Краткое содержание «ифигения в тавриде» еврипида

Примечания

  1. 1234Istituto dell’Enciclopedia Italiana Итальянская энциклопедия — 1929. https://wikidata.org/Track:P4223″>https://wikidata.org/Track:Q3803714″>https://wikidata.org/Track:Q731361″>
  2. Эврипид // Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. — М.: Центрполиграф, 1998.
  3. М. В. Белкин, О. Плахотская. Эврипид // Словарь «Античные писатели». — СПб.: Лань, 1998.
  4. Плутарх . «Никий», 29
  5. Суда: epsilon, 3695
  6. Плутарх . Изречения царей и полководцев, 24, 3.
  7. Плутарх . Сравнительные жизнеописания. Ликург
  8. текст
  9. текст
  10. текст
  11. текст
  12. текст
  13. текст
  14. текст
  15. текст
  16. текст
  17. текст
  18. текст
  19. текст
  20. текст
  21. текст
  22. текст
  23. текст
  24. текст
  25. текст
  26. текст
  27. Вена, Австрийская национальная библиотека, G 2315. Цветное факсимиле и расшифровка опубликованы в кн.: Documents of Ancient Greek Music. Oxford, 2001 (факсимиле на обороте титула, транскрипция на с. 12-13).
  28. Дионисий Галикарнасский . О соединении слов, 11
  29. Музыкальный вклад Еврипида в трагедию оценивает Пс.-Пселл в трактате «О трагедии» (возможно, черпал свою информацию из несохранившегося трактата Прокла).
  30. Лейден, Лейденский университет, Pap. Inv. 510.
  31. В частности, в распеве слоги систематически не элидируются; кроме того, за счёт выписанных музыкальных длительностей удлиняются слоги текста. См. подробней: Mathiesen T. Apollo’s Lyre. — Lincoln and London, 1999. — P. 113-114.

6. Источники и ссылки

  • Тексты и английские переводы всех сохранившихся пьес — www.perseus.tufts.edu/hopper/collection?collection=Perseus:collection:Greco-Roman
  • Фрагменты Еврипида в издании Уолкера, 1920. 72 стр. — www.archive.org/details/euripideanfragme00euriuoft (греч.)
  • Еврипид — lib.ru/POEEAST/EVRIPID/ в библиотеке Максима Мошкова
  • Euripides — www.britannica.com/eb/article-30155/Euripides, Encyclopædia Britannica on-line
  • Еврипид — www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/007/038/38676.htm, словарь Брокгауза и Ефрона
  • Еврипид — www.ancientlibrary.com/smith-bio/1211.html  (англ.). — в Smith’s Dictionary of Greek and Roman Biography and Mythology.
  • Эврипид — Энциклопедия Вокруг света. — www.vokrugsveta.ru/encyclopedia/index.php?title=Еврипид

Творчество Еврипида

У Еврипида Орест как больной человек страдает припадками, и ему во время бреда кажется, что кругом него Эриннии, которые его хотят убить. У Эсхила Орест не сомневается в своей правоте, он по призыву Аполлона убил мать, которая убила его отца, правителя Аргоса, главу семьи, мужчину, который всегда и во всем активен, а женщина Лишь существо пассивное, стоящее неизмеримо ниже. У Еврипида нет такой трактовки, нет защиты приоритета мужского права. Орест говорит, что он убил мать, потому что она была преступна, отдалась любовнику, обесчестила отца, героя Эллады, защитника ее. Так, в речи перед дедом Тиндаром, защищая свое право убить мать, Орест заявляет:

Ты говоришь: я грешен был, старик, Что мать свою убил, слова другие И ту же мысль возьми, я буду прав. Без мщения отца я не оставил. (стр. 47)

Ты подумай, Над кем она глумилась? Ратоборцу За Грецию ложе осквернить! (стр. 48)

Вину поняв свою, не захотела ж Виновную, небось, она убить. Нет, моего отца казнила.

На что слова, Елена? Если ты Не видела семьи Агамемнона Злосчастия . полюбоваться можешь: Вот день и ночь у трупа сторожу . Иль не мертвец? Дыханья не уловишь . .. Так и сижу . не мне судьею быть Ему . А с вас, блаженных, не довольно ль Увидеть нас измученных бедой? (23 стр.)

В следующей сцене Электра с злорадством кричит, слыша стоны Елены, убиваемой Орестом и Пиладом с целью отомстить Менелаю:

Бейте, губите, разите! Меч двулезвейный В тело ее погружайте. Мужа, отца обесславила, Греков губила Там у пучины Скамандра, Где от железа стрел Слезы рождали слезы. (83 стр.)

  • Беседа об искусстве в доу

      

  • Таиланд традиции и обычаи краткое содержание

      

  • Рассказ о трех яблоках краткое содержание

      

  • Конкурс безопасное детство в детском саду

      

  • Иоанн рыльский житие краткое содержание

Детство и юность

Сведений о ранних годах Еврипида сохранилось мало, да и те часто противоречат друг другу. Греческий комедиограф Аристофан писал, что его мать Клейто торговала на рынке зеленью и овощами, однако в более поздних источниках это отрицается. Еврипид явно происходил из обеспеченной семьи, поскольку получил разностороннее образование – по словам римского писателя Авла Геллия, он учился у философов Протагора и Анаксагора.


Портрет Еврипида

Что касается года его рождения, то во многих источниках значится дата 23 сентября 480 года до н. э. – в этот день греческое войско победило персов в морском сражении на Саламине. Однако другие письменные свидетельства включают упоминание о том, что Клейто зачала Еврипида тогда, когда царь Ксеркс вторгся в Европу, что произошло за 5 месяцев до Саламинской победы.

Скорее всего, будущий драматург появился на свет позже 23 сентября, просто потом его биографы «притянули» дату с целью «приукрашивания» – тогда такие приемы в жизнеописаниях использовались нередко.

Еврипид

Также найдены еще 2 источника, указывающие разную информацию о времени рождения Еврипида: согласно надписи на Паросском мраморе, это произошло в 486 году до н. э., а по другим свидетельствам современников – в 481.

В детстве будущий драматург увлекался спортом и делал большие успехи в гимнастике, выигрывая соревнования среди мальчиков-ровесников. Он мечтал попасть на Олимпийские игры, но его не взяли из-за юного возраста. Занимался Еврипид и рисованием, но на этом поприще не преуспел.

Личная жизнь

В личной жизни драматургу не везло. В первый раз он женился на женщине по имени Хлоирина, которая родила троих детей, но брак был расторгнут по причине ее неверности. После этого разочарованный Еврипид написал пьесу «Ипполит», где высмеял любовные отношения. Со второй женой Мелиттой история повторилась, после чего драматург окончательно обиделся на весь женский род и прослыл женоненавистником, над чем позже посмеивался в своих комедиях Аристофан.

Бюсты Еврипида

Плутарх упоминал о страсти драматурга к юношам, в частности о его романе с Кратером, юным любовником македонского царя Архелая.

Согласно античным описаниям, Еврипид предпочитал тишину и одиночество и терпеть не мог шума толпы. На Саламине он часто проводил целые дни в уединении в морском гроте, любуясь морем и размышляя о сюжетных ходах новых произведений.

Музыкальная деятельность

Вероятно, Еврипид сам писал музыку для своих трагедий. Сохранился фрагмент первой антистрофы из «Ореста» на папирусе III в. до н. э., содержащий над стихотворным текстом хорошо различимые нотные знаки. Фрагмент музыки Еврипида подтверждает приписываемую ему в ряде немузыкальных трактатов славу дерзкого композитора-реформатора, который по свидетельству древних внедрил в трагедию хроматику и стал широко использовать кифару (в более древних образцах трагедии стандартно применялся только авлос). Нотация фрагмента, показывающая все три рода мелоса греков — диатонику, хроматику и энармонику, свидетельствует об изысканности и сложности музыкального письма Еврипида.

Другой сохранившийся фрагмент Еврипида — из «Ифигении в Авлиде» (хоровой эпод из второго музыкального антракта; датирован ок. 280 г. до н. э.) — примечателен тем, что кроме букв, обозначающих высоту звуков, папирус содержит знаки ритмической нотации. Анализ этого фрагмента показывает, что музыкальный ритм изменяет

метрику стиха. Таким образом, становится очевидно, что (принятая по традиции у филологов) запись текста трагедии как «чистого» стиха (без учёта распева) не даёт правильного представления о его звучании.

Драматургия

В юности Еврипид полюбил чтение и стал коллекционировать книги, а со временем сам начал пробовать силы в написании пьес. Его дебютная работа «Пелиад» вышла в 455 году до н. э, а в 441-м он получил за нее первую награду. Считается, что драматург был обладателем обширной библиотеки, но она не сохранилась. До нас дошли всего 17 его трагедий, хотя написано было не менее 90. Из произведений других жанров полностью уцелела только драма «Киклоп».

Иллюстрация к пьесе Еврипида «Киклоп»

Хотя современники прозвали его философом на сцене, цельной философской системы Еврипид для себя так и не выстроил. Его мировоззрение сложилось из чужих концепций, в первую очередь из софизма. К религии вообще и к богам в частности он относился с иронией, а мифы и верования использовал только для фона.

Боги в произведениях Еврипида предстают безжалостными и мстительными созданиями (особенно ярко это проявилось в трагедии «Ион»), однако атеистом его назвать нельзя – наличие верховной сущности, управляющей миром, он все же признавал. На тот момент подобные взгляды были оригинальными и передовыми, поэтому понимания у зрителей Еврипид часто не находил. Некоторые его работы, например «Ипполит», вызывали у общественности бурю возмущения и были объявлены безнравственными.

Иллюстрация к пьесе Еврипида «Ипполит»

Творчество драматурга делится на 2 категории: собственно трагедии, где часто фигурируют боги, и социально-бытовые драмы, в которых действуют обыкновенные люди. В работах Еврипида нашли отражение и политические события того времени. Трагедии он писал в эпоху Пелопонесских войн, против которых выражал горячий протест. В его творчестве сохранился созданный им образ миролюбивых Афин, которые драматург противопоставлял агрессивной олигархической Спарте.

Еврипид известен тем, что первым начал прорабатывать женские образы в литературе – предшественники предпочитали описывать мужчин. Медея, Ифигения, Электра, Андромеда и другие героини его трагедий – жизненные, законченные, правдоподобные образы. Драматурга искренне интересовали темы женской любви и преданности, жестокости и коварства, поэтому его героини часто даже превосходят героев силой воли и яркими чувствами.

Иллюстрация к пьесе Еврипида «Медея»

В своем творчестве он нередко упоминал и рабов, при этом выводил их не бездушными статистами, а полноценными персонажами с непростыми характерами. Что касается единства и законченности действия, то этому требованию удовлетворяют лишь немногие из его работ. Сила Еврипида – в тонкости и психологизме сцен и монологов, но в эффектных концовках он был не силен.

По некоторым сведениям, мужчина сам писал к своим трагедиям музыку. Такой вывод исследователи сделали, обнаружив цитаты из «Ореста» на старом папирусе, в котором над текстом отчетливо видны сохранившиеся нотные знаки. Если это на самом деле работа Еврипида, то он предстает перед потомками в совершенно ином качестве – композитора-новатора, искусного мастера гармонии.

Памятники Еврипиду, Эсхилу и Софоклу

В 408 году до н. э. Еврипид уехал из Афин и поселился в Македонии. Причины его решения покинуть город точно не известны: возможно, ранимый и чуткий поэт обиделся на своих земляков, не ценивших его творчество по достоинству (из 95 его пьес при жизни автора награду получили только 4).

Еврипид

Еврипид (Эврипид) (др.-греч. Εὐριπίδης; лат. Euripides). Родился 480-е годы до н.э. — умер 406 год до н. э. Древнегреческий драматург, один из крупнейших представителей классической афинской трагедии. Автор около 90 драм, из которых до наших дней дошло 17 трагедий и сатировская драма «Киклоп».

Согласно позднему свидетельству в «Су́де», раньше Еврипида жил малоизвестный драматург с таким же именем.

Древние «Жизнеописания» Еврипида утверждают, что он родился на Саламине, в день знаменитой победы греков над персами в морском сражении, 23 сентября 480 до н. э., от Мнесарха и Клейто. Родители оказались на Саламине в числе других афинян, бежавших от войска персидского царя Ксеркса. В этом сражении участвовал Эсхил, а шестнадцатилетний Софокл выступал в хоре юношей, прославлявших одержанную победу. Так древнегреческими летописцами была представлена преемственность трех великих трагиков.

Точная привязка дня рождения Еврипида к победе является приукрашением, которое часто встречается в рассказах античных авторов о великих. Так в Суде сообщается, что мать Еврипида зачала его в то время, когда Ксеркс вторгся в Европу (май, 480 до н. э.), из чего следует, что в сентябре он родиться никак не мог. Надпись на Паросском мраморе определяет год рождения драматурга как 486 до н. э., причем в этой летописи греческой жизни имя драматурга упоминается 3 раза — чаще, чем имя любого царя. По другим свидетельствам дата рождения может быть отнесена к 481 до н. э.

Отец Еврипида был уважаемым и, судя по всему, богатым человеком, мать Клейто занималась продажей овощей. В детстве Еврипид серьёзно занимался гимнастикой, даже выиграл соревнования среди мальчиков и хотел было попасть на Олимпийские игры, но был отвергнут по молодости. Потом занимался рисованием, без особого, впрочем, успеха. Еврипид получил прекрасное образование — вероятно, он был учеником Анаксагора, знал также Продика, Протагора и Сократа. Еврипид собирал книги в библиотеку, а вскоре сам стал писать. Первая пьеса, «Пелиад», вышла на сцену в 455 до н. э., но тогда автор не победил из-за ссоры с судьями. Первый приз за мастерство Еврипид завоевал в 441 до н. э. и с тех пор вплоть до смерти создавал свои творения. Общественная активность драматурга проявилась в том, что он участвовал в посольстве в Сиракузы на Сицилии, видимо, поддерживая цели посольства авторитетом писателя, признанного всей Элладой.

Семейная жизнь Еврипида складывалась неудачно. От первой жены, Хлоирины, имел 3 сыновей, но развелся с ней из-за её супружеской неверности, написав пьесу «Ипполит», где высмеивал сексуальные отношения. Вторая жена, Мелитта, оказалась не лучше первой. Еврипид снискал славу женоненавистника, что давало повод шутить над ним мастеру комедии Аристофану.

В 408 до н. э. великий драматург принял решение покинуть Афины, приняв приглашение македонского царя Архелая. Неизвестно точно, что повлияло на решение Еврипида. Историки склоняются к мысли, что основной причиной явилась если и не травля, то обида ранимой творческой личности на сограждан за непризнание заслуг. Дело в том, что из 92 пьес (75 согласно другому источнику) только 4 были отмечены призами на театральных состязаниях при жизни автора, и одна пьеса посмертно.

О смерти Еврипида осталось несколько легенд. Например, в Суде сказано: «Еврипид окончил жизнь в результате заговора Арридея из Македонии и Кратея из Фессалии, поэтов, ревнующих к славе Еврипида. Они подкупили за 10 мин придворного по имени Лисимах, чтобы тот спустил с привязи на Еврипида царских гончих, за которыми следил. Другие говорят, что Еврипид был разорван не псами, но женщинами, когда он ночью спешил на свидание с Кратером, юным любовником Архелая. Третьи утверждают, что он собирался встретиться с Никодикой, женой Арефа».

Версия про женщин — смахивает на грубую шутку с намёком на пьесу Еврипида «Вакханки», где обезумевшие женщины разорвали царя. Про любовь престарелого писателя к юношам сообщает Плутарх в «Цитатах». Современная версия более приземлённая — организм 75-летнего Еврипида просто не выдержал суровой зимы в Македонии.

Афиняне испросили разрешения захоронить драматурга в родном городе, но Архелай пожелал оставить могилу Еврипида в своей столице, Пелле. Софокл, узнав о смерти драматурга, заставил актёров играть пьесу с непокрытыми головами. Афины поставили в театре статую Еврипида, воздав ему почести после смерти. Плутарх передал легенду: в гробницу Еврипида ударила молния, великое знамение, которого удостоился из знаменитых людей только Ликург.

Влияние

Еврипид был знаменит в своей жизни; его даже карикатурировали комедийный драматург Аристофан в сатирических лягушках и в других пьесах. Из-за его высокого статуса в греческой литературе его пьесы были сохранены в рукописях, которые копировались и переписывались на протяжении веков.

Драмы Еврипида повлияют на таких более поздних авторов, как Джон Мильтон, Уильям Моррис и Т.С. Элиот. Роберт Браунинг и Элизабет Баррет Браунинг были еще двумя поэтами, которые восхищались им и писали о нем. Его пьеса «Циклоп» была переведена поэтом Перси Биши Шелли, а американский поэт граф Куллен перевел Медею. Пьесы Еврипида по-прежнему адаптированы и созданы для театра сегодня.

Подробный пересказ

В Афинах был царь Тесей, его отцом был бог Посейдон, а на земле царь Эгей. Самый большой свой поступок он сделал тогда когда убил Минотавра в лабиринте. Выйти из него ему помогла Ариадна, она дала ему нить с помощью нее он и вышел. Он пообещал на ней жениться, Афродита возненавидела его.

Второй его женой стала амазонка и подарила ему сына, назвали его Ипполит. Когда она погибла в бою, то его пришлось отправить в Трезен, потому что он был не законным сыном. Амазонки не любили мужчин, а Ипполит не любил женщин. Он придерживался того, что человек должен быть чистым, и его Афродита тоже ненавидела.

Третьей женой Тесея стала младшая сестра Ариадны Федра. Он хотел с ней иметь законных наследников. Месть Афродиты не заставила себя ждать, увидев своего пасынка Федра тут же в него влюбилась. Она старалась перебороть в себе это чувство, и пока Ипполит был в Трезене, у нее это получалось. Тесей убивает всех родственников восставших против них и им приходится переезжать в Трезен. Мачеха не может сдерживать своих чувств и начинает сильно болеть. Тесей не понимает, что происходит и едет к оракулу. После его отъезда и происходит трагедия.

Еврипид написал две версии этой трагедии. В первой Федра рассказала о своих чувствах пасынку, но он ее отверг. Тогда она сказала своему мужу, что ее сын к ней приставал и хотел ее обесчестить, влюбившись в нее. Из-за такой несправедливости Ипполит умирает, а когда вся правда раскрывается, она кончает жизнь самоубийством.

Во второй версии действия разворачиваются иначе. Ипполит поет хвалебные песни невинной богине Артемиде, на что раб у нее интересуется, почему он не чтит так же Афродиту. Ипполит отвечает, что чтит, но где то в глубине души, ведь ему не нравятся люди, которые чтят ночную жизнь. Раб молится о юноше и просит прощения у Афродиты.

Федра болеет и рядом с ней ее кормилица, в бреду она рассказывает ей, что больна от любви к своему пасынку. Кормилица все рассказывает Ипполиту и он, войдя в комнату, говорит, что никогда не будет с Федрой и не любит ее. Федра говорит кормилице, что она ее придала и теперь даже если она умрет, ее честь запятнана. Она решается на другой поступок.

Она идет и вешается, такой ее находит муж Тесей. В ее руке зажата дощечка с письменами, в которой говорится, что сын Тесея к ней приставал и хотел обесчестить. Он приходит в ярость и просит своего отца Посейдона наказать сына. Посейдон слышит его молитвы. Ипполит, узнав о том, что его опорочили, хочет уехать подальше от дома. По дороге из города Ипполит разбивается об скалы и его полуживого привозят к отцу. Выясняется правда, что сын не виноват, а все это происки Афродиты.

Тесей винит себя за то, что не поверил Ипполиту, а тот в свою очередь прощает отца. Богиня Артемида говорит, что теперь каждая девушка перед свадьбой будет чтить память умершего юноши. К его памятнику они будут приносить прядь своих волос. Богиня невинности и чистоты говорит, что она тоже убьет любимого Афродиты своей стрелой, ведь из-за нее сломаны три разные судьбы людей.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Смерть

Последние годы жизни драматурга и его кончина также овеяны легендами. По одной версии, он погиб в 406 году до н.э. в результате заговора соперников, поэтов Арридея и Кратея: они подкупили придворного Лисимаха, который спустил на Еврипида царских гончих. Другие источники утверждают, что причиной смерти драматурга стали не собаки, а женщины, убившие его в ходе личного конфликта, однако эта версия больше похожа на грубую шутку, поскольку похожий эпизод упоминается в пьесе «Вакханки».

Статуя Еврипида

Современные историки склоняются к более простому варианту – скорее всего, Еврипид, уже доживший до почтенного возраста, просто не выдержал суровой македонской зимы и умер от болезни. Афиняне, бывшие земляки драматурга, предложили забрать тело Еврипида для похорон, но по распоряжению Архелая его погребли в столице Македонии – Пелле.

Когда Софокл узнал о его кончине, велел актерам в знак скорби играть очередную пьесу с непокрытыми головами. По легенде, вскоре после похорон в могилу Еврипида ударила молния – это был знак божественной избранности, которого до тех пор удостоился только Ликург.

Отрывок, характеризующий Троянки (Еврипид)

Наполеон начал войну с Россией потому, что он не мог не приехать в Дрезден, не мог не отуманиться почестями, не мог не надеть польского мундира, не поддаться предприимчивому впечатлению июньского утра, не мог воздержаться от вспышки гнева в присутствии Куракина и потом Балашева. Александр отказывался от всех переговоров потому, что он лично чувствовал себя оскорбленным. Барклай де Толли старался наилучшим образом управлять армией для того, чтобы исполнить свой долг и заслужить славу великого полководца. Ростов поскакал в атаку на французов потому, что он не мог удержаться от желания проскакаться по ровному полю. И так точно, вследствие своих личных свойств, привычек, условий и целей, действовали все те неперечислимые лица, участники этой войны. Они боялись, тщеславились, радовались, негодовали, рассуждали, полагая, что они знают то, что они делают, и что делают для себя, а все были непроизвольными орудиями истории и производили скрытую от них, но понятную для нас работу. Такова неизменная судьба всех практических деятелей, и тем не свободнее, чем выше они стоят в людской иерархии. Теперь деятели 1812 го года давно сошли с своих мест, их личные интересы исчезли бесследно, и одни исторические результаты того времени перед нами. Но допустим, что должны были люди Европы, под предводительством Наполеона, зайти в глубь России и там погибнуть, и вся противуречащая сама себе, бессмысленная, жестокая деятельность людей – участников этой войны, становится для нас понятною.

Литература[ | ]

Тексты и переводы

Русские

(переводы отдельных пьес см. в статьях о них ):

  • Театр Еврипида. В 6 т. / Пер. И. Ф. Анненского. (Серия «Памятники мировой литературы»). М.: Сабашниковы. (вышли тт. 1-3; первое издание т. 1 вышло в 1906 году с иным составом) Т. 1. Алкеста. Андромаха. Вакханки. Гекуба. 1916. 406 стр.
  • Т. 2. Гераклиды. Геракл. Елена. Ипполит. 1917. 516 стр.
  • Т. 3. Ифигения Авлидская. Ифигения Таврическая. Ион. Киклоп. 1921. 548 стр.

Еврипид . Просительницы. Троянки. / Пер. С. В. Шервинского. // Трагедии. В 2 т. (Серия «Библиотека античной литературы»). М.: Худож. лит. 1969.

Еврипид . Просительницы. Троянки. / Пер. С. Апта. // Сочинения. В 2 т. (Серия «Античная драматургия»). М.: Искусство. 1980.

Еврипид . Трагедии. / Пер. Инн. Анненского, ст. М. Л. Гаспарова и В. Н. Ярхо, прим. В. Н. Ярхо. Отв. ред. М. Л. Гаспаров. (Серия «Литературные памятники»). В 2 т. М.: Ладомир-Наука. 1999. (переизд.: М.: Ладомир-Наука. 2006)

  • Т. 1. Алькеста. Медея. Гераклиды. Ипполит. Андромаха. Умоляющие. Гекуба. Геракл. Троянки. Ифигения в Тавриде (Ифигения-жрица). 656 стр.

Т. 2. Электра. Елена. Финикиянки. Ион. Орест. Вакханки. Ифигения в Авлиде (Ифигения-жертва). Киклоп. 704 стр. (в приложении «Рес» Псевдо-Еврипида и «Вакханки» в пер. Ф. Ф. Зелинского)
Незнакомый Еврипид. Трагедии интриги и случая. / Пер. и прим. В. Н. Ярхо. // Вестник древней истории. 1995. № 3-4. 1996. № 1-2. (перевод фрагментов 12 трагедий: «Эгей», «Кресфонт», «Александр», «Фрикс» («Фрикс 1» и «Фрикс 2»), «Мудрая Меланиппа», «Меланиппа-узница», «Гипсипила», «Антиопа», «Авга», «Алопа», «Алкмеон в Коринфе»)

Эсхил. Софокл. Еврипид. Трагедии / Пер. Д. С. Мережковского ; вступ. ст. и примеч. А. В. Успенской. — М. : Ломоносовъ, 2009. — 474 с. — (Вечные спутники). — ISBN 978-5-91678-002-4.

Английские

: В «Loeb classical library» изданы сохранившиеся пьесы (включая «Рес») в 6 томах (№ 12, 484, 9, 10, 11, 495) и фрагменты (т. 7, 8, № 504, 506)

  • Том I. Ифигения в Авлиде. Рес. Гекуба. Троянки. Елена
  • Том II.
  • Том III. Вакханки. Геркулес в безумии. Гераклиды. Финикиянки. Умоляющие
  • Том IV. Ион. Ипполит. Медея. Алкестида

Французские

  • В серии «Collection Budé» изданы сохранившиеся пьесы в 7 томах (см.) и фрагменты (т. 8 в 4 частях, 1998—2003). Euripide. Tragédies: Tome VIII, 1re partie: Fragments. De Aigeus à Autolykos. Texte établi et traduit par F. Jouan et H. Van Looy. 2e tirage 2002. LXXXIII, 509 p. ISBN 978-2-251-00466-2
  • Tome VIII, 2ème partie : Fragments de Bellérophon à Protésilas. Texte établi et traduit par F. Jouan et H. Van Looy. 2e tirage 2002. 983 p. ISBN 978-2-251-00485-3
  • Tome VIII: 3e partie. Fragments. De Sthénébée à Chrysippos. Texte établi et traduit par F. Jouan et H. Van Looy. 2002. 400 p. ISBN 978-2-251-00502-7
  • Tome VIII: 4e partie. Fragments de drames non identifiés. Texte établi et traduit par François Jouan et Herman Van Looy. 2003. VIII, 308 p. ISBN 978-2-251-00510-2

Исследования

  • Беляев Д. Ф. К вопросу о мировоззрении Эврипида : Историко-литературные этюды. — Казань : Типография Императорского Университета, 1878. — 134 с.
  • Гаврилов А. К. Дельфийские птицы в еврипидовом прологе (Eur. Ion 154–83) // Hyperboreus. Vol. 1 (1994). Fasc. 1. C. 92—112.
  • Гаврилов А. К. Знаменья и действие — мантика в «Ифигении Таврической» Еврипида // Традиции и новаторство в античной литературе : Межвузовский сборник (К 100-летию со дня рождения академика И. И. Толстого). — Л. : Издательство ЛГУ, 1982. — С. 88—101. — 244 с. — (Philologia classica / ЛГУ им. А. А. Жданова ; головной совет по филол. наукам; [Редкол.: Ю. В. Откупщиков (отв. ред.) и др. ; вып. 2).
  • Гончарова Т. В. Еврипид. — М. : Молодая гвардия, 1984. — 272 с. — (Жизнь замечательных людей).
  • Котелов Н. П. Эврипид и значение его «драмы» в истории литературы : (Этюд). — СПб. : Редакция журнала «Пантеон литературы», 1894. — 87 с.
  • Радциг С. И. Опыт историко-литературного анализа «Медеи» Еврипида // Вопросы классической филологии : Сборник статей. — М. : Издательство МГУ, 1969. — Вып. 2. — 226 с.
  • История греческой литературы (рус.) / под редакцией С. И. Соболевского, Б. В. Горнунга, З. Г. Гринберга, Ф. А. Петровского, С. И. Радцига. — Москва • Ленинград: Издательство академии наук СССР, 1946. — Т. I.
  • Толстой И. И. Трагедия Еврипида «Елена» и начало греческого романа // Статьи о фольклоре / И. И. Толстой ; Академия наук СССР. — М. : Наука ; Л., 1966. — 249 с.

Сейчас читают

Краткое содержание Пелевин Чапаев и Пустота по частям
Рассказ ведется от первого лица. Главным героем является писатель Петр Пустота. Книга состоит из 10 частей.

Краткое содержание Кабала святош Булгакова
В театре «Пале Рояль» играют комедию, на сцене — Мольер. Он сильно нервничает, ведь среди зрителей присутствует король Франции. Драматург в поэтическом экспромте льстит своему покровителю

Вывод: важно жить по совести

Краткое содержание Голдинг Шпиль
События романа происходят в Англии в XIV веке. Джослин — настоятель собора Девы Марии имеет навязчивую идею построить шпиль, который был в проекте, но его так и не возвели

Краткое содержание Лондон Мартин Иден
Мартин Иден был простым моряком

В свои двадцать лет ему пришлось испытать многое. Единственным человеком, который был ему дорог, это его сестра Гертруда. Однажды в порту он столкнулся с пьяными хулиганами

Краткое содержание Милаха и кот громило Астафьева
В центре внимания события рассказа В. П. Астафьева «Милаха и кот громило» автор представил «мордатую особу», которую боялись на птичнике все мыши. Это была крыса по прозвищу «Милаха».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: