Краткое содержание: Облака
Известный греческий философ Сократ славился тем, что во многом сомневался. Его философия привела его же к казни, так как своими тезисами он задевал само государство. В комедии облака о Сократе написали то, чего на самом деле не было. Название «Облака» появилось благодаря тому, что одной из первых тем, обсуждаемых философами, было происхождение облаков. Из чего они образуются? Чем примечательны? На сцене облака изображал хор в белых покрывалах и с длинными носами.
Аристофан своей комедией хотел показать, что поступки, всегда считавшиеся хорошими, не так хороши, а плохие, не так ужасны. Герой комедии обычный житель Афин Стрепсиад, у которого был легкомысленный транжира сын. Благодаря сыну отец оброс долгами и его не отпускают мысли о кредиторах, о том, как с ними расплатиться. Стрепсиад узнал, что есть мудрецы, способные сделать из правды неправду. Старик принял решение пойти к мудрецам, чтобы научиться новой науке, с помощью которой он хотел избавиться от кредиторов.
Старик приезжает к Сократу в его «Мыслильню». Ученик философа рассказывает Стрептисиаду, чем они занимаются. Как то им взбрело в голову измерять шаги блохи, чтобы просчитать её прыжок. Их также волновало, чем жужжит комар, задницей или гортанью? Сократ встречает гостя, сидя в гамаке, чтобы быть поближе к миру. Гость просит философа, заклиная богами, научить таким словам, чтобы не платить кредиторам. «Какими богами? у нас боги новые — Облака»- отвечает мыслитель. И продолжает свою речь, отрицая существование Зевса и божьего наказания. Объясняя свою теорию тем, что много кто был бы наказан за свои деяния, но они живут припеваючи. Сократ советует старику отречься от долгов, клясться Зевсом, что он ничего никому не должен. Эта клятва его ничем не обязывает, а правда будет кривдой. Затем на сцене происходит шуточный бой между Правдой и Кривдой. Последняя берёт вверх. Из этого представления, Стрепсиад понял, что смирение ему ничего не даст, своей цели можно добиться только наглостью. Стрепсиад и сын спокойно ждут. Начинается паломничество кредиторов. На все требования старик отвечает отказом, якобы он ничего никому не должен и при этом клянётся Зевсом. Кредиторы уходят ни с чем.
Но Стрепсиаду придётся за всё заплатить. Он поссорился с сыном и тот неожиданно схватился за палку и стал бить отца. Старик возмущается, что по закону нельзя бить отца. А сын возражает, что по уговору нельзя, а по природе — можно. Теперь старик понял, куда привело его Сократово учение, куда завели Облака. После этого Стрепсиад взяв факел, бросился к «мыслильне», чтобы её сжечь в отместку Сократу. Горит огонь, клубится дым, крики и на этом комедия заканчивается.
Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Облака». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты
Краткое содержание: Всадники
Всадниками называли раньше людей, у которых было достаточно средств, чтобы содержать боевого коня. У них были огромные поместья, за счёт которых они жили. Всадники мечтали создать из Афин сельскохозяйственное государство.
Хор в комедии Аристофана состоял из шуточных всадников на деревянных лошадках. Всадники- это политическая пародия. Главный персонаж- хозяин государства — дряхлый старик Народ.
Рядом с ним находятся хитрецы политиканы, и каждый пытается угодить правителю, опережая других.
Среди этих персонажей Никий, Демосфен, Кожевник (Клеон) и Колбасник (выдуманный персонаж). Демосфен и Никий были на самом деле полководцами. Они окружили спартанцев рядом с городом Пилосом и хотели заключить мирное соглашение, а Кожевник (Клеон) жаждал продолжить войну, чтобы сразить спартанцев.
Клеону было предложено взять командование в свои руки, ведь он никогда не воевал и наверняка будет побеждён. Клеон не оправдал надежд соперников, он одержал победу, взяв в плен спартанцев. Этот успех определил в дальнейшем будущее Клеона. Любой спор с Клеоном заканчивался упоминанием о Пилосе.
Аристофан хотел, чтобы при упоминании Пилоса греки думали не о Клеоне, а об Аристофане и его шутках.
Народ сидит у себя дома, а неподалёку Никий и Демосфен переживаю из-за того, что они впали в немилость хозяина. Виноват в этом кожевник, который благодаря удаче в Пилосе стал советником при Народе, а их отодвинули на второй план. В те времена люди выдумывали разные пророчества и сами их же толковали. Никий и Демосфен украли самое главное пророчество кожевника.
Начинается состязание в бахвальстве кожевника и колбасника, на шум выходит Народ. Он желает знать, кто из них больше любит своего правителя. Соперники стараются как можно больше унизить друг друга.
И вот доходит до присловья: «Есть, кроме Пилоса, Пилос, но есть ещё Пилос и третий!» (в Греции правда было три города Пилоса), затем множество непереводимых каламбуров на слово «Пилос». И наконец — цель Аристофана достигнута, уже никто не вспомнит этот Клеонов «Пилос» без весёлого хохота.
«Вот тебе, Народ, от меня похлёбка!» — «А от меня каша!» — «А от меня пирог!» — «А от меня вино!» — «А от меня жаркое!» — «Ой, кожевник, погляди-ка, вон деньги несут, поживиться можно!» Кожевник убегает искать деньги, колбасник забирает его жаркое и подносит его Народу.
«Ах ты, негодяй, чужое от себя подносишь!» — «А не так ли ты и Пилос себе присвоил после Никия и Демосфена?» — «Не важно, кто зажарил, — честь поднёсшему!» — говорит Народ. Кожевника выгнали, а колбасник стал вместо него советником Народа
Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Всадники». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты
Цитаты [ править ]
- ^ Аристофан: Лисистрата, Ахарнийцы, Облака Алан Соммерштейн, Penguin Classics 1973, стр.
- ^ там же
- ^ Облака (1970) , страница XXIX
- ^ Аристофан: Лисистрат, Ахарнян, облака А. Somerstein, Penguin Classics 1973, стр 107
- ^ Риторика, комедия и насилие языка в облаках Аристофана Дафна О’Реган, Oxford University Press, США, 1992, стр.
- ↑ Аристофан: Старая и новая комедия — Шесть эссе в перспективе Кеннет Дж. Рекфорд, UNC Press 1987, стр. 393
- ^ Извинения переведены Бенджамином Джоветтом, раздел 4
- ^ Извинение, греческий текст, отредактированный Дж. Бернетом, раздел 19c
- ^ Аристофан: Лисистраты, Ахарнян, облака А. Sommerstein, Penguin Classics 1973, стр 16-17
- ^ Ранняя греческая философия Мартин Уэст, в «Оксфордской истории классического мира», Дж. Бордман, Дж. Гриффин и О. Мюррей (редакторы), Oxford University Press 1986, стр. 121
- ^ Аристофан: Лисистраты, Ахарнян, облака А. Sommerstein, Penguin Classics 1973, стр 108
- ^ Облака (1970) , страница XVIII
- ^ Аристофан: Лисистрат, Ахарнян, Облака А. Sommerstein, Penguin Classics 1975, стр 31
- ^ Аристофан: Лисистрат, Ахарнян, Облака А. Sommerstein, Penguin Classics 1975, страница 16
- ^ Облака (1970) , страница XIX
- ^ a b Аристофан: Лисистрата, Ахарнийцы, Облака А. Соммерштейн, Penguin Classics 1973, стр. 109
- ^ Облака (1970) , страницы XIV – XV
- ^ a b Постмодернистский Платос Кэтрин Х. Цукерт , University of Chicago Press 1996, стр. 135
- ^ The Socratic Movement Пол Вандер Вардт, Cornell University Press 1994, стр. 74
- ^ Облака (1970) , страницы XXII
- ^ Постмодернистский Платос Кэтрин Х. Цукерт, University of Chicago Press 1996, стр. 133, комментируя Сократа и Аристофана Лео Штрауса, University of Chicago Press 1994
- ^ Облака (1970) , страницы XXVIII – XXIX
- ^ Облака (1970) , стр. 99, примечание 275–90
- ^ Облака (1970) , страница XXVIII
- ^ Облака (1970) , стр. 119, примечание 518–62
- ^ Аристофан: Осы D.MacDowell (ред), Oxford University Press 1971, стр 207 примечание 546-630
- ^ Рыцари 756-940
- ^ Лягушки 895-1098
- ^ Аристофан: Осы D.MacDowell (ред), Oxford University Press 1971, стр 187 банкнота 1415
- ^ studio bibliografico pera sas ( Лукка, Италия ). «Аристофане. Le Commedie del Facetissimo Aristofane» . viaLibri . Проверено 7 декабря 2020 .
- ^ Обзор Times, 2 марта 1905 г.
Об авторе пьесы
Греки гордились людьми высокого таланта и обширных знаний. Если говорили о театре, они часто упоминали Аристофана (448−386 г. до н. э), называли его «комик». Позднее за ним закрепился титул «отец комедии». Произведения комедиографа были зеркалом общественно-политической жизни Афин. Они отражали множество реалий своей эпохи.
Однако в биографии Аристофана много белых пятен. Причина заключается в том, что современникам не приходило в голову составить жизнеописание популярных жителей античных городов. Когда этим вопросом занялись александрийские исследователи, оказалось, что документальных свидетельств осталось очень мало.
Об Аристофане известно, что он вышел из семьи земледельца в Аттике. Это объясняет хорошее знание комедиографом труда и быта землепашцев. Он принимал близко к сердцу проблемы тружеников поля, понимал их чаянья и заботы. Анализ тематик и произведений автора убеждает, что он был образован, всестороннее развит и находился в гуще политических событий своего времени.
Первая комедия была написана античным автором в 427 г. до н. э, и ее драматург выбрал для участия в ежегодных состязаниях. Впоследствии он написал еще 40 ярких произведений. На его могиле есть надпись, сочиненная Платоном:
Краткий анализ
Год написания
– 1833 г.
История создания
– В период своей «золотой осени», когда Пушкин был вынужден находиться в Болдинском имении, у поэта был творческий подъем. В то «золотое» время автором было создано множество гениальных произведений, произведших большое впечатление как на публику, так и на критиков. Одним из таких произведений болдинского периода стала поэма «Медный всадник».
Тема
– Правление Петра Первого, отношение общества к его реформам – главная тема «Медного всадника»
Композиция
– Композиция состоит из большого вступления, его можно рассматривать как отдельное стихотворение, и двух частей, в которых идет речь о главном герое, разрушительном наводнении 1824 года, и о встрече героя с Медным всадником.
Жанр
– Жанр «Медного всадника» – поэма.
Направление – Историческая поэма, описывающая действительные события, направление
– реализм.
Внешние ссылки [ править ]
- Работы, связанные с облаками в Wikisource
- Облака в переводе Уильяма Джеймса Хики ‘ в Project Gutenberg
- Облака в переводе Яна Джонстона
- Облака : Учебное пособие
- Джон Кертис Франклин — Очерк об облаках Аристофана
- О сатире в «Облаках» Аристофана содержит очень хороший анализ «Облаков» и сатиры в целом (включает полную версию текста с комментариями).
- Общедоступная аудиокнига The Clouds на LibriVox
vтеСохранившиеся пьесы Аристофана |
---|
|
vтеСократ | |||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Общий | |||||||||||||||||
Концепции |
|
||||||||||||||||
Наследие |
|
||||||||||||||||
Фразы |
|
||||||||||||||||
Связанный |
|
||||||||||||||||
Семья |
|
||||||||||||||||
Работы о Сократе |
|
||||||||||||||||
Категория |
Авторитетный контроль |
|
---|
Краткий сюжет
Комедия начинается с дома Стрепсиада. Старик беспокоится о своем сыне, ведь тот имеет много долгов, но не переживает. Его интересует только конный спорт. Стрепсиад решил отправить Фидиппида на учебу к Сократу. Мыслитель сможет научить юношу красиво разговаривать, а красноречие поможет ему избавиться от долгов. Но Фидиппид отказывается, называя Сократа и его сподвижников негодяями.
Стрепсиад сам отправляется к Сократу. Ему показывают мыслительную, занятия и рассказывают об «облаках», которые заменяют богов. Сократ пытается обучать Стрепсиада, но безуспешно. Старик не может понять смысла витиеватых фраз. В итоге ему удалось найти выход из ситуации с долгами. Его он видит в смерти. Сократ называет своего нового ученика дураком и прогоняет.
Стрепсиаду удается уговорить сына учиться. Фидиппид приходит в мыслительную и наблюдает за спором Правды и Кривды. Через некоторое время отец забирает сына домой. Сократ уверяет старика, что теперь юноша способен выиграть любую тяжбу.
Облака и старая комедия [ править ]
Во время собственно парабазиса (строки 518–62) Хор показывает, что оригинальная пьеса была плохо воспринята, когда она была поставлена. Ссылки в том же парабасе к пьесе Евполид называются Maricas производство в 421 годе до нашей эры и критики популистской политики Хайперболуса который остракизм в 416 показывают , что второй вариант Облака , вероятно , состоит где — то между 421-16 до н. Парабазис также включает призыв к аудитории привлечь Клеона к ответственности за коррупцию. Поскольку Клеон умер в 422 году, можно предположить, что эта привлекательность была сохранена из оригинальной постановки 423 года, и, таким образом, существующая пьеса должна быть частичной переработкой оригинальной пьесы.
Отредактированная пьеса — неполная форма старой комедии . Старая комедия традиционно ограничивает количество актеров тремя или четырьмя, но на сцене уже есть три актера, когда в действие вступают Superior и Inferior, и в этот момент нет песни, которая позволила бы сменить костюм. Пьеса необычайно серьезна для старой комедии, и, возможно, именно поэтому оригинальная пьеса провалилась в Городской Дионисии.
В результате такой серьезности в исходе нет праздничной песни , и это также является нетипичным упущением. Типичный аристофанический хор, даже если он начинается враждебно по отношению к главному герою, к концу пьесы становится отрядом поддержки главного героя. В облаках однако Хор сначала кажется сочувственным, но к концу пьесы становится виртуальным антагонистом.
В пьесе по-новому представлены следующие элементы старой комедии.
- Parodos : появление хора в этой пьесе необычно тем, что пение начинается за кулисами за некоторое время до появления хора. Возможно, что скрытый припев не был полностью слышен публике, и это могло быть фактором провала оригинальной пьесы. Более того, величественная вступительная песня больше типична для трагедии, чем для комедии.
- Parabasis : собственно parabasis (строки 518–62) составлен в евполидовом тетраметре, а не в традиционном анапестическом тетраметре . Аристофан не использует эвполидов ни в одной из своих дошедших до нас пьес. Первый парабазис (510–626) в остальном условен. Однако второй парабазис (1113–30) имеет укороченную форму, включающую эпиррему в хоровом тетраметре, но без песен и антепирремы, необходимых для традиционной симметричной сцены.
- Агон : В пьесе два агона. Первый находится между Superior и Inferior (949–1104). Аргументы Супериора выражаются в традиционном анапестическом тетраметре, но Нижний представляет свой случай в тетраметрах ямба, вариацию, которую Аристофан оставляет за аргументами, которые не следует воспринимать всерьез. Подобное различие между анапестическими и ямбическими аргументами проводится в агонах в «Рыцарях» и «Лягушках» . Второй агон в «Облаках» происходит между Стрепсиадом и его сыном (1345–1451), и это в тетраметре ямба для обоих говорящих.
- Эпизоды : Неформальный диалог между персонажами условно ведется в ямбическом триметре . Однако сцена, представляющая Высшее и Низшее, проводится короткими строками анапестического ритма (889–948). Позже, во время агонии между Стрепсиадом и его сыном, линия диалога в ямбическом триметре (1415 г.), адаптированная из « Алкестиды» Еврипида, вставляется в речь в тетраметре ямба, переход, который кажется нехарактерно неуклюжим.
Английские переводы [ править ]
- Бенджамин Данн Уолш , Комедии Аристофана , т. 1, 1837. 3 тт. Английский метр.
- Уильям Джеймс Хики , 1853 — проза: полный текст
- Бенджамин Б. Роджерс , 1924 — стих: полный текст
- Артур С. Уэй , 1934 — стихи
- Ф.Л. Лукас , 1954 — стихи
- Роберт Хеннинг Уэбб , 1960 — стихи
- Уильям Эроусмит , 1962 — проза и стихи
- Алан Х. Соммерштейн, 1973 — проза и стихи: доступны для цифрового пользования
- Томас Г. Уэст и Грейс Звездный Уэст, 1984 — проза
- Питер Майнек , 1998 — проза
- Чарльз Коннаган (проза), Джон Кертис Франклин (метрический перевод хоровой лирики), 2000
- Эдвард Томлинсон, Саймон Р. Б. Эндрюс и Александра Аутуэйт, 2007 — проза и стихи (для Kaloi k’Agathoi )
- Джордж Теодоридис, 2007 — проза: полный текст
- Ян К. Джонстон , 2008 — стих: полный текст
- Майкл А. Тюллер, 2011 — проза
- Моисей Хадас : доступен для цифрового займа
- Аттист, 2021 — проза и стихи с комментариями: полный текст
Существуют более ранние переводы на другие языки, в том числе:
- Итальянский : Бартоломио и Пьетро Роситини де Прат’Альбойно. «Le Nebule» в Le Commedie del Facetissimo Aristofane . Венеция («Винегия»), 1545 г.
- Немецкий : Исаак Фрёрайзен. Nubes. Ein Schön und Kunstreich Spiel, darin klärlich zusehen, был Betrug und Hinderlist offtmahlen für ein End nimmet . Страсбург («Straßburg»), 1613 год.
- Латинский : Стефан Берглерус и Карл Андреас Дукер . «Нубес» . В Aristophanis comoediis undecim, Graece et Latine . nl | Samuelem et Ioannem Luchtmans , предшественник Brill Publishers . Лейден («Лугдуни Батаворум»), 1760 год.
Значение произведения
Краткое содержание комедии позволяет не только узнать главных героев, но и понять смысл произведения. Не все положительно восприняли работу Аристофана. Многие читатели обвиняли его в том, что он очернил образ Сократа. Но, несмотря на это, нельзя было не признать художественную ценность работы.
До современников дошел только второй вариант произведения. В него автор добавил жалобу на несправедливость публики, спор между Правдой и Кривдой и конечную сцену. Анализ произведения позволяет лучше понять проблематику текста. Аристофан сделал главного героя софистом намеренно.
Софист — человек, который преподает ложную мудрость. Он легко обманывает оппонентов в споре. Простой старик попадается на красивые речи и не может понять их суть.
Аристофан показал, как неоднозначны могут быть человеческие поступки. Он жил в то время, когда старые порядки признавались нежизнеспособными. До этого отцы и сыновья знали, как жить, они разделяли действия на хорошие и плохие. С приходом новой философии все изменилось. Опытные мыслители использовали логику. С помощью разных рассуждений они могли доказать, что хороший поступок не такой уж правильный.
Подобные размышления только путали простых людей, к которым принадлежал Стрепсиад. Ему тяжело понимать витиеватые речи — подобное искусство он не может освоить. Аристофан смог в комедии отразить беспокойство афинских граждан. Они не способны понять, насколько полезны или опасны новые философы.
Почему комедия называется «Облака»
Краткое содержание комедии Аристофана «Облака» поможет быстро освежить в памяти сюжет этого произведения. Почему она так называется? Этим вопросом задаются многие исследователи.
Дело в том, что хор в пьесе состоял из облаков. На них были развевающиеся покрывала и длинные носы. Аристофан выбрал именно облака потому, что перед философами изначально стоял вопрос, из чего состоит разнообразное множество предметов, которые нас окружают. Они размышляли, в каком состоянии они могут быть – жидком, газообразном или твердом. А может быть из огня, который постоянно движется и меняет все вокруг себя. А может быть даже из какой-то неведомой неопределенности.
По одной из версий все окружающее состоит из облаков, которые ежеминутно меняют очертания. Выходит, что облака и есть новые боги новых философов. Правда, к Сократу это имело мало отношения, потому что он практически не интересовался происхождением мироздания. Зато исследовал первопричины человеческих поступков и хороших, и дурных.
Исследовать человеческие поступки было особенно небезопасно. Ведь многие предки даже не задумывались о том, что такое хорошо, а что такое плохо. А новые философы начинали вдаваться в детали, утверждая, что хорошее на самом деле не так уж и хорошо, а плохое не так уж и плохо. Все это сильно беспокоило афинских граждан. Именно этому посвятил свою комедию «Облака» Аристофан. Краткое содержание поможет лучше разобраться, что именно имел в виду автор.
Короткий пересказ «Облака»
Краткое содержание «Облака» Аристофан:
Действие начинается в доме Стрепсиада. Тот волнуется из-за долгов, в которые влезла его семья из-за его сына, Фидиппида, и его любви к конному спорту.
Раздумывая, Стрепсиад просит Фидиппида пойти в учение в мыслильню Сократа, что находится неподалёку, чтобы выучиться умению запутывать словами и выбраться из долгов, но его сын отказывается, называя Сократа и его учеников негодяями.
Тогда Стрепсиад решает сам пойти к Сократу. В мыслильне ученик показывает Стрепсиаду их занятия, что представлены в комическом ключе. Стрепсиад проходит посвящение, ему рассказывают об «облаках», что почитаются здесь вместо богов. Сократ объясняет действие вихрей и облаков на примере человеческого желудка.
Сократ пытается расспрашивать Стрепсиада и озвучивает сомнение в его обучаемости, затем они вместе уходят в мыслильню. Дальше идёт лирическое отступление, в котором хор от лица самого драматурга говорит о произведениях Аристофана и обличает афинского полководца Клеона, а также обращается к слушателям якобы с посланием от Селены.
Действие продолжается, выходят Сократ и говорит, что давно не видел подобного дурака, а затем зовёт Стрепсиада и пытается его обучать. Он рассказывает ему свои размышления по поводу родов и их использования в языке, но Стрепсиаду его слова непонятны. Наконец Стрепсиаду кажется, что у него что-то начало получаться и он рассказывает Сократу свои мысли по поводу того, как можно избавиться от долгов.
Сократу нравятся его размышления, и он подкидывает старику новые задачки. Когда Стрепсиад не находит ответа и говорит, что в представленной ситуации бы удавился, потому что к мертвецу требований быть не может, Сократ выгоняет его, называя дураком. Тогда, по наставлению хора, Стрепсиад решает отдать в учение Сократу Фидиппида и на этот раз уговаривает сына.
Сократ соглашается обучать Фидиппида, а затем уходит, оставляя юношу смотреть представление, которое устраивают Правда и Кривда. Правда и Кривда спорят между собой о том, кто из них сильнее. Каждый читает свою речь и приводит свои доводы. Наконец, Правда признаёт себя побеждённым. Сократ уводит Фидиппида. Хор облаков остерегает Стрепсиада.
По прошествии времени Стрепсиад приходит за сыном Сократ сообщает, что теперь Фидиппид может выиграть любую тяжбу и обрадованный отец забирает исхудавшего, осунувшегося сына домой. Обнадёженный Стрепсиад отсылает двух соседей, которым он должен не с чем. Хор вновь предостерегает Стрепсиада насчёт его сына. Следущая сцена – Стрепсиад выбегает из дома, преследуемый Фидиппидом, который пытается его поколотить.
Отец пытается отчитать сына за нанесённые побои, но, используя приобретённое умение искажать правду, Фидиппид утверждает, что имеет полное право бить отца, и Стрепсиад не может опровергнуть его хитрые слова. Отчаявшийся и разочарованный Стрепсиад отказывается от учения Сократа, берёт факел и поджигает дом Сократа.
Заключение:
Комедия Аристофана вызвала неоднозначную реакцию публики, многие упрекали драматурга в очернении образа Сократа, с другой стороны, признавалась высокая художественная ценность произведения. Драматург позднее решил переделать пьесу, но так и не оформил до конца последний её вариант. Некоторые нововведения всё же сохранились и дошли до наших дней. К примеру, сцена со спором Правды и Кривды отсутствовала на первом показе.
Это интересно: «Собака на сене» Лопе де Вега – это комедия о молодой овдовевшей женщине Диане, которая сражается со своей безумной любовью к секретарю Теодору. Преградой к их отношениям служит тот факт, что они не могут быть вместе из-за отсутствия титула и происхождения у Теодора. И несмотря на то, что он умный и красивый мужчина графиня не пускает даже мысль об их союзе.
Судьба комедии
После знакомства с произведением возникает вопрос: как связаны облака и описанные житейские ситуации. Древнегреческие философы первыми стали задумываться, из чего состоят эти воздушные создания, которые то появляются, то исчезают, то меняют форму осы на паука. Предположения были разными — вода, газ, огонь, другая «неопределенность».
Облака стали богами новых философов. К исторической личности — Сократу, это не имело отношения, его интересовали поступки людей. Они тоже несут в себе неопределенность, как и облака. Смолоду людям прививается, что хорошо, а что плохо. Новые философы в лице Сократа в произведении «Облака» мыслили другими категориями:
- они стремились доказать, что хорошее не так уж и положительно;
- плохое, наоборот, не стоит воспринимать только с негативных позиций.
Точка зрения софистов беспокоила афинских граждан, которые считали новые учения «облаками пустословия». Эта проблематика и легла в основу пьесы консерватора Аристофана, которая была воспринята публикой неоднозначно. Многие упрекали автора в очернении образа исторической личности (Сократа). Однако при этом все без исключения признавали высокую художественную ценность комедии.
Популярные сегодня пересказы
Свет в августе — краткое содержание романа Фолкнера В произведении довольно ярко и точно писатель описал нравы жителей Юга Америки Одна из героинь романа, Лина Гроув, после смерти родителей вынуждена жить в семье брата
Скрипка Ротшильда — краткое содержание рассказа Чехова Дела семидесятилетнего гробовщика Якова Иванова шли неважно, потому что жил он в маленьком провинциальном городке, заселенным стариками, не торопившимися умирать. Жил бедно, в небольшом тесном домишке
Гоголь Известный каждому еще со школьной парты, как губитель не горящих рукописей и просто великий классик мирового масштаба – Николай Васильевич Гоголь (1809-1852), писатель, критик и публицист.
Ночной портье — краткое содержание романа Ирвина Шоу Американский летчик Дуглас Граймс однажды проходит плановый медицинский осмотр, после которого выясняется, что его зрение упало, и его не допустят больше до работы
В отчаянии он решает уехать.
Стрепсиад разбирается с кредиторами
Стрепсиад, научившийся всему, что хотел, отправляется на встречу с кредиторами. Когда они начинают требовать долг, он клянется Зевсом, что ничего у них не брал. Второй кредитор требует уплатить проценты, на что главный герой вопрошает, что это вообще такое. Кредитор терпеливо объясняет, что долг постоянно прирастает.
Хватает в комедии «Облака» Аристофана цитат, заслуживающих внимание. Одной из них ему и отвечает Стрепсиад
«Скажи, вот в море текут и текут реки; а оно прирастает?». Когда кредитор, возмущается, куда же ему прирастать, Стрепсиад парирует, что и проценты к его долгу прирастать не должны, поэтому он не заплатит ни гроша.
Все кредиторы с проклятиями убегают от главного героя, не в состоянии выбить из него свои деньги. Стрепсиад радуется, но хор облаков его предостерегает, что расплата может настигнуть в самый неожиданный момент.
В итоге все так и происходит. Стрепсиад ругается с сыном из-за разного мнения о стихах Еврипида. В сердцах сын хватает палку и сильно колотит отца. Тот впадает в панику: где это видано, чтобы дети поднимали руку на родителей. Сын же утверждает, что, если нужно будет, и такой закон появится, и традиция заведется.
Только в этот момент старый Стрепсиад понимает, в какой беде он оказался. Он в отчаянии просит помощи у облаков, вопрошая, в какие дебри они его завлекли. Облака в ответ только напоминают ему слова известного древнегреческого драматурга Эсхила о том, что только на собственных страданиях человек учится.
Осознав все произошедшее, Стрепсиад хватает факел и бежит, чтобы расправиться с философом Сократом и его учением. В заключительных сценах пьесы зрители видят дым и огонь, который поднимается над мыслильней.
Изображение Сократа [ править ]
Платон, похоже, считал Облака фактором, способствовавшим судебному разбирательству и казни Сократа в 399 г. до н.э. Его мнение находит некоторую поддержку даже в современную эпоху. Пьесы Аристофана, однако, в целом не имели успеха в формировании общественного мнения по важным вопросам, о чем свидетельствует их безрезультатное противодействие Пелопоннесской войне, продемонстрированной в пьесе « Лисистрата» , и таким популистам, как Клеон. Более того, суд над Сократом последовал за травматическим поражением Афин от Спарты, спустя много лет после спектакля, когда подозрения в отношении философа подпитывались враждебностью общества к его опальным соратникам, таким как Алкивиад .
В «Облаках» Сократ представлен как мелкий вор, мошенник и софист, проявляющий явный интерес к физическим спекуляциям. Однако в нем все еще можно распознать особую личность, определенную в диалогах Платона.
Практика аскетизма (как, например, идеализированная Хором в строках 412–19), дисциплинированное, интровертное мышление (как описано Хором в строках 700–6) и разговорная диалектика(как описано Сократом в строках 489–90), по всей видимости, карикатуры на сократовское поведение, которое позже более сочувственно описал Платон. Сократ Аристофана гораздо больше интересуется физическими рассуждениями, чем Сократ Платона, но возможно, что настоящий Сократ действительно проявлял большой интерес к таким рассуждениям во время своего становления как философ , и это находит некоторую поддержку в диалогах Платона. Федон 96А и Тимей .
Утверждалось, что Аристофан карикатурно изобразил «досократического» Сократа и что философ, изображенный Платоном, был более зрелым мыслителем, на которого повлияла такая критика. И наоборот, возможно, что карикатура Аристофана на философа просто отражает его собственное незнание философии.
Согласно еще одной точке зрения, «Облака» лучше всего можно понять применительно к произведениям Платона как свидетельство исторического соперничества между поэтическим и философским способами мышления.
Тема
В «Медном всаднике» анализ произведения отображает одну из главных тем
– власть и маленький человек. Автор размышляет о правлении государства, о столкновении маленького человека с огромной махиной.
Сам смысл названия
– «Медный всадник» – заключает в себе основную мысль поэтического произведения. Памятник Петру выполнен из бронзы, но автор предпочел другой эпитет, более тяжеловесный и мрачный. Так, посредством выразительных художественных средств, поэт обрисовывает мощную государственную машину, для которой безразличны проблемы маленьких людей, страдающих от власти самодержавного правления.
В данной поэме, конфликт маленького человека с властью
не имеет своего продолжения, человек настолько мелок для государства, когда «лес рубят – щепки летят».
По – разному можно судить о роли одной личности в судьбе государства. В своем вступлении к поэме автор дает характеристику Петра Первого как человека поразительного ума, дальновидного и решительного. Находясь у власти, Петр смотрел далеко вперед, он думал о будущем России, о ее мощи и несокрушимости. О действиях Петра Великого можно судить по-разному, обвиняя его в деспотизме и тирании по отношению к простому народу. Нельзя оправдать действия правителя, строившего власть на костях людей.