мальчик или нет. Вторая — точно из области мифов. Хотя, конечно, яростным убер-патриотам школы тов. Мединского это не указ.

Примечания[править | править код]

  1. Annaeus Seneca, Lucius(1) // Oxford Classical Dictionary — Издательство Оксфордского университета, 1949.
  2. https://archive.org/details/elderseneca0000suss/page/19/mode/2up
  3. 123Любкер Ф. Seneca //Реальный словарь классических древностей по Любкеру / под ред. Ф. Ф. Зелинский, А. И. Георгиевский, М. С. Куторга, Ф. Гельбке, П. В. Никитин, В. А. Канский, пер. А. Д. Вейсман, Ф. Гельбке, Л. А. Георгиевский, А. И. Давиденков, В. А. Канский, П. В. Никитин, И. А. Смирнов, Э. А. Верт, О. Ю. Клеменчич, Н. В. Рубинский — СПб.: Общество классической филологии и педагогики, 1885. — С. 1232—1234.
  4. Допустимы оба варианта, но предпочтение словари имён собственных отдают варианту Сене́ка
  5. Найдена «История» Сенеки Старшего: расшифрованы ценные геркуланские папирусы (рус.). Дата обращения 3 ноября 2021.

Сенека

Луций Анней Сенека (лат. Lucius Annaeus Sĕnĕca minor), Сенека Младший или просто Сенека (4 до н. э., Кордуба — 65, Рим). Римский философ-стоик, поэт и государственный деятель.

Воспитатель Нерона и один из крупнейших представителей стоицизма.

Сын Луция (Марка) Аннея Сенеки Старшего (выдающегося ритора и историка) и Гельвии. Младший брат Юния Галлиона. Принадлежал к сословию всадников.

Сенека Луций Анней (его называют просто Сенекой Младшим в отличие от его отца, известного философа Сенеки Старшего) — римский философ, государственный деятель, один из известнейших представителей стоицизма, поэт. Родился в г. Кордуба (в настоящее время — испанская Кордова) примерно в 4 г. до н. э. Его отец был человеком старой закалки и считал, что занятия философией менее важны, чем практическая деятельность, поэтому стремился помочь сыновьям сделать в будущем политическую карьеру. Ради этого он перебрался в Рим, где юный Сенека Младший постигал азы наук, в частности, был учеником стоиков Секстия, Аттала, пифагорейца Сотиона.

В годы правления императора Тиберия, примерно в 33 г. стал квестором. Являясь членом сената, возглавил оппозицию, страстно и последовательно обличал деспотизм действующих императоров.

Когда в 37 г. престол занял Калигула, Сенека был настолько прославленным сенатором, оратором и писателем, что император принял решение его умертвить, и только вмешательство одной из наложниц помогло избежать столь незавидной участи: было решено, что Сенека, не отличавшийся крепким здоровьем, быстро умрет естественной смертью.

В 41 г., при императоре Клавдии I, его отправляют на 8 лет в ссылку на безлюдную Корсику из-за обвинения в причастности к заговору. Перевернуть эту печальную страницу в биографии Сенеки помогла супруга Клавдия I Агриппина, которая вернула его из изгнания и пригласила ко двору в качестве наставника сына, тогда еще юного Нерона.

С 49 г. по 54 г. он являлся воспитателем будущего императора, а после того, как 16-летний Нерон занял престол после отравления Клавдия, превратился в одного из первых лиц государства, советника, влияющего на решения в области как внешней, так и внутренней политики. В 57 г. он стал консулом, т.е. получил наивысшую из возможных должностей. Высокий социальный статус принес ему и огромное богатство.

Однако отношения между Сенекой и его бывшим воспитанником постепенно становились все хуже и хуже. В 59 г. Сенеке пришлось написать для императора текст, оправдывающий убийство его матери Агриппины, для выступления в сенате. Этот поступок ухудшил репутацию в глазах общественности и увеличил пропасть между философом и императором. В 62 г. Сенека уходит в отставку, оставив Нерону все приобретенное за долгие годы состояние.

С точки зрения философских взглядов Сенека был наиболее близок к стоикам. Его идеалом являлся духовно независимый мудрец, который мог бы служить образцом для всеобщего подражания и был свободен в том числе и от человеческих страстей. Всю сознательную жизнь боровшийся с деспотизмом Сенека в 65 г. примкнул к дворцовому заговору, возглавленному сенатором Пизоном. Интрига была раскрыта, и Нерон, для которого Сенека всегда являлся олицетворением запрета, ограничения в действиях, не мог упустить случая убрать его со своего пути. Император лично приказал философу, бывшему учителю, покончить с собой, оставляя вид смерти на собственное его усмотрение.

Сенека вскрыл себе вены, а чтобы ускорить смерть, медленно наступавшую из-за его преклонного возраста, прибегнул к использованию яда. Вместе с ним покончила с собой его супруга.

Литературное наследие Сенеки составляет 12 небольших по объему трактатов, наибольшее значение из которых имеют «О гневе», «О провидении», «О спокойствии духа». Оставил он после себя и три крупные работы — «Естественноисторические вопросы», «О благодеяниях», « О милосердии». Также он является автором 9 трагедий с сюжетами, почерпнутыми из мифологии. Мировую известность получили его «Медея», «Эдип», «Агамемнон», «Федра»; европейская драматургия XVI-XVIII вв. испытала на себе значительное влияние этих пьес.

Интеллектуальная свобода

…Главное для нас — не уподобляться овцам, которые всегда бегут вслед за стадом…
Сенека. О блаженной жизни. 1.3

Для Сенеки один из способов жить в согласии с собой — забота о сохранении интеллектуальной свободы. Это качество поставило его в ряд лучших мыслителей своего времени. Оно же делает его удивительно современным. Сегодня провозглашение своей интеллектуальной свободы у многих людей звучит как вызов или высокомерие, но подход Сенеки был иным: он связывал интеллектуальную свободу со скромностью. Другими словами, он осознавал ограниченность и неполноту человеческого знания. Он понимал, что через несколько веков новые открытия приведут к более глубокому пониманию нашего мира и всей Вселенной. Научное знание не стоит наместе, и мы должны быть открыты ко всему новому. Кроме того, с помощью критического мышления мы сами можем внести вклад в расширение человеческого знания. Он отмечает, что мы и будущие эпохи умножат то, что получено от живших до нас . Вот, например, что он пишет о научных открытиях:

По его образному выражению, мыслители прошлого «открыли подступы» к будущим открытиям, а не исчерпали возможности человеческого знания. По мнению Сенеки, это применимо и к стоицизму, а не только к астрономии и другим наукам. Стоицизм — это философия, а не религия, и она основана на доказательствах, а не на вере. Если вы сочтете аргументы стоицизма убедительными и найдете способы их проверить, то, возможно, также признаете его полезным как философию жизни. Настоящий стоик не попросит вас принять что-либо на веру. Возможно, это одна из причин, почему стоицизм привлекает многих современных людей, считающих себя нерелигиозными гуманистами.

Неудивительно, что Сенека, будучи независимым мыслителем, иногда критиковал ранних стоиков. Например, он указывал на несостоятельность некоторых аргументов Зенона, основателя школы. Он также не стеснялся критиковать логику Хрисиппа (ок. 279 — ок. 206 до н. э.), одного из самых влиятельных ранних стоиков, как слишком абстрактную и лишенную силы. Сенека считал, что для философа нужна не только вера, но и критическое мышление. По большей части соглашаясь с ранними стоиками, он оставлял за собой право критиковать их: «Нет, но я позволяю себе кое-что и придумать, и изменить, и отбросить. Я не раб предшественников, а единомышленник».

Об этом знают немногие, но Сенека на самом деле существенно развил философию стоицизма. Он привнес в нее свое глубокое понимание человеческой психологии и человеческой мотивации. Ранние стоики понимали, что ложные убеждения могут служить причиной страданий. Но Сенека первым объяснил, причем очень подробно, как эти ложные убеждения приобретаются в процессе социализации и адаптации к социальным нормам. В следующем запоминающемся пассаже Сенека говорит о том, что пойдет по пути предшественников, в то же время оставаясь открытым для новых знаний:

Что Сенека говорит об беспокойстве

Сенека, как хороший стоик, стремился жить добродетельной жизнью. Он был очень умным человеком, который всегда был признан умом привилегированным современниками. Его основная работа была Письма к Лусилио. Он написал это, когда отвернулся от Нерона и начал преследоваться этим.

Этот великий философ видел, как много людей жили, погруженные в беспокойство. Это то, что мы сегодня называем «тревогой». Столкнувшись с этим, он сказал: «Я советую вам не быть несчастным до кризиса; ибо может случиться так, что опасности, которые вы бледнеете до , никогда не настигнут вас; они, конечно, еще не прибыли».

Таким образом, Сенека поднимает то, что некоторые психологические течения сертифицировали после: Беспокойство — это чувство ожидания худшего без этого. Другими словами, это субъективное восприятие, которое заставляет нас ожидать зла. Жить по чему-то плохому, этого еще не произошло.

Основные работы Сенеки

Сенека является одним из самых читаемых философов еще и потому, что его слог очень легко воспринимается, а большинство его трудов написаны в виде писем.

«О краткости жизни» – сборник из трех коротких писем – может стать лучшим произведением для знакомства с Сенекой. Суть труда в том, что жизнь – это череда событий, которая протянута во времени. Но именно время является не возобновляемым ресурсом, поэтому люди должны бережно относиться к нему.

Самая известная цитата из книги: «Нам никогда не хватит жизни на все, что мы хотели бы сделать. Но мы можем быть не так расточительны и научиться ценить время – тогда успеем гораздо больше».

«Письма стоиков» – труд Сенеки, где он раскрывает основные особенности стоицизма. Здесь философ говорит о различных моральных и психологических особенностях восприятия человеком действительности: раскрываются темы богатства, горя, нищеты, гнева, успеха, неудачи, образования и прочие.

Сенека Младший — кратко о жизни и деятельности

Луций Анней Сенека или его ещё называют Сенека Младший (около 4 г. до н. э — 65 г. н. э) — древнеримский философ (представитель стоицизма), поэт, мыслитель и государственный деятель, правая рука императора Нерона.

Родился в Кордубе (город в Испании) в семье известного риторика и философа Сенеки Старшего. Ещё в юношеские годы заинтересовался философией, но его отец считал, что практическая деятельность намного важнее и стремился привить сыну любовь к политике.

Ради этого им даже пришлось переехать в Рим, где юноше наняли лучших педагогов того времени — Сотиона, Фабия Папирия и Аттала. Но как только мужчина начал свою политическую деятельность, внезапно сильно заболел и чуть было не свёл счёты с жизнью.

Именно поэтому вынужден был уехать в Египет лечиться на несколько лет. Во время лечения вдалеке от родины он писал научные трактаты.

Политическая деятельность

  • Когда во главе империи находился Тиберий (приблизительно 33 г), он исполнял обязанности казначея и возглавлял оппозицию, которая выступала против самоуправства действующего императора.
  • В 37 г. к власти пришёл Калигула. Именно тогда Сенека стал членом Сената. Он быстро проявил себя как блестящий оратор и писатель. Его успеху и таланту завидовал даже сам правитель, за что и решил отправить Луция в ссылку. Но одной из многочисленных наложниц Калигулы удалось уговорить императора отказаться от своей идеи.
  • В 41 году, когда во главе империи стоял Клавдий, Сенека всё же попадает в ссылку в результате интриг Мессалины, жены правителя, которая славилась своим распутством. Целых 8 лет пришлось ему прожить на острове Корсика.
  • На родину он вернулся благодаря второй супруге императора, Агриппине Младшей, которая предложила ему обучать и воспитывать своего единственного сына — Нерона. Мальчику на тот момент было 12 лет. Наш герой оказал значительное влияние на формирование личности своего воспитанника.

Сенека — советник и правая рука императора Нерона

В 54 г. Клавдий был отравлен, поэтому к власти пришёл его сын Нерон, который прислушивался к мнению своего наставника. Можно сказать, что во времена этого правления вся империя находилась в руках Сенеки, так как именно он определял политическую концепцию Рима.

В те дни постоянно сдерживал своего подопечного от необдуманных действий и поспешных решений. Но так продолжалось недолго. Вскоре Нерон почувствовал свою власть и необузданную силу, поэтому постепенно стал отказываться от советов и услуг друга и учителя.

В 59 г. мыслитель по принуждению Нерона косвенно был вынужден участвовать в убийстве Агриппины Младшей. После этого отношения между императором и его наставником становятся ещё более напряжёнными.

Великий мыслитель

По праву относится к философам-стоикам. Он настаивал на превосходстве телесности всего сущего. Но в то же время не отказывался от идеи безграничного развития общего человеческого знания. Философ считается тайным христианином, так как в его философии присутствуют нотки религии. Именно поэтому все его мысли близки с христианством.

Существуют предположения, что Луций вёл переписку с апостолом Павлом. На мировоззрение мудреца большое влияние оказали учения Посидония. Кроме этого, он также интересовался работами Эпикура, но в то же время не разделял полностью его взгляды.

Наиболее известные работы и произведения:

  • философские диалоги «О кратковременности жизни»,
  • «О досуге»,
  • «О провидении»,
  • «О блаженстве жизни»,
  • трагедии «Медея», «Троянки» и «Эдип»,
  • «Геркулес на Эте»;
  • эпиграммы «О начале и конце любви»,
  • «О богатстве и бесчестии»,
  • «О смерти друга».

Смерть 

В 62 году наш герой ушёл в отставку, оставив всё своё нажитое состояние действующему императору. К слову, Луций был очень состоятельным человеком на тот момент.
Но всё равно не смог выступать против христиан и врагов Нерона.

Ведь после смерти матери и отставки своего наставника молодой император ожесточился ещё больше, чем вызвал протесты и недовольство среди свободных граждан. В связи с этим в 65 году сложился тайный заговор Пизона против Нерона. Но заговорщики потерпели крах.

Переосмыслив все события, Нерон пришёл к выводу, что Сенека всегда был для него преградой и стоял на пути к достижению целей. Кроме этого, он решил, что его наставник так же причастен к заговору, поэтому и решил от его избавиться. Он заставил храбреца покончить жизнь самоубийством.

Супруга Паулина также решила уйти из жизни вместе с мужем. Поэтому они вместе вскрыли себе вены на руках.

Философия

Как «главная философская фигура римского имперского периода », Сенека внес непреходящий вклад в философию в школу стоицизма. Его сочинения очень доступны и были предметом внимания с эпохи Возрождения таких писателей, как Мишель де Монтень. Его называют «выдающейся и противоречивой фигурой древности» и «самым интересным стоиком в мире».

Сенека написал ряд книг по стоицизму, в основном по этике, с одной работой (Naturales Quaestiones ) в физическом мире. Сенекался на труды многих ранних стоиков: он часто упоминается Зенона, Клеанта и Хрисиппа ; и часто цитирует Посидония, с которым Сенека разделяет интерес к природным явлениям. Он часто цитирует Эпикура, особенно в его Письмах. Его интерес к Эпикуру в основном ограничивается использованием его в качестве источника этических принципов. Точно так же Сенека проявляет некоторый интерес к платонической метафизике, но никогда с какой-либо четкой приверженностью. Его моральные эссе основаны на доктринах стоиков. Цитата из его «Моральных посланий» (48.2; Alteri vivas oportet si vis tibi vivere («Один должен жить для другого, если он хочет жить для себя»)) начертана на задней части (1932) в Центральном парке, Манхэттен, Нью-Йорк. Стоицизм был популярной философией в этом периоде, и многие римляне из высшего сословия использовали его руководящие этические рамки для политического участия. Когда-то было популярно считать Сенеку очень эклектичным в его стоицизме, но современная наука считает его достаточно ортодоксальным стоиком, хотя и свободомыслящим.

обсуждаются как этические аспекты, так и этические аспекты. теория и практический совет, и Сенека указывает практические, что обе части различны, но взаимозависимы. Его Письма к Луцилию демонстрируют поиск Сенеки этического совершенства и «предоставить собой своего рода философское завещание для потомков». Сенека считает философию бальзамом от жизненных ран. Разрушительные, особенно гнев и горе, должны быть искоренены или смягчены в соответствии с разумом. Он обсуждает важные достоинства созерцательной и активной жизни

Человек должен быть готов жить в бедности и правильно использовать богатство, и он пишет о милосердии, важности дружбы и необходимости приносить пользу другим. Вселенная наилучшим образом управляется разумным провидением, и это должно быть согласовано с принятием невзгод

Деятельность на благо государства

Император Калигула, известный своим развращенным нравом пришел к власти в 37 году нашей эры. Он стал ярым противником постулатов Сенеки, настолько, что принял решение избавиться от него, то есть убить. Неожиданно помощь пришла от возлюбленной императора, которая вступилась за Луция и отговорила правителя о злонамеренных действий.

Ей это удалось. Ссылаясь на болезнь юриста, от которой он так и не оправился до конца решила, что жить ему и так не долго. Калигулу народ не любил за его тиранство, самодурство и подчинение действующей власти своим прихотям, поэтому он решил прислушаться к словам невесты.

К счастью, правление Калигулы не продлилось долго. Но это не избавило нашего героя от гонений, на смену одному диктатору пришел новый тиран. И Клавдий продолжил традиции прежнего правителя. Сенека на тот момент стал сильным политическим лидером, непоколебимым и авторитарным.

Именно поэтому новая власть откровенно боялась его влияния. Вместо того, чтобы прислушаться к советам действующего лидера нападки на Калигулу усилились. Жена Клавдия Мессалина, опасаясь потерять влияние убедила императора отослать мужчину на остров Корсика, ссылка продлилась бесконечных восемь лет.

Удивительное влияние на судьбы философа оказывали женщины, находящиеся у власти. Причиной возвращения на Родину стала другая жена императора — Агриппина. Она хотела, чтобы на престол зашел именно ее сын, юный Нерон, которому в ту пору было всего 12 лет, а не сын Клавдия и Мессалины Британик. Лучшую кандидатуру для воспитания своего сына она и представить себе не могла.

Это решение стало историческим. Нерон впоследствии снискал славу сильного и влиятельного правителя. А его учитель, в годы правления, получил должность первого советника (правой руки) и консульство.

Обладая пpaктический неконтролируемой властью, потому что ему доверял сам Нерон Луций понимал, что полностью зависим от него. И власть его безгранично, пока император находится на троне. Поэтому юный ученый в 64 году принял решение удалиться на покой. Все нажитые богатства он отписал в государственную казну, согласившись лишь на пенсию.

Жизнь Сенеки

Сенека младший выбрал карьеру политика и стал высокопоставленным финансовым чиновником. Также он писал трагедии.

Его жизнь резко изменилась в 41 году до н.э., когда Клавдий стал императором и выслал Сенеку на остров Корсика, так как философ был заподозрен правителем в любовной связи с Юлией Ливиллой, племянницей императора и сестрой Калигулы.

Во время своего изгнания Сенека постоянно переписывался с матерью, утешая ее скорым возвращением. Это и правда произошло, но спустя восемь лет: Агриппина, мать будущего императора Нерона и жена Клавдия, получила разрешение на возвращение Сенеки. Женщина хотела, чтобы известный философ стал учителем и советником ее сына.

Как мы знаем, позже Нерон станет одним из самых известных тиранов и диктаторов в истории Римской империи. Богатство Сенеки в значительной степени помогало ему в различных жизненных ситуациях. Чиновники Рима отлично понимали, что философ относится к высшим социальным слоям, и к его мнению прислушиваются многие знатные люди.

Исторические документы свидетельствую о том, что Сенека был убит в 65 г. до н.э. по приказу своего воспитанника Нерона, который заподозрил своего учителя в заговоре против него.

На протяжении всей жизни Сенека придерживался философии стоицизма. Взгляды Сенеки основывались на умозаключениях его учителя Аттала. Также философ был поклонником Катона, о котором часто упоминает в своих письмах.

Однако Сенека не ограничивался постулатами только стоицизма. Например, некоторые взгляды он заимствовал у Эпикура. В целом, Сенека оказал огромное влияние на философов и деятелей искусства последующих поколений: Эразма, Фрэнсиса Бэкона, Паскаля, Монтеня и других.

В современном мире широко известны два примера, связанные с отсылками к римскому философу: Нассим Талеб, американский экономист, посвятил Сенеке целую главу в своей последней книге, А Тим Феррис, писатель и предприниматель, опубликовал аудиокнигу с сочинениям Сенеки.

Сильный интерес к Сенеке неудивителен. Он писал не только о философии, но и о ее практическом применении в различных областях.

Некоторым советы философа действительно помогали: на уровне государственном, экономическом, образовательном и иных. Все исследования Сенеки были объединены идеями материализма и идеализма.

Некоторые современные исследователи упрекают древнего философа в лицемерии, основываясь на тех фактах, что не мог очень богатый человек, приближенный к императору Нерону, рассуждать о ценностях идеального, слишком много богатств у него было, слишком во многом он себе не отказывал.

Однако это предположение противоречит словам самого же Сенеки, который не раз признавался: «Я не считаю себя мудрым. И никогда им не стану».

Философ хорошо понимал, что его жизнь далека от совершенства и, несмотря, на богатства, близость к власти, амбиции и непосредственное участие в политический жизни империи, внутри себя, наедине со своими мыслями его мучил самоанализ и серьезные философские вопросы, ответы на которое найти было не так просто.

Сенека Луций Анней

IGDA/A. Dagli Orti. Сенека.

Сенека Луций Анней (ок. 4 до н. э.— 65 н. э.) — представитель римского
стоицизма (Стоики), воспитатель императора Нерона, по приговору которого
покончил жизнь самоубийством. Его труды («Нравственные письма к Луцилию» и др.)
дошли до нас в подлинниках. Учение Сенеки, отражая конфликтность той эпохи, было
крайне противоречиво. Сенека сохранял пантеизм греческих стоиков, рассматривал
мир как единое материальное и разумное целое. Сенека разрабатывал главным
образом морально-этические проблемы, при правильном решении которых, по его
словам, достигается спокойствие и невозмутимость духа (Атараксия). Свою в
основном индивидуалистическую этику он пытается связать с задачами общества и
государства. Этика С. оказала большое влияние на выработку христианской
идеологии. Энгельс называл Сенеку дядей христианства (Т. 19. С. 307).

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 404.

+ + +

Сенека Луций Анней (ок. IV до н. э. — 65 н. э.) — римский философ, поэт и
государственный деятель. Сочинения: «Письма к Луцилию»; трактаты «О
благодеяниях», «О милосердии», «О спокойствии духа»; трагедии «Эдип», «Медея» и
др. Упоминается Гумилёвым при рассмотрении этнической истории римского этноса
(«Этногенез и биосфера земли», 410).

Цитируется по изд.: Лев Гумилев. Энциклопедия. / Гл. ред. Е.Б. Садыков, 
сост. Т.К. Шанбай, — М., 2013, с. 538.

Другие биографические материалы:

Подопригора С. Я., Подопригора А. С. Римский философ
(С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д :
Феникс, 2013).

Баландин Р.К. Хуже, чем война, страх перед войной
(Баландин Р.К. Сто великих гениев / Р.К. Баландин. — М.: Вече, 2012).

Лобач В.В. Представитель стоицического платонизма
(Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998).

Столяров А.А. Философ-драматург (Новая
философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред.
совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010).

Воспитатель будущего императора Нерона (Философский
энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф.
Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983).

Воспринял многое из других философских учений (Советская
историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982.
Том 12. РЕПАРАЦИИ — СЛАВЯНЕ. 1969).

Римский государственный деятель (Энциклопедия
«Мир вокруг нас»).

Тексты:

Opera quae supersunt, vol. I–III, ed. E.Hermes et. al. Lipsiae, 1905–14;

Seneca, vol. 1–10. L., 1970–79;

Epistulae Morales ad Lucilium, ed. L.D.Reynolds, vol. 1–2. Oxf., 1965;

Dialogorum Libri Duodecim, ed. L.D.Reynolds. Oxf., 1977;

Questions Naturelles, texte établi et. trad. par P.Oltramare, vol. 1–2. P.,
1929;

Epistolae Senecae ad Paulum et Pauli ad Senecam (quae vocantur), ed.
Cl.W.Barlow. Roma. 1938;

в рус. пер.: О провидении, пер. В.Стовик и В.Стейн. Керчь, 1901;

Утешение Марции,– В кн.: Браш М. Классики философии, I. СПб., 1907, с.
311–330;

О постоянстве мудреца, пер. Л.А.Чернышевой. – В кн.: Историко-философский
ежегодник-87. М., 1987, с. 196–216;

Нравственные письма к Луцилию, пер. С.А.Ошерова. М., 1977;

Трагедии, пер. С.А.Ошерова. М., 1983;

О природе и другие трактаты, пер. Τ.Ю.Бородай. СПб., 1999.

Луций Анней Сенека. Трагедии. М., 1983

Луций Анней Сенека. Нравственные письма к Луцилию. Трагедии. М., 1986

Литература:

Краснов П.И. Сенека, его жизнь и философская деятельность. СПб., 1895;

Фаминский В. Религиозно-нравственные воззрения Л.Аннея Сенеки (философа) и
отношение их к христианству. Киев, 1906;

Gentile M. I fondamenti metafisici della morale di Seneca. Mil., 1932;

Montinari M. La metafisica nel pensiero di Seneca. Napoli, 1937;

Grimal P. Sénèque. Sa vie, son oeuvre, sa philosophie. P., 1948, 2 ed. 1957;

D’Agostino V.Studi sul neostoicismo. Seneca, Plinio il Giovane, Epitteto,
Marco Aurelio. Torino, 1950, 2 ed. 1962;

Ganss W. Das Bild des Weisen bei Seneca. Freiburg (Schw.), 1952;

Lana I. Lucio Anneo Seneca. Torino, 1955;

Campese L. Seneca e l’epicureismo. Benevento, 1960;

Sevenster J. Paul and Seneca. Leiden, 1962;

Trillitzsch W. Senecas Beweisführung. В., 1962;

Bodson A. La morale sociale des derniers stoïciens. Sénèque, Epictète et Marc
Aurèle. P., 1967;

Timothy H. The tenets of stoicism, assembled and systematized from the works
of L.Annaeus Seneca. Amst., 1973;

Griffin M.T. Seneca, a philosopher in politics. Oxf., 1976;

Chaumartin F.-R. Le «De beneficiis» de Sénèque, sa signification
philosophique, politique et sociale. Lille, 1985;

Rist J.M. Seneca and stoic orthodoxy. – ANRW II 36,3. B. – N. Y., 1989, p.
1993–2012;

Motto A., Clark J. Seneca. A critical bibliography, 1900–1980. Amst., 1989.

Великий оратор

В 33 г. он получает звание квестора, в то время империей правил Тиберий. Спустя 4 года, престол империи занял Калигула и в это время Сенека вошел в состав Сената.

За достаточно короткое время он обрел популярность, став отличным оратором. Настолько отличным, что слава этого мудреца вызвала зависть правителя, который и отдает распоряжение убить своего знаменитого подопечного.

Остаться в живых ему помогла одна из наложниц, рассказав насколько слабое здоровье у Сенеки и что он долго не проживет.

Еще спустя 4 года, во время правления Клавдия, Сенеку отправляют в ссылку на Корсику, где он провел 8 лет в изгнании. Произошло это в 41 г., а всему виной стали интриги жены правящего императора — Мессалины.

Спустя 9 лет, мыслитель возвращается на родину, чтобы стать наставником будущего императора Нерона, сына действующего правителя Клавдия и его жены Агриппины. Именно она и повлияла на возвращение философа.

В 54 г. Клавдий был отравлен и по праву трон стал принадлежать его сыну Нерону, который его и занял в возрасте 16 лет, став действующим правителем

Сенека занимает важное место в развитии государства — теперь он первый советник императора

Кроме него также становится советником и Сeкcт Афраний Бурр, который занимался делами армии. Именно в эти годы влияние Сенеки на правление и развитие государства велико как никогда, пpaктически вся власть сосредоточена в его руках.

Спустя год, за хорошую службу он награжден званием консул-суффект. Это годы славы и богатства для Сенеки. Его состояние оценивалось на тот момент в баснословную сумму 300 миллионов сестерциев (серебряных монет).

В 59 г. император Нерон участвует при помощи своих советников в отравлении матери, а после заставляет написать и прочесть оправдательное письмо перед сенатом. Мыслитель все тяжелее воспринимает такие действия императора и, в конце концов, в 62 г. подает прошение об отставке, все свое огромное состояние он оставил императору Нерону.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: