Литература
- Salaman E. The Great Confession: from Aksakov and De Quincey to Tolstoy and Proust. London. Allen Lane The Penguin Press, 1973.
- Жера́р Жене́тт. Фигуры. М.: «Издательство им. Сабашниковых», . — ISBN 5-8242-0065-3
- Таганов А. Н. Русская тема в творчестве Пруста // Наваждения: к истории «русской идеи» во французской литературе XX в.: материалы российско-французского коллоквиума (С.-Петерб., 2-3 июля 2001 г.)/отв. ред. С. Л. Фокин. М.: Наука, 2005. С.24-35.
- Трыков В. П. Пруст в книге Жан-Ива Тадье «Марсель Пруст. Биография» // Диалог в пространстве культуры. — М.: Прометей, 2003. — С. 177—192.
- Трыков В. П. Марсель Пруст в психобиографии Доминика Фернандеса «Пруст — ничей сын» // Тезаурусы и проблемы культуры. III Академические чтения памяти Владимира Андреевича Лукова. Общероссийская (национальная) научная конференция (с международным участием): доклады и материалы. Московский гуманитарный университет. 4 апреля 2019 г. — М.: Издательство Моск. гуманитарного ун-та, 2019. — С. 332‒340.
- Николаева Т. М. О чём на самом деле писал Марсель Пруст? — М.: Языки славянской культуры, 2012. — 128 с. — (Studia philological/ Series minor). — 600 экз., ISBN 978-5-9551-0519-2
- Марсель Пруст в русской литературе (сост. О. А. Васильева, М. В. Линдстрем). Вст. ст. А. Д. Михайлова, с. 5-41. — М., 2000
- Михайлов А. Д. Поэтика Пруста. — М.: Языки славянской культуры, 2012. — 504 с., ISBN 978-5-9551-0610-6
- F. C. Green, The Mind Of Proust (1949)
- Aciman, André (2004) The Proust Project. New York: Farrar, Straus and Giroux
- Теодор Адорно (1967) Prisms. Cambridge, Mass.: MIT Press
- Теодор Адорно «Short Commentaries on Proust, » Notes to Literature, trans. S. Weber-Nicholsen (New York: Columbia University Press, 1991).
- Albaret, Céleste (2003) Monsieur Proust. New York: The New York Review of Books (Мемуары домоправителя Пруста)
- Bernard, Anne-Marie (2002) The World of Proust, as seen by Paul Nadar. Cambridge, Mass.: MIT Press
- D. Capetanakis, ‘A Lecture on Proust’, in Demetrios Capetanakis A Greek Poet In England (1947)
- Carter, William C. (2002) Marcel Proust: a life. New Haven: Yale University Press
- Chardin, Philippe (2006) Proust ou le bonheur du petit personnage qui compare. Paris: Honoré Champion
- Chardin, Philippe et alii (2010) Originalités proustiennes. Paris: Kimé
- Davenport-Hines, Richard (2006) A Night at the Majestic. London: Faber and Faber ISBN 978-0-571-22009-0
- De Botton, Alain (1998) How Proust Can Change Your Life. New York: Vintage Books
- Жиль Делёз (2004) Пруст и знаки (Marsel Proust et les signes) / Пер. с фр. Е. Г. Соколова. — СПб.: Лаб. метафиз. исслед. при Философ. фак. СПбГУ: Алетейя, 1999.
- Поль де Ман Allegories of Reading: Figural Language in Rousseau, Nietzsche, Rilke, and Proust, (ISBN 0-300-02845-8) 1979
- Жюльен Грак, «Proust Considered as An End Point» in Reading Writing (New York: Turtle Point Press,), 113—130.
- Karlin, Daniel (2005) Proust’s English. Oxford: Oxford University Press ISBN 978-0-19-925688-4
- Юлия Кристева Time and Sense. Proust and the Experience of Literature. New York: Columbia U. Press, 1996.
- George Painter (1959) Marcel Proust: a biography; Vols. 1 & 2. London: Chatto & Windus
- Shattuck, Roger (1963) Proust’s Binoculars: a study of memory, time, and recognition in «À la recherche du temps perdu». New York: Random House
- Spitzer, Leo «Proust’s Style, » in Essays in Stylistics (Princeton, Princeton U. P., 1948).
- Shattuck, Roger (2000) Proust’s Way: a field guide to «In Search of Lost Time». New York: W. W. Norton
- Tadié, Jean-Yves (2000) Marcel Proust: a life. New York: Viking
- Эдмунд Уайт (1998) Marcel Proust. New York: Viking Books
Книги современных художников о Прусте
- Serge Chamchinov, Marcel Proust. Incipit, Dives-sur-mer, 2008. Книга художника, в основу которой положен текстологический анализ первой фразы романа В поисках утраченного времени, шести рукописных вариантов. Оригинал, формат 270×345 мм, тушь, пастель.
- Anne Arc, Marcel Proust, Dives-sur-mer, 2009. Format carré 305×305 mm, collection «Laboratoire du livre d’artiste», section «Temps», conception «minimalisme», 12 linogravures d’Anne Arc, titre imprimé sur couverture, Canson noir 160g/m2, 12 exemplaires lettrés.
- Daniel Hees, Lindenblüten, Köln, 1984. Radierschnipsel. 43x57cm. Hahnemühle-Büttenkarton 300g/m², 80 exemplaren.
- Marja Scholtens, A la recherche, Rotterdam, 2009. 18,5×19,5 cm. Japon-simili 80g/m². Bilingue (français/néerlandais) 75 exemplaires.
Путь к славе
В 1908-1910 годах была написана литературоведческая книга «Против Сент-Бева» (опубликована в 1954), содержащая основные положения прустовской эстетики. Замысел и неторопливая реализация художественной саги Пруста относятся к годам, последовавшим за смертью его матери в 1905 году. Здоровье писателя ухудшилось, и немногие друзья, которых он принимал, считали его ипохондриком.
М. Пруст жил в своей легендарной комнате с пробковыми стенами, наглухо закрытой для доступа внешних запахов и шума. Время от времени он посещал нормандский городок Кабур (названный в романе Бальбек) или выходил из дома, чтобы полюбоваться скульптурами и архитектурой какой-нибудь старой церкви. Лишь немногие из его светских знакомых считали Пруста настоящим писателем.
Завершив в 1911 году «В сторону Свана» — первую часть своей огромной прозаической симфонии, Марсель нашел для нее издателя лишь через два года. Даже лучшие критики, озадаченные длинными предложениями и усложненным поэтическим стилем, не сумели понять, что новый взгляд на мир требует новых выразительных средств. Когда в 1918 году появилась вторая часть «Под сенью девушек в цвету», настроения публики изменились. Получив престижную Гонкуровскую премию, Пруст покинул свое убежище и стал бывать в свете, продолжая вместе с тем лихорадочно работать над разрастающимся романом.
Третья часть «У Германтов» оказалась настолько длинной, что была издана в два приема: первый том появился в 1920 году, а в 1922 второй том вышел одновременно с книгой, где была предпринята смелая попытка фронтальной атаки на общественные предрассудки — два тома под названием «Содом и Гоморра», опубликованные в 1921 и 1922 годах, составляют четвертую и пятую часть романа. Три части главного труда Марселя Пруста были опубликованы посмертно: «Пленница» (1924), «Беглянка» (1925) и «Обретенное время» (1927) — последняя часть и своеобразное завещание, где раскрываются психологическая структура романа и творческое кредо автора.
Факты
Гранки «По направлению к Свану» с правкой автора
- Гранки первого издания романа «По направлению к Свану» с правкой автора на аукционе Кристи были проданы в июле за 663 750 фунтов стерлингов (1 008 900 долларов), что является рекордной суммой для рукописи французской литературы.
- В 1999 году две крупнейшие сети книжных магазинов Франции провели среди своих покупателей опрос с целью выявить 50 лучших произведений XX века. Под номером 2 в этом списке фигурировал роман «В поисках утраченного времени» (на первом же месте расположился роман «Посторонний» Альбера Камю).
- В честь Пруста назван кратер на Меркурии.
- Существует так называемый «опросник Марселя Пруста». Во второй половине XX века на телевидении многих стран мира телеведущие, приглашающие в свои программы известных людей, в конце встреч задавали им вопросы из этого опросника. В России Владимир Познер продолжает эту традицию в программе «Познер».
- Писатель был тонким ценителем музыки. 1 июля 1907 года Марсель Пруст организовал званый ужин и концерт. Он сам выбрал музыкальную программу из своих любимых миниатюр для фортепиано (и скрипки и фортепиано), в которую вошли произведения композиторов эпохи романтизма и классицизма: Форе, Шопена, Бетховена, Франца Листа, Роберта Шумана и Эммануэль Шабрие. Единственным сочинением в стиле барокко стали «Таинственные баррикады» Франсуа Куперена.
Биография
Марсель Пруст родился 10 июля 1871 года в Париже. Его отец был известным врачом и занимал важный пост в Министерстве здравоохранения, мать принадлежала к богатой еврейской семье родом из Эльзаса-Лотарингии. Марсель провел детские годы в Париже, уезжая на каникулы в расположенный недалеко от Шартра городок Иллье (ставший прототипом Комбре в романе «В поисках утраченного времени»). В девятилетнем возрасте он испытал первый приступ астмы, от которой страдал затем всю жизнь.
Невзирая на слабое здоровье, с одиннадцати до восемнадцати лет Пруст посещал парижский лицей Кондорсе, где добился блестящих успехов в литературе и философии. В 1890 году, после кратковременной службы в армии, поступил в Школу политических наук, намереваясь стать профессиональным дипломатом. В литературу Пруст входил медленно и с робостью: писал журналистские эссе и лишенные драматизма рассказы, в которых уже присутствовало исповедальное начало. Они были опубликованы в сборнике «Утехи и дни» (1896), который остался незамеченным, несмотря на благожелательное предисловие Анатоля Франса. Блестящие стилизации любимых и вместе с тем беспощадно пародируемых прозаиков были изданы в 1919 году под названием «Подражания и прочие мелочи». Марсель Пруст пробовал себя и в критике, но вскоре осознал, что рискует превратиться в поверхностного журналиста. Его первый роман «Жан Сантей» объемом в тысячу страниц оказался неровным и сбивчивым. Этот ученический опыт, созданный между 1896 и 1900 годами, увидел свет только в 1952 году.