Византийская культура: особенности
Она считается очень самобытной, поскольку, в отличие от культуры Европы в Средние века, в нее вкраплены элементы восточных цивилизаций. В то же время невозможно не заметить влияние уже ушедшей античности и нового веяния – мусульманства. Доминантная роль религии определила основную черту это оригинальной культуры – человек в ней ориентировался на мир высшей истины, идеальный и часто иррациональный. Это объясняется тем, что в центре всей парадигмы стояла религия.
Рис. 1. Византийская икона.
По той же причине византийское искусство представляет собой совершенно особый культурный феномен, который сегодня рассматривается на уроках истории в 6 классе. Дело в том, что художники в этот культурные период считались проводниками духовности, соответственно, на своих полотнах они воплощали божественный мир, а не собственное видение мира реального.
Образование в империи было доступно всем, а школа давала возможность продвинуться по социальной лестнице и занять видный пост. Если в Западной Европе школы были церковными, то в Византии – светскими. Священное писание изучалось в них вместе с античными философией и поэзией.
Рис. 2. Книга из Византии.
Слайд 13 1. Базилики Интерьеры ритмом колонн главного нефа организуют
Маджиоре в Риме, Сент-Аполлинер в Равенне).В соответствии с христианскими
обрядами пространство базилики делилось на несколько частей. В полукруглой нише восточной стены (апсиде) устраивался алтарь, у которого происходило богослужение. Зал для молящихся обычно разделен на три нефа, из них центральный — выше боковых. В ранних базиликах нефы перекрывались деревянными стропильными крышами. От входа зал отделялся нартексом—помещением, куда допускались некрещеные. Перед зданием устраивали двор с галереями по периметру и фонтаном в центре для совершения обряда омовения (рис. 3).
Хлудовская псалтырь
Середина IX века. Государственный исторический музей, Москва
Иконоборцы Иоанн Грамматик и епископ Антоний Силейский. Хлудовская псалтырь. Византия, ориентировочно 850 год
Хлудовская псалтырь, названная по имени Алексея Ивановича Хлудова, владевшего рукописью в XIX веке, — одна из трех сохранившихся псалтырей, созданных в константинопольском Студийском монастыре вскоре после восстановления иконопочитания (спустя два века буквального , на протяжении 726–843 годов антропоморфные образы Христа и святых оставались вне закона). Эта рукопись (так называемая монастырская редакция псалтыри с иллюстрациями на полях) — самая полная из трех и обильнее всего иллюстрированная.
Самой красноречивой особенностью ее миниатюр является художественный отклик на недавние события. На иллюстрации к псалму 68:22 «И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом» изображены два иконоборца, погружающие губки на концах копий в известь, чтобы замазать ими лик Христа. Их длинные, вставшие дыбом волосы заставляют вспомнить средневековые изображения дьявола, традиционно носившего подобную прическу. На той же странице приводится эксплицитное сравнение иконоборцев с распявшими Христа (те же движения и предметы в руках), которое не оставляет первым шансов на реабилитацию — их лики, столь ненавистные средневековому читателю рукописи, были выскоблены.
Становление науки
Византийцы сохранили многие достижения античного времени и преумножили их своими научными знаниями. Благодаря значительному вкладу в образование, стало возможным процветание разноплановых научных областей.
Развитие научных знаний
- Математика.
Математические навыки античности византийцы успешно применяли при проведении земляных замеров, при возведении зданий, при вычислении налогов, при астрологических расчетах.
Наиболее известен византийский мыслитель Лев Математик, живший в IXвеке. Он является автором изобретения звуковой сигнализации, которая могла передавать сведения на расстояние. Он разработал систему автоматических устройств для тронного зала дворца императора. Эта система приходила в движение при помощи воды. Этому ученому принадлежит первенство применения буквенных обозначений в математических формулах. Его можно назвать основателем алгебры.
Лев Математик
- Медицина.
Медицинские знания византийских ученых были основаны на сочинениях древнегреческого ученого Гиппократа и древнеримского врача Галена. Дополняя эти знания своими наблюдениями и выводами, византийцы создавали учебники по медицинским направлениям.
Лечебные учреждения организовывали при монастырях. В XI веке при одной из больниц столицы было открыто первое в европейских государствах медицинское училище. В 370 году в Кессарии Василий Великий построил первую большую больницу, похожую на небольшой город.
В византийской больнице
Византийские врачи занимались лечением многих тяжелых заболеваний и даже проводили хирургические операции.
Большое значение ученые придавали изучению лекарственных растений. Многие названия этих растений используются и в наши дни.
- Химия.
В Средневековой Византии зарождались теоретические и практические знания в области химии. Были сохранены античные рецепты изготовления керамики, смальты для мозаики, стекла, различных красок.
Ярким изобретением византийских химиков является «греческий огонь». Ученым удалось разработать уникальную формулу создания огня, который невозможно потушить водой. В состав этой формулы входили нефть, смолы и известь. Такой огонь помог воинам одержать множество побед в морских битвах.
Греческий огонь
- География.
Научные знания Византии успешно пополнялась изучением географии. Купцы, отправляющиеся в другие государства с целью торговли, составляли описание своих путешествий.
Византийцы владели мастерством составления чертежей городских поселений и географических карт.
- История.
Благодаря многочисленным энциклопедическим историческим произведениям до наших дней дошли ценные сведения о средневековой жизни, историко-географические и этнографические данные.
Наряду с исторической наукой в Византии широко было распространено составление хронографий, в которых в хронологическом порядке записывались важные события того периода.
Одним из известнейших византийских историков является Прокопий Кесарийский – автор трудов об императоре Юстиниане.
Прокопий Кесарийский
ВЫВОД:научные знания ученых и философов античного периода послужили основой для развития науки в Византии и позволили ей достигнуть значительных успехов относительно своей эпохи.
Периодизация византийского стиля в русской архитектуре
То, что именуется в теории архитектуры не иначе как «византийский стиль», формируется в середине 19-го века. Его идеологом и пропагандистом стал архитектор К. А. Тон. Предвестники стиля появляются в 20-х годах 19-го века, они заметны в таких постройках, как в Киеве, церковь Александра Невского в Потсдаме.
Но первый период формирования стиля приходится на 40-е и 50-е годы, он особенно заметен в сооружениях А. В. Горностаева и Д. Гримма. Второй период — 60-е годы, когда в духе доминирующей эклектики создаются сооружения смело миксующие византийские и русские черты. В этот период стиль особенно виден в зданиях Г. Г. Гагарина, В. А. Косякова и Е. А. Борисова.
70-90-е годы — это время усложнения стиля, архитекторы стремятся к большему декорированию, внесению разностилевых деталей в свои постройки. На рубеже 19-го и 20-го веков и в начале 20-го века византийский стиль в России начинает трактоваться все более вольно, объединяясь в духе наступающего модерна с другими стилями. В 90-е годы 20-го века появляется псевдовизантийский стиль, в котором видны поздние наслоения, но угадываются исконные черты.
Культура Византии краткое сообщение
Культура Византии краткое сообщение расскажет о главных достижениях этого государства, наследницы культуры Римской империи.
Культура Византии кратко
Византийская культура позаимствовала достижения античного мира в сфере изобразительного искусства, права, архитектуры и музыки. Вместе с тем географическое расположение государства, особенности миграции народов и торговые связи открыли границы для влияния Востока. Таким образом, историческое прошлое античности и варварское окружение создали основу для формирования новой, особенной культуры, такой непохожей на другие.
В чем особенность Византийской культуры?
- Во-первых, в ее основе конфессиональной фактор, а не этнической или политической общности.
- Во-вторых, самообразующим фактором культуры является православие, на основе которого создалась система имперского самосознания. В целом Византийская культура за свое существование пережила 2 взлета: Македонское Возрождение и расцвет при династии Палеологов.
Основные достижения византийской культуры:
- Сформировался монашеский подвиг аскетизма и идеал святости.
- Утвердилась крестово-купольная архитектура. Она сочетает в себе несоединимые внешне начала, возвышенную торжественность, утонченный спиритуализм и глубокую духовность, пышность и роскошность, избыточность и зрелищность. Византийский храм отличался от классического античного храма. На первый план вышла организация внутреннего пространства. Самым знаменитым памятником византийской культуры, ее визитной карточкой стал храм св. Софии в Константинополе.
- Активно развивалось искусство книги и книжной миниатюры.
- Развилась уникальная техника мозаика. В этом жанре Византия не имеет равных. Мастера владели секретами изготовления смальты и искусными приемами превращения исходного разноцветья в живописное целое. Великолепные мозики украшают усыпальницы Равенны, храм Софии, Церковь Успения в Никее, Церковь Димитрия в Фессалониках.
- Развитие декоративно-прикладного искусства находилось на высочайшем уровне развития. В частности мастера владели техникой перегородчатой эмали.
- Зарождался и развивался новый жанр: жанр иконописи.
Какова роль Византийской культуры?
Она оказала огромное влияние на формирование культуры Киевской Руси после ее крещения. Можно сказать, что она стала объектом для наследования. В «Повести временных лет» Нестор Летописец описал визит князя Владимира в Константинополь. Он был поражен величием, красотой и эстетическим наполнением храмов, что, возвратившись домой, приступил к строительству таких в Киевской Руси. Кроме того, византийская культура подарила миру искусство иконописи. Она была историческим продолжением греко-римской античности и синтезом восточной и западной духовной основы, оказав тем самым влияние на формирование культур Европы.
Надеемся, что сообщение о византийской культуре помогло Вам подготовиться к занятию, и Вы узнали много полезной информации о ней. А краткий рассказ о культуре Византии Вы можете дополнить через форму комментариев ниже.
Падение
Каковы же основные причины падения Византии? Почему империя, владевшая такими обширными территориями и таким могуществом (как военным, так и культурным) пала? В первую очередь самой важной причиной стало усиление Османской империи, по сути, Византия стала одной их первых жертв, впоследствии османские янычары и сипахи немало нервов потреплют и многим другим европейским народам, дойдя даже до Вены в 1529 году (откуда их выбили только объединенными усилиями австрийские и польские войска короля Яна Собеського). Но помимо турков Византия имела и ряд внутренних проблем, постоянные войны измотали эту страну, многие территории, которыми она владела в прошлом, оказались потерянными. Сказался и конфликт с католической Европой, вылившийся в четвертый крестовый поход, направленный не против неверных мусульман, а таки против византийцев, этих «неправильных православных христиан-еретиков» (с точки зрения католиков-крестоносцев, разумеется)
Стоит ли говорить, что четвертый крестовый поход, результатом которого стало временное завоевание Константинополя крестоносцами и образование так званой «Латинской республики» был еще одной важной причиной последующего упадка и падения Византийской империи
Сказался и конфликт с католической Европой, вылившийся в четвертый крестовый поход, направленный не против неверных мусульман, а таки против византийцев, этих «неправильных православных христиан-еретиков» (с точки зрения католиков-крестоносцев, разумеется)
Стоит ли говорить, что четвертый крестовый поход, результатом которого стало временное завоевание Константинополя крестоносцами и образование так званой «Латинской республики» был еще одной важной причиной последующего упадка и падения Византийской империи. Но помимо турков Византия имела и ряд внутренних проблем, постоянные войны измотали эту страну, многие территории, которыми она владела в прошлом, оказались потерянными
Сказался и конфликт с католической Европой, вылившийся в четвертый крестовый поход, направленный не против неверных мусульман, а таки против византийцев, этих «неправильных православных христиан-еретиков» (с точки зрения католиков-крестоносцев, разумеется)
Но помимо турков Византия имела и ряд внутренних проблем, постоянные войны измотали эту страну, многие территории, которыми она владела в прошлом, оказались потерянными. Сказался и конфликт с католической Европой, вылившийся в четвертый крестовый поход, направленный не против неверных мусульман, а таки против византийцев, этих «неправильных православных христиан-еретиков» (с точки зрения католиков-крестоносцев, разумеется)
Стоит ли говорить, что четвертый крестовый поход, результатом которого стало временное завоевание Константинополя крестоносцами и образование так званой «Латинской республики» был еще одной важной причиной последующего упадка и падения Византийской империи
Также падению Византии немало поспособствовали и многочисленные политические смуты, сопровождавшие заключительный пятый этап истории Византии. Так, например, византийский император Иоанн Палеолог V, правивший с 1341 по 1391 годы, свергался с престола целых три раза (интересно, что сперва своим свекром, потом сыном, потом внуком). Турки же умело использовали интриги при дворе византийских императоров в своих корыстных целях.
В 1347 году по территории Византии прокатилась самая страшная эпидемия чумы, черной смерти, как называли эту болезнь в средние века, эпидемия унесла примерно треть жителей Византии, что стало еще одной причиной ослабления и падения империи.
Когда стало понятно, что турки вот-вот сметут Византию, последняя стала вновь искать помощи у Запада, но с католическими странами, а также римским папой отношения были более чем натянуты, на помощь пришла только Венеция, чьи купцы выгодно торговали с Византией, а в самом Константинополе был даже целый венецианский купеческий квартал. В это же время Генуя, бывшая торговым и политическим противником Венеции, наоборот всячески помогала туркам и была заинтересована в падении Византии (в первую очередь с целью доставить проблем своим торговым конкурентам венецианцам). Одним словом, вместо того, чтобы сплотится и помочь Византии устоять под ударом турков-осман, европейцы преследовали свои личные интересы, горстка венецианских солдат и добровольцев, все же отправленная на помощь осажденному турками Константинополю уже ничего сделать не могла.
Осада Константинополя турками.
29 мая 1453 года древняя столица Византии, город Константинополь пал (впоследствии был переименован турками в Стамбул), вместе с ним пала и некогда великая Византия.
Формирование основы культуры
Культура Византии унаследовала многие черты от Рима. Отмечается влияние распавшейся империи на архитектуру, музыку и изобразительное искусство. Из-за своего географического расположения это государство было открыто для миграции народов, поэтому со временем в нем стало усиливаться влияние Востока. Здесь отмечался симбиоз античного исторического прошлого и варварского окружения, что и создало многообразие и оригинальность искусства.
Византия стала первым образцом христианской классической культуры. Именно в этой стране доктрина и философия зарождающейся молодой религии получили свою законченную форму. В поздний период отмечается существенное влияние церкви и духовенства в политической жизни, происходит обожествление власти, что нашло своё отражение в живописи, архитектуре и элементах зодчества. К особенностям искусства Византии кратко относят:
- сакральность и культовость;
- эклектизм направлений и стилей;
- спиритуализм и зрелищность.
В последующем византийское искусство повлияло на развитие Европы и Руси. Последняя переняла от Константинополя православную религию.
Мозаики и фрески монастыря Хора (Кахрие-Джами)
Около 1315 — 1321 годы. Стамбул
1 / 5
Фасад церкви Христа Спасителя в Полях. Фотография 1990-х годов Wikimedia Commons
2 / 5
Успение Богородицы. Мозаика в монастыре Хора De Agostini Picture Library / Getty Images
3 / 5
Купол парекклесиона в церкви Христа Спасителя в Полях Wikimedia Commons
4 / 5
Южный купол эзонартекса. Генеалогия Иисуса Христа и Христос Пантократор. Фреска монастыря Хора Wikimedia Commons
5 / 5
Деталь фрески «Страшный суд» в Хоре Wikimedia Commons / Vladimir Lukic
Хора — пожалуй, самый изученный памятник Византии — последний грандиозный ансамбль византийской столицы, созданный стараниями великого логофета Великий логофет — высший чиновник царской канцелярии, глава византийской дипломатии, фактически — премьер-министр империи. Феодора Метохита. На средства этого вельможи был реставрирован купол главного здания, а также возведены нартекс Нартекс — помещение при входе в храм, примыкающее к его западной стене., экзонартекс Экзонатрекс — примыкающая к нартексу внешняя открытая паперть. и парекклесион Парекклесион — пристроенная к храму часовня.. Его портрет с точной моделью постройки в руках находится перед входом в храм — коленопреклоненный, одетый в восточный костюм по моде того времени, заказчик предстоит образу Христа, сопровождаемому эпитетом «Хора тон зонтон» (то есть «Земля живых»).
Мозаики Хоры сохранились лишь частично, но и они красноречиво свидетельствуют о богословской образованности и утонченности составителя их программы. Основной объем росписей представлен в нартексе, где рассказана история Богоматери, и экзонартексе — там изображена история рождения Христа. В сводах этих же помещений располагается третий цикл мозаик, изображающий земное служение Спасителя — чудеса и притчи (например, Чудо в Кане Галилейской и Умножение хлебов). Наконец, главной темой парекклесиона, сохранившего фресковый цикл со знаменитым образом Сошествия во ад в виме Вима — восточная часть храма, в которой находится алтарь., является образ Воскресения и Страшного суда: здесь должны были разместиться саркофаги самого Феодора Метохита и его современников — коноставла Коноставл — командующий войсками. Михаила Торника с супругой.
Мозаики и фрески Хоры являются блестящим примером искусства эпохи так называемого Палеологовского ренессанса — культурного взлета, случившегося при последней династии византийских императоров, правившей в середине XIII — середине XIV века. Каждую сцену оформляют изысканные архитектурные кулисы с портиками, колоннами, перекинутыми через них велумами и воздушными балдахинами и пейзажные мотивы типа одиноко стоящего дерева. Композиции изобилуют подвижными, туго задрапированными фигурами, часто в контрапостных позах и смелых разворотах, и стаффажными элементами, разнообразие которых привносит в сцены элемент жанровости
Вместе с тем каждая деталь служит особой организации композиции, установлению внутри нее ритма, немедленно фиксирующего внимание зрителя на узловом моменте сюжета
Например, сцена, в которой Мария и Иосиф предстали перед царем Иродом в момент переписи. Ее главные действующие лица очевидны благодаря архитектурным вертикалям фона. Вместе с тем взгляд немедленно схватывает образ Марии, ведь именно к ней обращены персонажи слева, расставленные с искусно подобранными интервалами; дополнительный акцент привносит деревце на заднем плане, своими очертаниями повторяющее наклон корпуса Марии.
Архитектура и строительство
Основным центром архитектурных трудов византийских мастеров традиционно оставался Константинополь. Улицы города имели лучевую планировку, сходившуюся к площади с императорским дворцами, ипподромом и собором. У Константинополя не было постоянного источника воды, для чего в городе строились подземные водохранилища и акведуки.
Сербское подворье в Москве
О жилых и прочих гражданских сооружениях города известно не много. Из сохранившихся литературных источников достоверно известно о существовании дворцов, кварталов торговцев и ремесленников, крупных мастерских и рыночных площадей, театров, цирков и библиотек.
В России
Основной особенностью первых византийских церквей стало выделяющееся центральное пространство, укрытое куполом. В христианской архитектуре византийцев купол олицетворял небесный свод, а также возвышал фигуру императора, сидящего в центре зала во время богослужений среди своей свиты.
Керченский историко-археологический музей
Ещё одной отличительной чертой византийских церквей является возведение купольных композиций церквей, что в результате трансформировалось в новые структурные типы – купольные базилики, центрические церкви с куполом на восьми опорах и крестово-купольные системы.
Храм Христа Спасителя в Москве
Кроме городских церквей в Византии возводились и загородные монастыри. Они имели вид укреплённых пунктов, обнесённых стенами. Кроме жилых и хозяйственных помещений внутри них располагалась общая трапезная и молитвенный зал. Подобные здания зачастую возводились на возвышенности.
Архитекторы Византии переняли от римского зодчества систему арочных конструкций. Однако известная в Риме бетонная техника популярности не получила. Стены сооружений зачастую возводились из кирпича или тёсаного камня, камня с кирпичными прокладками или наоборот. Своды строились из камня или кирпича. Перекрытия зачастую сводчатые.
Реконструированная синагога в Германии
Одним из значительных достижений византийских мастеров стало внедрение системы опирания купола на отдельно стоящие четыре опоры посредством парусного свода. Купол возводился непосредственно на парусах, позже между куполом и парусной конструкцией начали устанавливать округлый барабан, в стенках которого делали осветительные проёмы.
Такая конструкция позволила очистить пространство от стен и увеличить внутреннюю площадь помещений. Главным строительным сырьём византийцев был плоский кирпич, укладываемый на раствор. В состав последнего включали: известь, цемянку и мелко истёртый кирпич. Применение подобного раствора позволяло возводить здания без использования дорогостоящих лесов. Иногда кирпич чередовали с тёсаным камнем. Внешнюю поверхность стен зачастую штукатурили. Позже в Византии стало актуально декоративное украшение фасадов фигурной кирпичной кладкой или чередующимися светлыми и тёмными полосами облицовки.
Воскресенский Новодевичий монастырь
Особенность: мозаичное исполнение
Особое место в Византийской архитектуре занимает мозаика. Расцвет мозаичного византийского искусства приходится на 6 в. Отличительной особенностью данного стиля является то, что мастера не просто применяли цветное стекло в качестве расходного материала, но и умели использовать оптические эффекты. Достигалось это посредством вкрапления светлых или тёмных акцентов в основной тон.
Византийская архитектура
Византийская архитектура известна своим впечатляющим орнаментом, включая каменную кладку и мозаику, которые украшают впечатляющие элементы конструкции. Вот некоторые из наиболее распространенных характеристик стиля.
Высокие купола
Возведен куполом является самой узнаваемой особенностью византийской архитектуры. Эта характеристика является прекрасным примером того, как передовые структурные знания повлияли на стиль.
Мозаики
Еще одна яркая характеристика византийской архитектуры — использование красочной и сложной мозаики. В мозаиках чаще всего имеют религиозные истории и событие, окруженные меньшим шаблон работой.
Греческий план этажа
Поскольку православие оказало влияние на византийскую архитектуру, планы этажей этого стиля часто имеют форму греческого креста . Это отличается от других культовых сооружений, которые были крестообразными, но не такими симметричными.
Примеры византийской архитектуры
Собор Святой Софии
Самым известным примером византийской архитектуры, безусловно, является собор Святой Софии . Это здание воплощает в себе замысловатые детали и драматизм архитектурного стиля. Помимо того, что это потрясающее здание, собор Святой Софии имеет культурное значение в Стамбуле на протяжении своей 1500-летней жизни.
Купол собора Святой Софии явно увеличен, что дает потрясающий результат как внутри, так и снаружи. Интерьер также известен золотыми деталями интерьера и куполов. Хотя в настоящее время собор Святой Софии используется как мечеть, ранее он служил церковью и общественным музеем.
Базилика Сан-Марко
Базилика Святого Марка или Патриарший собор Базилика базилики Святого Марка — уникальное произведение византийской архитектуры. Это пример итало-византийского дизайна — итальянской интерпретации архитектурной эстетики. Расположенный недалеко от площади Сан-Марко, собор находится под сильным влиянием собора Святой Софии.
Интерьер церкви имеет фантастический орнамент; он был известен как Chiesa d’Oro, или Церковь золота с 11 века. Хотя большая часть этой драмы возникла под влиянием Византии, она также демонстрирует многие качества готической и ренессансной архитектуры.
Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово
Базилика Сант — Нуово является важной византийской церкви в Равенне, Италия. Он был построен как часовня Теодориха Великого
В 561 году нашей эры император Юнстиниан I изменил имя на Sanctus Martinus в Coelo Aureo.
Культовые мозаики были скрыты, потому что Папа Григорий Великий считал, что они отвлекают от поклонения Богу. Тем не менее, церковь включает в себя образцы многих художественных стилей, которые отражают ее долгую и сложную историю.
Хосиос Лукас
Построенный на горе Геликон в Греции, монастырь Осиос Лукас является одним из самых важных построек средне византийской эпохи. Он тесно связан с двумя другими монастырями — Дафни и Неа Мони на Хиосе, поскольку все три являются примером эпохи византийской архитектуры.
Церковь Осиос Лукас была построена в 10 веке и посвящена святому Луке, военному святому, останки которого, как говорят, сохранились в монастыре. Хосиос Лукас соединен с более крупной церковью Католикон, которая является самой ранней из существующих куполообразных восьмиугольных церквей.
Цистерна базилика
Этот образец византийской архитектуры, безусловно, немного отличается от богато украшенных золотых деталей, найденных в соборе Святой Софии. Цистерна Базилики является большим водоемом под Стамбулом. Как и многие другие византийские сооружения, он был построен во время правления Юстиниана I.
Хотя в качестве цистерны он часто был заполнен водой, сейчас его обычно оставляют пустым, чтобы туда могли попасть туристы. Знаковым элементом дизайна Цистерны Базилика являются основания колонн в форме Медузы.
Некоторые источники говорят, что лицо Медузы повернуто в сторону, чтобы не дать ей превратить человека в камень, в то время как другие говорят, что это просто большая площадь поверхности, необходимая для эффективной колонны.
В любом случае, функциональная скульптура, безусловно, придает этой византийской работе некую характерную драматичность.
История развития Византии и стиля
Развитие византийского искусства неразрывно связаны с историческим развитием Византийского государства. Византия образовалась на основе Восточной Римской империи. Датой зарождения Византийского государства принято полагать 395 г. Однако эта дата весьма условна. Что касается художественной культуры империи, то её образование началось в 4-5 вв. Конечным рубежом существования Византийского искусства стал 1453 год, когда турки-османы захватили Византийскую империю, и она полностью прекратила своё существование.
Позднее Римская империя разделилась на Западную и Восточную. Последняя и стала собственно Византией. При чём, подобное название этому образованию дали европейцы, намереваясь оградить её от связи с античной культурой. Сами же византийцы называли себя «ромами», т.е. римлянами, а Константинополь считали вторым Римом.
Иконы в византийском стиле
Византия сумела вобрать в себя лучшие достижения ранней и поздней античности. Константинополь в кратчайшие сроки сумел стать одним среди величайших столиц того времени, не уступая в своём величии собственно Риму. Наравне со столицей в Византии имелись и прочие культурные центры, такие как Александрия, Антиохия, Никея, Равенна и Фессалоники.
Значительных успехов империя достигла и в правовой сфере. Император Юстиниан впервые систематически изложил правовые нормы и законы. Кодекс Юстиниана нашёл применение и во многих других странах того времени.
История Византийской культуры включает ряд взлётов и падений:
- Первый культурный расцвет Византии пришёлся на 5-7 вв. В этот период в государстве закончился переход от рабовладения к феодализму. Однако в отличие от большинства европейских государств, в Византии была жёсткая централизация власти и налоговой системы. Наблюдается также расцвет христианской веры и сопутствующих видов искусств – архитектуры, книгописи, иконописи.
- 8-9 вв. стали периодом спада. В государстве начали обостряться социальные противоречия между столичными и местными властями. Начинается свержение культа икон, признанных пережитками идолопоклонничества.
- 10-12 вв. – восстановление искусства иконописи. На этом этапе Византия налаживает тесные связи с Киевской Русью. Христианская церковь занимает главенствующие позиции как в социальной жизни, так и в искусстве.
- 13 в. – один из наиболее тяжёлых для Византии периодов. Во время одного из крестовых походов в 1204 году Константинополь был захвачен, разграблен и разрушен. Император Михаил 8-ой сумел возродить страну лишь в 1261 году.
- Последний культурный взлёт Византии состоялся в 14-15 вв., что особенно ярко отразилось в художественной культуре. Этот период тесно связан с эпохой возрождения.
- В 1453 году Константинополь был захвачен турками, и Византия прекратила своё существование.
Новые Петровцы. Свято-Покровская церковь. 1902-10гг. Поздний русско-византийский стиль.