Биография алексей плещеев

Переводы зарубежных авторов

В последние годы жизни Плещеев занимался прозой зарубежных авторов. Так, в частности, он работал с произведениями Байрона и Шекспира, перевел на русский язык несколько сборников стихов поэта Джона Донна. Большой успех имела работа Плещеева в драматургии.

В столичных театрах успешно ставились его пьесы:

  • Командирша.
  • Нет худа без добра.
  • Счастливая чета.

В 1890 Плещеев получил огромное по тем временам наследство от своего дальнего пензенского родственника. На вырученные деньги он купил в Париже апартаменты, где поселился вместе со своими двумя дочерями. Салон известного русского писателя стал одним из культурных центров французской столицы. Тут он принимал многочисленных литераторов, проводились поэтические вечера, где встречались как умудренные опытом поэты, так и начинающие авторы. Плещеев в это время увлёкся живописью, пробуя писать портреты, и слыл известным меценатом.

Однако вскоре здоровье стало подводить писателя, сказались годы, проведенные в ссылке и армейские тяготы. В 1893 году он, уже тяжело больной, отправляется в Ниццу на лечение. По дороге в пансионат у него случается апоплексический удар, который стал причиной смерти знаменитого русского поэта и драматурга. Похоронен Плещеев в Москве, на кладбище Новодевичьего монастыря, куда тело усопшего перевезли его друзья на собранные пожертвования от русских писателей.

Хронологическая таблица «Основные события жизни и творчества А. Н. Плещеева»

1825 год. 4 декабря. В Костроме в семье обедневшего дворянина, чиновника Николая Сергеевича и Елены Александровны рождается мальчик Лёша.

1938. Юноша отправляется в Петербург и поступает в школу гвардейских подпрапорщиков.

1843. Алексей увольняется со службы и поступает в Петербургский университет.

1846. Поэт начинает посещать литературный кружок братьев Бекетовых, где знакомится с Фёдором Достоевским.

В этом же году издаётся первый сборник стихов политической направленности.

1847. Стихи поэта начинают печатать в «Отечественных записках».

1848. Печатается первая крупная повесть «Шалость».

1849. Поэта арестовали за революционную деятельность и дали четыре года каторги.

1850. Плещеев оказывается в Уральске, где служит рядовым солдатом.

1856. Писатель уволился со службы в чине прапорщика. Он печатает в «Русском вестники» стихи под общим названием «Старые песни на новый лад».

1857. Он женится на Еликониде Рудневой и в следующем году возвращается в Петербург.

1859. Писатель перебирается в Москву и становится сотрудником журнала «Современник».

1860. Издаётся двухтомник «Повести и рассказы».

1864. Умирает жена писателя, что становится для него огромным ударом.

1868. Он возвращается в Петербург и работает редактором «Отечественных записок».

1878. Печатается сборник детских стихотворений «Подснежник».

1887. Впервые выходит в свет полное собрание стихотворения поэта.

1891. Издаётся второй сборник детских стихотворений «Дедушкины песни».

1892. Получив огромное наследство, Плещеев отправляется в круиз по Европе.

1893 год. 8 октября. Поэт погибает от апоплексического удара в Ницце. Его тело перевезли в Москву и похоронили в Новодевичьем монастыре.

Творчество 1880-х годов

С переселением в столицу творческая деятельность Плещеева возобновилась и не прекращалась почти до самой смерти. В 1870-1880-е годах поэт занимался преимущественно стихотворными переводами с немецкого, французского, английского и славянских языков. Как отмечали исследователи, именно здесь в наибольшей степени проявилось его поэтическое мастерство.

А. Плещеев перевёл крупные драматические произведения («Ратклиф» Гейне, «Магдалина» Геббеля, «Струэнзе» М. Бера), стихи немецких поэтов (Гейне, М. Гартман, Р. Пруц), французских (В. Гюго, М. Монье), английских (Дж. Г. Байрон, А. Теннисон, Р. Саути, Т. Мур), венгерских (Ш. Петёфи), итальянских (Джакомо Леопарди), произведения украинского поэта Тарас Шевченко и таких польских поэтов, как С. Витвицкий («Травка зеленеет, солнышко блестит…», из сборника «Сельские песни»), Антоний Сова (Эдуард Желиговский) и Владислав Сырокомля.

А. Плещеев переводил и художественную прозу; некоторые произведения («Брюхо Парижа» Э. Золя, «Красное и черное» Стендаля) впервые были изданы именно в его переводе. Поэт переводил также научные статьи и монографии. В разных журналах Плещеев опубликовал многочисленные компилятивные работы по западноевропейской истории и социологии («Поль-Луи Курье, его жизнь и сочинения», 1860; «Жизнь и переписка Прудона», 1873; «Жизнь Диккенса», 1891), монографии о творчестве У. Шекспира, Стендаля, А. де Мюссе. В своих публицистических и литературно-критических статьях, во многом следуя за Белинским, он пропагандировал демократическую эстетику, призывал искать в народной среде героев, способных к самопожертвованию во имя общего счастья.

В 1887 году было издано полное собрание стихотворений А. Н. Плещеева. Второе издание, с некоторыми дополнениями, сделано уже после его смерти его сыном, в 1894 году, впоследствии были изданы также «Повести и рассказы» Плещеева.

А. Н. Плещеев активно интересовался театральной жизнью, был близок к театральной среде, знаком с А. Н. Островским. В разное время он занимал должности старшины Артистического кружка и председателя Общества сценических деятелей, активно участвовал в деятельности Общества русских драматических писателей и оперных композиторов, нередко сам выступал с чтениями.

А. Н. Плещеев написал 13 оригинальных пьес. В основном это были небольшие по объёму и «занимательные» по сюжету лирико-сатирические комедии из провинциально-помещичьей жизни. Театральные постановки по его драматургическим произведениям «Услуга» и «Нет худа без добра» (обе — 1860), «Счастливая чета», «Командирша» (обе — 1862) «Что часто бывает» и «Братья» (обе — 1864), и др.) шли в ведущих театрах страны. В эти же годы он переработал для русской сцены около тридцати комедий зарубежных драматургов.

Литературное наследие

Николай Алексеевич Плещеев, биография которого может вызывать только восхищение потомков, оставил после себя богатое культурное наследие.

Оригинальные и переводные стихи Плещеева завораживают своей мелодичностью. Именно поэтому они не остались незамеченными такими великими композиторами, как Чайковский, Мусоргский, Кюи, Гречанинов, Рахманинов. Более ста поэтических произведений поэта положены на музыку, являясь образцами искусства. Около 13 оригинальных и 30 переводных театральных пьес принадлежат перу Николая Алексеевича. Некоторые из них и сегодня входят в репертуар театров страны. Сотни поэтических произведений Плещеева издаются в сборниках. Многие, став классическими, входят в хрестоматии по литературному чтению.

Жизнь Плещеева оборвалась 26 сентября 1893 года в Париже, но похоронен Николай Алексеевич в Москве.

Алексей Николаевич Плещеев. Биография

(1825 — 1893), русский поэт. Родился 22 ноября (4 декабря н.с.) в Костроме в дворянской семье, принадлежавшей к старинному роду. Детские годы прошли в Нижнем Новгороде, где служил отец, рано умерший. Под руководством матери получил хорошее домашнее образование.

В 1839 вместе с матерью переселяется в Петербург, учится в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, затем в университете, из которого ушел в 1845. В студенческие годы определился его интерес к литературе и театру, а также к истории и политической экономии. Тогда же сблизился с Ф. Достоевским, Н. Спешневым и Петрашевским, социалистические идеи которого он разделял.

В 1844 в «Современнике» появились первые стихотворения Плещеева («Сон», «Странник», «На зов друзей»), благодаря которым его стали воспринимать как поэта-борца.

В 1846 выходит первый сборник стихов, в котором было исключительно популярное в кругу петрашевцев стихотворение «Вперед! без страха и сомненья…».

В 1849 вместе с другими петрашевцами был приговорен к смертной казни, замененной солдатчиной, лишением «всех прав состояния» и отправкой в «отдельный оренбургский корпус рядовым».

В 1853 принял участие в штурме крепости Ак-Мечеть, за храбрость был произведен в унтер-офицеры, в мае 1856 получил чин прапорщика и смог перейти на гражданскую службу.

В 1857 женился, в 1859 после длительных хлопот добился разрешения жить в Москве, правда, под «строжайшим надзором», «без срока».

Активно сотрудничает с журналом «Современник», становится сотрудником и пайщиком газеты «Московский вестник», печатается в «Московских ведомостях»и др. Примыкает к некрасовской школе, пишет стихи о народной жизни («Скучная картина», «Родное», «Нищие»), о жизни городских низов — «На улице». Под впечатлением от тяжелой участи Чернышевского, находившегося уже пять лет в сибирской ссылке, было написано стихотворение «Жаль мне тех, чья гибнет сила» (1868).

Творчество Плещеева высоко оценивалось прогрессивной критикой (М. Михайлов, М. Салтыков-Щедрин и др.).

В 1870 — 80 Плещеев много занимался переводами: он переводил Т. Шевченко, Г. Гейне, Дж. Байрона, Т. Мура, Ш. Петёфи и других поэтов.

Как прозаик он выступил еще в 1847 с рассказами в духе натуральной школы. Позже вышли его «Повести и рассказы» (1860). В конце жизни написал монографии «Жизнь и переписка Прудона» (1873), «Жизнь Диккенса» (1891), статьи о Шекспире, Стен-дале и др.

Интерес к театру особенно усилился в 1860-е, когда Плещеев подружился с А. Островским и сам начал писать пьесы («Что часто бывает», «Попутчики», 1864).

В 1870 — 80 был секретарем редакции «Отечественных записок», после их закрытия — одним из редакторов «Северного вестника».

В 1890 Плещеев получил огромное наследство. Это позволило ему избавиться от многолетней борьбы за существование. На эти деньги он оказывал помощь многим литераторам и внес в литературный фонд значительную сумму, учредив фонды имени Белинского и Чернышевского для поощрения талантливых писателей, поддерживал семью больного Г. Успенского, Надсона и других, финансировал журнал «Русское богатство».

Плещеев был «крестным отцом» таких начинающих писателей, как В. Гаршин, А. Чехов, А. Апухтин, С. Надсон.

Музыкальность стихотворений Плещеева привлекала внимание многих композиторов: песни и романсы на его тексты писали Чайковский, Мусоргский, Варламов, Кюи, Гречанинов, Глиэр, Ипполитов-Иванов. Стихотворения поэта

Стихотворения поэта

Детство и юность русского поэта

22 ноября 1825 года — дата рождения знаменитого поэта Алексея Николаевича Плещеева. Город Кострома — место, где был рожден будущий писатель и переводчик. Отец мальчика принадлежал старинному роду обедневших дворян. Среди его предков был святой Московский Алексий.

Алексей рос в Нижнем Новгороде, его отец поступил на должность губернского лесничего. Он умер в 1832 году, когда Алексею было 7 лет. Елене Александровне Горскиной, матери поэта, которая осталась вдовой, пришлось одной воспитывать сына. Это не помешало ей сделать Алексея высокообразованным. Он в 13 лет знал 3 языка, выучившись дома.

Переехав в Санкт-Петербург, Алексей Плещеев исполнил желание матери и стал гвардейским прапорщиком. Вскоре он потерял интерес к службе, что послужило его выходом из воинского состава. После этого поэт посвятил свою юность университетскому обучению в Санкт-Петербурге, где он сочинял стихи, следуя по стопам своих предков, любивших литературу.

В роду Плещеевых было много поэтов и писателей. В юности Александр Николаевич имел широкий круг интересов и был знаком со многими известными людьми:

  • И.А. Гончаровым.
  • П.А. Плетневым.
  • Ф.М. Достоевским.
  • М.Е. Салтыковым-Щедрином.
  • А.А. Краевским.
  • Д.В. Григоровичем.

Дебютная подборка стихов была направлена Плещеевым Плетневу, служившему ректором университета. Он руководил издательством журнала «Современник». Это определило призвание молодого поэта. Познакомившись с журналистами и литераторами, он стал посещать вечера издателя «Отечественных записок» А.А. Краевского.

Алексей Плещеев в молодости

Находки исследователей

В среде петрашевцев создавались многочисленные агитационные стихотворения, но сохранились из них единицы. Предположительно пропали и многие агитационные стихотворения Плещеева. Существует предположение, что некоторые неподписанные произведения, выходившие в эмигрантских сборниках серии «Лютня» могут принадлежать Плещееву; к их числу относится стихотворение «Праведники», помеченное: «С. Петербург. 18 января 1847 года».Стихотворение «По чувствам братья мы с тобой…» (1846) долгое время приписывалось К. Ф. Рылееву. Принадлежность его Плещееву была установлена в 1954 году Е. Бушканцем, который выяснил, что адресатом его был В. А

Милютин (1826-1855), член кружка Петрашевского, экономист, на работы которого обращали внимание Белинский и Чернышевский.Стихотворение «Осень наступила, высохли цветы…», во всех сборниках детской поэзии приписывающееся Плещееву, но отсутствующее во всех собраниях его сочинений, Плещееву в действительности не принадлежит. Как установил литературовед М

Н. Золотоносов, автором этого текста является инспектор Московского учебного округа Алексей Григорьевич Баранов (1844-1911), составитель сборника, где это стихотворение впервые было напечатано.Стихотворение «Её мне жаль…» («Дай руку мне. Я понимаю твою зловещую печаль…») было опубликовано с посвящением Д. А. Толстому, с которым поэт дружил в юности. Толстой, однако, впоследствии приобрел репутацию «реакционера» и даже стал шефом корпуса жандармов. В связи с этим, как выяснилось впоследствии, А. А. Плещеев, сын поэта, настоятельно просил П. В. Быкова не включать стихотворение в сборник или посвящение вычеркнуть.:238Долгое время шли споры о том, кому могло быть адресовано стихотворение «С…у» (1885), начинавшееся словами: «Перед тобой лежит широкий новый путь…». Самой убедительной была признана версия С. А. Макашина, согласно которой адресатом его был Салтыков-Щедрин. В журнальной публикации оно имело подзаголовок: «При вступлении на поприще». Щедрина Плещеев ценил как «талант действительно огромный», относил его к «лучшим людям своей страны»:241.

Русский поэт Алексей Плещеев

Подробности
Категория: Русская поэзия XIX века
Опубликовано 14.08.2020 16:57
Просмотров: 387

«Плещеев «…весь отразился в своей поэзии, весь со своей чистой, как кристалл, совестью, пламенной верой в добро и людей, со своей цельной личностью, … глубоко симпатичной, незлобивой, мягкой» (Н. Банников).

Плещеев, наряду с Огарёвым, возродил в 40-е годы XIX в. заглохшие было традиции гражданской лирики. Его стихи были патетичными, но искренними. Они призывали к общественному подвигу, к защите угнетённых и униженных. Гимном демократической молодёжи стало в то время стихотворение А. Плещеева «Вперёд! Без страха и сомненья…»

Вперёд! Ьез страха и сомненьяНа подвиг доблестный, друзья!Зарю святого искупленьяУж в небесах завидел я!

Смелей! Дадим друг другу рукиИ вместе двинемся вперед.И пусть под знаменем наукиСоюз наш крепнет и растет.

Жрецов греха и лжи мы будемГлаголом истины карать,И спящих мы от сна разбудим,И поведем на битву рать!

Не сотворим себе кумираНи на земле, ни в небесах;За все дары и блага мираМы не падем пред ним во прах!..

Провозглашать любви ученьеМы будем нищим, богачам,И за него снесем гоненье,Простив безумным палачам!

Блажен, кто жизнь в борьбе кровавой,В заботах тяжких истощил;Как раб ленивый и лукавый,Талант свой в землю не зарыл!

Пусть нам звездою путеводнойСвятая истина горит;И верьте, голос благородныйНе даром в мире прозвучит!

Внемлите ж, братья, слову брата,Пока мы полны юных сил:Вперед, вперед, и без возврата,Что б рок вдали нам ни сулил!1846

А.Н. Плещеев (1850-е годы)

Для нового поколения русских литераторов конца XIX в. А. Н. Плещеев был «живым символом рыцарственного русского литературного свободомыслия незапамятных дореформенных времён» (Ю.В. Зобнин).Д. Мережковский на 60-летнем юбилее Плещеева прочитал стихи, написанные им «от имени молодёжи», которые отражали отношение нового поколения русской интеллигенции к стареющему поэту:

…Ты дорог нам, что не одним лишь словом,Но всей душой своей, всей жизнью ты поэт,И в эти шестьдесят тяжёлых, долгих лет –В глухом изгнании, в бою, в труде суровом –Ты чистым пламенем повсюду был согрет.Но знаешь ли, поэт, кому ты всех дороже,Кто горячее всех привет тебе пошлёт?Ты лучший друг для нас, для русской молодёжи,Для тех, кого ты звал: «Вперёд, вперёд!»Своей пленительной, глубокой добротою,Как патриарх, в семью ты нас объединял, –И вот за что тебя мы любим всей душою,И вот за что теперь мы подняли бокал!

Все, оставившие воспоминания о Плещееве, характеризовали его как человека высоких нравственных качеств. Он был идеалистом и ни разу не изменил себе. А. Блок, размышляя в 1908 г. о старой русской поэзии, особо отмечал стихи Плещеева, которые «будили какие-то уснувшие струны, вызывали к жизни высокие и благородные чувства».Современники и впоследствии исследователи творчества отмечали необычайные ясность ума, цельность натуры, доброту и благородство Плещеева; характеризовали его как человека, который «отличался не омрачаемой ничем чистотой души»; сохранил «несмотря на все лихие каторжные и солдатские десятилетия… детскую веру в чистоту и благородство человеческой натуры, и всегда был склонен преувеличить дарование очередного поэта-дебютанта».Но значение творчества А.Н. Плещеева не ограничивалось его вкладом в развитие русской революционной поэзии. Поэт написал множество критических статей с анализом развития европейской литературы, много переводил европейских поэтов и прозаиков (Байрон, Роберт Прутц, Мориц Гартман, Николаус Ленау, Томас Мур, Тарас Шевченко, Эмиль Золя, Стендаль, братья Гонкуры, Альфонс Доде и др.).Классическими признаны плещеевские стихи для детей («На берегу», «Старик»). Наряду с Пушкиным и Некрасовым он считается одним из основоположников русской поэзии для детей. Эти стихи до настоящего времени входят в школьные хрестоматии и учебники.

В Петербурге

В 1868 году Н. А. Некрасов, возглавляющий «Отечественные записки» предложил Алексею Николаевичу пост секретаря редакции. Плещеевы переехали в столицу, и поэт вновь оказался в знакомой литературной среде. После смерти Николая Алексеевича Плещеев стал руководителем стихотворного отдела и занимал эту должность до 1884 года. Когда «Отечественные записки» закрылись, Плещеев участвовал в создании нового журнала «Северный вестник».

Большое внимание поэт уделял творческой молодёжи. Для многих молодых авторов (С. Надсон, А

Апухтин, В. Гаршин, А. Серафимович) Алексей Николаевич стал «литературным крестным отцом». Ивана Сурикова, доведенного нищетой до отчаяния, Плещеев буквально спас от самоубийства и помог с публикацией первых стихотворений. А. Чехова, с которым состоял в дружеской переписке, поэт поддерживал советами и отстаивал его перед Н. Михайловским

Надсон, А. Апухтин, В. Гаршин, А. Серафимович) Алексей Николаевич стал «литературным крестным отцом». Ивана Сурикова, доведенного нищетой до отчаяния, Плещеев буквально спас от самоубийства и помог с публикацией первых стихотворений. А. Чехова, с которым состоял в дружеской переписке, поэт поддерживал советами и отстаивал его перед Н. Михайловским.

Интересовался А. Н. Плещеев и драматургией: им написано 13 оригинальных пьес, ещё 30 иностранных обработано для отечественной сцены. Поэт принимал непосредственное участие в деятельности Общества русских драматических писателей и оперных композиторов, в разное время занимал должности старшины Артистического кружка и председателя Общества сценических деятелей.

На закате дней Алексей Николаевич занимался по большей части переводами и много писал для детей. К юному читателю Плещеев умел обращаться искренне и просто, без лишнего пафоса и слащавого сюсюкания. Его сборники «Подснежник» (1878) и «Дедушкины песни» (1891) имели большой успех. Некоторые стихотворения являются хрестоматийными по сей день.

Многие стихи А. Н. Плещеева положены на музыку русскими композиторами: П. И. Чайковским, С. В. Рахманиновым, Н. А. Римским-Корсаковым, Ц. А. Кюи, А. Т. Гречаниновым и др.

Последние годы жизни

В 1890 году материальные проблемы, преследовавшие А. Н. Плещеева с юности, разрешились самым неожиданным образом. В родовом имении при селе Чернозерье Пензенской губернии скончался дальний родственник поэта, А. П. Плещеев, бывший военный моряк, а затем капитан торгового флота. Алексею Николаевичу покойный оставил движимого имущества и денежных средств на сумму около двух миллионов рублей (на недвижимость и земельные угодья объявился другой наследник).

Заделавшись в одночасье «миллионщиком», поэт не утратил благородства и чуткости к людям. Крупную сумму Алексей Николаевич пожертвовал Литературному фонду, стал учредителем фондов Чернышевского и Белинского для выплаты стипендий малообеспеченным студентам, оказывал поддержку семьям С. Надсона и Г. Успенского, финансировал журнал В. Короленко и Н. Михайловского «Русское богатство».

Весной 1891 года, завершив оформление документов, Плещеев решил таки исполнить свою давнюю мечту – побывать в Европе, тем более, что доктора настоятельно рекомендовали поэту курортное лечение. В горную Швейцарию Плещеевы отправились кружным маршрутом через Берлин, Дрезден, с остановкой в Париже. Во французской столице семья поселилась в роскошных апартаментах отеля «Mirabeau». Алексей Николаевич без устали гулял по парижским улицам, посещал музеи и театры, встречался с соотечественниками: С. Григоровичем, Д. Мережковским и его женой З. Гиппиус. Бесконечные впечатления от поездки возвращали поэта к жизни, заставляя забывать о мучительных сердечных болях. Однако летом, в Люцерне с Плещеевым случилось по его словам «нечто вроде удара», парализовавшего левую руку и ногу, но усилия немецкого доктора и целебный швейцарский воздух помогли больному пойти на поправку.

Зимы 1891/92 и 1892/93 Плещеевы провели в Ницце, а на летние месяцы возвращались в Петербург. В августе 1893 года поэт заехал на Смоленщину, в гости к младшему сыну

Чувствовал себя Алексей Николаевич неважно: головная боль сменялась слабостью и приступами удушья. Едва наступило облегчение, Плещеев в сопровождении сына Александра поехал в Ниццу. В Париже они задержались, поджидая приезда Екатерины Дмитриевны и Любоньки

Кризис наступил вечером 25 сентября, а в 2 часа ночи 26 сентября (8 октября по н. с.) 1893 года поэт умер от апоплексического удара

В Париже они задержались, поджидая приезда Екатерины Дмитриевны и Любоньки. Кризис наступил вечером 25 сентября, а в 2 часа ночи 26 сентября (8 октября по н. с.) 1893 года поэт умер от апоплексического удара.

Тело поэта из Парижа было доставлено через Петербург в Москву для захоронения. В первопрестольной гроб несли на руках от Николаевского вокзала до самого кладбища. 6 октября на похоронах Алексея Николаевича собралось огромное количество людей. Власти, опасаясь беспорядков, запретили печатать какое-либо «панегирическое слово», но пришедшие к гробу покойного воздали должное таланту и благородству русского поэта.

А. Н. Плещеев погребен на Новодевичьем кладбище, рядом с первой супругой, Еликонидой Александровной (это место поэт заблаговременно выкупил ещё в 60-х годах).

Биография писателя

Русский писатель, поэт, переводчик; литературный и театральный критик.Выходец из старинного дворянского рода, в котором было несколько литераторов (в т.ч. известный в конце 18 века писатель С.И. Плещеев). Отец Плещеева с 1826 был губернским лесничим в Нижнем Новгороде. С 1839 Алексей жил с матерью в Петербурге, учился в 1840–1842 в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, в 1843 поступил на историко-философский факультет Петербургского университета по разряду восточных языков.

С 1844 года Плещеев публикует (главным образом в журналах «Современник» и «Отечественные записки», а также в «Библиотеке для чтения» и «Литературной газете») стихи, варьируя романтико-элегические мотивы одиночества и печали. С середины 1840-х годов в поэзии Плещеева недовольство жизнью и жалобы на собственное бессилие оттесняются энергией социального протеста и призывами к борьбе («На зов друзей», 1945; прозванное «русской Марсельезой», «Вперед! Без страха и сомненья…» и «По чувствам братья мы с тобой», оба 1846), надолго ставшие своеобразными гимнами революционной молодежи.

В апреле 1849 Плещеев был арестован в Москве и доставлен в Петропавловскую крепость в Петербурге; 22 декабря того же года вместе с другими петрашевцами ждал на Семеновском плацу казни, в последний момент замененной 4-летней каторгой. С 1852 в Оренбурге; за отличие в штурме кокандской крепости Ак-Мечеть произведен в унтер-офицеры; с 1856 офицер. В эти годы Алексей Николаевич сближается с другими ссыльными – Т.Г. Шевченко, польскими повстанцами, а также с одним из создателей литературной маски Козьмы Пруткова А.М. Жемчужниковым и поэтом-революционером М.Л. Михайловым. Стихи Плещеева периода ссылки, отходя от романтических клише, отмечены искренностью (любовная лирика, посвященная будущей жене: «Когда твой кроткий, ясный взор…», «Тобой лишь ясны дни мои…», оба 1857), иногда нотами усталости и сомнения («Раздумья», «В степи», «Молитва»). В 1857 Плещееву было возвращено звание потомственного дворянина.

В мае 1858 поэт приезжает в Петербург, где знакомится с Н.А. Некрасовым, Н.Г. Чернышевским и Н.А. Добролюбовым. В августе 1859 поселяется в Москве. Много печатается (в т.ч. в «Русском вестнике», «Времени» и «Современнике»). В 1860 Плещеев становится пайщиком и членом редакции «Московского вестника», привлекая к сотрудничеству наиболее яркие литературные фигуры. В 1860-е годы в его доме на литературных и музыкальных вечерах бывают Некрасов, Тургенев, Толстой, Писемский, Рубинштейн, Чайковский, актеры Малого театра.

В 1870–1880-е годы Плещеев занимался преимущественно стихотворными переводами с немецкого, французского, английского и славянских языков. Переводил также (зачастую впервые в России) художественную и научную прозу

Мелодичность оригинальной и переводной поэзии Плещеева привлекла внимание многих композиторов, более 100 его стихотворений положены на музыку. Как прозаик Плещеев выступал в русле натуральной школы, обращаясь главным образом к провинциальной жизни, обличая взяточников, крепостников и тлетворную власть денег. Близкий к театральной среде, Плещеев написал 13 оригинальных пьес, в основном лирико-сатирических комедий из провинциально-помещичьей жизни, небольших по объему, занимательных по сюжету, шедших в ведущих театрах страны («Услуга», «Нет худа без добра», обе 1860; «Счастливая чета», «Командирша», обе 1862; «Что часто бывает», «Братья», обе 1864, и др.)

Близкий к театральной среде, Плещеев написал 13 оригинальных пьес, в основном лирико-сатирических комедий из провинциально-помещичьей жизни, небольших по объему, занимательных по сюжету, шедших в ведущих театрах страны («Услуга», «Нет худа без добра», обе 1860; «Счастливая чета», «Командирша», обе 1862; «Что часто бывает», «Братья», обе 1864, и др.).

В 1880-е годы Плещеев поддерживал молодых писателей – В.М. Гаршина, А.П. Чехова, А.Н. Апухтина, И.З. Сурикова, С.Я. Надсона; общался с Д.С. Мережковским, З.Н. Гиппиус и другими.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: