Константин ушинский

Об Ушинском – и не только

Вспомним, как воспитывали нас, как воспитывали своих детей мы? В одной работе, посвященной Ушинскому, я нашел его постулаты оформленными в таблицу под цифрами. Ну – кому-то так удобнее. Давайте вспомним, не доводилось ли нам этого слышать или даже говорить…

1. Главная предупреждающая мера есть по возможности ровная жизнь — не возбуждающая у детей капризов и упрямства.

Нужно подождать, пока дети вырастут, а уж там уйду к тебе.

2. Должно удовлетворять всем законным требованиям ребёнка прежде ещё, чем они перешли в сильные желания.

— А вот нечего баловать!

3. Должно всегда доставлять ребёнку возможность деятельности, сообразной его силам, и помогать ему только там, где у него не хватает сил, постепенно ослабляя эту помощь с возрастом ребёнка.

— Какой велосипед? Она упадет! Какой ножик? Он ведь порежется!

4. Никогда не обещать ребёнку, чего нельзя выполнить, и никогда не обманывать его.

— Пойдем обязательно! Если у тебя не будет не будет троек, в следующее воскресенье. (…)

5. Если приходится отказать дитяти, то отказать решительно, разом, без колебаний, и потом не менять своего решения.

— Ну подожди, мы еще подумаем…

6. Не отказывать в том, что можно дать или дозволить.

— см. п. 2.

7

Если упрямое желание уже проявляется, то обратить в другую сторону внимание дитяти или прекратить распространение каприза быстрым наказанием

— Ай, вот тебе мороженое. Только не ори!

8. Воля воспитателя должна быть для дитяти такою же неизменною, как закон природы, и чтобы ему казалось столь же невозможным изменить эту волю, как сдвинуть с места каменную стену.

— Ладно, возьми, пока отец (мама) не видит.

9. Не заваливайте ребёнка приказами и требованиями, предоставляя ему большую независимость; но немногие требования воспитателя должны быть неизбежно выполнены, а невыполнение их влечь наказание с такой же точностью, как нарушение физических законов здоровья влечёт за собой болезнь.

— И в комнате убрала, и троек нет, и уроки сделала… Так, а что это за пятно на платье! Никаких дворов и подружек!

10. Расположение духа взрослого, воспитывающего ребёнка, не должно иметь влияние на ребёнка…

— Ну, подрался, побил кого-то, с детьми бывает… все равно он молодец, мужчиной растет…

«Упрямство, или, как мы назвали его, упорство, происходящее от нелюбви ли или даже от положительной ненависти к воспитателю, если и может быть сломлено наказаниями, то последствия такого перелома – трусость, скрытость, тайная злоба…»

Достаточно ли хорошо мы знаем Ушинского? Да знаем ли мы его вообще? Не слишком ли легко отказались мы когда-то от мудрости предков, почитая за нее лозунги и формулы? Не от того ли мир вокруг нас стал настолько хрупким? Давайте думать. Не забывая о том, что у многих родителей сейчас совсем другие заботы.

Влияние идей Ушинского

Чаще всего упоминается работа А.О. Черняевского, который составил «Родную речь» (1882) на азербайджанском языке. Первую часть книги инспектор Закавказкой учительской семинарии составил сам, а вторую — вместе со своим воспитанником Велибековым. На азербайджанском языке труд стал называться «Вэтэ дили».

Пособие было предназначено для учащихся 3-4 классов. Оно было разработано по методике, которую когда-то составил Ушинский. Краткая биография не способна полностью раскрыть значимость русского деятеля в отечественной и мировой педагогике. Однако его идеи и методики и сегодня находят своих приверженцев.

Вклад в науку

В истории педагогической мысли в России К.Д. Ушинский наиболее известен как основатель научной педагогики в России. Педагогическая концепция педагога строилась на реализации идеи народности, в качестве приоритета отдавалось предпочтение русскому языку при организации обучения и воспитания детей

Важное место в педагогических трудах Ушинского занимала идея труда, который педагогом признавался ведущим фактором развития личности

Замечание 1

В качестве основополагающих принципов, К.Д. Ушинским были обосновано введение принципов сознательности и активности, наглядности, последовательности, доступности, прочности.

Другими не менее важными идеями для обучения в России стали следующие:

опора педагогики на результаты исследования других наук (анатомия, физиология, психология, история и т.д.);
формирование патриотизма и любви к Родине;
требование гуманного отношения к детям;
важность формирования нравственных качеств личности;
выделение средств нравственного воспитания (обучение, пример педагога, убеждение, поощрение и взыскание);
в качестве условия обучения школьников описал необходимость класса, имеющего твёрдый состав учащихся, твёрдого расписания, проведения фронтальных занятий во взаимосвязи с индивидуальными, при этом учитель выполняет ведущую роль, кроме того, описаны различные виды занятий на уроке, обосновал некоторые дидактические особенности урока
необходимость использования наблюдения;
необходимость включения в процесс обучения устного народного творчества;
введение и распространение звукового аналитико-синтетического обучения чтению, который был реализован в «Родном слове».

Учение о дидактике

По мнению К.Д. Ушинского основным средством всестороннего развития ребенка является обучение. Эффективность обучения во многом зависит от таких факторов как соблюдение индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей каждого ребенка. На основании данных выводов, К.Д. Ушинским была создана всеобъемлющая теория обучения и воспитания – дидактика, основой которой являются следующие принципы:

Принцип посильности и доступности. Содержание воспитательно-образовательного процесса должно соответствовать возрасту ребенка, его умственным возможностям и потребностям. Недопустимо перенапрягать ребенка во время педагогического процесса. Также отрицательно сказывается и легкость в обучении, так как слишком простое не интересно ребенку и значительно снижает его мотивацию. Оптимальность достигается путем создания такого воспитательно-образовательного процесса, при котором ребенок узнает что-то новое, у него возникает стимул познавать далее, есть условия для самостоятельной исследовательской деятельности.
Принцип наглядности. Наглядность способствует развитию мышления ребенка, формирует у него правильное представление о предмете или действии, делает педагогический процесс интересным и познавательным, так как ребенку интереснее и легче познавать новое на картинках (моделях, макетах, схемах и т.д.), чем просто на словах и устных образах.
Принцип последовательности. Процесс обучения и воспитания основан на познании от общего к частному (от простого к сложному). Каждый последующий учебный материал опирается на полученные ранее знания и умения. Необходимо постепенно усложнять материал, тем самым ребенок постоянно находится в необходимом рабочем напряжении.
Принцип сознательности

Ребенок должен понимать и осознавать всю важность получаемых знаний и умений, он должен сам хотеть ими овладеть. Только в этом случае педагогический процесс будет эффективным.
Принцип основательности и прочности. Весь пройденный учебный материал или полученные умения должны периодически повторяться в форме тренировочных и проверочных упражнений для их закрепления, расширения и последующего углубления.

Весь пройденный учебный материал или полученные умения должны периодически повторяться в форме тренировочных и проверочных упражнений для их закрепления, расширения и последующего углубления.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К.Д.Ушинский об уроках и методах обучения

Данная статья посвящена работе К.Д.Ушинского по проблемам развивающего обучения.Рассматриваются разные типы уроков и методы их обучения на основе технологий развивающего обучения….

«Педагогическая деятельность и взгляды К.Д. Ушинского»

В презентации представлен материал, отражающий основные этапы деятельности и взгляды выдающегося отечественного педагога….

К.Д.Ушинский “Дүрт теләк”. Билдәһеҙлек һәм билдәләү алмаштары.

Башҡа халыҡ яҙыусыларының әҫәрҙәрен өйрәнеү, уҡыусыларҙың телмәр күнекмәләрен үҫтереү, билдәһеҙлек һәм билдәләү алмаштары менән таныштырыу, уларҙы телмәрҙә ҡулланырға өйрәнеү….

Константина Дмитриевича Ушинского по праву можно назвать одним из величайших русских педагогов, психологов и писателей. Его влияние на русскую культурную и политическую жизнь середины девятнадцатого века сложно переоценить, а педагогические методики и вообще педагогика, которую разработал Ушинский, до сих пор применяются практически повсеместно.

Сочинение «Мой любимый писатель Константин Ушинский»

Моим любимым детским писателем является Константин Дмитриевич Ушинский. С его произведениями я знакома уже несколько лет, и каждый раз перечитывая тот или иной рассказ, ту или иную сказку, я открываю для себя что-то новое, полезное и поучительное. Ведь писатель был прежде всего выдающимся педагогом, а потому его литературное творчество носит поучительный характер.

Его героями часто становятся животные, или даже силы природы. Так, в сказке «Слепая лошадь» героем оказывается жеребец Догони-Ветер, который ослеп, и за это жестокий купец выгнал коня из дома. Купец забыл, что когда-то этот самый жеребец спас его от разбойников, и он обещал вечно заботиться и кормить.

Этот рассказ, как и многие другие, заставляют задуматься о справедливости, вспомнить о сострадании и милосердии. Ни один человек, знакомый с творчеством этого автора не станет поступать плохо, обижать беззащитных, будет всегда заботиться о наших меньших братьях.

А небольшой, но очень красивый рассказ «Дети в роще», о маленьких беззаботных прогульщиках и лодырях, заставил меня понять, что учёба необходима каждому. Человек должен заранее позаботиться о своей будущей жизни, обязательно посвятив себя какому-нибудь благородному делу.

Я люблю его творчество потому, что оно учит исподволь, ненавязчиво, но очень убедительными примерами. Это гениальный писатель, и замечательный человек.

Константин Ушинский / Книги

  • Азбука из «Родного слова» К. Д. Ушинского. С прописями и образцами для первоначальной рисовки. — 1-е изд. (отдельное). — Санкт-Петербург : тип. В. С. Балашева, 1874. — 24 с. — .
  • Ушинский К. Д. Бишка : рассказы для младшего возраста / рис. Е. Чарушина. —  : Детиздат, 1938.— 24 с. — .
  • Ушинский К. Д. Бишка / К. Ушинский ; рисунки А. Лаптева. — Москва : Махаон, 2016. — с. : цв. ил. — (Мои любимые книжки).
  • Содерж.: Бишка; Васька; Коровка; Лошадка; Петушок с семьей; Уточка; Козел.
  • Ушинский К. Д. В лесу летом : . — Москва : Гос. Изд-во, 1928. — 10 с. с красочными ил. — .
  • Ушинский К. Д. Воскресные школы. Письмо в провинцию К. Ушинского. — Санкт-Петербург : тип. И. Огризко, 1861. , 25 с. — .
  • Ушинский К. Д. Детский мир. Первое знакомство с детским миром : часть I: Из природы / Ушинский К. Д. / К. Д. Ушинский ; методическая обработка и комментарии И. А. Горячевой. — Екатеринбург : Артефакт, 2018. — 327 с. : ил. — (Образовательная система «Русская классическая школа»).
  • Ушинский К. Д. Детский мир : хрестоматия / К. Д. Ушинский ; методическая обработка и комментарии И. А. Горячевой. — Екатеринбург : Артефакт, 2018. — 448 с. ; 22 см. — (Образовательная система «Русская классическая школа»).
  • Ушинский К. Д. Родное слово. Для детей младшего возраста. Год первый. Азбука и первая после азбуки книга с прописями, образцами для первоначальной рисовки и картинками в тексте / сост. К. Ушинский. — Санкт-Петербург : тип. Рогальского и К◦, 1864. — , 30, 74, II с. : ил. — .
  • Ушинский К. Д. Родное слово. . Советы родителям и наставникам о преподавании родного языка по учебнику «Родное слово». Год первый и второй / сост. К. Ушинский. — Изд. 2-е, испр. и доп. — Санкт-Петербург : тип. И. Маркова и Компании, 1865. — , 98, с. — .
  • Ушинский К. Д. Родное слово. Азбука / К. Д. Ушинский ; методическая обработка и комментарии И. А. Горячевой ; . — Екатеринбург : Артефакт, 2018. — 64 с. : ил. — (Образовательная система «Русская классическая школа»).
  • Ушинский К. Д. Родное слово. Первая после Азбуки книга для чтения / К. Д. Ушинский ; методическая обработка и комментарии И. А. Горячевой ; . — Екатеринбург : Артефакт, 2018. — 152 с. : ил. — (Русская классическая школа: образовательная система).
  • Ушинский К. Д. Спор животных : с вопросами и ответами для почемучек / К. Ушинский ; . — Москва : АСТ, 2017. — 188 , с. : ил. — (Лучшие рассказы о живой природе с вопросами и ответами для почемучек) (Государственный биологический музей им. К. А. Тимирязева рекомендует) (Аванта).
  • Ушинский К. Д. Четыре желания / К. Ушинский ; . — Москва : Детская литература, 1972. — с. : ил. — (Мои первые книжки).

Детство и юность

Константин Дмитриевич родился в Туле в семье чиновника Дмитрия Григорьевича и его супруги Любови Степановны. Отец будущего педагога имел за плечами военную карьеру, будучи ветераном войны с Наполеоном.

Константин Ушинский в молодости / Википедия

Историки ХХ века считали датой рождения писателя 19 февраля 1824 года, однако современные исследователи биографии, опираясь на сведения тульских архивов, утверждают, что Ушинский родился годом ранее. Путаница с датами произошла из-за несвоевременной регистрации метрического свидетельства, которая отложилась в связи с назначением отца на новый пост и переездом семьи. Однако по сей день общепринятым годом рождения педагога остается 1824-й, и все юбилейные мероприятия берут отсчет именно от этой цифры.

Детство и юные годы ученого прошли в Черниговском старинном городке Новгороде-Северском, куда отца семейства назначили на должность судьи. Когда ребенку исполнилось 11 лет, умерла мать, которая с раннего возраста занималась образованием сына. Благодаря полученным знаниям мальчик без труда поступил в гимназию, причем был определен сразу в 3-й класс.

Впоследствии Ушинский с признательностью вспоминал директора, первых учителей и отмечал, что те были одержимы наукой, преданы делу и любили детей. Возможно, поэтому уровень образования в школе оказывался выше, чем в обычных уездных городках того времени. Юноша получил аттестат в 1840 году и к тому моменту уже познакомился с историей декабристов и вольнолюбивыми идеями европейских просветителей.

Продолжил обучение Константин в Московском университете, поступив на юриста. Здесь молодой человек слушает лекции блестящих профессоров и увлекается философией, литературой и правом. Окончив курс в 1844 году, парень остается при университете для сдачи магистерского экзамена. В это время Ушинского начинают волновать вопросы просвещения русского народа, который в большинстве своем оставался безграмотным.

Став кандидатом юридических наук, выпускник отправляется в Ярославль, где с 1846 года работает в Демидовском юридическом лицее. Преподаватель прогрессивных взглядов держался с учениками просто и не любил формальностей на уроках, чем вызывал недовольство начальства.

Передовые настроения молодого специалиста настораживали руководство, и за педагогом установили негласный надзор. Устав мириться с таким отношением, Константин покидает место и зарабатывает на жизнь, переводя иностранные статьи для журналов. Переехав в Санкт-Петербург, устраивается мелким чиновником в Министерство внутренних дел.

Краткая биография Ушинского Константин Дмитриевича

Родители

Будущий русский учитель был рожден в семье офицера в отставке, участника Первой Мировой Войны, дворянина.

Матерью его являлась Любовь Степановна, но она скончалась, когда сыну было всего 12 лет. И конечно смерть матери в таком раннем возрасте наложила большой отпечаток на характер и нрав Ушинского.

Детские годы

Детство он провел в маленьком городке под названием Новгород-Северский. У семьи будущего педагога было не слишком крупное имение, в котором он и проводил большую часть своего времени.

Образование

Константин уже с ранних лет очень тяготел к знаниям по философии, психологии, истории и юриспруденции. Когда юному будущему писателю и педагогу исполнилось 11 лет, он принял решение поступать в гимназию в этом небольшом городке и успешно окончил ее в 1840 г.

После гимназии он принял решение продолжать обучение и поступил в Московский университет, выбрав факультет юриспруденции. Уже в возрасте 20 лет будущий писатель и педагог стал готовиться к получению звания профессора.

В возрасте 22 лет он был назначен на достаточно высокую должность. Улица, на которой в эти годы проживал Константин Дмитриевич, в будущем была названа его именем.

Начало педагогической деятельности

Нравы Ушинского сильно разнились со взглядами вышестоящего руководства университета. В связи с чем на постоянной основе стали возникать серьезные конфликты, которые привели к тому, что педагогу пришлось покинуть это заведение.

После того, как он оставил свою любимую работу, жизнь его стала не такой радостной. Ушинскому пришлось подрабатывать переводами различных текстов и статей с иностранных языков. Все его попытки устроиться в какое-либо учебное заведение были тщетными.

В связи со значительными трудностями педагогу пришлось покинуть город и переехать в Северную столицу, где он сразу же устроился на мелкую административную должность.

Через некоторое время педагог по воле случая и к большой радости поступает на службу в Институт в Гатчине, где проводит большую часть своего времени. Уже тогда он сформулировал свою основную идею и отношение к институтским порядкам.

Первые труды и статьи по педагогике и воспитанию

Примерно в эти же годы Константин Дмитриевич выпустил одну из своих лучших публикаций, которая принесла ему огромный успех. После этого он стал на постоянной основе публиковаться в одном из известных в то время журналов, а далее стал сотрудничать и с некоторыми другими изданиями.

Очень большой профессиональный прогресс получил учитель в Институте Благородных девиц, куда он поступил на должность в 1859 г. Там он занимался наблюдениями и воспитанием классов.

Поскольку Константин Дмитриевич имел достаточно вольные для того времени взгляды, его ждал «хороший» конфликт с начальницей этого института. В связи с этим, в 1862 г. его уволили, и он был отправлен за рубеж на пять лет.

Все эти годы Ушинский путешествовал по Швейцарии, Италии и другим странам. Он делал свои основные заметки и комментарии по педагогике и воспитанию в этих и других странах. Порядки там сильно отличались от современных взглядов на его родине.

Затем Ушинский, воспользовавшись своими наблюдениями и находясь за границей, издал статью, где описал различия между системами образования в России и за рубежом.

Вернувшись на родину, педагог начал писать свой основной и главный труд. Всего он выпустил два полных тома собраний собственных произведений и третий остался незаконченным.

В 1870 г. педагог переезжает в город Симферополь, где пишет множество статей об образовании и искусстве воспитания, а также другие издания.

Последние годы жизни

В 1870 г. случилась трагедия со старшим сыном Константина Дмитриевича. Это событие заставляет его совершить переезд в Киев. Там он покупает дом и со своими сыновьями едет на отдых в Крым.

Дорога в Крым стала последней для великого педагога. В пути он плохо себя почувствовал и отправился лечиться в Одессу, где впоследствии и скончался.

Похоронен в Киеве на территории Выдубицкого монастыря.

Семья Ушинского

В 1851 г. Константин Дмитриевич женился на Надежде Семеновне Дорошенко, которая родила ему шестерых детей.

Самым старшим ребенком был Павел, который скончался в 1870 г. Далее по возрасту шли Вера, Надежда, Константин, Владимир и Ольга.

Старшие дочери посвятили свою жизнь учительству. Вера, будучи замужем, на свои средства открыла мужское училище в Киеве, а Надежда — начальную школу в селе, в котором находился родной дом Ушинского, на средства, заработанные от продажи книг и работ своего отца.

Педагог для педагога

В гимназию Константин Дмитриевич пошел в третий класс. Это трудно – вокруг ведь дети постарше, и многие больше чем на два года. В такой обстановке многое зависит от того, кто стоит во главе гимназии. А во главе гимназии в Новгороде-Северском стоял… бывший судья Илья Федорович Тимковский.

Илья Федорович Тимковский

Сейчас нам трудно представить себе, чтобы судья пошел на такую неказистую должность. Не торопитесь.

Человек этот учился в семинарии, Киево-Могилянской академии и в Московском университете, и за представленные сочинения (нечто вроде дипломных работ) получил две серебряные медали на философском факультете, серебряную и золотую – на юридическом. В семинарию – после нескольких лет домашнего обучения поступил он в 1781 году, а юридический факультет Московского университета окончил в 1796 году. Пятнадцать лет непрерывного обучения при образцовой успеваемости! Кто теперь может похвастать таким академическим опытом?

Он послужил и в Петербурге. Там он стал секретарем сената и на этом посту составил «Систематическое расположение законов российских» – фактически привел в порядок для совершенствования правоприменительной практики все российское законодательство! За эту работу получил он от государя бриллиантовый перстень. При департаменте министерства юстиции составил проект третейского совестного суда.

Завершив столичную карьеру, стал профессором Харьковского университета, где преподавал гражданское и уголовное право, усовершенствовал обучение законам и форму судопроизводства российского, кроме того, ввел «всеобщую словесность на правилах эстетики и ученую историю в отделении филологических и словесных наук».

Гимназия, где учился К. Д. Ушинский

Надо ли говорить, что блистательно знал он иностранные языки, римское право, логику и риторику, поэзию и ораторское искусство… Среди его работ «Опытный способ к философическому познанию российского языка», «Сравнение юстиниановых законов с российскими». В 1811 году по состоянию здоровья вышел он в отставку, какое-то время был глуховским уездным судьей – а затем, в 1825 году, стал директором гимназии.

Итак, ему было всего пятьдесят два года, но в те времена этот возраст почитался за старость. Он нечасто приходил в гимназию (то есть – не каждый день), но первым делом упразднил… телесные наказания, что было в те времена делом просто обязательным.

Московский университет во времена Ушинского

«Почтенный старик, переходивший беспрестанно от Горация и Вергилия к Библии и от постовых молитв, которые он сам читал в кругу гимназистов, к цитатам из Тацита и Цицерона, был и в то время явлением не совсем обыкновенным, а ныне даже очень и очень редким. Вот почему во время Ильи Федоровича Тимковского воспитанники гимназии отличались на экзаменах во всех университетах. Между нами жило, мы и сами не знали почему, какое-то благоговейное уважение к науке и к тем немногим учителям и даже товарищам, которые ревностно ею занимались». Умение переводить трудные места Горация или Тацита было патентом на всеобщее уважение. Такого ученика 7-го класса знали даже довольно оборванные мальчуганы первейшего (т. е. приготовительного) класса, смотрели на него с уважением и произносили его имя как имя какого-нибудь Гумбольдта.

О гимназии Ушинский вспоминал не только это. Те, кто заинтересовался, могут почитать его воспоминания о Новгород-Северской гимназии не отходя от компьютера. Однако нас интересует фигура его главного учителя – Ильи Федоровича Тимковского. О нем пишет сам Ушинский: «Твоим нелицемерным, продолжавшимся до гроба служением науке, твоим благоговейным уважением к ней и твоею постоянною верою в другую, гораздо более высшую святыню ты посеял в сердцах своих воспитанников такие семена, которые да поможет им Бог передать своим детям и воспитанникам».

Почему большой юрист стал большим педагогом? Потому что он был юристом настоящим. Не послушным применителем статей и параграфов, а человеком с пониманием духа права, огромным жизненным опытом. Знатоком права римского, в основу которого легла латинская мудрость Сенеки и Цицерона. Для него была важнее всего этическая сторона любой его деятельности.

Константин Ушинский в 1840-е годы. Фото: wikipedia.org

Смерть

На последние годы жизни пришелся расцвет научной и гражданской деятельности Ушинского. Он пишет статьи, участвует в профессиональных съездах, занимается формированием стройной педагогической системы. Мужчина зарабатывает авторитет как мастер и энтузиаст своего дела.

Вместе с тем в 1870 году семью постигает горе: старший сын Павел в 18 лет погибает во время охоты. Смерть тяжело переживается семьей, и Константин Дмитриевич принимает решение о переезде в Киев, приобретя там дом.

Могила Константина Ушинского / Википедия

После этого, взяв сыновей, 47-летний педагог отправляется на лечение в Крым. Однако в дороге Ушинский простывает. Болезнь проходит с осложнениями и становится причиной смерти, наступившей в конце декабря 1870 года в Одессе. Могила прославленного учителя находится в Киево-Выдубицком монастыре.

Вклад мужчины в российскую педагогику трудно переоценить. Его стремление сделать образование доступным для всех слоев населения скоро обрело плоды, а фундаментальные труды писателя легли в основу последующих воспитательных систем. В честь деятеля названы десятки учебных заведений, библиотек и улиц в России.

Детская хрестоматия

В это же время, в 1861 году, Ушинским была создана хрестоматия «Детский мир» по русскому языку для младших классов в двух частях, куда вместился и материал по естествознанию.

В 1860-1861 гг. он занимается редактированием «Журнала министерства народного просвещения», полностью меняет там малоинтересную и сухую программу и превращает его в научно-педагогический журнал.

Все свое время посвящает этому делу господин Ушинский Константин Дмитриевич. Краткая биография указывает на то, что его труды принесли много пользы обществу. Он пишет и помещает в журналы достаточно реакционные статьи. За такое своеволие автор не мог не поплатиться. На него началась травля, коллеги обвинили его в политической неблагонадежности и свободомыслии.

Женское образование

Прославился Ушинский и своими взглядами на этот вопрос. Он отмечал, что если смотреть на женщину как на равноправного в любом отношении человека с мужчиной, меняется и взгляд на ее образование. Женщина – проводник «успехов науки цивилизации», по утверждению великого педагога.

Он отмечал, что преподавателю необходимо понимать ученика, больше задумываться непосредственно о цели воспитательного процесса. Все в нем зиждется непосредственно на личности педагога, так как воспитание происходит лишь из живых источников, личных примеров. Ни одно искусственное заведение, даже при максимально хитрой системе образования, не сумеет выполнить столь же важную роль в воспитательном процессе, как личность.

Педагогу необходимо обладать запасом энергии, уметь продуцировать ее снова и снова, чтобы не увязнуть в однообразной преподавательской деятельности.

Педагогические идеи Ушинского никак не способны потерять своей актуальности на сегодняшний день. Они по-прежнему считаются весьма значимыми, на них основывается современная образовательная система, пусть и не все реализуется на практике. Пришло время им стать ступенькой, фундаментом для последующих инноваций.

Память

Мемориальная доска (Сиротский институт)

Именем педагога названы:

  • Научная педагогическая библиотека имени К. Д. Ушинского Российской академии образования в Москве;
  • Ушинское — до 2000 г. название села Бакконыс Мактааральского района Южно-Казахстанской области;

Учебные заведения:

В России
  • Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского (ЯГПУ);
  • Институт среднего профессионального образования им. К. Д. Ушинского в Москве;
  • Гатчинский педагогический колледж им. К. Д. Ушинского (в Гатчине;)
  • Педагогическое училище (колледж) в Тамбове;
  • Гимназия в Гатчине;
  • До перестройки школа № 47 в Ленинграде (теперь — им. Лихачёва);
  • Школа № 6 в городе Тула;
  • Новгородский детский дом-интернат в посёлке Шимск;
В Крыму

Гимназия № 1 в Симферополе;

На Украине
  • Южноукраинский национальный педагогический университет им. К. Д. Ушинского в Одессе;
  • Одесский государственный педагогический институт им. К. Д. Ушинского;
  • Черниговский областной институт последипломного образования им. К. Д. Ушинского;
  • Специализированная школа № 187 им. К. Ушинского (Киев);
в других республиках
  • средняя школа им. К. Д. Ушинского в селе Райымбек Карасайского района Алматинской области (Казахстан)
  • Школа № 210 в городе Ташкенте
в т.ч. ныне закрытые или поменявшие название
  • Петропавловский педагогический институт имени К. Д. Ушинского (до перестройки); (Казахстан)
  • Педагогический колледж № 1 в Москве (закрыт);
  • Педагогический колледж в Нижнем Новгороде (объединён с экономико-правовым колледжем и стал НГК);

Улицы:

  • Улица, на которой он жил (бывшая Стрелецкая) в Ярославле;
  • Улица в Липецке;
  • Улица в Санкт-Петербурге, название утверждено в 1970 году;
  • Улицы в Киеве, в г. Миллерово, в Новокузнецке;
  • Улица и переулок в Харькове;
  • Улица в Симферополе;
  • Улицы Перми, Воронеже, Никополе, Батайске, Туле, Иркутске, Уфе, Котласе, Сочи.

Награды:

  • Премия К. Д. Ушинского (существовала в СССР);
  • Медаль К. Д. Ушинского (утверждена приказом Министра образования и науки Российской Федерации «О знаках отличия в сфере образования и науки» № 84 от 6 октября 2004 г.).

Памятники и памятные доски:

  • Санкт-Петербург, Набережная Мойки, д. 48 — Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена. Памятник К. Д. Ушинскому работы скульптора В. В. Лишева был открыт во дворе института 30 июня 1961 года.
  • Москва, Моховая улица, д. 9 — Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, факультет журналистики (бывший Аудиторный корпус), памятная доска (открыта 2 марта к 150-летию педагога).

Кто воспитал Ушинского?

Трудно говорить о тех, кого общественное мнение предпочло забыть, читатель и издатели как-то тоже плохо помнят, и только преподаватели и студенты педагогических учебных заведений почитывают – когда готовятся к зачету. В Америке в моде был доктор Спок – а ведь многое из им написанного не было открытием: об этом говорил Константин Дмитриевич Ушинский.

В этом доме в г. Туле Ушинский родился в 1823 году

Вспомнилась ни к селу ни к городу дивная новелла любимейшего Николая Семёновича Лескова «Из истории одной московской фамилии». Там в результате невероятной коллизии законная жена дворянина оказалась в церковной книге венчана с крепостным. Никто не мог исправить чудовищное положение, оставлявшее детей дворянина без гимназии и социального статуса. Но сумел помочь (кстати, если вы решили мм… как бы точнее выразить мысль… отдохнуть от соцсетей, то почитайте непременно. Получите огромное удовольствие) вовсе не образцовой морали дьячок, который сначала подчистил книгу, а потом написал поверх очевидной подчистки то же, что и было, – но сам факт порчи книги потребовал разбирательства, и правда восторжествовала. Но бывает – и так куда чаще бывает – наоборот.

Семейная жизнь Ушинского и его дети

В 1851 году молодой Константин знакомится с казачкой Надеждой. Через год у них рождается старший сын Павел. В возрасте 18 лет, за несколько месяцев до ухода отца из жизни, юноша трагически погиб на охоте в Черниговской губернии. Всего у семейной четы Ушинских было 6 детей: 3 сына и 3 дочери.

Семья Константина Ушинского

Ученый любил крымские места. Имеются сведения, как пребывая в районе Бахчисарая, он лечился кумысом. После смерти старшего сына глава семейства решается на переезд. Сначала он купил дом в Киеве. Затем Ушинский с младшими детьми Владимиром и Константином снова отправился в Крым. Там и случилась с ним трагическая болезнь.

Сыновья Константин и Владимир по возрасту ненамного пережили своего отца, сразу после революции 1917 года они ушли из жизни. Дочери Ушинского занимались благотворительностью, строительством сельских школ, продолжали внедрять педагогические идеи в народные массы. Ольга Константиновна – известная художница, прожила 93 года.

Капнист или Гусак?

Константин Дмитриевич, как мы уже выяснили, родился в 1823 году. Его отец – Дмитрий Григорьевич – дворянин, весьма для своего времени неплохо образованный. Учился он в Московском университетском благородном пансионе – это не высшее образование, но лучшее из средних. Когда началась война 1812 года – пошел сражаться. Богатства особого не имел – в приданое за женой взял сотню десятин земли и тридцать душ крепостных. То есть – тридцать семей с женами и детьми.

Делаем необходимое пояснение. Десятина в данном случае не 1,09 га, как часто перекладывают в наше время. В XVIII и начале XIX века помещичью землю мерили так называемой владельческой, или хозяйственной десятиной, равной 3200 квадратных саженей, или 1,45 гектара. Много или мало – иметь сорок пять гектаров?

Вот у Пушкина было земли куда как больше. И крепостных тоже. Только все заложено-перезаложено, большое имущество – великие печали.

Любовь Степановна, мама Константина Ушинского

Дмитрий Григорьевич, отец Константина Ушинского

А вот Дмитрий Григорьевич был небогат, но практичен. Усадьба была на окраине Новгорода-Северского, причем дом был добротный, на берегу Десны – с прекрасным видом на окрестности. Двор большой, фруктовый сад – прекрасный. А еще была в усадьбе великолепная библиотека. Отметим особо это обстоятельство. Впрочем, этот райский уголок он обустроил настолько замечательно после женитьбы. В энциклопедиях и биографиях часто встречается формулировка «…зажил мирной обывательской жизнью, вступив в брак с дочерью местного капиталиста, урожденной Капнист». С дочерью Капниста-капиталиста. Это написано не в советское время. Просто автор этой формулировки – писатель и педагог Матвей Леонтьевич Песковский – тоже работал в стилистике своего времени. Времени чеховских Лопахиных, когда прогрессивная часть России стремилась делать дело. Капиталист в его глазах было куда как почтеннее, чем дворянин и помещик.

Если жизнь человека начинается с путаницы, то кого удивит, что и дальше продолжается путаница, причем не только в направлении от рождения человека к его уходу из нашего мира, но и в сторону обратную! Жену Дмитрия Григорьевича звали Любовь Степановна. А вот фамилия… Одни называют фамилию Капнист, другие Гусак. Но мы не уподобимся Ивану Ивановичу и Ивану Никифоровичу и не будем ссориться из-за «гусака». Она была из рода Гусаков. Но настоящая фамилия Любови Степановны – Карпинская, ее отец, статский советник Степан Степанович Карпинский, был известным человеком в губернии.

Дом Ушинских в г. Новгород-Северский

Начальное образование дала маленькому Косте именно Любовь Степановна, именно она разбудила в нем жажду знаний и любовь к чтению. Отец же собрал библиотеку и создал в доме атмосферу добра и уважения членов семьи друг к другу. Так были заложены не только черты формировавшейся личности Ушинского – но и основы его будущих педагогических взглядов. О матери же сам Константин Дмитриевич написал: «Мать моя умерла, когда мне не было еще двенадцати лет, а отец по смерти матери почти не жил дома, так что жил я один с меньшим братом моим в том хуторке, куда никто не заглядывал».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: