Австрийский композитор иоганн штраус

История происхождения

Иоганн Штраус (Johann Strauss) родился 25.10.1825 г. в семье уже на тот момент известного музыканта Иоганна Батиста Штрауса. Отец семейства не хотел, чтобы дети продолжали его дело, но всех так и тянуло к музыке. При содействии матери, несмотря на запрет отца брать в руки скрипку, мальчик втайне брал уроки игры на этом инструменте. Но также Иоганн-младший успешно осваивал игру на фортепиано. Свои первые вальсы он начал писать уже в шестилетнем возрасте.

В юности сам уже стал преподавать уроки фортепиано, а полученные деньги отдавал репетитору игры на скрипке. В этот период у Иоганна возникло непреодолимое желание превзойти отца. Со временем он собрал собственную капеллу, став ее дирижером. В октябре 1844 года состоялся блистательный дебют молодого музыканта и его первый шаг на пути к званию «короля вальсов».

Иоганн-отец всячески препятствовал карьере сына. Он не ходил в те заведения, где выступал сын, и не позволял выступать на своих площадках. Отец

Карьера[править]

Через некоторое время набрал небольшой оркестр и с успехом выступил в венском казино Доммайера. Репертуар оркестра в существенной степени состоял из собственных сочинений.

Вопреки всем усилиям отца и благодаря почитателям таланта Иоганна-младшего его назначили капельмейстером военного оркестра второго полка гражданской милиции (отец был руководителем оркестра первого полка).

Революция 1848 года тоже развела отца и сына по разные стороны баррикад: если Штраус-отец поддержал монархию и написал верноподданнический «Марш Радецкого», то Штраус-сын во время революции играл «Марсельезу» и написал ряд революционных маршей и вальсов. После подавления революции его даже привлекли к суду, однако оправдали.

После смерти отца, музыканты последнего перешли в его оркестр.

Для лучшего отношений с новым императором Францем-Иосифом I, композитор посвятил ему два марша, и в 1852 году Иоганну Штраусу были переданы все отцовские полномочия на придворных балах и концертах.

В России увлёкся русской девушкой, Ольгой Смирнитской (1837—1920), родители которой, однако, воспрепятствовали браку.

В 1862 году женился на оперной певице Йетти Халупецкой, которая стала его верной и заботливой женой и импресарио.

В 1870 году отказался от придворных обязанностей (которые передал своему брату Эдуарду) и посвятил себя оперетте.

В 1878 году женился на молодой немецкой певице Анжелике Дитрих, но вскоре этот брак распался.

В 1882 году женился в третий и последний раз, на Адели Дойч (1856—1930), вдове сына банкира Антона Штрауса. Она была еврейкой и не хотела принимать христианство. Для оформления нового брака Штраус стал протестантом-евангелистом и принял германское гражданство, став подданным герцога Саксен-Кобург-Готского.

Музыкальность семьи Штраусов

Почти десятилетие семья композитора меняла место жительства, переезжая из одной квартиры в другую, и стены каждой из них становились свидетелями рождения нового ребенка. Старший сын Иоганна Штрауса, тоже Иоганн, родился в Вене 25 октября 1825 года. Всего в семье было семеро сыновей — все они впоследствии стали музыкантами. И это логично, ведь в домашней атмосфере Штраусов всегда присутствовала музыка. Репетиции оркестра часто проходили в домашней обстановке, что давало ребятишкам возможность наблюдать, как рождаются настоящие нотные шедевры. Сведения о некоторых из них подтверждают, что Йозеф стал дирижером в оркестре Штраусов с 1853 года и автором популярных оркестровых пьес, Эдуард — скрипачом, дирижером и автором танцевальных сочинений, а в 1870 году — преемником Иоганна на посту дирижера придворных венских балов.

Творческий путь и музыка композитора Johann Strauss

Через год после наступления совершеннолетия Иоганн обзавёлся собственным оркестром, с которым успешно гастролировал по стране. Первое выступление музыкантов состоялось не в самом подходящем для классических композиций месте. Оркестр во главе со Штраусом выступил в казино. Опять здесь был замешан отец, который воспользовался связями, чтобы его сыну не достались хорошие площадки. Он перекрыл ему вход во все дворцы и салоны.

Положение Иоганна улучшилось после смерти отца. Тогда музыкант объединил оркестры, даже начал выступать во дворце Франца-Иосифа. Он руководил оркестром, музыканты которого воодушевлённо играли польки и вальсы собственного сочинения маэстро. Иногда он позволял внести в репертуар богатое творческое наследие Штрауса-старшего.


Johann Strauss (Иоганн Штраус): Биография композитор

Популярность Иоганна увеличивалась. Он стал одним из самых значимых музыкантов того времени. Штраус не был жаден к славе. Свою популярность он разделял с родными братьями — Эдуардом и Йозефом

Он акцентировал внимание на том, что себя считает популярным гением, а братьев — просто талантливыми музыкантами

Вскоре об Иоганне Штраусе узнали не только на территории родной Австрии. С увеличением популярности он охватывал ещё больше площадок по разным уголкам мира. Музыкант со своим оркестром выступал в Чехии, Польше и России. Он был одарён. Ему не нужно было прикладывать значительных усилий во время создания композиций. Музыка просто «лилась из его пера».

Австрийский композитор — основоположник венского вальса. Мелодичные музыкальные композиции состоят из вступления, 4–5 мелодических построений и заключения. Интересно, что знаменитый композитор написал свыше 150 гениальных вальсов. Недооценить его вклад в развитие классической музыки просто невозможно.

Детство и юность

Когда речь заходит об Иоганне Штраусе, рядом с фамилией обычно указывается пояснение – сын или отец. Родоначальник династии, тоже Иоганн Штраус – не менее известный композитор и виртуозный скрипач и тоже сочинял вальсы. Сыновья пошли по его стопам и выбрали жизнь в музыке. Отец репетировал дома, но, как ни странно, категорически возражал, чтобы дети повторили его судьбу.

Портрет Иоганна Штрауса

В Иоганне-младшем мужчина видел банкира, в Йозефе – офицера. Дирижерскому искусству и игре на скрипке старший сын обучился практически тайком от сурового родителя. Удивительным образом не возбранялась в доме игра на фортепиано и пение в церковном хоре. На этом настояла мать, посчитавшая, что при этих условиях светское образование детей будет полноценным.

К слову, владеть смычком Штраус-младший учился у Франца Амона, первой скрипки в оркестре Штрауса-старшего. Параллельно с этим юноша подчинился воле отца и поступил в Политехническое училище. Экономическое образование в будущем сыграло на руку музыканту.

Иоганн Штраус в молодости

На пике популярности Иоганн создал несколько оркестров, выступавших по городу. Продирижировав одно произведение, композитор переезжал в другое место, и там трюк повторялся. Таким образом удовлетворялись пожелания публики услышать маэстро, и доход увеличивался в разы.

Поддержку юноша получал только от матери, Анны Штрайм. Опасаясь, что отец разрушит карьеру сына, который уже превращался в достойного конкурента, Анна развелась с мужем. Тем более что Штраус-старший жил фактически в другой семье, с поклонницей Эмилией Трамбуш. Разгневанный глава семейства лишил Анну и ее детей наследства.

Иоганн Штраус

Не совпали отец и сын и в принятии революционных веяний 1840-х годов. Старший встал на сторону Габсбургов. Младший написал «Марш восставших», получивший в народе название «Венской Марсельезы». После подавления восстания Иоганн-сын попал под суд. Однако и к отцу публика охладела.

Положительные изменения в биографии Иоганна начались только после смерти отца. Штраус-младший не держал зла, посвятил отцу вальс и издал партитуры его музыкальных произведений. Впоследствии шесть его братьев, родившиеся в двух семьях, выбрали композиторскую стезю.

Продолжатель династии

Музыкант родился 25 октября 1825 года в католической семье композитора Иоганна Штрауса I в Санкт-Ульрихе около Вены, Австрия. Прадед по линии отца был по национальности евреем — факт, который позже пытались скрыть нацисты, называвшие музыку династии «такой немецкой». Его отец считал, что мальчик должен стал банкиром. Тем не менее сын начал изучать скрипку ещё в раннем детстве. Первым учителем стал скрипач отцовского оркестра — Франц Амон. Только когда отец бросил свою семью ради любовницы Эмили Трампуш, сын при поддержке матери смог полностью сосредоточиться на музыкальной карьере.

Штраус изучал контрапункт и гармонию с профессором-теоретиком Йоахимом Хоффманном, владельцем частной музыкальной школы. Таланты молодого дарования были признаны композитором Джозефом Дрехслером. Именно в это время Иоганн сочинил своё единственное произведение на религиозную тему — Tu qui regis totum orbem (1844).

Антон Кольман — другой учитель скрипки, который был преподавателем балета в Венской придворной опере, написал Иоганну отличную характеристику. Вооружившись этой бумагой, Штраус обратился к венским властям с просьбой о выдаче лицензии.

Нелегкая судьба музыканта

С детства Штраус вынужден был бороться за свое право быть композитором

Можно было бы сказать, что Иоганну Штраусу повезло: он родился в семье знаменитого композитора. С юных лет Иоганна окружала музыкальная атмосфера, звуки скрипок и фортепьянных клавиш, нотные листы и выкладки талантливых композиций его отца.

Однако, Иоганн Штраус-отец был человеком непростым: по неясным причинам он запрещал своим детям заниматься музыкой. Увидев музыкальный инструмент в руках сына-Иоганна или кого-то из его братьев, Штраус-старший немедленно отбирал его и яростно отчитывал чадо за неподобающее занятие.

Всем детям известного в Европе композитора «грозили» скучные профессии банкиров, юристов, финансистов. Но Иоганн стремился к музыке и благодаря поддержке своей матери Анны Штраус он сначала получил возможность заниматься дома, а потом и шанс учиться тайком от отца у опытных учителей, весьма довольных талантом юноши.

Родился Иоганн Штраус в Вене 25 октября 1825 года, музыке долгое время учился тайком от отца, а по достижении определенного возраста поступил из-за требований Штрауса-старшего в коммерческое училище. По вечерам Иоганна заставляли работать с финансовыми отчетами, но он все же находил время на учебу.

К 1844 году Иоганн Штраус-сын сумел закончить свое музыкальное образование, его наставниками были опытные и талантливые педагоги Вены, не побоявшиеся гнева Штрауса-старшего, имевшего влияние в музыкальных кругах города и страны.

Благодаря помощи матери, ради будущего сына сумевшей развестись со своим неверным мужем, Иоганн Штраус (сын) получил возможность собрать оркестр и выступать как в Вене, так и в других городах Австрии. Несмотря на недовольство и даже явные попытки вмешаться в судьбу сына, очень скоро Штраус становится в музыкальном мире величиной не меньшей, чем Штраус-старший.

Старания, постоянная учеба, готовность встречать трудности грудью, талант и упорство очень скоро позволили Штраусу-сыну превзойти Штрауса-отца. К 1848 году Иоганн, как и его отец, был назначен капельмейстером, но вскоре разразилась революция. Отец и сын вновь оказались по разные стороны баррикад. По завершении мятежа «бунтовщика» Штрауса-младшего, проникшегося революционными идеями, отдали под суд, но он был оправдан.

Штраус остался в памяти потомков как вдохновенный музыкант

Иоганн Штраус прожил долгую, полную опасностей и приключений, труда во славу музыке и драматических поворотов жизнь. Он долгое время жил в России, был влюблен в русскую Ольгу Смиртинскую в течение пяти лет, пока выступал с концертами при Павловском вокзале в Санкт-Петербурге. Ольга на всю жизнь запомнилась Штраусу, но женой его так и не стала.

У Иоганна Штрауса после влюбленности в Смиртинскую нашлись и иные объекты воздыхания: он трижды был женат, один раз счастливо, второй раз уже на склоне лет быстротечно и не слишком успешно и в третий раз очень благополучно, но недолго.

За свою жизнь Иоганн Штраус написал 168 вальсов и массу других танцевальных музыкальных произведений: польки, мазурки, кадрили, марши. Почти вся музыка Штрауса была тонко и органично связана с танцем.

Под конец жизни он увлекся опереттой – сферой искусства, которую считали не слишком значительной в мире высокой музыкальной классики. Штраус сумел успешно опровергнуть это мнение, создавая работы, ставшие классикой оперетты.

На склоне лет Штраус даже попытался написать музыку для балета, но не успел ее закончить. Своих детей, несмотря на три брака и очень долгую жизнь, у Иоганна Штрауса не было, однако, многие свои успешные произведения он посвятил именно детям.

Перемены в жизни

Несмотря на то, где приходилось выступать Иоганну-младшему, он завоевывал большую популярность. На своих концертах он начал собирать аншлаги. Отличительной чертой маэстро было исполнение собственных произведений. В своих вальсах, польках, маршах, кадрилях он использовал народные ритмы, что придавало его музыке некий патриотизм.

Позже он стал включать в свои произведения музыкальные средства выразительности других национальных культур, в основном венгерской и славянской:

  • «Славянское попурри»;
  • «Сербская кадриль»;
  • «Чешская полька» и многие другие произведения.

После революции в 1848 году публика постепенно стала отворачиваться от Иоганна-старшего. Это губительно повлияло на его здоровье, и в 1848 году он умер. Начались глобальные перемены в жизни будущего «короля вальсов».

В память об отце он сочинил вальс «Эолова арфа» и за свой счет издал полное собрание его сочинений. Прославленный оркестр перешел в руки Иоганна, но без титула «придворного капельмейстера» из-за его революционных взглядов. Этот пост Штраус — младший занимал до 1871 г. В середине 1850-х. к маэстро с предложением концертных выступлений обратились представители Российской железнодорожной компании. Композитор согласился, и уже лето 1856 г. он триумфально провел в России, выступая для членов императорской семьи и всей русской публики. Летние российские концерты Иоганна вошли в традицию.

Особенности музыкальной карьеры Штрауса-младшего

Самый бурный и насыщенный период музыкальной жизни Иоганна Штрауса пришёлся на третью четверть XIX столетия. Иоганну повезло родиться именно в  начале века. В те годы в Европе происходили как социально-политические, так и культурные перемены, которые лишь поспособствовали возвышению Штрауса как выдающегося музыканта.

Известно, что явление, которое сегодня называют массовой культурой, зародилось именно во второй половине XIX века. Первым ярким элементом массовой культуры стала оперетта, сначала покорившая Австрию, а потом и другие страны Запада. Именно Иоганн Штраус-младший стал одним из отцов европейской оперетты.

За всю свою насыщенную карьеру Иоганн Штраус-младший сочинил почти пять сотен композиций. Недаром его называют королём вальсов: Штраус написал почти двести вальсов самой разной тональности. Любопытно, что первым сочинённым Штраусом произведением был именно вальс. Иоганн придумал его в шесть лет.

Музыка

Уже в 19 лет Штраус обзавелся собственным оркестром и успешно выступал. Дебют состоялся в казино недалеко от австрийской столицы Вены. Отец подключил все свои связи, чтобы талантливому сыну не достались солидные площадки вроде салонов и тем более — императорского дворца.

Композитор Иоганн Штраус

После смерти отца, объединив коллективы, Штраус ездил по стране с концертами, играл при дворе императора Франца-Иосифа. Молодой человек дирижировал исполнением собственных вальсов, полек, маршей, но и не забывал наследие отца.

Популярность Иоганна набирала обороты, он не побоялся разделить славу с братьями Эдуардом и Йозефом. Старший брат считал младших такими же талантливыми, а себя просто популярным. Очень скоро слава композитора и дирижера вышла за пределы родной Австрии. Последовали триумфальные гастроли по Германии, Румынии, Польше, Чехии, России. Штраус оказался необыкновенно одарен мелодически, по его собственному признанию, музыка «лилась, как вода из крана».

Эдуард Штраус, Иоганн Штраус и Йозеф Штраус

Иоганн Штраус-сын считается основоположником венского вальса – произведения, состоящего из вступления, четырех-пяти мелодических построений и заключения. Перу композитора принадлежат 168 вальсов, которыми на протяжении века наслаждаются любители музыки.

Специально для придворных балов музыкантом созданы жемчужины коллекции – самый длинный вальс «Сказки венского леса», «Радуйтесь жизни», «На прекрасном голубом Дунае». В первом ясно звучат фольклорные мотивы. Последний, именуемый также «Голубой Дунай» и впервые прозвучавший на Всемирной выставке в Париже, считается неофициальным гимном Австрии.

https://youtube.com/watch?v=w2znyzrtl_o

Среди популярнейших вальсов Иоганна Штрауса называются и «Весенние голоса». Впервые произведение исполнено на благотворительном концерте в театре «Ан дер Вин», по-прежнему остается обязательным атрибутом светских раутов и балов. В Европе ХХ и XXI веков «Весенние голоса» — символ празднования Нового года.

В ХХ веке на основе вальсов Штрауса созданы балеты. Шедевры Иоганна — это не просто музыка для танцев. Специалистами и простыми поклонниками они рассматриваются как самостоятельные, обладающие художественной ценностью произведения.

В 1870-х Иоганн передал придворные функции брату Эдуарду и принялся сочинять оперетты, опять оказавшись основоположником отдельного классического жанра. Всего их было 15, а также балет и комическая опера. Не одно поколение артистов завоевали звездный статус, исполняя партии из «Летучей мыши», «Цыганского барона», «Богини разума».

В это же время композитор посетил с гастролями США. Там Штраус дал 14 концертов и установил мировой рекорд, дирижируя оркестром в тысячу человек. Ради этой единственной заокеанской поездки музыкант отказался от контракта с Царскосельскими железными дорогами и невероятного по тем временам гонорара в 22 тысячи рублей. В дальнейшем Иоганн отказался от подобного гигантизма на потребу публике, несмотря на то, что импресарио сулили большие гонорары.

Последние годы жизни композитора

Успех Штрауса не всегда находился на вершине взлета: были и падения. Так, оперетта «Венская кровь» не имела такого успеха, как предыдущие произведения, и выдержала лишь малое количество представлений. Последние годы жизни Штраус, биография которого интересна многим его почитателям, провел в уединении, он прятался в собственном особняке и время от времени играл с друзьями в бильярд. По случаю 25-летнего юбилея оперетты «Летучая мышь» композитора уговорили дирижировать увертюрой. Это оказалось его последним выступлением, Иоганн Штраус простудился и заболел воспалением легких. Возможно, композитор предчувствовал свою смерть, в минуты сознания его супруга слышала, как он чуть слышно напевал: «Славно, друзья, должен прийти и конец». Эта песня была написана учителем Иоганна Йозефом Дрекслером. Умер Штраус на руках у Адели 3 июня 1899 года. Вена устроила ему, как и Штраусу-старшему когда-то, грандиозные похороны. Могила композитора расположена среди могил других гениев музыки: Брамса, Шуберта и Бетховена.

Как ни удивительно, но танцевальную музыку два столетия назад считали жанром несерьезным, вызывавшим в лучшем случае снисходительные улыбки. Переломил ситуацию австрийский композитор и дирижер Иоганн Штраус, недаром именуемый Королем вальса.

Биография Штрауса

Иоганн Штраус появился на свет 25 октября 1825 в Вене – столице Австрии. Он рос и воспитывался в семье знаменитого композитора Иоганна Штрауса-старшего и его жены Анны.

У «короля вальсов» было 2 брата – Йозеф и Эдуард, которые тоже стали известными композиторами.

Детство и юность

Музыка овладела Иоганном еще в раннем возрасте. Наблюдая за долгими репетициями своего отца, мальчик тоже захотел стать популярным музыкантом.

Однако глава семейства был категорически против того, чтобы кто-то из сыновей пошел по его стопам. К примеру, Иоганна он побуждал стать банкиром. По этой причине, когда Штраус-старший видел ребенка со скрипкой в руках он приходил в ярость.

Только благодаря стараниям матери Иоганну удавалось тайком от отца обучаться игре на скрипке. Известен случай, когда глава семейства в приступе гнева выпорол ребенка приговаривая, что он раз и навсегда «выбьет из него музыку». Вскоре он отдал сына в Высшее коммерческое училище, а по вечерам заставлял трудиться счетоводом.

Когда Штраусу было около 19 лет он окончил получать музыкальное образование у профессиональных педагогов. Затем преподаватели предложили ему приобрести соответствующую лицензию.

Придя домой юноша рассказал матери, что планирует обратиться в магистрат за лицензией, дающей право дирижировать оркестром. Женщина, опасаясь того, что муж запретит Иоганну добиться своей цели, решила развестись с ним. Свой развод она прокомментировала многократными изменами супруга, что было абсолютной правдой.

В отместку Штраус-старший лишил всех детей, рожденных от Анны, наследства. Все состояние он отписал своим внебрачным детям, которые у него родились от любовницы Эмилии Трамбуш.

Сразу после расставания с Анной мужчина официально расписался с Эмилией. К тому моменту у них уже было 7 детей.

Эдуард, Иоганн и Йозеф Штраусы

После ухода отца из семьи Иоганн Штраус-младший наконец-то смог полностью сосредоточиться на музыке. Когда в 1840-х годах в стране начались революционные волнения он примкнул к Габсбургам, написав «Марш восставших» («Венскую Марсельезу»).

После подавления восстания Иоганна арестовали и привлекли к суду. Однако суд постановил отпустить парня. Интересен факт, что его отец, наоборот, поддерживал монархию, сочинив «Марш Радецкого».

И хотя между сыном и отцом были весьма непростые отношения, Штраус-младший уважал своего родителя. Когда тот умер от скарлатины в 1849 г., Иоганн написал в его честь вальс «Эолова сонату», а позднее за собственные средства опубликовал сборник произведений отца.

Жизнь и творчество

Иоганн Батист Штраус родился 14 марта 1804 года, в местечке Леопольдштадт — народном предместье Вены, в семье владельца гостиницы Франца Боргиаза Штрауса и Барбары Дольман. Дед Штрауса, Вольф Штраус, был венгерским евреем, принявшим христианство. В годы нацизма происхождение Штрауса было сфальсифицирозавано с целью представить его как «арийца». У мальчика было трудное детство: когда ему исполнилось семь лет, от лихорадки угасла его мать, а ещё через пять лет разорившийся отец утонул в Дунае (по одной из версий это было самоубийство из-за долгов).

Опекун отдал его учиться переплетному делу, хотя он просил отдать его учиться музыке. Он стал самостоятельно брать уроки игры на скрипке. При первой возможности бросил мастерскую и стал играть по трактирам.

Музыка у Штрауса была в крови. По воспоминаниям друга семьи и его первого учителя, А.Полишанского, будучи ещё совсем маленьким, мальчик вылезал из-под стола гостиничного трактира и, взяв в руки скрипку, безошибочно повторял мелодию, только что сыгранную трактирными музыкантами. Иоганну Штраусу-отцу принадлежит рождение образа дирижирующего солиста-скрипача. Штраус играл виртуозно,в бешеном темпе и с огромным темпераментом. Современники отмечали, что во время дирижирования его движения были уж больно соблазнительны. Современники сравнивали его с Паганини.

Иоганн Штраус. Венские конфеты

Все видео

В 23 года он набрал свой первый оркестр. С 1819 года молодой музыкант играет в Венском танцевальном квартете Мишеля Памера, а в 1824 году становится помощником дирижёра оркестра Йозефа Ланнера. Оркестр в ту пору играл в кабачке «У красного петуха» в венском пригороде Тури. У владельца заведения, Йозефа Штрайма, была дочь Анна — большая любительница музыки и танцев. Иоганн женится на ней, и 25 октября 1825 года на свет появляется первый продолжатель династии — Иоганн Штраус (младший). Всего Анна родила ему пятерых детей.

Четыре года Иоганн и Ланнер дружно работали вместе, но потом после публичного скандала расстались и Иоганн пошел своим путем. Первый вальс, написанный Иоганном Штраусом-отцом, прозвучал как сочинение Йозефа Ланнера (что впоследствии, по легенде, послужило причиной разрыва их отношений). Успех вальса придал композитору веру в свои силы — он собирает свой оркестр, пишет вальсы, польки, галопы… И всё же Штрауса поначалу всё время сравнивали с Ланнером, который от этого только проигрывал. Поющая и танцующая Вена раскололась на два лагеря: штраусианцев и ланнерианцев.

Император Франц I все же предпочитал Ланнера и назначил его «управляющим придворными балами». Однако именно Иоганн Штраус получал больше всего приглашений на местные праздники и на выступления в других странах.

Успехи в карьере

Биография и творчество Штрауса-сына во многом выделялись на фоне жизни и творчества других членов его семьи. Он достиг большей славы, чем его отец, который, кстати, был самоучкой. Иоганн стал одним из самых популярных композиторов, писавших вальсы, активно гастролировал по Австрии, Германии и Польше со своим оркестром. Выдающийся музыкант неоднократно подавал заявку на должность музыкального директора Royal Ball Balls, однако из-за частых ссор с властями его прошение неоднократно отклоняли.

Штраус начал сочинять для Венской мужской хоровой ассоциации в 1847 году. В 1853 году из-за чрезмерных физических и психических нагрузок Иоганн заболел, и его младший брат Йозеф (по настоянию семьи) на шесть месяцев взял на себя управление оркестром

После выздоровления он снова занялся дирижированием и сочинением — занятием, которое в этот момент увлекло его сильнее, чем когда-либо, и привлекло внимание таких светил, как Верди, Брамс и Рихард Вагнер

Позже, в 1870-е годы, во время гастролей в США, Штраус и его оркестр приняли участие в Бостонском фестивале, куда были приглашены капельмейстером Патриком Гилмором. Там был исполнен вальс «Голубой Дунай», имевший ошеломляющий успех у американской публики.

Во второй половине XIX века знаменитый австрийский музыкант был наиболее востребованным композитором танцевальной музыки. Именно тогда такие мастера эпохи, как Карл Михаэль Захер и Эмиль Вальдтейфель, увидели в молодом авторе серьёзного конкурента. Последний, к слову, занимал высокую должность в Париже. Немецкий композитор оперетты Жак Оффенбах, сделавший себе имя в столице Франции, также бросил вызов Штраусу.

Штраус никому не завидовал, напротив, он искренне восхищался другими выдающимися композиторами. Йоханнес Брамс был близким другом Штрауса-сына, которому он посвятил один из прекрасных вальсов — «Seid umschlugen, Millionen!». В биографиях обоих мужчин рассказывается, что возлюбленная Штрауса Адель обратилась к Брамсу с обычной просьбой, чтобы он дал автограф для её супруга. Он написал несколько мер из «Голубого Дуная» и следующие строки: «К сожалению, НЕ написано Иоганнесом Брамсом».

https://youtube.com/watch?v=nyCtkR2HVLA

Личная жизнь маэстро Johann Strauss

Маэстро несколько раз посещал Российскую Федерацию со своими концертами. Именно там он познакомился с прекрасной девушкой, которую звали Ольга Смирнитская. Композитор влюбился в неё и попросил выйти за него замуж. Родители выступили против этого союза. Они категорически не хотели, чтобы дочь покидала родную страну. Своей музе Штраус посвятил композицию «Прощание с Петербургом».

Когда маэстро узнал о том, что его возлюбленная выходит замуж, он долго не мог найти себе место. Душевное равновесие Штраус нашёл в объятиях Генриетты Халупецкой. У женщины была очень интересная биография. Она родила семерых детей от разных мужчин, при этом ни один не удостоился взять её в официальные жены. Для Иоганна она стала музой. Композитор вдохновлялся красотой оперной певицы.

Вскоре женщина скончалась. Штраус недолго горевал. Он не стал обременять себя обязанностью выдержать положенный траур и женился на Анжелике Дитрих. Спустя пять лет пара рассталась.

Последней супругой маэстро стала красавица по имени Адели Дойч. Она потеряла мужа и получила в наследство значительную сумму денег. Ради супруги-еврейки маэстро даже поменял веру. Интересно, что ни в одном браке у него так и не появилось детей.

После смерти Штрауса последняя супруга постаралась увековечить память о маэстро. В доме, где проживало семейство, вдова создала музей. Там можно было посмотреть музыкальные инструменты, на которых играл композитор, ознакомиться с его привычками и изучить общую обстановку.

Другие варианты биографии

  • Всего Штраус написал около 500 произведений. Причем, он писал не только вальсы и оперетты, но еще и музыку к балетам и совершенные оперы.
  • Дед Штрауса был евреем, принявшим католичество. В нацистской Германии попытались представить Штрауса истинно немецким композитором, скрыв его еврейские корни.

Дата рождения: 25 октября 1825Место рождения: ВенаСтрана: АвстрияДата смерти: 30 июня 1899

Иоганн Штраус (сын) (нем. Johann Strau?) — австрийский композитор, дирижёр и скрипач.

Родился в Вене в 1825 г. Его отец возглавлял собственный оркестр, игравший танцевальную музыку, которую сам сочинял, его называли «королем вальса». Дети в этой семье все были музыкальны. Иоганн уже в шесть лет наигрывал на фортепиано мелодии собственного сочинения. Но отец был категорически против музыкальной будущности своих детей.

Ситуация изменилась после того, как отец бросил семью. В 1844 г. Иоганн Штраус закончил музыкальное образование у известных педагогов, которые дали ему блестящие рекомендации. Он организовывает небольшой оркестр, с которым выступает в увеселительных заведениях Вены.

Осенью 1849 г. неожиданно умирает отец Штрауса. Сын посвятил его памяти вальс «Эолова арфа». Отцовский оркестр выбирает своим дирижером Иоганна Штрауса. В 1852 г. оркестр начинает играть на придворных балах и концертах.

Летом 1854 г. Штраус получил приглашение выступать вместе со своим оркестром в роскошном Павловском парке, где располагались дворцы царя и великого князя Константина. В 1856 г. он переезжает в Россию. Публика очень тепло приняла его выступления, на концертах бывали члены императорской семьи. В Вене Иоганна Штрауса успешно заменял его брат Йозеф, тоже талантливый дирижер и композитор.

В августе 1862 г. Штраус женится на Хетти Трефц, уже имевшей трех дочерей и четырех сыновей. На летний сезон 1863 г. Хетти вместе с мужем приезжает в Россию. В этот период Иоганн Штраус создает свои лучшие вальсы «На прекрасном голубом Дунае»(1866 г.) и «Сказки Венского леса»(1868 г.), в которых нашла выражение музыкальная душа Вены.

В 1870 г. Штраус передает придворные обязанности брату Эдуарду и начинает заниматься написанием оперетты. Уже первая оперетту Штрауса «Индиго и сорок разбойников» имела огромный успех. Весной 1874 г. была поставлена знаменитая «Летучая мышь», триумфальный успех которой приходит лишь спустя 20 лет.

В 1878 г. после смерти Хетти Трефц Штраус женится на молодой актрисе Анжелике Дитрих, брак оказался неудачным и вскоре распался.

В 1882 г. Штраус женится на вдове своего друга, Адели Дойч, ей он посвятил вальс «Адель». Несмотря на три брака, своих детей у Штрауса не было.

В 1885 г. после оперетты «Ночи в Венеции» он создает новый шедевр — оперетту «Цыганский барон»(по сюжету романа «Саффи» Мора Йокаи). Премьера этой оперетты 24 октября 1885 г. накануне шестидесятилетия композитора стала для венцев настоящим праздником, а затем началось ее триумфальное шествие по всем крупным театрам Германии и Австрии.

Иоганн Штраус скончался в Вене 30 июня 1899 г. в возрасте 73 лет от пневмонии, не успев закончить балет «Золушка».

После смерти Штрауса были поставлены несколько оперетт, смонтированных из различных его произведений. Лучшей из них считается «Венская кровь», лейтмотивом которой служит одноимённый вальс Штрауса.

Иоганн Штраус, биография которого вызывает искренний интерес у любителей классической музыки — знаменитый австрийский композитор, скрипач, дирижер, крупнейший мастер венской оперетты и венского вальса. На его счету около пятисот произведений в жанре танцевальной музыки (мазурки, польки, вальсы и прочие), которые автору удалось вознести на высокий художественный уровень.

В своих творениях Иоганн Штраус опирался на традиции родного отца, Ф. Шуберта, И. Ланнера, К. М. Вебера. За счет симфонизации композитор придал индивидуальную образность вальсу, популярность которого обусловили мелодическая красота и гибкость, романтическая одухотворенность, опора на городской австрийский фольклор и практика бытового музицирования.

Начало профессиональной деятельности

В 1844 году Иоганн закончил образование и попытался получить лицензию на право дирижировать оркестром. Мать молодого человека, боясь того, что отец, Иоганн -старший, будет всячески препятствовать выдаче лицензии, развелась с ним. После развода отец будущего композитора отказал своим детям от первого брака в наследстве и все имущество завещал семерым детям от любовницы (после развода  – второй жены).

Конфликт с отцом продолжался, выражаясь в том, что Иоганн со своим маленьким оркестром не мог выступать на больших площадках. Но, несмотря на это, талант молодого человека был замечен, и его назначили главным дирижером  военного оркестра.

В 1848 году, после революции, отношения с отцом еще более усложнились из-за того, что Иоганн – старший поддерживал монархию, а младший  – революцию.

В 1849 году отец умер, и сын простил ему все: он написал в его честь несколько произведений, издал за свой счет все его произведения. Музыканты отца присоединились к его оркестру и отправились на совместные гастроли по Европе. Иоганн-младший имел оглушительный успех.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: