Исаак дунаевский: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Личная жизнь

Личная жизнь Максима Дунаевского поистине вызывает удивление: каждую из 7 своих пассий композитор вел под венец. Известно, что у композитора было 7 жен. И это только официальные отношения.

Наталья Леонова

Впервые Максим женился, будучи студентом. Избранницей стала Наталья Леонова, дочь секретаря ЦК КПСС, прекрасная актриса, сыгравшая во многих кинолентах. Через два года брак распался. Маэстро сам признает, что без любви не может быть брака и, если чувства остыли, нужно уходить.

Влиятельный отец Натальи грозил Максиму всяческими проклятиями, но максимум, что он сделал – выбил временный запрет на выезд за границу. Союзы с певицей Региной Темирбулатовой и Еленой Дунаевской тоже были короткими. Каждой своей бывшей супруге композитор оставлял все нажитое имущество и квартиры.

Наследник

Следующей супругой Максима Исааковича стала Наталья Андрейченко. Славу этой актрисе принесла главная роль в фильме «Мэри Поппинс…». Наталья родила мужу сына Дмитрия. Но отношения были недолгими, и актриса ушла от Дунаевского. Она влюбилась в иностранного актера Максимилиана Шелла и уехала с ним за границу. Сын Дмитрий сейчас живет в Швейцарии, с отцом связи не поддерживает.

Дочь Алина

Параллельно официальным отношениям с Андрейченко у композитора был роман с Ниной Спада, который продлился 2 года. Женщина работала переводчиком с иностранных языков, а также писала книги, одной из которых стало откровения о Максиме Дунаевском.

Нина была музой для написания песни «Позвони мне, позвони» из фильма «Карнавал»

Возлюбленная Максима родила от него дочь Алину. Но Дунаевский не хотел связывать себя официальными отношениями. Через какое-то время Нина вышла замуж за француза и переехала жить за границу. Дочь Алина выросла в Париже, стала известным музыкантом. Создала свою группу, выступала с песнями на французском и русском языках. Участвовала в различных музыкальных мероприятиях.

Ген талантливого отца и деда передался и ей. Алина переделала песню из фильма «Карнавал», вдохнув в нее новую жизнь. Девушка принимала участие в создании документального фильма на канале НТВ, в котором рассказывалось о дочерях прославленного композитора.

Два непродолжительных брака

Романы с моделью Ольгой Даниловой и певицей Ольгой Шероновой привели композитора в ЗАГС, но стали непродолжительными. Причиной тому была прошедшая любовь.

Марина Рождественская

Седьмой женой композитора стала Марина Рождественская. Она была значительно младше мужа. Сам Дунаевский рассказывал, как девушка напоминает внешне и характером его мать. Женщина родила Максиму дочь Полину. От прошлых отношений у нее был еще один ребенок – дочь Мария, которую Дунаевский впоследствии удочерил и дал свою фамилию.

Супруги счастливы в браке уже 20 лет. Отношения композитора не были еще такими продолжительными. Максим признается, что стал более терпеливым в отношениях. Брак – это труд, который дается не каждому. Стабильная личная жизнь сказалась хорошо и на творчестве. Марина стала единственной женой, с которой Дунаевский обвенчался.

Прерванные связи

Со многими своими детьми Дунаевский прервал отношения. Так, он совсем не общается с сыном от Натальи Андрейченко Дмитрием и дочерью от Нины Спада Алиной. Комментировать свое решение Максим отказывается. Младшая дочь Полина ушла с головой в актерскую карьеру. Старшая Мария учится в Щепкинском училище.

Детские и юношеские годы Исаака Дунаевского

Исаак Дунаевский родом из Украины. Его детство прошло в маленьком провинциальном городке Лохвица. Дата рождения композитора – 30 января 1900 года. Ему повезло воспитываться в обеспеченной семье. У главы семейства был небольшой бизнес. Родители воспитывали шестерых детей.

Исаак в детском возрасте сразу дал понять родителям, что он музыкальный ребёнок. Он на слух воспроизводил самые сложные мелодии и поражал всё семейство чистотой своего голоса. В провинциальном городке Исаак начал посещать музшколу.

Год 1910 – большая семья перебралась в Харьков. В новом городе он поступил в консерваторию. Он изучил азы составления композиции, а также овладел игрой на скрипке. Отец настоял на том, чтобы у сына была за плечами более престижная профессия. Исаак поступил в ВУЗ на юридический факультет.

Личная жизнь

Личная жизнь Исаака Дунаевского всегда была наполнена влюбленностями, взаимными и нет. Дело в том, что Исаак Осипович был очень пылким молодым человеком. В 16 лет юноша впервые влюбился в Евгению Леонтович, известную харьковскую актрису. Женщина даже не подозревала о чувствах Дунаевского.

Исаак Дунаевский и Максим Дунаевский

Спустя три года сердце Дунаевского снова затрепетало, на этот раз от чувства к сорокалетней актрисе Вере Юреневой. Женщине льстило обожание юноши, но вскоре Дунаевский наскучил замужней Юреневой. Это настолько расстроило Исаака Осиповича, что тот решил немедленно жениться. Избранницей Дунаевского стала студентка университета, в котором юноша учился. Разумеется, подобный брак, заключенный сгоряча, быстро распался.

Уже в Москве, в 1924-м, Исаак Осипович познакомился с очаровательной балериной Зинаидой Судейкиной. Влюбленные поженились. Вскоре Зинаида подарила супругу первенца — сына Евгения. Евгений Дунаевский также выберет творческую профессию, однако, в отличие от отца, предпочтет живопись.

Исаак Дунаевский и Лидия Смирнова

Несмотря на официальный матримониальный статус, Исаак Осипович постоянно влюблялся вновь и вновь. Наталья Гаярина, танцовщица, долго владела сердцем композитора. Еще одной музой и предметом обожания для Исаака Осиповича являлась актриса Лидия Смирнова.

Ни муж Смирновой, ни жена Дунаевского не удержали влюбленных и не ослабили страсти. Исаак Осипович каждый день отправлял Смирновой телеграммы, подписываясь, как мальчишка, чужим именем. Вскоре композитор, не выдержав накала страстей, предложил красавице актрисе руку и сердце, однако женщина отказала Дунаевскому, сославшись на то, что больше не питает к нему никаких чувств.

Исаак Дунаевский и Зоя Пашкова

Переживания Исаака Осиповича оказались велики, но вскоре композитор утешился творчеством и новыми влюбленностями. В начале 1940-х у Дунаевского сложился серьезный роман с Зоей Пашковой, тоже танцовщицей. Спустя несколько лет, в 1945-м, женщина подарила Исааку Осиповичу второго сына, которого назвали Максимом. Максим Дунаевский пошел по стопам отца, став известным композитором.

Личная жизнь

За годы личной биографии Исаак Дунаевский дважды состоял в официальном браке. Его первой избранницей была Мария Швецова, однако их союз оказался непродолжительным.

После этого парень взял в жены балерину Зинаиду Судейкину. Позже у пары родился первенец Евгений, который в будущем станет художником.

По своей натуре Исаак был очень любвеобильным человеком, в связи с чем состоял в отношениях с разным женщинами, включая танцовщицу Наталью Гаярину и актрису Лидию Смирнову.

В военные годы у Дунаевского завязался головокружительный роман с балериной Зоей Пашковой. Результатом их отношений стало рождение мальчика Максима, который в будущем тоже будет известным композитором.

Биография Исаака Дунаевского

Исаак Дунаевский появился на свет 18 (30) января 1900 года в городке Лохвица (ныне Полтавская область, Украина). Он рос и воспитывался в еврейской семье Цале-Йосефа Симоновича и Розалии Дунаевской. Глава семейства работал мелким банковским служащим.

Детство и юность

Исаак рос в музыкальном семействе. Его мать играла на рояле, а также обладала хорошими вокальными данными. Стоит отметить, что четверо братьев Дунаевского также стали музыкантами.

Еще в раннем детстве Исаак начал проявлять выдающиеся музыкальные способности. Уже в 5-летнем возрасте он мог на слух подбирать разные классические произведения, а также имел талант к импровизации.

Когда Дунаевскому было около 8 лет он начал обучаться игре на скрипке у Григория Полянского. Через пару лет он вместе с семьей перебрался в Харьков, где стал посещать музыкальное училище по классу скрипки.

В 1918 г. Исаак с отличием окончил гимназию, а в следующем году –Харьковскую консерваторию. Затем он получил высшее образование, выбрав юридическую специальность.

Максим Дунаевский сейчас

И по сей день Максим Исаакович продолжает творить. В 2017 году он написал музыку к мелодраме «О любви» Владимира Бортко. В главных ролях известные актеры России. В 2018 году Дунаевский принял участие в программе «Честное слово», ведущий которой является Юрий Николаев. На встрече он рассказал о своем отце, детях и супругах. И также был откровенен по поводу состояния современного шоу-бизнеса.

Последняя супруга композитора Максима Дунаевского, с которой он находится в браке и по сей день

У прославленного композитора есть свой сайт, а также профиль в инстаграме, куда он периодически выкладывает новую информацию и фото с концертов и гастролей. Кроме творчества, Дунаевский занимается благотворительностью. Существует фонд, президентом которого он является.

Биографические сведения

До середины 1919 г. учился в Харьковской консерватории у И. Ахрона (скрипка) и С. Богатырева (композиция). В 1920–24 гг. — заведующий музыкальной частью, композитор и дирижер Харьковского русского драматического театра (композиторский дебют — музыка к спектаклю «Женитьба Фигаро», 1920, дирижерский — «Перикола» Ж. Оффенбаха, 1921); в 1924–29 гг. — музыкальный руководитель ряда московских театров («Эрмитаж», МГСПС, Драматический /бывший Корша/, Театр сатиры); в 1929–34 гг. — музыкальный руководитель и главный дирижер Ленинградского мюзик-холла, для которого вместе с Л. Утёсовым создал ряд эстрадных программ, выступив новатором в области легкой музыки. В 1938–41 гг. — руководитель ансамбля песни и пляски Ленинградского дома пионеров, а в 1938–48 гг. — руководитель ансамбля Центрального дома культуры железнодорожников в Москве. С 1943 г. жил в Москве. Во время войны писал мало, но в первые послевоенные годы в его творчестве наступил подъем.

С 1933 г. Дунаевский начал активно работать в кино. Написал музыку к более чем 30 кинофильмам, в том числе к лентам «Веселые ребята» (1934), «Три товарища» (1935), «Вратарь» (1936), «Цирк» (1936), «Дети капитана Гранта» (1936), «Волга-Волга» (1938), «Светлый путь» (1940), «Весна» (1947), «Кубанские казаки» (1949). В киномузыке Дунаевского блистательно сочетаются песни и симфонические картины, в которых песенные темы разрабатываются по классическим законам музыкального развития. Некоторые симфонические фрагменты (увертюра к «Детям капитана Гранта», финал фильма «Цирк», 1936, интерлюдии в фильме «Весна»), вероятно, представляют собой части ненаписанных симфоний (судя по письмам Дунаевского, он не желал заниматься симфоническим творчеством по причине жестких идеологических рамок в советской музыке).

Песни Дунаевского, как из кинофильмов («Марш веселых ребят», «Песня о Каховке», «Песня о родине», «Марш энтузиастов», «Спортивный марш» и другие), так и самостоятельные («Летите, голуби», 1947, «Школьный вальс», 1952, «Моя Москва», 1942, — одна из немногих его песен на военную тему) стали знаковыми песнями советской эпохи 1930–50-х гг., неотъемлемой частью советской массовой культуры.

Дунаевский — один из крупнейших советских авторов оперетты. Работая в этом жанре, он, отталкиваясь от традиций Ж. Оффенбаха, И. Кальмана, Ф. Легара, включал черты оперного стиля (симфонические эпизоды), но использовал также приемы джаза и интонации массовой песни. Среди 12 оперетт Дунаевского лучшие — «Золотая долина» (1938), «Вольный ветер» (1947), «Белая акация» (1955).

Кроме своих основных жанров — оперетты и киномузыки — Дунаевский написал также четыре балета, много инструментальной музыки для эстрадного и джазового оркестра, а также каденцию к концерту для скрипки с оркестром Бетховена (для фильма «Концерт Бетховена», 1937), записанную М. Полякиным. В своей музыке Дунаевский иногда обращался к фольклору, в том числе еврейскому, — в кинофильме «Искатели счастья» (1936). Блистательный образец обработки одной мелодии в нескольких фольклорных стилях (украинском, грузинском, таджикском, еврейском) — колыбельная из кинофильма «Цирк».

Официальная советская музыкальная критика за доступность, патриотичность и жизнерадостный тон объявила музыку Дунаевского воплощением мыслей и чувств миллионов советских людей, что вызвало скрытую негативную реакцию интеллигенции. Между тем, кажущаяся доступность этой музыки — результат уникального мелодического дара Дунаевского, не уступавшего по таланту лучшим композиторам 20 в., работавшим в жанре легкой музыки. Часто Дунаевского упрекали за использование в его сочинениях мелодий из классического наследия (что вполне приемлемо и часто практикуется многими авторами), но упреки эти главным образом были вызваны конкурентной борьбой многих композиторов с Дунаевским — бесспорным лидером песенного жанра своего времени.

Дунаевский получил звание народного артиста РСФСР (1950) и дважды удостаивался Сталинских премий (в 1941 г. и 1951 г.). В 1955 г., вскоре после статьи С. Нариньяни в газете «Известия», критиковавшей Дунаевского и обнародовавшей некоторые подробности его семейной жизни, Дунаевский умер. В СССР был распространен ныне опровергнутый слух о его самоубийстве.

Личная жизнь

Личная жизнь Дунаевского всегда была наполнена влюбленностями, взаимными и нет. В 16 лет юноша влюбился в Евгению Леонтович, известную харьковскую актрису. Женщина даже не подозревала о чувствах музыканта.

Спустя три года сердце Исаака снова затрепетало, на этот раз от чувства к сорокалетней актрисе Вере Юреневой. Женщине льстило обожание юноши, но вскоре он наскучил ей. Это настолько расстроило композитора, что он решил немедленно жениться. Избранницей Дунаевского стала студентка университета, в котором он учился. Брак, заключенный сгоряча, быстро распался.

В 1924-м, уже в Москве, Исаак Осипович познакомился с очаровательной балериной Зинаидой Судейкиной. Влюбленные поженились. Вскоре жена подарила супругу первенца. Евгений Дунаевский также выбрал творческую профессию, но, в отличие от отца, предпочел живопись.

Исаак Дунаевский и Зоя Пашкова / кадр из документального фильма

Несмотря на наличие брака, композитор продолжал влюбляться. Наталья Гаярина, танцовщица, долго владела его сердцем. Еще одной музой и предметом обожания Исаака Осиповича являлась актриса Лидия Смирнова.

Ни муж Смирновой, ни жена Дунаевского не удержали влюбленных и не ослабили страсти. Композитор каждый день отправлял любовнице телеграммы, подписываясь, как мальчишка, чужим именем. Вскоре, не выдержав накала страстей, он предложил актрисе руку и сердце, однако та отказала, сославшись на то, что больше не питает к нему никаких чувств.

Переживания оказались велики, но вскоре Дунаевский утешился творчеством и новой любовью. В начале 1940-х у него возник серьезный роман с Зоей Пашковой, тоже танцовщицей. Они начали жить вместе, и спустя несколько лет, в 1945-м, избранница родила Исааку Осиповичу второго сына. Максим Дунаевский пошел по стопам отца, став известным композитором.

Музыка в жизни Исаака Дунаевского

Композиторская карьера Дунаевского Исаака Осиповича началась в Харькове, была довольно успешной, но ему хотелось большего. В 1924 году молодой человек принял решение покорять Москву. Он считал, что этот город откроет новые возможности для развития его таланта, и не ошибся.

Талант композитора был оценен высоко представителями московских театров. Ему поступало множество предложений. Первое место работы Дунаевского в Москве – театр «Эрмитаж». Спустя некоторое время он перешел в Театр Сатиры. В 1929 году произошла судьбоносная встреча Дунаевского и Утесова в «Мюзик-Холле» Ленинграда.

Утесов предложил Дунаевскому попробовать себя и в мире кино. Можно смело утверждать, что они вместе пришли к созданию легендарной картины «Веселые ребята», за которой последовали еще несколько значимых фильмов. Их знают и любят даже современные зрители.

Музыка принесла Исааку Осиповичу не только всенародное признание, но и дала возможность продвигаться в карьерном плане. В 1937 году ему было доверено руководство Союзом композиторов в Ленинграде, через год он стал Депутатом Верховного совета СССР. Высокий пост не позволил ему отправиться на фронт во время ВОВ, но Дунаевский поддерживал народ своим талантом – он разъезжал по стране с музыкальным коллективом, давал концерты в самых отдаленных уголках СССР и в прифронтовой зоне.

Музыка и фильмы

Получив музыкальное образование, молодой человек устроился работать в оркестр драматического театра в Харькове. Там юное дарование произвело впечатление на Николая Синельникова, режиссера театра. Дунаевскому предложили написать музыкальное сопровождение для постановки «Женитьба Фигаро».

Исаак Дунаевский в молодости /

Опыт оказался успешным, и вскоре талантливого композитора пригласили работать в Москву. Первые два года столичной жизни Исаак Осипович посвятил театру «Эрмитаж», затем перешел на службу в Московский театр сатиры. Там были написаны оперетты «Ножи» и «Женихи», с восторгом принятые публикой.

В 1929-м Дунаевский снова сменил место жительства. На этот раз композитора пригласили в Ленинград, предложив работу в Мюзик-холле. Попытка поставить на этой сцене спектакль «Одиссей» с его музыкой оказалась провальной: постановку запретили.

Зато в ту пору произошло знакомство с Леонидом Утесовым, ставшее началом плодотворного сотрудничества. Исаак Осипович создал для артиста веселые представления «Музыкальный магазин» и «Джаз на повороте» с джазовыми вариациями мелодий знаменитых композиторов.

Позднее Утесов свел Дунаевского с режиссером Григорием Александровым. По легенде, музыкант вдохновил кинематографиста на создание фильма «Веселые ребята», наиграв мелодию, ставшую визитной карточкой ленты. Главную роль в ленте сыграл Леонид Осипович.

Фильм был с восторгом встречен как советской, так и зарубежной публикой. Он был отправлен на фестиваль в Венецию, где получил высокие оценки судей. А песня «Сердце» надолго запомнилась слушателям. После этого Исаак Осипович стал знаменитым композитором, одним из родоначальников музыкальной комедии в СССР.

Исаак Дунаевский и Леонид Утесов /

Сотрудничество с Александровым продолжалось в последующие годы. Совместными усилиями были созданы фильмы «Цирк» и «Волга-Волга», песни из которых с удовольствием напевали советские зрители. Обращались за помощью к Исааку Осиповичу и другие режиссеры. Так, в сотворчестве с Иваном Пырьевым была создана лента «Кубанские казаки». А об увертюре Дунаевского для «Детей капитана Гранта» Владимира Вайнштока с восторгом отзывался Дмитрий Шостакович.

Композитор продолжал творить вне кино — писал оперетты, вальсы. А в разгар войны он создал песню «Моя Москва», помогавшую людям не терять душевные силы и веру в победу в то сложное и страшное время. Позже она стала официальным гимном Москвы. Такой же вдохновляющей получилась «Песня о Родине», впервые прозвучавшая в кинофильме «Цирк».

Последним произведением композитора стала «Белая акация», эту оперетту он так и не успел закончить. Премьера состоялась 15 ноября 1955 года, через несколько месяцев после смерти мастера.

После иммиграции

В 1992 году Максим переехал в Америку и прожил там до 1999 года. За границей композитор продолжил свое творчество, занимался изданием статей и выступал в телепередачах. Для Голливуда мастер написал музыку к нескольким фильмам.

В конце века Дунаевский вернулся в Россию

Песни Максима Исааковича были популярны среди эстрадных исполнителей, таких как Татьяна Буланова, Михаил Боярский и Маша Распутина. Для Николая Караченцова маэстро написал более 10 песен, которые вошли в альбом «Моя маленькая леди».

О современных исполнителях автор песен отзывается не всегда лестно. По его мнению, многим из них не стоило выходить на сцену. Единственные, кого из молодых музыкантов он хвалит за профессионализм, это Дима Билан и Александр Панайотов.

[править] Личная жизнь и последние годы

В 16 лет влюбился в театральную звезду Харькова Евгению Леонтович. Но первой настоящей любовью была актриса Вера Юренева. Когда ему исполнилось 19, ей — уже за 40, то эта женщина охладела к еврейскому мальчику-музыканту, читавшему ей наизусть «Песнь песней».

Юный Дунаевский женился на некой студентке университета, но этот брак, сведений о котором почти не осталось, продлился недолго.

В 1925 году женился на Зинаиде Александровне Судейкиной (−) — красавице–балерине, которая писала стихи, пела, увлекалась живописью.

В браке с Судейкиной в 1932 году у Дунаевского родился сын Евгений Исаакович Дунаевский, ставший московским художником-«станковистом».

Дунаевский отличался любвеобильностью, и вскоре стал заводить романы, а ревнующей жене написал:

А затем «влюбился в танцовщицу, такую же высокую и яркую блондинку, как и его жена, Наталью Гаярину. Зинаида Сергеевна об этом узнала. И в течение пяти лет Дунаевский буквально разрывался между двумя любимыми женщинами».

Среди его любовниц была и киноактриса Лидия Николаевна Смирнова (−) , известная по таким фильмам как «Моя любовь», впрочем Смирнова отказалась выйти замуж за Дунаевского, и тот сильно обиделся и покинул её. Смирнова же вышла замуж за режиссёра Владимира Рапопорта.

В 1944 году у Дунаевского во время поездки по Сибири и Дальнему Востоку возник роман с красивой 20-летней танцовщицей из руководимого им ансамбля Зоей Ивановной Пашковой (−), которая 15 января 1945 года родила ему сына Максима, ставшего также известным композитором.

В 1955 году вышла статья С. Нариньяни в газете «Известия» в которой критиковался Дунаевский и были обнародованы некоторые подробности его семейной жизни.

Вскоре после этой статьи, 25 июля 1955 года Дунаевский умер.

Был ныне опровергнутый слух о его самоубийстве.

Существует мнение, что Дунаевский умер из-за любовных излишеств — переутомился, не выдержало сердце новую любовницу.

Бережливый пенсионер

Как любой гражданин России, Максим Исаакович Дунаевский получает пенсию. Но в отличие от других деятелей культуры преклонного возраста, назвать ее размер журналистам он отказался. Лишь сказал, что средний россиянин мог бы вполне на нее прожить.

Сумма действительно должна быть немаленькая – только за звание народного артиста положена надбавка в 30 тысяч рублей. Но композитор продолжает активно работать, получает авторские отчисления и гонорары, так что за все время, которое ему начисляется пенсия, он ее так ни разу и не снимал. «Лежит она и лежит», — отметил Дунаевский. Из чего следует, что о пенсии он попросту не думает.

Память

В память о таланте Исаака Осиповича его именем в российской столице названа улица, на которой располагалась квартира композитора. Есть улицы и переулки Дунаевского в Новосибирске, Липецке, Ростове-на-Дону и других городах. Носят имя народного артиста РСФСР и школы российских и украинских городов.

Также памяти композитора посвящены мемориальные доски. Одна расположена в Харькове на стене дома, в котором жила семья Дунаевских. Вторую мемориальную доску можно увидеть в Санкт-Петербурге, на нынешней Гороховой улице. Третья была открыта в Москве. А в 2019 году в харьковском городском саду имени Тараса Шевченко появилась скульптурная композиция, посвященная Дунаевскому и Клавдии Шульженко.

Студенческие годы

Максим поступил в музыкальное училище, окончил его с высокими показателями и продолжил обучение в консерватории имени П.И. Чайковского. Будущий талантливый композитор занимался классической музыкой. Но знакомство со студенческим театром «Наш дом» перевернуло всю жизнь композитора. Он стал писать композиции к фильмам и спектаклям.

Будучи студентом, Максим создавал классические произведения. В его творческой коллекции: концерты для фортепиано, многочисленные романсы и кантаты. Немного позже композитора заинтересовало создание историй для эстрады и кино.

Музыкальные пьесы из «Двенадцати стульев» и в «Поисках капитана Гранта» принадлежат авторству Максима Исааковича. На экраны телевизора вышло более 60 кинолент, в которых звучала прекрасная музыка маэстро. Не обошел стороной композитор и телеспектакли, мультфильмы, Дунаевский к ним написал множество композиций.

Сочинения[править]

Оперетты:

  • «И нашим, и вашим» (1924)
  • «Женихи» (1927)
  • «Соломенная шляпка» (1927)
  • «Ножи» (1928)
  • «Полярные-страсти» (1929)
  • «Миллион терзаний» (1932)
  • «Золотая долина» (1937)
  • «Дороги к счастью» (1940)
  • «Вольный ветер» (1947)
  • «Сын клоуна» (1950)
  • «Белая акация» (1955) (не окончена).

Балеты:

  • «Отдых фавна» (1924)
  • «Мурзилка» (1924)
  • «Невеста и автомат» (1934)
  • «Джекки — 14-летний матрос»

Музыка к спектаклям:

  • «Тартюф» (Мольер)
  • «Женитьба Фигаро» (Бомарше)
  • «Принцесса Турандот» (Гоцци)

Фильмы:

  1. 1933 — «Первый взвод»
  2. 1934 — «Дважды рождённый»
  3. 1934 — «Весёлые ребята»
  4. 1934 — «Золотые огни»
  5. 1935 — «Путь корабля»
  6. 1935 — «Три товарища»
  7. 1936 — «Вратарь»
  8. 1936 — «Девушка спешит на свидание»
  9. 1936 — «Дети капитана Гранта»
  10. 1936 — «Искатели счастья»
  11. 1936 — «Концерт Бетховена»
  12. 1936 — «Цирк» (Сталинская премия первой степени, 1941)
  13. 1937 — «Теремок»
  14. 1937 — «Дочь Родины»
  15. 1937 — «Наш цирк» (короткометражный)
  16. 1938 — «Богатая невеста»
  17. 1938 — «Волга-Волга» (Сталинская премия первой степени, 1941)
  18. 1939 — «Юность командиров»
  19. 1940 — «Концерт на экране»
  20. 1940 — «Моя любовь»
  21. 1940 — «Светлый путь»
  22. 1947 — «Весна»
  23. 1947 — «Новый дом»
  24. 1949 — «Кубанские казаки» (Сталинская премия второй степени, 1950)
  25. 1949 — «Машенькин концерт»
  26. 1954 — «Запасной игрок»
  27. 1954 — «Испытание верности»
  28. 1957 — «Белая акация»
  29. 1961 — «Вольный ветер»
  30. 1972 — «Только ты»
  31. 1983 — «Вольный ветер»
  32. 1986 — «В поисках капитана Гранта»

Песни

  • «Моя Москва» («Дорогая моя столица»), ставшая в 1995 году официальным Гимном Москвы
  • «Песня о Родине» (из фильма «Цирк»; текст В. И. Лебедева-Кумача), служившая позывными Всесоюзного радио.
  • «Эх, хорошо!»
  • «Марш весёлых ребят» (из фильма «Весёлые ребята»)
  • «Песня о Каховке»
  • «Спортивный марш»
  • «Песня о весёлом ветре» (из фильма «Дети капитана Гранта»)
  • «Песенка о капитане» (из фильма «Дети капитана Гранта»)
  • «Ой, цветёт калина»
  • «Каким ты был»
  • «Песня о Сталине» (текст М. Инюшкин)
  • «Марш энтузиастов»
  • «Пути-дороги»
  • «Дорожная песня»
  • «Дальняя сторожка» (текст Е. Долматовский, 1939г)
  • «Летите, голуби»
  • «Вечер вальса»
  • «Школьный вальс» (1950)
  • «Молчание»
  • «Не забывай»
  • «Заздравная»
  • «Курортная» (текст В. Волженин)
  • «Молодёжная» (текст В. И. Лебедева-Кумача)
  • «До чего же хорошо кругом»
  • «Скворцы прилетели»
  • «Марш юннатов»
  • «Звёзды милой Родины»

Общественная деятельность

Заниматься общественной деятельностью Дунаевский начал еще в молодости. В 20-е годы он служил секретарем-корреспондентом при Наркомвнешторге УССР. С этим связана забавная история: однажды, задумавшись, Исаак Осипович набросал на полях делового письма короткую музыкальную фразу, и из Москвы в ответ пришла телеграмма с требованием расшифровки.

Исаак Дунаевский и Лидия Смирнова / ,

С 1937-го Дунаевский руководил Союзом композиторов в Ленинграде. Спустя год его выбрали депутатом Верховного Совета страны. Позже, во время Великой Отечественной войны, Исаак Осипович руководил музыкальным ансамблем, разъезжая по стране с концертами.

Личная жизнь

За годы личной биографии Исаак Дунаевский дважды состоял в официальном браке. Его первой избранницей была Мария Швецова, однако их союз оказался непродолжительным.

После этого парень взял в жены балерину Зинаиду Судейкину. Позже у пары родился первенец Евгений, который в будущем станет художником.

По своей натуре Исаак был очень любвеобильным человеком, в связи с чем состоял в отношениях с разным женщинами, включая танцовщицу Наталью Гаярину и актрису Лидию Смирнову.

В военные годы у Дунаевского завязался головокружительный роман с балериной Зоей Пашковой. Результатом их отношений стало рождение мальчика Максима, который в будущем тоже будет известным композитором.

Творческая карьера[править]

С 1919 года — скрипач в оркестре, концертмейстер.

В −1924 годах — сотрудник газет, организатор музыкальных студий и кружков при воинских клубах, заведующий музыкальным отделом губернского отдела народного образования.

В −1924 годах — заведующий музыкальной частью, композитор и дирижер Харьковского русского драматического театра (в 1920 году — композиторский дебют — музыка к спектаклю «Женитьба Фигаро», в 1921 году — дирижерский дебют — «Перикола» Жака Оффенбаха), во время работы читал лекции о музыке и руководил армейской самодеятельностью.

В 1924 году по приглашению В.Я. Хенкина переехал в Москву.

В −1926 годах — музыкальный руководитель театра «Эрмитаж».

В −1929 годах — музыкальный руководитель Театра сатиры, для которого сочинил свои первые оперетты — «Женихи» и «Ножи».

В 1927 году оперетта Дунаевского «Женихи» была поставлена в Московском государственном театре оперетты.

С 1929 года по или 1935 год — композитор, музыкальный руководитель и главный дирижер Ленинградского мюзик-холла, для которого вместе с Леонидом Утёсовым создал ряд эстрадных программ, выступив новатором в области легкой музыки.

Первый же спектакль с музыкой Дунаевского — пародийное сатирическое обозрение «Одиссей» был запрещён после нескольких представлений.

В поисках стиля «советского джаза» Дунаевский искал опору в народной музыке и написал программу «Джаз на повороте», состоявшую из рапсодий-фантазий на темы народных песен.

В 1933 году вместе с В. Массом и Н. Эрдманом создал для Л. Утесова веселое джаз-обозрение «Музыкальный магазин» с джазовыми интерпретациями мелодий Д. Верди, Н. Римского-Корсакова и П. Чайковского.

В новой оригинальной редакции Исаака Дунаевского в Ленинградском мюзик-холле с успехом шла оперетта «Нитуш» Ф. Эрве под названием «Небесные ласточки».

В −1940 годах сочинил музыку к 16 кинофильмам. Вместе с кинорежиссёром Г.В. Александровым создал жанр советской музыкальной кинокомедии, сделав музыку одним из главных компонентов драматургии фильма. Совместные фильмы Дунаевского и Александрова «Весёлые ребята» (1934), «Цирк» (), «Волга-Волга» () и «Светлый путь» (1940) получили широкую популярность. Дунаевский принимал участие в озвучивании, играл на рояле и пел, так, например, в фильме «Весна» Дунаевский спел романс Глинки.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович, ценивший симфонический дар Дунаевского, сказал об увертюре к кинофильму «Дети капитана Гранта»: «Эта увертюра — симфоническое произведение большого накала и темперамента».

Дунаевский был дружен с Михаилом Булгаковым.

В −1941 годах возглавлял Ленинградский союз композиторов.

В 1938 году был избран депутатом Верховного совета РСФСР 1-го созыва.

В период Великой Отечественной войны Дунаевский являлся художественным руководителем ансамбля песни и пляски железнодорожников, много выступал по всему СССР (только в −1942 годах ансамбль дал их более 700 концертов).

Среди многих песен времён войны, наиболее знаменитой стала песня «Моя Москва», написанная в 1942 году.

С 1945 года жил в Москве.

В 1947 году сочинил музыку к фильму «Весна».

В 1940-е годы Дунаевский возвращается к оперетте — «Вольный ветер» (1947).

В 1949 году написал музыку к кинофильму «Кубанские казаки».

Последняя оперетта Дуневского «Белая акация» () была посмертно завершена К. Молчановым.

Исаак Дунаевский: Подробности личной жизни

Исаак Дунаевский в молодости был влюбчивым человеком. Эта черта характера сопровождала композитора и во взрослом возрасте. В 16 лет его угораздило влюбиться в Евгению Леонтович. Девушка имела прямое отношение к творчеству. Она работала актрисой в одном из театров Харькова. Евгения не подозревала о том, что в неё влюблён молодой музыкант.

Пройдёт три года, и он опять влюбиться. На этот раз в его сердце поселилась Вера Юренева

Её было 40 лет, она была замужем, и ей нравилось внимание юного ухажёра. Вскоре ухаживания надоедливого кавалера наскучили Вере, и она разорвала с ним всякое общение

Это ранило Дунаевского, и он решил жениться, чтобы отомстить Юреневой. Он взял в жёны студентку, которая училась вместе с ним в ВУЗе. Пройдёт немного времени, и молодые люди приняли решение о разводе. Брак, построенный на месте – оказался не крепким.

В середине 20-х годов он познакомился с Зиной Судейкиной. На момент знакомства она работала балериной.

Спустя некоторое время парочка поженилась. Женщина родила Дунаевскому сына. Кстати, Евгений (сын композитора) тоже выбрал для себя творческую профессию. Занимается изобразительным искусством.

Он был семейным человеком, но положение не смогло утолить его пыл. Неоднократно изменял супруге.

Наталья Гаярина овладела сердцем и мыслями настолько, что он подумывал о разводе, но мудрая жена уберегла мужа от необдуманного решения.

Последний скандал

Максим Исаакович признавался, что только с Мариной наконец понял, что счастье в браке – это не случайное стечение обстоятельств, что над этим надо работать. Он рассказывал, что Марина похожа на его мать и внешностью, и характером. 

Они обвенчались в церкви (до этого композитор отводил избранниц только в ЗАГС) и прожили вместе двадцать лет, и казалось, что это уже навсегда. Но в итоге и с Рождественской он расстался. Новый 2020 год композитор встретил с другой. А затем объявил журналистам, что опять разводится. Марина Рождественская узнала о том, что ее семейной жизни пришел конец, из статей.

Сейчас уже бывшие супруги делят имущество. Дунаевский собирается помогать Марине и впредь чем сможет. О причинах развода не говорит, как и всегда. Просто – пришло время в очередной раз изменить жизнь.

Новую избранницу Дунаевского зовут Алла Новоселова, она музыковед. В светских изданиях уже опубликованы совместные фото пары.

Эстрада, театр, кино

Еще не получив диплом, Дунаевский устроился в театр имени Вахтангова дирижером, через пять лет его пригласили на должность главного дирижера и музыкального руководителя Московского мюзик-хола. Он основал вокально-инструментальный ансамбль «Фестиваль», существовавший до 1990 года и игравший его музыку. В 1985 году занял пост художественного руководителя и главного дирижера Государственного эстрадного оркестра РСФСР, где пробыл два года, а затем перешел в Театр-студию музыкальной драмы.

С 2015 года Максим Дунаевский занимает должность худрука и главы художественного совета Московской областной филармонии.

Примечания

  1. Минчёнок Д. А. Дунаевский: Красный Моцарт / Послесловие Е. И. Дунаевского. — М.: Молодая гвардия, 2006. — С. 7. — 374 с. — (Жизнь замечательных людей: Сер. биогр.; Вып. 1023). — 5000 экз. — ISBN 5-235-02931-3.
  2. Уварова Е. Д. Эстрада в России. XX век. Энциклопедия. — Олма-Пресс, 2004. — ISBN 5-224-04462-6.
  3. ↑ , с. 133.
  4. Медведев Ф. Н.. Мои Великие старики. — СПб.: БХВ-Петербург, 2012. — С. 241. — ISBN 978-5-9775-0759-2.
  5. Михаил Кантор. Семья Дунаевских (2009)
  6. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 23 апреля 1965
  7. , с. 134.
  8. Московская энциклопедия / С. О. Шмидт. — М.: Издательский центр «Москвоведение», 2007. — Т. I, Лица Москвы, кн. 2. — С. 539. — 623 с. — 10 000 экз. — ISBN 978-5-903633-02-9.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: