Последние годы жизни Эллы Фицджеральд, причина смерти
Элла Фицджеральд со своим вторым мужем Рэем Брауном
Несмотря на разрыв семейных уз между Эллой и Рэем, их музыкальное сотрудничество не прекратилось. Кроме того, бывших супругов связывал усыновленный ими в браке племянник Эллы, которому дали имя Рэй-младший. Когда мальчик вырос, он решил, как и его приемные родители, связать жизнь с музыкой. В 1957-ом году в прессе много писали о якобы состоявшемся бракосочетании певицы с Тором Ларсеном. Эта информация так и осталась на уровне слухов.
Элла Фицджеральд краткая биография джазовой певицы и актрисы изложены в этой статье.
Элла Фицджеральд биография кратко
День рождения Эллы Фицджеральд 25 апреля 1917 года. Она родилась в штате Вирджиния, США в бедной семье афроамериканцев. Однажды девочка попала в довольно неприятную историю и ее отправили в специальный исправительный дом для девочек. Сбежав оттуда, она жила на улице. В 1934 году проходил местный любительский конкурс, на котором на 1 место давали 25 долларов. Элла решила принять в нем конкурс. Выйдя на сцену, она растерялась и вместо танца исполнила песню. Первое место было ее.
После конкурса девчонкой заинтересовался Бенни Картер, джазмен. Он познакомил Эллу Фицджеральд с Чиком Уэббом — руководителем популярного джазового оркестра. На Чика девочка особого впечатления не произвела, но после вечернего концерта его бэнда в 1935 году, он взял Эллу на постоянную работу вокалистки в оркестре. Чик вместе с женой приютили ее и считали за свою дочь.
В 1935 году выходит первая пластинка Э. Фицджеральд под названием «Любовь и поцелуи». Она принесла певице небольшой гонорар, всего 25 долларов. А спустя три года народная старинная песня «Желтая корзина», которую Элла аранжировала в стиле джаза, вышла уже тиражом в миллион экземпляров.
В 1939 году умер Чик Уэбб. Согласно единогласному решению Фицджеральд возглавила его джаз-бэнд. Ее популярность с каждым днем продолжала расти, подтолкнув Фицджеральд делать сольную карьеру. Она выступала и сотрудничала с выдающимися людьми — Кауном Бэйси, Фрэнком Синатром и Луи Армстронгом. Записи Эллы в студии «Верв» являются наиболее успешными в карьере певицы, ее концертная запись под названием «Мэкки-нож» на одном концерте в Берлине, когда Элла забыла слова и придумала свои, часто предоставляется в пример как импровизация.
Всю свою жизнь Элла Фицджеральд оставалась одинокой, застенчивой и замкнутой. В 1971 году она чуть не ослепла. С этого года певица видела одним глазом. В 1985 году ее концертное турне было прервано из-за проблем с легкими. В начале 1990-х годов она переживает сердечный приступ. Обострение давнего диабета привело к тому, что Элле ампутировали ноги до самого колена.
Детство и юность
Родилась «Леди Джаз» весной 1917 в городке Ньюпорт-Ньюс. От родителей Элле досталась афроамериканская и ирландская кровь. Уильям Фицджеральд крутил баранку автопогрузчика. Он бросил 23-летнюю гражданскую жену – прачку Темпи – вскоре после рождения малышки Эллы Джейн. Чтобы выжить, Темперанс с крошечной дочерью перебралась в более «хлебный» Йонкерс на юго-востоке Нью-Йорка.
В Йонкерсе женщина познакомилась с иммигрантом из Португалии, и через 6 лет у Эллы появилась сводная сестренка Франсис. Набожное семейство каждое воскресенье посещало службы методистской церкви. Здесь Элла Фицджеральд впервые запела, аккуратно выводя за темнокожими церковными вокалистками духовные афроамериканские песни – госпелы.
Мать с отчимом едва сводили концы с концами: денег хватало на еду и аренду комнаты. Но старшая дочь росла жизнерадостным ребенком, видевшим в окружающей действительности лишь светлые стороны. Элла Фицджеральд интересовалась кинематографом, музыкой, танцами и спортом. Оставаясь одна, девочка ставила пластинки Конни Босуэлл и разучивала песни, повторяя исполнение один к одному. Как и все темнокожие дворовые дети, Элла отлично танцевала и считала, что танцы станут ее профессией.
В 14 лет Фицджеральд осиротела: мама скончалась от сердечного приступа. Элла забросила учебу и вскоре забыла дорогу в школу. Из-за участившихся скандалов с отчимом девушка ушла из дому и поселилась в Гарлеме у тетушки. Но в школу будущая джазовая вокалистка не вернулась. Чтобы приносить деньги в дом, несовершеннолетняя Элла Фицджеральд устроилась в гарлемский бордель смотрительницей и увидела изнанку жизни.
Вскоре девушкой заинтересовались опекунские службы и копы. Элла Джейн попала в приют для сирот в Бронксе, откуда ее вскоре перевезли в интернат для девочек. Свободолюбивая Фицджеральд сбежала из гудзонского интерната и очутилась на улице: возвращение в дом тетушки было равноценно возвращению в стены интерната.
Новый лейбл – Verve
После её появления в фильме Пита Келли “Блюз” в 1955 году Фицджеральд подписала контракт с лейблом Нормана Гранца Verve. Ее давний менеджер Гранц специально предложил Verve с единственной целью — лучше продемонстрировать её голос.
Начиная в 1956-го года с «Sings the Cole Porter Songbook», она будет записывать обширную серию альбомов «Songbooks», интерпретируя музыку великих американских композиторов, включая Cole Porter, Джорджа и Ира Гершвина, Rodgers & Hart, «Duke Ellington, Гарольд Арлен, Jerome Kern и Джонни Мерсер.
Престижные альбомы, которые принесли Фицджеральд ее первые четыре Грэмми в 1959 и 1958 годах, еще более подняли ее статус как одного из великих певцов всех времен.
За первым релизом последовали и другие, которые скоро станут классическими альбомами, в том числе ее дуэтный хит 1956 года с Луи Армстронгом « Ella & Louis», а также Like Someone in Love 1957 года и «Porgy and Bess» 1958 года также с Армстронгом.
Под руководством Гранца Фицджеральд часто гастролировала, выпустив несколько высоко оцененных концертных альбомов. Среди них, в 1960-х годах выступление «Mack the Knife», в котором она забыла текст и импровизировала. Один из самых продаваемых альбомов своей карьеры – «Ella in Berlin», дал певице возможность получить премию Грэмми за лучшее вокальное исполнение. Альбом был позже введен в Зал Славы Грэмми в 1999 году.
Компания Verve была продана MGM в 1963 году, а к 1967 году Фицджеральд нашла себя в работе без контракта. Следующие несколько лет она записывала песни для нескольких лейблов, таких, как Capitol, Atlantic и Reprise. Ее альбомы в течение этих лет также преобразились, потому что она обновляет свой репертуар современными поп и рок-песнями, такими как Cream “Sunshine of Your Love” и Beatles “Hey Jude”.
Ella Fitzgerald (Элла Фицджеральд): Биография певицы
Личная жизнь
Элла Джейн побывала замужем дважды. Впервые она пошла под венец в 24 года, в начале Второй мировой войны. С Бенни Корнегеем звезда прожила два года и поняла, что их ничего не связывает.
Во второй раз Элла Фицджеральд стала замужней женщиной в 1947 году. Ее избранник Рэй Браун – афроамериканский музыкант, игравший на контрабасе. Этот союз оказался более длинным, но тоже закончился разводом. Шестилетний брак распался по единственной причине: семейные хлопоты отвлекали певицу от главного – пения.
Embed from Getty ImagesЭлла Фицджеральд и ее муж Рэй Браун (играет на контрабасе)
Но закончившийся брак не поставил точку в отношениях пары – Фицджеральд и Брауна связывал усыновленный племянник Эллы. Бывшие супруги продолжили сотрудничество и на сцене. Рэй Браун-младший пошел стопами приемных родителей и стал популярным джазменом.
В конце 1950-х в газетах написали о третьем браке «Леди Джаз» с музыкантом Тором Ларсеном, но подтверждения слухам нет.
Детство и семья Эллы Фицджеральд
простые людицерковные песнопения
Мать Эллы умерла в 1932-ом году. Вплоть до этого времени девочка исправно посещала школу, была примерной ученицей. Нередко, будучи жизнерадостным ребенком, она танцевала и пела во дворе, давая импровизированные концерты для детворы. Элле удавалось имитировать голоса популярнейших певцов. С приятелем Чарльзом Гулливером она увлеченно отплясывала самые модные танцы.
После того, как мать Эллы умерла, она переехала к своей тете в Гарлем. Девочка бросила школу и почти постоянно пропадала на улице. По вечерам Фицджеральд подрабатывала, танцуя в клубах. Так продолжалось два года, а в 1934-ом девушка ушла из дома.
Музыка
Творческая биография Эллы Фицджеральд развивалась поступательно. Первую ступеньку вокалистка преодолела в 1935 году, когда ее приняли в знаменитый джазовый оркестр Уэбба. На просмотр к руководителю девушку привел вокалист Чарлз Линтон, которому Чик Уэбб доверил найти талантливую певицу.
Элла Фицджеральд и Фрэнк Синатра — The Lady Is A Tramp
Вскоре чистый юношеский тембр Фицджеральд музыкальные критики превозносили и расхваливали на все лады. Новые альбомы, которые Элла записывает с завидной регулярностью, публика мгновенно раскупает. Певица становится известной, ее приглашают на радио- и телеэфиры.
Бенни Гудмен приветствует Фицджеральд на своем шоу, а Тедди Хилл ангажирует петь с его оркестром. Но Элла через год возвратилась к Уэббу, помня, что благодаря ему неизвестная гарлемская девочка превратилась в звезду, на чьи концерты трудно попасть.
Элла Фицджеральд — Lady Be Good
С Чиком Уэббом вокалистка работала последние 7 лет его жизни. После кончины маэстро Элла взялась руководить оркестром, но в 1942 году вернулась на подмостки: победило желание посвятить силы только пению. На тот момент Элла Фицджеральд – раскрученная поп-певица, чьи пластинки раскупают как горячие пирожки. Но путь к джазу только начинался.
Исполнительница заслушивалась магическим пением Луи Армстронга и не без успеха повторяла услышанное. Вскоре Элла Фицджеральд пришла к осознанию, что нужно искать свою нишу, а не петь чужие песни. Вокалистка учится импровизировать и к середине 1940-х становится другой певицей, изменив даже внешность. Она стирает границу между голосом и инструментом.
Элла Фицджеральд — Summertime
Хит Summertime Элла Фицджеральд пела соло и в дуэте с Армстронгом. Сингл в ее исполнении вошел в мировую сокровищницу джазового искусства.
Элла Фицджеральд — Pete Kellu’s Blues
1950-60-е – наиболее плодотворные годы афроамериканской звезды. Коллеги и друзья Эллы рассказывали о невероятной трудоспособности Фицджеральд. Она умолкала лишь во сне, остальное время напевала понравившийся мотив, моделируя варианты, непрерывно.
Дискография
- : По сентиментальным причинам (Декка)
- : Элла поет Гершвин (Decca)
- : Песни в мягком настроении (Decca)
- : Песни из блюза Пита Келли (Decca)
- : Поет песенник Коула Портера (Verve)
- 1956: Элла и Луи (Verve)
- 1956: Поет песенник Роджерса и Харта (Verve)
- : снова Элла и Луи (Verve)
- 1957: Поет песенник герцога Эллингтона (Verve)
- 1957: Элла в оперном театре (Verve)
- 1957: Как кто-то в любви (Verve)
- 1957: Порги и Бесс (Verve)
- : Элла и Билли в Ньюпорте (Verve)
- 1958: Элла легко качается (Verve)
- 1958: Поет песенник Ирвинга Берлина (Verve)
- 1958: Элла в Риме: концерт в честь дня рождения (Verve)
- : Будьте счастливы! (Verve)
- 1959: Поет сладкие песни для свингеров (Verve)
- 1959: Поет песенник Джорджа и Иры Гершвин (Verve)
- : Элла в Берлине: Mack the Knife (en) (Verve)
- 1960: Желаю вам счастливого Рождества (Verve)
- 1960: Привет, любовь (Verve)
- 1960: Поет песни из «Let No Man Write My Epitaph (Verve)»
- 1960: Поет песенник Гарольда Арлена (Verve)
- : Элла в Голливуде (Verve)
- 1961: Хлопайте в ладоши, идет Чарли! (Verve)
- 1961: Элла возвращается в Берлин (Verve)
- : Ритм — мое дело (Verve)
- 1962: Элла ярко качается с Нельсоном (Verve)
- 1962: Элла нежно качается с Нельсоном (Verve)
- : Элла поет Бродвей (Verve)
- 1963: Поет песенник Джерома Керна (Verve)
- 1963: Элла и Бэйси! (Verve)
- 1963: Это блюз (Verve)
- : Привет, Долли! (Verve)
- 1964: Поет песенник Джонни Мерсера (Verve)
- 1964: Колыбельная Birdland (обложка)
- : Элла в Duke’s Place (Verve)
- 1965: Элла в Гамбурге (Verve)
- : Шепот не (Verve)
- 1966: Элла и герцог на Лазурном берегу (Verve)
- : Сделайте угол ярче
- 1967: Рождество Эллы Фицджеральд
- : 30 Элла
- : Смотрите, что происходит
- 1969: Элла (Реприза)
- : Вещи не то, чем они были (Реприза)
- 1970: Элла в Будапеште, Венгрия ( Pablo Records )
- : Элла в Ницце (Пабло)
- : Элла любит Коула (Атлантика)
- : Джазовый фестиваль в Ньюпорте : концерт в Карнеги-холле ( Columbia Records )
- 1973: Успокойся (Пабло)
- : Элла Фицджеральд Джемс (Пабло)
- 1974: Элла в Лондоне (Пабло)
- : Элла и Оскар (Пабло)
- 1975: Монтрё ’75 (Пабло)
- : Фицджеральд и Пасс … снова (Пабло)
- : Монтрё ’77 (Пабло)
- : Lady Time (Пабло)
- 1978: Танцы снов (Пабло)
- : Digital III в Монтрё (Пабло)
- 1979: Классная пара (Пабло)
- 1979: A Perfect Match (Pablo) (публичный концерт на джазовом фестивале в Монтрё в 1979 году , также выпущен на DVD « Элла и Бейси — Идеальная пара», ’79 ).
- : Элла Абрака Жобим (Пабло)
- : Лучшее еще впереди (Пабло)
- : Говори любовь (Пабло)
- 1983: Хорошая работа, если получится (Пабло)
- 1984: Стокгольмский концерт, 1966 (Пабло)
- : Легкая жизнь (Пабло)
- : Весь этот джаз (Пабло)
- : Джаз на набережной Круазетт (компиляция с Эллой Фицджеральд во время Каннского джазового фестиваля — ( INA Mémoire vive / Abeille Musique )
Детство и юность
Элла Джейн Фицджеральд родилась 25 апреля 1917 года в городе Нью́порт-Нью́с в штате Виргиния в простой семье. Родители Эллы жили в гражданском браке, кроме девочки детей больше не имели. Семья просуществовала недолго, после рождения Эллы муж с женой разошлись.
Дочь осталась жить с матерью, они поселились в городе Йонкерс штат Нью-Йорк. Со временем мать вышла замуж за португальца Джозефа да Силва. Когда старшей дочери исполнилось 6 лет, в семье родилась еще одна дочь Франсис. Семья жила очень бедно, родители снимали маленькую комнатку. Но Эллу это не смущало, она росла веселым и добродушным ребенком. Девочка изучала Библию, любила танцевать, увлекалась бейсболом, но больше всего любила петь. Ее кумиром была Конни Босуэл.
Счастливое детство Фицджеральд закончилось, когда девушке исполнилось 15 лет. Ее мать умерла после проблем с сердечно-сосудистой системой. В жизни Эллы началась черная полоса, появились проблемы с учебой, отношения с отчимом разладились. Девушка решается уйти из дома и переезжает жить к тете. Но родственница особо не занималась ее воспитанием.
Девушке приходилось самой зарабатывать на жизнь. В 15 лет она работала смотрительницей в публичном доме, но ею заинтересовалась полиция. Элла попадает в сиротский приют, но и там она долго не задержалась. После побега из приюта, будущая звезда некоторое время бродяжничала.
В молодости
Поющая мультимиллионерша
Полностью раскрыться ее замечательному таланту помогло в эти годы знакомство и долголетнее сотрудничество с не менее талантливым менеджером Норманом Гранцем, заставившим весь мир признать, наконец, джаз высоким искусством и сумевшим обеспечить это признание организационно, создав свою удивительную «джазовую филармонию» (Jazz at the Philharmonic) с ее регулярными турне лучших джазовых музыкантов по филармоническим залам мира. Элла, несмотря на всю свою славу и внешнюю солидность, до самых преклонных лет оставалась во всем, что не касалось пения, глубоко домашней девочкой, «маминой дочкой», сохранившей не только девический тембр голоса, но и девически чистую душу, о чем в один голос говорят все работавшие с ней музыканты.
Элла Фицджеральд и Луи Армстронг
Она все время нуждалась в опеке, в твердой направляющей руке. В юности это был Чик Уэбб, в зрелом возрасте таким опекуном стал Гранц. Именно он вытащил ее (как и множество других музыкантов) из ночных клубов на большую филармоническую сцену и привел к мировой славе. Он не только освободил ее от всех бытовых и материальных забот, но руководил подбором музыкантов и репертуара, вникал в сотни других проблем, принимая за нее, по словам друзей, 99% всех решений. Под его надежной опекой она смогла целиком сосредоточиться на творчестве, и это дало богатейшие плоды.
Элла Фицджеральд была рождена для того, чтобы петь, и она сполна выполнила свою миссию. Она пела всегда и везде — на сцене, на репетициях, постоянно что-нибудь мурлыкала себе под нос во время многочисленных гастрольных переездов, так и эдак вертя понравившийся мотив
Ей не важно было, где это происходит, что за окном — Детройт, Берлин или Токио, праздничный день или нет. Ничто, кроме музыки, не имело для нее существенного значения, и она могла выйти из себя (что случалось крайне редко) только в том случае, если кто-либо покушался на ее священное право петь так, как она этого хочет.
По словам коллег, никто не работал так напряженно, как она, особенно в самые плодотворные 50-е -70-е годы. Она пела до самого конца, до тех пор, пока физически была в состоянии это делать, хотя уже в 60-х стала миллионершей и могла бы спокойно и с комфортом отдыхать. Но без музыки для нее просто не было жизни и вплоть до 90-х годов, несмотря на слабеющее зрение и ухудшающееся здоровье, она по-прежнему выходила на сцену, сохраняя в своем голосе энергию и обаяние молодости. Вот как Дан Моргенштерн описывает один из ее последних концертов:
«Она едва видит и находится уже не в лучшем состоянии. Ее выводят под руки на сцену и она, конечно, сидит.Но Бог мой, сколько же в ней еще энергии! Шоу было долгим, и она все это время работала. И никакого отдыха между песнями. Некоторые певцы делают небольшую паузу между каждой песней, а она – бац! – и уже перешла к следующему номеру. Все знают, что у нее нет нужды давать концерты, она – мультимиллионерша. Но она хочет этого. Она жаждет этих аплодисментов, ибо это – ее жизнь!» Когда же выступления стали невозможны и жизнь в миру потеряла для нее всяческий смысл, она достойно завершила свою карьеру и ушла в одиночество, добровольно заточив себя в своем доме в Беверли Хиллз. Ее последний диск, символически названный «All That Jazz» (Pablo 2310-938) был записан в марте 1989 года, а последний концерт состоялся в Уэст Палм Бич осенью 1992 года. Ей было 78 лет, из которых больше 60-ти она провела на сцене.
Элла Фицджеральд и Рэй Браун
Элла Фицджеральд успела сделать необычайно много. Одна только ее дискография занимает 64 страницы убористого текста, а количество концертов и иного рода выступлений не поддается учету. Она работала с лучшими артистами джаза и поп-музыки – от Луи Армстронга и Дюка Эллингтона до Фрэнка Синатры и Нэт Кинг Коула, от Бенни Картера и Чика Уэбба до Оскара Питерсона и Джерри Маллигена, и сама стала живой историей джаза, одной из ее интереснейших и неисчерпаемых глав.
Она покорила все континенты и завоевала все мыслимые знаки отличия: бесчисленные первые места в списках слушательских симпатий и в чартах музыкальных критиков, престижные премии Грэмми, премию Кеннеди-центра, наконец – Национальную медаль искусств, врученную ей президентом США. Ее избрали почетным доктором музыки Йельский, Дартмудский, Мэридендский и другие университеты и т.д. и т.п. Но главное ее свершение – и это уж никак не учесть и не оценить – та радость и душевная чистота, которую она подарила и еще долго будет дарить миллионам благодарных слушателей.
Стиль
Вокальная ловкость Эллы Фицджеральд замечательна, как в ее исполнении « Ты будешь всем, что я мог бы желать» или в ее финале « Прийти домой и любить» . Его легкость для ската , например, «bap bi dou dam» между вторым и третьим куплетами You’d Be So Nice to Come Home To, замечательна и показывает его очень мелодичный подход. По словам Марка С. Гридли, она предпочитала импровизировать свой скат вокруг оригинальной мелодии, а не склоняться к чистой импровизации путем перефразирования, так что несколько великих композиторов популярной музыки хотели заставить ее исполнять свои песни, поскольку ее чтение было так близко. первоначальное намерение.
Судьбоносное выступление
После смерти матери в 1932 году Фицджеральд окончательно перебралась жить к тете. Девушка стала пропускать школьные занятия, и ее отправили в специальную школу, но надолго она там не задержалась. В 1934 году Фицджеральд все еще пыталась устроиться в жизни. Укрываясь на улицах города, она подала заявку на участие в вокальном конкурсе в гарлемском театре «Аполло». Тогда она спела песню Judy Хоги Кармайкла (Hoagy Carmichael) и выиграла 25 долларов за призовое первое место.
Это неожиданное выступление в «Аполло» дало мощный старт карьере Фицджеральд. Вскоре она познакомилась с бэнд-лидером и барабанщиком Чиком Уэббом (Chick Webb) и присоединилась к его группе в качестве вокалистки. В 1935 году они вместе записали Love and Kisses и стали регулярно выступать в одном из лучших джаз-клубов Гарлема – Савое (Savoy). Элла Фицджеральд выпустила свой первый сингл A-Tisket, A-Tasket в 1938 году, записанный в соавторстве. Годом позже вышел ее второй хит I Found My Yellow Basket.
Несмотря на то, что некоторые критики твердили о нехватке глубины в ее голосе наряду с другими блюзовыми исполнителями, Фицджеральд заслужила уважение со стороны многих музыкальных деятелей.
Наряду с работой в оркестре Уэбба, Фицджеральд выступала и записывалась с биг-бэндом Бенни Гудмана (Benny Goodman). У нее также был и собственный сайд-проект с названием Ella Fitzgerald and Her Savoy Eight («Элла Фицджеральд и ее восьмерка из Савоя»)
. После смерти Чика Уэбба в 1939 году певица взяла на себя руководство бэндом и переименовала его – Ella Fitzgerald and Her Famous Orchestra (Band). Примерно в это же время Элла Фицджеральд вышла замуж за Бена Карнеги (Ben Kornegay), осужденного наркоторговца и мошенника. Они поженились в 1941 году, но их брак вскоре был расторгнут.
Творчество звезды
- 21 ноября 1934 года – судьбоносная дата в жизни певицы. Новый этап в судьбе будущей звезды начинается с участия в конкурсе Amateur Nights. Реакция зрителей на ее выступление сделала Эллу победительницей. Девушка получила денежный приз и приглашение на работу в театре сроком на одну неделю.
- Январь 1935 года – дебют вместе с биг-бэндом Тайни Брэдшо в Гарлемском Театре оперы. В это же время состоялось знакомство с руководителем оркестра Чиком Уэббом, который в свое время назвал ее алмазом, требующим обработки. Несмотря на нулевой опыт Эллы, Уэбб все-таки приглашает ее к сотрудничеству. Работа с биг-бендами принесла несколько совместно записанных хитов.
- 1938 год – запись песни «A-Tisket, A-Tasket», которая сделала Фицджеральд знаменитой.
- 1939 год – после кончины Чика Уэбба Элла стает руководительницей биг-бэнда. Коллектив просуществовал 3 года.
- 1942 год – Элла Фицджеральд начинает карьеру сольной певицы и подписывает договор с британской студией звукозаписи Decca. Сотрудничество с популярными музыкантами: Биллом Кенни, Луи Джорданом, Милтом Гэблером, Норманом Гранцем, дает возможность певице часто выступать на джазовых концертах. Норман Гранц стает ее менеджером. Совместная работа с джазовым трубачом Диззи Гиллеспи помогла разнообразить репертуар Эллы. Своим голосом она имитировала звучание музыкальных инструментов. Это стало визиткой звезды.
- 1945 год – композиция «Flying Home» стала одной из самых удачных джазовых записей за последние 10 лет.
- 1947 год – песня «Oh, Lady Be Good!»сделала Фицджеральд лучшей джазовой вокалисткой.
- 1955 год – запись первого альбома Тhe Cole Porter Songbook. Певица понимает, что в творчестве надо что-то менять, она не боялась новаций, в результате в свет вышел первый альбом. Элла считает, что этот момент был переломным в ее жизни. Начался период активной работы. За следующие 9 лет было записано еще 7 альбомов. Они включали в себя как старые давно известные песни, так и новые композиции. Серия альбомов сделала Фицджеральд еще более популярной певицей.
- 1972 год – у артистки начинаются проблемы со здоровьем, стремительно развивается катаракта, зрение падает.
- 1972-1983 годы – период выхода в свет новых пластинок, посвященных творческой деятельности американских композиторов Джорджа Гершвина и Коула Портера. В промежутках между записями артистка активно гастролировала по США и за ее пределами. На одной из концертных записей можно услышать, как Элла не смогла вспомнить текст песни, но ее умение импровизировать звуки джазовых инструментов пришло ей на помощь.
- 1986 год – сердечно-сосудистая система звезды дает сбой, приходится делать срочную операцию на сердце.
- 1989 год – Фицджеральд записывает альбом Back on the Block совместно с американским композитором Куинси Джонсом младшим. Эта запись приносит несколько премий Грэмми.
- 1990 год – последние гастроли в Нидерландах. Проблемы со здоровьем не позволяют певице завершить концерты, она попадает в больницу.
- 1993 год – сахарный диабет прогрессирует. Врачи вынуждены ампутировать Элле обе ноги ниже колен. После ампутации она провела три года в инвалидной коляске в окружении семьи.
- 15 июня 1996 года певица Элла Фицджеральд умерла в 79-летнем возрасте.
Элла Фицджеральд в старости