Алексей маресьев

Госпиталь и возвращение

Ориентируясь по солнцу, лётчик сумел выбраться к ближайшему поселению. Там его нашли люди, которые и помогли доставить раненого в московский госпиталь. Вывод врачей был неутешительным. У Алексея были выявлены множественные переломы ног, обморожение, начавшаяся гангрена. Никаких вариантов, кроме ампутации, уже не оставалось. Потеряв ноги, Маресьев не был сломлен. Уже в июле 1943 года он вернулся на фронт.

Ещё в госпитале Маресьев тренировался управлять установленными протезами. В дальнейшем он уже в лётной школе совершал пробные вылеты. Вот только на фронте к Алексею Петровичу относились снисходительно, считая, что инвалида не стоит отправлять на боевые задания. Заметив, как огорчён этим лётчик, его взял с собой командир эскадрильи Александр Михайлович Числов. Уже после первых боевых вылетов Маресьев сумел восстановить репутацию умелого пилота.

Алексей Маресьев в госпитале

В августе 1943 года Маресьев спас жизни двум советским лётчикам и сбил два вражеских самолёта. За этот подвиг он был удостоен звания Героя Советского Союза. Как признавался сам Алексей Петрович:

Алексей Петрович Маресьев в кабине самолёта, 1947 год

Алексей Маресьев совершил 86 боевых вылетов, уничтожив десяток вражеских самолётов. Он стал примером стойкости и силы духа советского воина. Уже в последние годы войны герой стал инструктором-лётчиком в управлении вузов ВВС. В послевоенное время он продолжил службу, дойдя до звания полковника. Как говорил Алексей Петрович, у “настоящего человека” должно быть пять качеств:

Этот “рецепт” от Маресьева никогда не потеряет актуальности.

Он не забронзовел

Книга Полевого, как бы сказали сейчас, имела колоссальный мотивационный потенциал. То, что сделал Маресьев, заставляло сотни тысяч людей, попавших в сложные жизненные ситуации, собраться и бороться. Читая «Повесть о настоящем человеке», ты стыдился своих слабостей, ибо на фоне того, что преодолел Маресьев, все трудности казались сущей мелочью.

После того как имя Маресьева прогремело на всю страну, он не мог не превратиться в общественно значимую фигуру, его постоянно приглашали на разного рода мероприятия. Но Алексей Петрович в этом качестве старался прежде всего помогать людям. И, по словам тех, кто знал его лично, вовсе не стал забронзовевшим памятником самому себе. Когда открывали могилу Неизвестного солдата в Москве, Маресьев пронес факел по Александровскому саду, вручив его советскому лидеру Леониду Брежневу, которому предстояло зажечь Вечный огонь. Когда летчику пеняли на это, он спокойно говорил: «Я не для Брежнева старался, а для того парня, который там лежит, неизвестного солдата».


Поединок с историей. Что правда, а что вымысел в рассказах о Маресьеве Подробнее

Своему сыну Виктору Герой Советского Союза однажды сказал: «Если узнаю, что ты, Витька, используешь мое имя в своих целях, запорю!»

Из биографии.

Летчик-истребитель, заместитель командира эскадрильи 63-го гвардейского истребительного авиационного полка, гвардии старший лейтенант.

Родился в 1916 году в городе Камышине Волгоградской области в семье рабочего.

Окончил ФЗУ, где получил специальность слесаря.

По комсомольской путевке отправился строить Комсомольск-на-Амуре. Там он пилил лес в тайге, строил бараки, а потом и первые жилые кварталы.

Всегда мечтал стать лётчиком. Учился в аэроклубе.

В 1937 году был призван в армию.

В 1940 году окончил Батайскую военную авиационную школу пилотов. Служил в ней инструктором-лётчиком

Первый боевой вылет совершил 23 августа 1941 года в районе Кривого Рога.

Подвиг героя.

4 апреля 1942 года в воздушном бою в Новгородская области истребитель Маресьева был подбит. Самолёт упал в лес.

Маресьев две недели добирался ползком до своих. Он обморозил ступни ног и их пришлось ампутировать

Когда ему сделали протезы, он долго и упорно тренировался и добился разрешения вернуться в строй. Несмотря на отсутствие ног, он сумел освоить протезы: научился не только ходить, но и бегать, и даже танцевать.

Заново учился летать в 11 запасной авиабригаде в г. Иваново.

В июне 1943 года Маресьев вернулся в строй.

А.П. Маресьев – единственный лётчик в истории авиации, летавший на протезах.

Воевал на Курской дуге, был заместителем командира эскадрильи.

В августе 1943 года Алексей Маресьев во время одного боя сбил сразу три вражеских истребителя FW-190.

24 августа 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР гвардии старшему лейтенанту Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза.

Всего совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолётов противника: 4 – до ранения и семь – с ампутированными ногами.

В июне 1944 года гвардии майор Маресьев становится инспектором-лётчиком Управления высших учебных заведений ВВС.

После войны.

Июль 1946 г. Маресьев уволен в запас.

1952 г. — окончил Высшую партийную школу при ЦК КПСС, в 1956 году — аспирантуру Академии общественных наук при ЦК КПСС, получил звание кандидата исторических наук.

1956г. — стал ответственным секретарём Советского комитета ветеранов войны, в 1983 году – первым заместителем председателя комитета.

Полковник в отставке А.П. Маресьев был  награждён многими орденами и медалями.

Легендарной судьбе Алексея Петровича Маресьева посвящена книга Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке». Главный герой – Мересьев.

В 1948 году по книге на Мосфильме режиссёром Александром Столпером снят одноимённый кинофильм. Главную роль исполнил актёр Павел Кадочников.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Детство и юность

По официальным данным, Алексей Маресьев родился в мае 1916 года в городке Камышине, расположенном в Саратовской губернии. Но некоторые источники утверждают, что местом рождения будущего героя стал хутор Веревкин Камышинского уезда.

Отец Петр Авдеевич скончался, когда мальчику было 3 года. Мама Екатерина Никитична одна поднимала четверых детей, из которых Алексей был младшим. Работала она уборщицей на деревообрабатывающем заводе.

В детстве Маресьев был болезненным, перенес малярию, страдал от ревматизма. Порой боли в суставах были такие, что мальчик не мог сам добраться домой из школы, его приносили старшие товарищи. Тогда казалось, что быть летчиком Алексею не суждено, он не прошел бы медкомиссию.

Алексей Маресьев в детстве /

После окончания 8-го класса школы юноша поступил в училище, освоил ремесло токаря и начал трудовую деятельность на лесозаготовительном заводе. Позже, стремясь приблизиться к мечте о полетах, Маресьев подал документы на заочное отделение рабочего факультета Московского авиаинститута.

В 1934 году решением комсомола молодого человека отправили на стройку в Комсомольск-на-Амуре. По итогам медкомиссии он мог отказаться от поездки, но одна женщина-врач настоятельно посоветовала ехать, пообещав, что местный климат поможет поправить здоровье. Алексей прислушался и вскоре после переезда избавился от болезней.

Поначалу Маресьев работал на лесозаготовке в тайге, позже стал механиком-дизельщиком на водном транспорте. Уже тогда он занимался в местном аэроклубе, а после призыва в армию попал в ряды пограничной авиации на острове Сахалин.

Во время срочной службы Алексей сумел добиться направления в Читинскую школу военных пилотов, а уже оттуда перешел в Батайское авиационное училище. Став младшим лейтенантом, Маресьев служил в Батайске инструктором и обучал молодое поколение управлению авиационной техникой.

Доклад №2

Алексей Маресьев – основной герой «Повести о настоящем человеке». Это произведение было написано Борисом Полевым и рассказывает о реальных событиях жизни самого обыкновенного человека. Речь идет о совершенном им подвиге, в период Великой Отечественной войны, о котором и сегодня помнят люди. В исторических событиях нашей страны он всегда останется «настоящим человеком».

Местом рождения Алексея Петровича Маресьева стал город Камышин Саратовской губернии, где он появился на свет 20 мая 1916 года. Алексей с двумя братьями выросли в бедной семье, мать воспитывала их одна. Когда мальчику было 3 года, из-за давних ранений, еще полученных в битве Первой мировой войны, не стало отца.

В детстве Алеша рос болезненным мальчиком. Он заболел малярией, которая перешла в ревматизм – сильные боли в суставах. Все думали, что он скоро умрет, но, благодаря сильной воле и упрямству, ему удалось перебороть болезнь и жить дальше.

Спустя окончание восьмилетки в Камышине, Маресьеву удалось окончить местное ремесленное училище и получить профессию токаря. Затем он стал трудиться на камышенском лесозаводе.

Алексей никогда не оставлял мечту стать летчиком, поэтому несколько раз подавал заявку на учебу в летном училище, однако не был принят, по причине слабого здоровья. Мечта осуществилась с переездом на Дальний Восток, куда на стройку города Комсомольска–на–Амуре, его послал районный комитет комсомола. Там Алексей стал заниматься на курсах аэроклуба.

Сначала Маресьева призвали служить в армию, в сахалинский авиапогранотряд, потом – в Читу, в авиашколу. Впоследствии, школу переименовали в училище и перебазировали в Батайск. Алексей окончил учебное заведение в звании младшего лейтенанта. Воевать Маресьев начал на Юго-Западном фронте, там, над территорией Кривого Рога, ему довелось впервые совершить атаку. Первый истребитель противника был уничтожен им в марте 1942 года. Затем Алексей воевал на Северо – Западном направлении, к тому времени им были сбиты четыре вражеских бомбардировщика.

В середине апреля 1942года, советские войска взяли в кольцо многотысячную группировку немцев, недалеко от города Демянска, но те не хотели сдаваться, все активнее сопротивляясь. Тогда командование приняло решение атаковать с воздуха. В жестокой воздушной схватке с вражескими истребителями, в районе «Демянского котла», был сбит самолет Маресьева, Як-1, который прикрывал советские бомбардировщики.

Маресьев пытался посадить машину в лесу, только во время посадки самолет зацепил верхушки деревьев и рухнул на землю. Летчиком были получены тяжелые повреждения ног, но это не помешало ему выжить.

Пробирался Маресьев к своим 18 суток. Приходилось ползти по снегу, не имея при себе запасов еды. Пищей служили собранные в лесу ягоды, кора деревьев. Наконец, ему удалось добраться до деревни, где его без сознания, подобрали деревенские жители. Летчик нуждался в квалифицированной помощи врачей, так как ранение стало причиной гангрены ног.

В мае 1942 года Маресьева авиацией доставили в московское отделение военного госпиталя. Уже в то время, состояние летчика сильно ухудшилось, началось заражение крови. Врачами было принято решение об ампутации обеих ног.

Но Алексей Петрович не пал духом, он снова хотел вернуться в ряды летчиков. Поэтому стал учиться, с помощью протезов, ходить, а затем заниматься бегом, прыжками и даже танцами, продолжая тренироваться в санатории, где он восстанавливался, после госпиталя.

В начале 1943 года, проходя медицинское обследование, он принял решение попасть на фронт. В дальнейших битвах Маресьевым было уничтожено еще 7 немецких самолетов. Всего с начала войны им было сбито 11 боевых истребителя противника.

Впоследствии, Алексей Маресьев стал Героем Советского Союза. Проблемы со здоровьем, стали причиной его перевода инспектором – летчиком в руководство высшего летного училища, там он проработал с середины 1944 года, подготавливая будущий летный состав.

Тяжелым испытаниям не удалось сломить Маресьева, он прожил долгую и интересную жизнь. Он скончался 18 мая 2001 года. Алексея Петровича Маресьева можно назвать героем, хотя бы потому, что в состоянии без ног, оставшись со своим погибшим самолетом, не пал духом, сумел восстановиться, вернуться на передовую, чтобы защищать свою родину. И подвиг всей его жизни должен стать примером для будущего поколения.

5 класс

Сколько у нас Маресьевых

Алексей Маресьев был не единственным лётчиком, поднявшимся в небо после тяжёлой травмы и ампутации.

Михаил Левицкий.

Был сбит и ранен в ногу в 1942 г. Михаила схватили немцы и отвезли в лагерь, где пленный врач провёл ему ампутацию без наркоза. Лётчик был освобождён из плена, но долгое время провёл в больницах. Левицкий вернулся уже в гражданскую авиацию.

Юрий Гильшер.

Лётчик, корнет. В 1916 г. получил травму в результате падения самолёта: Гильшеру оторвало стопу левой ноги. Из-за гангрены ногу ампутировали до колена. Корнет не сдался и вернулся в Авиационный отряд истребителей.

Александр Прокофьев-Северский.

Лётчик, дворянин. После ранения в 1915 г. ему ампутировали ногу. Вернулся в небо благодаря протекции Николая II.

Захар Сорокин.

Во время боя в 1941 г. был ранен в бедро. С такой травмой прополз 70 км по тундре. Ступни пришлось ампутировать. После выздоровления Сорокин вернулся в авиацию.

«Почему Полевой в книжке изменил вашу фамилию с Маресьева на Мересьев?», — часто спрашивали прославленного летчика. А он в ответ шутил: «Ну, может, боялся, что я сопьюсь, и книжку запретят. А так можно сказать, что книжка не про меня».

Комиссар помог отказаться от наркотиков, а танцевать приходилось с соседом по палате.

0 Его привезли в деревню, но врача в ней не было. Лишь спустя неделю за Маресьевым прилетел самолёт, на котором его вывезли в госпиталь в Москву. История могла на этом и закончиться — в столицу Маресьев попал в тяжелейшем состоянии, с гангреной и заражением крови. Раненых в госпитале было много, и лётчика, как практически безнадёжного, положили на каталке в коридоре

Здесь во время обхода на него и обратил внимание профессор Теребинский. Осмотрев Маресьева, он скомандовал: «Живо на операционный стол!» Ампутация обеих ног спасла лётчику жизнь, но, казалось, поставила точку в карьере пилота

Но Маресьев не смирился, решив, что снова будет летать. Был и человек, который ему помог в самые сложные дни — в книге он предстал в звании полкового комиссара. После операции Маресьеву кололи сильно действующие обезболивающие, и комиссар сказал: «Алексей, от такой поддержки надо отвыкать, погибнешь». Поддержка комиссара, по признанию Маресьева, помогла ему взять себя в руки и начать бороться. Как и описано в книге, комиссар умер в госпитале. В сентябре 1942 года Маресьева выписали из госпиталя, отправив на реабилитацию в санаторий. К этому моменту он уже был уверен, что снова будет летать. Вот только подобную возможность ещё нужно было доказать врачам. И история с танцами, так ярко описанная в книге, тоже имела место. Правда, началась она, по признанию Маресьева, с конфуза. Уговорив одну из медсестёр научить его танцевать, лётчик, никогда не делавший этого на протезах, наступил партнёрше на ногу. Поняв, что так недолго и искалечить девушку, Маресьев сменил тактику — партнёром его стал один из соседей по палате, а медсестра выступала в качестве аккомпаниатора. Потом, получив навыки, Маресьев, как и все лётчики в санатории, танцевал с медсёстрами.

Ранние годы

В биографических данных Алексея Петровича обычно указывается, что родился он в Саратовской губернии, город Камышин. Однако, согласно записям метрической книги, в качестве места рождения Маресьева значится хутор Веревкин в Камышинском уезде. Отца Алексей потерял в трехлетнем возрасте. Мать вынуждена была одна воспитывать троих сыновей, работая обычной уборщицей на заводе. Алексей был самым младшим.

Окончив среднюю школу, юноша освоил профессию токаря и работал на заводе по заготовке леса. Но детские мечты о небе не оставлял. С завидным упорством он пытался поступить в летное училище, однако ему там дважды отказали из-за проблем со здоровьем: переболев в детстве малярией, Алексей страдал от осложнения – ревматизма.

В 1934 году комсомол отправляет Маресьева на строительные работы в Комсомольск-на-Амуре. В этом городе молодому человеку предоставляется возможность стать членом аэроклуба и впервые подняться в небо.

Через три года был призван в армейские ряды, служил на Сахалине, откуда был направлен в Читу для обучения в школе военных летчиков. После перевелся в Батайск, где в 1940 году окончил авиационное училище. Получив диплом, остался работать в учебном заведении инструктором.

Военное время

С началом войны Алексей оказался на Юго-Западном фронте, служил в 296-м истребительном полку. В августе 1941 года совершил первый боевой вылет недалеко от Кривого Рога. На данном фронте летчику удалось сбить четыре вражеских самолета. Весной 1942 года вместе с полком пренаправлен на Северо-Западный фронт. 5 апреля в районе поселка Демянск Новгородской области в открытом бою самолет Маресьева был подбит, летчик получил серьезные ранения ног. Алексей смог посадить самолет, но высадился на оккупированной немцами территории.

В течение восемнадцати дней ему пришлось ползком пробираться в направлении советской территории. Все это время он питался найденными ягодами, шишками, древесной корой. Умирающий летчик был обнаружен жителями поселка Сплав Валдайского района. Еще несколько дней он пробыл в селе без медицинской помощи, за Алексеем, как могли, ухаживали сельчане. Лишь в начале мая недалеко приземлился самолет, и раненого уже с гангренами и заражением крови отправили в столичный госпиталь. В Москве поначалу Маресьева сочли безнадежным и даже отправили в морг, но профессор Теребинский перехватил его и спас летчику жизнь. В ходе операции врачам ничего не оставалось, как ампутировать Алексею обе ноги в районе голеней.

Молодой человек не отчаялся и сразу же приступил к реабилитационным мероприятиям. Все, чего он хотел, – вернуться на фронт. Он начал готовиться к вылетам с протезами еще в госпитале, продолжил тренироваться, находясь в санатории. Уже в начале 1943 года получил разрешение медиков и прибыл в Ибресинскую летную школу, находившуюся на территории Чувашии. Пробный полет состоялся в феврале, в июне благодаря своему упорству попал на фронт, в 63-й истребительный полк.

А. Маресьев после возвращения на фронт (слева)

Однако командир не сразу дал летчику возможность участвовать в бою, тем более, что обстановка в небе накалилась. Начальник эскадрильи А. Числов, пожалев сильно переживавшего Маресьева, взял его в боевой вылет. Вместе они сделали еще несколько удачных вылетов, после чего на Алексея взглянули другими глазами. 20 июля он сбил два немецких самолета, которые прикрывали собой бомбардировщики. Несмотря на превосходящие силы врага, смог спасти жизни двух советских пилотов.

Молва об удивительном летчике разошлась далеко за пределы фронта. К Маресьеву стали прибывать журналисты, среди которых оказался Борис Полевой, написавший позже «Повесть о настоящем человеке». В августе Алексею присвоили звание Героя Советского Союза. Принял предложение оставить боевые действия и стать летчиком-инструктором в управлении Вузов военно-воздушных сил в 1944 году. На его счету к тому времени было 86 боевых вылетов, 11 сбитых вражеских самолетов.

Маресьев с супругой и старшим сыном

Краткая биография

Он родился 20 мая 1916 года в г. Камышине Саратовской губернии. В три года остался без отца, мать одна воспитывала троих сыновей. После окончания школы Алексей Маресьев получил специальность токаря по металлу в училище при лесозаводе и там же начал свою трудовую деятельность.

{googlemaps}https://www.google.com/maps/embed?pb=!1m23!1m12!1m3!1d96089.7462012392!2d45.323942616344674!3d50.09472346001524!2m3!1f0!2f0!3f0!3m2!1i1024!2i768!4f13.1!4m8!3e6!4m0!4m5!1s0x411171601f197073%3A0x4a09d3cdf5ddc8a3!2z0JrQsNC80YvRiNC40L0sINCS0L7Qu9Cz0L7Qs9GA0LDQtNGB0LrQsNGPINC-0LHQuy4sINCg0L7RgdGB0LjRjw!3m2!1d50.0946344!2d45.393982099999995!5e1!3m2!1sru!2s!4v1474567020402{/googlemaps}

г. Камышин на карте, где родился Алексей Маресьев

В 1934 году Камышинский райком комсомола направил его на строительство Комсомольска-на-Амуре. Здесь, без отрыва от производства, занимается в аэроклубе. В 1937 году был призван в армию. Вначале служил в авиапогранотряде на Сахалине, затем был направлен в Батайское авиационное училище им. А. К. Серова, которое окончил в 1940 году и был оставлен в училище инструктором. Там же, в Батайске, встретил войну.

18 дней испытаний

Весной Алексея Петровича перебросили на другой фронт, который располагался в районе «Демянского котла». В апреле того же года Маресьев (подвиг связан с этим временем) участвовал в операции. Она заключалась в том, чтобы прикрывать бомбардировщики, которые атаковали немецкие позиции.

Самолет Алексея Петровича “Як-1” сбили. Ему пришлось совершить посадку в глухом лесу. Он упал с тридцатиметровой высоты. Эту территорию контролировали немцы, а у летчика были многочисленные травмы.

Для Маресьева начались сложнейшие восемнадцать дней. Ему пришлось выбираться самостоятельно, несмотря на травмы. За это время он встретился с медведем-шатуном, с которым пришлось вступить в схватку. Летчик испытывал голод, но по дороге он мог есть лишь ягоды. Только отчаянное желание выжить позволило ему добраться до людей.

Первыми на него наткнулись два жителя деревни Плав, но из-за боязни, что перед ними немец, они обошли его стороной. Спасли Алексея Петровича два мальчика, которые распознали в измученном летчике советского человека. Сережа и Саша позвали взрослых, которые отнесли его в деревню.

В населенном пункте не было врача. Самолет за Маресьевым прилетел только через неделю. Его госпитализировали в Москву. Он был в крайне тяжелом состоянии: гангрена и заражение крови. Он находился на каталке в коридоре, когда его заметил профессор Теребинский. Он осмотрел безнадежного пациента и принял решение провести немедленную ампутацию ног. Это должно было поставить точку на его летной карьере.

Выписка из наградного листа гвардии старшего лейтенанта А. Маресьева:

« Во время воздушного боя с превосходящими силами противника, спас жизнь двух летчиков, в числе которых был командир соседнего истребительного полка. В этом неравном бою им уничтожено 2 немецких истребителя».

С октября 1943 года воевал помощником командира 63-го гвардейского ИАП по воздушно-стрелковой службе, затем стал штурманом полка.

Уже то, что человек, лишившись обеих ног и не потеряв веру в самого себя, смог снова сесть за штурвал самолета и вновь выполнять служебные обязанности наравне со здоровыми солдатами – уже можно считать подвигом. Еще одного Маресьева найти сложно! Человек с большой буквы, он ни разу за многомесячное лечение не показал беспомощности. Напротив, на его примере многие больные вновь находили в себе желание жить и продолжать бороться с другими солдатами за свободу своей родины. Да, что первая встреча с небом, что вторая – не были для Алексея Петровича простыми. Что и в первый раз, после тяжелого ранения Маресьев вынужден был пройти массу испытаний и барьеров, но вернулся в строй. Более того, после того, как Маресьев снова начал летать, он сбил еще 7 вражеских самолетов:

  • * 1 апреля 1942;
  • * 4 апреля 1942 — две победы в одном бою;
  • * 19 июля 1943;
  • * 20 июля 1943 — 2 победы в одном бою;
  • * 15 декабря 1943 года.

В марте 45-го года по настойчивому требованию маршала Маресьев перешел на должность инспектора-летчика в Управление вузов Главного управления обучения, формирования и боевой подготовки ВВС РККА. Такое решение о переводе было неспроста. Стране не нужен был мертвый герой, ведь живой он принесет больше пользы. Его образ использовали власти для популяризации советской армии. Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 10 самолётов врага.

Жизнь после войны

Маресьев всегда следил за своей физической формой, много занимался, увлекался плаванием, лыжами. Несмотря на известность и почетное звание, Алексей был скромным и простым человеком. В конце войны в главном штабе он встретил девушку, которая ему очень понравилась, но постеснялся познакомиться. Маресьеву пришлось узнавать про нее в отделе кадров. Уже месяц спустя Галина стала его невестой.

У Алексея и Галины родилось двое сыновей: в 1946 году – Виктор, в 1958 – Алексей. Старший сын стал инженером в автомобильной промышленности, младший в трехлетнем возрасте получил инвалидность, умер в 2001 году. После 1946 года Маресьев пребывал в запасе. Последний раз в небе был в качестве инструктора в начале 50-х годов. После войны вел активную жизнь, был участником многих мероприятий.

В 1952 году получил высшее образование в партийной школе, через четыре года получил степень кандидата исторических наук. В 1956 году вступил в должность секретаря Комитета ветеранов войны. В 1960 году выпустил свою книгу «На курской дуге». В 1978 году стал полковником запаса, в 1989 – народным депутатом. В мае 2001 года было запланировано торжество, приуроченное к юбилею летчика, в Театре Российской армии. Перед началом концерта у Маресьева случился инфаркт, унесший его жизнь. Похоронен герой на Новодевичьем кладбище Москвы.

Маресьев на встрече в Центральном доме культуры железнодорожников, 1998

Подвиг Алексея Маресьева

Ещё в госпитале Алексей Маресьев начал тренироваться, готовясь к тому, чтобы летать с протезами. Примером ему служил лётчик Первой мировой войны Прокофьев-Северский, который потерял правую ногу, но несмотря на это, вернулся в небо. В начале 1943 года прошёл медкомиссию и был направлен в Ибресинскую лётную школу в Чувашской АССР. В феврале 1943 года совершил первый после ранения вылет. Добился отправки на фронт и в июне этого же года прибыл в 63-й Гвардейский истребительный авиационный полк. Командир эскадрильи А. М. Числов взял с собой в пару и после нескольких удачных вылетов, доверие к Алексею Маресьеву установилось полное. 20 июля 1943 года Алексей Маресьев во время воздушного боя спас жизни двух советских лётчиков и сбил сразу два вражеских истребителя. Боевая слава о нём разнеслась по всей 15-й Воздушной армии и по всему фронту. В полк зачастили корреспонденты, среди которых был и будущий автор книги «Повесть о настоящем человеке» Борис Полевой.

Видео: В чем подвиг легендарного летчика

24 августа 1943 года за этот подвиг Алексею Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза. В 1944 году ушёл из боевого полка и стал инспектором — лётчиком в управлении Вузов ВВС. Всего за время войны он совершил 86 боевых вылета, сбил 11 самолётов противника: четыре до ранения и семь – после ранения. С 1946 года ушёл в отставку и свои последние вылеты совершил на учебном самолёте У-2 в качестве инструктора спецшколы ВВС в начале 50-х годов.

В послевоенные годы, отчасти благодаря хрестоматийной книге «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого (в ней назван Мересьевым), был очень известен. Его часто приглашали на различные праздничные мероприятия, организовывали встречи со школьниками, пример его подвига широко использовался для воспитания молодого поколения. Умер 18 мая 2001 года и был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

В честь Алексея Маресьева названа малая планета 2173 Maresiev, во многих городах улицы носят имя героя. На доме в Москве, где он жил висит мемориальная доска, в честь него поставлен бюст в городе Комсомольске–на-Амуре, в городе Камышин стоит монумент недалеко от дома, где жил лётчик-ас.

Видео: Судьба настоящего человека

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: